Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА СТРУКТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА'

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА СТРУКТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
240
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ПАРАДИГМА / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ / МЕДИАБУЛИМИЯ / НОМОФОБИЯ / «КЛИПОВОЕ» МЫШЛЕНИЕ / КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шевченко Ольга Михайловна, Штофер Людмила Львовна

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании влияния цифровой модели социального развития на структуры человеческого здоровья. Методологическую базу исследования составляют концепции Т. Парсонса, Э. Дюркгейма, позволяющие рассматривать здоровье человека как сложную систему, включающую соматические, психологические и социальные структуры; теория здорового общества Э. Фромма, в которой обосновывается зависимость психического здоровья человека от внешних социальных процессов; положения теории цифровой трансформации общества, раскрывающие влияние современных технологий на образ жизни человека и общества; идеи концепции «общества риска», позволяющие анализировать угрозы здоровью человека цифрового общества. Результаты исследования. В данной статье анализируются тенденции цифровизации общества и их негативные последствия для здоровья человека. Цифровая среда несет риски физическому, психологическому и социальному здоровью человека. Угрозы физическому здоровью человека обусловлены тотальной компьютеризацией, которая способствует развитию малоподвижного образа жизни, что ведет к росту заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, органов дыхания и зрения. Риски психологическому здоровью людей связаны с активным использованием цифровых устройств, что оказывает негативное воздействие на когнитивное, вербальное и социально-эмоциональное развитие личности. Негативные последствия для социального здоровья лежат в плоскости появления новой формы социализации личности - киберсоциализации, в ходе которой идут процессы десоциализации индивида, атомизации общества, замещения Я-реального на Я-виртуальное, формирование квазиценностей. Перспективы исследования. Проблема влияния цифровой парадигмы социального развития на структуры человеческого здоровья представляет научный и практический интерес в связи с необходимостью понимания рисков и угроз, обусловленных цифровизацией общества, а также минимизации их негативных последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шевченко Ольга Михайловна, Штофер Людмила Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE DIGITAL PARADIGM OF SOCIAL DEVELOPMENT ON THE STRUCTURES OF HUMAN HEALTH

Objective of the study is to identify the methodological and methodological possibilities of the philosophy of education in improving the educational process in Russian society. The methodological basis of the research consists of the concepts of T. Parsons, E. Durkheim, which allow us to consider human health as a complex system including somatic, psychological and social structures; the theory of a healthy society by E. Fromm, which substantiates the dependence of human mental health on external social processes; the provisions of the theory of digital transformation of society, revealing the influence of modern technologies on the lifestyle of a person and society; ideas of the concept of “risk society”, allowing to analyze the threats to human health of the digital society. Research results. This article analyzes the trends of digitalization of society and their negative consequences for human health. The digital environment carries risks to the physical, psychological and social health of a person. Threats to human physical health are caused by total computerization, which contributes to the development of a sedentary lifestyle, which leads to an increase in diseases of the musculoskeletal system, cardiovascular and endocrine systems, respiratory organs and vision. Risks to people’s psychological health are associated with the active use of digital devices, which has a negative impact on the cognitive, verbal and socio-emotional development of the individual. Negative consequences for social health lie in the plane of the emergence of a new form of socialization of the individual - cybersocialization, during which the processes of desocialization of the individual, atomization of society, replacement of the real Self with the virtual Self, the formation of quasi-values. Prospects of the study. The problem of the influence of the digital paradigm of social development on the structures of human health is of scientific and practical interest due to the need to understand the risks and threats caused by the digitalization of society, as well as to minimize their negative consequences.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА СТРУКТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 316.42

DOI 10.18522/2227-8656.2022.5.12 EDN FIDTIR

Тип статьи в журнале - научная

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВОЙ ПАРАДИГМЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА СТРУКТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

© 2022 г.

