12. Jonson, C.L. Preventing School Shootings: The Effectiveness of Safety Measures / C.L. Jonson // Victims and Offenders. -2017. - 12 (6). - PP. 956-973.
13. Silva, J.R.The media's coverage of mass public shootings in America: fifty years of newsworthiness / J.R. Silva, J.A. Capellan // International Journal of Comparative and Applied Criminal Justice. - 2019. - 43 (1). - PP. 77-97.
14. Schildkraut, J.Mass shootings and the media: why all events are not created equal / J. Schildkraut, H.J. Elsass, K. Meredith // Journal of Crime and Justice. - 2018. - 41 (3). - PP. 223-243.
Психология
УДК 37.015.3
доктор психологических наук, профессор РАО Кагермазова Лаура Цраевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);
доктор психологических наук, профессор, академик РАО Абакумова Ирина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донской государственный технический университет» (г. Ростов-на-Дону); кандидат психологических наук, доцент Масаева Зарема Вахаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чеченский государственный университет" (г. Грозный)
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ОТНОШЕНИЕ К УПОТРЕБДЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ЛИЧНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье рассматривается исследование отношения студентов первых курсов вуза к психоактивным веществам. Выявлены особенности по отношению к употреблению психоактивных веществ в контексте социальной регуляции поведения, психологические особенности личности в студенческом возрасте. Проведен анализ имеющихся исследований об отношениях к психоактивным веществам студенческого возраста. Изучены факторы и классификации мотивов формирования зависимых форм поведения. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению возникновения девиантных форм поведения личности. В эмпирическом исследовании описаны структура, методы и результаты исследования отношения личности студенческого возраста к психоактивным веществам. Установлена взаимосвязь между ценностно-смысловыми характеристиками и отношением к психоактивным веществам.
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера личности студенческого возраста, отношение к психоактивным веществам, факторы, классификация мотивов зависимых форм поведения, девиантные формы поведения личности.
Annotation. The article deals with the study of the attitude of first-year students of the university to psychoactive substances. Peculiarities in relation to the use of psychoactive substances in the context of social regulation of behavior, psychological characteristics of a student's personality are revealed. The analysis of available researches about attitudes to psychoactive substances of student age is carried out. The factors and classifications of motives for the formation of dependent forms of behavior have been studied. Theoretical and methodological approaches to the study of the emergence of deviant forms of personality behavior are considered. The empirical study describes the structure, methods and results of a study of the attitude of a student's personality to psychoactive substances. The relationship between value-semantic characteristics and attitudes towards psychoactive substances has been established.
Key words: value-semantic sphere of a student's personality, attitude to psychoactive substances, factors, classification of motives of dependent forms of behavior, deviant forms of personality behavior.
Введение. Проблема употребления психоактивных веществ всеми возрастными группами населения в настоящее время является одной из самых распространенных. Одной из «группы риска» является группа - юношеский и студенческий возраст. В настоящее время появляются новые причины, способствующие формированию того или иного отношения к психоактивным веществам и их употреблению. Претерпело изменение в отношении к этой проблеме: у молодых людей появилось более терпимое отношение к психоактивным веществам, также повысился процент положительного отношения к их употреблению. Это обусловлено социальными, индивидуально-психологическими и культурными факторами [2, С. 17].
Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раз чаще, чем население всех других возрастов, а ненаркотическими психоактивными веществами - в 11,4 раза чаще. 98% первых проб психоактивных веществ приходится на возраст до 18 лет. Студенческий возраст характеризуется хаотичным разрушением прежних поведенческих стереотипов, нормативных и ценностных ориентаций родительской семьи. Одновременно с разрушением вырабатываются новые модели поведения и стереотипы жизненного уклада. Юноши и девушки утрачивают прежние смыслы, неадекватно оценивают происходящее [4, С. 509], [12, С. 183]. Наступающие последствия необдуманных поступков преодолеваются с большими трудностями в связи с отсутствием определенных личностных ресурсов, которые позволили бы сохранить собственную идентичность и способствовать формированию здорового образа жизни. В юношеском возрасте нередки состояния психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения, компенсация которых происходит за счет потребления психоактивных веществ. Самосознание юношества акцентировано на трех моментах: 1) фиксация на собственной внешности и сексуальном экспериментировании; 2) экстернальный (внешний) локус контроля; 3) профессиональное самоопределение, которое отвечает индивидуальным способностям и накопленным знаниям, а также созвучно требованиям общества. В данной работе проблема отношения к употреблению психоактивных веществ рассматривается через ценностно-смысловую сферу личности студента [1, С. 145].
