Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростки с ограниченными возможностями здоровья / виртуальное пространство / цифровая социализация / социальные сети / отклоняющееся поведение / adolescents with limited health opportunities / virtual space / digital socialization / social networks / deviant behaviour

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Шевченко Марина Валерьевна

Публикация посвящена постановке проблемы цифровой социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Обосновывается актуальность заявленной тематики. Рассматриваются исследования угроз и рисков, возникающих в новой социальной ситуации развития подрастающего поколения. Отмечается позитивный потенциал использования виртуального пространства в контексте социализации. Анализируются научные работы, в которых изучаются разные аспекты социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Определяется степень изученности поставленной проблемы. Намечаются перспективы дальнейшего экспериментального изучения взаимосвязи личностных характеристик с поведением в виртуальной среде подростков с нарушениями развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the issue of digital socialization of adolescents with limited health opportunities. It substantiates the relevance of the topic under consideration. The article examines research works dealing with hazards and risks that arise in the new social conditions for the development of the younger generation. The article emphasizes the positive potential of using virtual space in the context of socialization. II analyzes scientific research papers devoted to different aspects of socialization of adolescents with limited health opportunities. The article determines the extent to which the issue has been studied. It outlines the prospects for further experimental research into the relationship between personality traits and behaviour in virtual space of adolescents with developmental disorders.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ»

Аннотация. Здоровьесберегающие технологии является одними из ключевых компонентов дошкольного образования. Дети дошкольного возраста приобретают знания о здоровье, и это формирует основу для развития, поддержания и укрепления их здоровья. Однако знания детей о здоровье неполные, а их навыки здорового образа жизни недостаточно развиты. С одной стороны, тенденции к ухудшению состояния здоровья детей создают определенные проблемы для процесса дошкольного образования, с другой стороны, их возможности в области здоровьесберегающих технологий известны и используются не в полной мере. Интеграция здоровьесберегающих технологий в программе дошкольного образования остается ключевым приоритетом политики в области образования. Хотя важность развития здоровьесберегающих навыков у детей уже отмечается в программах дошкольного образования, различные научные исследования показывают, что показатели здоровья детей ухудшаются. Несмотря на позитивное отношение и мотивацию педагогов дошкольных учреждений к здоровьесберегающим технологиям, все еще существует много неиспользованных возможностей для улучшения здоровьесберегающего просвещения, которые следует оценивать как на уровне образовательной политики, так и на уровне образовательной практики, соответственно.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, физическое воспитание, дошкольное образование.

Annotation. Health-saving technologies are one of the key components of preschool education. Preschool children acquire knowledge about health, and this forms the basis for the development, maintenance and strengthening of their health. However, children's knowledge about health is incomplete, and their healthy lifestyle skills are not sufficiently developed. On the one hand, the trends towards the deterioration of children's health create certain problems for the process of preschool education, on the other hand, their capabilities in the field of health-saving technologies are known and are not fully used. The integration of health-saving technologies in the preschool education program remains a key priority of the education policy. Although the importance of developing health-saving skills in children is already noted in preschool education programs, various scientific studies show that children's health indicators are deteriorating. Despite the positive attitude and motivation of preschool teachers to health-saving technologies, there are still many untapped opportunities for improving health-saving education, which should be evaluated both at the level of educational policy and at the level of educational practice, respectively.

Keywords: health-saving technologies, physical education, preschool education.

Литература:

1. Коровникова, Ю.Г. Особенности организации здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения / Ю.Г. Коровникова // Гаудеамус. - 2013. - №1 (21). - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/osobennosti-organizatsii-zdoroviesberegayuschey-sredy-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya

2. Султанмуратова, Ф.Р. Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Ф.Р. Султанмуратова // Обучение и воспитание: методики и практика. -2012. -№1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-zdoroviesberegayuschie-tehnologii-v-dou

УДК 376.2

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С

НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Кисоеа Вероника Вячеславовна кандидат психологических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное -учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

Шевченко Марина Валерьевна магистрант факультета психологии и педагогики Федеральное государственное бюджетное образовательное -учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. В исследованиях P.M. Айсиной, В.А. Емелина, Т.В. Ефимовой, Г.У. Солдатовой и многих других ученых подчеркивается, что современная социальная ситуация развития детей и подростков во многом обусловлена глобальной цифровизацией общества. Фактически, большинство исследователей говорит о так называемой цифровой социализации подрастающего поколения. П.Н. Демин [6] пишет о том, что такая социализация, несомненно, имеет свои специфические особенности, например, существенное снижение социального контроля за детьми и подростками таких традиционных институтов как семья и образовательное учреждение. По сути дела, общество оказывается не вполне готовым к воспитанию человека, который живет в реальном и виртуальном мире одновременно.

Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, которые рассматривают угрозы и риски цифровой социализации. В статье Р.И. Зекерьяева [7] рассматривается взаимосвязь асоциального поведения подростков в интернет-пространстве с их социально-психологическими установками. По результатам исследования автор делает вывод, что эгоцентрические личностные установки подростков напрямую связаны с такими типами поведения в виртуальном пространстве как кибербуллинг, троллинг, флейм и т.п.

В работе Я.О. Некоз, С.С. Игнатович [11] обсуждается проблема влияния социальных сетей на развитие агрессивного поведения подростков. Авторы пишут о тех особенностях виртуального пространства социальных сетей, которые могут провоцировать демонстрацию агрессивного поведения в подростковом возрасте. Например, анонимность (анонимные социальные сети), неконтролируемая свобода выбора контактов, отсутствие социальной иерархии при общении между взрослыми и подростками и др.

В исследовании ИВ. Воробьевой, О.В. Кружковой [5] выделены типы пользователей интернет-пространства, относящиеся к группе риска. Например, это подростки, которые очень активны в интернете и недостаточно критичны к его контенту. Авторы определили два таких типа как «активные идеалисты» и «пассивные идеалисты».

Также определенное количество исследований направлено на выявление позитивного потенциала цифровой социализации детей и подростков. Например, в статье A.B. Вихровой [2] рассматриваются условия развития социального капитала подростка в цифровой среде, выявляются потенциальные возможности становления информационного, коммуникативного, самообразовательного компонентов социального капитала подростков средствами цифровых образовательных ресурсов.

В статье Н.В. Проказиной [12] обсуждаются потенциальные возможности совершенствования коммуникативных практик молодежи в виртуальном пространстве. Автор указывает, что значительное разнообразие коммуникативных практик в виртуальном пространстве позволяет пользователям развивать разные поведенческие стратегии, способствует формированию саморегуляционных механизмов, трансмедиаграмотности.

Изложение основного материала исследования. Не подлежит сомнению, что цифровая социализация в настоящее время характерна и для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно для подростков. Однако, исследований, посвященных этой проблеме крайне мало. На наш взгляд, наиболее актуальной проблемой является определение влияния виртуальной среды на развитие личности подростков с ОВЗ. Об этом свидетельствуют исследования И.П. Волковой с соавторами. Так, в работе И.П. Волковой, О.С. Булгаковой и A.B. Машковой [3] исследуется риск возникновения интернет-аддикции у старших подростков с ОВЗ (задержка психического развития (ЗПР), слепые и слабовидящие школьники). Авторы выявили, что все, участвующие в исследовании подростки с ОВЗ, вследствие нарушений психического развития, имеют невысокий уровень адаптационных возможностей к социальной среде. Поэтому все они входят в группу риска по критерию интернет-аддикции. Практическое отсутствие интернет-аддикции наблюдается у слепых подростков, что объясняется естественными психофизическими ограничениями этих обучающихся. Значительное количество подростков с ЗПР продемонстрировали сформированную стадию компьютерной зависимости, а слабовидящие подростки в большинстве своем показали начальную стадию.

В статье И.П. Волковой и A.B. Машковой [4] приводятся результаты экспериментального исследования взаимосвязи виктимного поведения и интернет-аддикции у подростков с сенсорными нарушениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и ЗПР. Авторы выявили, что у интернет-зависимых подростков с ОВЗ преобладает «ролевая виктимность», которая выражается в зависимом, беспомощном поведении в ситуациях агрессивного поведения других пользователей интернета. Исследователи подчеркивают, что интернет-коммуникации и компьютерные игры являются для подростков с ОВЗ своего рода компенсаторным механизмом. Однако, все это может привести их к интернет-аддикции и, как следствие, к еще большей социальной дезадаптации.

К сожалению, других исследований специфики влияния цифровой социализации на развитие личности подростков с ОВЗ нами не было обнаружено. Однако, нам показалась интересной статья О.В. Рубцовой с соавторами [13], в которой анализируется взаимовлияние личностных характеристик нормотипичных подростков с их стратегиями поведения в виртуальном пространстве. Нам показалась продуктивной идея установления взаимосвязи между личностными характеристиками испытуемых и некоторыми параметрами их личных страниц в социальной сети «В контакте» (количество альбомов, групп, друзей, записей на стене, фотографий, подписчиков). Авторы выявили, что наиболее достоверная статистическая взаимосвязь с большинством параметров личных страниц имеется у таких личностных характеристик как фрустрация, ригидность и тревожность. Таким образом, можно предположить, что особенно сильное влияние на поведение подростков в виртуальном пространстве оказывает специфика развития их эмоциональной сферы.

