Предпринимательство
Гасанов Э.С. Gasanov E.S.
аспирант кафедры «Финансы и кредит», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
DOI: 10.17122/2541-8904-2020-4-34-91-100
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В КОРПОРАТИВНОЙ СРЕДЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Переход в цифровое пространство и формирование цифровой экономики - ключевой приоритет развития всего мирового сообщества. Развитие цифровых технологий достигло того этапа, когда их массовое и повсеместное использование вызывает революционные трансформации в мировой экономике от организации бизнес-процессов и технологий управления до разрушения традиционной модели экономики и формирования нового технологического уклада. Именно уровень цифровизации сегодня определяет конкурентоспособность стран, а в ближайшем будущем станет ее основным показателем. На пути цифровых преобразований предпринимательское сообщество сталкивается с целым рядом проблем. В статье, на основе изучения и анализа публикаций отечественных и зарубежных авторов, статистических и аналитических обзоров и исследований экспертных агентств и сообществ по вопросам становления и развития цифровой экономики, приводится классификация проблем развития цифровой экономики в корпоративной среде предпринимательства, в соответствии с которой выделена глобальная группа проблем, так называемые киберугрозы, сопровождающие все информационные процессы в цифровом мировом сообществе: информационная безопасность, защита информации в сети и анонимность работы в сети Интернет; группа страновых проблем, присущих процессам цифровизации и цифровой трансформации в России; цифровое неравенство между регионами внутри страны, технико-технологический провал нашей страны в сфере развития ИКТ, как следствие, технологическая зависимость от зарубежных решений и незрелость общественного сознания для кардинальных преобразований в экономике и общественной жизни; группа институциональных проблем, сопровождающая развитие цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде (в первую очередь, дефицит квалифицированных специалистов по цифровым технологиям, недостаточная государственная поддержка цифровизации предпринимательского сектора и низкий уровень развития цифровой инфраструктуры и др.).
Оперативная объективная диагностика существующих проблем и их классификация по группам может выступать основанием для дальнейших диагностических и прогностических процедур и разработки решений выявленных проблем, реализация которых будет определять успешность развития цифровой экономики в корпоративной среде предпринимательства.
Ключевые слова: проблемы развития цифровой экономики, цифровизация, предпринимательство, корпоративная среда предпринимательства.
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF DIGITAL ECONOMY IN THE CORPORATE BUSINESS ENVIRONMENT
The transition to digital space and the formation of a digital economy is a key priority for the development of the entire global community. The development of digital technologies has reached a stage when their mass and widespread use is causing revolutionary transformations in the world economy, from the organisation of business processes and management technologies to the destruction of the traditional economic model and the formation of a new technological pattern. It
УДК 338.2
Entrepreneurship
is the level of digitalisation that today determines the competitiveness of countries, and in the near future will be its main indicator. The business community faces a number of challenges on the road to digital transformation. In article, on the basis of studying and the analysis of publications of domestic and foreign authors, statistical and analytical reviews and researches of expert agencies and communities on questions of formation and development of digital economy, classification of problems of development of digital economy in the corporate environment of business according to which, the general and most serious group of the problems accompanying all information processes in a digital society is allocated is given. a group of specific problems inherent in the processes of digitalisation and digital transformation in Russia - the digital inequality between regions within the country, the technical and technological failure of our country in the area of ICT development, as a result of technological dependence on foreign solutions and the immaturity of public consciousness for fundamental changes in the economy and public life; a group of problems accompanying the development of the digital economy in the corporate business environment - this is, first and foremost, the provision of human resources for work in the corporate business environment.
Prompt objective diagnosis of existing problems and their classification into groups can be the basis for further diagnostic and prognostic procedures and development of solutions to identified problems, the implementation of which will determine the success of the digital economy in the corporate business environment.
Key words: problems in the development of the digital economy, digitalisation, entrepreneurship and the corporate business environment.
Процессы цифровизации во всем мире идут все активнее, цифровая экономика развивается стремительными темпами, находясь в фокусе внимания руководства большинства
стран. Правительство России, осознав необходимость скорейшего вступления в цифровую гонку, закрепило это решение на программном и законодательном уровне (табл.).
