Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРАНА'

ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ИРАН / РОССИЯ / ТАДЖИКИСТАН / ВЛИЯНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хайдар Лотфи

Рассмотрены вопросы развития торгово-экономического и международного туризма в Исламской Республике Иран, которая входит в первую десятку стран на международном уровне. Для развития туристической индустрии Ирана предложено преобразовать инфраструктуру туристических зон, включающих транспорт, гостиницы, пункты питания, места отдыха и развлечений.Определено влияние сотрудничества других стран на туристическую деятельность Ирана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРАНА»

ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРАНА

Хайдар Лотфи

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Иран имеет огромный потенциал в туристической отрасли, что связано с разнообразием климата и историческими достопримечательностями, представляющий Иран, как несопоставимое государство со многими другими странами мира.В Иране имеются: пустыни, горы, моря, леса, а год разделён на четыре сезона, аклиматические условия разнообразны и есть возможность заниматься как пешеходным туризмом, так и катанием на лыжах в горных склонах Эльбруса и отдыхом на Персидском заливе и Каспийском море.

Исламская Республика Иран по развитию международного туризма входит в первую десятку стран на международном уровне. Ежегодно Иран посещает более 1, 6 млн. иностранных туристов, а1,8% населения Ирана занято в сфере туризма, однако по доходам бюджета от туризма Иран занимает 75 место в мире. СШАзарабатывает на туристическом бизнесе восемьдесят миллиардов долларов ежегодно, что на 20% превышает весь годовой бюджет Ирана. Ежегодный прирост от туризма составляет десять процентов. В целом доходы от внешнего и внутреннего рынка составляют примерно один миллиард долларов США, однако это в двадцать пять раз меньше имеющегося потенциала. Поэтому, в целях развития туристической индустрии осуществляется активное строительство гостиниц,дорог и объектов туристической индустрии. Принята специальная программа по развитию индустрии туризма и смягчению таможенных требований к въезду на территорию Ирана.

Немаловажную роль для развития туризма имеют связи Ирана с другими государствами.Например,по объёму торгово-экономического сотрудничества с Ираном Россия занимает девятое место, хотя Россия имеет большой интерес в сотрудничестве. Протяжённость берегов Иранав Персидском, Оманском, и Каспийском море составляет 5, 8 тысяч км.ВВП Иранав 2011 году составляет 475 млрд. долларов США, а ежегодный рост стабилен и составляетшесть процентов , а годовой рост экономики Ирана составляет 2,5 процента для почти восьмидесяти миллионного населения. Из общего количества населения 47,8 процентов трудоспособного населения занято в сфере услуг, в промышленности 31,8%,в сельскохозяйственном секторе занято 20,4 процента, а минимальная оплата труда составляет примерно триста долларов США, что приравнивается к прожиточному минимуму. Приоритетом Иранской экономики является нефтеэкспортная независимость. В целом ВВП Ирана составляет: 45 % это промышленность, 45 % это услуги и десять процентов продукция сельского хозяйства. В Российской внешней торговле на долю Ирана приходится 0,47% импорта и Российский экспорт во много раз превышает импорт из Ирана, а товарооборот между этими странами составляет 3 800 млн. долларов. В Иране имеется 155 млрд. барелей нефтии 33,1 трлн. кубометров запаса природного газа, а по запасам энергоносителей Иран занимает первое место среди стран Ближнего и Среднего Востока. Таким образом,нефтяной и газовый экспорт составляет 80 % всех экспортных доходов Ирана. По прогнозам учёных в 2015 году мощность нефтехимической промышленности достигнет ста миллионов тонн продукции стоимостью двадцать миллиардов долларов. Общемировые запасы нефти и газа принадлежат России и Ирану, что составляетсоответственно по нефти двадцать процентов, а по газу сорок процентов, что говорит о перспективных взаимоотношениях России и Ирана.

Аналитики издания «Экономист» отмечают ежегодное сокращение валютных запасов Ирана на 3,5 миллиарда долларов, аза чертой бедности находится примерно 16 % населения.

Иран является поставщиком углеводородного сырьяна сумму 11 млрд. долларов для Индии.

Иран поставляет нефть, объёмом 200 тысяч барелей нефти в Анкару для Турецкой столицы, что составляет семь процентов от всего экспорта Иранской нефти. Таким образом, Турция за счет Ирана обеспечивает внутренние потребности нефти на 30% и газа на 20%.Объём поставок Иранской нефти вТурцию составляет 7 миллионов тонн. Иран занял первое место по поставке нефти в Турцию среди 22 стран, поставляющих нефть в Турцию. Ежедневная поставка газа из Ирана в Турцию составляет 30 миллионов кубометров в сутки.

Япония снабжается Иранской нефтью на четырнадцать процентов от общего экспорта нефти.

