Научная статья на тему 'Влияние тритона Х-100 на выделение и свойства холинэстеразы из ганглиев кальмаров'

Влияние тритона Х-100 на выделение и свойства холинэстеразы из ганглиев кальмаров Текст научной статьи по специальности «Агробиотехнологии»

CC BY
778
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРИТОН Х-100 / ХОЛИНЭСТЕРАЗА / СУБСТРАТНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ / TRITON X-100 / CHOLINESTERASE / SUBSTRATE SPECIFICITY

Аннотация научной статьи по агробиотехнологии, автор научной работы — Ковалев Н. Н., Михеев Е. В., Позднякова Ю. М.

Исследовано влияние детергента тритона Х-100 на экстрактивность холинэстеразы из мороженых и сублимированных ганглиев кальмаров. Определена молекулярная масса препарата фермента холинэстеразы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TRITON X-100 ON THE ISOLATION AND CHARACTERISTICS OF CHOLINESTERASE FROM THE SQUID GANGLIA

The Triton X-100detergent in fluence on the cholinesterase extractive capacity from the frozen and dehydrated squid ganglia is researched. The molecular mass of cholinesterase enzyme preparation is determined.

Текст научной работы на тему «Влияние тритона Х-100 на выделение и свойства холинэстеразы из ганглиев кальмаров»

УДК 664.951.014:577.15 Н.Н. Ковалев, Е.В. Михеев, Ю.М. Позднякова

ВЛИЯНИЕ ТРИТОНА Х-100 НА ВЫДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА ХОЛИНЭСТЕРАЗЫ ИЗ ГАНГЛИЕВ КАЛЬМАРОВ

Исследовано влияние детергента тритона Х-100 на экстрактивность холинэстеразы из мороженых и сублимированных ганглиев кальмаров. Определена молекулярная масса препарата фермента хо-линэстеразы.

Ключевые слова: тритон Х-100, холинэстераза, субстратная специфичность.

N.N. Kovalev, E.V. Mikheev, J.M. Pozdnyakova

THE INFLUENCE OF TRITON X-100 ON THE ISOLATION AND CHARACTERISTICS OF CHOLINESTERASE FROM THE SQUID GANGLIA

The Triton X-100detergent in fiuence on the cholinesterase extractive capacity from the frozen and dehydrated squid ganglia is researched. The molecular mass of cholinesterase enzyme preparation is determined.

Key words: Triton X-100, cholinesterase, substrate specificity.

Введение. Экстракция мембраносвязанных белков с помощью детергентов - один из широко распространенных приемов в практической биохимии и биотехнологии. В состав детергентов входят липо-фильные цепи, которые, взаимодействуя с гидрофобными поверхностями молекулы белка, вытесняют его из комплекса с мембраной. Одним из наиболее широко применяемых детергентов являются тритоны (в частности, тритон Х-100). Тритоны в большинстве своем неионные детергенты на основе полиэти-ленгликоля. Детергенты способны вытеснять белок, прочно связанный с мембраной гидрофобными взаимодействиями, благодаря тому, что они, во-первых, растворяют мембрану и, во-вторых, замещают компоненты мембраны алифатическими или ароматическими цепями, которые составляют липофиль-ную часть детергента [1].

В литературе есть данные об использовании тритона Х-100 для выделения холинэстеразы (ХЭ) из различных источников [2, 3]. Так, было показано, что обработка осадка голов мух после водной экстракции тритоном Х-100 в концентрациях 0,1 и 1,0 % приводила к переходу в раствор дополнительно от 6 до 10 % общей активности ХЭ [3]. Было установлено, что в концентрации 1 % тритон Х-100 повышает значения Vm для гидролиза АТХ [4]. Также тритон Х-100 в концентрации 1% применялся для солюбилизации ХЭ различного происхождения [5-8].

Цель работы. Исследование влияния детергента тритона Х-100 на экстрактивность холинэстеразы из ганглиев кальмаров, а также влияния тритона Х-100 на свойства препарата фермента ХЭ (активность, чувствительность к фосфорорганическим ингибиторам и субстратную специфичность), полученного с его использованием.

Материалы и методы. В качестве источников фермента использовали сублимированные и мороженые ганглии тихоокеанского кальмара Todarodes pacificus и кальмара Бартрама Ommastrephes bartramii.

