Научная статья на тему 'Влияние трансформационных процессов социокультурной среды на социализацию студентов вузов Курганской области'

Влияние трансформационных процессов социокультурной среды на социализацию студентов вузов Курганской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО / МОДЕЛИРОВАНИЕ СРЕДЫ / ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / ВНЕШНИЕ КОММУНИКАЦИИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ СРЕДЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТЫ / INTEGRATED SPACE / MODELING ENVIRONMENT / VIRTUAL COMMUNITY / EXTERNAL COMMUNICATION / HISTORICAL CONTINUITY / ENVIRONMENT DEVELOPMENT / SOCIALIZATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Л. Ю., Блясова И. Ю.

Современная молодежная среда может быть представлена в своеобразном 3Dформате, включающем, во-первых, глобальное, интегрированное пространство, во-вторых, моделируемые системы, в-третьих, виртуальную реальность. Все три формата среды обеспечивают специфику социализации в сравнении с предыдущими историческими эпохами. Социокультурная среда перестала быть локальной. Расширены региональные и межгосударственные границы. Созданы условия для того, чтобы личность могла быть мобильной в сфере учебы, работы, спорта, творчества. Так, с 2005 г. в Курганском филиале Академии труда и социальных отношений началось сотрудничество с Американскими Советами по международному образованию. В рамках программы городов-побратимов (Курган-Эпплтон) АТиСО (Курганский филиал ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений») взаимодействовал с университетами штата Висконсин (США). Проводились лекции и семинары американских профессоров в области менеджмента, маркетинга, экономики. Реализовались совместные проекты, исследования, происходил обмен студентами и преподавателями. Осуществлялось сотрудничество с программой «Открытый мир». С 2010 г. установлены контакты АТиСО с «Французским Альянсом» в целях реализации стипендиальных программ обучения курганских студентов во французских вузах. Студенты участвуют в международных конференциях, в том числе в конференциях на иностранных языках. Обучающиеся Курганского филиала АТиСО являются участниками программы Work and Travel, которая дает им возможность работать и путешествовать по США в течение летних каникул. Курганские студенты принимали участие в работе российско-австрийского молодежного лагеря «Тандем». В рамках историко-мемориального проекта «Трасса Победы» была проведена встреча с доктором Вон Хардести (Von Hardesty), куратором Смитсоновского института, Национального музея авиации и космонавтики (NASM), Вашингтон, округ Колумбия, который много лет был увлечен темой военного сотрудничества СССР и США в годы Второй мировой войны. Организовывались встречи с гостями из США, Норвегии, Ливана, Великобритании, Франции и др. стран. В Курганской государственной сельскохозяйственной академии (КГСХА) для студентов предоставляется возможность прохождения производственной практики в Германии. Глобализация среды происходит во многом благодаря интернет-ресурсам, которые обеспечивают организацию видео и Интернет конференций с участием ведущих отечественных и зарубежных ученых. Современные формы организации взаимодействия позволяют социализироваться не только в реальной, но и смоделированной среде. Это создает условия для апробирования любых ролей, которые могут заинтересовать молодежь, ролей любого социального, национального, политического и иного статуса. В результате социальный лифт оказывается доступным в игровой ситуации для каждого. Студенты Курганского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы принимают участие в уральской модели ООН РАНХиГС, которая проходит в Уральском институте управления (Екатеринбург), а также в московской модели ООН РАНХиГС. Это ролевая игра, в ходе которой студенты различных вузов воспроизводят работу органов Организации Объединенных Наций. Участники Модели ООН делегаты, председатели, наблюдатели и эксперты выступают в роли официальных представителей стран-членов ООН и членов международных организаций, которые приехали на конференцию для обсуждения вопросов, стоящих на повестке дня их комитета. На Модели делегаты отстаивают официальную позицию представляемой ими страны. Конечная цель каждого комитета принятие резолюции по данному вопросу. Моделирование как метод социализации решает целый спектр проблем профессиональной социализации. Исследователи выделяют ряд причин возникновения таких проблем для выпускников вузов: слабое представление о корпоративной культуре, отсутствие навыков работы в коллективе в соответствии с принятыми нормами и правилами, недостаток практического опыта деятельности в конкретной сфере, недостаточная сформированность личностных профессионально-значимых качеств, отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, а также нехватка коммуникативных способностей [12]. На наш взгляд, систематическое применение моделирования позволяет ослабить перечисленные причины, формируя необходимые профессиональные компетенции. Социокультурная среда благодаря интернету формирует виртуальные сообщества, в которых также происходит социализация. Создан портал «Инициативы Зауралья», сайт «Народы Зауралья». Но влияние виртуального социума оказывается менее контролируемо, чем официальных вузовских структур или официальных сайтов. Виртуальное общение более раскрепощено и далеко не всегда корректно, что свидетельствует о сосуществовании различных поведенческих и культурных моделей коммуникации в студенческой среде. В виртуальном студенческом сообществе могут обсуждаться темы, которые не поднимаются на официальном уровне вследствие их «неудобности», но которые волнуют студентов (например, профессионализм преподавательских кадров). Виртуальное общение занимает 3-5 и более часов в сутки. Доверие к социальной сети как источнику информации гораздо выше, чем к официальным СМИ. Озабоченность вызывает тот факт, что высоким уровнем коммуникативных навыков (т.