Таблица. Перечень документов, регулирующих развитие цифровой экономики в России на государственном уровне
Название документа Нормативные правовые акты
Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (с изменениями и дополнениями) [1]
Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» от 15 апреля 2014 г. № 313 [2]
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [3]
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р [4]
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации Указ Президента РФ от 01 декабря 2016 года № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [5]
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [6]
Но одних решений правительственных танная, научно- и финансово-обоснованная
органов и понимания предпринимательским политика государства по поддержке процес-
сообществом неизбежности цифровой транс- сов цифровизации и созданию доступной
формации недостаточно. Требуется прорабо- цифровой инфраструктуры в России.
92 -
Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 4 (34), 2020
Цифровая экономика - это уже насущная реальность, формирующая новое мировое экономическое пространство, при этом идет трансформация государственного управления, предпринимательства, социально-экономической сферы и общества в целом, основу всех этих преобразований составляет повсеместное распространение и использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ), глобальной сети Internet и мобильной связи. Таким образом, поскольку цифровиза-цию и цифровую трансформацию претерпевают системы всех уровней, то справедливо полагать, что и проблемы развития цифровой экономики возникают на всех ее уровнях.
Ключевым признаком цифровой экономики является стремительно нарастающий объем информации, используемой в обществе, в связи с чем наиболее серьезными проблемами, стоящими перед мировым сообществом, осуществляющим переход в цифровое пространство, являются проблемы нарастающих глобальных киберугроз в сферах информационной безопасности (ИБ), защиты информации (ЗИ) и анонимности, которые в
Предпринимательство
Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей развитие цифровой экономики в РФ, публикаций отечественных и зарубежных авторов по вопросам становления и развития цифровой экономики в периодических изданиях и экспертных интернет-изданиях, а также аналитических отчетов и справок рейтинговых агентств и аналитических центров позволил разработать классификацию проблем развития цифровой экономики в корпоративной среде предпринимательства, в зависимости от их уровня и масштаба влияния (рис)-
Доктрине информационной безопасности РФ определяются как:
- ИБ - это «состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [7];
- ЗИ - это «комплекс правовых организационных и технических мероприятий и действий по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их послед-
Группа проблем глобального уровня (киберугрозы) информационная безопасность; защита информации; сохранение анонимности работы в сети Интернет
Группа проблем странового уровня (Россия) технико-технологическое отставание и технологическая зависимость от других стран; незрелость общественного сознания для кардинальных трансформаций экономики и общественной жизни; цифровое неравенство между регионами
Группа проблем институционального уровня (корпоративная предпринимательская среда) дефицит квалифицированных специалистов по цифровым технологиям в предпринимательском секторе; недостаточная государственная поддержка цифровизации предпринимательского сектора; низкий уровень развития и доступности цифровой инфраструктуры
Рисунок. Классификация проблем развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде
Entrepreneurship
ствий в процессе сбора, хранения, обработки и передачи информации в информационных системах» [7];
- анонимность работы в глобальной сети Интернет - это заложенный на начальном этапе развития сетевых технологий алгоритм, позволяющий входить и совершать действия в глобальной сети Интернет без жесткой и однозначной авторизации, а значит обеспечивающий бесконтрольность действий и возможность для совершения киберпреступле-ний.
Перечисленные глобальные киберугрозы оказывают влияние на все страны и экономические субъекты, будь то корпорация или малое предприятие, не все они очевидны, но все реальны. Обеспечить защиту и нивелировать воздействие киберугроз возможно посредством развития кибербезопасности.
Кибербезопасность в современных условиях активного становления и развития цифровой экономики приобретает характер междисциплинарной области знаний и приближается к фундаментальной науке. Кибербезопасность обладает огромным инновационным потенциалом и выступает одним из факторов, обеспечивающих реализацию процессов цифровой трансформации во всех сферах.
Тотальное проникновение Интернета во все сферы деятельности, интеграция цифровых технологий и создание платформ, объединение «умных» систем в экосистемы в едином киберпространстве обусловили возникновение и усиление новых угроз со стороны киберпреступности, таких как захват управления различными устройствами и системами Интернета вещей.
