Научная статья на тему 'Влияние цифровой трансформации на бизнес-процессы и модели: перспективы и вызовы'

Влияние цифровой трансформации на бизнес-процессы и модели: перспективы и вызовы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровизация / цифровая трансформация / бизнеспроцесс / кибербезопасность / искусственный интеллект / бизнес / интернет вещей / digitization / digital transformation / business process / cyber security / artificial intelligence / business / internet of things

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шастов Алексей Александрович

Цифровая трансформация обозначает процесс преобразования моделей ведения бизнеса, деловых и производственных процессов посредством цифровых технологий, а также формирование целостной цифровой экосистемы взаимосвязанных цифровых интерфейсов, технологий и приложений. Представлены основные цифровые инструменты и технологии, применяемые в бизнесе. Рассмотрены функции внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы. Выделены недостатки и риски, связанные с цифровым переходом бизнес-единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of digital transformation on business processes and models: prospects and challenges

Digital transformation is the process of transformation of business models, as well as production processes with digital technologies, as well as the formation of a holistic digital ecosystem of interconnected digital interfaces, technologies and applications. The main digital tools and technologies used in business are presented in the article. The functions of introducing digital tools into business processes are also analyzed. The disadvantages and risks associated with the digital transition of business units are highlighted

Текст научной работы на тему «Влияние цифровой трансформации на бизнес-процессы и модели: перспективы и вызовы»

Влияние цифровой трансформации на бизнес-процессы и модели: перспективы и вызовы

Шастов Алексей Александрович

генеральный директор, ООО «Авто-контакт», shastoff@inbox.ru

Цифровая трансформация обозначает процесс преобразования моделей ведения бизнеса, деловых и производственных процессов посредством цифровых технологий, а также формирование целостной цифровой экосистемы взаимосвязанных цифровых интерфейсов, технологий и приложений. Представлены основные цифровые инструменты и технологии, применяемые в бизнесе. Рассмотрены функции внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы. Выделены недостатки и риски, связанные с цифровым переходом бизнес-единиц. Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, бизнес-процесс, кибербезопасность, искусственный интеллект, бизнес, интернет вещей

Прежде чем перейти к анализу предпосылок, процедур, путей, рисков, преимуществ и недостатков внедрения процесса циф-ровизации на предприятиях, следует обозначить основные существующие подходы к определению самого понятия «цифровизация».

Как показывает анализ научной литературы и периодики в рассматриваемой нами предметной области, существует два ключевых способа интерпретации цифровой трансформации бизнеса - узкий и широкий. В рамках узкого подхода цифрови-зация обозначает внедрение современных технологий в компании - создание Интернет-сайта, чат-бота, страницы в социальных сетях, внутреннюю систему управления складскими запасами, бухгалтерией, коммуникацией с клиентами. В рамках широкого подхода, отмечают Т. В. Агафонова и С. В. Пиро-гова, цифровизация предусматривает не только внедрение цифрового инструментария в работу предприятия, но и «основательное преобразования продуктов и предложений, структуры организации, стратегии развития, работы с клиентами и корпоративной культуры»; «коренное изменение или создание инновационных моделей» [1, с. 26].

К. Ю. Архипов и Д. С. Крышкова определяют цифровиза-цию как этап в развитии бизнеса, в рамках которого бизнес-процессы оптимизируются и адаптируются к новым инструментам и технологиям в целях повышения гибкости, улучшения финансового статуса и положения на рынке, повышения качества обслуживания [3, с. 4].

Н. Д. Джабраилова, в свою очередь, говорит о том, что цифровизацию следует рассматривать как совокупность эволюционных стадий развития внутрикорпоративного технологического уклада; так, внутри самого понятия «цифровизация бизнеса» исследователь предлагает выделять следующие подэтапы (Рисунок 1):

сч о сч

с4

Рисунок 1 - Подэтапы цифровизации бизнеса

Примечание: источник - собственная разработка по данным [7,

с.121]

О Ш СО

<

со о

Весьма емкое и целостное определение представлено в Словаре цифровой экономики: цифровая трансформация представляет собой процесс преобразования «различных сфер деятельности, моделей ведения бизнеса, деловых и производственных процессов за счет возможностей цифровых технологий и эффекта «всеобщей подключенности», приводящего к формированию целостной цифровой экосистемы взаимосвязанных цифровых технологий и приложений [12].