е. адекватным восприятием информации) обладают лишь 17% участников исследований, а низкий уровень коммуникативных навыков (неадекватное восприятие) характерно для 44% [1]. Поэтому виртуальная среда представляет минимум две угрозы распространение непроверенной информации, пользующейся доверием, и искаженное восприятие этой информации значительной частью потребителей. В условиях активного использования социальных сетей в агрессивном контексте реальным решением данной проблемы может стать только позитивная социализация молодежи. Но на этом пути возникает значительное препятствие виртуальное общение оказывается более успешно, чем реальное. Оно предоставляет больше удовлетворения от получаемого одобрения. Это свидетельствует о нехватке одобрения для большинства молодежи в их ближайшем окружении и о потребности в поддержке, которой недостаточно в их повседневной жизни. Поскольку виртуальное общение и моделируемые отношения не в полной мере обеспечивают включение в реальный социум, постольку это включение происходит через систему внешних коммуникаций, в которых участвуют многочисленные субъекты. В их число входят малолетние дети, школьники, трудные подростки, их родители, студенты различных вузов, техникумов, колледжей, рабочая молодежь, волонтеры, представители профсоюзов, ученые, журналисты, представители Курганского регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей», «Детскоюношеский центр», члены молодежной палаты при Курганской областной думе и молодежного правительства, представители партий, Губернатор Курганской области, представители различных органов государственной и муниципальной власти, банковской сферы, Совета Ассамблеи народов Зауралья, Курганского отделения Российского фонда культуры, благотворительного фонда «Инициатива», бизнес-инкубатора Курганской области, духовенство Курганской митрополии и др. Вузы при этом превращаются в особые «инновационные комплексы, которые объединяют научные, образовательные, производственно-технологические, социальные и иные структуры, что повышает их роль в социальном, образовательном, инновационном и культурном развитии региона» [7]. Чтобы соответствовать статусу «интегрируюших систем» вузы реализуют разнообразные направления деятельности: межорганизационное сотрудничество, научная деятельность, проектная деятельность, волонтерство, развитие общекультурной эрудиции, финансовой грамотности, правового знания, встречи с представителями различных структур, проведение субботников, развитие спорта и поддержка здорового образа жизни, формирование патриотизма и гражданственности, противодействие экстремизму, взаимодействие с молодежными общественными организациями, добровольчеством, инновационная деятельность, духовно-нравственное воспитание, профилактика асоциальных явлений, профориентационная работа, творчество, законотворческая инициатива, деятельность студенческих отрядов. Реализуемые современные организационные формы многочисленны: круглые столы, конференции, квесты, марафоны, встречи, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки, выставки-ярмарки, соревнования, турниры, вечера, акции, фестивали, дискуссионные клубы, дебаты, олимпиады, форумы, открытые лекции, лекции-презентации, курсы успешного бизнеса, диалоговые площадки, слеты, клубы (кино-клуб, спортклуб), школы (школа молодого ученого), неделя и дни науки, чемпионаты, чтения, дни студенческого самоуправления, экскурсии, мастер-классы, брифинги, декады, тренинговые группы, кубки. Социокультурная среда обеспечивает не только систему внешних коммуникаций и инновационных форм, но и историческую преемственность, связь поколений. Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание студентов предполагает ориентацию на героев-земляков, часто выпускников вузов. В 2015 г. в КГСХА была установлена мемориальная доска Героя России, майора ФСБ Андрея Владимировича Тюнина. В 1993 г. он окончил Курганский сельскохозяйственный институт, а в 2001 г., участвовал в мероприятиях по стабилизации оперативной обстановки в городе Аргун (Чеченская республика). Проявив высокий профессионализм и самоотверженность, А.В. Тюнин был отмечен нагрудным знаком «За службу на Кавказе», именным наградным холодным оружием. В одном из боёв он вынес из-под обстрела раненого товарища, за что был представлен к ордену Мужества. 17 июня 2001 г. при выполнении боевого задания А.В. Тюнин погиб. Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, майору А.В. Тюнину посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Возле мемориальной доски Героя проводятся митинги, посвященные его памяти, в которых участвуют руководители, сотрудники, преподаватели и студенты вуза, а так же школьные учителя, сослуживцы, и родители Андрея Владимировича. В декабре 2017 г. в Курганском государственном университете (КГУ) была открыта мемориальная доска Герою Российской Федерации полковнику милиции Евгению Викторовичу Родькину. Евгений Викторович Родькин выпускник факультета физического воспитания Курганского государственного педагогического института. В 1996 г. он находился в очередной командировке на территории Чеченской Республики. 6 марта группа сотрудников Курганского СОБРа под командованием Родькина выдвинулась на помощь сотрудникам Пермского СОБРа, попавшим в вооружённую засаду в городе Грозном, но была атакована превосходящими силами противника. В ходе ожесточённого четырёхчасового боя подполковник Родькин получил несколько ранений, но остался в строю и продолжил командование группой. Погиб при отражении очередной атаки боевиков. За участие в боевых операциях Е.В. Родькин был награждён орденами Красной Звезды, Мужества, афганским орденом «За храбрость» и медалями. Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 года подполковнику милиции Родькину Евгению Викторовичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Мемориальная доска на здании Шадринского государственного педагогического университета (ШГПУ) посвящена госпиталю, который находился в здании вуза в годы Великой Отечественной войны. В вузе был организован музей ШГПУ, экскурсии в котором проводят студенты-историки. Казалось бы, социокультурная среда предоставляет все необходимые условия для успешной социализации студентов и обеспечивает реализацию требований к социализированной личности: готовность действовать как в собственных интересах, так и в интересах общества и государства; высокий уровень образования и культуры; наличие нравственных принципов и духовных запросов; профессионализм; инициативность и креативность; самостоятельность в принятии решений; способность ставить цели и задачи; умение планировать жизнедеятельность; выбирать приоритеты; моделировать (проектировать) ситуацию; быть нацеленным на результат; действовать в команде; участвовать в диалоге; обеспечивать эффективность и качество; брать ответственность на себя. Между тем, исследования называют среди причин, мешающих успешной самореализации студентов, собственную лень (69,1%), нежелание учиться (48,2%), пропуски занятий (30,9%). Студенты называют наиболее свойственные им качества лень (60,7%), безответственность (39,6%), эгоизм (40,2%). [4]. Опора на принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно приобщать молодежь к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.) [2]. Повышая общий культурный уровень, студент формирует и соответствующие социально значимые качества. Пока можно констатировать не только несформированность необходимого набора качеств, но и сохраняющийся низкий уровень культуры в студенческой среде. Социокультурная среда, таким образом, включает внешнюю форму и содержание, которые могут, как образовывать единство, так и противоречить друг другу (когда провозглашаемые требования не соответствуют реально присутствующим характеристикам). Поскольку профессиональная среда стала более конкурентной, то и социокультурная среда должна способствовать повышению конкурентоспособности. Поэтому особое значение придается воспитанию у молодежи «способности к самодеятельности, самоорганизации, самоуправлению, волевой мобилизации при достижении цели» [3]. Но в условиях несовпадения социальных требований и преобладающих качеств одной из главных практических проблем социализации можно считать прогнозирование социального развития молодежи. [5]. Социокультурная среда выстраивается в соответствии с государственным заказом и критериями эффективности. Взаимодействие вузов с социокультурной средой осуществляется на основе приоритетного проекта «Образование» по направлениям «Доступное дополнительное образование для детей» (2016-2021 гг.), «Создание современной образовательной среды для школьников» (2016-2025 гг.), «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016-2021 гг.), «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», «Вузы как центры пространства создания инноваций» (2016-2025 гг.) и в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. ШГПУ в своей программе на 20172021 гг. реализует направление «развитие местных сообществ, городской и региональной среды». Вуз берет на себя выполнение функции «коммуникационной площадки», а социокультурная среда становится сферой реализации студенческих проектов. ШГПУ играет роль сохранения и развития педагогического образования в Курганской области с целью повышения качества, увеличения объема «образовательных, социальных, культурных и научно-исследовательских услуг» благодаря взаимодействию c бизнесом, научными, культурными и образовательными организациями Курганской области, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Педагогический университет ставит задачу «осуществление социального маркетинга» для «выявления нужд, потребностей и интересов целевых рынков» и их удовлетворения. Вуз не просто использует возможности социокультурной среды, не только является центром взаимодействия с субъектами этой среды, но и становится активным участников «изменения городской и региональной среды, развития местных сообществ» [9]. Итак, государство и государственные образовательные учреждения осуществляют политику, формирующую необходимые условия для позитивной личностной и профессиональной социализации студентов. Сохраняется следующая проблема: социокультурная среда является объектом бюрократического проектирования (в том числе психолого-педагогического), но в меньшей степени как результат деятельности самой молодежи. Наиболее значимыми субъектами построения социокультурной среды остаются государственные и общественные структуры, руководство вузов, профессорскопреподавательский состав. Молодежь выступает в первую очередь потребителем социокультурных услуг среды, а не созидателем социокультурной инфраструктуры, обеспечивающей молодежь востребованными услугами. Первоисточником преобразований является инициатива государства, а не самой молодежи. Студенты продолжают играть роль исполнителей, участников мероприятий, реализуют направления деятельности, обозначенные официальными документами. Их активность это активность исполнителей. Современная личность это инициатор, проводник собственных интересов, а также интересов общества и государства. Происходит привлечение студентов к поиску и принятию решений социальных, муниципальных, региональных, государственных проблем. Остается актуальная задача увеличить долю молодежной инициативы, поддержать включение молодежи не только в реализацию значимых проектов, но и их предложение и разработку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Л. Ю., Блясова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние трансформационных процессов социокультурной среды на социализацию студентов вузов Курганской области»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.005

