Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / МАГИСТРАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекалева Н.В., Широбоков С.Н., Лоренц В.В.

Введение: Актуальность проблемы исследования формулируется в контексте социо-культурных, экономических изменений современного общества, необходимости подготовки квалифицированных педагогических кадров, готовых жить в эпоху перемен, повышать профессиональное мастерство и быть востребованным на рынке труда. В статье рассматриваются особенности реализации ценностных ориентаций личности при получении педагогического образования в современных условиях. Цель: изучить влияние устойчивых ценностных ориентаций на успешное профессиональное становление магистранта педагогического вуза. Методы исследования: анкетирование, беседа, наблюдение (эмпирические методы исследования). Методологическое основой выступают антропологический, системный и деятельностный подход. Результаты исследования ценностных ориентаций личности представлены авторами на основе диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности по методике С.С. Бубновой. Определение уровня развития ценностных ориентаций магистрантов ОмГПУ позволило выявить мотивационное поле обучающихся, уровень развития самоорганизации, направления выстраивания долгосрочных профессиональных целей, уровня развитие рефлексивных умений и навыков тайм-менеджмента. Научная новизна и практическая значимость: Магистерское образование рассматривается как один из важных компонентов профессионального Акме педагога, выстраивающего свой профессиональный карьерный рост как вертикально, так и горизонтально. В статье также сформулированы направления совершенствования подготовки педагогических кадров с учетом ценностных ориентаций магистрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PERSONAL VALUE ORIENTATIONS ON THE SUCCESSFUL PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF UNDERGRADUATES IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Introduction: The relevance of the research problem is formulated in the context of socio-cultural, economic changes in modern society, the need to train qualified teaching staff who are ready to live in an era of change, improve professional skills and be in demand on the labor market. The article discusses the features of the implementation of the value orientations of the individual when receiving pedagogical education in modern conditions. Aim: to study the influence of stable value orientations on the successful professional development of a master's student of a pedagogical university. Research methods: questionnaire, conversation, observation (empirical research methods). The methodological basis is the anthropological, systemic and activity approach. The results of the study of personal value orientations are presented by the authors on the basis of diagnostics of the real structure of personal value orientations according to the method of S. S. Bubnova. Determination of the level of development of value orientations of undergraduates of OmSPU allowed to identify the motivational field of students, the level of development of self-organization, the direction of building long-term professional goals, the level of development of reflexive skills and time management skills. Scientific novelty and practical significance: Master's education is considered as one of the important components of the professional Acme of a teacher who builds his professional career growth both vertically and horizontally. The article also formulates the directions for improving the training of teaching staff, taking into account the value orientations of undergraduates.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МАГИСТРАНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 378

Влияние ценностных ориентаций личности на профессиональное становление магистрантов педагогического вуза

The influence of personal value orientations on the successful professional development of undergraduates in pedagogical university

Чекалева Н.В., Омский государственный педагогический университет, nchekaleva@yandex.ru

^^иробоков С.Н., Омский государственный педагогический университет, sshirob @yahoo. com

Лоренц В.В., Омский государственный педагогический университет, v.lorents@yandex.ru

Chekaleva N., Omsk State Pedagogical University, nchekaleva@yandex.ru Shirobokov S., Omsk State Pedagogical University, sshirob@yahoo.com Lorents V., Omsk State Pedagogical University, v.lorents@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.149.5.013

Ключевые слова: ценностные ориентации личности, высшее педагогическое образование, профессиональное становление, подготовка педагогических кадров, магистратура.

Keywords: value orientations of the individual, higher pedagogical education, professional formation, training of pedagogical personnel, master's degree.

Аннотация. Введение: Актуальность проблемы исследования формулируется в контексте социокультурных, экономических изменений современного общества, необходимости подготовки квалифицированных педагогических кадров, готовых жить в эпоху перемен, повышать профессиональное мастерство и быть востребованным на рынке труда. В статье рассматриваются особенности реализации ценностных ориентаций личности при получении педагогического образования в современных условиях.

Цель: изучить влияние устойчивых ценностных ориентаций на успешное профессиональное становление магистранта педагогического вуза.

Методы исследования: анкетирование, беседа, наблюдение (эмпирические методы исследования). Методологическое основой выступают антропологический, системный и деятельностный подход.