Исследования эмоционального развития подростков с ОВЗ показывают, что испытуемые с большинством типов нарушений развития имеют существенные проблемы в эмоциональной сфере. Так, в исследованиях И.А. Коневой [8], Е.Б. Моисеевой [9] выявлено, что у подростков с ЗПР значительно выражена аффективная дезадаптация. Это проявляется в низком уровне активности, сниженном фоне настроения, повышении личностной и ситуативной тревожности, агрессивности, эмоциональной лабильности и т.п. В диссертационном исследовании O.E. Шаповаловой [14] изучалась эмоциональная сфера умственно отсталых подростков. Автор указывает, что эти школьники имеют существенные нарушения во всех эмоциональных проявлениях. Так, например, у них с большим трудом формируются так называемые социальные чувства, аффективное реагирование может носить неадекватный характер.

Е.А. Морозова [10], исследуя эмоционально-личностную сферу слабовидящих подростков приходит к выводу, что аффективные нарушения у них проявляются в высокой эмоциональной лабильности, склонности к замкнутости, повышенной агрессивности, раздражительности. В статье Е.В. Апальковой, С.К. Хаидова [1] описываются такие особенности эмоционального развития слабослышащих подростков как повышенная личностная тревожность, депрессивные состояния. Авторы подчеркивают, что чем выше уровень тугоухости у подростков, тем более выражена у них личностная тревожность.

Вышеперечисленные исследования дают нам основание предположить, что для большинства подростков с ОВЗ цифровая социализация может быть сопряжена со значительными проблемами, например, закрепление модели виктимного поведения, формирование интернет-аддикции, инфантилизация, трудности построения идентичности и т.п.

Выводы. Следует отметить, что изучение проблемы цифровой социализации подростков с ОВЗ в нашей стране находится на начальном этапе. Большинство исследований новой социальной ситуации развития детей и подростков с ОВЗ касаются цифровой образовательной среды. Внимание ученых и практиков сосредоточено на возможностях современных технологий в коррекции и компенсации недостатков познавательного развития обучающихся с разными типами дизонтогенеза. Безусловно такая позиция не может считаться продуктивной, так как полноценная социализация предполагает гармоничное развитие всех сфер психики детей и подростков с ОВЗ.

Перспективы нашего экспериментального исследования мы видим в разработке диагностико-коррекционной программы, направленной на выявление взаимосвязи личностных особенностей подростков с ОВЗ с их поведением в виртуальном пространстве, а также на психологическую помощь в решении личностных проблем, обусловливающих отклоняющееся онлайн-поведение.

Аннотация. Публикация посвящена постановке проблемы цифровой социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Обосновывается актуальность заявленной тематики. Рассматриваются исследования угроз и рисков, возникающих в новой социальной ситуации развития подрастающего поколения. Отмечается позитивный потенциал использования виртуального пространства в контексте социализации. Анализируются научные работы, в которых изучаются разные аспекты социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья. Определяется степень изученности поставленной проблемы. Намечаются перспективы дальнейшего экспериментального изучения взаимосвязи личностных характеристик с поведением в виртуальной среде подростков с нарушениями развития.

Ключевые слова: подростки с ограниченными возможностями здоровья, виртуальное пространство, цифровая социализация, социальные сети, отклоняющееся поведение.

Annotation. The article discusses the issue of digital socialization of adolescents with limited health opportunities. It substantiates the relevance of the topic under consideration. The article examines research works dealing with hazards and risks that arise in the new social conditions for the development of the younger generation. The article emphasizes the positive potential of using virtual space in the context of socialization. II analyzes scientific research papers devoted to different aspects of socialization of adolescents with limited health opportunities. The article determines the extent to which the issue has been studied. It outlines the prospects for further experimental research into the relationship between personality traits and behaviour in virtual space of adolescents with developmental disorders.

Keywords: adolescents with limited health opportunities, virtual space, digital socialization, social networks, deviant behaviour

Литература:

1. Апалькова, E.B. Специфика проявления, коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у слабослышащих подростков / Е.В. Апалькова, С.К. Хайдов // Акмеология. - 2015. - № 4(56). - С. 185-190

2. Вихрова, A.B. Педагогический ресурс развития социального капитала подростка в цифровой образовательной среде / A.B. Вихрова // Педагогическое образование. - 2023. - Т.4. - № 5. - С. 176-186

3. Волкова, И.П. К вопросу о риске формирования интернет-зависимости старших школьников с ограниченными возможностями здоровья: теоретические и практические аспекты / И.П. Волкова, О.С. Булгакова, A.B. Машкова // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 4,- С. 54-65

4. Волкова, И.П. Взаимосвязь виктимного поведения и зависимости от интернета подростков с ограниченными возможностями здоровья / И.П. Волкова, A.B. Машкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2022. - № 204. - С. 150-163

5. Воробьева, И.В. Социально-психологические аспекты восприимчивости молодежи к воздействиям среды Интернет / И.В. Воробьева, О.В. Кружкова // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 9. - С. 86-102

