Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бисерова Галия Камильевна

В данной статье рассмотрены особенности ценностных ориентаций и учебной мотивации студентов педагогического вуза и исследовано влияние этих факторов на их профессиональную подготовку. Актуальность исследования заключается в том, что именно положительная учебная мотивация выступает главной движущей силой поведения и деятельности студентов, побуждает их к активности в познавательной деятельности и к освоению содержания образования, а также готовит к будущей эффективной профессиональной деятельности. На формирование у студентов внутренней учебной мотивации влияют ценностные ориентация молодых людей: согласованность ближних и дальних жизненных целей, развернутая перспектива будущего. Нами были исследованы 50 студентов, обучающихся первого и четвертого курсов. В процессе анализа результатов было подтверждено предположение о том, что особенности ценностных ориентаций студентов связаны с мотивами учебной деятельности, которые отличны у первокурсников и выпускников и оказывают влияние на профессиональную подготовку студентов-педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF VALUE ORIENTATION AND MOTIVATION OF EDUCATION ON THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS

This article examines the features of the value orientations and educational motivation of students of a pedagogical university and examines the influence of these factors for their professional training. The relevance of the research lies in the fact that it is positive educational motivation that acts as the main driving force of the behavior and activities of students, encourages them to be active in cognitive activity and to master the content of education. The educational motivation also prepares them for future effective professional activity. The formation of students' internal learning motivation is influenced by the value orientations of young people: the consistency of near and distant life goals, an expanded perspective of the future. We studied 50 first-and fourth-year students. In the process of analyzing the results, the assumption was confirmed that the features of the value orientations of students are related, in a certain way, with the motives of educational activity, which are different for freshmen and graduate students and have an impact on the professional training of future teachers.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

Психология

УДК 37.015.3

кандидат педагогических наук, доцент Бисерова Галия Камильевна

Елабужский институт (филиал)

ФГАО ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности ценностных ориентаций и учебной мотивации студентов педагогического вуза и исследовано влияние этих факторов на их профессиональную подготовку. Актуальность исследования заключается в том, что именно положительная учебная мотивация выступает главной движущей силой поведения и деятельности студентов, побуждает их к активности в познавательной деятельности и к освоению содержания образования, а также готовит к будущей эффективной профессиональной деятельности. На формирование у студентов внутренней учебной мотивации влияют ценностные ориентация молодых людей: согласованность ближних и дальних жизненных целей, развернутая перспектива будущего. Нами были исследованы 50 студентов, обучающихся первого и четвертого курсов. В процессе анализа результатов было подтверждено предположение о том, что особенности ценностных ориентаций студентов связаны с мотивами учебной деятельности, которые отличны у первокурсников и выпускников и оказывают влияние на профессиональную подготовку студентов-педагогов.

Ключевые слова: мотив, мотивация, ценностные ориентации, студенты, будущие педагоги.

Annоtation. This article examines the features of the value orientations and educational motivation of students of a pedagogical university and examines the influence of these factors for their professional training. The relevance of the research lies in the fact that it is positive educational motivation that acts as the main driving force of the behavior and activities of students, encourages them to be active in cognitive activity and to master the content of education. The educational motivation also prepares them for future effective professional activity. The formation of students' internal learning motivation is influenced by the value orientations of young people: the consistency of near and distant life goals, an expanded perspective of the future. We studied 50 first-and fourth-year students. In the process of analyzing the results, the assumption was confirmed that the features of the value orientations of students are related, in a certain way, with the motives of educational activity, which are different for freshmen and graduate students and have an impact on the professional training of future teachers.

Keywords: motive, motivation, value orientations, students, future teachers.