Результаты исследования ценностных ориентаций личности представлены авторами на основе диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности по методике С. С. Бубновой. Определение уровня развития ценностных ориентаций магистрантов ОмГПУ позволило выявить мотивационное поле обучающихся, уровень развития самоорганизации, направления выстраивания долгосрочных профессиональных целей, уровня развитие рефлексивных умений и навыков тайм-менеджмента.

Научная новизна и практическая значимость: Магистерское образование рассматривается как один из важных компонентов профессионального Акме педагога, выстраивающего свой профессиональный карьерный рост как вертикально, так и горизонтально. В статье также сформулированы направления совершенствования подготовки педагогических кадров с учетом ценностных ориентаций магистрантов.

Abstract. Introduction: The relevance of the research problem is formulated in the context of socio-cultural, economic changes in modern society, the need to train qualified teaching staff who are ready to live in an era of change, improve professional skills and be in demand on the labor market. The article discusses the features of the implementation of the value orientations of the individual when receiving pedagogical education in modern conditions.

Aim: to study the influence of stable value orientations on the successful professional development of a master's student of a pedagogical university.

Research methods: questionnaire, conversation, observation (empirical research methods). The methodological basis is the anthropological, systemic and activity approach.

The results of the study of personal value orientations are presented by the authors on the basis of diagnostics of the real structure ofpersonal value orientations according to the method of S. S. Bubnova. Determination of the level of

development of value orientations of undergraduates of OmSPU allowed to identify the motivational field of students, the level of development of self-organization, the direction of building long-term professional goals, the level of development of reflexive skills and time management skills.

Scientific novelty and practical significance: Master's education is considered as one of the important components of the professional Acme of a teacher who builds his professional career growth both vertically and horizontally. The article also formulates the directions for improving the training of teaching staff, taking into account the value orientations of undergraduates.

Введение. Одной из актуальных тенденций современного образования является его интеранционализация и непрерывность, диверсификация и многоуровневость. Как отмечает Кирьякова А.В., актуальность проблемы ориентации личности в мире ценностей обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны [1].

Развитие Болонского процесса, организация Единого образовательного пространства, введение стандартизации образования привело к созданию условий для развития и формирования успешного конкурентоспособного специалиста, готового к постоянному самосовершенствованию и повышению квалификации, что определяет его востребованность на рынке труда. Современное образование - это «образование через всю жизнь», с постоянным самообучением и саморазвитием, построением профессионального Акме (вершины профессионального мастерства) [2;3].

На сегодняшний день особенно важно выстраивать индивидуально-образовательную траекторию (маршрут обучения) с целью повышения квалификации, развития

профессионального опыта и обмена лучшими педагогическими практиками. Современное высшее образование дает возможность студенту-бакалавру продолжить обучение в магистратуре, а затем в аспирантуре и докторантуре.

Магистерское образование является наиболее важным компонентом планирования карьеры. Оно позволяет каждому человеку иметь прочную основу для дальнейшего успешного профессионального становления и карьерного роста.

В нашем исследовании были выделены особенности реализации ценностных ориентаций личности магистранта в реальных условиях жизнедеятельности. Наши выводы и рекомендации могут оказать положительное влияние на совершенствование подготовки педагогических кадров и принятие управленческих решений.

Обзор литературы. Проблемой влияния ценностных ориентаций на становление и развитие структуры личности занимались

ведущие отечественные и зарубежные психологи (Рубенштейн Л.С., Раитина М.С., Кирьякова А.В., Ядов В.А, Бубнова С.С. и другие) [1-4]. Зарубежные исследователи отмечают, что получение степени магистра и повышение профессиональной квалификации не всегда сопровождаются продвижением по службе и карьере и повышением заработной платы, что возможно связано с уровнем развития мотивационного поля и рефлексивных навыков личности [5-7]. А.В. Кирьякова процесс ценностной ориентации личности в образовательном пространстве рассматривает как восхождение личности к ценностям общества на основе диалектического закона возвышения потребностей. При этом автор анализирует процесс ориентации личности через формирование ценностного отношения к явлениям окружающей действительности [1].

В.А. Ядов, в своей работе «Саморегуляция и самопрогнозирование поведения личности» ярко представляет взаимосвязь ценностных ориентаций личности на реальное поведение субъекта [3].