YAK 316.614:378

ББК 60.522.6+74.484.4

Л.Ю. ЗАЙЦЕВА, И.Ю. БЛЯСОВА

L.Yu. ZAITSEVA, I.Yu. BLYASOVA

ВЛИЯНИЕ ТРАНСФОРМАУИОННЫХ ПРОУЕССОВ СОУИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА СОУИАЛИЗАУИЮ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

THE INFLUENCE OF TRANSFORMATION PROCESSES

OF SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT ON THE SOCIALIZATION OF UNIVERSITY STUDENTS OF THE KURGAN REGION

В статье представлена и описана деятельность вузов Курганской области по использованию потенциала социокультурной среды с целью успешной социализации студентов. Раскрывается многомерность социокультурной среды, которая требует реализации инновационных подходов к социализации. Показана система взаимодействия вузов с другими субъектами социокультурной среды и признана необходимость повышение роли инициативы самих студентов в развитии данной системы.

The article presents and describes the activities of universities in the Kurgan region to use the potential of the socio-cultural environment for the successful socialization of students. The article reveals the multidimensional nature of the socio-cultural environment, which requires the implementation of innovative approaches to socialization. The system of interaction between universities and other subjects of the socio-cultural environment is shown and the need to increase the role of the students ' initiative in the development of this system is recognized.

Ключевые слова: интегрированное пространство, моделирование среды, виртуальные сообщества, внешние коммуникации, историческая преемственность, развитие среды, социализация, студенты.

Key words: integrated space, modeling environment, virtual community, external communication, historical continuity, environment development, socialization, students.

Современная молодежная среда может быть представлена в своеобразном 3Dформате, включающем, во-первых, глобальное, интегрированное пространство, во-вторых, моделируемые системы, в-третьих, виртуальную реальность. Все три формата среды обеспечивают специфику социализации в сравнении с предыдущими историческими эпохами.

Социокультурная среда перестала быть локальной. Расширены региональные и межгосударственные границы. Созданы условия для того, чтобы личность могла быть мобильной в сфере учебы, работы, спорта, творчества. Так, с 2005 г. в Курганском филиале Академии труда и социальных отношений началось сотрудничество с Американскими Советами по международному образованию. В рамках программы городов-побратимов (Курган-Эпплтон) АТиСО (Курганский филиал ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений») взаимодействовал с университетами штата Висконсин (США). Проводились лекции и семинары американских профессоров в области менеджмента, маркетинга, экономики. Реализовались совместные проекты, исследования, происходил обмен студентами и преподавателями. Осуществлялось сотрудничество с программой «Открытый мир». С 2010 г. установлены контакты АТиСО с «Французским Альянсом» в целях реализации стипендиальных программ обучения курганских студентов во французских вузах. Студенты участвуют в международных конференциях, в том числе в конференциях на иностранных языках. Обучающиеся Курганского филиала АТиСО являются участниками программы Work and Travel, которая дает им возможность работать и путешествовать по США в течение летних каникул. Курганские сту-