Введение. Введение инновационных образовательных стандартов третьего поколения актуализировали проблему ценностных ориентаций российского студенчества и их социальной роли в обществе. Развернулся научный дискурс об эффективности системы высшего образования при подготовке будущих специалистов. Выпускник высшей школы сегодня, безусловно, обладая профессиональными компетенциями, должен также ощущать потребность в достижениях и успехе, ощущать свою востребованность на рынке труда. Поэтому важно прививать интерес к накоплению знаний, постоянному самообразованию и самостоятельной деятельности, понимая, что достичь этих целей возможно лишь при высокой мотивации обучения и ценностного понимания своего будущего.

Рост требований со стороны общества к эффективности системы высшего образования более четко обозначил проблему учебной мотивации и влияние на нее ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Исключительной научной значимостью обладают исследования влияния учебной мотивации на эффективность вузовского обучения (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, В.И. А.К. Маркова, В.К. Стародубцева и др.). Ряд исследователей ценностных ориентаций студентов вузов (Г.М. Андреева, Ф.Е. Василюк, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман и др.) выделяли наличие определенной взаимосвязи учебной мотивации со смысложизненными ориентациями личности. Направленность молодых людей на дальние цели, согласованность ближних и дальних жизненных целей, развернутая перспектива будущего влияют на формирование у них внутренней учебной мотивации, направленной на более глубокое усвоение дисциплин. Это означает, что внутренняя мотивация и сформированные ценностные ориентации в области освоения учебных дисциплин представляют собой важнейшую составляющую успешной учебной и будущей профессиональной деятельности студентов. Именно мотивация, побуждающая будущих педагогов к активности в познавательной деятельности и к освоению содержания образования, в целом, выступает главной движущей силой их поведения и деятельности, в процессе их становления как будущих профессионалов. Показателем успешности обучения студентов педагогического вуза выступают интеллектуальные способности. Однако, недостаток способностей, при высоком интересе к педагогической деятельности, вполне успешно может восполняться развитием мотивационной сферы, что может проявиться в заинтересованности к изучаемым дисциплинам, в осознанности профессионального выбора, в образовательной успешности.

Мотивы, являясь движущими силами процесса обучения и объясняющие сущность человеческого действия, дают будущим учителям осознание того, зачем они учатся, чего ожидают от своей учёбы. Чем яснее это осознание, тем сильнее мотивы получения образования, а значит и лучше успеваемость. Мотивы учения условно разделяются на познавательные мотивы, обусловленные самой учебной деятельностью, содержанием образования и процессом учения, и мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой деятельности [4, с. 909]. Являясь сложными динамическими системами, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора, мотивами могут выступать идеалы, установки стремления, интересы и потребности [2].

Безусловно, современная наука обладает достаточным количеством исследований по отдельным аспектам проблемы учебной мотивации и проблемы ценностных ориентаций. Вместе с тем, в контексте современной реорганизации системы высшего образования, определенной социально-экономической ситуации в нашей стране, а также повышенными требованиями к педагогической профессии выявилась недостаточная изученность проблемы влияния мотивации учебной деятельности и ценностных ориентаций студентов-педагогов на подготовку к педагогической профессии. Данные обстоятельства определили цель нашего исследования: изучить особенности ценностных ориентаций и мотивов учебной деятельности

будущих учителей и выявить их влияние по подготовку к профессиональной деятельности. Мы предположили, что особенности ценностных ориентаций и определенные мотивы учебной деятельности, которые отличны у первокурсников и студентов-выпускников, влияют на профессиональную подготовку будущих учителей.

Изложение основного материала статьи. Ценностные ориентации, как основные структурные компоненты личности, есть типические понятия о благах и приемлемых способах их получения, на основе которых человек выбирает цели и средства деятельности; это своеобразный регулятор поведенческих реакций людей, охватывающий все области жизнедеятельности человека и определяющий линию его личностного и профессионального развития.