Одним из наиболее известных отечественных психологов, изучающих проблему отношений, является В.Н. Мясищев. Отношение рассматривается им как универсальное интегрирующее понятие, которое необходимо изучать при анализе содержания личности, в процессе ее творческой и трудовой деятельности. Психологический смысл отношения, по мнению В.Н. Мясищева, заключается в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности [9, С. 219], [11, С. 88]. Ценности и ценностные ориентации личности оказывают влияние на развитие не только личности, но и социальных групп. «Отношение человека к себе, к другим может разделяться настолько, насколько человек в процессе рефлексии в состоянии дифференцировать свою личность и оценивать свое место среди других людей, в пространстве ценностей, принятых в обществе, в его референтной группе и разделяемых им лично» [3]. Нам необходимо
рассмотреть взаимосвязь отношений личности с ценностно-смысловой сферой в студенческом возрасте, проанализировать ценностно-смысловую сферу, ее влияние на отношения к употреблению психоактивных веществ.
Изложение основного материала статьи. Проблема употребления психоактивных веществ стала более распространенной в юношеском и студенческом возрасте. Представители этого возраста, имеющие направленность к аддиктивному поведению, обладают некоторыми отличительными особенностями в ценностно-смысловой сфере, имеющие отношения к психоактивным веществам.
Склонность к употреблению психоактивных веществ определяется субъективным отношением к данному поведению. Такое отношение зависит от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относятся социальные (ценностные установка) - обусловленные культурой образцы поведения, общепринятые нормы и ценности: здоровье, саморазвитие, религия, любовь, карьера [5, С. 159]. Одним из важных факторов является воспитание - благоприятный психологический климат, атмосфера взаимопонимания и любви, внимательное отношение к детям со стороны родителей, интерес к их жизни и увлечениям. Информированность - с одной стороны информированность родителей, а с другой - наличие негативных установок по отношению к наркотикам, определяющих поведение ребенка в ситуации риска. К внутренним факторам относятся индивидуально-личностные особенности человека такие, как самооценка, уверенность в себе и своих силах, умение распоряжаться своими силами, временем и ресурсами для достижения своих целей и жизненных планов [6, С. 283].
В качестве ведущих детерминант отношения к употреблению психоактивных веществ могут рассматриваться ценностно-смысловые ориентации личности. Одной из причин отношения являются ценности и глубинные структуры бессознательного. Это одна из форм отражения человеком окружающей его действительности, выражающая наличие жизненной значимости объекта для того индивида, у которого оно возникает. Так как ценности являются одним из внешних регуляторов поведения, человек, находясь в том или ином социуме, будет ориентироваться именно на ценности данной группы, так в группе людей, употребляющих психоактивные вещества, возникают свои представления, свои ценности, соответственно, человек, находясь в таком окружении, будет следовать представлениям этой группы [8, С. 155], [7, С. 69].
В юношеском и студенческом возрасте возникают новые отношения к тем или иным проявлениям окружающей действительности. Меняется ценностно-смысловая сфера, убеждения, мировоззрение, интересы. Современные представители юношеского и студенческого возраста, у которых уже имеются направленность к аддиктивному поведению отличаются приоритетом ценностей - «собственный престиж», «активные социальные контакты», «высокое материальное положение». Несмотря на наблюдения некоторых авторов о безответственности и преобладание инфантильных черт данного поколения, им же характерна приоритетность самостоятельности и независимости [10, С. 178].
Проведенный анализ позволяет предположить, что личности в студенческом возрасте, имеющие направленность к аддиктивному поведению будут иметь особенности по отношению к употреблению ПАВ, обусловленные спецификой их системы ценностных ориентаций, однако в настоящее время эмпирических данных, позволяющих подтвердить данное предположение, достаточно мало. В настоящем исследовании проверяется гипотеза, что изменение ценностно-смысловой сферы личности студенческого возраста влияет и на изменение отношения к ПАВ.
В исследовании использовались следующие методики: «Тест смысложизненных ориентацию» Д.А. Леонтьева, «Самоактуализационный тест», «Ценностные ориентации» М.Рокича. Исследование проводилось в Кабардино-Балкарском государственном университете им.Х.М.Бербекова 80 человек, в возрасте 17, 18, 19 лет.
