Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логическое мышление / дошкольный возраст / всестороннее развитие личности / logical thinking / preschool age / comprehensive personality development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулчаева Любовь Борисовна

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития логических способностей ребенка. Логическое мышление процесс, который помогает человеку усваивать и преобразовывать получаемую информацию. Кроме того, оно помогает применять информацию с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе. Необходимо научить его рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе. Задачи логического развития в каждом возрасте свои. Эти задачи углубляются и расширяются по мере того, как ребёнок взрослеет и его мышление становится более сложным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулчаева Любовь Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preschool age is extremely important for the development of a child's logical abilities. Logical thinking is a process that helps a person to assimilate and transform the information received. In addition, it helps to apply information with the greatest benefit and impact. To teach a preschooler to think logically means to equip him with the necessary tools for successful schooling. It is necessary to teach him to behave rationally and thoughtfully in any situation, to find a way out of a difficult situation, it is advisable to behave in society and nature. The tasks of logical development at each age are different. These tasks deepen and expand as the child matures and his thinking becomes more complex.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

2. Вихрова, A.B. Педагогический ресурс развития социального капитала подростка в цифровой образовательной среде / A.B. Вихрова // Педагогическое образование. - 2023. - Т.4. - № 5. - С. 176-186

3. Волкова, И.П. К вопросу о риске формирования интернет-зависимости старших школьников с ограниченными возможностями здоровья: теоретические и практические аспекты / И.П. Волкова, О.С. Булгакова, A.B. Машкова // Вестник психофизиологии. - 2018. - № 4,- С. 54-65

4. Волкова, И.П. Взаимосвязь виктимного поведения и зависимости от интернета подростков с ограниченными возможностями здоровья / И.П. Волкова, A.B. Машкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2022. - № 204. - С. 150-163

5. Воробьева, И.В. Социально-психологические аспекты восприимчивости молодежи к воздействиям среды Интернет / И.В. Воробьева, О.В. Кружкова // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 9. - С. 86-102

6. Демин, П.Н. Риски и возможности онлайн-социализации подростков и молодежи / П.Н. Демин // Ценности и смыслы. - 2022. - № 3(79). - С. 76-85

7. Зекерьяев, Р.И. Взаимосвязь уровня асоциального поведения в интернет-пространстве и особенностей социально-психологических установок подростков / Р.И. Зекерьяев // Психология человека в образовании. - 2023. - Т.5. - № 1. -С. 62-72

8. Конева, И.А. Интегрированное и дифференцированное обучение подростков с задержкой психического развития и их личностное развитие / И.А. Конева, Н.П. Кондратьева // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/240 (дата обращения: 24.10.2023)

9. Моисеева, Е.Б. Многоуровневый анализ и психокоррекция аффективной дезадаптации у подростков с задержкой психического развития: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Моисеева Елена Борисовна. - Нижний Новгород, 2002.-24 с.

10. Морозова, Е.А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Морозова Елена Александровна. - Нижний Новгород, 2002. - 199 с.

11. Некоз, Я.О. Влияние социальных сетей на агрессивное поведение подростков / Я.О. Некоз, С.С.Игнатович // Педагогика: история, перспективы. - 2022. - Т. 5. -№ 2. - С. 77-100

12. Проказина, Н.В. Коммуникативные практики молодежи в реальном и виртуальном пространствах / Н.В. Проказина // Наука. Культура. Общество. - 2023. - Т. 29. - № 3. - С. 69-81

13. Рубцова, О.В. Исследование взаимосвязи личностных особенностей подростков с их поведением в виртуальном пространстве (на примере социальной сети «Вконтакте») / О.В. Рубцова, A.C. Панфилова, В.К. Смирнова // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 3. - С. 54-66

14. Шаповалова, O.E. Эмоциональное развитие умственно отсталых школьников: автореферат дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.10 / Шаповалова Ольга Евгеньевна. - Нижний Новгород, 2006. - 47 с.

УДК 373

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кулчаева Любовь Борисовна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. Коста Хетагурова)

Постановка проблемы. Самым фундаментальным этапом жизни детей, периодом, который будет определять их развитие, является дошкольное образование. Дошкольное образование - это процесс, который развивает познавательные, эмоциональные, социальные и языковые навыки детей и готовит их к будущему.

Изложение основного материала исследования. Основной период развития ребенка - это дошкольный возраст. Вот несколько пунктов, которые подтверждают этот факт.