В качестве субстратов холинэстераз использовали тиохолиновые эфиры карбоновых кислот - ацетил-, пропионил- и бутирилтиохолин иодиды (ICN, США).

Скорость холинэстеразного гидролиза определяли методом Эллмана [9]. Кинетические параметры ферментативного гидролиза (Vm и Km) - графически по методу Лайнуивера-Берка [10].

В качестве ингибиторов использовали: диизопропилфторфосфат (ДФФ) - [(CH3hCHOhP(O)F; О-этил-Б-(р-этилмеркаптоэтил) метилтиофосфанат (ГД-42) - С 2H5O(CH3)P(O)SC2H4S+(CH3)C2H5. Исследованные фосфорорганические соединения (ФОС) синтезированы в Институте элементорганических соединений им. А.Н. Несмеянова РАН [11]. Бимолекулярную константу скорости взаимодействия ХЭ с ФОС рассчитывали по уравнению [12].

Ультрафильтрацию проводили на колонках с мембранами волоконного типа, с пределом пропускания пор 100 кДа (GE Healthcare, США).

Электрофорез ферментных препаратов проводили в 10 %-м (С = 3,2) полиакриламидном геле (ПААГ) [13]. Для выявления ХЭ-активности в гелях использовали тиохолиновый метод [14].

Результаты и обсуждение. Исследования по выделению фермента из различных источников показали, что большинство ХЭ не переходит в раствор без разрушения ткани детергентами или солюбилизиру-ющими агентами.

В связи с этим проведено исследование влияния детергента тритона Х-100 в концентрации 1-3 % от массы сырья на экстрактивность ХЭ из мороженых и сублимированных ганглиев различных видов кальмаров.

Установлено, что обработка 3 %-м тритоном Х-100 мороженых ганглиев тихоокеанского кальмара приводила к переходу в раствор 34 % общей активности в гомогенате ткани, при этом экстракция водой приводила к переходу в раствор 27 % общей активности в гомогенате (рис. 1).

и

0

1

б;

70 80 50 40

зо ^ 20 ю ^ о

□ Кальмар тихоокеанский

□ Кальмар Бартрама

Тритон Х-100 1% Тритон Х-100 2% Тритон Х-100 3%

Рис. 1. Влияние различных концентраций тритона Х-100 на экстрактивность ХЭ из мороженых ганглиев кальмаров (за 100 % принята активность в гомогенате) (р < 0,05)

В случае кальмара Бартрама экстракция 3 %-м тритоном приводила к переходу в раствор 48 % активности (при использовании тритона в концентрации 1 и 2 % в раствор переходило соответственно 43 и 46 % активности), при этом экстракция водой приводила к переходу в раствор 32 % общей активности фермента.

Таким образом, концентрации тритона Х-100 в интервале 1-3 % для различных видов кальмаров приводили к переходу в раствор от 32 до 48 % активности. По сравнению с водной экстракцией наибольший прирост экстрактивности ХЭ из мороженых ганглиев (16 %) характерен для кальмара Бартрама, наименьший (7 %) - для тихоокеанского кальмара.

В опытах на сублимированных ганглиях тихоокеанского кальмара показано, что тритон Х-100 в концентрациях 0,5 и 1,0 % способствует переходу в раствор 57-60 % активности ХЭ. Увеличение выхода фермента в раствор следует признать незначительным, поскольку при экстракции водой в раствор переходит 50 % активности ХЭ, содержащейся в сырье (рис. 2).

Рис. 2. Влияние различных концентраций тритона Х-100 на экстрактивность ХЭ из сублимированных ганглиев тихоокеанского кальмара (за 100 % принята активность в гомогенате) (р < 0,05)

Ранее, на примере сублимированных ганглиев тихоокенскаго кальмара, было показано, что обработка сырья смесью органических растворителей приводит к повышению выхода фермента в раствор при водной экстракции на 17 % [14]. Представляло интерес исследование влияния на экстрактивность ХЭ различных концентраций тритона Х-100 (из обработанных смесью органических растворителей ганглиев кальмаров).

Солюбилизация ХЭ из сублимированных, обработанных органическими растворителями ганглиев кальмара 0,5 %-м тритоном Х-100, как и в случае сублимированных необработанных ганглиев, не приводила к значительному увеличению степени солюбилизации фермента. Обработка сублимированных ганглиев органическими растворителями и последующая экстракция 1 %-м тритоном Х-100 приводит к повышению на 20 % активности фермента в экстракте по сравнению с водной экстракцией из сублимированных ганглиев (рис. 3).

