Научная статья на тему 'НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИРАНА'

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИРАНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИРАН / СИСТЕМНЫЙ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ / ОПИСАТЕЛЬНЫЙ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ / КРИТЕРИЙ ПИРСОНА / МАННА УИТНИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Симо Химмати

Выбрана научно-методологическая основа исследования туристической деятельности Ирана. Для исследования определены научные подходы − системный, территориальный, типологический. Для исследования туристической деятельности использованы следующие методы: описательный и обзорный, сравнительно-географический, картографический, историографический, ретроспективный, библиографический и статистический. Для проверки различных гипотез использованы следующие критерии: критерий Пирсона, Манна Уитни, Вилкоксона,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИРАНА»

14. Материалы сайта www.polpred.ru

15. Худеньких, Ю.А. Гносеологические аспекты географического исследования туризма и рекреации /Ю.А. Худеньких. // География и туризм: Сб. науч. тр. /Перм.ун-т. Пермь, 2005. Вып.1. -С 231-240.

ВЛИЯНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ТУРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИРАНА

Хайдар Лотфи

Рассмотрены вопросы развития торгово-экономического и международного туризма в Исламской Республике Иран, которая входит в первую десятку стран на международном уровне. Для развития туристической индустрии Ирана предложено преобразовать инфраструктуру туристических зон, включающих транспорт, гостиницы, пункты питания, места отдыха и развлечений.Определено влияние сотрудничества других стран на туристическую деятельность Ирана.

Ключевые слова: Сотрудничества, связи, туристические зоны, туризм, международный, Иран, Россия, Таджикистан, влияние, деятельность.

INFLUENCE OF TRADE AND ECONOMIC COLLABORATION ON TOURIST ACTIVITY OF IRAN

Khaydar Lotfi

The questions of development of trade and economic and international tourism are considered in Islamic Republic of Iran, that is included in the first ten of countries at an international level. For development of tourist industry of Iran it offers to transform the infrastructure of tourist zones, including a transport, hotels, points of feed, resting-place and entertainments. Influence of collaboration of other countries is certain on tourist activity of Iran.

Key words: Collaboration, connection, tourist zones, tourism international, Iran, Russia, Tajikistan,influence, activity.

Сведения об авторе: Хайдар Лотфи - аспирант кафедры экономической и социальной географии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.:(992) 93-558-45-38, e-mail: heydfre.lotfi@gmail.com

Information about the author: Khaydar Lotfi -postgraduate student of department of economic and social geography of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Aini, tel.: (992) 93-558-45-38, e - mail: heydfre.lotfi@gmail.com

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИРАНА

СимоХиммати

Таджикский государственный педагогический университет имени Садриддина Айни

Научно-методологической основой исследования туристической деятельности Ирана являются научные подходы - системный, территориальный, типологический. Для исследования туристической деятельности использованы следующие методы: описательный и обзорный, сравнительно-географический, картографический, историографический, ретроспективный, библиографический и статистический. Для проверки различных гипотез для определения связей между различными переменными, отражающими деятельность туристической отрасли использованы следующие критерии: критерий Пирсона, Манна Уитни, Вилкоксона,

Критерий Пирсона. Для проверки первой гипотезы применялся коэффициент корреляции Пирсона. Линейный корреляционный анализ позволяет установить прямые

связи между переменными величинами по их абсолютным значениям. Коэффициент Пирсона наиболее точно устанавливает тесноту связи между признаками лишь в том случае, если эта связь имеет линейный характер. Именно поэтому коэффициент Пирсона также называют коэффициентом линейной корреляции Пирсона.

В общем виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова [1]:

Где Хг значения, принимаемые переменной X, у г значения, принимаемые переменой У, :"> средняя по X,

у- средняя по Y.

Расчет коэффициента корреляции Пирсона предполагает, что переменные хи ураспределены нормально [2].