Система ценностных ориентаций описывается как ключевой жизненный ориентир (Маслоу, 1999), от которого зависит способ и характер деятельности, который предопределяет содержание направленности личности и лежит в основе ее отношения к себе, к другим людям, к окружающему миру и мотивирует жизненную активность; это отношение человека к материальным и духовным благам и идеалам (Здравомыслов, 1995; Ядов, 2007), которые являются устойчивыми и избирательными целями или средствами, служащими для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности; это весь накопленный жизненный опыт в индивидуальном развитии человека (Немов, 2004), который определяет направленность воли, внимания, интеллекта.

Ценностные ориентации закладываются уже в раннем детстве при помощи родителей и взрослых, закрепляясь к подростковому возрасту. В период юношества, с его профессиональным самоопределением, формированием мировоззрения и целостной картины мира, ценностные ориентации выступают как психологические новообразования. Студенческий период - самый благоприятный для осознанного понимания ценностей жизни. В это время достигается тот уровень развития ценностного отношения к миру, который обеспечивает функционирование этих ценностей, как особой системы, влияющий на перспективу будущего, на профессиональную направленность, на формирование у них активной социальной позиции.

Формирование ценностных ориентаций у будущих педагогов - процесс длительный и достаточно сложный, зависящий от многих факторов, одним из которых служит воздействие на нее образовательной среды, в содержании которой заключена сама система ценностей, передаваемая студентам в период обучения и которая является системообразующей [3, с. 148]. Психологическим основанием для ее формирования можно считать структуру потребностей и мотивов, целей и идеалов, интересов и убеждений, которые определяют их ориентацию, в зависимости от социально-детерминированного отношения к социуму. При этом, студенчество, как самая динамичная часть общества, быстро реагирует на малейшие его изменения, политические и экономические скачки. Ее повышенная восприимчивость к новому подвергает их базовые ценности сильной трансформации, более чем у других слоев общества. Легкая обучаемость и открытость к знаниям, постоянное стремление к новому, а также осознание возлагаемых на молодых людей надежд и обязанностей, обуславливают специфичность структуры и динамики ценностных ориентаций студенчества, задают направленность и регулируют поведение.

Многогранность понятий мотива и мотивации не дает единого понимания этих феноменов, не препятствуя, при этом, пониманию того, что применение знаний о них дает возможность лучшего понимания себя и окружающих на глубинном уровне, что, непременно, ведет к успеху. Мотивация, как структурный компонент учебной деятельности, включена в структуру этой деятельности. Она может быть внутренним или внешним компонентом учебного процесса, но, при этом, всегда считается внутренней характеристикой личности, как субъекта данного процесса. Внутренняя мотивация проявляется в стремлении к деятельности ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой сути этой деятельности. Вознаграждением будет «момент переживания чего-то большего, чем обыденное существование». Источником такой мотивации служит потребность в самоопределения. При внешней мотивации факторы, определяющие поведение личности, находятся вне «я», вне ее поведения [5].

Выявление мотивов учебной деятельности студентов педагогического вуза довольно сложная задача, так как любая деятельность, в том числе и учебная, стимулируется, активизируется и направляется различными мотивами, определяющими ее содержательно-смысловые особенности. Полимотивированность учебной деятельности подтверждается включением в нее познавательных потребностей, целей, интересов, стремлений, идеалов, мотивационных установок, которые обусловливают стремление будущих педагогов к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности. Мотивы взаимосвязаны друг с другом, переходят один в другой; их соотношение изменяется в зависимости от возраста, когда непосредственно побуждающие мотивы к студенческому возрасту переходят в перспективно-побуждающие и социальные [2].

Учебная мотивация стабильна, динамична и устойчива, что зависит от доминирующих внутренних мотивов. По А.К. Марковой, становление мотивации является не простым возрастанием положительного или усугублением отрицательного отношения к учению, а стоящим за ним усложнением структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними [1, с. 52]. Учитывая то, что общество сегодня считает необходимым подготовку выпускников педагогических вузов с высоким уровнем культуры и богатым духовным миром, одним из важнейших способов решения этой задачи является формирование социальной позиции и ценностных ориентаций будущих учителей, так как именно они обусловливают направленность и определяют их позицию, как будущих профессионалов.

