Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
799
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / РЕГИОН / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / DIGITAL ECONOMY / DIGITALIZATION / DIGITAL TRANSFORMATION / REGION / SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антоненко Наталья Александровна, Екатериничев Алексей Львович, Наташкина Елена Анатольевна

В данной статье рассматривается вопрос готовности сферы малого и среднего бизнеса к цифровой трансформации и к функционированию в условиях цифровой экономики. Выделяются основные проблемы развития рассматриваемой сферы в области цифровизации. Представлены направления цифровой трансформации малого и среднего бизнеса. Объясняется актуальность рассмотрения проблемы интегрирования цифровых технологий и сервисов в малый и средний бизнес. В статье рассматривается цифровая трансформация в контексте регионального развития, на примере Тульской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антоненко Наталья Александровна, Екатериничев Алексей Львович, Наташкина Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS ON EXAMPLE OF THE TULA REGION

This article addresses issue of readiness of sphere of small and medium business for digital transformation and for functioning in the digital economy. The main problems are highlighted in development of considered sphere in field of digitalization. The directions of digital transformation of small and medium business were presented in the article. The relevance of considering problem of integrating digital technologies and services in small and medium businesses is explained. The article discusses digital transformation in context of regional development, using example of the Tula region.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ»

DOI: 10.34020/2073-6495-2020-2-213-223 УДК 338; 004

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Антоненко Н.А., Екатериничев А.Л., Наташкина Е.А.

ТО «Центр информационных технологий» Е-mail: Natalya.Antonenko@tularegion.ru, Alexey.Ekaterinichev@tularegion.ru, Elena.Natashkina@tularegion.ru

В данной статье рассматривается вопрос готовности сферы малого и среднего бизнеса к цифровой трансформации и к функционированию в условиях цифровой экономики. Выделяются основные проблемы развития рассматриваемой сферы в области цифровизации. Представлены направления цифровой трансформации малого и среднего бизнеса. Объясняется актуальность рассмотрения проблемы интегрирования цифровых технологий и сервисов в малый и средний бизнес. В статье рассматривается цифровая трансформация в контексте регионального развития, на примере Тульской области.

Ключевые слова: цифровая экономика, цифровизация, цифровая трансформация, регион, малый и средний бизнес.

DIGITAL TRANSFORMATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS ON EXAMPLE OF THE TULA REGION

Antonenko N.A., Ekaterinichev A.L., Natashkina E.A.

Center for Information Technologies Е-mail: Natalya.Antonenko@tularegion.ru, Alexey.Ekaterinichev@tularegion.ru, Elena.Natashkina@tularegion.ru

This article addresses issue of readiness of sphere of small and medium business for digital transformation and for functioning in the digital economy. The main problems are highlighted in development of considered sphere in field of digitalization. The directions of digital transformation of small and medium business were presented in the article. The relevance of considering problem of integrating digital technologies and services in small and medium businesses is explained. The article discusses digital transformation in context of regional development, using example of the Tula region.

Keywords: digital economy, digitalization, digital transformation, region, small and medium business.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день процесс цифровизации рассматривается как основной, наиболее эффективный механизм, направленный на повышение работоспособности, конкурентоспособности и оптимизации деятельности любого предприятия вне зависимости от его масштаба. Именно реализация цифровой экономики, означающая использование цифровых средств, современных систем автоматизации в различных сферах и областях национального хозяйства, вышла на лидирующие позиции в области как на-

© Антоненко Н.А., Екатериничев А.Л., Наташкина Е.А., 2020

учно-технического, так и социально-экономического развития Российской Федерации.

Поэтому следует провести анализ готовности и необходимости цифровой трансформации предпринимательской сферы, определить задачи, которые могли бы быть применимы в стратегии перехода к цифровой экономике отдельных регионов.

Цель данного исследования состоит в рассмотрении особенностей функционирования сферы малого и среднего бизнеса в условиях цифрови-зации, а также оценки влияния внедрения цифровых технологий в данные структуры.