В ходе исследования было проведено анкетирование испытуемых. На основе полученных ответов, респонденты были разделены на группы: группа №1 - положительное отношение к психоактивным веществам составляет 13% от выборки (4 юношей и 10 девушек), группа №2 - нейтральное отношение 48 % (9 юношей и 40 девушек), группа №3 - отрицательное отношение составила 38 % (1 юноша и 37 девушек). За основу разделения были взяты три вопроса «Как бы Вы поступили, если бы Вам предложили попробовать наркотик?», «Наркотики должны быть легализованы или запрещены?», «Интересуют ли Вас разговоры об употреблении психоактивных веществ?», остальные вопросы использовались как дополнительные для определения, к какой из групп принадлежит тот или иной опрашиваемый. Так, по разделению респондентов на группы можно судить, что большинство испытуемых в данной выборке относятся к психоактивным веществам нейтрально и более толерантно.
Результаты по методике САТ показали незначительные различия между группами по всем шкалам. Так, результаты по двум основным шкалам показали, что все респонденты, вне зависимости от отношения к ПАВ, имеют низкие показатели по шкале компетентности во времени. По шкале поддержки все три группы набрали средние баллы, однако, группа № 3 имеет средний балл ниже (44,37), чем группа №1 и №2 (48,69 и 48,86, соответственно). Такие результаты свидетельствуют об ориентации всех групп на один временной отрезок (прошлое или будущее), восприятие своей жизни нецелостной, проживание ее не в текущем моменте, также склонность к изменению своего поведения под воздействием внешнего влияния, зависимость ценностных ориентаций и, соответственно, поведения респондентов от окружения, чем от внутренних стремлений, конформность, преобладание внешнего локуса контроля. Последние характеристики, по результатам данной методики, больше свойственны людям, относящимся к ПАВ отрицательно. По результатам данной методики можно судить в целом о неспособности всех респондентов жить в настоящем, большую склонность к ориентации на какой-то один временной отрезок, о несформированности целостности восприятия времени. Локус контроля направлен вовне, присутствует зависимость от внешнего окружения, конформность. Выяснилось, что такие качества более свойственны группе, относящейся к психоактивным веществам отрицательно, однако в той или иной степени проявляются у людей и с положительным, и с нейтральным отношениям. Более выраженные результаты получились по дополнительным шкалам. Так, группы с положительным и нейтральным отношением к психоактивным веществам склонны к большему принятию своих потребностей и эмоций, их более легкому выражению, а также более быстро вступать в эмоциональный контакт с другими людьми. Респонденты этих групп склонны разделять ценности, которые свойственны личности с высоким уровнем самоактуализации, и способны действовать в соответствии с такими ценностями. Склонны к принятию себя и других, рефлексии.
Результаты исследования по методике СЖО. Группа №1, относящаяся к ПАВ положительно, имеет менее четкую осмысленность жизни, неудовлетворенность ей в настоящем, размытые цели, искаженность временной перспективы, проживание прошлого опыта или ожидание лучшей жизни в будущем. Группа №2, относящихся к ПАВ нейтрально, отличается большей осмысленностью жизни, наличием планов и целей, способностью контролировать собственную жизнь и нести ответственность за свои действия, однако также имеет искаженную временную перспективу и большую удовлетворенность жизнью в прошлом. Группа №3, относящаяся к ПАВ отрицательно, схожа по результатам с группой №2, однако имеет общие баллы ниже, чем у группы №2. Для групп №2 и №3 в той или иной степени свойственен интерес к жизни и эмоциональная насыщенность. Респонденты всех групп имеют понимание о способности контроля своей жизни и воплощения своих целей и планов.
Методика М.Рокича «Ценностные ориентации» показала следующие результаты. Группе №1 в категории терминальных ценностей в большей степени свойственны абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество),
ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь), индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа). Остальные группы ценностей (конкретные жизненные ценности, ценности личной жизни, пассивные ценности, ценности межличностных отношений, пассивные ценности) в той или иной степени развиты и не являются полностью отвергаемыми. В категории инструментальных ценностей в большей степени преобладают такие группы ценностей, как интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль), ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость), в инструментальных ценностях также нет полностью отвергаемых групп (этнические ценности, ценности профессиональной самореализации, индивидуалистические ценности, конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения, ценности принятия других).
Для группы №2 в категории терминальных ценностей наиболее характерны активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и пассивные ценности (уверенность в себе, познание, жизненная мудрость), конкретные жизненные ценности (познание, развитие, свобода). Также полностью отвергаемых категорий в терминальных ценностях не наблюдается. В инструментальных ценностях преобладают интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль), остальные группы ценностей в той или иной степени также развиты.
Группы №3 в категории терминальных ценностей обладает в большей степени активными ценностями (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и конкретными жизненными ценностями (здоровье, работа, семейная жизнь), полностью отвергаемых групп нет.