«И весь этот цифровой мир необходимо защищать от информационных и киберугроз, что делает кибербезопасность проблемой XXI века. Цифровое будущее не наступит без кибербезопасности - и это не только российский, но и глобальный вызов» [8].
Агентство Европейского союза по кибербезопасности (European Union Agency for Cybersecurity, ENISA) опубликовало 8-й ежегодный доклад ENISA Threat Landscape (ETL), в котором приводятся 15 основных
киберугроз за период 2019-2020 гг. с учетом влияния пандемии СОУГО-19 на трансформацию цифровой среды [9].
В докладе ЕТЬ отмечается, что «пандемия заставила ослабить требования к кибербезопасности, а киберпреступники явно «прокачали» свои потенциальные возможности, быстро адаптируясь к новым условиям и более эффективно определяя доступные для атаки группы жертв. Методы и техники нападения стали более продвинутыми и персонализированными. Авторы доклада предупреждают, что пройдет немало времени, прежде чем компании и другие организации восстановят безопасное цифровое окружение» [10].
Российская статистика киберпреступности подтверждает мировой тренд, демонстрируя существенный рост показателей за период начала пандемии (январь - май 2020 года). Так, количество киберпреступлений в сфере информационной безопасности увеличилось на 85 % в сравнении с тем же периодом 2019 года, превысив 180 тыс. случаев; в 4,7 раза возросло количество преступлений с использованием пластиковых карт (64 тыс. случаев); в 2 раза выросло количество преступлений с использованием средств мобильной связи (76,5 тыс. случаев) [11].
Таким образом, пандемия коронавируса усугубила другую глобальную проблему и спровоцировала киберпандемию - следствие развития негативных тенденций при совершенствовании цифровых технологий, проявляющуюся в активизации и распространении киберпреступности (хакерство, кибертерро-ризм, кибервмешательство в частную жизнь и развитие государств).
По мнению «экспертов Всемирного экономического форума Николаса Дэвиса и Алгирд Пипикэйт, кибератака с характеристиками, аналогичными коронавирусу, будет распространяться быстрее и дальше, чем любой биологический вирус» [12].
Переходя на страновый уровень, можно отметить, что помимо глобальных киберугроз на пути развития цифровой экономики в Российской Федерации стоит целый ряд не менее существенных проблем.
В первую очередь, это технико-технологическое отставание РФ в сфере развития ИКТ, которое обусловливает технологическую зависимость от решений других стран. Текущий уровень технологической зависимости РФ в сфере ИКТ от зарубежных решений многими экспертами определяется как катастрофический, поскольку даже элементарные средства защиты информации по-прежнему широко используются зарубежные.
Эта проблема обусловлена политикой правительства в 50-80-е гг., когда на государственном уровне была фактически установлена информационная блокада и приостановлено освоение и развитие информационных технологий, что привело к крайне опасному отставанию в сфере ИКТ от развитых и развивающихся стран. В настоящий момент Россия оказалась в качестве государства, догоняющего и осваивающего ИКТ, тогда как развитые страны осваивают уже цифровые технологии и переходят в цифровое пространство. Невозможно перескочить этап оцифровки, когда все данные переводятся в цифровой формат, и цифровизации (внедрения цифровых технологий) и перейти сразу к этапу внедрения цифровой экономики, поскольку именно эти два процесса формируют ее основу.
Таким образом, задача правительства -ускоренными темпами перейти к цифровой экономике - подразумевает реализовать одновременно и параллельно те этапы освоения ИКТ прогресса, на которые у других стран ушел не один десяток лет. С другой стороны, здесь имеет место и рациональное зерно. Техника и технологии развиваются стремительными темпами. И уже сегодня необходимо проводить объективную критическую оценку состояния и деятельности каждого бизнеса на предмет целесообразности его модернизации и технико-технологического обновления в соответствии с новыми реалиями. Вполне вероятно, может оказаться, что целесообразнее выстраивать новую модель бизнеса в соответствии с новыми условиями цифровой экономики.
