Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ В 2014 г.: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ'

РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ В 2014 г.: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Russian export / sectoral structure of export / leading Russian exporters / export to the CIS countries / export to the EU countries.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Пахомов

В 2014 г. экспорт товаров из России сократился впервые за пять лет. Уменьшение стоимости вывоза во многом оказалось обусловлено падением цен на нефть, однако необходимо учитывать и другие системные проблемы, которые накопились в экспортном секторе страны в посткризисный период, что может серьезно осложнить его развитие в обозримой перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Export in 2014: Trends and Development Problems

In 2014, export of goods from Russia decreased for the first time in five years. Reduction of the export in monetary terms is mainly justified by a drop of oil prices, though it is necessary to take into account other system problems which have accumulated in the Russian export sector in the post-crisis period which situation may seriously complicate development of that sector in the foreseeable future.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ В 2014 г.: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ»

РОССИИСКИИ ЭКСПОРТ В 2014 г.: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

Александр ПАХОМОВ, д-р экон. наук

В 2014 г. экспорт товаров из России сократился впервые за пять лет. Уменьшение стоимости вывоза во многом оказалось обусловлено падением цен на нефть, однако необходимо учитывать и другие системные проблемы, которые накопились в экспортном секторе страны в посткризисный период, что может серьезно осложнить его развитие в обозримой перспективе.

По данным ФТС России, экспорт страны в январе-ноябре 2014 г. составил 459,4 млрд. долл. и по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизился на 3,8%1. По итогам года сокращение, возможно, будет даже большим (5-7%) как за счет конъюнктуры, сложившейся на мировом рынке нефти, так и под влиянием других неблагоприятных факторов (стагнация национальной экономики, международные санкции и пр.).

В общем объеме экспорта на долю государств дальнего зарубежья в январе-ноябре 2014 г. приходилось 87,2%, а стран СНГ -12,8%. Основой российского экспорта в дальнее зарубежье за этот период традиционно являлась топливно-энергетическая продукция, удельный вес которой в товарной структуре вывоза составил 74,1% (74,4% за аналогичный период 2013 г.), а в страны СНГ - 44,1% (46,4%). При этом доля экспорта машин и оборудования в общем объеме вывоза продолжала сокращаться: в государства дальнего зарубежья в январе-ноябре 2014 г. она соста-

вила всего 3,4% (3,6% в январе-ноябре 2013 г.), а в страны СНГ - 16,2% (16,4%).

В целом в отраслевой структуре российского экспорта в истекшем году существенных изменений не произошло. Хотя по отдельным субпозициям были зафиксированы значительные колебания - например, вывоз пшеницы в страны дальнего зарубежья вырос на 67%, а средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) сократился на 54%.

В региональном разрезе внешней торговли РФ особое место занимает Европейский союз как крупнейший экономический партнер страны: на долю ЕС в январе-ноябре 2014 г. приходилось 52,5% российского экспорта (в январе-ноябре 2013 г. - 53,8%). При этом в отдельные государства ЕС - традиционные рынки сбыта отечественной продукции (Австрию, Болгарию, Грецию, Литву) отечественный вывоз сократился на 25-35%.

Сохранилась тенденция к уменьшению российского экспорта на постсоветском пространстве: на страны СНГ в январе-ноябре 2014 г. приходилось 12,8% российского вывоза (в январе-ноябре 2013 г. - 14,0%)2, на государства Таможенного союза - 6,8% (7,7%). Наблюдался рост экспорта в страны АТЭС - 21,5% (18,9%), в том числе за счет наращивания поставок в Канаду, Корею и Сингапур3.

В 2015 г. следует ожидать еще большего спада экспорта отечественных товаров в связи с низкими ценами на нефть, а к середине года и на газ, а также из-за прямого воздействия

1 Экспорт-импорт важнейших товаров за январь-ноябрь 2014 года. ФТС России.

2 В итоге в 2014 г. Украина стала только девятым по значимости рынком сбыта для России, хотя еще два года назад занимала здесь четвертую позицию.

3 Рассчитано по: Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран. ФТС России. 14 января 2015 г.

санкций и кризисной ситуации в национальном хозяйстве в целом. Девальвация рубля вряд ли усилит позиции отечественных экспортеров; исключения возможны в отдельных экспортных сегментах энергосырьевого сектора, где импортная составляющая в конечной продукции минимальна.

