Научная статья на тему 'Влияние торгово-политических санкций на внешнеэкономический сектор России'

Влияние торгово-политических санкций на внешнеэкономический сектор России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
geopolitical conflict / sanctions against Russia / Russia’s foreign economic sector / import substitution.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Пахомов

Особенностью нынешнего этапа развития внешнеэкономической сферы России, включая экспортный сектор, является влияние трех ключевых факторов: низкой конъюнктуры мировых рынков, обусловленной все еще неопределенной ситуацией в глобальной экономике; стагнацией национального хозяйства и его основных секторов; введением политических санкций и ограничений торгово-экономического характера в отношении РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of Politically Motivated Trade Sanctions on Russia’s Foreign Trade Sector

The specific situation at the current stage of development in the sphere of Russia’s foreign trade (including exports) has been shaped by the influences of the following three key factors: low activity on world markets due to the continuing uncertainty in the global economy; stagnation in Russia’s national economy and its major sectors; and the introduction of political sanctions and restrictions in the sphere of trade and economic exchange.

Текст научной работы на тему «Влияние торгово-политических санкций на внешнеэкономический сектор России»

ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-ПОЛИТИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЕКТОР РОССИИ

Александр ПАХОМОВ, д-р экон. наук

Особенностью нынешнего этапа развития внешнеэкономической сферы России, включая экспортный сектор, является влияние трех ключевых факторов: низкой конъюнктуры мировых рынков, обусловленной все еще неопределенной ситуацией в глобальной экономике; стагнацией национального хозяйства и его основных секторов; введением политических санкций и ограничений торгово-экономического характера в отношении РФ.

В совокупности указанные обстоятельства приводят к негативным синергетическим эффектам, в том числе воздействующим на динамику объемов отечественного экспорта, его отраслевую структуру и географическую направленность, а также на результативность поддержки государством несырьевого вывоза.

В дальнейшем развитие внешнеэкономического сектора страны в целом будет осуществляться в принципиально новых условиях, поэтому внешние вызовы и внутренние ограничения требуют их учета при реализации намеченных планов правительства РФ в сфере экспортной политики1 и неизбежной корректировки этих планов.

Государство обещает отечественным экспортерам необходимую поддержку при выходе на глобальные рынки, включая защиту их интересов через механизмы Всемирной торговой организации. Однако ситуация во внешнеэкономическом секторе страны в последние месяцы развивается весьма противоречиво. Так, предлагаются меры по проведению политики деоффшоризации, реализация которой может привести к неоднозначным последствиям для отечественного экспорта. Бизнес-

сообщество опасается, что принятие законопроекта по ужесточению оффшорной деятельности в его нынешней редакции может сказаться на экспортных поставках, в частности, технологической продукции.

Следует подчеркнуть, что одна из основных причин использования российскими компаниями оффшоров - снижение рисков кредиторов, которые участвуют в финансировании и реализации крупных экспортных контрактов. Но проблемы могут возникнуть не только в области нового законодательства, но и в сфере правоприменительной практики в будущем.

Также необходимо учитывать в качестве естественного ограничителя роста как сокращающийся экспортный потенциал страны, так и деградацию его структуры. Например, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, экспорт отечественных товаров в 2013 г. увеличился всего на 0,3%, причем экспорт в страны СНГ сократился более чем на 7%. Доля энергетических поставок составила 74,5% совокупного вывоза страны, а по итогам первого полугодия 2014 г. достигла уже 75,5%. Удельный вес так называемого маши-нотехнического экспорта в общем экспорте страны составил всего 5,4%, но при этом продукция оборонно-промышленного комплекса (ОПК) формирует эту статью более чем на 50%.

В результате за первые восемь месяцев текущего года рост экспорта из РФ практически приостановился, составив 100,6% к аналогичному периоду 2013 г., а со странами ЕС - главным рынком сбыта -сократился на 1,5%, причем с рядом традиционных партнеров - на

1 Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности»; дорожная карта Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» и др.

35-40%. Вывоз в государства СНГ упал на 4,5%, в том числе на Украину - на 1,5%2.