Предп ринимательство
Вышеобозначенная проблема тесно переплетается с проблемой импортозамещения, которая требует решения как в области производства инновационных техники и технологий, так и при выпуске инновационной продукции. До недавнего времени подавляющая часть (по разным данным, от 75 до 90 %) высокотехнологичного оборудования состояла из комплектующих импортного производства, так же обстояли дела с программным обеспечением. Политика импортозаме-щения активно пропагандируется и проводится Правительством РФ, однако для достижения необходимого уровня импортне-зависимости потребуется не менее 7-10 лет, а может, и больше.
Мы разделяем мнение экспертов и аналитиков «То^», которые утверждают, что «сохранение текущего положения дел может грозить потерей национального технологического суверенитета» [13], в связи с этим необходимо принимать неотложные меры в области развития отечественного ИКТ-сектора и оказывать мощную государственную поддержку разработчикам отечественных импортозамещающих решений, сервисов и технологий.
Второй, не менее острой проблемой общероссийского уровня является незрелость общественного сознания для кардинальных цифровых трансформаций, как в экономике, так и в общественной жизни. В связи с чем внедрение цифровых технологий на любом уровне социально-экономической системы зачастую сталкивается с неприятием и сопротивлением. У большей части общества, несмотря на повсеместное распространение ИКТ-технологий, Интернета и мобильной связи, отсутствует понимание необходимости активного участия в решении задачи цифро-визации, распространения и использования цифровых технологий в целях развития цифровой экономики.
Основным условием реализации государственной инициативы по трансформации экономики и переходу в цифровое пространство является осознание населением и предпринимательством сущности и роли государственной программы цифровизации эконо-
Entrepreneurship
мики, ее актуальности и значимости для каждого индивидуума, а также понимание неизбежности данных процессов. Существование такого рода проблемы в российской действительности обуславливает возникновение коммуникативного провала между органами власти, спустившими директиву о переходе к цифровой экономике, и населением, которому эту директиву предполагается реализовать, получив определенные преимущества и выгоды от ЦЭ. Идея цифро-визации способна стать материальной силой, когда она овладеет массами.
И наконец, еще одна проблема развития цифровой экономики в России - это цифровое неравенство. Коллектив авторов Гладкова А.А., Гарифуллин В.З. и Рагнедда Массимо в своем исследовании цифрового неравенства полагают, что «цифровой раскол может проявляться на трех основных уровнях: 1) уровне доступа к Интернету и ИКТ; 2) уровне цифровых компетенций пользователей и цифровой грамотности; 3) уровне социальных преимуществ, которые пользователи получают при грамотном и полноценном использовании цифровых технологий в профессиональной и частной жизни» [14].
Активизация процессов цифровизации и цифровой трансформации обострила существовавшую и ранее проблему цифрового неравенства в России, а пандемия коронави-руса и связанные с ней ограничительные меры, в том числе «дистанционное обучение» и «удаленная работа», выявили еще целый ряд проблем цифровизации регионов. Если нет доступа к цифровой инфраструктуре, то нет и возможности участвовать в тех процессах социально-общественной и производственно-хозяйственной жизни общества, которые были цифровизированы и переведены в цифровое пространство. Не имея доступа к Интернету, человек, по сути, не может получать базовые сервисы и социально значимые услуги, которые на сегодняшний день являются стандартом комфортной жизни.
Для решения проблем цифровых диспропорций в развитии регионов правительством были разработаны корректировки и дополне-
ния в программу «Цифровая экономика», которые предполагают мероприятия по выравниванию и устранению цифрового разрыва и обеспечению единого стандарта доступа к услугам связи и сети Интернет на территориях всех регионов страны, как городских, так и сельских, в том числе труднодоступных и малонаселенных.
Однако, как утверждает упомянутый выше коллектив авторов, и мы их мнение разделяем, «цифровое неравенство сегодня - это сложный многоуровневый феномен, рассматривать который следует в комплексе разных факторов, а не только через призму бинарного разрыва между наличием или отсутствием доступа граждан к Интернету и ИКТ»
[14].