1. Развитие мозга быстро прогрессирует в первые годы жизни детей. В этот период формируются связи между нервными клетками и определяют познавательные способности ребенка. Важность дошкольного образования также способствует укреплению этих нейронных связей и повышает способность ребенка к обучению.

2. Языковые и коммуникативные навыки также являются важными областями, основы которых были заложены в этот период. Дети развивают речь, чтобы понимать и выражать окружающий мир. В дошкольном образовании расширяется словарный запас детей и укрепляются их речевые навыки за счет создания богатой языковой среды.

3. Социально-эмоциональное развитие также формируется в дошкольном возрасте. Дошкольное образование играет важную роль, помогая детям приобрести социальные навыки, такие как умение делиться, сотрудничать и сопереживать. Социальные навыки, приобретенные в этот период, составляют основу для установления здоровых отношений и успеха в обществе в более позднем возрасте.

Что помогает человеку правильно усваивать и трансформировать в своем сознании полученную извне информацию? Конечно, умение логически мыслить.

Логическое мышление - это способность создавать логичные, правильные цепочки мыслей и наполнять их смыслом.

Умственное развитие - это развитие, которое происходит в системе мышления и понимания. Познание требует обучения и восприятия. То, как дети объясняют и понимают события, зависит от периода их когнитивного развития. Интеллект у детей относится к индивидуальным различиям. Интеллект определяется как способность адаптироваться к окружающей среде и решать проблемы в новых и неожиданных ситуациях. Интеллект показывает не то, как мы умеем что-то делать, а то, как мы действуем в ситуации, когда не знаем, что делать. Индивидуальные различия в развитии интеллекта параллельны когнитивному развитию ребенка. Индивидуальное развитие варьируется в зависимости от различных структур наследственности, окружающей среды, социально-экономического уровня семьи и уровня образования. Важнейшим фактором, влияющим на развитие интеллекта человека, является наследственность.

Специалисты утверждают, что первый подготовительный этап логического развития детей наступает в возрасте от двух до четырех лет. Мышление детей в этот период визуально впечатляет, что означает, что, непосредственно воспринимая все объекты и события, они познают мир, а их мозг диагностирует окружающую среду такой, какая она есть. Они касаются, подбирают, бросают, роняют, проходят, пробуют все на вкус.

Эти действия позволяют им что-то понять. В этом возрасте внимание и память еще слабы, поэтому полученная информация не будет долго удерживаться в сознании, поэтому происходит частое повторение ранее совершенных действий.

Специалисты в области детской психологии и педагогики разработали большое количество учебных материалов, планов и задач для развития детской логики. Конечно, при их создании и использовании учитываются возрастные особенности когнитивных процессов. Например, двухлетний ребенок не может выполнить задание, предназначенное для четырехлетнего ребенка, а семилетний ребенок не заинтересован в решении задач трехлетнего и пятилетнего ребенка.

Это можно объяснить просто - у них уже совершенно разные мыслительные процессы, и их мышление с каждым годом увеличивается в скорости и сложности.

В этом возрасте развивается умение выносить первые основные суждения и выводы, основанные на действиях, позволяет развить речь и научиться выражать свои мысли вслух: вода может течь, переливаться, песок может сыпаться, намокать и формировать форму и т.д.

В конкретный оперативный период дети не рассматривают поверхностные особенности предметов, а делают логические интерпретации. Символическая мыслительная деятельность заменяется реальной умственной деятельностью. Поскольку дети не могут рассуждать о неосязаемых ситуациях, они применяют операции к конкретным задачам и иногда используют пальцы доя выполнения математических операций [1].

Важно научить детей простым логическим действиям: группировке, синтезу, построению строк. Например, сбор объектов в группы по признаку (цвет, форма), создание серий (упорядочивайте убывающие части пирамиды) и создание простых сооружений (большие детали Lego).

В возрасте 4-5 лет дети готовы сравнивать такие логические операции. Здесь необходимо расширить представление ребенка об окружающей действительности, привлечь его внимание к разнообразию событий, научить основам анализа (разбивать целое на части) и найти логические связи в природе (растения не цветут в холодные зимние месяцы, они не растут, поэтому нет насекомых и пауков, а у птиц нет еды, поэтому они не летают).

При подготовке к школе воспитатели дошкольных учреждений используют тот же метод развития логики, что и раньше, но дети должны быть более самостоятельными в решении любых задач.

