DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.005
YAK 316.614:378
ББК 60.522.6+74.484.4
Л.Ю. ЗАЙЦЕВА, И.Ю. БЛЯСОВА
L.Yu. ZAITSEVA, I.Yu. BLYASOVA
ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАУИОННЫХ ПРОУЕССОВ СОУИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА СОУИАЛИЗАУИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
THE INFLUENCE OF TRANSFORMATION PROCESSES
OF SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT ON THE SOCIALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS OF THE KURGAN REGION
В статье представлена и описана деятельность вузов Курганской области по использованию потенциала социокультурной среды с целью успешной социализации студентов. Раскрывается многомерность социокультурной среды, которая требует реализации инновационных подходов к социализации. Показана система взаимодействия вузов с другими субъектами социокультурной среды и признана необходимость повышение роли инициативы самих студентов в развитии данной системы.
The article presents and describes the activities of universities in the Kurgan region to use the potential of the socio-cultural environment for the successful socialization of students. The article reveals the multidimensional nature of the socio-cultural environment, which requires the implementation of innovative approaches to socialization. The system of interaction between universities and other subjects of the socio-cultural environment is shown and the need to increase the role of the students ' initiative in the development of this system is recognized.
Ключевые слова: интегрированное пространство, моделирование среды, виртуальные сообщества, внешние коммуникации, историческая преемственность, развитие среды, социализация, студенты.
Key words: integrated space, modeling environment, virtual community, external communication, historical continuity, environment development, socialization, students.
Современная молодежная среда может быть представлена в своеобразном 3Dформате, включающем, во-первых, глобальное, интегрированное пространство, во-вторых, моделируемые системы, в-третьих, виртуальную реальность. Все три формата среды обеспечивают специфику социализации в сравнении с предыдущими историческими эпохами.
Социокультурная среда перестала быть локальной. Расширены региональные и межгосударственные границы. Созданы условия для того, чтобы личность могла быть мобильной в сфере учебы, работы, спорта, творчества. Так, с 2005 г. в Курганском филиале Академии труда и социальных отношений началось сотрудничество с Американскими Советами по международному образованию. В рамках программы городов-побратимов (Курган-Эпплтон) АТиСО (Курганский филиал ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений») взаимодействовал с университетами штата Висконсин (США). Проводились лекции и семинары американских профессоров в области менеджмента, маркетинга, экономики. Реализовались совместные проекты, исследования, происходил обмен студентами и преподавателями. Осуществлялось сотрудничество с программой «Открытый мир». С 2010 г. установлены контакты АТиСО с «Французским Альянсом» в целях реализации стипендиальных программ обучения курганских студентов во французских вузах. Студенты участвуют в международных конференциях, в том числе в конференциях на иностранных языках. Обучающиеся Курганского филиала АТиСО являются участниками программы Work and Travel, которая дает им возможность работать и путешествовать по США в течение летних каникул. Курганские сту-
денты принимали участие в работе российско-австрийского молодежного лагеря «Тандем». В рамках историко-мемориального проекта «Трасса Победы» была проведена встреча с доктором Вон Хардести (Von Hardesty), куратором Смитсоновского института, Национального музея авиации и космонавтики (NASM), Вашингтон, округ Колумбия, который много лет был увлечен темой военного сотрудничества СССР и США в годы Второй мировой войны. Организовывались встречи с гостями из США, Норвегии, Ливана, Великобритании, Франции и др. стран. В Курганской государственной сельскохозяйственной академии (КГСХА) для студентов предоставляется возможность прохождения производственной практики в Германии. Глобализация среды происходит во многом благодаря интернет-ресурсам, которые обеспечивают организацию видео и Интернет конференций с участием ведущих отечественных и зарубежных ученых.