Рис. 3. Влияние тритона Х-100 на экстрактивность ХЭ из сублимированных ганглиев кальмара Бартрама. Гидромодуль 3: 1, время экстракции 15 ч, I - 20±2 0С, рН - 6,8 (за 100 % принята активность

в гомогенате) (р < 0,05)

Обработка 1 %-м раствором тритона сублимированных ганглиев кальмара Бартрама (рис. 4) приводила к переходу в раствор 57 % активности как сублимированных ганглиев необработанных, так и сублимированных, обработанных смесью органических растворителей. При этом водная экстракция необработанных ганглиев без добавления детергента приводила к переходу в раствор 52 % активности, а водная экстракция сублимированных обработанных ганглиев кальмара Бартрама - 65 % общей активности.

Исследования зависимости экстракции ХЭ тритоном Х-100 из сублимированного сырья показали, что экстракция 0,5 %-м детергентом не оказывала существенного влияния на экстрактивность ХЭ из сублимированных ганглиев (как обработанных, так и необработанных) исследованных видов кальмаров. Использование тритона в 1,0 %-й концентрации при экстракции ХЭ из сублимированных, обработанных смесью органических растворителей ганглиев тихоокеанского кальмара позволило перевести в раствор 71 % общей активности в сырье (солюбилизация ХЭ смесью органических растворителей приводила к переходу в экстракт 67 % активности фермента). В то же время увеличение концентрации детергента не приводило к улучшению экстрактивности фермента из ганглиев кальмара Бартрама различных способов обработки. Исследования по влиянию тритона Х-100 на экстрактивность ХЭ из мороженых ганглиев кальмаров показали, что в раствор переходит не более 48 % общей ферментативной активности (в случае кальмара Бартрама).

Основываясь на описанных выше параметрах процессов, был получен препарат фермента хо-линэстеразы из сублимированных ганглиев тихоокеанского кальмара путем обработки смесью органических растворителей (бутанол : гексан 1,5 : 1,0) с последующей обработкой тритоном Х-100 (1 % массы сырья) и дальнейшей очисткой ультрафильтрацией.

Экстракцию ХЭ из сырья, обработанного смесью органических растворителей, после добавления тритона Х-100 проводили при 18±2 оС при соотношении сырье : вода - 3 : 1.

По окончании процесса экстракции очистку центрифугата от тритона Х-100 проводили с помощью ультрафильтрации на мембранах с пределом пропускания пор 100 кДа, при добавлении 0,1 М №0!.

В концентрате производили отмывку низкомолекулярных компонентов. Полученный препарат был характеризован по величине удельной активности и чувствительности к ФОС (табл.).

Свойства препарата ХЭ из сублимированных ганглиев тихоокеанского кальмара, обработанных смесью органических растворителей и тритоном Х-100

Субстрат V,* (отн),% Удельная активность, мМ АТХ/мин/мг белка Выход, % от экстракта ГД-42 к II 109, М мин-1 ДФФ, к ц-107 М мин-1

АТХ 100

ПТХ 77 11,60±0,03 18 1,90±0,01 1,20±0,01

БТХ 78

Полученный препарат ХЭ катализировал гидролиз всех изученных субстратов, скорость гидролиза уменьшалась при увеличении концентрации субстрата (рис. 4).

20 -19 18 -17 -16 -15 -14

13 -| 12

■ АТХ

■гттх

---БТХ

N

2,2

2.4

2.6

3.2

3.4

3.6

3.8

рв

Рис. 4. Зависимость скорости гидролиза (мкМ/мг навески) субстратов от их концентрации (рБ) под действием препарата ХЭ из сублимированных ганглиев тихоокеанского кальмара, полученного

с использованием тритона Х-100

Фермент, полученный с использованием детергента, с наибольшей скоростью гидролизовал АТХ. При этом скорость гидролиза ПТХ и БТХ была одинаковой. Удельная активность препарата составляла 11,6 Е/мг белка, выход препарата - 18 % от активности в сырье (сублимированные ганглии) (см. табл.).

С целью определения фракционного состава и молекулярной массы компонентов препарата был проведен БОБ-электрофорез в полиакриламидном геле (рис. 5).

