Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / СТАДИИ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекалева Надежда Викторовна, Алексеева Татьяна Юрьевна

В статье проводится анализ взаимосвязи между профессионально-ценностными ориентациями студентов и становлением педагогической идентичности. Авторами проведено диагностическое исследование и получены данные о профессионально-педагогических ценностях, преобладающих у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY BASED ON PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE TEACHERS

The article analyses the relationship between professional and value orientations of students and the formation of pedagogical identity. The authors carried out a diagnostic study and obtained data on the professional and pedagogical values prevailing in future teachers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 378 DOI: 10.36809/2309-9380-2021-32-159-162

Науч. спец. 13.00.08

Надежда Викторовна Чекалева

Омский государственный педагогический университет, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой педагогики, Омск, Россия

e-mail: pedagog@omgpu.ru

Татьяна Юрьевна Алексеева

Омский государственный педагогический университет, старший преподаватель кафедры правоведения, государственного и муниципального управления, аспирант кафедры педагогики, Омск, Россия

e-mail: t.u.alexeeva@mail.ru

Развитие профессиональной идентичности на основе профессионально-ценностных ориентаций будущих педагогов

Аннотация. В статье проводится анализ взаимосвязи между профессионально-ценностными ориентациями студентов и становлением педагогической идентичности. Авторами проведено диагностическое исследование и получены данные о профессионально-педагогических ценностях, преобладающих у будущих педагогов.

Ключевые слова: ценностные ориентации, педагогическая идентичность, профессионально-ценностные ориентации, педагогические ценности, стадии идентификации.

Nadezhda V. Chekaleva

Omsk State Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Head of the Department of Pedagogy, Omsk, Russia

e-mail: pedagog@omgpu.ru

Tatyana Yu. Alekseeva

Omsk State Pedagogical University, Senior Lecturer of the Department of Law, State and Municipal Administration, Postgraduate Student of the Department of Pedagogy, Omsk, Russia e-mail: t.u.alexeeva@mail.ru

Development of Professional Identity Based on Professional and Value Orientations

of Future Teachers

Abstract. The article analyses the relationship between professional and value orientations of students and the formation of pedagogical identity. The authors carried out a diagnostic study and obtained data on the professional and pedagogical values prevailing in future teachers.

Keywords: value orientations, pedagogical identity, professional and value orientations, pedagogical values, identification stages.

Введение (Introduction)

Структура современного общества меняется под влиянием процессов информатизации, цифровизации и глобализации, что ведет к изменениям ценностных ориентаций молодого поколения, отражается на выборе способов и целей реализации в личной и профессиональной сфере. Ориентация, направленность будущих педагогов на педагогические ценности в ходе освоения программы высшего образования становится отправной точкой их профессионального становления. То, с каким настроем приходят молодые учителя в систему образования, во многом влияет на

их успешность в профессии, профессиональную адаптацию и идентификацию.

Ю. П. Зинченко в докладе, посвященном педагогическому образованию и стратегии научно-технического развития Российской Федерации, отмечает особую роль педагогического образования как транслятора культурного кода, необходимость укрепления авторитета педагогического образования в России, развития образования в системе ценностей.

Целью статьи является анализ взаимосвязи между профессионально-ценностными ориентациями студентов и становлением профессионально-педагогической идентичности.

© Чекалева Н. В., Алексеева Т. Ю., 2021

Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2021, № 3 (32), с. 159-162. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2021, no. 3 (32), pp. 159-162.

Предполагаем, что имеющиеся у студентов представления, ценности, отношения к педагогической профессии влияют на развитие профессиональной идентичности.

Материалы статьи опираются на результаты диагностического исследования профессионально-ценностных ориентаций студентов педагогического вуза, проведенного авторами в рамках внутривузовского гранта Омского государственного педагогического университета. Анализ заявленной проблемы является одним из многочисленных вопросов, рассматриваемых авторами, и требует дальнейшего изучения в рамках грантового исследования.

