ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-ПОЛИТИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЕКТОР РОССИИ
Александр ПАХОМОВ, д-р экон. наук
Особенностью нынешнего этапа развития внешнеэкономической сферы России, включая экспортный сектор, является влияние трех ключевых факторов: низкой конъюнктуры мировых рынков, обусловленной все еще неопределенной ситуацией в глобальной экономике; стагнацией национального хозяйства и его основных секторов; введением политических санкций и ограничений торгово-экономического характера в отношении РФ.
В совокупности указанные обстоятельства приводят к негативным синергетическим эффектам, в том числе воздействующим на динамику объемов отечественного экспорта, его отраслевую структуру и географическую направленность, а также на результативность поддержки государством несырьевого вывоза.
В дальнейшем развитие внешнеэкономического сектора страны в целом будет осуществляться в принципиально новых условиях, поэтому внешние вызовы и внутренние ограничения требуют их учета при реализации намеченных планов правительства РФ в сфере экспортной политики1 и неизбежной корректировки этих планов.
Государство обещает отечественным экспортерам необходимую поддержку при выходе на глобальные рынки, включая защиту их интересов через механизмы Всемирной торговой организации. Однако ситуация во внешнеэкономическом секторе страны в последние месяцы развивается весьма противоречиво. Так, предлагаются меры по проведению политики деоффшоризации, реализация которой может привести к неоднозначным последствиям для отечественного экспорта. Бизнес-
сообщество опасается, что принятие законопроекта по ужесточению оффшорной деятельности в его нынешней редакции может сказаться на экспортных поставках, в частности, технологической продукции.
Следует подчеркнуть, что одна из основных причин использования российскими компаниями оффшоров - снижение рисков кредиторов, которые участвуют в финансировании и реализации крупных экспортных контрактов. Но проблемы могут возникнуть не только в области нового законодательства, но и в сфере правоприменительной практики в будущем.
Также необходимо учитывать в качестве естественного ограничителя роста как сокращающийся экспортный потенциал страны, так и деградацию его структуры. Например, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, экспорт отечественных товаров в 2013 г. увеличился всего на 0,3%, причем экспорт в страны СНГ сократился более чем на 7%. Доля энергетических поставок составила 74,5% совокупного вывоза страны, а по итогам первого полугодия 2014 г. достигла уже 75,5%. Удельный вес так называемого маши-нотехнического экспорта в общем экспорте страны составил всего 5,4%, но при этом продукция оборонно-промышленного комплекса (ОПК) формирует эту статью более чем на 50%.
В результате за первые восемь месяцев текущего года рост экспорта из РФ практически приостановился, составив 100,6% к аналогичному периоду 2013 г., а со странами ЕС - главным рынком сбыта -сократился на 1,5%, причем с рядом традиционных партнеров - на
1 Государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности»; дорожная карта Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» и др.
35-40%. Вывоз в государства СНГ упал на 4,5%, в том числе на Украину - на 1,5%2.
Конфликт с Украиной,очевидно,приведет к заметному уменьшению российских поставок в эту страну (пятому по значимости рынку сбыта для России в 2012 г.) за счет как перебоев в поставках газа, так и снижения вывоза широкой номенклатуры других товаров. Эта тенденция вызвана усиливающимися рисками при осуществлении подобных сделок и ограничениями, которые, возможно, введет украинская сторона.
Данное сокращение вряд ли может быть компенсировано соответствующим ростом экспорта в другие страны постсоветского пространства (как сопоставимые рынки сбыта) в связи с возникшей неопределенностью политико-экономической ситуации в рамках СНГ. Расширение вывоза в развитые страны мира в условиях нынешней геополитической обстановки также представляется проблематичным.
Кроме того, стагнация в экономике и особенно в промышленном секторе РФ ведет к сокращению экспортного производства прежде всего несырьевой продукции. Новые экспертные и даже официальные прогнозы прямо указывают на возможное сокращение стоимости вывоза из страны в ближайшей перспективе, в том числе из-за падения цен на нефть.