Конфликт с Украиной,очевидно,приведет к заметному уменьшению российских поставок в эту страну (пятому по значимости рынку сбыта для России в 2012 г.) за счет как перебоев в поставках газа, так и снижения вывоза широкой номенклатуры других товаров. Эта тенденция вызвана усиливающимися рисками при осуществлении подобных сделок и ограничениями, которые, возможно, введет украинская сторона.

Данное сокращение вряд ли может быть компенсировано соответствующим ростом экспорта в другие страны постсоветского пространства (как сопоставимые рынки сбыта) в связи с возникшей неопределенностью политико-экономической ситуации в рамках СНГ. Расширение вывоза в развитые страны мира в условиях нынешней геополитической обстановки также представляется проблематичным.

Кроме того, стагнация в экономике и особенно в промышленном секторе РФ ведет к сокращению экспортного производства прежде всего несырьевой продукции. Новые экспертные и даже официальные прогнозы прямо указывают на возможное сокращение стоимости вывоза из страны в ближайшей перспективе, в том числе из-за падения цен на нефть.

Помимо этого реализация госпрограмм содействия экспорту основывается на значительном увеличении выделяемых бюджетных ресурсов, прежде всего для расширения финансовых мер поддержки несырьевого вывоза (через Внешэкономбанк и его дочерние структуры). Однако в ситуации нынешних бюджетных ограничений на это вряд ли стоит рассчитывать даже в среднесрочной перспективе.

Не следует также возлагать особые надежды на инструменты ВТО (по крайней мере, в среднесрочной перспективе) для защиты и

продвижения интересов отечественного бизнеса, которыми, как показывает неудачный опыт российской стороны за последние годы, надо уметь профессионально пользоваться. Тем более, что в правительстве, как представляется, уже не верят реально в экспорт как драйвер развития, а основные надежды возлагают на активное финансирование из бюджета, привлечение инвестиций и кредитов, в том числе иностранных, как источников роста, что в условиях ужесточающихся санкций представляется маловероятным.

Элемент неопределенности в реализацию планов как по доступу на мировые рынки, так и по поддержке экспорта с весны 2014 г. вносит поэтапное введение международных санкций в отношении России со стороны практически всех развитых стран. Всего в этой кампании принимают участие около 40 государств, основу которых формируют члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Также отдельные страны, прежде всего англосаксонского блока, применяют дополнительные санкции на национальном уровне. В целом на долю этих государств и группировок (ЕС, ЕАСТ, США, Канады, Австралии и пр.) приходится около 2/3 российского товарооборота и вывоза, значительная часть поставок услуг и технологий, а также прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Следует подчеркнуть, что исследование теоретических аспектов экономических санкций пока еще не получило достаточного отражения в научной литературе3. Поэтому при анализе применения международных санкций в отношении России и их последствий многие отечественные и зарубежные эксперты в качества примера берут, как правило, ситуацию, наблюдаемую в последние восемь-десять лет в Иране и других странах, что представляется ошибочным подходом.

2 Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран в январе—августе 2014 г. ФТС, 8 октября 2014 г.

3 См., например: Economic Sanctions Reconsidered. 3rd Edition by Gary Hufbauer, Jeffrey Schott, Kimberly Elliott and Barbara Oegg. Peterson Institute for International Economics. Wash., 2009; Pape R. Why Economic Sanctions Still Do Not Work. International Security. Vol. 23, Issue 1. Harvard, Summer 1998. Pp. 66-77.

По степени глубины и масштабам нынешнего геополитического конфликта сложившееся положение необходимо, по нашему мнению, сравнивать с политикой западных стран, проводившейся в отношении СССР в 80-е годы прошлого века в связи с вводом советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Так, уже в январе 1980 г. США и их союзники начали вводить полномасштабные санкции в отношении Советского Союза, включая организованный бойкот Олимпийских игр в Москве. Сразу же были предприняты скоординированные действия в сфере торговли и финансов - введены эмбарго на поставки технологий и другой критически важной для страны продукции (включая импорт труб большого диаметра для газопроводов и даже зерновых), ограничения на ввоз ключевых товаров советского экспорта, запрет на предоставление новых иностранных кредитов и т.д. Эти меры нанесли ощутимый удар по несбалансированной планово-административной экономике СССР.