Раитина М.С. подчеркивает, что ценностные ориентации личности - одно из основных структурных образований зрелой личности, именно в них сходятся ее различные психологические характеристики. Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающим миром, детерминируют и регулируют поведение человека. Осознавая собственные ценностные ориентации, человек ищет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности [4].

Для нас данная позиция также является важной и основополагающей, ведь ценность является мотивом поведения для личности, эта ценность может быть выражена как идеал или цель деятельности. В связи с чем, мы считаем, что через осознание, понимание ценностей, личность магистранта (в нашем случае как объект исследования) сможет выстроить эффективную траекторию достижения профессионального успеха, горизонтального или вертикального роста в педагогической карьере.

Чтобы предложить конкретные практические шаги и определить направления по преодолению этого противоречия, необходимо исследовать уровень развития ценностных ориентаций магистрантов и оценить их роль в построении карьеры педагогических работников,

обучающихся в магистратуре.

На этапе получения магистерского образования равномерное и гармоничное развитие индивида оказывает существенное влияние на реализацию ценностных ориентаций личности и работоспособность специалиста. Что определяет практическую значимость и актуальность проведенного исследования.

Материалы и методы. Методологической базой исследования стали системно-деятельностный, личностный и

компетентностный подход.

В качестве эмпирических методов исследования применялись метод анкетирования, включенного педагогического наблюдения. Анкетирование прошли 42 магистранта очной формы обучения Омского государственного педагогического университета, включая его филиал. В данном исследовании была использована методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубновой», которая предназначена для изучения реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности [8;9].

По результатам обработки индивидуальных данных выстраивался графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Были исследованы следующие группы ценностных ориентаций личности:

I. Приятное времяпрепровождение, отдыха;

II. Высокое материальное благосостояние;

III. Поиск и наслаждение прекрасным;

IV. Помощь и милосердие к другим людям;

V. Любовь;

VI. Познание нового в мире, природе, человеке;

VII. Высокий социальный статус и управление людьми;

VIII. Признание и уважение людей и влияние на окружающих;

IX. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе;

X. Общение.

При построении модели структуры ценностных ориентаций мы ориентируемся на уровень системы ценностей. К высокому уровню ценностей относятся духовные, социальные и материальные, в то время, как к частному уровню причисляют все единичные случаи проявления

тех или иных ценностей в виде личностных характеристик.

М. Рокичем выделяются два уровня иерархии: ценности - цели, или конечные цели существования, и ценности - средства, или способы поведения личности [10; 11]. Так как средства помогают достичь поставленных целей, мы рассматриваем результаты диагностики в качестве мотивационной структуры

обучающихся, их потенциала и целевых ориентиров при построении профессиональной педагогической карьеры.

В этом случае важно учесть четыре иерархических уровня ценностных ориентаций личности:

I. Высокий уровень ценностей, которые являются обобщенными, абстрактными: духовные, социальные, материальные;

II. Компоненты трех типов абстрактных ценностей. Для духовной сферы -познавательные, эстетические, гуманистические и другие. В системе социальных ценностей выделяются ценности социального уважения, социальных достижений и социальной активности и т.д.

I и II уровень ценностей относятся к ценностям - идеалам, позволяющим выстроить жизненный и профессиональный путь респондента.

III. Ценности, проявляющиеся в жизнедеятельности как свойства личности (общительность, любознательность, активность).

IV. Наиболее типичные способы поведения личности в результате реализации деятельности через призму жизненных установок, реальные ценностные ориентации.

III и IV уровень относятся к ценностям-средствам, помогающим реализовать жизненные и профессиональные цели.

Данные группы ценностей позволяют выстроить индивидуальную траекторию обучения и саморазвития с учетом личностной мотивации, ценностных установок и перспектив карьерного роста обучающегося.

В соответствии с профессиональным стандартом педагога и требованиями ФГОС нового поколения, педагогическая деятельность является эффективной и качественной при сформированной у педагога функциональной грамотности, содержанием которой выступает социальная адаптация, готовность к осуществлению своих профессиональных обязанностей в условиях перемен, способность к профессиональному росту и эффективному решению профессиональных задач в нестандартных ситуациях [12].