Помимо этого реализация госпрограмм содействия экспорту основывается на значительном увеличении выделяемых бюджетных ресурсов, прежде всего для расширения финансовых мер поддержки несырьевого вывоза (через Внешэкономбанк и его дочерние структуры). Однако в ситуации нынешних бюджетных ограничений на это вряд ли стоит рассчитывать даже в среднесрочной перспективе.
Не следует также возлагать особые надежды на инструменты ВТО (по крайней мере, в среднесрочной перспективе) для защиты и
продвижения интересов отечественного бизнеса, которыми, как показывает неудачный опыт российской стороны за последние годы, надо уметь профессионально пользоваться. Тем более, что в правительстве, как представляется, уже не верят реально в экспорт как драйвер развития, а основные надежды возлагают на активное финансирование из бюджета, привлечение инвестиций и кредитов, в том числе иностранных, как источников роста, что в условиях ужесточающихся санкций представляется маловероятным.
Элемент неопределенности в реализацию планов как по доступу на мировые рынки, так и по поддержке экспорта с весны 2014 г. вносит поэтапное введение международных санкций в отношении России со стороны практически всех развитых стран. Всего в этой кампании принимают участие около 40 государств, основу которых формируют члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Также отдельные страны, прежде всего англосаксонского блока, применяют дополнительные санкции на национальном уровне. В целом на долю этих государств и группировок (ЕС, ЕАСТ, США, Канады, Австралии и пр.) приходится около 2/3 российского товарооборота и вывоза, значительная часть поставок услуг и технологий, а также прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Следует подчеркнуть, что исследование теоретических аспектов экономических санкций пока еще не получило достаточного отражения в научной литературе3. Поэтому при анализе применения международных санкций в отношении России и их последствий многие отечественные и зарубежные эксперты в качества примера берут, как правило, ситуацию, наблюдаемую в последние восемь-десять лет в Иране и других странах, что представляется ошибочным подходом.
2 Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран в январе—августе 2014 г. ФТС, 8 октября 2014 г.
3 См., например: Economic Sanctions Reconsidered. 3rd Edition by Gary Hufbauer, Jeffrey Schott, Kimberly Elliott and Barbara Oegg. Peterson Institute for International Economics. Wash., 2009; Pape R. Why Economic Sanctions Still Do Not Work. International Security. Vol. 23, Issue 1. Harvard, Summer 1998. Pp. 66-77.
По степени глубины и масштабам нынешнего геополитического конфликта сложившееся положение необходимо, по нашему мнению, сравнивать с политикой западных стран, проводившейся в отношении СССР в 80-е годы прошлого века в связи с вводом советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Так, уже в январе 1980 г. США и их союзники начали вводить полномасштабные санкции в отношении Советского Союза, включая организованный бойкот Олимпийских игр в Москве. Сразу же были предприняты скоординированные действия в сфере торговли и финансов - введены эмбарго на поставки технологий и другой критически важной для страны продукции (включая импорт труб большого диаметра для газопроводов и даже зерновых), ограничения на ввоз ключевых товаров советского экспорта, запрет на предоставление новых иностранных кредитов и т.д. Эти меры нанесли ощутимый удар по несбалансированной планово-административной экономике СССР.
Кроме того, не углубляясь в конспироло-гические теории, отметим, что за 1985-1986 гг. Саудовская Аравия нарастила добычу нефти в три раза. Это привело к падению цен на нее на мировом рынке с 30 до 12 долл./барр., оказав тяжелейшее негативное воздействие на народное хозяйство СССР, критически зависевшее от вывоза нефти и иностранных кредитов4. В период перестройки эти санкции начали поэтапно сниматься, но это уже мало что значило для решения системных проблем советской экономики.