Научная новизна исследования заключается в рассмотрении потенциала цифровой трансформации малого и среднего бизнеса в разрезе конкретного региона, в частности на примере Тульской области. В отличие от имеющихся исследований нами предлагается рассматривать цифровизацию отдельных сфер экономики (отраслей) в каждом конкретном регионе РФ, что позволит выявить перспективы их развития в данной области, негативные стороны формирования, возможности и скрытый потенциал. В данном случае подлежит рассмотрению малый и средний бизнес.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Вопросами цифровизации на данный момент занимаются ряд ученых, данное направление представляет собой особую перспективу. Это связано с возможностями проникновения результатов цифровой экономики в различные сферы жизнедеятельности, отрасли промышленности, отдельные субъекты рынка.

Общие вопросы цифровой экономики освещались в научных трудах А.В. Бабкина [15], В.Е. Зайцева [6], Л.В. Лапидус [8], В.И. Соловьева, М.А. Эскиндарова [12] и т.д.

О становлении цифровой экономики говорилось в трудах К. Шваба [17], Р.М. Нуреева и О.В. Карапаева [11].

Вопросами оценки и анализа регионального развития цифровой экономики занимались В.Г Минашкин, П.Э. Прохоров [10], Н.Д. Бублик, И.И. Лукина, Д.В. Чувилин, Т.А. Шафиков, П.Ф. Юнусова [18].

Вопросы влияния цифровизации на малый и средний бизнес рассмотрены в научных трудах Э.Б. Бабалян, З.В. Брагиной, В.Ю. Бурова, Е.В. Игнатьевой, А.В. Лукьяновой, А.В. Нагоева, В.И. Таланцева, Н.Б. Харчиной, М.В. Чаловой, Л.В. Шелеховой и т.д.

Так, А.В. Лукьянова обосновывает важность цифровизации для малого и среднего бизнеса для любой страны мира, так как это способствует революционным преобразованиям [9].

М.В. Чалова, З.В. Брагина, Е.В. Игнатьева и Н.Б. Харчина склоняются к мнению о том, что цифровизация предпринимательской сферы ценна только в той мере, которая позволяет повысить ее экономическую эффективность, однако, это возможно исходя из потенциала сотрудников предприятий [16].

Согласно мнению В.И. Таланцева, цифровая экономика является одним из проявлений научно-технического развития РФ, которая сильно воздей-

ствует на сферу малого и среднего бизнеса, повышая его эффективность, продуктивность, потенциал роста, конкурентоспособность [13].

В.Ю. Буров отмечает особый интерес института малого и среднего предпринимательства как элемента эффективного функционирования рыночной экономики, к цифровым технологиям в условиях социально-экономических преобразований, идущих в последние годы в РФ [3].

Также цифровизация для малого и среднего бизнеса - это один из способов выживания и поддержания своей деятельности на необходимом уровне, которая должна происходить достаточно быстро, но пошагово: от оснащения предприятий цифровой инфраструктурой до формирования стратегии цифровизации с учетом современных реалий [2].

Методология исследования построена на применении системного анализа, выборочного наблюдения, сравнения, статистических и графических методов.

Анализируется развитие малого и среднего бизнеса в регионе на примере Тульской области, а также в целом по России. За основу были взяты статистические данные [20].

предпосылки цифровой трансформации

В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Предпринимательство - это та сфера, где так или иначе цифровые технологии начали функционировать еще до начала курса ориентации на цифровизацию. Так, предприятия и организации закупали и использовали различные информационные программы и сервисы для обеспечения оптимизации своей деятельности (финансовой, логистической, производственной, управленческой, контрольной и т.д.).

Согласно рис. 1, составленному на основе данных статистики по мониторингу развития информационного общества в РФ [20], где отражены доли предприятий, использующие сеть Интернет, компьютеры, а также специальные программные средства в своей деятельности, являющиеся основой вовлеченности субъектов предпринимательства в цифровую среду, становится очевидным факт почти полного оснащения компьютерной техникой предприятий, увеличения использования Интернета в работе. Однако применение специализированного программного обеспечения не столь высоко (менее 40 %).

Логичным является и тот факт, что предприятия крупного бизнеса более активно вливаются в процесс цифровизации, более широко используют ее ресурсы, в то время как субъекты малого и среднего бизнеса вынуждены экономить и отказываться от части программ и сервисов.

Цифровая трансформация на различных предприятиях осуществляется совершенно по-разному. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» и прочие механизмы государственной политики, касающиеся цифровизации экономики, нацелены в основном на крупные предприятия. При этом осознание необходимости цифровой трансформации есть у малого и среднего бизнеса, а также и у сферы услуг.