О. М. Шевченко*, Л. Л. Штофер**

* Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия ** Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании влияния цифровой модели социального развития на структуры человеческого здоровья.

Методологическую базу исследования составляют концепции Т. Парсонса, Э. Дюрк-гейма, позволяющие рассматривать здоровье человека как сложную систему, включающую соматические, психологические и социальные структуры; теория здорового общества Э. Фромма, в которой обосновывается зависимость психического здоровья человека от внешних социальных процессов; положения теории цифровой трансформации общества, раскрывающие влияние современных технологий на образ жизни человека и общества; идеи концепции «общества риска», позволяющие анализировать угрозы здоровью человека цифрового общества.

Результаты исследования. В данной статье анализируются тенденции цифровиза-ции общества и их негативные последствия

THE IMPACT OF THE DIGITAL PARADIGM OF SOCIAL DEVELOPMENT ON THE STRUCTURES OF HUMAN HEALTH

© 2022 z. O. M. Shevchenko*, L. L. Shtofer**

* Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia Rostov State University of Economics, Rostov-on-Don, Russia

Objective of the study is to identify the methodological and methodological possibilities of the philosophy of education in improving the educational process in Russian society.

The methodological basis of the research consists of the concepts of T. Parsons, E. Durkheim, which allow us to consider human health as a complex system including somatic, psychological and social structures; the theory of a healthy society by E. Fromm, which substantiates the dependence of human mental health on external social processes; the provisions of the theory of digital transformation of society, revealing the influence of modern technologies on the lifestyle of a person and society; ideas of the concept of "risk society", allowing to analyze the threats to human health of the digital society.

Research results. This article analyzes the trends of digitalization of society and their negative consequences for human health. The digital

для здоровья человека. Цифровая среда несет риски физическому, психологическому и социальному здоровью человека. Угрозы физическому здоровью человека обусловлены тотальной компьютеризацией, которая способствует развитию малоподвижного образа жизни, что ведет к росту заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, органов дыхания и зрения. Риски психологическому здоровью людей связаны с активным использованием цифровых устройств, что оказывает негативное воздействие на когнитивное, вербальное и социально-эмоциональное развитие личности. Негативные последствия для социального здоровья лежат в плоскости появления новой формы социализации личности - киберсоциализа-ции, в ходе которой идут процессы десоци-ализации индивида, атомизации общества, замещения Я-реального на Я-виртуальное, формирование квазиценностей.

Перспективы исследования. Проблема влияния цифровой парадигмы социального развития на структуры человеческого здоровья представляет научный и практический интерес в связи с необходимостью понимания рисков и угроз, обусловленных цифровизацией общества, а также минимизации их негативных последствий.

Ключевые слова: цифровая парадигма; соматическое здоровье; психологическое здоровье; социальное здоровье; медиабулимия; номофобия; «клиповое» мышление; кибер-социализация.

environment carries risks to the physical, psychological and social health of a person. Threats to human physical health are caused by total computerization, which contributes to the development of a sedentary lifestyle, which leads to an increase in diseases of the musculoskeletal system, cardiovascular and endocrine systems, respiratory organs and vision. Risks to people's psychological health are associated with the active use of digital devices, which has a negative impact on the cognitive, verbal and socio-emo-tional development of the individual. Negative consequences for social health lie in the plane of the emergence of a new form of socialization of the individual - cybersocialization, during which the processes of desocialization of the individual, atomization of society, replacement of the real Self with the virtual Self, the formation of quasi-values.

Prospects of the study. The problem of the influence of the digital paradigm of social development on the structures of human health is of scientific and practical interest due to the need to understand the risks and threats caused by the digitalization of society, as well as to minimize their negative consequences.

Keywords: digital paradigm; somatic health; psychological health; social health; media bulimia; nomophobia; "clip" thinking; cyberso-cialization.