Примечательно, что Советский Союз получил статус наблюдателя в Генеральном соглашении о тарифах и торговле (ГАТТ) только в 1990 г. (после десяти лет бесплодного обсуждения этой проблемы), и фактически данный шаг ознаменовал собой окончание «афганских» санкций.
Таким образом, можно констатировать, что сейчас Россия де-факто оказалась в международной изоляции, которая продлится не один год. США и ЕС расценивают присоединение Крыма к России как аннексию украинской территории, что грозит стране серьезными последствиями5.
Даже частичная отмена ограничений в перспективе кардинальным образом ничего не изменит. При этом следует учитывать, что в странах ЕС и США согласно юридическим процедурам достаточно быстро можно ввести санкции, учитывая политический резонанс события, но сложно их отменить из-за влияния заинтересованных сторон. Например, такое затягивание произошло с пресловутой поправкой Джексона-Веника (1974 г.), которая была отменена США только в 2012 г. и единственно по причине присоединения России к ВТО (требование так называемого безусловного режима наибольшего благоприятствования в торговле), но одновременно была заменена другим дискриминационным документом - «Актом Магнитского».
Необходимо понимать, что международные экономические отношения - это сложные динамические системы, находящиеся в равновесии. Если наступает дисбаланс, то их восстановление требует значительного времени и сил, учитывая глобальность и взаимосвязь происходящих политических и экономических процессов.
В итоге от имплементации прямых и латентных санкций следует ожидать ряда негативных воздействий на экспортный сектор страны в краткосрочной и среднесрочной перспективе:
• Введение санкций на международном и национальных уровнях (что важно - они не противоречат нормам ВТО) в отношении РФ, ее юридических и физических лиц в целом отрицательно скажется на имид-
4 Более подробно об этой проблеме см.: Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России /2-е изд., испр. и доп.-М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006.
5 Например, США так и не признали присоединение прибалтийских республик к СССР в 1940 г. Их позиция оставалась неизменной в течение полувека вплоть до получения независимости странами Балтии в 1991 г.
же отечественных экспортеров и усложнит их деятельность на внешних рынках отдельных стран и регионов. Приостановка большинства видов контактов на официальном уровне развитых стран с Россией в торгово-экономической сфере снижает качество управления, мониторинга и планирования всего комплекса внешнеэкономических отношений отечественных и зарубежных партнеров государственного и частного секторов в двустороннем и многостороннем форматах6. Селективное прекращение сотрудничества НАТО, НАСА и пр. с Россией не затрагивает для партнеров ключевых областей взаимодействия, но ограничивает российскую сторону в использовании привлекательных для нее сфер (финансирование совместных программ, поставки технологий, доступ к информации, обмен кадрами и пр.). Понижение суверенного (кредитного) рейтинга РФ7, отдельных отечественных компаний и банков затруднит или повысит стоимость новых внешних заимствований и реструктуризации долгов (перекредитования)8, в том числе в целях развития экспорта, и прежде всего госкомпаний - лидеров в сфере вывоза сырьевой и промышленной продукции. В итоге в настоящее время самым сильным ударом по отечественной экономике является запрет на средне- и долгосрочное финансирование российских госбанков и компаний, включая область экспортных контрактов. Замораживание реализации действующих и новых совместных проектов с участием
иностранного капитала сократит приток в страну не только ПИИ, но и связанных с ними современных технологий и передового опыта управления, что скажется на развитии перспективных направлений отечественной экономики, в том числе экспортного сектора страны. При этом необходимо исходить из того, что законопослушный национальный бизнес развитых стран, несмотря на декларируемые им протесты, в целом будет следовать политическому курсу своих правительств, а не проявлять самостоятельность в коммерческой сфере. Расчеты российских компаний на то, что западные партнеры смогут найти лазейки в санкциях, не оправдываются, так как те не хотят рисковать. Зарубежным поставщикам и экономическим операторам в данном случае есть чего опасаться, и их реакция понятна. Так, летом 2014 г. компания BNP Paribas заплатила почти 9 млрд. долл. из-за претензий, связанных с обходом санкций против Судана, Ирана и Кубы. В конце лета текущего года в этом же обвинили немецкий Commerzbank - штраф здесь может составить не менее 650 млн. долл. В этой ситуации зарубежным компаниям и банкам проще и дешевле уйти с российского рынка.