Согласно совместному исследованию Microsoft и Международной школы бизнеса Хальта о рынке СМБ в Центральной и Восточной Европе в

100,0-

9о,о—П-П-П-п-п-п-П —

80,0— - - ■ - - - - ■ -

70,0— - - - - - - -

60,0— - - - - - - -

50,0— - - - - - - -

40,0— ■ - ■ ■=- ■ - ■ —- ■ - ■ - ■ —

30,0— - - - - - - .._

20,0— - - ■■ - - - - .._

10,0— - - ■■ - - - - .._

0,0 —ими—ими—ими—ими—L1MJJ—UMJ—

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Год

□ Доля организаций, использовавших персональные компьютеры, в общем числе обследованных организаций

■ Доля организаций, использовавших Интернет, в общем числе обследованных организаций

□ Доля организаций, имевших специальные программные средства для управления закупками товаров (работ, услуг), в общем числе обследованных организаций

Рис. 1. Долевые характеристики предприятий по использованию информационных средств и сети Интернет за 2012-2018 гг.

2017 г. почти 65 % компаний среднего и малого бизнеса в России осознавали необходимость цифровой трансформации. Однако данный процесс связан с целым рядом проблем и вопросов, которые были сгруппированы нами и представлены в таблице.

В целом можно сказать, что сфера малого и среднего бизнеса сильно ограничена в средствах, которые могли бы быть вложены в развитие цифровых сервисов, а также они почти лишены возможности создания собственных разработок и проведения исследований. При этом для них актуально использование общедоступных цифровых продуктов и сервисов. Применение данных технологий позволяет предприятиям малого и среднего бизнеса конкурировать с крупными компаниями, получать передовые компетенции в режиме онлайн, расширять операционную деятельность в сети Интернет.

Указом Президента РФ от 0705.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одна из целей определена как создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей. На уровне регионов наиболее перспективным может стать создание цифровой платформы в сфере услуг.

Согласно данным, представленным в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (рис. 2), на территории Российской Федерации по состоянию на август 2019 г. функционировало порядка 5,8 млн малых и средних предприятий, в том числе ИП [19].

Основные проблемы развития малого и среднего бизнеса в сфере цифровизации

Наименование проблемы Описание Возможные способы решения

Ограниченность ресурсов финансирования Финансирование основной деятельности предприятий малого бизнеса часто оказывается недостаточно, поэтому они прибегают к заемному капиталу. Выделение источников финансирования на цифровые сервисы просто невозможно из-за его отсутствия Субсидии и дотации со стороны государства; создание условий использования заемных средств при использовании продуктов цифро-визации под меньший процент или в рассрочку и т.д.

Низкая инвестиционная привлекательность Потенциальным инвесторам интересными представляются крупные фирмы, имеющие достаточно длительный опыт работы. Малые фирмы у них не вызывают серьезного интереса, к ним меньше доверия Для привлечения инвестиций следует использовать креативные идеи, серьезно относиться к разработке проектов и стратегий и т.д.

Низкая квалификация работников Часто специалисты готовы работать на крупных фирмах, о малых порой не все знают Активная работа с выпускниками, обладающими информационными компетенциями

Низкая квалификация руководителя Занятие бизнесом часто сравнивают с «легкой работой». Руководитель, который не готов серьезно относиться к своей деятельности, совершенствоваться и развиваться в условиях меняющихся экономических явлений, является неперспективным с позиции цифровой экономики. Технологии часто для них сложны, обучаться дополнительно они не готовы. Низкая эффективность в обучении. Отсутствие образования и т.д. Привитие населению финансовой и цифровой грамотности. Оптимизация системы образования, введение курса менеджмента на всех специальностях и направлениях вузов и сузов

Низкая степень заинтересованности в развитии предприятия или ее отсутствие Если предприятие уже работает, управленцы не хотят его перестраивать, боясь перемен, рисков, связанных с использованием новых средств, цифровых технологий, которые могут и не окупиться в итоге Проведение курсов повышения квалификации и семинаров, в том числе дистанционных, для популяризации средств информатизации. Разъяснение пользы применения цифровых сервисов в деятельности предприятий всех видов

Невозможность проведения научно- технических исследований и разработок Из-за ограничений, связанных с представленными выше проблемами, предприятия данной сферы ограничены в проведении научно-технических исследований Использование готовых цифровых сервисов и продуктов, оптимизация их под собственные условия с привлечением специалистов. Сотрудничество с ИТ-компаниями

Несовершенство законодательной базы, налоговой системы Тормозит развитие, часто унифицирована и не учитывает особенности малого бизнеса Разработка и внедрение нормативных актов, учитывающих специфику деятельности малого и среднего бизнеса, а также особенности регионов РФ. Снижение налогового бремени для малых и средних предприятий, предоставление налоговых льгот и т.д.