Методы (Methods)

В основе исследования лежит аксиологический подход, который отводит центральную роль ценностям в жизнедеятельности человека. Ценностные ориентации молодежи проанализированы: В. Г. Алексеевым, С. С. Бубновой, Е. С. Волковым, Р. А. Кобылкиным, Н. С. Лапхановой, О. Ю. Марковой, А. В. Серым, Ю. А. Шерковиным, И. С. Якуниной, М. С. Яницким, Е. Ф. Ященко. Среди современных авторов вопросами ценностей и ценностных ориентаций студентов занимаются Е. В. Чалая, Е. В. Лапина, Е. В. Соловьева, О. Е. Никуленкова, А. В. Савченков и др. Е. В. Лапина отмечает, что «в психологической науке понятие "ценностная ориентация" используется в отношении мотивацион-но-потребностной сферы личности, а "ценности" рассматриваются чаще всего в отношении смысловых характеристик личности» [1, с. 12].

Эмпирическая часть исследования строилась на диагностическом методе — опроснике «Ценностные отношения». Анализ и оценка результатов опроса представлены в разделе «Результаты и обсуждение» данной статьи.

Литературный обзор (Literature Review)

Ценностные ориентации молодежи меняют вектор направления на прагматизм, независимость, способность быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям мира. Стабильная работа, престиж профессии отходят на второй план, уступая место нелинейным, нестандартным маршрутам построения карьеры и самореализации. В многочисленных исследованиях (Е. В. Лапиной, Е. В. Чалой, Т. В. Ледовской, Н. С. Киселевой, П. Е. Явловской, Э. Г. Патрикеевой, Ф. Н. Садриевой, И. В. Неуйминой, З. М. Махмуто-вой, Е. С. Красиловой, Е. В. Бондарчук и др.) констатируются изменения ценностных ориентаций личности, которые, судя по тенденциям, постепенно вступают в противоречие с традиционными ценностями педагогической деятельности.

Профессионально-педагогические ценности претерпевают изменения, будущий педагог должен обладать широким спектром знаний, выходящих за предметное поле, овладеть различными компетенциями и «мягкими» навыками. Качество профессиональной подготовки студентов напрямую зависит от мотивации, установок, ценностных ориентаций на будущую профессиональную деятельность, что, в свою очередь, влияет на формирование профессиональной идентичности будущего педагога.

В психологии идентичность рассматривается как переживание индивидом своего единства с каким-либо челове-

ком или группой или своей приверженности к чему-либо. По мнению А. Ватермана, составными единицами личностной идентичности выступают ценности, цели, убеждения, которые являются вектором на жизненном пути человека [2]. Идентичность — динамичное явление, она может изменяться посредством механизма идентификации. Взгляды и отношения человека по поводу значимого объекта в процессе становления идентичности могут изменяться, что, в свою очередь, влияет на его поведение. Механизм идентификации включает несколько этапов от становления общих целей и ценностей до глубокого осознания себя, своих качеств и личностных характеристик, соотносимых с идентифицируемым объектом. Ю. П. Поваренков отмечает, что «развитие идентичности идет через реальные действия человека, через решение реальных проблем» [3, с. 55].

В зарубежных исследованиях авторы рассматривают проявление профессиональной идентичности как ответ на образовательные реформы. Так, например, исследователи из Китая выявили закономерность между изменениями в системе образования и разными проявлениями эмоций и типов идентичности у учителей [4]. Ученые из Турции провели опрос среди 200 учителей и выявили, что профессиональная идентичность является зеркалом социальной роли педагога, тех реформ, которые происходят в образовании, изменений в учебных планах и аудиторных практиках [5].

Среди русских исследователей нет единой позиции относительно определения понятия «профессиональная идентичность». В самом общем виде можно сказать, что это понятие обобщает различные личностные характеристики, которые позволяют ориентироваться в профессиональной сфере, помогают раскрыть личностный потенциал в профессии, а также спрогнозировать вероятные последствия профессионального самоопределения. Профессиональная идентичность может рассматриваться как критерий профессионального развития личности, который раскрывается через принятие человеком себя как профессионала; принятие конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; принятие системы ценностей и норм, характерных для данной профессиональной общности.