Для того, чтобы получить представление о степени цифровой трансформации бизнес-структур, на базе ИСИЭЗ НИУ

ВШЭ вырабатывается Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы. По итогам 2021 г. значение Индекса составило 15,7 пункта, превысив результат предшествующего 2020 г. на 0,4 пункта. Преимущественно положительная динамика была обеспечена за счет увеличения значений трех субиндексов: «Использование цифровых технологий», «Циф-ровизация бизнес-процессов» и «Кибербезопасность» (Рисунок 2):

" Затрата на цифровизацию т Цифровые навыки персонала

■ Использование цифровых технологий

■ Кибербезопасность

* Цифровизация бизнес-процессов

Рисунок 2 - Динамика цифровой трансформации, согласно Индексу цифровизации отраслей экономики и социальной сферы Примечание: источник - собственная разработка на основе [9]

Как показывает реальная практика зарубежного и российского предпринимательства, в каждой сфере цифровизация проходит по-разному и в разной степени. Некоторые отрасли имеют исходно большую предрасположенность к цифровиза-ции, другие же более конвенциональны и не так легко импле-ментируют цифровой инструментарий.

Как правило, максимальную степень цифровой трансформации демонстрируют банковские и финансовые структуры, а также предприятия 1Т-сектора - в таких компаниях цифровой компонент является априори неотъемлемым и «весь бизнес строится на наличии цифровых навыков» [6, с. 34]. Достаточно высокий уровень цифровизации имеют также предприятия торговли, промышленности. Набирает обороты цифровизация медицины и образования. Несмотря на то, что в каждой отрасли цифровизация происходит по-разному и внедряются разные цифровые инновации, существуют некоторые универсальные принципы, закономерности и риски цифровизации, свойственные абсолютно любой компании. Рассмотрим их подробнее.

На современном этапе бизнес-структуры применяют следующие цифровые инструменты (Таблица 1):

Таблица 1

Основные цифровые инструменты и технологии, применяемые в бизнесе

Тип инструмента Характеристика и функции Примеры

ERP Системы для планирования производства, распределения ресурсов, оптимизации и интеграции процессов управления активами, для управления персона-пом и финансовыми потоками [2, с. 22]. Microsoft Dynamics 365, 1C:ERP, Галактика ERP, Oracle ERP, SBC-Пред-приятие, IFS Applications.

ECM Система документационного обеспечения предприятия, интегрирующая различные типы, форматы и объёмы данных [2, с. 22]. Microsoft SharePoint, Directum RX, ELMA365, WSS Docs, PayDox, Open Text.

CRM Система для управления взаимоотношениями с клиентами [2, с. 22]. Битрикс24, amoCRM, Microsoft Dynamics CRM, Mango CRM, Trello.

Блокчейн Децентрализованная и распределенная система учета, использующая криптографические методы для обеспечения неизменности и прозрачности транзакционных данных. Блокчейн применяется для оптимизации бизнес-процессов, улучшения прозрачности и обеспечения безопасности данных в области снабжения и логистики (отслеживание поставок), во внедрении программ лояльности, в проведении транзакций и в смарт-контрактинге. Программы лояльности: Qiibee, Loyyal; Hyperledger Fabric -платформа для создания частных блокчейнов, спроектированная для предприятий; платежи и смарт-контракты: Ripple, Corda, Stellar.

Облачные сервисы Облачные платформы, применяемые для хранения данных, разработки и применения цифровых продуктов. Облачные вычисления позволяют сокращать расходы на приобретение мощных компьютеров и оплату работы специалистов, обслуживающих оборудование [15, с. 56]. Yandex.Cloud, Microsoft Azure, Google Cloud Platform.

Роботы РРЛ Технология автоматизации бизнес-процессов, основанная на метафорическом программном обеспечении роботов или работников искусственного интеллекта. Инструменты роботизации позволяют освободить сотрудников от рутинных задач (заполнение форм, сбор данных, запуск приложений [11]). Создаются непосредственно под нужды предприятия; Sherpa RPA.

Интеллектуальная аналитика Реализация системы анализа Больших данных с использованием алгоритмов машинного обучения для прогнозирования трендов, спроса на товары и финансовых показателей [5]. Hadoop, Apache Spark, Prism.