Введение. В настоящее время отчетливо обозначился новый тренд развития, связанный с цифровизацией общества, двойственный характер которого очевиден. Революционное расширение человеческих возможностей, связанное с оптимизацией многих процессов - от беспрепятственного доступа к информации в режиме реального времени до повышения бытового комфорта, -соседствует с возникновением до конца не осознаваемых рисков для здоровья как общества в целом, так и его персонифицированных представителей.

Избежать влияния цифровизации на общественное здоровье не представляется возможным, поскольку технологический прогресс задает параметры социальной реальности, вынуждая человека адаптироваться к новым условиям, прежде всего, к тотальной компьютеризации, к переносу социальной коммуникации в виртуальную среду, к появлению новых культурных практик.

Принципиальные изменения коснулись всех значимых сфер жизни, основой методов проектирования и принятия управленческих решений, распределения и обмена услугами и благами стали новые информационно-коммуникативные системы - онлайн-платформы (Астафьева, 2018). Фактически за относительно непродолжительный период времени возникла социальная реальность, во-первых, принципиально отличная от предшествующей - доин-формационной и доцифровой, во-вторых, имеющая тенденцию к быстрому развитию и качественным изменениям.

В настоящее время наличная культурная ситуация выглядит следующим образом: «точечная» информатизация и цифровизация уступает место ее системному характеру, возникает цифровая инфраструктура, элементы которой могут носить различный характер: материальный (физические цифровые устройства), институциональный (деятельность различных социальных институтов в рамках цифровой парадигмы), знаково-символический (программные системы, цифровая символика), аксиологический (распространение цифровых ценностей). Цифровая реальность становится способом существования современного человечества, вытесняя не только предшествующие культурные практики, но и оказывая существенное влияние на такой структурно сложный феномен как общественное здоровье.

Методология и методы. В статье использованы положения теории Т. Парсонса, Э. Дюркгейма, позволяющие рассматривать здоровье человека как сложную структуру и важнейший элемент функционирования социальной системы (Parsons, 1951; Дюркгейм, 1995). Концептуальной для данного исследования выступает теория здорового общества Э. Фромма, в которой обосновывается зависимость психического здоровья современного человека от состояния общества и его институтов (Фромм, 2005).

Методологической основой исследования являются положения теории цифровой трансформации общества, представленной в работах (Шмидт, 2013), раскрывающих влияние современных технологий на организацию экономической, политической и повседневной жизни человека. Методологической основой для исследования рисков цифровизации выступает концепция «общества риска» (Бека, 2000; Луман, 1994).

Данные подходы представляются концептуальными для исследования специфики и рисков общественному здоровью как ресурсу стабильного развития российского социума.

Основная часть. Дуальная, телесно-духовная, биосоциальная сущность человека побуждает рассматривать его здоровье как комплекс соматического, психологического и социального уровней. Первый - соматический - уровень отражает физические параметры существования индивида и связан со способностью организма выполнять заданную биологическую программу, включая адаптивную функцию.

Следует отметить, что образ жизни людей претерпевал изменения и в доцифровую эпоху. Третье общественное разделение труда привело к отделению умственного труда от физического. Однако тренд, созданный эволюцией, по мнению исследователей, сводился к тому, что человек сформировал себя прежде всего в физической работе (Купер, 1989). Поэтому, в то время как физические нагрузки улучшали питание тканей кислородом и интенсифицировали обмен веществ, пассивный образ жизни всегда приводил к патологическим изменениям в человеческом организме (Подрезов, 2018).

В настоящее время происходит стремительный слом эволюционной адаптационной модели: тотальная компьютеризация детерминирует малоподвижный образ жизни, что ведет к закономерному результату - росту заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, органов дыхания и зрения в глобальном масштабе.