Для изучения особенностей ценностных ориентаций и мотивов учебной деятельности студентов педагогического вуза и выявление их возможной взаимосвязи мы провели эмпирическое исследование, в котором приняли участие 50 будущих учителей (25 студентов-первокурсников и 25 студентов 4 курса), в возрасте от 18 до 22 лет. Такая выборка объясняется тем, что, на наш взгляд, социальная ситуация развития личности первокурсников и студентов - выпускников неодинакова: мотивационный компонент и ценностные ориентации как динамические личностные структуры подвержены значительным изменениям за годы учебы в вузе.

Мы использовали методику «Изучение мотивации обучения в ВУЗе» Т.И. Ильиной, для определения мотивов учебной деятельности студентов и методику «Ценностные ориентации» М. Рокича. Полученные результаты по методике Т.И. Ильиной у первокурсников выявили преобладание таких мотивов, как получение знаний совместно и получением диплома (44%); всего 16% респондентов имеют мотив

приобретения знаний и овладение профессией. Можно предположить, что они пока не заинтересованы в полной мере в получении навыков своей будущей профессии. У студентов 4 курса, напротив, преобладает мотив по шкалам «приобретение знаний» и «овладение профессией» (60%). Это доказывает предположение о том, что соотношение мотивов изменяется в зависимости от возраста Старшекурсники больше стремятся к овладению профессиональными навыками и приобретению знаний, необходимых для будущей профессии. Многие из них считают, что в скором времени они получат диплом, а это уже не цель, а реализация себя как будущего профессионала, что и трансформируется в первостепенную мотивацию, связанную с их будущим. Можно говорить о стремлении выпускников к самореализации в профессии, что отражает их склонность к выбранной ими педагогической деятельности.

Следовательно, на основании результатов, полученных в обеих группах, выявились различия в ведущих мотивах: у первокурсников - преобладание прагматического мотива, что, возможно объяснить недостаточно осознанным выбором своей будущей профессии, возрастом и неопытностью, влиянием окружения, а также тем, что на первом курсе практически нет специализированных дисциплин, которые отражали бы особенности педагогической профессии. Для более ясного понимания причин преобладания прагматического мотива в системе мотивов студентов, нужно определить их профессиональную направленность, проанализировать, почему они выбрали эту профессию, как этот выбор был осуществлен, каковы их ценностные ориентиры. С этой целью мы провели исследование ценностных ориентаций двух групп студентов (по методике М. Рокича).

Среди терминальных ценностей у первокурсников ведущими являются ценности личной жизни и индивидуальные ценности: здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, активная деятельная жизнь. Следующий блок ценностей можно обозначить как ценности профессиональной самореализации и пассивные ценности: интересная работа, уверенность в себе, жизненная мудрость, развитие, общественное признание, продуктивная жизнь, красота, познание. Последние ранги получили такие ценности, как свобода, развлечения и творчество.

У студентов 4 курса ведущие ранги в иерархии терминальных ценностей занимают ценности личной жизни и ценности учебной и профессиональной самореализации: здоровье; интересная работа; наличие хороших и верных друзей; любовь; познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). Далее следуют индивидуальные ценности и затем абстрактные ценности (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). На предпоследнем месте - пассивные ценности (жизненная мудрость, общественное признание и т.д.) и замыкают иерархию ценностей возможность творческой деятельности и развлечения. Следовательно, группе старшекурсников предпочтительны терминальные ценности. Статистически значимые различия в иерархиях ценностных ориентаций групп первокурсников и старшекурсников наблюдаются по таким ценностям, как познание (р = 0,0026), материально обеспеченная жизнь (р = 0,0447) и творчество (р = 0,0126). При этом значимость ценностей познания и творчества, которые входят в первый блок профессиональных ценностей, выше у студентов 4 курса по сравнению с первокурсниками.