Минэкономразвития России в рамках уточненного прогноза социально-экономического развития страны ожидает сокращения объема вывоза товаров из России в 2014-2015 гг. Предполагается, что в 2014 г. экспорт составит порядка 500 млрд. долл. (по сравнению с сентябрьской оценкой в 512 млрд. долл.), а в 2015 г. он сократится до 432 млрд. долл. (495 млрд. долл.). Вывоз в государства дальнего зарубежья в 2015 г. прогнозируется на уровне 368 млрд. долл. (85,2%), в страны ближнего зарубежья - 64 млрд. долл. (14,8%)4.

Эти тренды отражают неспособность системы внешнеэкономических связей России гибко и оперативно реагировать на появление глобальных вызовов (экономических, полити-

ческих или технологических). В этой связи возникают новые риски и ограничения для развития отечественного экспорта.

В настоящее время в стране реализуется пакет документов директивного и оперативного управления в сфере экспорта: с 2012 г. - «дорожная карта» АСИ «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», с 2013 г. - государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности», ежегодный документ «Основные направления таможенно-тарифной политики» и т.д., а в декабре 2014 г. был подготовлен проект Национальной экспортной стратегии. В целом на государственном уровне поставлена задача ежегодного роста несырьевого экспорта страны на уровне в 6%.

Однако, как показывает практика, реализация указанных документов не привела к каким-либо ощутимым сдвигам в сфере содействия экспорту со стороны государства, совершенствованию товарной и географической структуры вывоза. Эффективность господ-

Ведущие экспортеры России в 2013 г.

№ Компания-экспортер Объем, млрд. долл. Доля в экспорте, _ % Товары

1 Роснефть 116,6 22,3 Нефть, нефтепродукты, нефтехимия

2 ЛУКОЙЛ 114,9 22,0 Нефть, нефтепродукты, нефтехимия

3 Газпром 77,9 14,9 Газ

4 Норильский никель 22,5 4,3 Цветные металлы

5 Сургутнефтегаз 18,3 3,5 Газ, нефть, нефтепродукты, нефтехимия

6 Рособоронэкспорт 13,2 2,5 Продукция ОПК

7 Газпром нефть 11 2,1 Нефть, нефтепродукты, нефтехимия

8 Башнефть 10,3 2,0 Нефть, нефтепродукты, нефтехимия

9 Татнефть 9 1,7 Нефть, нефтепродукты, нефтехимия

10 Евраз 8,3 1,6 Сталь, металл, уголь

Всего 402 76,8

Прочие 121,3 23,2

Общий объем экспорта 523,3 100

Примечание. Стоимость экспорта компаний «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Татнефть», «Башнефть», «Сургутнефтегаз» рассчитывалась автором на основе средневзвешенного курса доллара США за 2013 г. на уровне 31,9 руб. Источник: Годовые отчеты компаний за 2013 г. ФТС России: http://www.customs.ru

4 ИА «Р1птагке1ги»,2 декабря 2014 г.

держки остается на прежнем невысоком уровне, а финансовые ресурсы на стимулирование вывоза в истекшем году выделялись в лимитах предыдущего. Так, не начал функционировать Центр кредитно-страховой поддержки экспорта под эгидой ВЭБа, в рамках которого страховые инструменты должны обеспечивать ЭКСАР (Агентство по страхованию экспортных кредитов), а кредитование экспортной деятельности - Росэксимбанк, хотя этот проект прорабатывался еще в 2008 г.

Еще одной проблемой, которой уделяется явно недостаточное внимание, является диверсификация отраслевой структуры - снижение удельного веса ведущих поставщиков страны и расширение их перечня. Крупнейшими экспортерами России в 2013 г. оставались компании преимущественно нефтегазового сектора и сырьевых отраслей национальной экономки. Так, на долю только трех компаний - ОАО «НК "Роснефть"», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Газпром» - пришлось в этот период более 59% (!) российского экспорта, или 310 млрд. долл. (См. таблицу.)

В целом удельный вес в этом списке десяти крупнейших российских корпораций составил почти 77% национального экспорта (доля тридцати поставщиков - около 90%). Основными товарами вывоза данными компаниями являлись нефть, газ, газовый конденсат, нефтепродукты, нефтехимическая продукция, алюминий, цветные металлы и сталь.

Единственной компанией в первой десятке, экспортирующей продукцию с высокой степенью добавленной стоимости, является ФГУП «Рособоронэкспорт»- государственный монополист в сфере поставок оружия и продукции двойного назначения. При этом компании госсектора, входящие в первую десятку рейтинга, контролируют свыше 40% совокуп-

ного вывоза России.