Результаты исследования. По итогам исследования были получены следующие результаты. Респонденты в своих ответах часто ссылаются на нехватку времени для приятного время препровождения, отдыха и социальной активности, что непосредственно связано с тайм-менеджментом и оказывает значительное влияние на развитие способностей личности не только в период обучения, но и на протяжении всей жизни.

Такой подход позволяет обучающимся рационально организовать приятное

времяпрепровождение и отдых. Кроме этого, правильность распределения времени магистрантами, исходя из запланированных

целей на основе самоанализа, оказывает существенное влияние на социальную активность для достижения позитивных изменений в обществе.

Более того, в соответствии с индивидуальными приоритетами

совершенствование личности зависит и от разумно сформированного баланса между физическим, духовным, профессиональным, социальным, умственным, эмоциональным развитием и ни в коем случае не от абсолютного игнорирования того или иного фактора. Результаты анкетирования представлены на рисунке 1.

Уровень выраженности ценностных ориентаций

□ III - Поиск и наслаждение прекрасным

□ IV -Помощь и милосердие к другим ^ людям

в VII- Высокий социальный статус и управление людьми

и II -Высокое материальное благосостояние

__И V -Любовь

И XI - Здоровье

1УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ нх - Общение

И VIII -Признание и уважение людей

^ VI -Познание нового в мире, природе, человеке

□ I - Приятное время препровождение, отдыха

□ IX -Социальная активность

Рисунок 1. - Уровень выраженности ценностных ориентаций

Необходимо подчеркнуть, что высокий уровень выраженности таких ценностных ориентаций, как поиск и наслаждение прекрасным, помощь и милосердие к другим людям, высокий социальный статус и управление людьми, высокое материальное благосостояние, зафиксирован в ответах у многих магистрантов.

На среднем уровне у магистрантов остаются следующие важные ценностные ориентации: любовь, здоровье, общение, признание и уважение людей, влияние на окружающих, а также познание нового в мире, природе, человеке.

Проведенное исследование показало, что среди магистрантов низкий уровень выраженности ценностных ориентаций относительно приятного время препровождения, отдыха и социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе подтверждается у большого числа обучающихся.

Изучение мнения активных магистрантов педагогического университета дает нам подробную картину состояния современной личности. В какой степени магистранты воспринимают этот этап своего развития?

Характеристики тайм-менеджмента прямо или косвенно показывают нам, в какой степени обучающийся способен контролировать свое собственное развитие и сбалансировать свою жизнь. Понимают ли они краткосрочные и долгосрочные цели и планы в области образования? Как они распределяют свое время учебы и отдыха? Сколько времени они бессмысленно теряют в течение дня?

Выводы и прогнозы на будущее, полученные на основе исследования, содержат важную и актуальную информацию и рекомендации не только для отдельных лиц конкретной группы, но и в целом по функционированию системы, регулирующей различные сферы, особенно образование и труд.

В контексте значительных изменений на рынке труда и в секторе высшего образования в России дискурс возможности трудоустройства магистрантов становится доминирующим. Организациям высшего образования

настоятельно рекомендуется обеспечить выпуск востребованных кадров, способных достигать поставленные цели в быстроменяющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач, а самим выпускникам настоятельно рекомендуется постоянно развивать свои личные навыки, качества и опыт, чтобы конкурировать на рынке труда выпускников.

Наша статья предлагает критическую оценку возможностей трудоустройства. В отличие от предположения о равных условиях для реализации ценностных ориентаций,

образовательное пространство вуза существенно влияет на имеющиеся возможности. Научные дебаты и дискурс о возможности использования потенциала с его акцентом на индивидуальную ответственность и пренебрежением социальным неравенством имеет потенциально пагубные последствия для этих выпускников.

В контексте развития конкурентоспособности стран, основанного на знаниях, где теории человеческого капитала представляют собой платформу, на которой разрабатывается образовательная политика, воспринимается правительствами как способ повышения национального роста и процветания. Такие убеждения привели к усилению давления на организации высшего образования и тема трудоустройства выпускников магистратуры в настоящее время занимает важное место в современных социально-экономических

условиях.

Опираясь на данные, собранные в ходе опроса магистрантов, подчеркнем тесную связь

ожиданий магистрантов от нахождения в вузе с трансформацией общества. Ученые отмечают, что опыт выпускников в процессе поиска работы в рамках перехода от университета к работе трансформируется на основании глобальных изменений высшем образовании и на рынке труда.