Кибербезопасность Цифровые технологии обеспечивающие безопасность как на стороне клиента, так и на стороне бизнеса. Направления ки-бербезопасности - защита веб-приложений, защита сетей, защита промышленных систем, соответствие законодательству по информационной безопасности, компьютерная криминалистика. Поиск уязвимостей в инфраструктуре: Qualys, Tenable, Nexpose, OpenVAS, в облачных средах: Prisma, Aqua Security.

Примечание: источник - собственная разработка

Цифровая трансформация бизнеса не является данью моде на «цифру»; напротив, цифровизация бизнес-моделей выполняет ряд критически важных функций, а отказ от внедрения цифрового инструментария со стороны руководства компании в абсолютном большинстве случаев будет означать банкротство и ликвидацию бизнеса в самой ближайшей перспективе.

В данной связи следует рассмотреть функции внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы более подробно (Рисунок3).

Рассмотрим представленные на Рисунке 3 функции более подробно.

Конкурентная. Цифровые инструменты играют важную роль в ускорении процессов и обеспечивают более высокие конкурентные позиции компании на рынке. Применение современных программ и технологий, средств для учета финансовых данных и их оперативная обработка позволяет раньше других конкурентов корректировать стратегию развития предприятия, а также ускорить все основные процессы в компании. Существует множество решений, основанных на экономико-статистических моделях для выработки и принятия управленческих решений, построения оптимальных алгоритмов планирования, организации и контроля [2, с. 26]; [4, с. 82]. Компания, совершившая цифровой переход, сможет разрабатывать и внедрять новые инновационные сервисы, которых нет у конкурентов, переманивая клиентов качеством сервиса.

Финансовая. Автоматизация процессов, требующих трудовых, временных и финансовых затрат, приводит в конечном итоге к ощутимому сокращению операционных расходов компании. Т. Ю. Стукен с соавт. указывает: более 55% экспертов говорят о снижении временных затрат по результатам внедрения проектов цифровизации, а 50 % заявляют о снижении использования материальных и финансовых ресурсов [14, с. 76].

О ГО А П.

Так, внедрение голосовых помощников, сервисов подбора товаров, цифровых технологий в сфере доставки и внедрение иных технологий искусственного интеллекта позволяет сократить расходы на работы, которые требовали применение механического ручного труда [14, с. 75].

J

<

ûû О

Рисунок 3 - Функции цифровых инструментов в бизнес-модели компании

Примечание: источник - собственная разработка

Содержание обширного штата квалифицированных работников подразумевает высокий уровень расходов на заработные платы. Предприятие может нанять менее квалифицированного работника, который «стоит» меньше, но при этом его работу будет контролировать цифровая система, уменьшая количество ошибок, а иногда и вовсе исключая их. Многие предприятия переводят высвободившихся сотрудников на решение других задач [14, с. 76]. Бизнесы во всем мире уменьшают количество работников, распределив часть функций на цифровые системы. Происходит совмещение или переформирование департаментов, объединение должностей. Имеет место сокращение численности персонала, не участвующего в формировании прибыли компании [8, с. 92]. Некоторые бизнес-процессы могут быть переданы на аутсорсинг, что также стало возможным исключительно из-за цифровизации.

Иногда бизнес терпит убытки по причине ошибок, связанных с человеческим фактором. Цифровые инструменты позволяют существенно сократить количество ошибок, вызванных некачественной работой персонала, усталостью, недостатком опыта - т. н. ошибок человеческого фактора.

Коммуникативная. Важная часть бизнес-процесса - это исследование клиента - как текущего, так и потенциального. Портрет (профиль) клиента очень важен для формирования ассортимента, сервисов бизнеса, а также для таргетированной рекламы, требующей точных настроек. Современные бизнесы применяют виртуальный инструментарий для определения потенциальных потребностей, автоматизации прогнозирования спроса и предложения, продвижения товара [2, с. 26]. Иннова-

ции становятся базисом для развития новых форм конкуренции. Конкурентная борьба на современном этапе заключается в эффективном использовании онлайн-платформ и механизмов многоканальной дистрибуции, обеспечиваемых цифровыми технологиями [16, с. 119].

Производственная. За счет датчиков, производственных интерфейсов, Интернета вещей происходит повышение скорости и точности производственных операций, автоматизация производственных процессов, оптимизация управления запасами и ресурсами.