Кроме того, не углубляясь в конспироло-гические теории, отметим, что за 1985-1986 гг. Саудовская Аравия нарастила добычу нефти в три раза. Это привело к падению цен на нее на мировом рынке с 30 до 12 долл./барр., оказав тяжелейшее негативное воздействие на народное хозяйство СССР, критически зависевшее от вывоза нефти и иностранных кредитов4. В период перестройки эти санкции начали поэтапно сниматься, но это уже мало что значило для решения системных проблем советской экономики.

Примечательно, что Советский Союз получил статус наблюдателя в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ) только в 1990 г. (после десяти лет бесплодного обсуждения этой проблемы), и фактически данный шаг ознаменовал собой окончание «афганских» санкций.

Таким образом, можно констатировать, что сейчас Россия де-факто оказалась в международной изоляции, которая продлится не один год. США и ЕС расценивают присоединение Крыма к России как аннексию украинской территории, что грозит стране серьезными последствиями5.

Даже частичная отмена ограничений в перспективе кардинальным образом ничего не изменит. При этом следует учитывать, что в странах ЕС и США согласно юридическим процедурам достаточно быстро можно ввести санкции, учитывая политический резонанс события, но сложно их отменить из-за влияния заинтересованных сторон. Например, такое затягивание произошло с пресловутой поправкой Джексона-Веника (1974 г.), которая была отменена США только в 2012 г. и единственно по причине присоединения России к ВТО (требование так называемого безусловного режима наибольшего благоприятствования в торговле), но одновременно была заменена другим дискриминационным документом - «Актом Магнитского».

Необходимо понимать, что международные экономические отношения - это сложные динамические системы, находящиеся в равновесии. Если наступает дисбаланс, то их восстановление требует значительного времени и сил, учитывая глобальность и взаимосвязь происходящих политических и экономических процессов.

В итоге от имплементации прямых и латентных санкций следует ожидать ряда негативных воздействий на экспортный сектор страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе:

• Введение санкций на международном и национальных уровнях (что важно - они не противоречат нормам ВТО) в отношении РФ, ее юридических и физических лиц в целом отрицательно скажется на имид-

4 Более подробно об этой проблеме см.: Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России /2-е изд., испр. и доп.-М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.

5 Например, США так и не признали присоединение прибалтийских республик к СССР в 1940 г. Их позиция оставалась неизменной в течение полувека вплоть до получения независимости странами Балтии в 1991 г.

же отечественных экспортеров и усложнит их деятельность на внешних рынках отдельных стран и регионов. Приостановка большинства видов контактов на официальном уровне развитых стран с Россией в торгово-экономической сфере снижает качество управления, мониторинга и планирования всего комплекса внешнеэкономических отношений отечественных и зарубежных партнеров государственного и частного секторов в двустороннем и многостороннем форматах6. Селективное прекращение сотрудничества НАТО, НАСА и пр. с Россией не затрагивает для партнеров ключевых областей взаимодействия, но ограничивает российскую сторону в использовании привлекательных для нее сфер (финансирование совместных программ, поставки технологий, доступ к информации, обмен кадрами и пр.). Понижение суверенного (кредитного) рейтинга РФ7, отдельных отечественных компаний и банков затруднит или повысит стоимость новых внешних заимствований и реструктуризации долгов (перекредитования)8, в том числе в целях развития экспорта, и прежде всего госкомпаний - лидеров в сфере вывоза сырьевой и промышленной продукции. В итоге в настоящее время самым сильным ударом по отечественной экономике является запрет на средне- и долгосрочное финансирование российских госбанков и компаний, включая область экспортных контрактов. Замораживание реализации действующих и новых совместных проектов с участием