Современные формы организации взаимодействия позволяют социализироваться не только в реальной, но и смоделированной среде. Это создает условия для апробирования любых ролей, которые могут заинтересовать молодежь, ролей любого социального, национального, политического и иного статуса. В результате социальный лифт оказывается доступным в игровой ситуации для каждого. Студенты Курганского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы принимают участие в уральской модели ООН РАНХиГС, которая проходит в Уральском институте управления (Екатеринбург), а также в московской модели ООН РАНХиГС. Это ролевая игра, в ходе которой студенты различных вузов воспроизводят работу органов Организации Объединенных Наций. Участники Модели ООН - делегаты, председатели, наблюдатели и эксперты - выступают в роли официальных представителей стран-членов ООН и членов международных организаций, которые приехали на конференцию для обсуждения вопросов, стоящих на повестке дня их комитета. На Модели делегаты отстаивают официальную позицию представляемой ими страны. Конечная цель каждого комитета -принятие резолюции по данному вопросу. Моделирование как метод социализации решает целый спектр проблем профессиональной социализации. Исследователи выделяют ряд причин возникновения таких проблем для выпускников вузов: слабое представление о корпоративной культуре, отсутствие навыков работы в коллективе в соответствии с принятыми нормами и правилами, недостаток практического опыта деятельности в конкретной сфере, недостаточная сформированность личностных профессионально-значимых качеств, отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, а также нехватка коммуникативных способностей [12]. На наш взгляд, систематическое применение моделирования позволяет ослабить перечисленные причины, формируя необходимые профессиональные компетенции.
Социокультурная среда благодаря интернету формирует виртуальные сообщества, в которых также происходит социализация. Создан портал «Инициативы Зауралья», сайт «Народы Зауралья». Но влияние виртуального социума оказывается менее контролируемо, чем официальных вузовских структур или официальных сайтов. Виртуальное общение более раскрепощено и далеко не всегда корректно, что свидетельствует о сосуществовании различных поведенческих и культурных моделей коммуникации в студенческой среде. В виртуальном студенческом сообществе могут обсуждаться темы, которые не поднимаются на официальном уровне вследствие их «неудобности», но которые волнуют студентов (например, профессионализм преподавательских кадров). Виртуальное общение занимает 3-5 и более часов в сутки. Доверие к социальной сети как источнику информации гораздо выше, чем к официальным СМИ. Озабоченность вызывает тот факт, что высоким уровнем коммуникативных навыков (т.е. адекватным восприятием информации) обладают лишь 17% участников исследований, а низкий уровень коммуникативных навыков (неадекватное восприятие) характерно для 44% [1]. Поэтому виртуальная среда представляет минимум две угрозы - распространение
непроверенной информации, пользующейся доверием, и искаженное восприятие этой информации значительной частью потребителей. В условиях активного использования социальных сетей в агрессивном контексте реальным решением данной проблемы может стать только позитивная социализация молодежи. Но на этом пути возникает значительное препятствие - виртуальное общение оказывается более успешно, чем реальное. Оно предоставляет больше удовлетворения от получаемого одобрения. Это свидетельствует о нехватке одобрения для большинства молодежи в их ближайшем окружении и о потребности в поддержке, которой недостаточно в их повседневной жизни.
Поскольку виртуальное общение и моделируемые отношения не в полной мере обеспечивают включение в реальный социум, постольку это включение происходит через систему внешних коммуникаций, в которых участвуют многочисленные субъекты. В их число входят малолетние дети, школьники, трудные подростки, их родители, студенты различных вузов, техникумов, колледжей, рабочая молодежь, волонтеры, представители профсоюзов, ученые, журналисты, представители Курганского регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей», «Детско-юношеский центр», члены молодежной палаты при Курганской областной думе и молодежного правительства, представители партий, Губернатор Курганской области, представители различных органов государственной и муниципальной власти, банковской сферы, Совета Ассамблеи народов Зауралья, Курганского отделения Российского фонда культуры, благотворительного фонда «Инициатива», бизнес-инкубатора Курганской области, духовенство Курганской митрополии и др. Вузы при этом превращаются в особые «инновационные комплексы, которые объединяют научные, образовательные, производственно-технологические, социальные и иные структуры, что повышает их роль в социальном, образовательном, инновационном и культурном развитии региона» [7].