Среди объективных факторов, влияющих на соматическое здоровье, можно назвать электромагнитное излучение, источником которого, в первую очередь, являются компьютеры и смартфоны. В настоящее время имеет место лавинообразное увеличение количества данных цифровых устройств в повседневной жизни людей, интенсификация их использования, вовлечение в данный процесс всех возрастных групп, включая детей. Подтверждением негативных последствий электромагнитного воздействия на целевую аудиторию, прежде всего молодежь, являются результаты современных социологических исследований (Вершинин, 2015).

Второй - психологический - уровень человеческого здоровья включает трансформацию психологического восприятия действительности в условиях ее цифровизации под влиянием качественных изменений, происходящих в психической и когнитивной сферах.

Несмотря на то, что влияние цифровой среды на человеческую психику является относительно новым предметом исследования, первые выводы уже сделаны: во-первых, активное использование цифровых устройств может вести к психическим расстройствам, во-вторых, оказывает негативное воздействие на когнитивное, вербальное и социально-эмоциональное развитие детской возрастной группы, в-третьих, ведет к когнитивным нарушениям у взрослых - синдрому рассеянного внимания (КопоШ, 2018).

Синдром рассеянного внимания возникает вследствие информационной «перегруженности» человека и выражается в его неспособности целостно

воспринимать и анализировать информацию, выстраивать логические связи между отдельными фактами и приходить к аргументированным выводам. В равной мере синдром рассеянного внимания не позволяет человеку сконцентрироваться на необходимой информации, «распыляя» его внимание.

В качестве основной причины данной когнитивной проблемы обычно указывают «обрушивающийся» на человека ежедневный объем информации, несопоставимый с возможностями ее полноценного восприятия и осмысления. Результатом становится срабатывание защитного механизма: внимание рассеивается и давление огромного объема информации на психику снижается (Гурьянов, 2021).

Общим местом стало обоснование причинно-следственной зависимости между переизбытком информации и, во-первых, трудностью ее восприятия (неспособностью к ее систематизации и обобщению), во-вторых, атрофией способности мыслить самостоятельно (использованием готовых «клише» и «штампов»), в-третьих, эмоциональным выгоранием (утратой эмпатии, ее вытеснением равнодушием и эгоизмом) и др. В настоящее время феномен перенасыщения информацией рассматривается как своеобразный аналог хаотичного и бессистемного переедания, обозначаемого медицинским термином «булимия», а в контексте «переедания» информационного - медиабулимия.

Если в предшествующий период развития поступление информации, необходимой для осмысления, «дозировалось» реципиентом, ограничиваясь решением тех или иных бытовых, трудовых, образовательных, профессиональных задач, то с появлением печатных и аудиовизуальных СМИ, а затем и глобальных информационных сетей, информационное воздействие не просто резко интенсифицировалось, а стало, по сути, всепроникающим и тотальным. Иллюзорная добровольность потребления продуктов цифровой культуры, прежде всего информации в ее вербальных и визуальных формах, не отменяет такие последствия «усталости» от информационного воздействия как повышенную нервозность, нередко переходящую в апатию (Еляков, 2005).

Лавинообразное нарастание объемов информации приводит к еще одному драматичному последствию: утрате целостности восприятия мира и ее замещению дискретностью (Гордеева, Сайфутдинов, 2020). Подобная трансформация тем более драматична, что уже в рамках мифологического мышления делается неосознанная попытка обрести целостную картину действительности. Поэтому «клиповое» мышление, формирующееся под влиянием технологического развития, деструктивно влияет на когнитивные навыки, прежде всего, человеческую способность к целостному и системному анализу бытия и протекающих в нем процессов. Становясь основной формой восприятия человеком окружающего мира, данный тип мышления фактически ставит «крест» на идее синтеза, замещая ее спонтанным «выхватыванием» из реальности отдельных элементов и их произвольным комбинированием (Тоффлер, 2010).