В категории инструментальных ценностей характерны интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль), ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).
Выводы. Результаты исследования показали, что большинство студентов имеют нейтральное отношение к ПАВ (48%). Им свойственно более осмысленное отношение к жизни, наличие целей на будущее, способность контролировать свою жизнь, нести ответственность за свои поступки, чем респондентам с положительным отношением в большей степени, чем респондентам, относящимся к ПАВ положительно и отрицательно. Таким образом, в результате проведенного исследования выяснилось, что респонденты всех групп имеют искаженную временную перспективу: неспособны жить в настоящем, имеют склонность к ориентации на какой-то один временной отрезок, а также данные указывают на несформированность восприятия времени, что подтверждается методиками САТ и СЖО. Для групп №2, №3 в той или иной степени свойственен интерес к жизни и эмоциональная насыщенность, хотя направленность может подкрепляться в прошлом или будущем, не переживаться в настоящем. Осмысленность жизни также низкая для всех групп. Результаты группы №1 по шкале осмысленности жизни находятся на границе допустимой нормы, что может подтверждать низкую осознанность жизни респондентами, относящих к ПАВ положительно. Локус контроля для всех групп направлен вовне, присутствует зависимость от внешнего окружения, конформность. Выяснилось, что такие качества более свойственны группе №3, относящейся к психоактивным веществам отрицательно, однако в той или иной степени проявляются у людей и с положительным, и с нейтральным отношениям. Группа №1 и №2 склонны к большему принятию своих потребностей и эмоций, их более легкому выражению, а также склонны более быстро вступать в эмоциональный контакт с другими людьми, чес группа №3. Респонденты этих групп способны разделять ценности, которые свойственны личностям с высоким уровнем самоактуализации, и действовать в соответствии с такими ценностями, что подтверждает методики САТ и «Ценностные ориентации» М.Рокича. Склонны к принятию себя и других, понимают свои эмоции, склонны к рефлексии. В той или иной степени, данные черты присущи и группе №3, однако, по результатам методики САТ, в меньшей степени, т.к. все показатели по шкалам у данной группы в основном ниже, чем у других групп. Группа №2 отличается большей осмысленностью жизни, наличием планов и целей, способностью контролировать собственную жизнь и нести ответственность за свои действия. Также и в группе №3, хотя и в меньшей степени. У всех респондентов отмечается способность к контролю своей жизни. Отметим, что ценность «здоровье» у всех групп в списке желаемых ценностей, что может являться опорой для дальнейшей психологической профилактики. Ценности «познание» и «развитие», которые также находятся в числе значимых, говорят о способности респондентов к изменению своего отношения, соответственно, можно ожидать эффективного воздействия посредством психопрофилактических мер.
По результатам проведенного исследования была разработана и апробирована программа психологической профилактики употребления ПАВ в студенческом возрасте.
Литература:
1. Асмолов, А.Г. Психология личности: учебник. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
2. Бузина, Т.С. Особенности мотивационной сферы потребителей психоактивных веществ [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2011. - № 6. - С. 16-18. - URL: http:// medpsy.ru
3. Елистратова, О.А. Проявление проблем наркотизма в студенческой среде. Электронный ресурс / О.А. Елистратова, В.В. Щебланова. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/proyavlenie-problem-narkotizma-v-studencheskoy-srede).
4. Кагермазова, Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. Влияние психолого-педагогического тренинга на социально-психологическую адаптацию студентов к образовательной среде ВУЗа / В сборнике: Шаг в науку. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции с участием студентов. - Грозный, 2021. - С. 508-512.
5. Кагермазова, Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. Психолого-педагогические условия и технологии преодоления нарушения идентичности в молодежной среде / В сборнике: Общество, педагогика, психология. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2020. - С. 159-161.
6. Кагермазова, Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. Психолого-педагогические особенности взаимосвязи субъективного контроля и тревожности студентов в практике учебного процесса университета / В сборнике: Педагогическая деятельность как творческий процесс. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). - 2020. - С. 282-293.
7. Коробкина З.В., Попов В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - 5-е изд. - М.: Академия, 2012. - 323 с.
8. Курек, Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. - СПб.: Алетейя, 2001. - 225 с.
9. Масаева, З.В., Кагермазова Л.Ц. Психологическая безопасность в образовании / В сборнике: Шаг в науку. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 219-223.
10. Кагермазова, Л.Ц., Лечиева М.И., Абакумова И.В. Школа - территория без наркотиков. Ранняя профилактика наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях. Издательство: АЛЕФ. Учебное пособие. - Махачкала, 2018. - 208 с.