денты принимали участие в работе российско-австрийского молодежного лагеря «Тандем». В рамках историко-мемориального проекта «Трасса Победы» была проведена встреча с доктором Вон Хардести (Von Hardesty), куратором Смитсоновского института, Национального музея авиации и космонавтики (NASM), Вашингтон, округ Колумбия, который много лет был увлечен темой военного сотрудничества СССР и США в годы Второй мировой войны. Организовывались встречи с гостями из США, Норвегии, Ливана, Великобритании, Франции и др. стран. В Курганской государственной сельскохозяйственной академии (КГСХА) для студентов предоставляется возможность прохождения производственной практики в Германии. Глобализация среды происходит во многом благодаря интернет-ресурсам, которые обеспечивают организацию видео и Интернет конференций с участием ведущих отечественных и зарубежных ученых.

Современные формы организации взаимодействия позволяют социализироваться не только в реальной, но и смоделированной среде. Это создает условия для апробирования любых ролей, которые могут заинтересовать молодежь, ролей любого социального, национального, политического и иного статуса. В результате социальный лифт оказывается доступным в игровой ситуации для каждого. Студенты Курганского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы принимают участие в уральской модели ООН РАНХиГС, которая проходит в Уральском институте управления (Екатеринбург), а также в московской модели ООН РАНХиГС. Это ролевая игра, в ходе которой студенты различных вузов воспроизводят работу органов Организации Объединенных Наций. Участники Модели ООН - делегаты, председатели, наблюдатели и эксперты - выступают в роли официальных представителей стран-членов ООН и членов международных организаций, которые приехали на конференцию для обсуждения вопросов, стоящих на повестке дня их комитета. На Модели делегаты отстаивают официальную позицию представляемой ими страны. Конечная цель каждого комитета -принятие резолюции по данному вопросу. Моделирование как метод социализации решает целый спектр проблем профессиональной социализации. Исследователи выделяют ряд причин возникновения таких проблем для выпускников вузов: слабое представление о корпоративной культуре, отсутствие навыков работы в коллективе в соответствии с принятыми нормами и правилами, недостаток практического опыта деятельности в конкретной сфере, недостаточная сформированность личностных профессионально-значимых качеств, отсутствие навыков делового общения, ведения переговоров, а также нехватка коммуникативных способностей [12]. На наш взгляд, систематическое применение моделирования позволяет ослабить перечисленные причины, формируя необходимые профессиональные компетенции.

Социокультурная среда благодаря интернету формирует виртуальные сообщества, в которых также происходит социализация. Создан портал «Инициативы Зауралья», сайт «Народы Зауралья». Но влияние виртуального социума оказывается менее контролируемо, чем официальных вузовских структур или официальных сайтов. Виртуальное общение более раскрепощено и далеко не всегда корректно, что свидетельствует о сосуществовании различных поведенческих и культурных моделей коммуникации в студенческой среде. В виртуальном студенческом сообществе могут обсуждаться темы, которые не поднимаются на официальном уровне вследствие их «неудобности», но которые волнуют студентов (например, профессионализм преподавательских кадров). Виртуальное общение занимает 3-5 и более часов в сутки. Доверие к социальной сети как источнику информации гораздо выше, чем к официальным СМИ. Озабоченность вызывает тот факт, что высоким уровнем коммуникативных навыков (т.е. адекватным восприятием информации) обладают лишь 17% участников исследований, а низкий уровень коммуникативных навыков (неадекватное восприятие) характерно для 44% [1]. Поэтому виртуальная среда представляет минимум две угрозы - распространение

непроверенной информации, пользующейся доверием, и искаженное восприятие этой информации значительной частью потребителей. В условиях активного использования социальных сетей в агрессивном контексте реальным решением данной проблемы может стать только позитивная социализация молодежи. Но на этом пути возникает значительное препятствие - виртуальное общение оказывается более успешно, чем реальное. Оно предоставляет больше удовлетворения от получаемого одобрения. Это свидетельствует о нехватке одобрения для большинства молодежи в их ближайшем окружении и о потребности в поддержке, которой недостаточно в их повседневной жизни.