Среди рисков психологическому здоровью важное место занимает принципиально новая зависимость, не встречавшаяся в доцифровую эпоху - зависимость от гаджетов. Несмотря на создание, начиная с рубежа Х1Х-ХХ вв., искусственных средств, расширяющих человеческие возможности в сфере коммуникации, зависимость людей от технических устройств не была тотальной в силу их стационарности/малой мобильности, ограниченности функций и отсутствия виртуального пространства.

В связи с созданием мобильных и компактных гаджетов, аккумулирующих в себе функционал различных устройств (прежде всего, смартфонов/ айфонов), и появлением полноценного виртуального пространства, предполагающего как субъект-объектные, так и субъект-субъектные отношения, возникает номофобия. Ее основные проявления связаны, во-первых, с опасением утратить важную личную/производственную информацию (данные контактов, фото, видео, и др.), во-вторых, с боязнью оказаться даже на короткое время в информационном вакууме (пропустить актуальную информацию в режиме реального времени), в-третьих, страхом полной изоляции (одиночества) (Мазниченко, 2020). Если первые две проблемы решаются относительно легко - сохранением важной информации на съемных носителях и в облачных хранилищах, наличием второго аналогичного устройства, то третья проблема становится настоящим бичом современного мира. В предшествующий период непосредственное общение дополнялось опосредованными формами. Цифровая эпоха дала возможность перейти на уровень полностью виртуального общения, лишенного психологических трудностей реальной коммуникации.

Не способствуя формированию полноценных коммуникативных навыков, перенося общение в социальные сети, цифровая эпоха, на первый взгляд, дает людям с заниженной самооценкой психологический «костыль» квазиобщения. На самом деле она атрофирует у них способность полноценного социального взаимодействия, формирует полную зависимость от высокотехнологичного цифрового устройства, выступающего обезличенным посредником между реальным и виртуальным мирами (Шевченко, 2022).

Наконец, говоря о влиянии цифровизации на психологическое здоровье общества, следует отметить различную способность возрастных групп адаптироваться к новой реальности. Серьезные психологические проблемы возникают у старшей возрастной группы, чей опыт социальной адаптации связан с доцифровой, доинформационной эпохой. Сталкиваясь с необходимостью обретения сложных навыков для решения рутинных бытовых вопросов, с большим трудом осваивая новые цифровые устройства, данная группа испытывает негативные психоэмоциональные переживания, связанные с комплексом собственной неполноценности и ощущением враждебности информационной среды.

Цифровая среда несет риски не только физическому и психологическому здоровью, но и здоровью социальному, которое аккумулирует в себе наиболее значимые аспекты человеческого существования: собственно социальные, связанные с широким кругом экономических, демографических, экологических проблем, политикой, духовно-нравственной сферой и др. Социальный контекст, в котором происходит становление человека, его взаимодействие с другими людьми, уровень развития общественных институтов оказывают существенное влияние на общественное здоровье.

Радикальной трансформации подвергается процесс социализации. Во-первых, его инструментом в современную эпоху выступают цифровые устройства, обеспечивающие выход в Интернет. Во-вторых, окружающий мир утрачивает физические характеристики, становясь виртуальным пространством, задающим параметры форм и принципов взаимодействия, а также потребностей, интересов и ценностей. Изменения в структуре самосознания личности, связанные с активным использованием в жизнедеятельности информационных технологий, получили название «киберсоциализация» (Плешаков, 2010).

Под влиянием переноса важнейших аспектов жизни современного человека в виртуальное пространство даже социальная идентичность приобретает цифровой формат. В прошлое уходят такие незыблемые параметры социальной самоидентификации, как половозрастная характеристика, этническое происхождение, конфессиональная принадлежность, общественное положение, имущественный ценз и др. С изменением паттернов социального поведения, задаваемых современной цифровой культурой, устойчивые социальные характеристики заменяются произвольно конструируемой идентичностью, посредством которой человек презентует себя в анонимном виртуальном пространстве (Конева, Лисенкова, 2019).