Чтобы соответствовать статусу «интегрируюших систем» вузы реализуют разнообразные направления деятельности: межорганизационное сотрудничество, научная деятельность, проектная деятельность, волонтерство, развитие общекультурной эрудиции, финансовой грамотности, правового знания, встречи с представителями различных структур, проведение субботников, развитие спорта и поддержка здорового образа жизни, формирование патриотизма и гражданственности, противодействие экстремизму, взаимодействие с молодежными общественными организациями, добровольчеством, инновационная деятельность, духовно-нравственное воспитание, профилактика асоциальных явлений, профориентационная работа, творчество, законотворческая инициатива, деятельность студенческих отрядов.
Реализуемые современные организационные формы многочисленны: круглые столы, конференции, квесты, марафоны, встречи, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки, выставки-ярмарки, соревнования, турниры, вечера, акции, фестивали, дискуссионные клубы, дебаты, олимпиады, форумы, открытые лекции, лекции-презентации, курсы успешного бизнеса, диалоговые площадки, слеты, клубы (кино-клуб, спортклуб), школы (школа молодого ученого), неделя и дни науки, чемпионаты, чтения, дни студенческого самоуправления, экскурсии, мастер-классы, брифинги, декады, тренинговые группы, кубки.
Социокультурная среда обеспечивает не только систему внешних коммуникаций и инновационных форм, но и историческую преемственность, связь поколений. Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание студентов предполагает ориентацию на героев-земляков, часто -выпускников вузов. В 2015 г. в КГСХА была установлена мемориальная доска Героя России, майора ФСБ Андрея Владимировича Тюнина. В 1993 г. он окончил Курганский сельскохозяйственный институт, а в 2001 г., участвовал в мероприятиях по стабилизации оперативной обстановки в городе Аргун (Чеченская республика). Проявив высокий профессионализм и само-
отверженность, А.В. Тюнин был отмечен нагрудным знаком «За службу на Кавказе», именным наградным холодным оружием. В одном из боёв он вынес из-под обстрела раненого товарища, за что был представлен к ордену Мужества. 17 июня 2001 г. при выполнении боевого задания А.В. Тюнин погиб. Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, майору А.В. Тюнину посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Возле мемориальной доски Героя проводятся митинги, посвященные его памяти, в которых участвуют руководители, сотрудники, преподаватели и студенты вуза, а так же школьные учителя, сослуживцы, и родители Андрея Владимировича.
В декабре 2017 г. в Курганском государственном университете (КГУ) была открыта мемориальная доска Герою Российской Федерации полковнику милиции Евгению Викторовичу Родькину. Евгений Викторович Родь-кин - выпускник факультета физического воспитания Курганского государственного педагогического института. В 1996 г. он находился в очередной командировке на территории Чеченской Республики. 6 марта группа сотрудников Курганского СОБРа под командованием Родькина выдвинулась на помощь сотрудникам Пермского СОБРа, попавшим в вооружённую засаду в городе Грозном, но была атакована превосходящими силами противника. В ходе ожесточённого четырёхчасового боя подполковник Родькин получил несколько ранений, но остался в строю и продолжил командование группой. Погиб при отражении очередной атаки боевиков. За участие в боевых операциях Е.В. Родькин был награждён орденами Красной Звезды, Мужества, афганским орденом «За храбрость» и медалями. Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 года подполковнику милиции Родь-кину Евгению Викторовичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.
Мемориальная доска на здании Шадринского государственного педагогического университета (ШГПУ) посвящена госпиталю, который находился в здании вуза в годы Великой Отечественной войны. В вузе был организован музей ШГПУ, экскурсии в котором проводят студенты-историки.
Казалось бы, социокультурная среда предоставляет все необходимые условия для успешной социализации студентов и обеспечивает реализацию требований к социализированной личности:
- готовность действовать как в собственных интересах, так и в интересах общества и государства;
- высокий уровень образования и культуры;
- наличие нравственных принципов и духовных запросов;
- профессионализм;
- инициативность и креативность;
- самостоятельность в принятии решений;
- способность ставить цели и задачи;
- умение планировать жизнедеятельность;
- выбирать приоритеты;
- моделировать (проектировать) ситуацию;
- быть нацеленным на результат;
- действовать в команде;
- участвовать в диалоге;
- обеспечивать эффективность и качество;
- брать ответственность на себя.