В этой связи весьма актуальной и неоднозначной остается проблема выбора приоритетного сегмента экспортеров - субъектов государственной поддержки. С одной стороны, в РФ, по данным ФТС, зарегистрировано около 30 тыс. экспортеров, но, с другой стороны, для достижения кардинальных перемен в экспортном секторе требуется масштабное наращивание вывоза в размере нескольких десятков миллиардов долларов в среднесрочной перспективе, что могут осуществить только крупные корпорации.

Приведенная статистика свидетельствует о высокой монополизации российской экономики, низкой диверсификации отечественного экспорта, а также о неразвитости обрабатывающих отраслей национального хозяйства, невысокой конкурентоспособности этого сектора и о недостаточной эффективности отечественного внешнеэкономического комплекса в целом.

Необходимо подчеркнуть, что с середины 2014 г. в национальном хозяйстве, включая его экспортный сектор, который перестал быть драйвером экономического роста, начала складываться принципиально иная ситуация, что было обусловлено действием трех ключевых факторов:

• низкой динамикой международной торговли в 2014 г. (прирост на 2,4%5 относительно 2013 г.), обусловленной слабой конъюнктурой мировых товарных рынков, включая нефтяной, и все еще неопределенной ситуацией с перспективами развития глобальной экономики (3,3%6). При этом необходимо отметить, что в последние два десятилетия темпы роста мирового экспорта, как правило, в 1,5-2 раза опережали динамику глобального ВВП7;

5 WTO lowers forecast after sub-par trade growth in first half of 2014. WTO/PRESS/722. Geneva. 23 September. 2014. Р. 8.

6 IMF World Economic Outlook Update. Wash. January 2015: Cross Currents. Р. 4.

7 Более того, еще два года назад все ведущие международные финансово-экономические организации прогнозировали уверенный рост глобального ВВП и мировой торговли на ближайшую перспективу. См.: Бирюкова О., Пахомов А. Итоги мировой торговли товарами и услугами в 2012 г: и перспективы ее развития // Экономическое развитие России. 2013. № 5. С. 47-53.

• сложной макроэкономической ситуацией в национальной экономике и в ее важнейших секторах, включая экспортное производство;

• введением международных торгово-поли-тических санкций в отношении России, которое стало негативным катализатором в усилении глобальных вызовов и внутренних ограничений для развития экспорта России. В условиях слабеющей национальной экономики санкции уже оказали негативное воздействие на сферу ее финансов, а также ОПК, сегмент высоких технологий и пр.

Противодействия этим ограничительным мерам еще не найдено, но свой отрицательный вклад дополнительно внесли здесь введенные ответные санкции российской стороны, а также политика деоффшоризации, которая может нарушить традиционные схемы заключения крупных экспортных контрактов. В целом экспертами прогнозируется возрастающий прямой негативный эффект от применяемых ограничений в отношении России. Кроме того, рассчитывать на прекращение санкций в обозримой перспективе вряд ли стоит.

В этой связи уже в текущем году можно ожидать целого комплекса негативных воздействий на динамику российского вывоза и его товарную структуру. Прежде всего, это ужесточение условий деятельности для отечественных поставщиков на внешних рынках и сужение экспортного потенциала страны, а также невозможность реализации новых стратегических направлений развития ее торговой политики, в том числе в сфере экспорта. К этому следует добавить отсутствие продуманной стратегии и тактики во внешнеэкономических связях на государственном уровне, свидетельством чему является появление термина «экспортное импортозамещение».

В итоге три указанных выше фактора - внут-риэкономический, конъюнктурный и геополитический, имеющие, по крайней мере, среднесрочный характер, - наложились друг на друга и привели к отрицательному синергети-ческому эффекту. Таким образом, с середины 2014 г. формируются принципиально новые условия функционирования отечественной экономики и ее экспортного сектора. Все сказанное выше позволяет, по нашему мнению, говорить о завершении посткризисного периода развития национального хозяйства и о начале новой, пока еще достаточно непредсказуемой, его стадии.

Как представляется, внешнеэкономический сектор страны будет инерционно реагировать на происходящую трансформацию ее экономической политики. Если существующие проблемы в национальной экономике можно охарактеризовать как структурный кризис, то для его преодоления необходимы не полумеры, а структурные реформы.

Во внешнеэкономическом секторе, во многом зависящем от состояния внутренней экономики и мировой конъюнктуры, обозначились практически все недостатки национальной политико-экономической системы. Слабые институты, отсутствие системных и долгосрочных подходов во внешнеэкономической сфере, как правило, подменяются «ручным» управлением и решением текущих проблем.