иностранного капитала сократит приток в страну не только ПИИ, но и связанных с ними современных технологий и передового опыта управления, что скажется на развитии перспективных направлений отечественной экономики, в том числе экспортного сектора страны. При этом необходимо исходить из того, что законопослушный национальный бизнес развитых стран, несмотря на декларируемые им протесты, в целом будет следовать политическому курсу своих правительств, а не проявлять самостоятельность в коммерческой сфере. Расчеты российских компаний на то, что западные партнеры смогут найти лазейки в санкциях, не оправдываются, так как те не хотят рисковать. Зарубежным поставщикам и экономическим операторам в данном случае есть чего опасаться, и их реакция понятна. Так, летом 2014 г. компания BNP Paribas заплатила почти 9 млрд. долл. из-за претензий, связанных с обходом санкций против Судана, Ирана и Кубы. В конце лета текущего года в этом же обвинили немецкий Commerzbank - штраф здесь может составить не менее 650 млн. долл. В этой ситуации зарубежным компаниям и банкам проще и дешевле уйти с российского рынка.

Отказ ведущих развитых государств и групп государств от обсуждения с российской стороной проектов соглашений по ключевым направлениям торгово-инвестицион-ного сотрудничества заметно сужает перспективы развития новых форм взаимодей-

6 Уже в марте 2014 г. были зафиксированы массовые отказы государственных структур развитых стран от проведения заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также от других официальных мероприятий в рамках межгосударственного взаимодействия с Российской Федерацией.

7 После объявления санкций тройка ведущих международных рейтинговых агентств (Moody's, Fitch, S&P) незамедлительно ухудшила прогноз по суверенному рейтингу России, затронутых ограничениями компаний и банков со «стабильного» на «негативный», что автоматически влечет за собой снижение рейтинга всех юридических лиц России до этого уровня.

8 На начало 2014 г. внешняя задолженность корпоративного сектора страны составила 653 млрд. долл., а госсектора — 79 млрд. долл. В период с марта по декабрь текущего года российским компаниям необходимо погасить долги на 67 млрд. долл. и банкам — на 36 млрд. долл. // Бизнес-журнал. 3 апреля 2014 г.; ЦБ считает, что российские банки и корпорации должны выплатить до конца 2015 г. 134 млрд. долл. (только в декабре текущего года погашению подлежит колоссальная сумма

в 32 млрд. долл.) // Финансовая газета. 23 октября 2014 г.

ствия, в том числе в сфере экспорта из России товаров, услуг, технологий и ПИИ. В частности, уже в самом начале марта 2014 г. ЕС отказался от проведения переговоров с Россией по новому базовому соглашению и упрощению визового режима, США прекратили обсуждение проекта договора по торговым и инвестиционным вопросам, а Япония отменила заключение нового инвестиционного соглашения и т.д.

• Прекращение военно-технического сотрудничества развитых государств с Россией и точечные санкции в отношении оборонных предприятий страны окажут сдерживающее воздействие на масштабы и диверсификацию вывоза отечественных вооружений и товаров двойного назначения в среднесрочной перспективе9.

Помимо этого в июле текущего года ЕС и ряд других развитых стран согласовали эмбарго (т.е. полный запрет) на импорт/экспорт военной техники и соответствующих технологий в Россию и из России, что уже наносит прямой ущерб отечественному ОПК и экспорту оружия как весьма важному источнику его развития (15 млрд. долл. в 2013 г.). Во-первых, российские компании сразу теряют рынки сбыта на несколько миллиардов долларов в год не только в развитых государствах, но и у их союзников, поскольку торговля оружием сильно политизирована. Во-вторых, хотя импорт военной техники, комплектующих и технологий из развитых стран в Россию оценивается всего в несколько сот миллионов долларов, это критически значимая продукция для производства современного вооружения как для внутренних нужд, так и для внешнего рынка.

• Международные санкции в целом и приостановление переговоров странами Евро-

пейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и Новой Зеландией с Таможенным союзом о заключении соглашений о зонах свободной торговли (ЗСТ) окажут косвенные негативные воздействия на различные аспекты интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Ряд других геополитических моментов, связанных с конфликтом на Украине, отрицательно влияют на взаимоотношения РФ с другими странами СНГ10. • Приостановление членства РФ в G-8, замораживание переговоров о присоединении ее к ОЭСР, снижение активности в международных организациях влекут за собой не только большие репутационные потери для государства, но и изолируют Россию от участия в обсуждении и решении актуальных глобальных проблем, что заметно ухудшит ее позиционирование в мировой экономике. В совокупности охарактеризованные выше последствия приведут к взаимному ущербу, но потери для России будут при этом гораздо больше. Такой вывод определяется тем, что существует асимметричная зависимость РФ и государств, задействованных в санкциях, в области торгово-экономических отношений. Поэтому необходимо объективно смотреть на положение дел - с учетом несопоставимости (в 15-20 раз) внешнеторговых и хозяйственных потенциалов сторон.