Зарубежные исследования подтверждают, что современные выпускники ожидают от высшего образования больше, чем их предшественники в прошлом, и что различные группы выпускников получают разный уровень возможностей, в зависимости, например, от пола, этнической принадлежности и социального класса, что затрудняет магистрантов реализовать ценностные ориентации личности в период обучения [13-15].

Тем не менее, осмысление некоторых результатов исследования ценностных ориентаций личности магистранта также позволяет проанализировать контекст и реалии, через которые проходят университет в последнее время.

В последние десятилетия система высшего образования претерпела серьезные

преобразования. Постоянно меняющийся контекст трудоустройства выпускников приводит к критическому исследованию дискурса академической мобильности субъектов образовательного процесса в мировом образовательном пространстве. Этот дискурс соотносится с опытом выпускников, их восприятием рынка труда и преобразованием университетов, основываясь на принципах доступности магистерского образования в мире. Поэтому неудивительно, что организациям высшего образования было настоятельно рекомендовано сосредоточиться на третьей миссии.

Экономика знаний наряду с глобализацией являются беспрецедентными вызовами, которые в значительной степени способствуют

перепроектированию и расширению миссий университетов. Динамика производства знаний меняется, как и отношение общества к ожиданиям и ценностям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действительно, в последние годы усиливается давление на университеты, чтобы они перешли от преподавания и проведения исследований к третьей миссии. Такие вузы становятся двигателями, которые вносят вклад в социальное, экономическое и культурное развитие регионов, в которых они работают, путем передачи знаний и технологий обществу.

Одновременно академическое сообщество сталкивается с проблемой необходимости продемонстрировать как свою ответственность,

так и эффективное подготовку кадров путем внедрения стратегического управления. Другими словами, третья миссия является сложным и развивающимся явлением, которое в течение последних нескольких десятилетий было сформулировано в государственной политике многих стран.

Мы предполагаем, что также ключевое значение для магистрантов играет представление условий для реализации ценностных ориентаций, в том числе в рамках федеральных проектов. К примеру, национальный проект «Образование» направлен на обеспечение возможности самореализации граждан [12]. Кроме этого, федеральный проект «Социальные лифты для каждого» нацелен на создание для граждан возможностей для профессионального и карьерного роста путем формирования и развития системы профессиональных конкурсов, а федеральный проект «Социальная активность» позволяет создать условия для развития и поддержки добровольчества как ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества [16;17].

Заключение. Новизна исследования заключается в изучении ценностных ориентаций маистрантов педагогического вуза, выявление связей мотивационных полей респондентов с постановкой профессиональных целей и выстраиванием профессионального и карьерного роста. На основе полученных данных,

реализуется практическая значимость исследования - определение возможностей самореализации магистрантов в педагогической профессии, проектирование профессиограмм и индивидуально-образовательных маршрутов, ориентирующих обучающихся на

профессиональный рост и саморазвитие, самореализацию впрофессии.

Таким образом, согласно ведущей роли университетов, необходимо стремиться сделать магистерскую подготовку с явным социальным воздействием, ведущим к реализации ценностных ориентаций личности в современных условиях высшего образования. Высшее психолого-педагогическое образование, согласно ФГОС, должно осуществлять подготовку специалистов нового типа средствами компетентностного и системно-деятельностного подходов. Резюмируя сказанное, подготовка конкурентоспособных кадров предусматривает формирование профессионально-педагогического рефлексивного и критического мышления, развитие образовательного и творческого потенциала, а также способности к постоянному личностному росту и профессиональному развитию.

Авторы статьи выражают благодарность всем структурным подразделениям и кафедрам Омского государственного педагогического университета, принявшим участие в проведении исследования.

Литература:

1. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. -Оренбург, 1996.

2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 2001.

3. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция / В.А. Ядов. - 2-е расширенное изд. - М.: ЦСПиМ, 2013.

4. Раитина М.С. Ценности и ценностные ориентации, их формирование и роль в развитии личности [Электронный ресурс] / М.С. Раитина // Научный электронный архив. - Режим доступа: http://econf.rae.ru/article/5159

5. Zeer E.F. (2005). Professionally oriented logical-semantic model of personality. World of Psychology, 1: 141-147.

6. Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of The Mind (McGraw-Hill, New York, 2010).