В заключение отметим: несмотря на очевидные преимущества цифровизации бизнеса, следует отметить некоторые недостатки и риски, связанные с цифровым переходом:

1. Конфиденциальность и кибербезопасность - возможна утечка данных предприятия, партнеров, поставщиков и персональных данных клиентов [5, с. 151].

2. Потребность в кадрах, обладающих цифровыми компетенциями.

3. Необходимость постоянных инвестиций в постоянное улучшение и развитие цифровых систем [13, с. 104]. Поддержание или модернизация технологий - это дорогой процесс, на обслуживание которого требуется множество человек [1, с. 28].

4. Сложности в интеграции и взаимодействии цифровых систем друг с другом [10, с. 95].

Литература

1. Агафонова, Т. В. Цифровизация бизнес-процессов / Т. В. Агафонова, С. В. Пирогова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №12-1. - С. 26-29.

2. Апханова, Е. Ю. Цифровизация бизнеса в россии: возможности и проблемы / Е. Ю. Апханова, Л. В. Бирюкова // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. - 2021. - №1 (105). - С. 21-27.

3. Архипов, К. Ю. Цифровизация бизнес-процессов / К. Ю. Архипов, Д. С. Крышкова // Евразийский Союз Ученых. - 2021.

- №3-8 (84). - С. 4-5.

4. Багаутдинова, Н. Г. Новые конкурентные преимущества в условиях цифровизации / Н. Г. Багаутдинова, Р. А.Никулин // Инновации. - 2018. - №8 (238). - С. 80-83.

5. Большаков, С. Н. Стратегический маркетинг и направления цифровизации корпоративного сектора экономики / С. Н. Большаков // РППЭ. - 2023. - №2 (148). - С. 148-157.

6. Василенко, И. А. Бизнес-процессы в условиях цифро-визации / И. А. Василенко // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2023. - №3-1 (97). - С. 33-37.

7. Джабраилова, Н. Д. Влияние цифровизации на развитие бизнеса / Н. Д. Джабраилова // Журнал прикладных исследований. - 2023. - №1. - С. 120-124.

8. Ильченко, С. В. Оптимизация структуры персонала компании в условиях кризиса / С. В. Ильченко, Н. Ш. Андрю-щенко // Бизнес и дизайн ревю. - 2023. - №2 (30). - С. 87-94.

9. Индекс цифровизации отраслей экономики и социальной сферы // Институт статистических исследований и экономики знаний - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/783750202.html. - Дата доступа: 29. 12.2023.

10. Кузин, Д. В. Проблемы цифровой зрелости в современном бизнесе / Д. В. Кузин // Мир новой экономики. - 2019. - №3.

- С. 89-99.

11. Роботизированная автоматизация процессов - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/RPA_-

_% D0%A0% D0%BE% D0%B1 % D0%BE%D1 %82% D0%B8% D0 %B7% D0%B8%D1%80%D0%BE% D0%B2%D0%B0% D0%BD%

D0%BD%D0%B0%D1 %8F_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%B Е<^0%ВС<^0%В0<^1%82<^0%В8<^0%В7<^0%В0<^1 %86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86% D0%B5%D1 %81%D1 %81%D0%BE%D0%B2. - Дата доступа: 29. 12.2023.

12. Словарь цифровой экономики. - 2023 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacademy.ru/components/tpl/lfa2/docs/%D0%A1%D0 %ВВ<^0%ВЕ<^0%В2<^0%В0<^1%80<^1%8С%20<^1% 86<^0%В8<^1 %84<^1 %80<^0%ВЕ<^0%В2<^0%ВЕ<^0 %B9%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0% BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf - Дата доступа: 29. 12.2023.

13. Соколова, А. П. Управление бизнесом в условиях циф-ровизации экономики / А. П. Соколова, К. А. Севикян, Д. А. Стенько // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. -№11-3. - С. 101-105.

14. Стукен, Т. Ю. Оценка влияния цифровизации на производительность труда в организации (на примере промышленных предприятий) / Т. Ю. Стукен, Т. А. Лапина, О. С. Коржова // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2023. - №2. - С. 74-79.

15. Тюрина, Д. А. Цифровизация бизнеса в России / Д. А. Тюрина, А. А. Крюкова // Индустриальная экономика. - 2023. -№1. - С. 53-58.