6. Демин, П.Н. Риски и возможности онлайн-социализации подростков и молодежи / П.Н. Демин // Ценности и смыслы. - 2022. - № 3(79). - С. 76-85

7. Зекерьяев, Р.И. Взаимосвязь уровня асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностей социально-психологических установок подростков / Р.И. Зекерьяев // Психология человека в образовании. - 2023. - Т.5. - № 1. -С. 62-72

8. Конева, И.А. Интегрированное и дифференцированное обучение подростков с задержкой психического развития и их личностное развитие / И.А. Конева, Н.П. Кондратьева // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/240 (дата обращения: 24.10.2023)

9. Моисеева, Е.Б. Многоуровневый анализ и психокоррекция аффективной дезадаптации у подростков с задержкой психического развития: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Моисеева Елена Борисовна. - Нижний Новгород, 2002.-24 с.

10. Морозова, Е.А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Морозова Елена Александровна. - Нижний Новгород, 2002. - 199 с.

11. Некоз, Я.О. Влияние социальных сетей на агрессивное поведение подростков / Я.О. Некоз, С.С.Игнатович // Педагогика: история, перспективы. - 2022. - Т. 5. -№ 2. - С. 77-100

12. Проказина, Н.В. Коммуникативные практики молодежи в реальном и виртуальном пространствах / Н.В. Проказина // Наука. Культура. Общество. - 2023. - Т. 29. - № 3. - С. 69-81

13. Рубцова, О.В. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «Вконтакте») / О.В. Рубцова, A.C. Панфилова, В.К. Смирнова // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 3. - С. 54-66

14. Шаповалова, O.E. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников: автореферат дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.10 / Шаповалова Ольга Евгеньевна. - Нижний Новгород, 2006. - 47 с.

УДК 373

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кулчаева Любовь Борисовна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. Коста Хетагурова)

Постановка проблемы. Самым фундаментальным этапом жизни детей, периодом, который будет определять их развитие, является дошкольное образование. Дошкольное образование - это процесс, который развивает познавательные, эмоциональные, социальные и языковые навыки детей и готовит их к будущему.

Изложение основного материала исследования. Основной период развития ребенка - это дошкольный возраст. Вот несколько пунктов, которые подтверждают этот факт.

1. Развитие мозга быстро прогрессирует в первые годы жизни детей. В этот период формируются связи между нервными клетками и определяют познавательные способности ребенка. Важность дошкольного образования также способствует укреплению этих нейронных связей и повышает способность ребенка к обучению.

2. Языковые и коммуникативные навыки также являются важными областями, основы которых были заложены в этот период. Дети развивают речь, чтобы понимать и выражать окружающий мир. В дошкольном образовании расширяется словарный запас детей и укрепляются их речевые навыки за счет создания богатой языковой среды.

3. Социально-эмоциональное развитие также формируется в дошкольном возрасте. Дошкольное образование играет важную роль, помогая детям приобрести социальные навыки, такие как умение делиться, сотрудничать и сопереживать. Социальные навыки, приобретенные в этот период, составляют основу для установления здоровых отношений и успеха в обществе в более позднем возрасте.

Что помогает человеку правильно усваивать и трансформировать в своем сознании полученную извне информацию? Конечно, умение логически мыслить.

Логическое мышление - это способность создавать логичные, правильные цепочки мыслей и наполнять их смыслом.

Умственное развитие - это развитие, которое происходит в системе мышления и понимания. Познание требует обучения и восприятия. То, как дети объясняют и понимают события, зависит от периода их когнитивного развития. Интеллект у детей относится к индивидуальным различиям. Интеллект определяется как способность адаптироваться к окружающей среде и решать проблемы в новых и неожиданных ситуациях. Интеллект показывает не то, как мы умеем что-то делать, а то, как мы действуем в ситуации, когда не знаем, что делать. Индивидуальные различия в развитии интеллекта параллельны когнитивному развитию ребенка. Индивидуальное развитие варьируется в зависимости от различных структур наследственности, окружающей среды, социально-экономического уровня семьи и уровня образования. Важнейшим фактором, влияющим на развитие интеллекта человека, является наследственность.

Специалисты утверждают, что первый подготовительный этап логического развития детей наступает в возрасте от двух до четырех лет. Мышление детей в этот период визуально впечатляет, что означает, что, непосредственно воспринимая все объекты и события, они познают мир, а их мозг диагностирует окружающую среду такой, какая она есть. Они касаются, подбирают, бросают, роняют, проходят, пробуют все на вкус.

Эти действия позволяют им что-то понять. В этом возрасте внимание и память еще слабы, поэтому полученная информация не будет долго удерживаться в сознании, поэтому происходит частое повторение ранее совершенных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.