Социальная идентичность в условиях цифровой культуры, во-первых, становится личным делом субъекта виртуальной коммуникации, во-вторых, теряет устойчивость, приобретая отчетливо выраженный ситуативный характер, в-третьих, утрачивает содержательность, концентрируя внимание не на личности, а на созданном ею образе (Соловьева, 2018). Фактически, аккаунт в социальных сетях - это «цифровой след» виртуальной личности, аккумулирующий ее ценности и формы социального поведения здесь и сейчас.

Виртуальное пространство, открывая широкие возможности для коммуникации, способствует созданию виртуальных сообществ, невозможных в доцифровую эпоху. Объединение людей на основе общих интересов и ценностных ориентаций открывают возможность к созданию неформальных и различных по численности групп, обладающих беспрецедентной способностью к мобилизации с различными, как позитивными, так и деструктивными для социального целого, целями.

Киберсоциализация и виртуальная коммуникация поднимают еще один важный вопрос - приобщение человека цифровой эпохи к духовно-нравственным ценностям, образующим «каркас» личности. Поскольку цифровая реальность виртуальна, взаимодействие в ней чаще всего обезличено и анонимно, носит подчеркнуто игровой характер, проблемы добра и зла, должного и недолжного, нравственного и безнравственного утрачивают свою актуальность. Ценности, продуцируемые цифровой реальностью, не предполагают ни моральной оценки, ни необходимости осуществления нравственного выбора, поскольку ориентируют исключительно на приятное, ничем не омрачаемое времяпрепровождение, погружение в предельно схематичный и непротиворечивый, но визуально притягательный мир, открывают возможность без видимых последствий предаваться практикам, табуированным традиционной гуманистической культурой. Закономерным следствием становится постепенное формирование сознания особого типа: нравственно релятивного, гедонистически ориентированного, полностью зависимого от цифровой среды и выстраивающего логику поведения в соответствии с ее параметрами.

Заключение. Осмысление цифровизации как тренда развития и наличного состояния общественного бытия, влияющего на различные структуры здоровья человека, позволяет прийти к некоторым выводам. Прежде всего, данное влияние имеет несколько уровней: поверхностный, промежуточный и глубинный.

Поверхностный уровень связан с негативным воздействием цифровых устройств на соматику - физическое состояние людей, развитием болезней, прямо или косвенно обусловленных компьютеризацией всех сторон жизни и ее следствием - сидячим образом жизни.

Промежуточным является психологический уровень, демонстрирующий деструктивные последствия информационного воздействия на психику и когнитивную сферы: разрушение целостности восприятия реальности, ее «фрагментирование»; синдром «рассеянного внимания»; развитие в результате перманентного стресса, вызванного объемами информации, депрессивных состояний; деградацию эмоциональной сферы, выражающуюся в утрате эмпатии и ее замещении воинствующими индивидуалистически-эгоистическими ориентациями.

Наконец, глубинный уровень связан с социальными последствиями циф-ровизации. Цифровизация затрагивает процессы социализации, формируя ее современную версию - киберсоциализацию, десоциализирующую человека и атомизирующую общество; технологически революционизирует коммуникацию, перенося ее в виртуальное пространство, деперсонализируя и ано-нимизируя общение; предлагает новый способ идентификации - цифровую самоидентификацию, размывающую представление о собственном «Я» и

«фантомизирующую» ее для других участников виртуальной коммуникации; затрагивает аксиологическую сферу, предлагая систему асоциальных квазиценностей, исходящих из желаний и потребностей «цифровой» личности, насаждает этический релятивизм и имморализм.

Литература

Астафьева О. Н. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития / О. Н. Астафьева, Е. В. Никонорова, О. В. Шлыкова // Обсерватория культуры. - 2018. - Т. 15. -№ 5. - С. 516-531. - DOI 10.25281/2072-31562018-15-5-516-531. - EDN YQICAP.

Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с. - ISBN 5-89826-059-5. - EDN RAYTKJ.