В это время начинается формирование символической системы мыслительной деятельности (начало планирования, знаков, цифровой работы). Такие навыки, как сравнение, классификация, грамматика, простые доказательства, организация по признакам, выделение различий, анализ явлений и объектов, выявление закономерностей и даже предсказание последствий любого действия. На этом этапе детей учат считать последовательно и количественно в пределах десяти.

В этот период умственные способности детей начинают напоминать умственные способности взрослых. Абстрактное мышление развито не полностью, а конкретное.

Начинается трансформация в абстрактное. Дети школьного возраста, обладающие способностью группироваться, знакомы с понятиями классификации, порядка, инвариантности, числа и пространства. Ребенок может классифицировать предметы по их размерам и понимать, что их количество не изменится, даже если изменится расположение предметов. Ребенок, умеющий собирать группы, выражающие различия, может путем сортировки создавать серии. Дети, которые умеют выстраиваться в очередь по росту на уроках физкультуры, также могут располагать свои имена в алфавитном порядке и сравнивать объемы и вес.

Предлагаем следующие инструкции по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста.

Этап 1

Поощряйте ребенка высказывать свои суждения, оценивать события, делать предположения. Научившись логически мыслить, ребенок начнет делать то же самое. Начните предложение и попросите ребенка завершить его. Например: "Машина может уехать, потому что...","На улице жарко, потому что...", "Если вы порежете палец, то...

Шаг 2

Игра в шахматы. Эта игра, история которой насчитывает несколько тысяч лет, учит не только развивать логику, но и разрабатывать стратегию, проявлять терпение, осторожность, предвидеть шаги соперника и анализировать ситуацию на

Этап 3

Предложите коллекцию забавных задач. Разгадывать их будет интересно. В дополнение к проблемам развития логики, существуют проблемы с трюками, при которых первое решение, которое приходит на ум, вряд ли будет правильным.

4. Шаг

Потренируйтесь строить логические цепочки. Попросите ребенка нарисовать круг, квадрат, треугольник, а затем повторите эту последовательность геометрических фигур несколько раз. Убедитесь, что ребенок не нарушает заданный порядок.

Шаг 5

Внедрите математические игры и задачи. Логика и математика тесно связаны, освоив одну науку, ребенок обязательно овладеет другой наукой. Решение задач соответствия, прохождение лабиринтов, построение логических цепочек также способствует развитию логики.

6. Шаг

Попросите вашего ребенка расположить картинки, на которых изображены движения одних и тех же персонажей, в определенном порядке. Это могут быть фрагменты сказки, знакомые ребенку, или просто набор сюжетов, в которых может прослеживаться логическая последовательность.

При развитии логики у детей необходимо учитывать их возраст и выбирать в зависимости от него метод:

Для детей до 3 лет важна ясность и простота. В этом возрасте закладываются основы, ребенок учится различать цвета, разные вещи и предметы. В возрасте 3-4 лет закрепляется логика глагольной формы. Лучший способ совершенствоваться в этом возрасте - нарисовать дополнительный предмет. Перед школой необходимо выполнять с ребенком задания с цифрами, вопросы и разговорные игры. Математики и счет развивают хорошее логическое мышление. После 7 лет все задания должны быть направлены на развитие речевых навыков, развитие умений обобщать, анализировать. В этот период необходимо перейти к абстракциям.

Чтобы детям было интересно, уроки нужно проводить в увлекательной игровой форме и учитывать их индивидуальные интересы и склонности. Если ребенку трудно, задания нужно упростить.

Рассмотрим способы развития логики детей.

Загадки.

Конечно, они должны соответствовать возрасту, ребенок должен знать, о каких предметах или явлениях идет речь. Сосредоточьтесь на творческом мышлении. Лучше всего разгадывать загадки с детьми в возрасте от 2 до 5 лет.

Строители.

Выбирать их следует в соответствии с возрастом. Мягкие кубики лучше всего подходят для малышей. Из них они собирают змей, башни, дома и таким образом вступают в действие их логические приемы.

«Лего» подойдет для детей постарше, здесь собирать нужно по инструкции, соотнося детали с картинкой.

Игры.

Для детей подойдет игра с геометрическими фигурами. Необходимо предложить им найти то же самое или найти лишнее.

Здесь можно открыть ассоциацию, изображающую фигуру, поразмышлять вместе с ребенком на тему «Как она может выглядеть».