Между тем, исследования называют среди причин, мешающих успешной самореализации студентов, собственную лень (69,1%), нежелание учиться (48,2%), пропуски занятий (30,9%). Студенты называют наиболее свойственные им качества - лень (60,7%), безответственность (39,6%), эгоизм (40,2%). [4]. Опора на принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно приобщать молодежь к различным пластам культуры (быто-
вой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.) [2]. Повышая общий культурный уровень, студент формирует и соответствующие социально значимые качества. Пока можно констатировать не только несформированность необходимого набора качеств, но и сохраняющийся низкий уровень культуры в студенческой среде.
Социокультурная среда, таким образом, включает внешнюю форму и содержание, которые могут, как образовывать единство, так и противоречить друг другу (когда провозглашаемые требования не соответствуют реально присутствующим характеристикам). Поскольку профессиональная среда стала более конкурентной, то и социокультурная среда должна способствовать повышению конкурентоспособности. Поэтому особое значение придается воспитанию у молодежи «способности к самодеятельности, самоорганизации, самоуправлению, волевой мобилизации при достижении цели» [3]. Но в условиях несовпадения социальных требований и преобладающих качеств одной из главных практических проблем социализации можно считать прогнозирование социального развития молодежи. [5].
Социокультурная среда выстраивается в соответствии с государственным заказом и критериями эффективности. Взаимодействие вузов с социокультурной средой осуществляется на основе приоритетного проекта «Образование» по направлениям «Доступное дополнительное образование для детей» (2016-2021 гг.), «Создание современной образовательной среды для школьников» (2016-2025 гг.), «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016-2021 гг.), «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», «Вузы как центры пространства создания инноваций» (2016-2025 гг.) и в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. ШГПУ в своей программе на 20172021 гг. реализует направление «развитие местных сообществ, городской и региональной среды». Вуз берет на себя выполнение функции «коммуникационной площадки», а социокультурная среда становится сферой реализации студенческих проектов. ШГПУ играет роль сохранения и развития педагогического образования в Курганской области с целью повышения качества, увеличения объема «образовательных, социальных, культурных и научно-исследовательских услуг» благодаря взаимодействию с бизнесом, научными, культурными и образовательными организациями Курганской области, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Педагогический университет ставит задачу «осуществление социального маркетинга» для «выявления нужд, потребностей и интересов целевых рынков» и их удовлетворения. Вуз не просто использует возможности социокультурной среды, не только является центром взаимодействия с субъектами этой среды, но и становится активным участников «изменения городской и региональной среды, развития местных сообществ» [9].
Итак, государство и государственные образовательные учреждения осуществляют политику, формирующую необходимые условия для позитивной личностной и профессиональной социализации студентов. Сохраняется следующая проблема: социокультурная среда является объектом бюрократического проектирования (в том числе психолого-педагогического), но в меньшей степени как результат деятельности самой молодежи. Наиболее значимыми субъектами построения социокультурной среды остаются государственные и общественные структуры, руководство вузов, профессорско-преподавательский состав. Молодежь выступает в первую очередь потребителем социокультурных услуг среды, а не созидателем социокультурной инфраструктуры, обеспечивающей молодежь востребованными услугами. Первоисточником преобразований является инициатива государства, а не самой молодежи. Студенты продолжают играть роль исполнителей, участников мероприятий, реализуют направления деятельности, обозначенные офици-
альными документами. Их активность - это активность исполнителей. Современная личность - это инициатор, проводник собственных интересов, а также интересов общества и государства. Происходит привлечение студентов к поиску и принятию решений социальных, муниципальных, региональных, государственных проблем. Остается актуальная задача увеличить долю молодежной инициативы, поддержать включение молодежи не только в реализацию значимых проектов, но и их предложение и разработку.
Литература
1. Влияние современной социокультурной среды на духовное и физическое здоровье общества // Материалы к Круглому столу «Здоровая социокультурная среда как составляющая духовного и физического здоровья общества» / Конференция «Общество и здоровье», 19-20 сентября 2013 г. Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/mdex.php?page_id=400) (дата обращения: 15.01.2018).