В целом общий ущерб от санкций оценивается экспертами на уровне 1-1,5% ВВП страны. Эта сумма формируется из объемов оттока капитала за границу, падения капитализации отечественных «голубых фишек» на ММВБ и Лондонской бирже, удорожания кредитов, а также прочих потерь, включая упущенную выгоду. Вместе с тем указанные выше факторы «совпадают» с общим ухудшением

9 По данным Комиссии Европейского союза (КЕС), в среднем российский оружейный экспорт в Евросоюз составляет 3,2 млрд. евро, а европейский экспорт в РФ -около 300 млн. евро // Коммерсантъ. 20 июля 2014 г.

10 В этом контексте вполне логичным выглядит подписание соглашений об углубленной и всеобъемлющей ассоциации с ЕС не только Украины, но также Молдовы и Грузии.

состояния российской экономики и финансов, что создает негативный синергетический эффект.

Необходимо отметить, что даже сама угроза санкций обусловливает элемент неопределенности в экономике, что подчас оказывается действеннее самих ограничений или эмбарго. И здесь следует адекватно реагировать на них, чтобы еще более не усугублять ситуацию и не изобретать «асимметричные» ответные меры. Российская экономика зависима от экспорта и импорта, поэтому серьезные ограничения в отношении отечественного ввоза/ вывоза товаров и услуг могут существенно усилить стагнацию и углубить другие проблемы национального хозяйства.

В связи с этим высказывания многих российских политиков и экспертов об отсутствии серьезных рисков и угроз от санкций являются всего лишь бравадой. Наиболее ярким примером здесь служит введение контрсанкций в виде полного запрета на ввоз в Россию продовольствия из развитых государств. По заявлениям руководства страны, «все это - ответ на санкции Запада, который куда больше навредил себе, чем России»11. Хотя в целях объективности следует отметить эволюцию экономических подходов государства в сторону их большей реалистичности.

К санкциям можно адаптироваться и даже научиться их обходить, так как возможности для нового бизнеса возникают и в условиях санкций. В данном случае интересен пример мобилизационных возможностей экономики ЮАР в период международного эмбарго. Кроме того, с целью минимизации возможного ущерба могут быть использованы и превентивные меры.

Российское правительство пытается выработать меры противодействия санкциям и сокращению потерь, но в итоге в их основе лежит концепция изоляционизма - форсированное внедрение расчетов в рублях, создание национальной платежной системы, проведение жесткой политики деоффшоризации, свертывание связей с развитыми странами и провозглашение нового курса внешнеэкономической политики - «поворота на Восток».

В конечном итоге руководством страны провозглашена - как национальная идея - политика импортозамещения с опорой на ряд секторов экономики, что объясняется, в частности, девальвацией рубля, нехваткой заемных средств, а также влиянием международных санкций. Во внутренней экономической политике используются старые рецепты прошедшего кризиса - докапитализация госбанков и финансовых институтов, льготные кредиты и госгарантии «системообразующим» компаниям. В основе этого подхода, как представляется, лежит также стремление обеспечить масштабное импортозамещение силами крупных игроков.

Даже в случае разрешения в обозримой перспективе геополитического кризиса - конфликта с Украиной - последствия санкций все равно потребуют многолетней профессиональной и скоординированной работы российской стороны по нормализации ситуации во внешнеэкономическом секторе и, прежде всего, в сфере развития отечественного экспортного потенциала. Речь в данном случае идет о минимизации ущерба, выявлении внешних рисков и внутренних резервов, повышении открытости экономики и, что самое важное, об использовании открывающихся возможностей для проведения реформ. ■

11 Независимая газета. 19 августа 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.