Инструментальные ценностные предпочтения студентов 4 курса: на 1 ценности профессиональной самореализации и альтруистические ценности (честность, ответственность, образованность, дисциплинированность и т.д.). Далее, ценности самоутверждения и ценности межличностного общения (самоконтроль, сдержанность, воспитанность, умение понять чужую точку зрения, уважение окружающих и т.д.). В завершении - рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения), непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания). Эту группу инструментальных ценностных ориентаций можно отнести к основным профессионально важным качествам педагога. Таким образом, ведущими инструментальными ценностями для этой группы студентов являются ценности профессиональной самореализации и альтруистические ценности, что говорит об осознанности в выборе своего профессионального будущего.

Инструментальные ценностные студентов 1 курса расположились в несколько ином порядке. Ведущими стали индивидуальные ценности: непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы и независимость. Далее следуют ценности профессиональной самореализации (честность, ответственность, чуткость, аккуратность, исполнительность); затем альтруистические ценности (образованность, жизнерадостность, твердая воля, широта взглядов, смелость в отстаивании своего мнения).

Выводы. Внутренней побудительной силой процесса формирования профессионала является положительная учебная мотивация, активизирующая студентов к познавательной деятельности. Эффективность учебного процесса непосредственно связана как с высокой мотивацией, так и с ценностными ориентациями молодых людей, с согласованностью их ближних и дальних жизненных целей и перспективой будущего [2].

Раскрывая взаимосвязь учебной мотивации и ценностных ориентаций будущих педагогов, мы заключили, что на первом месте у первокурсников находится показатель «материальное положение»; мотивационным компонентом выступает область достижения, т.е. получение диплома. На втором месте -сохранение собственной индивидуальности, на третьем - достижения. Заинтересованность первокурсников в высоком уровне материального благосостояния и сохранении собственной индивидуальности можно объяснить достаточно высокими потребностями, характерными для этого возраста и, возможно, низкой социальной защищенностью. При этом, они стремятся к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности. Важность для них материальной составляющей выступает одним из условий развития чувства собственной значимости и положительного отношения к себе. Высокая потребность в сохранении собственной индивидуальности свидетельствует об их стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений.

Для студентов старших курсов наиболее значимой выступает профессиональная сфера: на первом месте имидж профессии и собственный имидж; на 2 месте находятся достижения, которые, в основном, связаны с получением профессиональных компетенций. На третьем месте - удовлетворение своих духовных потребностей (у младших студентов на 7 месте). Социальная активность важна для обеих групп студентов. Общим во взаимосвязи мотивационного компонента и ценностных ориентаций двух групп студентов явилось снижение и у тех и у других интереса к общественным мероприятиям. К выпускному курсу тенденция к понижению объясняется тем, что потребность к коллективным делам у большинства студентов уже

удовлетворена: сложился определенный круг общения и определилось положение студента в референтной группе. У первокурсников же мотивом выступает стремление найти свое место в коллективе ровесников, занять свое определенное место в группе.

Выявлены различия в системах ценностей групп студентов 1 и 4 курсов. У студентов старшего курса важнейшей ценностью выступают ценности профессиональной самореализации, которые реализуются за счет альтруистических и профессиональных ценностей. Инструментальные ценности (ценности-средства) рассматриваются как средства достижения терминальных ценностей (ценностей-целей). Отсюда, профессиональная система ценностей определяется внутренними мотивами, стремлением к интересной работе, познанию, что раскрывается в ответственном отношении к учебно-профессиональной деятельности, образованности, исполнительности, чуткости и терпимости к взглядам и мнениям других людей, что, несомненно можно отнести к ведущим характеристикам педагогической профессии.