Профессионально-ценностные ориентации являются необходимым фактором, влияющим на становление профессиональной идентичности на этапе обучения в педагогическом вузе. Мы придерживаемся точки зрения Т. В. Мищенко, которая полагает, что «профессиональная идентичность проявляется и реализуется в ходе профессионального становления в различных формах: как целостное эмоциональное состояние или чувство профессиональной идентичности; как основная тенденция и критерий профессионального развития человека; как некоторая функциональная система субъекта профессионального пути, ориентированная на достижение профессиональной идентичности» [6, с. 20].

Профессиональная идентичность будущих педагогов связана с отождествлением себя с педагогической деятельностью, принятием профессионально-педагогических ценностей как своих собственных. Профессиональная идентичность — это положительное отношение к выбранной

профессии, нормам, требованиям, ценностям профессионального сообщества. Профессиональная идентичность проявляется через чувства, эмоции человека, его желание работать в данной сфере, понимание значимости и важности педагогической профессии для общества.

Результаты и обсуждение (Results and Discussions)

В процессе обучения в университете студенты сталкиваются с кризисом идентичности, связанным с переосмыслением своего жизненного пути, соотношением личностных целей и ценностей с принятыми в профессиональной среде. Студент должен приложить определенные усилия для того, чтобы выйти из кризиса и принять новые ценности, предъявляемые будущей профессиональной деятельностью. В студенческие годы закладываются предпосылки становления профессиональной идентичности, о ее полной сформированности можно говорить только после непосредственного вхождения в профессию. Студенты проходят несколько стадий личностной и социальной идентификации на протяжении обучения в вузе. На 1-м курсе преобладает школьная идентичность, на 2-3-м курсе формируется студенческая (академическая) идентичность, на старших курсах начинает формироваться профессиональная идентичность. К этому моменту все студенты уже попробовали себя в роли учителей на педагогической практике, проверили свои силы и провели анализ идеальных и реальных профессиональных ценностей. Тем не менее говорить об окончательном становлении профессиональной идентичности на этом этапе рано. Выпускники вуза обладают учебно-профессиональной идентичностью, тогда как целостная профессиональная идентичность формируется спустя несколько лет непосредственной, самостоятельной работы в сфере образования.

Опросник «Ценностные отношения», разработанный коллективом авторов Омского государственного педагогического университета, позволяет сопоставить ценности педагогической профессии, носителями которых являются преподаватели вуза, и важность данных ценностей для студентов. Опросник состоит из двух частей: в первой респонденты отмечают ценности, которые важны для преподавателей университета, непосредственно работающих с респондентами. Во второй части те же ценности с точки зрения самих студентов, выясняется, насколько они важны для них. В опросе приняли участие 730 студентов — бакалавров, обучающихся по 37 профилям подготовки 1-5-х курсов, 155 магистрантов и 55 аспирантов.

Анализ данных опроса показал, что большинство бакалавров поставило ценность «уважение к педагогическому труду» на первое место наравне с ценностями «важность педагогической профессии для общества и государства» и «ответственность». По мнению опрошенных, в меньшей степени в деятельности преподавателей педагогического университета проявляется ценность общественного признания.

Наиболее важными профессионально-педагогическими ценностями для самих студентов стали «ответственность», «расширение и углубление своих профес-

сиональных знаний» и «самоконтроль». Следующими по значимости для студентов идут «важность педагогической профессии для общества и государства», «гуманистическое отношение к ученику и коллегам», «уважение к педагогическому труду».

Другая картина выстраивается на уровне магистратуры и аспирантуры, так как большинство респондентов уже работают в системе образования, имеют реальный опыт педагогической деятельности: 59,5 % опрошенных магистрантов имеют опыт профессиональной деятельности, 37,5 % — получили опыт педагогической деятельности на практике в университете и только 3% не имеют подобного опыта. Работающих в системе образования респондентов-аспирантов — 90,9 %, тогда как среди бакалавров эти данные составляют: 54 % студентов, получивших опыт педагогической деятельности на практике, 24 % — во время работы в образовательной организации и 20 % — не имеющих педагогического опыта (студенты 1-х и 2-х курсов).