Отказ ведущих развитых государств и групп государств от обсуждения с российской стороной проектов соглашений по ключевым направлениям торгово-инвестицион-ного сотрудничества заметно сужает перспективы развития новых форм взаимодей-
6 Уже в марте 2014 г. были зафиксированы массовые отказы государственных структур развитых стран от проведения заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также от других официальных мероприятий в рамках межгосударственного взаимодействия с Российской Федерацией.
7 После объявления санкций тройка ведущих международных рейтинговых агентств (Moody's, Fitch, S&P) незамедлительно ухудшила прогноз по суверенному рейтингу России, затронутых ограничениями компаний и банков со «стабильного» на «негативный», что автоматически влечет за собой снижение рейтинга всех юридических лиц России до этого уровня.
8 На начало 2014 г. внешняя задолженность корпоративного сектора страны составила 653 млрд. долл., а госсектора — 79 млрд. долл. В период с марта по декабрь текущего года российским компаниям необходимо погасить долги на 67 млрд. долл. и банкам — на 36 млрд. долл. // Бизнес-журнал. 3 апреля 2014 г.; ЦБ считает, что российские банки и корпорации должны выплатить до конца 2015 г. 134 млрд. долл. (только в декабре текущего года погашению подлежит колоссальная сумма
в 32 млрд. долл.) // Финансовая газета. 23 октября 2014 г.
ствия, в том числе в сфере экспорта из России товаров, услуг, технологий и ПИИ. В частности, уже в самом начале марта 2014 г. ЕС отказался от проведения переговоров с Россией по новому базовому соглашению и упрощению визового режима, США прекратили обсуждение проекта договора по торговым и инвестиционным вопросам, а Япония отменила заключение нового инвестиционного соглашения и т.д.
• Прекращение военно-технического сотрудничества развитых государств с Россией и точечные санкции в отношении оборонных предприятий страны окажут сдерживающее воздействие на масштабы и диверсификацию вывоза отечественных вооружений и товаров двойного назначения в среднесрочной перспективе9.
Помимо этого в июле текущего года ЕС и ряд других развитых стран согласовали эмбарго (т.е. полный запрет) на импорт/экспорт военной техники и соответствующих технологий в Россию и из России, что уже наносит прямой ущерб отечественному ОПК и экспорту оружия как весьма важному источнику его развития (15 млрд. долл. в 2013 г.). Во-первых, российские компании сразу теряют рынки сбыта на несколько миллиардов долларов в год не только в развитых государствах, но и у их союзников, поскольку торговля оружием сильно политизирована. Во-вторых, хотя импорт военной техники, комплектующих и технологий из развитых стран в Россию оценивается всего в несколько сот миллионов долларов, это критически значимая продукция для производства современного вооружения как для внутренних нужд, так и для внешнего рынка.
• Международные санкции в целом и приостановление переговоров странами Евро-
пейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) и Новой Зеландией с Таможенным союзом о заключении соглашений о зонах свободной торговли (ЗСТ) окажут косвенные негативные воздействия на различные аспекты интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП). Ряд других геополитических моментов, связанных с конфликтом на Украине, отрицательно влияют на взаимоотношения РФ с другими странами СНГ10. • Приостановление членства РФ в G-8, замораживание переговоров о присоединении ее к ОЭСР, снижение активности в международных организациях влекут за собой не только большие репутационные потери для государства, но и изолируют Россию от участия в обсуждении и решении актуальных глобальных проблем, что заметно ухудшит ее позиционирование в мировой экономике. В совокупности охарактеризованные выше последствия приведут к взаимному ущербу, но потери для России будут при этом гораздо больше. Такой вывод определяется тем, что существует асимметричная зависимость РФ и государств, задействованных в санкциях, в области торгово-экономических отношений. Поэтому необходимо объективно смотреть на положение дел - с учетом несопоставимости (в 15-20 раз) внешнеторговых и хозяйственных потенциалов сторон.