Вершинин А. Е. Влияние сотовых телефонов на здоровье человека / А. Е. Вершинин, Л. А. Авдонина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. -№ 3(11). - С. 175-179. - EDN ULXSSJ.

Гордеева О. А. Воздействие цифровых коммуникаций на сознание молодежи / О. А. Гордеева, Р. А. Сайфутдинов // Молодежь на рынке труда: новые правила поведения и коммуникаций : Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных трудов, Ульяновск, 29-30 октября 2020 года / Отв. редактор О. В. Шиняева. - Ульяновск : Ульяновский государственный технический университет, 2020. - С. 98-102. - EDN FYONFY.

Гурьянов Н. Ю. Девиации когнитивных способностей человека под воздействием информационных технологий / Н. Ю. Гурьянов, Т. В. Коротаева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. - 2021. - № 1. -С. 111-118. - DOI 10.18384/2310-7227-20211-111-118. - EDN UVOFBH.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. - М. : Канон, 1995. - 352 с. - (История социологии в памятниках). - ISBN 5-88373037-Х.

References

Astafyeva O. N. (2018) Culture in digital civilization: a new stage of understanding the strategy of the future for sustainable development / O. N. Astafyeva, E. V. Nikonorova, O. V. Shlykova // Observatory of Culture. -Vol. 15. - No. 5. - Pp. 516-531. - DOI 10.25281/2072-3156-2018-15-5-516-531.

Beck U. (2000) Risk society. On the way to another modern. - M. : Progress-Tradition. -384 p. - ISBN 5-89826-059-5.

Vershinin A. E. (2015) The influence of cell phones on human health / A. E. Vershinin, L. A. Avdonina // Bulletin of the Penza State University. - № 3(11). - Pp. 175-179.

Gordeeva O. A. (2020) The impact of digital communications on the consciousness of youth / O. A. Gordeeva, R. A. Sayfutdinov // Youth on the labor market: new rules of behavior and communications : All-Russian Scientific and Practical Conference: collection of scientific papers, Ulyanovsk, October 2930, 2020 / Editor-in-chief O. V Shinyaeva. - Ulyanovsk : Ulyanovsk State Technical University. - Pp. 98-102.

Guryanov N. Y. (2021) Deviations of human cognitive abilities under the influence of information technologies / N. Y. Guryanov, T. V. Korotaeva // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Philosophical Sciences. - No. 1. - Pp. 111-118. - DOI 10.18384/2310-7227-2021-1-111-118.

Durkheim E. (1995) Sociology. Its subject, method, purpose / Translated from French, compilation, afterword and notes by A. B. Hoffman. - M. : Canon. - 352 p. - (History of Sociology in monuments) ISBN 5-88373-037-X.

Yelyakov A. D. (2005) Information overload of people // Sociological research. -№ 5(253). - P. 114.

Еляков А. Д. Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. -2005. - № 5(253). - С. 114. - EDN OOULAZ.

Конева А. В. Матрица идентичности в цифровую эпоху: социальные вызовы преодоления анонимности / А. В. Конева, А. А. Лисенкова // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2019. - № 35. - С. 14-28. -DOI 10.17223/22220836/35/2. - EDN RENCRV

Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.

Мазниченко Д. В. Проблема «номофо-бии» в современном обществе / Д. В. Мазниченко, А. П. Попов, В. А. Брыкина // Автономия личности. - 2020. - № 2(22). - С. 49-54. -EDN EXVMKB.

Плешаков В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2010. -Т. 16. - № 2. - С. 15-18. - EDN LOWDAP.

Подрезов И. Н. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональное состояние организма человека и уровень его здоровья / И. Н. Подрезов, С. А. Моськин // Наука-2020. -2018. - № 6(22). - С. 23-28. - EDN YRYAHZ.