6 ООО ООО -5 ООО ООО -4 ООО ООО -3 ООО ООО -2 ООО ООО -1 ООО ООО -

о-

1:

□ Российская Федерация

■ Центральный ФО

□ Тульская область

2016

2017 2018

Год

2019

Рис. 2. Число предприятий малого и среднего бизнеса за 2016-2019 гг.

Одной сильной стороной развития данной сферы считается тот факт, что даже в кризисные периоды отмечается рост выручки и инвестиций, а, следовательно, это направление перспективно для применения стратегии повышения инновационной активности малых и средних предприятий в результате цифровой трансформации [5].

актуальные аспекты цифровой трансформации

МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Эпоха развития цифровой экономики выявляет ряд определенных трудностей в функционировании малого и среднего бизнеса в РФ. Одной из них является необходимость серьезных инвестиций в цифровые технологии и сервисы, а также на обучение сотрудников организаций, их повышение квалификации.

В то же время цифровизация не требует применения масштабных технологий всеми субъектами наравне. Важным аспектом становится использование передовых цифровых сервисов с возможностью постепенной автоматизации основных операций и улучшения деятельности. Таким образом, предприятиям, относящимся к малому и среднему бизнесу, на практике достаточно будет реализовывать один проект за краткосрочный инновационный цикл, длящийся до двух лет, что и обеспечит цифровую трансформацию в данной сфере.

Кроме того, субъектам малого и среднего бизнеса следует тщательно выбирать цифровые технологии и сервисы, которыми не должна перегружаться их деятельность, т.е. их должно быть минимальное число. Для этого на стадии внедрения следует осуществлять тестирование программных продуктов на предмет их эффективности к конкретной структуре. По источнику [21] была составлена схема, отражающая направления цифровой трансформации малого и среднего бизнеса (рис. 3).

Применение цифровых сервисов предприятиями малого и среднего бизнеса позволяет расширять спектр предоставляемых услуг [4], экономить на человеческих ресурсах, так как функцию администратора частично или полностью выполняют информационные системы.

Еще одной проблемой цифровизации в сфере малого и среднего бизнеса является отсутствие на данный момент данных статистики, отражающих

Внешняя

Упрощение административных процедур для запуска нового бизнеса, минимизация рисков

Оптимизация регулирования малого и среднего бизнеса

Управление развитием малого и среднего бизнеса

Цифровая трансформация МСБ

Создание «цифрового двойника» фирмы, использование электронной подписи, применение технологии блокчейн

Фокусирование на целевых, наиболее перспективных и важных для государства направлениях, привлечение финансирования, обеспечение эффективной обратной связи

от предпринимателей к государству и инвесторам

Внутренняя

i.

Внедрение современных моделей управления бизнесом

Использование цифровых возможностей в маркетинге

Маркетинговые решения и продвижение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продукции через умные рассылки, социальные сети и другие инструменты SEO и SMM маркетинга

Региональный бизнес-навигатор

Использование облачных технологий для ведения бизнеса

Решения, основанные на современных инновационных технологиях

Создание комфортной среды для создания, ведения и развития МСБ

Повышение эффективности и конкурентоспособности МСБ

Рис. 3. Направления цифровой трансформации малого и среднего бизнеса

степень вовлеченности субъектов рассматриваемой области предпринимательства в цифровую экономику. Так, в сборнике «Индикаторы цифровой экономики 2019» [1] прямо указано, что основные показатели рассчитаны без учета субъектов малого бизнеса.

На сегодняшний день в сфере малого и среднего бизнеса основными цифровыми базами, предназначенными для начинающих и действующих предпринимателей, являются:

- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства;

- портал бизнес-навигатора МСП;

- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития РФ;

- Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации».