7. Inglehart R., Welzel C. Modernization, Cultural Change, and Democracy: The Human Development Sequence (Cambridge University Press, New York, 2005).

8. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций

личности / С.С. Бубнова // Методы психологической диагностики. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1994. - Вып. 2.

9. Психологические тесты для профессионалов; авт. сост Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007. -496 с.

10. Osin E.N., Leontiev D.A. Materialy III Vserossiyskogo Sotsiologicheskogo Kongressa [Proceedings of III All-Russian Sociology Congress] (Sociology Institute of RAN, Moscow, 2008).

11. Leontiev D.A., Osin E.N. Psychology. Journal of the Higher School of Economics 11(4), 110-135 (2014).

12. Министерство просвещения Российской Федерации. Национальный проект "Образование" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project

13. Sheldon K.M., Hilpert J.C. Motivation and Emotion 36(4), 439-451 (2012).

14. Bogomaz S., Kozlova N., Atamanova I. Procedia -Social and Behavioral Sciences 214, 552-558 (2015).

15. Deyneka O.S., Khabibulin R.K. Modern Problems of Science and Education 1-1, 1525 (2015).

16. Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральный проект "Социальные лифты

для каждого" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-proJect/proJects/soc_lifl/

17. Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральный проект "Социальная

1. Kiryakova A.V. The theory of personality orientation in the world of values: monograph / A.V. Kiryakova. - Orenburg, 1996.

2. Rubinstein S.L. Problems of general psychology / S.L. Rubinstein. - M., 2001.

3. Yadov V.A. Self-regulation and forecasting of social behavior of a person: Dispositional concept / V.A. Yadov. -2nd extended ed. - M.: TsSPiM, 2013.

4. Raitina M.S. Values and value orientations, their formation and role in personality development [Electronic resource] / M.S. Raitina // Scientific electronic archive. -Access mode: http://econf.rae.ru/article/5159

5. Zeer E.F. (2005). Professionally oriented logical-semantic model of personality. World of Psychology, 1: 141-147.

6. Hofstede G., Hofstede G.J., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of The Mind (McGraw-Hill, New York, 2010).

7. Inglehart R., Welzel C. Modernization, Cultural Change, and Democracy: The Human Development Sequence (Cambridge University Press, New York, 2005).

8. Bubnova S.S. Methods of diagnostics of the individual structure of personal value orientations / S.S. Bubnova // Methods of psychological diagnostics. - M.: Publishing house of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 1994. - Issue. 2.

активность" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/projects/soc_activity/

ces:

9. Psychological tests for professionals; ed. compiled by N.F. Crest. - Minsk: Let's lie. Shk., 2007. - 496 p.

10. Osin E.N., Leontiev D.A. Materialy III Vserossiyskogo Sotsiologicheskogo Kongressa [Proceedings of III All-Russian Sociology Congress] (Sociology Institute of RAN, Moscow, 2008).

11. Leontiev D.A., Osin E.N. Psychology. Journal of the Higher School of Economics 11 (4), 110-135 (2014).

12. Ministry of Education of the Russian Federation. National project "Education" [Electronic resource]. -Access mode: https://edu.gov.ru/national-project

13. Sheldon K.M., Hilpert J.C. Motivation and Emotion 36 (4), 439-451 (2012).

14. Bogomaz S., Kozlova N., Atamanova I. Procedia -Social and Behavioral Sciences 214, 552-558 (2015).

15. Deyneka O.S., Khabibulin R.K. Modern Problems of Science and Education 1-1, 1525 (2015).

16. Ministry of Education of the Russian Federation. Federal project "Social lifts for everyone" [Electronic resource]. - Access mode: https://edu.gov.ru/national-project/projects/soc_lift/

17. Ministry of Education of the Russian Federation. Federal project "Social Activity" [Electronic resource]. -Access mode: https://edu.gov.ru/national-project/projects/soc_activity/

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторах:

Чекалева Надежда Викторовна (г. Омск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор научного центра Российской академии образования, зав. кафедрой педагогики, ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет", Омск, Россия, e-mail: nchekaleva@yandex.ru

Широбоков Сергей Николаевич (г. Омск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет", е-mail: sshirob@yahoo.com

Лоренц Вероника Викторовна (г. Омск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО "Омский государственный педагогический университет", е-шай: v.lorents@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.