1

223 кД

1 п

111 кД

/V

РЛолекулдрная масса, кД

А

2Б0

223 иД

250

Молекулярная масса, кД

Б

Рис. 5. Денситограммы препарата ХЭ из сублимированных ганглиев тихоокеанского кальмара, полученного обработкой смесью органических растворителей и последующей экстракцией 1 %-м тритоном Х-100: А - окраска кумасси; Б - окраска по Карновскому

Как видно на рисунке 5, в препарате присутствует два белковых компонента с молекулярной массой 117 и 217 кДа. Специфическая окраска по Карновскому показала, что холинэстеразной активностью обладает белковая фракция с молекулярной массой 223 кДа.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование показало возможность получения гомогенного фермента при использовании органических растворителей и 1 %-го тритона Х-100 из сублимированных ганглиев тихоокеанского кальмара, с удельной активностью 11,6 Е/мг белка. Выход по активности составил 18 % от сублимированного сырья.

Литература

1. Скоупс Р. Методы очистки белков. - М.: Мир, 1985. - 358 с.

2. Бресткин А.П., Вяземская М.М., Майзель Е.Б. Влияние тритона Х-100 на свойства ацетилхолинэсте-разы из эритроцитов крови человека // Биохимия. - 1978. - Т. 43, № 1. - С. 94-99.

3. Выделение и каталитические свойства растворимой и мембранной холинэстеразы мозга капустной мухи Delia brassicae / Г.М. Григорьева, Т.И. Краснова, А.Е. Хованских [и др.] // Биохимия. - 1987. -Т. 52, № 7. - С. 1192-1200.

4. Rosenfeld C., Kousba A., Sultatos L.G. Interactions of rat brain acetylcholinesterase with the detergent Triton X-100 and the organophosphate paraoxon // Toxicological Sciences. - 2001. - Vol. 63, Iss 2. - P. 208-213.

5. Molecular properties of acetylcholinesterase in mouse spleen / S. NietoCeron, M.T. MoralNaranjo, E. MunozDelgado [et al.] // Neurochemistry International. - 2004. - Vol. 45, Iss 1. - P. 129-139.

6. Hussein A.S., Grigg M.E., Selkirk M.E. Nippostrongylus brasiliensis: Characterisation of a somatic am-phiphilic acetylcholinesterase with properties distinct from the secreted enzymes // Experimental Parasitology. - 1999. - Vol. 91, Iss 2. - P. 144-150.

7. Purification and characterization of acetylcholinesterase from oriental fruit fly (Bactrocera dorsalis (Hendel)) (Diptera: Tephritidae) / Y.M. Hsiao, J.Y. Lai, H.Y. Liao [et al.] // J. of Agricultural and Food Chemistry. - 2004.

- Vol. 52, Iss 17. - P. 5340-5346

8. Amphiphilic and hydrophilic forms of acetylcholinesterase from sheep platelets / M.R. Marcos, J. Sanchez Yague, A. Hernandez Hernandez [et al.] // Biochimica et Biophysica Acta - Biomembranes. - 1998. - Vol. 1415, Iss 1. - P. 163-173.

9. A new and rapid colorimetric determination of acetylcholinesterase activity / G.L. Ellman, K.D. Courtney, V.Jr. Andres [et al.] // Biochem. Pharmacol. - 1961. - Vol 7, № 1. - Р. 88-95.

10. Корниш-Боуден Э. Основы ферментативной кинетики. - М.: Мир, 1979. - 280 с.

11. Кабачник М.И. Фосфорорганические физиологически активные вещества // Вестн. АН СССР. - 1964. -№ 40. - С. 60-68.

12. Яковлев В.А. Кинетика ферментативного катализа. - М : Наука, 1965. - 248 с.

13. Остерман Л.А. Методы исследования белков и нуклеиновых кислот. Электрофорез и ультрацентрифугирование. - М.: Наука, 1981. - 286 с.

14. Karnovsky M., Roots L.A. "Direct-colouring" thiocholine method for cholinesterases // Histochem. Cytochem.

- 1964. - Vol. 12. - P. 219-226

15. Михеев Е.В., Ковалев Н.Н. Технологические характеристики ганглиев кальмаров как сырья для получения фермента холинэстеразы // Изв. ТИНРО. - 2012. - Т. 169. - С. 238-245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.