В целом общий ущерб от санкций оценивается экспертами на уровне 1-1,5% ВВП страны. Эта сумма формируется из объемов оттока капитала за границу, падения капитализации отечественных «голубых фишек» на ММВБ и Лондонской бирже, удорожания кредитов, а также прочих потерь, включая упущенную выгоду. Вместе с тем указанные выше факторы «совпадают» с общим ухудшением
9 По данным Комиссии Европейского союза (КЕС), в среднем российский оружейный экспорт в Евросоюз составляет 3,2 млрд. евро, а европейский экспорт в РФ -около 300 млн. евро // Коммерсантъ. 20 июля 2014 г.
10 В этом контексте вполне логичным выглядит подписание соглашений об углубленной и всеобъемлющей ассоциации с ЕС не только Украины, но также Молдовы и Грузии.
состояния российской экономики и финансов, что создает негативный синергетический эффект.
Необходимо отметить, что даже сама угроза санкций обусловливает элемент неопределенности в экономике, что подчас оказывается действеннее самих ограничений или эмбарго. И здесь следует адекватно реагировать на них, чтобы еще более не усугублять ситуацию и не изобретать «асимметричные» ответные меры. Российская экономика зависима от экспорта и импорта, поэтому серьезные ограничения в отношении отечественного ввоза/ вывоза товаров и услуг могут существенно усилить стагнацию и углубить другие проблемы национального хозяйства.
В связи с этим высказывания многих российских политиков и экспертов об отсутствии серьезных рисков и угроз от санкций являются всего лишь бравадой. Наиболее ярким примером здесь служит введение контрсанкций в виде полного запрета на ввоз в Россию продовольствия из развитых государств. По заявлениям руководства страны, «все это - ответ на санкции Запада, который куда больше навредил себе, чем России»11. Хотя в целях объективности следует отметить эволюцию экономических подходов государства в сторону их большей реалистичности.
К санкциям можно адаптироваться и даже научиться их обходить, так как возможности для нового бизнеса возникают и в условиях санкций. В данном случае интересен пример мобилизационных возможностей экономики ЮАР в период международного эмбарго. Кроме того, с целью минимизации возможного ущерба могут быть использованы и превентивные меры.
Российское правительство пытается выработать меры противодействия санкциям и сокращению потерь, но в итоге в их основе лежит концепция изоляционизма - форсированное внедрение расчетов в рублях, создание национальной платежной системы, проведение жесткой политики деоффшоризации, свертывание связей с развитыми странами и провозглашение нового курса внешнеэкономической политики - «поворота на Восток».
В конечном итоге руководством страны провозглашена - как национальная идея - политика импортозамещения с опорой на ряд секторов экономики, что объясняется, в частности, девальвацией рубля, нехваткой заемных средств, а также влиянием международных санкций. Во внутренней экономической политике используются старые рецепты прошедшего кризиса - докапитализация госбанков и финансовых институтов, льготные кредиты и госгарантии «системообразующим» компаниям. В основе этого подхода, как представляется, лежит также стремление обеспечить масштабное импортозамещение силами крупных игроков.
Даже в случае разрешения в обозримой перспективе геополитического кризиса - конфликта с Украиной - последствия санкций все равно потребуют многолетней профессиональной и скоординированной работы российской стороны по нормализации ситуации во внешнеэкономическом секторе и, прежде всего, в сфере развития отечественного экспортного потенциала. Речь в данном случае идет о минимизации ущерба, выявлении внешних рисков и внутренних резервов, повышении открытости экономики и, что самое важное, об использовании открывающихся возможностей для проведения реформ. ■
11 Независимая газета. 19 августа 2014 г.