Их основные преимущества состоят в возможности оценки потенциального спроса на продукцию или услуги, которые достаточно распространены, подбор кредитной организации для получения займа, подбор места и вида бизнеса, прохождения обучения в режиме онлайн касательно основных вопросов организации и ведения предпринимательской деятельности и т.д. Благодаря интерактивным формам взаимодействия происходит упрощение процедуры регистрации и оформления бизнеса, большему числу людей становится доступна данная деятельность. Кроме того, они позволяют принимать решения по сложным задачам и проблемным вопросам более эффективно.

Цифровая трансформация малого и среднего бизнеса должна учитывать и региональные особенности, что связано с существованием большой дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития. Это касается и сферы малого и среднего бизнеса, где наблюдается высокий уровень региональных отличий индикаторов ее состояния [7].

Так, нормативной составляющей сферы малого и среднего бизнеса в Тульской области является действие Постановления правительства Тульской области от 30.10.2013 № 602 «Об утверждении государственной программы Тульской области "Развитие малого и среднего предпринимательства в Тульской области"». Правительством Тульской области и Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства учрежден Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства, одной из основных целей которого является пропаганда идей малого и среднего предпринимательства в Тульской области (информатизация малого и среднего предпринимательства).

Основными задачами в области цифровизации малого и среднего бизнеса Тульской области являются:

- обеспечение условий доступа к информационной инфраструктуре малого и среднего бизнеса наравне с крупными предприятиями по всей территории Тульской области;

- создание условий популяризации цифровой трансформации среди субъектов малого и среднего бизнеса, передача цифровых навыков на основе опыта реализации пилотных проектов;

- формирование условий для объединения цифровых и нецифровых предприятий малого и среднего бизнеса Тульской области с целью запусков стартапов;

- создание и поддержание условий взаимодействия органов государственной и муниципальной власти с малым и средним бизнесом на основе предоставления цифровых услуг и сервисов;

- формирование региональных платформ для малого и среднего бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, для обеспечения взаимодействия с клиентами (жителями Тульской области) и контрагентами (крупными предприятиями, инвесторами Тульской области);

- обеспечение доступа малого и среднего бизнеса Тульской области к общенациональным, международным отраслевым и торговым платформам с целью расширения рынков сбыта, а также для включения в производственные цепочки крупных предприятий.

Цифровая трансформация регуляторных процедур в сфере малого и среднего бизнеса является важным инструментом для уменьшения неоправданного регулирования. Построение эффективного конкурентоспособного бизнеса предполагает использование ряда ИТ-инструментов посредством работы регионального бизнес-портала.

заключение

В заключении следует отметить, что на сегодняшний день существует достаточно широкий и гибкий современный набор цифровых технологий и сервисов, поэтому предприятиям малого и среднего бизнеса можно производить выбор необходимых им средств. Однако их применение должно

всегда исходить из анализа и корректных оценок предполагаемого экономического эффекта.

Важной особенностью является факт того, что для обеспечения перехода к цифровой экономике и ее развитию нужно распространение отечественного производства в области ИТ, в том числе в сферу малого и среднего бизнеса. Следовательно, на первый план выходит механизм стимулирования в области создания цифровых сервисов и технологий, инвестиционная поддержка, развитие кадрового потенциала, в том числе адаптация и переподготовка сотрудников малых и средних предприятий в области цифрови-зации. Именно применение таких технологий позволит структурам малого и среднего бизнеса конкурировать с крупным бизнесом, эффективно осуществлять свою деятельность.

Кроме того, для предприятий малого и среднего бизнеса вопрос интегрирования цифровых технологий и сервисов является весьма актуальным. Данный процесс позволит сохранить и улучшить ключевые показатели деятельности. Его внедрение должно происходить достаточно быстро, но в несколько этапов, начиная с организации цифровой инфраструктуры и запуска пилотных проектов, имеющих своей целью масштабную трансформацию сферы предпринимательства, и заканчивая формированием стратегии цифровизации, включающей будущую модель предприятия в условиях функционирования цифровой экономики.

В связи с этим цифровая трансформация регионов в сфере малого и среднего бизнеса должна осуществляться в рамках согласованности в области необходимости осуществления информационно-инновационной деятельности среди субъектов предпринимательства, которые должны испытывать потребность в данных технологиях, понимать перспективу и выгоду применения цифровых сервисов; государственных структур и органов регионального управления; населения, которое будет пользоваться результатами деятельности данных компаний.

Литература

1. Абдрахманова ГИ., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019. 248 с.