Китай снабжается Иранской нефтью на двадцать процентов от общего экспорта нефти. Между Ираном и Китаем есть договоренность о сотрудничестве в следующих областях:

• туризм;

• строительство;

• промышленное производство;

• развитие экономической зоны;

• коммерческая деятельность.

Товарообмен между Ираном и Китаем составляет примерно 45 млрд. долларов США.

Индия снабжается Иранской нефтью на шестнадцать процентов от общего экспорта нефти.

Межу Таджикистаном и Ираном существует многоплановое экономическое сотрудничество, особенно в области строительства Сангтудинской ГЭС и реализации других энергетических проектов. Иран пользуется 10 тыс. га земель, пригодных для производства сельхозпродукции. Подписано соглашение между Таджикистаном иИранскими компаниями по которому часть земель некоторых районов Таджикистана засеяно рисом, хлопком, пшеницей, а также бахчевыми и овощными культурами. Специалисты Ирана отметили благоприятные возможности Таджикистана, способствующие процессу инвестирования: дешевизна рабочей силы, богатые природные ресурсы, высокое плодородие земель. В этой связиИран планируется ежегодныепереброски до 30 млрд. кубических метров воды из Таджикистана в Иранские провинции Хорасан, Систан, Белуджистан и Керман.

Иран и Испания подписали долгосрочные контракты на поставку нефти в Испанию. Каждые сутки Испания получает 0,1 млн. баррелей нефти. Среди поставщиков по нефтяной продукции в Испанию на первом месте стоит Иран.

Иран занимает третье место по поставке нефтепродуктов в Италию, что составляет 0,16 млн. баррелей в сутки

Рассмотрим товарооборот между Ираном и другими странами. Товарооборот между Ираном и Казахстаном составляет, что составляет 1 млрд 200 млн долларов США. Намечается открытие Казахско-Иранской железной дороги через Туркменистан с выходом к Персидскому заливу. Иран заинтересован в покупке зерна из Казахстана.

Между Ираном и Кубой подписаны контракты на поставку товарных вагонов на Кубу.

Между Ираном и Пакистаном подписаны контракты на поставку газа, объёмом 30 млн. куб. метров в сутки. Согласно контракта, с 2014 года, ежегодно будет поставлено в Пакистан 7,7 млрд. куб. метров природного газа.

Между Ираном и Сирией также имеется договорённость о поставке Иранских тракторов в Сирию и стоимость контракта составляет 4,5 млн. евро.

Иран и Украина подписали контракт о приобретении Украинских самолётов «Иран-140» и совместном выпуске самолета Ан-158. Объём товарооборота между этими странами достиг 500 млн. долларов США. Иран экспортирует фрукты, финики, кишмиш, медикаменты, плитку и транспортные средства, а импортирует из Украины сталь и продукцию машиностроения.

Иран и Южная Корея подписали договор о строительстветрубопровода для транзита каспийской нефти в Оманский залив. Объём товарооборота между этими странами составит 12 млрд. долларов в год. Поставщиком нефти в Южную Корею является Иран, который занимает четвертое место среди поставщиков.

Экономические санкции, предъявленные Ирану, ставят целью разрушить культурно-познавательный туризм, который включает посещение достопримечательностей, святых мест, исторические ценности страны. Иран посетили примерно четыре миллиона туриста из семидесяти стран, однако число иностранных туристов во всём мире уменьшается на пять процентов, однако в Иране этот показатель ежегодно увеличивается на 13 процентов. Наиболее привлекательными являются Тегеран, Исфахан и Шираз.

Увеличить ВВПИрана можно за счет развития туристической отрасли и в ближайшие десять лет можно ожидать увеличения спроса на иранский туризм почти на семь процентов. Тенденция развития туристической отрасли должна быть направлена на интегрированный подход, учитывающий инфраструктуру туристического рынка туриндустрии, подготовка местных кадров для оказания туристических услуг,эффективное использование ресурсов, планирование, координация и мониторинг туристической отрасли. Туристов привлекает нетронутый и девственный рынок Ирана.

Таким образом, для развития туристической индустрии Ирана необходимо преобразовать инфраструктуру туристических зон, включающих транспорт, гостиницы, пункты питания, места отдыха и развлечений.

При этом необходимо решить следующие проблемы: решение юридических проблем, совершенствование системы туристических услуг и реконструкция туристических зон.

Литература:

1. Сергеева, Т.К. Экологический туризм: Учебник/Т.К Сергеева. -М.: Финансы и статистика, 2004. -360с.

2. Жучкова, В.К. Ландшафтоведение - традиции и перспективы/В.К. Жучкова, Н.И. Волкова, М.Н. Петрушина. //Вестник МГУ Сер. География. -М. 2005.-№4 -С.52-54.

3. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма/И.В Зорин., В.А Квартальнов. -М.: Финансы и статистика, 2001. -358 с.

4. Зырянов, А.И. Региональная топология туризма/А.И Зырянов.//География и туризм: Сб. науч. тр. / Перм.ун-т.- Пермь, 2005. -Вып.1.-С. 81-99.

5. Ирисова, Т.А. К вопросу о современном рекреационномрайонировании России/ Т.А. Ирисова, Е.В.Колотова. //Курортные ведомости. 2004. -№2.

6. Dehnavi A.G. Study and Effects of Coastal Soil on Liquefaction in the Bandar Abbas, South of Iran / A.G. Dehnavi& etc. // American Journal of Scientific Research. - 2011. -Iss. 27. - pp. 6-12.

7. Esfandiarnejad A. Feasibility studies for water harvesting from fog and atmospheric moisture in Hormozgan coastal zone (south of Iran) / A. Esfandiarnejad, R. Ahangar, U.R. Kamalian, T. Sangchouli // Proceedings of 5th International Conference on Fog, Fog Collection and Dew Munster, Germany, 2010, FOGDEW2010-2

8. Hormozgan // Irano-British Quarterly Magazine. - 2010. - Vol. 26. - pp. 6-13.

9. http://www.eurojournals.com/EJEFAS.htm

10. Iranmanesh L., Nakhaie H. Study of the Roles of Eco-tech Architecture in Development of Tourism Industry // Proceedings of 2nd International Conference on Business, Economics and Tourism Management, IPEDR vol. 24. -Singapore:IACSIT Press, 2011. - pp. 61-66.

11. Jozi S.A. Presentation of strategic management plan in ecotourism development through SWOT: Case study of Qeshm Island / S.A. Jozi, P. Aghapour, M.K. Poshtegal, N. Zaredar // Journal of Food, Agriculture & Environment. - 2010. - Vol.8(2). - pp. 1123-1132.

12. Mohebi M., Abdul Rahim K. Tourism Equilibrium Price Trends // American Journal of Applied Sciences. - 2012. - № 9(4). - pp. 472-477.

13. Алиев С.М. История Ирана. XX век. - М.: Ин-т востоковедения РАН: Крафт+, 2004. - 608 с.

14. Материалы сайта www.polpred.ru

15. Худеньких, Ю.А. Гносеологические аспекты географического исследования туризма и рекреации /Ю.А. Худеньких. // География и туризм: Сб. науч. тр. /Перм.ун-т. Пермь, 2005. Вып.1. -С 231-240.

ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРАНА

Хайдар Лотфи

Рассмотрены вопросы развития торгово-экономического и международного туризма в Исламской Республике Иран, которая входит в первую десятку стран на международном уровне. Для развития туристической индустрии Ирана предложено преобразовать инфраструктуру туристических зон, включающих транспорт, гостиницы, пункты питания, места отдыха и развлечений.Определено влияние сотрудничества других стран на туристическую деятельность Ирана.

Ключевые слова: Сотрудничества, связи, туристические зоны, туризм, международный, Иран, Россия, Таджикистан, влияние, деятельность.

INFLUENCE OF TRADE AND ECONOMIC COLLABORATION ON TOURIST ACTIVITY OF IRAN

Khaydar Lotfi

The questions of development of trade and economic and international tourism are considered in Islamic Republic of Iran, that is included in the first ten of countries at an international level. For development of tourist industry of Iran it offers to transform the infrastructure of tourist zones, including a transport, hotels, points of feed, resting-place and entertainments. Influence of collaboration of other countries is certain on tourist activity of Iran.

Key words: Collaboration, connection, tourist zones, tourism international, Iran, Russia, Tajikistan,influence, activity.

Сведения об авторе: Хайдар Лотфи - аспирант кафедры экономической и социальной географии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.:(992) 93-558-45-38, e-mail: heydfre.lotfi@gmail.com

Information about the author: Khaydar Lotfi -postgraduate student of department of economic and social geography of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (992) 93-558-45-38, e - mail: heydfre.lotfi@gmail.com

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИРАНА

СимоХиммати

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Научно-методологической основой исследования туристической деятельности Ирана являются научные подходы - системный, территориальный, типологический. Для исследования туристической деятельности использованы следующие методы: описательный и обзорный, сравнительно-географический, картографический, историографический, ретроспективный, библиографический и статистический. Для проверки различных гипотез для определения связей между различными переменными, отражающими деятельность туристической отрасли использованы следующие критерии: критерий Пирсона, Манна Уитни, Вилкоксона,

Критерий Пирсона. Для проверки первой гипотезы применялся коэффициент корреляции Пирсона. Линейный корреляционный анализ позволяет установить прямые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.