Следующая проблема цифровой экономики актуальна и для общероссийского уровня, но особо сильное воздействие она оказывает на институциональном уровне, в связи с чем в предложенной классификации она отнесена к группе проблем развития цифровой экономики в корпоративной среде предпринимательства - это проблема дефицита квалифицированных специалистов по цифровым технологиям в предпринимательском секторе.
В стране назревает огромная проблема с кадрами. Система образования не успевает перестраиваться в виду длительного периода образования, вузы готовят не тех, кто сегодня нужен российской экономике. Прирост ком-петентностного потенциала в сфере цифровой экономики также возможен лишь при очень серьезном содействии государства в виде программ повышения цифровой грамотности и квалификации в области ИКТ. А также в тесном взаимодействии вузов, как производителей квалифицированных специалистов, и хозяйствующих субъектов всех секторов экономики и государства, как заказчиков кадров (под конкретные отраслевые проекты и государственные программы). В настоящий момент в нашей стране критически малое число уникальных специалистов в сфере цифровой экономики, что не позволяет компаниям, выбравшим стратегию цифрового развития, привлечь в свою команду спе-
циалистов необходимой квалификации и с нужным набором компетенций.
Развитие цифровых технологий возможно при условии привлечения и удержания государством высококвалифицированных специалистов в сфере цифровой экономики, обеспечения соответствующего финансирования и создания благоприятных условий для роста компетентностного потенциала.
На пути развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде особо остро стоит проблема государственной поддержки предпринимательства. В российской экономике государственными структурами идет поиск решения этой проблемы на протяжении нескольких десятилетий. Проделана довольно серьезная работа, и определенные сдвиги, несомненно, есть - ряд предпринимательских структур уже в полной мере использует преимущества цифровых технологий для развития своего бизнеса в новых условиях.
Однако сохраняется довольно значительная часть предпринимателей, работающих по традиционной бизнес-модели, которые с трудом осваивают и внедряют в свою деятельность цифровые технологии.
Разработанные и внедренные сегодня на государственном уровне цифровые технологии и сервисы, содействующие цифровиза-ции предпринимательства и развитию цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде, в том числе электронная цифровая подпись (ЭЦП), электронный документооборот (ЭДО), бесплатный сервис для помощи предпринимателям «Бизнес-навигатор МСП» и др., помогают эффективно выстраивать бизнес, находить новых партнеров и поставщиков, осваивать новые рынки цифрового пространства.
Однако предпринимательство по-прежнему испытывает на себе чрезмерное давление налоговой нагрузки и сдерживается в цифровом развитии бюрократическими барьерами, тогда как именно предпринимательские структуры способны стать локомотивом цифровой экономики, являясь наиболее динамичным, мобильным и инноватив-ным ее звеном. Там, где крупному бизнесу
Предп ринимательство
понадобится длительный период и существенные материальные затраты на преобразование бизнес-модели, организационной структуры и системы управления, малый и средний бизнес способен перестроиться и адаптироваться к новым условиям в кратчайшие сроки и с минимальными затратами. Кроме того, именно предпринимательство играет ключевую роль в инновационном развитии экономики, поскольку зачастую это также и наиболее креативный субъект экономики, организующий уникальные производства и внедряющий новые технологии.
Таким образом, государственная поддержка в формировании благоприятной предпринимательской среды не только содействует развитию предпринимательства, но и способствует скорейшему распространению цифровых технологий и развитию цифровой экономики. Необходима системная работа с предпринимателями по совместным действиям в области развития цифровой экономики в корпоративной среде.
Еще одной серьезной проблемой развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде, по нашему мнению, является проблема низкого уровня развития и доступности цифровой инфраструктуры, под которой в данном контексте понимается комплекс цифровых технологий и разработанных на их основе инновационных продуктов и сервисов, формирующих фундамент цифровых преобразований.
Проблема низкого уровня развития и доступности цифровой инфраструктуры находится в тесной взаимосвязи с проблемой цифрового неравенства. Проводить цифрови-зацию и развивать цифровую экономику -нереальная для выполнения задача в условиях отсутствия мобильной связи и сети Интернет. Именно инфраструктура обеспечивает возможность трансформации бизнес-моделей предпринимательства, обеспечивает поддержку работы бизнеса через обеспечение бесперебойного доступа к цифровым сервисам и приложениям и их устойчивой работы.