2. Бабалян Э.Б., ШелеховаЛ.В., Блягоз З.У, Тешев В.А., Нагоев А.В., Минченко К.А. Развитие малого бизнеса в условиях цифровой экономики // News of Science and Education. 2018. Т. 12. № 1. С. 3-8.

3. Буров В.Ю. Малое предпринимательство в условиях цифровой экономиики: проблемы и перспективы // Формализация как основа цифровой экономики: мат-лы. Всероссийской науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвященная 75-летию со дня рождения и 50-летию научно-педагогической деятельности Заслуженного экономиста Российской Федерации, д-ра экон. наук, проф. Ованесяна Сергея Су-реновича. Иркутск, 2018. С. 89-95.

4. Воробьёва В.Г. Влияние процессов цифровизации на функционирование малого и среднего бизнеса, его государственное регулирование и поддержку // Развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики: мат-лы II Международной науч.-практ. конф. / под науч. ред. А.Ю. Румянцевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та технологий управления и экономики, 2019. С. 39-43.

5. Евсеева С.А., Евсеева О.А., Кальченко О.А. Возможности цифровизации российского малого и среднего бизнеса на региональном уровне // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2019. № 1 (39). С. 28-32.

6. Зайцев В.Е. Цифровая экономика как объект исследования: обзор публикаций // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 3. С. 107-122.

7. Карышев М.Ю., Герасимова Е.А., Глухов Р.А. Статистическая оценка территориальной дифференциации регионов России в сфере малого бизнеса методом дисперсионного анализа // Вестник СамГУПС. 2017 № 3 (37). С. 27-33.

8. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией: монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 381 с.

9. Лукьянова А.В. Тенденции и возможности цифровизации малого и среднего бизнеса // Евразийское научное объединение. 2019. № 7-1. С. 20-30.

10. Минашкин В.Г, Прохоров П.Э. Статистический анализ использования цифровых технологий в организациях: региональный аспект // Статистика и экономика. 2018. Т. 15. № 5. С. 51-62.

11. Нуреев Р.М., Карапаев О.В. Три этапа становления цифровой экономики // Journal of Economic Regulation. 2019. Т. 11. № 2. С. 6-27.

12. Парадигмы цифровой экономики: Технологии искусственного интеллекта в финансах и финтехе: Монография / под ред. М.А. Эскиндарова, В.И. Соловьева. М.: Когито-Центр, 2019. 325 с.

13. Таланцев В.И., Равнянский А.К. Цифровая экономика и ее роль в развитии малого и среднего бизнеса // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 2. С. 80-86.

14. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

15. Цифровая экономика и сквозные технологии: теория и практика / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. 623 с.

16. Чалова М.В., Брагина З.В., Игнатьева Е.В., Харчина Н.Б. Малый и средний бизнес: проблемы цифровизации и новые возможности // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 10-1. С. 131-145.

17 Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: Эксмо, 2016. 205 с.

18. Бублик Н.Д., Лукина И.И., Чувилин Д.В., Шафиков Т.А., Юнусова П.Ф. Развитие цифровой экономики в регионах России: проблемы и возможности (на примере Республики Башкортостан) // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2018. № 1 (53). URL: https://eee-region.ru/article/5313/ ?pfstyle=wp

19. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https:// rmsp.nalog.ru/

20. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/ 14478

21. Цифровые технологии для поддержки малого и среднего бизнеса. URL: http:// xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/Cifrovye-tehnologii-dla-podderzki-malogo-i-srednego-biznesa/

Bibliography

1. Abdrahmanova G.I., Vishnevskij K.O., Gohberg L.M. i dr. Indikatory cifrovoj jeko-nomiki: 2019: statisticheskij sbornik / Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: NIU VShJe, 2019. 248 p.

2. Babaljan Je.B., Shelehova L.V., Bljagoz Z.U., Teshev VA., Nagoev A.V., Minchenko K.A. Razvitie malogo biznesa v uslovijah cifrovoj jekonomiki // News of Science and Education. 2018. T. 12. № 1. P 3-8.