11. Лазаренко, Д.В. Психологические факторы, определяющие склонность студентов вузов к аддиктивному поведению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - № 2 (25). -С. 88-93.
12. Мардасова, Т.А. Потенциал концепции зависимой личности: вопросы современной аддиктологии / Человек в трудной жизненной ситуации: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Барнаул, 28 ноября 2014 г.). - Барнаул: Изд-во Алт.ун-та, 2015. - С. 182-186.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования "Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (г. Вологда); кандидат психологических наук Камракова Наталья Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук, доцент Фокина Ирина Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье описано влияние дополнительного образования на развитие интеллектуальной одаренности младших школьников. Рассматриваются когнитивные и личностные особенности интеллектуально одаренных младших школьников, отмечаются преимущества условий обучения в системе дополнительного образования в сравнении с обучением в массовой школе. Представлены и описаны результаты исследования влияния дополнительного образования на развитие компонентов интеллектуальной одаренности младших школьников.
Ключевые слова: интеллектуальная одаренность, младшие школьники, дополнительное образование.
Annotation. The article describes the influence of additional education on the development of intellectual giftedness of younger students. The cognitive and personal features of intellectually gifted primary school students are considered, the advantages of learning conditions in the system of additional education in comparison with education in a mass school are noted. The results of a study of the influence of additional education on the development of the components of intellectual giftedness of younger schoolchildren are presented and described.
Key words: intellectual giftedness, primary school students, additional education.
Введение. Выявление, развитие, сопровождение детской одаренности является одной из приоритетных задач современного государства. Безусловно, сегодня для нашей страны важно как никогда воспитать поколение активных, творческих, целеустремленных людей. В будущем именно интеллектуально развитые личности смогут выбирать пути развития государства, формировать его социально-экономическую основу.
Психологические особенности интеллектуально одаренных детей требуют создания особо организованного образовательного пространства. Массовые школы при обучении одаренных детей сталкиваются с проблемами в развитии их потенциала в полной мере. К сожалению, школьные программы чаще ориентированы не на развитие способностей ребенка, а на передачу ему определенной системы знаний в готовом виде. Репродуктивный характер многих заданий, особенно в начальной школе, где школьнику зачастую необходимо выполнить какое-то действие по образцу, требует в основном хорошо сформированных памяти и внимания, не развивая при этом мышление ребенка.
Справиться с данной проблемой позволяет дополнительное образование. Оно может использовать возможность отбирать содержание и материал с учетом уровня умственного развития школьников. На занятиях дополнительного образования дети могут решать нестандартные задачи, которые не связан с учебным материалом. Именно таким образом построенная образовательная среда может обеспечить развитие одаренности [2, С. 117].
На сегодняшний день существует достаточно большое количество психологических и педагогических исследований, посвященных системе дополнительного образования. Однако проблема дополнительного образования как фактора развития интеллектуальной одаренности младших школьников не была еще исследована учеными.
Таким образом, целью исследования является изучение влияния дополнительного образования на развитие интеллектуальной одаренности младших школьников.
Мы предположили, что программы дополнительного образования, реализованные с учетом структуры интеллектуальной одаренности, способствуют формированию входящих в нее компонентов. Предметом исследования явилось дополнительное образование как условие формирования компонентов интеллектуальной одаренности.
Изложение основного материала статьи. Исследование проводилось на базе БОУ «Вологодский многопрофильный лицей» (учащиеся средних общеобразовательных школ, посещающие занятия дополнительного образования на базе лицея) и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Вологды. В исследовании приняли участие 48 учащихся (ученики 3-х и 4-х классов).
Многие психологи сходятся во мнении, что одаренность - комплексное понятие, в нее входит целая система психологических особенностей, в том числе и личностные характеристики. Мы отталкивались от модели одаренности американского психолога в области обучения одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что одаренность - это сумма трех основных характеристик: креативности, мотивации и высокого уровня интеллекта.
Как правило, интеллектуально одаренные дети имеют высокую учебную мотивацию, увлеченно погружаясь в какое-то дело. Они настойчиво стремятся к достижению поставленной цели и предъявляют высокие требования к результатам собственного труда [3].
Одной из характеристик одаренной личности является креативность. Она проявляется в стремлении детей к оригинальности, к новому и отказе от традиционных схем мышления [7].
Развитие детской одаренности должно таким образом включать в себя не только выявление потенциально одаренных детей, но и создание у них мотивации на обучение, создание условий для проявления их способностей, помощь в самореализации таких школьников.