Поскольку виртуальное общение и моделируемые отношения не в полной мере обеспечивают включение в реальный социум, постольку это включение происходит через систему внешних коммуникаций, в которых участвуют многочисленные субъекты. В их число входят малолетние дети, школьники, трудные подростки, их родители, студенты различных вузов, техникумов, колледжей, рабочая молодежь, волонтеры, представители профсоюзов, ученые, журналисты, представители Курганского регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей», «Детско-юношеский центр», члены молодежной палаты при Курганской областной думе и молодежного правительства, представители партий, Губернатор Курганской области, представители различных органов государственной и муниципальной власти, банковской сферы, Совета Ассамблеи народов Зауралья, Курганского отделения Российского фонда культуры, благотворительного фонда «Инициатива», бизнес-инкубатора Курганской области, духовенство Курганской митрополии и др. Вузы при этом превращаются в особые «инновационные комплексы, которые объединяют научные, образовательные, производственно-технологические, социальные и иные структуры, что повышает их роль в социальном, образовательном, инновационном и культурном развитии региона» [7].

Чтобы соответствовать статусу «интегрируюших систем» вузы реализуют разнообразные направления деятельности: межорганизационное сотрудничество, научная деятельность, проектная деятельность, волонтерство, развитие общекультурной эрудиции, финансовой грамотности, правового знания, встречи с представителями различных структур, проведение субботников, развитие спорта и поддержка здорового образа жизни, формирование патриотизма и гражданственности, противодействие экстремизму, взаимодействие с молодежными общественными организациями, добровольчеством, инновационная деятельность, духовно-нравственное воспитание, профилактика асоциальных явлений, профориентационная работа, творчество, законотворческая инициатива, деятельность студенческих отрядов.

Реализуемые современные организационные формы многочисленны: круглые столы, конференции, квесты, марафоны, встречи, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки, выставки-ярмарки, соревнования, турниры, вечера, акции, фестивали, дискуссионные клубы, дебаты, олимпиады, форумы, открытые лекции, лекции-презентации, курсы успешного бизнеса, диалоговые площадки, слеты, клубы (кино-клуб, спортклуб), школы (школа молодого ученого), неделя и дни науки, чемпионаты, чтения, дни студенческого самоуправления, экскурсии, мастер-классы, брифинги, декады, тренинговые группы, кубки.

Социокультурная среда обеспечивает не только систему внешних коммуникаций и инновационных форм, но и историческую преемственность, связь поколений. Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание студентов предполагает ориентацию на героев-земляков, часто -выпускников вузов. В 2015 г. в КГСХА была установлена мемориальная доска Героя России, майора ФСБ Андрея Владимировича Тюнина. В 1993 г. он окончил Курганский сельскохозяйственный институт, а в 2001 г., участвовал в мероприятиях по стабилизации оперативной обстановки в городе Аргун (Чеченская республика). Проявив высокий профессионализм и само-

отверженность, А.В. Тюнин был отмечен нагрудным знаком «За службу на Кавказе», именным наградным холодным оружием. В одном из боёв он вынес из-под обстрела раненого товарища, за что был представлен к ордену Мужества. 17 июня 2001 г. при выполнении боевого задания А.В. Тюнин погиб. Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга, майору А.В. Тюнину посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. Возле мемориальной доски Героя проводятся митинги, посвященные его памяти, в которых участвуют руководители, сотрудники, преподаватели и студенты вуза, а так же школьные учителя, сослуживцы, и родители Андрея Владимировича.

В декабре 2017 г. в Курганском государственном университете (КГУ) была открыта мемориальная доска Герою Российской Федерации полковнику милиции Евгению Викторовичу Родькину. Евгений Викторович Родь-кин - выпускник факультета физического воспитания Курганского государственного педагогического института. В 1996 г. он находился в очередной командировке на территории Чеченской Республики. 6 марта группа сотрудников Курганского СОБРа под командованием Родькина выдвинулась на помощь сотрудникам Пермского СОБРа, попавшим в вооружённую засаду в городе Грозном, но была атакована превосходящими силами противника. В ходе ожесточённого четырёхчасового боя подполковник Родькин получил несколько ранений, но остался в строю и продолжил командование группой. Погиб при отражении очередной атаки боевиков. За участие в боевых операциях Е.В. Родькин был награждён орденами Красной Звезды, Мужества, афганским орденом «За храбрость» и медалями. Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1996 года подполковнику милиции Родь-кину Евгению Викторовичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

Мемориальная доска на здании Шадринского государственного педагогического университета (ШГПУ) посвящена госпиталю, который находился в здании вуза в годы Великой Отечественной войны. В вузе был организован музей ШГПУ, экскурсии в котором проводят студенты-историки.