и-критерий Манна Уитни. В рамках исследования, также для проверки выдвигаемых гипотез вычислялся и-критерий Манна-Уитни(Мапп^Ы1пеуИ1е81), являющийся непараметрическим статистическим критерием, используемым для оценки различий между двумявыборкамипо признаку, измеренному в количественной или порядковойшкале. При этом первой выборкой принято считать ту, где значение признака больше. И-критерий является непараметрическим аналогомкритерия Стьюдента. [3]. Достоинством и-критерия является его мощность -выше, чем у Q-критерия Розенбаума. Чем меньше значение критерия, тем с большей вероятностью можно утверждать о достоверности различий между значениями исследуемого параметра в выборках. Одним из обязательных условий является количество значений признака, их должно быть не менее трех.Возможен такой вариант, при котором в одной из выборок будет два значения признака. В таком случае вторая выборка должна содержать не менее пяти значений.

Определение и-критерия Манна—Уитни происходило по следующему алгоритму:

Сперва был составлен единый ранжированный ряд из обеих сопоставляемых выборок. Элементы ряда расположены по степени нарастания признака. Меньшему значению был приписан меньший ранг. Общее количество рангов определили по формуле 2.

N = п1 + п2,

где п1 и п2- количество единиц в каждой из выборок.

Далее единый ранжированный ряд был поделен на два, состоящих соответственно из единиц первой и второй выборок. Далее отдельно считалась сумма рангов, пришедшихся на долю элементов каждой из выборок. Определена большаяиз двух ранговых сумм (Тх), соответствующая выборке спхединиц.

И-критерий Манна—Уитни определяется по формуле:

Критическое значение критерия для п1ип2 находится из таблицы для избранного уровня статистической значимости. Наличие существенного различия между уровнем признака в рассматриваемых выборках признается лишь в том случае, если значение и меньше или равно табличного значения. В том случае, если же полученное значениеИбольше значения, указанного в тадлице, принимаетсянулевая гипотеза. Чем меньше значение и, тем выше достоверность различий. [4]

Т-критерий Вилкоксона. Данный непараметрический статистический критерий использовался для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке. Отличительной особенностью Т-критерия является то, что он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность, то есть, способен определить, является ли сдвиг показателей в одном направлении более интенсивным, чем в другом.

Суть метода измерения состоит в том, что сопоставляются абсолютные величинывыраженности сдвигов в том или ином направлении. Для этого сначала все абсолютные величины сдвигов ранжируются, а потом суммируются ранги. Если сдвиги в ту или иную сторону происходят случайно, то и суммы их рангов окажутся примерно равны. Если же интенсивность сдвигов в одну сторону больше, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет значительно ниже, чем это могло бы быть при случайных изменениях [5].

Литература:

1. Христов, Т.Т. Современное состояние и перспективы развития экономики и гостиничной индустрии в ОАЭ / Т.Т. Христов // Научный вестник мгиит, 2011. - № 2. - С. 54-61.

2. Орлов А.И.Эконометрика / А.И. Орлов. - М.: Экзамен, 2003. - 576 с.

3. Кобзарь, А.И.Прикладная математическая статистика / А.И. Кобзарь - М.: Физматлит, 2006. — 816 с.

4. Вероятность и математическая статистика: Энциклопедия / Ю.В. Прохоров. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003. - 912 с.

5. Лагутин, М.Б. Наглядная математическая статистика. Том 2 / М.Б. Лагутин. - М.: П-центр, 2003. - С. 174.

6. Алгоритмика, Статистика и теория вероятности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://matstats.ru

7. Киани, Р. Влияние географических и демографических факторов на социально-экономическое развитие Исламской Республики Иран: автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. геогр. наук: 25.00.24. / Реза Киани. - Душанбе, 2012. - 22 с.

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИРАНА

СимоХиммати

Выбрана научно-методологическая основа исследования туристической деятельности Ирана. Для исследования определены научные подходы - системный, территориальный, типологический. Для исследования туристической деятельности использованы следующие методы: описательный и обзорный, сравнительно-географический, картографический, историографический, ретроспективный, библиографический и статистический. Для проверки различных гипотез использованы следующие критерии: критерий Пирсона, Манна Уитни, Вилкоксона,

Ключевые слова: Туристическая, деятельность, Иран, системный, территориальный, типологический, описательный, обзорный, сравнительно-географический, карта графический, историко-графический, ретроспективный, критерий Пирсона, Манна Уитни, Вилкоксона

SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL BASIS OF TOURISTIC ACTIVITIES OF IRAN

Simo Himmati

Scientific and methodological basis of research of tourist activity of Iran is chosen for article. Scientific approaches, like system, territorial, and typological are determined for search. For research of tourist activity next methods are used: descriptive and survey, comparatively-geographical, cartographic, historiography, retrospective, bibliographic and statistical. For verification of different hypotheses next criteria are used: criterion of Pearson, god Sends of Whitney, Vilkokson

Key words:: Tourism, activity, Iran, the system, territorial, typology, descriptive, survey, comparatively-geographical, cartographic, history -geographic, retrospective, criterion of Pearson, god Sends of Whitney, Vilkokson.

Сведения об авторе: Симо Химмати- аспирант кафедры экономической и социальной географии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, тел.:(992) 93-558-45-38, e-mail: hemmati.sima@gmail.com

Information about the author: Simo Himmati -postgraduate student of department of economic and social geography of the Tajik State Pedagogical University named after Sadriddin Ainim tel. :(992) 93-558-45-38, e - mail: hemmati.sima@gmail.com

ГОРЫ КАК СУБЪЕКТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА Гурукова О. В.

Таджикский государственный педагогический университет им. Садриддина Айни

К концу ХХ в. туризм занял лидирующее место в международных внешнеэкономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом. Туризм сегодня не только крупнейшая, но и наиболее быстро развивающаяся отрасль мирового хозяйства.

В соответствии со статьей 6 Закона Республики Таджикистан «Государственных прогнозах, концепциях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан»,- государство признает туризм «одной из приоритетных отраслей экономики Республики Таджикистан». Таким образом, на туристскую индустрию возложена обязанность стимулирования развития экономики РТ.

Одной из проблем развития международного туризма в регионах РТ является недостаток научных знаний о ресурсах и факторах развития международного туризма и их эффективном использовании. Полная и достоверная информированность о факторах развития международного туризма является первоосновой управления отраслью национальными и региональными администрациями по туризму, первоосновой принятия стратегических решений развития туризма в государстве.

В Таджикистане, где 93% покрыта горы и являющихся, предметом национальной гордости, вопросы горного туризма практически на должном уровне не вовлечены в международную туристскую деятельность.

Горы всегда поражали человека своим величием, труднодоступностью и непредсказуемостью. С их склонов люди любовались живописными долинами и ущельями, шумными водопадами и бурными реками. Восхищаясь красотой белоснежных вершин, люди совершали восхождения, устанавливали на горных пиках флаги, и, окидывая взглядом открывающуюся перспективу, ставили еще более сложные, труднодостижимые цели. Пожалуй, среди всех видов туризма только горный рождает такое же сильное чувство как любовь, и если оно возникает, то захватывает раз и навсегда, потому что равнодушные не идут в горы, они остаются на равнине.

Проблемы туристического освоения горных территорий, обоснованы в работах ряде ученых (Преображенский B.C., Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т, Твердохлебов И.Т., Гужин Г.С., Бероев Б.М., Козырев В.М.)[7].

Проблема устойчивого развития горных территорий, по определению Организации Объединенных Наций, признана одной из основных стоящих перед человечеством. Речь идет о выработке новых концепций стимулирования социально-экономического развития горных территорий. Многие исследователи отмечают, что международный туризм — эффективнейший современный инструмент устойчивого развития горных районов. Не случайно, на пятьдесят третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение об объявлении 2002 года Международным годом гор и Международным годом экотуризма. Как отмечается в третьем выпуске Бюллетеня Северо-центральноазиатской горной сети за 1998 год: «Это открывает большие возможности для кооперации и объединения всех заинтересованных сторон в достижении максимальных результатов при проведении главнейших международных мероприятий»[4].

Памир - высочайшая горная область СНГ и один из самых грандиозных горных регионов Центральной или так называемой Высокой Азии, соединяющей Тянь-Шань на севере, Куэньлунь и Тибет на востоке, Каракорум и Гималаи на юго-востоке, Гиндукуш на юго-западе. На географической карте Памир имеет форму четырёхугольника, несколько скошенного в сторону запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.