Кроме того, проблема развития цифровой инфраструктуры усугубляется проблемами
Regional development
незрелости общественного сознания и дефицитом квалифицированных кадров цифрови-зации. Поскольку из-за недостатка знаний одна из типичных ошибок предпринимательских структур, ступивших на путь цифровой трансформации, заключается в подходе к развитию цифровой инфраструктуры в разрезе модернизации и замены старого технологического оборудования и/или программного обеспечения более новыми версиями. Однако такой подход может обеспечить лишь техническую сторону решения задачи, которая требует комплексного и системного подхода, подразумевающего тотальные изменения в бизнес-процессах, регламентах, архитектуре цифровой инфраструктуры.
Для активизации цифровых преобразований и развития цифровой экономики в корпоративной предпринимательской среде необходимо наличие базовой цифровой инфраструктуры на новейших технологиях, которая обеспечит компаниям инновационность и технологичность, возможность наладки внутрикорпоративных, внутри- и межотраслевых взаимовыгодных связей, позволит быстрее выходить и осваивать новые рынки
цифровой экономики и обеспечить активизацию развития.
В качестве заключения отметим, что Россия обладает значительным потенциалом для входа в группу лидеров по развитию цифрой экономики, что предоставит возможность освободить российскую экономику от экспортной нефтегазовой зависимости и превратиться в технико-технологический центр инноваций. Уже сегодня существует сильная предпринимательская среда, поддерживаемая системой образования, что отличает Россию от других европейских государств, таких как Германия, Франция, Италия и Турция, где предпринимательство, в основном, развивается в сфере розничной торговли и отдыха. В то время как в России предпринимательский сектор приобретает все более значимую роль в экономическом развитии страны, повышении уровня занятости и развитии рынков инновационной продукции. Комплексный подход к решению раскрытых в статье проблем развития цифровой экономики в корпоративной среде предпринимательства позволит ускорить и активизировать процессы цифровых преобразований в экономике России.
Список литературы
1. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)». Обновление от 27.08.2014. утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (с изменениями и дополнениями).
2. Государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» утверждена Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы «Информационное общество (20112020 годы)».
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы утверждена Указом Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы».
4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
5. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации утверждена Указом Президента РФ от 01 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации».
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
7. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Президентом РФ 09 сентября 2000 г. № Пр-1895 от 06.09.2000 (утратила силу).
8. Без кибербезопасности не наступит цифровое будущее - это не только российская, но и общемировая проблема
[Электронный ресурс] // Коммерсантъ - сетевое издание. 23.07.2020. - URL: https://www. kommersant.ru/doc/4425953 (дата обращения 03.11.2020)
9. ENISA Threat Landscape - 2020. / The European Union Agency for Cybersecurity (ENISA). URL: https://www.enisa.europa.eu/ topics/threat-risk-management/threats-and-trends (дата обращения 02.11.2020)
10. Рябова В. Кибератаки-2020: более изощрённые, узконаправленные, масштабные и скрытые - отчет ENISA [Электронный ресурс] // Онлайн-издание D-russia.ru (Digital Russia). 20.10.2020. - URL: https://d-russia.ru/ kiberataki-2020-bolee-izoshhrj onnye-uzkonapravlennye-masshtabnye-i-skrytye-otchjot-enisa.html (дата обращения 03.11.2020)
11. Фалалеев М. Восстание машин. Новая угроза - киберпандемия - может уничтожить цифровые технологии и обрушить мировую экономику [Электронный ресурс] // Российская газета - Федеральный выпуск. № 143 (8197). 02.07.2020. - URL: https:// rg.ru/2020/07/02/chto-takoe-kiberpandemiia-i-pochemu-ona-mozhet-obrushit-mirovuiu-ekonomiku.html (дата обращения 04.11.2020)
12. Баринова В., Земцов С. Проблемы роста. Россия должна преодолеть риски цифровой экономики [Электронный ресурс] // Forbes. Электронный журнал. 04.02.2018. -URL: https://www.forbes.ru/biznes/356191-vechnye-studenty-voditeley-mogut-zastavit-sdavat-ekzamen-zanovo-pri-prodlenii-prav (дата обращения 01.11.2020)
13. Сысоев Г. Глава Минцифры рассказал о проблемах внедрения цифровых технологий [Электронный ресурс] // Сетевое издание РИА Новости. 30.10.2020. - URL: https://ria. ru/20201030/tekhnologii-1582316311.html (дата обращения 04.11.2020)
14. Гладкова А.А., Гарифуллин В.З., Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2019. - № 4. С. 41-72. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172
Региональное развитие
References
1. The Federal Target Program «Electronic Russia (2002-2010)». Update dated 27.08.2014. approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of January 28, 2002 no.65 «On the Federal Target Program «Electronic Russia (2002-2010)» (with changes and additions).