16. Фихтнер, О. А. Цифровизация бизнес-процессов в глобальном мире / О. А. Фихтнер // Вестник СИБИТа. - 2022. - №4. - С. 117-122

Impact of digital transformation on business processes and models: prospects

and challenges Shastov A.A.

Auto-Contact LLC

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33

Digital transformation is the process of transformation of business models, as well as production processes with digital technologies, as well as the formation of a holistic digital ecosystem of interconnected digital interfaces, technologies and applications. The main digital tools and technologies used in business are presented in the article. The functions of introducing digital tools into business processes are also analyzed. The disadvantages and risks associated with the digital transition of business units are highlighted. Keywords: digitization, digital transformation, business process, cyber security,

artificial intelligence, business, internet of things References

1. Agafonova, T.V. Digitalization of business processes / T.V. Agafonova, S.V.

Pirogova // Economics and business: theory and practice. - 2020. - No. 12-1. -pp. 26-29.

2. Aphanova, E. Yu. Digitalization of business in Russia: opportunities and problems /

E. Yu. Aphanova, L. V. Biryukova // Bulletin of the Khabarovsk State University of Economics and Law. - 2021. - No. 1 (105). - pp. 21-27.

3. Arkhipov, K. Yu. Digitalization of business processes / K. Yu. Arkhipov, D. S.

Kryshkova // Eurasian Union of Scientists. - 2021. - No. 3-8 (84). - P. 4-5.

4. Bagautdinova, N. G. New competitive advantages in the conditions of digitalization

/ N. G. Bagautdinova, R. A. Nikulin // Innovations. - 2018. - No. 8 (238). - P. 8083.

5. Bolshakov, S. N. Strategic marketing and directions of digitalization of the corporate

sector of the economy / S. N. Bolshakov // RPPE. - 2023. - No. 2 (148). - pp. 148-157.

6. Vasilenko, I. A. Business processes in the conditions of digitalization / I. A.

Vasilenko // Economics and business: theory and practice. - 2023. - No. 3-1 (97). - pp. 33-37.

7. Dzhabrailova, N. D. The impact of digitalization on business development / N. D.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dzhabrailova // Journal of Applied Research. - 2023. - No. 1. - pp. 120-124.

8. Ilchenko, S. V. Optimization of the company's personnel structure in a crisis / S. V.

Ilchenko, N. Sh. Andryushchenko // Business and design review. - 2023. - No. 2 (30). - pp. 87-94.

9. Index of digitalization of economic and social sectors // Institute of Statistical

Research and Economics of Knowledge - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://issek.hse.ru/news/783750202.html. - Access date: 29.12.2023.

10. Kuzin, D. V. Problems of digital maturity in modern business / D. V. Kuzin // World

of new economics. - 2019. - No. 3. - pp. 89-99.

11. Robotic process automation - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://www.tadviser.ru/index.php/RPA_-

_%D0%A0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B7%

D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D

1%8F_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%

BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B 8%D1 %8F_%D0%BF%D1 %80%D0%BE%

D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2. - Access date: 29.12.2023.

12. Dictionary of digital economy. - 2023 [Electronic resource]. - Access mode: https://legalacademy.ru/components/tpl/lfa2/docs/%D0%A1%D0%BB%D0%BE % D0%B2%D0% B0%D1%80 % D1%8C%20

%D1 %86%D0%B8%D1%84%D1 %80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9% 20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BD

%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8.pdf - Access date: 29.12.2023.

13. Sokolova, A. P. Business management in the context of digitalization of the economy / A. P. Sokolova, K. A. Sevikyan, D. A. Stenko // Economics and business: theory and practice. - 2021. - No. 11-3. - P. 101-105.

14. Stuken, T. Yu. Assessing the impact of digitalization on labor productivity in an

organization (using the example of industrial enterprises) / T. Yu. Stuken, T. A. Lapina, O. S. Korzhova // Bulletin of Omsk State University. Series: Economics. - 2023. - No. 2. - pp. 74-79.

15. Tyurina, D. A. Digitalization of business in Russia / D. A. Tyurina, A. A. Kryukova

// Industrial Economics. - 2023. - No. 1. - pp. 53-58.

16. Fikhtner, O. A. Digitalization of business processes in the global world / O. A.

Fikhtner // Bulletin of SIBIT. - 2022. - No. 4. - pp. 117-122

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

M ■р»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.