2. Жамгоцева И.А., Сухаревская Е.Ю. Формирование социокультурной среды в образовательном пространстве Донской народной школы. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/06/28/formirovanie-sotsiokulturnoy-sredy-v (дата обращения: 10.02.2018).
3. Канарева Н.А., Балавич П., Карфидова Т.Н. Изучение и формирование социокультурной среды региона с учетом досуговых предпочтений современной молодежи // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция: сб. ст. участников Междунар. молодеж. науч.-исслед. конф. (Екатеринбург, 25-26 октября 2016 года). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 242-249.
4. Ковалева А.И. Проблемы социализации личности студента в вузе // Социология и жизнь. 2017. № 3. С. 48-62.
5. Насонова И.А., Берсенева К.А., Нестерова Е.О. Социализация личности студентов в процессе организации досуговой деятельности на примере общежития ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж» // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы: сб. науч. тр. VI Междунар. социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 14 ноября 2014 года: в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т, ин-т социал. образования. Екатеринбург, 2014. Ч. 1. С. 222-227.
6. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р).
7. Погорелая С.В., Соловьева В.Д. Взаимовлияние образовательной инфраструктуры и социокультурной среды // Вестник Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19. № 3. С. 42-46.
8. Приоритетный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9).
9. Программа развития ШГПУ на 2017-2021 гг. (утверждена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9).
10. Распоряжение Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года № 488-р «О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года».
11. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497).
12. Югфельд Е.А. Проблема профессиональной социализации студентов: современный аспект // Мир науки. 2015. № 3. Режим доступа: ЫЛр://т^-мик1. comZPDFZ21PDMN315.pdf.
References
1. Influence of modern socio-cultural environment on the spiritual and physical health of society // Materials for the Round table "Healthy socio-cultural environment as a component of spiritual and physical health of society "/ Conference "Society and health", September 19-20, 2013. http://www.ssa-rss.ru/index. php?page_id=400) (date of access: 15.01.2018).
2. Gagieva I.A., Sukharev E.J. The Formation of social and cultural environment in the educational space of the don national school. Available at: https://ns-portal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/06/2 8/ formirovanie-sotsiokulturnoy-sredy-v (date of access: 10.02.2018).
3. Konareva N.A. Balovich P., Karfidov T.N. The study and formation of social and cultural environment of the region, given the recreational preferences of today's youth, Innovative potential of young people: globalization, policy, integration: a collection of articles by participants of the international. youth. scientific.-research. Conf. (Ekaterinburg, 25-26 October 2016). Yekaterinburg: Publishing house Ural. un-ta, 2016. P. 242-249.
4. Kovaleva A.I. Problems of socialization of the student's personality in high school. Sociology and life. 2017. No. 3. pp. 48-62.
5. Nasonova I.A., Bersenev K.A., Nesterov E.A. Socialization of the individual students in the process of organizing leisure activities for example dormitory GBOU SPO SO "Kamyshlovsky teachers College", Socio-pedagogical work in society: theory, practice, prospects: collection of scientific works of the VI International socio-pedagogical readings to them. Livshitsa, November 14, 2014: 2 hours / Ural. gos. ped. un-t, In-t social. educations. Ekaterinburg, 2014. Part 1. pp. 222-227.
6. Action plan ("road map") "Changes in social sectors aimed at improving the efficiency of education and science" (approved by the government of the Russian Federation on December 30, 2012 № 2620-p).
7. Pogorelaya S.V., Solovieva VD. Mutual Influence of educational infrastructure and socio-cultural environment, Bulletin of Kostroma state University. N. Nekrasov. 2013. Vol. 19. N 3, pp. 42-46.
8. Priority project "Education" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on strategic development and priority projects (Protocol No. 9 of 25 October 2016).
9. SHSPU development program for 2017-2021 (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects (Protocol No. 9 of October 25, 2016).
10. Order of the government of the Kurgan region of December 2, 2008 № 488-p "on the Strategy of socio-economic development of the Kurgan region until 2020".
11. Federal target program of education development for 2016-2020 (approved by the government of the Russian Federation on may 23, 2015 № 497).
12. The problem of professional socialization of students: the modern aspect , World of science. 2015. N 3. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN315.pdf.