2. The State Program «Information Society (2011-2020)» was approved by the Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014. no. 313 «On approval of the State Program «Information Society (20112020)».
3. The Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030 was approved by Presidential Decree of May 09, 2017 no. 203 «On the strategy of development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030».
4. The National Program «Digital Economy of the Russian Federation» was approved by the Russian Federation Government Decree of July 28, 2017 no. 1632-r.
5. The strategy of scientific and technological development of the Russian Federation was approved by Presidential Decree of December 01, 2016 no. 642 «On the strategy of scientific and technological development of the Russian Federation».
6. Presidential Decree of May 7, 2018 no. 204 «About the national goals and strategic objectives of development of the Russian Federation until 2024».
7. The Doctrine of Information Security of the Russian Federation was approved by the President of the Russian Federation of September 09, 2000 no. Pr-1895 (lost force).
8. There will be no digital future without cyber security - this is not only a Russian problem, but also a global one. Kommersant -network edition of July 23, 2020. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4425953 (accessed 3 November 2020) (in Russian).
9. ENISA Threat Landscape - 2020. The European Union Agency for Cybersecurity (ENISA). Available at: https://www.emsa. europa.eu/topics/threat-risk-management/ threats-and-trends.
Regional development
10. Ryabova V. Cyberattacks-2020: more sophisticated, narrowly directed, large-scale and hidden - ENISA report [Electronic resource]. Online edition of D-russia.ru (Digital Russia) of October 20, 2020. Available at: https://d-russia. ru/kiberataki-2020-bolee-izoshhrjonnye-uzkonapravlennye-masshtabnye-i-skrytye-otchjot-enisa.html (accessed 3 November 2020) (in Russian).
11. Falaleev M. Rebellion of cars. A new threat - the cyberpunademy - could destroy digital technologies and collapse the world economy [Electronic resource]. Rossiyskaya gazeta - Federal issue vol.8197, no.143 of July 2, 2020. Available at: https://rg.ru/2020/07/02/ chto-takoe-kiberpandemiia-i-pochemu-ona-mozhet-obrushit-mirovuiu-ekonomiku.html (accessed 4 November 2020) (in Russian).
12. Barinova V., Zemtsov S. Problems of growth. Russia must overcome the risks of the digital economy [Electronic resource]. Forbes. E-journal of February 4, 2018. Available at:
https://www.forbes.ru/biznes/356191-vechnye-studenty-voditeley-mogut-zastavit-sdavat-ekzamen-zanovo-pri-prodlenii-prav (accessed 1 November 2020) (in Russian).
13. Sysoev G. The Head of Ministry of Digital Development, Communications and Mass Communications of the Russian Federation told about the problems of digital technologies implementation [Electronic resource]. RIA Novosti network edition of October 30, 2020. Available at: https://ria.ru/20201030/ tekhnologii-1582316311.html (accessed 4 November 2020) (in Russian).
14. Gladkova A.A., Garifullin V.Z., Ragnedda M. The model of three levels of digital inequality: modern possibilities and limitations (by the example of the study of the Republic of Tatarstan). Vestnik of Moscow University. Series 10: Journalism. 2019, no. 4. p. 41-72. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2019.4172 (in Russian).