Казалось бы, социокультурная среда предоставляет все необходимые условия для успешной социализации студентов и обеспечивает реализацию требований к социализированной личности:

- готовность действовать как в собственных интересах, так и в интересах общества и государства;

- высокий уровень образования и культуры;

- наличие нравственных принципов и духовных запросов;

- профессионализм;

- инициативность и креативность;

- самостоятельность в принятии решений;

- способность ставить цели и задачи;

- умение планировать жизнедеятельность;

- выбирать приоритеты;

- моделировать (проектировать) ситуацию;

- быть нацеленным на результат;

- действовать в команде;

- участвовать в диалоге;

- обеспечивать эффективность и качество;

- брать ответственность на себя.

Между тем, исследования называют среди причин, мешающих успешной самореализации студентов, собственную лень (69,1%), нежелание учиться (48,2%), пропуски занятий (30,9%). Студенты называют наиболее свойственные им качества - лень (60,7%), безответственность (39,6%), эгоизм (40,2%). [4]. Опора на принцип культуросообразности предполагает, что воспитание должно приобщать молодежь к различным пластам культуры (быто-

вой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.) [2]. Повышая общий культурный уровень, студент формирует и соответствующие социально значимые качества. Пока можно констатировать не только несформированность необходимого набора качеств, но и сохраняющийся низкий уровень культуры в студенческой среде.

Социокультурная среда, таким образом, включает внешнюю форму и содержание, которые могут, как образовывать единство, так и противоречить друг другу (когда провозглашаемые требования не соответствуют реально присутствующим характеристикам). Поскольку профессиональная среда стала более конкурентной, то и социокультурная среда должна способствовать повышению конкурентоспособности. Поэтому особое значение придается воспитанию у молодежи «способности к самодеятельности, самоорганизации, самоуправлению, волевой мобилизации при достижении цели» [3]. Но в условиях несовпадения социальных требований и преобладающих качеств одной из главных практических проблем социализации можно считать прогнозирование социального развития молодежи. [5].

Социокультурная среда выстраивается в соответствии с государственным заказом и критериями эффективности. Взаимодействие вузов с социокультурной средой осуществляется на основе приоритетного проекта «Образование» по направлениям «Доступное дополнительное образование для детей» (2016-2021 гг.), «Создание современной образовательной среды для школьников» (2016-2025 гг.), «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016-2021 гг.), «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий», «Вузы как центры пространства создания инноваций» (2016-2025 гг.) и в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. ШГПУ в своей программе на 20172021 гг. реализует направление «развитие местных сообществ, городской и региональной среды». Вуз берет на себя выполнение функции «коммуникационной площадки», а социокультурная среда становится сферой реализации студенческих проектов. ШГПУ играет роль сохранения и развития педагогического образования в Курганской области с целью повышения качества, увеличения объема «образовательных, социальных, культурных и научно-исследовательских услуг» благодаря взаимодействию с бизнесом, научными, культурными и образовательными организациями Курганской области, Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья. Педагогический университет ставит задачу «осуществление социального маркетинга» для «выявления нужд, потребностей и интересов целевых рынков» и их удовлетворения. Вуз не просто использует возможности социокультурной среды, не только является центром взаимодействия с субъектами этой среды, но и становится активным участников «изменения городской и региональной среды, развития местных сообществ» [9].

Итак, государство и государственные образовательные учреждения осуществляют политику, формирующую необходимые условия для позитивной личностной и профессиональной социализации студентов. Сохраняется следующая проблема: социокультурная среда является объектом бюрократического проектирования (в том числе психолого-педагогического), но в меньшей степени как результат деятельности самой молодежи. Наиболее значимыми субъектами построения социокультурной среды остаются государственные и общественные структуры, руководство вузов, профессорско-преподавательский состав. Молодежь выступает в первую очередь потребителем социокультурных услуг среды, а не созидателем социокультурной инфраструктуры, обеспечивающей молодежь востребованными услугами. Первоисточником преобразований является инициатива государства, а не самой молодежи. Студенты продолжают играть роль исполнителей, участников мероприятий, реализуют направления деятельности, обозначенные офици-

альными документами. Их активность - это активность исполнителей. Современная личность - это инициатор, проводник собственных интересов, а также интересов общества и государства. Происходит привлечение студентов к поиску и принятию решений социальных, муниципальных, региональных, государственных проблем. Остается актуальная задача увеличить долю молодежной инициативы, поддержать включение молодежи не только в реализацию значимых проектов, но и их предложение и разработку.