Респонденты отметили, что наиболее важные ценности для педагогов, которые преподают в магистратуре — это «самоконтроль», «уверенность в себе» и «активная профессиональная позиция». Аспиранты поставили на первое место у преподавателей такие ценности, как «уважение к педагогическому труду» и «важность педагогической профессии для общества и государства». При этом для самих магистрантов наиболее важными оказались «расширение и углубление своих профессиональных знаний», «любовь к детям» и «личностно-ориентированное обучение»; среди аспирантов — «активная профессиональная позиция», «уважение к педагогическому труду» и «воспитание и развитие человека как субъекта своей жизни и труда».

Заключение (Conclusions)

Данные опроса подтверждают наше предположение о том, что профессионально-ценностные ориентации студентов сопоставимы с видом идентичности. Ранее отмечалось, что для студентов-бакалавров характерна академическая или профессионально-учебная идентичность, что проявляется в ценностях практико-ориентированного обучения, развитии личностных качеств (самоконтроль, ответственность), способствующих успешной учебно-профессиональной деятельности. Для магистрантов и аспирантов на первое место выходят профессиональные навыки и качества, при этом остаются значимыми учебно-профессиональные ценности (особенно среди магистрантов), так они продолжают профессиональную подготовку. При этом нет значительного расхождения в ценностях, транслируемых преподавателями университета, и ценностях, значимых для студентов.

Таким образом, профессионально-ценностные ориентации являются основой для прохождения студентом разных стадий идентификации себя от школьника до профессионала. Опрос студентов Омского государственного педагогического университета показал, что профессионально-педагогические ценности, транслируемые преподавателями педагогического университета, находят отражение в отношении студентов к будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Лапина Е. В. Педагогическая концепция развития профессионально значимых ценностей педагога в системе повышения квалификации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Елец, 2019. 40 с.

2. Waterman A. S. Identity Development from Adolescence to Adulthood: An Extension of Theory and a Review // Developmental Psychology. 1982. Vol. 18. P. 341-358.

3. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 53-58.

4. John L. Teachers' Emotions and Professional Identity in Curriculum Reform: A Chinese Perspective // Journal of Educational Change. 2011, vol. 12, issue 1. P. 25-46.

5. Keskin A. An Investigation of Turkish EFL Teachers' Perceptions of Professional Identity // Qag Universitesi Sosyal Bilimler Dergisi. 2021. Cilt 18, sayi 1. S. 82-95.

6. Мищенко Т. В. Становление профессиональной идентичности у студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 24 с.

References

John L. (2011) Teachers' Emotions and Professional Identity in Curriculum Reform: A Chinese Perspective, Journal of Educational Change, vol. 12, issue 1, pp. 25-46. (in English)

Keskin A. (2021) An Investigation of Turkish EFL Teachers' Perceptions of Professional Identity, Qag Universitesi Sosyal Bilimler Dergisi, vol. 18, issue 1, pp. 82-95. (in English)

Lapina E. V. (2019) Pedagogicheskaya kontseptsiya razvitiya professional'no znachimykh tsennostei pedagoga v sisteme povysheniya kvalifikatsii [Pedagogical Concept of the Development of Professionally Significant Values of a Teacher in the System of Professional Development]*, Dr. ped. sci. diss. Abstr. Yelets, 40 p. (in Russian)

Mishchenko T. V. (2005) Stanovlenie professionals identichnosti u studentov pedagogicheskogo vuza [Formation of Professional Identity Among Students of a Pedagogical University]*, Cand. psych. sci. diss. Abstr. Yaroslavl, 24 p. (in Russian)

Povarenkov Yu. P. (2006) Psikhologicheskoe soderzhanie professional'noi identichnosti [Psychological Content of Vocational Identity], Sibirskii Psikhologicheskii Zhurnal [Siberian Journal of Psychology], no. 24, pp. 53-58. (in Russian)

Waterman A. S. (1982) Identity Development from Adolescence to Adulthood: An Extension of Theory and a Review, Developmental Psychology, vol. 18, pp. 341-358. (in English)

* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.