3. Burov V.Ju. Maloe predprinimatel'stvo v uslovijah cifrovoj jekonomiiki: problemy i perspektivy // Formalizacija kak osnova cifrovoj jekonomiki: mat-ly. Vserossijskoj nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvjashhennaja 75-letiju so dnja rozhde-nija i 50-letiju nauchno-pedagogicheskoj dejatel'nosti Zasluzhennogo jekonomista Rossijskoj Federacii, d-ra jekon. nauk, prof. Ovanesjana Sergeja Surenovicha. Irkutsk,

2018. P 89-95.

4. Vorob'jova V.G. Vlijanie processov cifrovizacii na funkcionirovanie malogo i srednego biznesa, ego gosudarstvennoe regulirovanie i podderzhku // Razvitie finansovyh otno-shenij v period stanovlenija cifrovoj jekonomiki: mat-ly II Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konf. / pod nauch. red. A.Ju. Rumjancevoj. SPb.: Izd-vo Sankt-Peterburgskogo un-ta tehnologij upravlenija i jekonomiki, 2019. P 39-43.

5. Evseeva S.A., Evseeva O.A., Kal'chenko O.A. Vozmozhnosti cifrovizacii rossijskogo malogo i srednego biznesa na regional'nom urovne // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Serija: Jekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom. 2019. № 1 (39). P. 28-32.

6. Zajcev V.E. Cifrovaja jekonomika kak ob#ekt issledovanija: obzor publikacij // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija. 2019. № 3. P 107-122.

7 Karyshev M.Ju., Gerasimova E.A., Gluhov R.A. Statisticheskaja ocenka territorial'-noj differenciacii regionov Rossii v sfere malogo biznesa metodom dispersionnogo analiza// Vestnik SamGUPS. 2017 № 3 (37). P 27-33.

8. Lapidus L.V. Cifrovaja jekonomika: upravlenie jelektronnym biznesom i jelektronnoj kommerciej: monografija. M.: INFRA-M, 2018. 381 p.

9. Luk'janova A.V. Tendencii i vozmozhnosti cifrovizacii malogo i srednego biznesa // Evrazijskoe nauchnoe ob#edinenie. 2019. № 7-1. P 20-30.

10. Minashkin V.G., ProhorovP.Je. Statisticheskij analiz ispol'zovanija cifrovyh tehnologij v organizacijah: regional'nyj aspekt // Statistika i jekonomika. 2018. T. 15. № 5. P 51-62.

11. Nureev R.M., Karapaev O.V. Tri jetapa stanovlenija cifrovoj jekonomiki // Journal of Economic Regulation. 2019. T. 11. № 2. P 6-27.

12. Paradigmy cifrovoj jekonomiki: Tehnologii iskusstvennogo intellekta v finansah i fintehe: Monografija / pod red. M.A. Jeskindarova, VI. Solov'eva. M.: Kogito-Centr,

2019. 325 p.

13. Talancev VI., Ravnjanskij A.K. Cifrovaja jekonomika i ee rol' v razvitii malogo i srednego biznesa // Regional'nye problemy preobrazovanija jekonomiki. 2018. № 2. P 80-86.

14. Ukaz Prezidenta RF ot 0705.2018 № 204 «O nacional'nyh celjah i strategicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda».

15. Cifrovaja jekonomika i skvoznye tehnologii: teorija i praktika / pod red. d-ra jekon. nauk, prof. A.V Babkina. SPb.: POLITEH-PRESS, 2019. 623 p.

16. Chalova M.V., Bragina Z.V., Ignat'eva E.V., Harchina N.B. Malyj i srednij biznes: problemy cifrovizacii i novye vozmozhnosti // Vestnik Altajskoj akademii jekonomiki i prava. 2019. № 10-1. P 131-145.

17. Shvab K. Chetvertaja promyshlennaja revoljucija. M.: Jeksmo, 2016. 205 p.

18. Bublik N.D., Lukina I.I., Chuvilin D.V., Shafikov T.A., Junusova P.F. Razvitie cifrovoj jekonomiki v regionah Rossii: problemy i vozmozhnosti (na primere Respubliki Bashkortostan) // Regional'naja jekonomika i upravlenie: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018. № 1 (53). URL: https://eee-region.ru/article/5313/?pfstyle=wp

19. Edinyj reestr sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva. URL: https://rmsp. nalog.ru/

20. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. URL: https://www.gks.ru/folder/14478

21. Cifrovye tehnologii dlja podderzhki malogo i srednego biznesa. URL:http://xn--80aplem.xn--p1ai/analytics/Cifrovye-tehnologii-dla-podderzki-malogo-i-srednego-biznesa/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.