Соловьева Л. Н. Цифровая идентичность как феномен информационной современности // Общество: философия, история, культура. - 2020. - № 12(80). - С. 53-56. -DOI 10.24158/fik.2020.12.7. - EDN KJUDBK.

Тоффлер Э. Третья волна. - М. : ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999. - 784 с.

Штофер Л. Л. Перспективы и риски цифро-визации как тренда социального развития: культура и образование / Л. Л. Штофер, О. М. Шевченко // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. - 2022. -Т. 15. - № 2. - С. 281-290. - DOI 10.17213/20752067-2022-2-281-290. - EDN NXHUIC.

Korioth T. Family Media Plan helps parents set boundaries for kids // AAP Newsy. - 2016. -25 october. - URL: https: // www. aappublications. org/news/2016/10/21/MediaParents102116 (дата обращения: 15.10.2022).

Koneva A. V. (2019) The Identity Matrix in the Digital Age: Social challenges of overcoming anonymity / A. V. Koneva, A. A. Lysenkova // Bulletin of Tomsk State University. Cultural studies and art history. - No. 35. - Pp. 14-28. - DOI 10.17223/22220836/35/2.

Cooper K. (1989) Aerobics for well-being. - M. : Physical culture and sport, 1989. -224 p.

Maznichenko D. V. (2020) The problem of «nomophobia» in modern society / D. V. Maznichenko, A. P. Popov, V. A. Brykina // Autonomy of personality. - № 2(22). - Pp. 4954.

Pleshakov V. A. (2010) Cybersocialization: social development and social education of a modern person // Bulletin of the Kostroma State University named after N. A. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenile studies. Sociokinetics.- Vol. 16. - No. 2. -Pp. 15-18.

Podrezov I. N. (2018) Influence of physical exercises on the functional state of the human body and the level of its health / I. N. Podrezov, S. A. Moskin // Nauka-2020. - № 6(22). -Pp. 23-28.

Solovyova L. N. (2020) Digital identity as a phenomenon of informational modernity // Society: philosophy, history, culture. -№ 12(80). - Pp. 53-56. - DOI 10.24158/ fik.2020.12.7.

Toffler E. (1999) The third wave. - M. : LLC «Firm «Publishing House ACT». - 784 p.

Shtofer L. L. (2022) Prospects and risks of digitalization as a trend of social development: culture and education / L. L. Shtofer, O. M. Shevchenko // Bulletin of the South Russian State Technical University (NPI). Series: Socioeconomic Sciences. - Vol. 15. - No. 2. - Pp. 281-290. - DOI 10.17213/2075-2067-2022-2281-290.

Korioth T. (2016) Family Media Plan helps parents set boundaries for kids // AAP News. - 25 october. - URL: https: // www. aappublications. org/news/2016/10/21/MediaParents102116 (date of application: 15.10.2022).

Для цитирования: Шевченко О. М., Што-фер Л. Л. Влияние цифровой парадигмы социального развития на структуры здоровья человека // Гуманитарий Юга России. -2022. - Т. 11. - № 5. - С. 145-155. DOI 10.18522/2227-8656.2022.5.12 EDN FIDTIR

Сведения об авторах

Шевченко Ольга Михайловна

Доктор философских наук, профессор кафедры конфликтологии и национальной безопасности, Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: olgashv2007@yandex.ru

Штофер Людмила Львовна

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69, е-mail: Filosofiya327@yandex.ru

История статьи:

Поступила в редакцию - 08.09.2022 г. Получена в доработанном виде -21.10.2022 г. Одобрена - 11.11.2022 г.

Information about authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Olga M. Shevchenko

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Department of Conflictology and National Security, Institute of Sociology and Regional Studies, Southern Federal University

344006, Rostov-on-Don, Pushkinskaya str., 160, e-mail: olgashv2007@yandex.ru

Lyudmila L. Shtofer

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Culturology, Rostov State Economic University (RINH)

344002, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya str., 69, e -mail: Filosofiya327@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.