Пока были предложены два направления развития внешнеэкономической сферы страны в сложившейся неблагоприятной ситуации. Первое -резкая переориентация торгово-экономического сотрудничества на новые рынки Азии и других развивающихся регионов на фоне сокращения взаимодействия с развитыми экономиками Запада8. Второе - курс на ускоренное импортозамещение, расширение использования рубля во внешних расчетах и

8 Необходимо отметить, что географическая структура внешней торговли страны достаточно консервативна в силу ее энергосырьевой ориентации: с начала 1980-х годов и до настоящего времени на долю 20 ведущих внешнеэкономических партнеров РФ приходится около 80% ее товарооборота, а на долю 30 государств -свыше 90%.

применение других мер, фактически ведущих к самоизоляции страны.

Однако простые теоретические схемы, предложенные российским руководством на данном этапе, на практике не реализуются или осуществляются с большим трудом по объективным и субъективным причинам. В конечном итоге, растет неопределенность и усиливаются системные риски предпринимательской деятельности российских поставщиков на внешних рынках.

Традиционный экспортный потенциал страны уменьшается ввиду низкой хозяйственной активности уже на нынешнем этапе, а в перспективе будет сокращаться из-за последствий санкций и девальвации рубля. Помимо этого, ослабевший курс рубля в целом не стимулирует вывоз продукции с высокой добавленной стоимостью как следствие значительной импортной составляющей при ее производстве (в среднем по экономике более 50%) и дополнительных административных издержек.

Кроме того, чтобы освоить и закрепиться на новых рынках, требуются достаточно длительное время, значительные интеллектуальные и материальные затраты, а также формирование новых транспортно-логистических цепочек9. Здесь также возрастают политические и коммерческие (специфические) риски, которые трудно хеджировать, что, соответственно, приводит к увеличению расходов.

Как показывает опыт многих стран с динамично развивающейся экономикой, акцент на продвижение промышленного экспорта стимулировал развитие не только отдельных секторов, но и в целом национального хозяйства этих стран. В отношении России речь прежде всего идет о необходимости расширения номенклатуры и масштабов вывоза продукции несырьевых отраслей, а также о комплексном

развитии так называемого нетоварного экспорта (услуг, предпринимательского капитала, результатов интеллектуальной деятельности и пр.), которому на данном этапе уделяется явно недостаточное внимание.

В итоге экспорт в целом может стать в среднесрочной перспективе одним из локомотивов вывода национального хозяйства из стагнации и внести свой вклад в становление в России экономики нового типа. Однако «асимметричная» вовлеченность страны в мировое разделение труда является препятствием для расширения несырьевого отечественного экспорта и для углубленной интеграции российских компаний в международные цепочки создания добавленной стоимости.

Поэтому материализация потенциальных преимуществ России возможна только при проведении активной и последовательной государственной политики в сфере поддержки вывоза несырьевой продукции. Среди первоочередных мер здесь можно выделить следующие:

• оптимизация имеющихся ресурсов и процедур предоставления финансовой поддержки - как ключевого направления содействия национальному экспорту;

• развитие нефинансовых форм поддержки вывоза преимущественно на основе аутсорсинга, а также повышение эффективности прогнозирования, управления и мониторинга экспорта в государственных структурах (ведомствах и госкорпорациях);

• определение конкретных способов (инструментов) и ресурсов для достижения поставленных задач в области господдержки экспорта с учетом норм и правил ВТО и других международных обязательств Российской Федерации;

• усиление координации работы на межведомственном уровне в целях проведения

9 Например, транспортно-логистические затраты в России - одни из самых высоких в мире: по оценке BCG, совокупные издержки на логистику в стране составляют 20% ВВП, и доведение их до среднемирового уровня (порядка 11%) позволит сэкономить около 180 млрд. долл. в год. Для сравнения: сейчас ежегодные инвестиции в инфраструктуру в России составляют не более 45 млрд. долл. (Экспортеры России. 24.12.2014.)

единой национальной политики в сфере экспорта и повышения ее результативности. Требуется долгая и кропотливая работа по освоению нетрадиционных и отдаленных рынков, использованию новых инструментов и нестандартных подходов стимулирования несырьевого вывоза (прежде всего на основе материализации прав России в ВТО) и различ-

ных форм нетоварного экспорта, а также по развитию их экспортного потенциала.

Но главное - необходима выработка актуальной стратегии совершенствования отечественного внешнеэкономического комплекса, адекватной возможностям и потребностям страны на новом этапе ее экономического развития. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.