Литература

1. Влияние современной социокультурной среды на духовное и физическое здоровье общества // Материалы к Круглому столу «Здоровая социокультурная среда как составляющая духовного и физического здоровья общества» / Конференция «Общество и здоровье», 19-20 сентября 2013 г. Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/mdex.php?page_id=400) (дата обращения: 15.01.2018).

2. Жамгоцева И.А., Сухаревская Е.Ю. Формирование социокультурной среды в образовательном пространстве Донской народной школы. Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/06/28/formirovanie-sotsiokulturnoy-sredy-v (дата обращения: 10.02.2018).

3. Канарева Н.А., Балавич П., Карфидова Т.Н. Изучение и формирование социокультурной среды региона с учетом досуговых предпочтений современной молодежи // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция: сб. ст. участников Междунар. молодеж. науч.-исслед. конф. (Екатеринбург, 25-26 октября 2016 года). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 242-249.

4. Ковалева А.И. Проблемы социализации личности студента в вузе // Социология и жизнь. 2017. № 3. С. 48-62.

5. Насонова И.А., Берсенева К.А., Нестерова Е.О. Социализация личности студентов в процессе организации досуговой деятельности на примере общежития ГБОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж» // Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы: сб. науч. тр. VI Междунар. социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 14 ноября 2014 года: в 2 ч. / Урал. гос. пед. ун-т, ин-т социал. образования. Екатеринбург, 2014. Ч. 1. С. 222-227.

6. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р).

7. Погорелая С.В., Соловьева В.Д. Взаимовлияние образовательной инфраструктуры и социокультурной среды // Вестник Костром. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19. № 3. С. 42-46.

8. Приоритетный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9).

9. Программа развития ШГПУ на 2017-2021 гг. (утверждена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25 октября 2016 г. № 9).

10. Распоряжение Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года № 488-р «О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года».

11. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 гг. (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497).

12. Югфельд Е.А. Проблема профессиональной социализации студентов: современный аспект // Мир науки. 2015. № 3. Режим доступа: ЫЛр://т^-мик1. comZPDFZ21PDMN315.pdf.

References

1. Influence of modern socio-cultural environment on the spiritual and physical health of society // Materials for the Round table "Healthy socio-cultural environment as a component of spiritual and physical health of society "/ Conference "Society and health", September 19-20, 2013. http://www.ssa-rss.ru/index. php?page_id=400) (date of access: 15.01.2018).

2. Gagieva I.A., Sukharev E.J. The Formation of social and cultural environment in the educational space of the don national school. Available at: https://ns-portal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2017/06/2 8/ formirovanie-sotsiokulturnoy-sredy-v (date of access: 10.02.2018).

3. Konareva N.A. Balovich P., Karfidov T.N. The study and formation of social and cultural environment of the region, given the recreational preferences of today's youth, Innovative potential of young people: globalization, policy, integration: a collection of articles by participants of the international. youth. scientific.-research. Conf. (Ekaterinburg, 25-26 October 2016). Yekaterinburg: Publishing house Ural. un-ta, 2016. P. 242-249.

4. Kovaleva A.I. Problems of socialization of the student's personality in high school. Sociology and life. 2017. No. 3. pp. 48-62.

5. Nasonova I.A., Bersenev K.A., Nesterov E.A. Socialization of the individual students in the process of organizing leisure activities for example dormitory GBOU SPO SO "Kamyshlovsky teachers College", Socio-pedagogical work in society: theory, practice, prospects: collection of scientific works of the VI International socio-pedagogical readings to them. Livshitsa, November 14, 2014: 2 hours / Ural. gos. ped. un-t, In-t social. educations. Ekaterinburg, 2014. Part 1. pp. 222-227.

6. Action plan ("road map") "Changes in social sectors aimed at improving the efficiency of education and science" (approved by the government of the Russian Federation on December 30, 2012 № 2620-p).

7. Pogorelaya S.V., Solovieva VD. Mutual Influence of educational infrastructure and socio-cultural environment, Bulletin of Kostroma state University. N. Nekrasov. 2013. Vol. 19. N 3, pp. 42-46.

8. Priority project "Education" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on strategic development and priority projects (Protocol No. 9 of 25 October 2016).

9. SHSPU development program for 2017-2021 (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and priority projects (Protocol No. 9 of October 25, 2016).

10. Order of the government of the Kurgan region of December 2, 2008 № 488-p "on the Strategy of socio-economic development of the Kurgan region until 2020".

11. Federal target program of education development for 2016-2020 (approved by the government of the Russian Federation on may 23, 2015 № 497).

12. The problem of professional socialization of students: the modern aspect , World of science. 2015. N 3. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/21PDMN315.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.