У младших студентов доминируют инструментальные ценности (ценности-средства), тогда как терминальные ценности (ценности-цели), которые определяют направленность деятельности индивида на те или иные цели, носят индивидуальный, личностный характер. Доминируют внешние мотивы, исходящих от внешнего окружения и учебная деятельность рассматривается как вынужденное поведение, а это, зачастую, встречает внутреннее сопротивление со стороны студентов, тогда как истинный источник человека находится в нем самом.

У старшекурсников система ценностей заключает в себя терминальные и инструментальные профессиональные ценности, при разумном сочетании внешних и внутренних мотивов. Эти студенты имеют большую направленность к будущей профессиональной деятельности. Существенные различия в системах ценностей между двумя группами студентов безусловно связаны, на наш взгляд, с тем, на каком курсе обучаются студенты: чем выше курс, тем более ценны ориентации в отношении применения полученных знаний в будущей профессии.

У выпускников и первокурсников отмечены различные ведущие мотивы обучения в вузе. Возраст и неопытность, отсутствие в начале обучения дисциплин, приближающих и объясняющих педагогическую профессию, а возможно и влияние родителей отрицательно повлияли на осознанность сделанного студентами 1 курса выбора будущей профессии. Отсюда и невысокая мотивация обучения, желание получить поскорее диплом и незаинтересованность в профессии. Ближе к выпуску многие смогут осознать свои возможности в выбранной специальности и возможно, проявив способности в ней, будут более мотивированы в получении профессиональных знаний. У выпускников, напротив, наблюдается рост ценности имиджа будущей профессии, а это, в свою очередь, обозначило важность получения хороших знаний, необходимых для будущей эффективной педагогической деятельности. Будущая профессиональная жизнь предполагает вхождение в профессиональную среду, а это напрямую мотивирует студентов к овладению знаниями, навыками профессиональной среды, принятие ее ценностей и активную реализация в педагогической профессии, самовыражение посредством этой профессии.

Литература:

1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 2010. - 192 с.

2. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. URL: https://www.scienceeducation.m/ru/artide/view?id=15617 (дата обращения: 2.05.2021).

3. Фридман Л.М. Личностно-ориентированный подход к формированию ценностных ориентаций личности / Л.М. Фридман, Н.Ю. Зубенко // Вопросы гуманитарных наук. - 2007. - №4 (31). - С. 147-148.

4. Шпильберг, С.А. Особенности формирования мотивации к учебной деятельности студентов первого курса различных направлений обучения вуза / С.А. Шпильберг. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 23 (103). - С. 908-911.

5. Work motivation and organizational citizenship behaviors. By Barbuto, John E.; Scholl, Joana S.P. Journal of Leaderschip Studies, Spring, 2011, Vol. 5, Issue 1, p. 23-34.

Психология

УДК 343.92

кандидат психологических наук, доцент Боцоева Анна Владимировна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар); старший преподаватель Гучетль Сафиет Кушуковна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Краснодарский филиал Финуниверситета) (г. Краснодар); кандидат психологических наук Лазаренко Лариса Анатольевна

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

О ДЕСТРУКТИВНОМ ВЛИЯНИИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: КОНТЕКСТ

ПРЕВЕНЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема уязвимости несовершеннолетних подростков перед рисками киберпространства, что влечет за собой зачастую необратимые последствия. Авторы убеждены, что только комплексная система превентивных мер может приблизиться к конструктивной работе на опережение в поле киберрискованной виртуальной среды, т.к. скорость и динамические процессы цифрового вихря, охватившего мир, неуловимы и представляют на сегодняшний день глобальную проблему для всего человечества.

Ключевые слова: глобальная сеть Интернет, цифровые следы, деструктивные и антисоциальные группы, киберпространство, кибербуллинг, педофилия, экстремизм, кибертерроризм, молодежные субкультуры, суицидальный риск.

Annotation. The article deals with the problem of vulnerability of underage adolescents to the risks of cyberspace, which often entails irreversible consequences. The authors are convinced that only a comprehensive

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.