Очень важны также речевые игры, особенно сопоставительные: «летом жарко, зимой холодно» и т.д.

Технологии играют более важную роль в современном мире, чем когда-либо прежде. Такие инструменты иногда считаются неблагоприятными для развития детей, и при правильном использовании они действительно могут творить чудеса. Важно хорошо проанализировать влияние технологий и дать правильное руководство, особенно с точки зрения социально-психологического развития детей.

Преимущество использования компьютерных технологий заключается в смещении акцента с устных методов обучения на методы исследования и творческую деятельность. Поэтому меняется и роль воспитателей в образовательном процессе. Он перестал быть источником информации, но стал партнером и помощником.

Использование компьютерных технологий помогает:

- привлечь пассивных слушателей к активной деятельности;

- сделать занятие более наглядным и насыщенным;

- активировать когнитивное внимание;

- применять методы обучения, основанные на учете возрастных особенностей личности и дифференциации обучения;

-удалите негативные факторы, такие как "боязнь ответа";

- активизировать мыслительный процесс (анализ, синтез, сравнение и т.д.).

Воспитатели, владеющие компьютерными технологиями, применяют их при внедрении или завершении новых предметов, наблюдении, участии в проектах, тестировании, самопроверке, образовательных играх, подготовке учебных материалов, развлекательных мероприятиях.

Выводы. Логическое мышление - способность рассуждать и делать выводы - можно и нужно развивать у детей с раннего возраста. Умение логически мыслить, анализировать и делать выводы пригодится как в детстве, так и во взрослой жизни. Развитие логического мышления и фантазии приводит к тому, что человек начинает мыслить нестандартно.

Аннотация. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития логических способностей ребенка. Логическое мышление - процесс, который помогает человеку усваивать и преобразовывать получаемую информацию. Кроме того, оно помогает применять информацию с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе. Необходимо научить его рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе. Задачи логического развития в каждом возрасте свои. Эти задачи углубляются и расширяются по мере того, как ребёнок взрослеет и его мышление становится более сложным.

Ключевые слова: логическое мышление, дошкольный возраст, всестороннее развитие личности.

Annotation. Preschool age is extremely important for the development of a child's logical abilities. Logical thinking is a process that helps a person to assimilate and transform the information received. In addition, it helps to apply information with the greatest benefit and impact. To teach a preschooler to think logically means to equip him with the necessary tools for successful schooling. It is necessary to teach him to behave rationally and thoughtfully in any situation, to find a way out of a difficult situation, it is advisable to behave in society and nature. The tasks of logical development at each age are different. These tasks deepen and expand as the child matures and his thinking becomes more complex.

Keywords: logical thinking, preschool age, comprehensive personality development.

Литература:

1. Шинкарёва, H.A. Педагогические условия и особенности развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Шинкарёва, Т.В. Дробязгина // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - №3 (24). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/pedagogicheskie-usloviya-i-osobennosti-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-detey-starshegO" doshkolnogo-vozrasta

УДК 371

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Мазанюк Елена Федоровна кандидат педагогических наук, доцент Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Социальная сфера отличается сложностью и многообразием форм ее развития. На современном этапе не возникает сомнений в актуальности представленной темы. Сотруднику социальной службы в своей профессиональной деятельности необходимо грамотно вникать в широкий круг задач и проблем, непосредственно обусловленных множеством управленческих вопросов: в закономерности и правовую основу формирования системы социальной поддержки в общих чертах, в технологии руководства социальной службой и ее подразделений, в приемы администрирования и взаимодействия с потребителями. Управление в социальной службе в качестве наиболее существенной технологии социальной работы выполняет особенную, репрезентирующую роль в деятельности специалиста на любом уровне его деятельности.

Социальная работа как форма профессиональной активности должна совмещать интересы общества и человека, гарантировать людям общечеловеческие ценности, человеколюбие, справедливость, достоинство человеческой личности. Она непосредственно связана с государственной социальной политикой, воплощенной в социальных программах, осуществляется практически и упорядочивает общественные отношения в соответствии с потребностями основных групп населения.

Реализуется она в системе социальной защиты населения, результативность которой обусловлена профессиональной и управленческой подготовкой сотрудников, структурой учреждения, его функционированием, а также сводом правил, норм, моделей поведения, ценностей организации, представленных как совокупность конкретных ценностей. В сегодняшних социально-экономических условиях в связи с обновлением целей социальной помощи и социальной работы происходит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.