ВахшитехЛ. Н., Лапенко М. В.*
РАЗВИТИЕ ИРАНСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «ЭНЗЕЛИ» В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР- ЮГ»
Vakhshiteh A., Lapenko M.**
ANZALI FREE TRADE ZONE IN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL NORTH-SOUTH TRANSPORT CORRIDOR
Аннотация: Международный транспортный коридор «Север-Юг», инициированный со стороны Индии, Ирана и России, в настоящее время становится одним из наиболее перспективных маршрутов соединяющих Северную Европу и страны Юго-Восточной Азии через Персидский залив. Однако усиление конкуренции международных транспортных коридоров и санкционный режим в отношении Ирана, а также и России ставит вопрос о необходимости создания дополнительных механизмов обеспечения рентабельности и самодостаточности МКТ «Север-Юг». В этой связи повышается актуальность создания вдоль маршрута особых экономических зон для активизации экономического взаимодействия. Иран в этом проекте занимает стратегическое место. От Ирана зависит очень многое и иранское правительство много внимания уделяет вопросу создания особых экономических зон в приграничных регионах, в частности в Каспийском регионе. В статье дается анализ Свободной экономической зоне «Энзели» как одной из наиболее успешных и быстроразвивающихся экономических зон Ирана и важного звена на пути развития международного транспортного коридора «Север-Юг».
Ключевые слова: Исламская Республика Иран, Свободная экономическая зона «Энзели», международный транспортный коридор «Север-Юг».
Abstract: The International North-South Transport Corridor, initiated by India, Iran and Russia, is now becoming one of the most promising routes connecting Northern Europe and the countries of Southeast Asia through the Persian Gulf. However, the increasing competition of international transport corridors and the sanctions regime against Iran, as well as Russia, raises the question of the need to create additional mechanisms to ensure the profitability and self-sufficiency of the INSTC. In this regard, the urgency of creating special economic zones along the route to enhance economic interaction is increasing. Iran has the strategic place in this project. Much depends on Iran and the Iranian government pays much attention to the creation of special economic zones in the
* Вахшитех Ахмад Насер - аспирант кафедры сравнительной политологии по специальности 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений и глобального развития», факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы народов (г. Москва); e-mail: [email protected].
Лапенко Марина Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и внешней политики России, ИИМО СГУ им. Н.Г. Чернышевского (г. Саратов, Россия); e-mail: [email protected].
** Vakhshiteh Ahmad - post-graduate student of the second year, Faculty of Humanities and Social Sciences, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia); e-mail: [email protected].
Lapenko Marina - PhD in History, Associate Professor of IR, Department of International Relations and Russian Foreign Policy, Institute of History and International Relations Saratov State University (Saratov, Russia); e-mail: [email protected].
cross border regions, particularly in the Caspian region. The article provides an analysis of the Anzali Free Trade Zone as one of the most successful and rapidly developing economic zones of Iran and an important link in the development of the International North-South Transport Corridor.
Key words: Islamic Republic of Iran, International North-South Transport Corridor -INSTC, Anzali Free Trade Zone.
В развитии международных транспортных коридоров (МТК) выделяют два основных подхода - функциональный и процессный. При функциональном подходе под международными транспортными коридорами понимается определенное направление (маршрут) массовых перевозок пассажиров и грузов между центрами социально-экономической активности, которое обслуживается несколькими видами транспорта. Это направление (марш-
\ /«' «_» 1 и и и
рут) обладает развитой инфраструктурой, с помощью которой в полной мере реализуется интермодальная технология. Таким образом, с точки зрения функционального подхода МТК рассматривается как совокупность элементов и особых связей между ними. Среди элементов МТК выделяют автомагистрали, железную дорогу, системы энерготрафика и телекоммуникационные каналы.
Процессный подход состоит в том, что любая деятельность рассматривается как процесс, в котором используемые ресурсы входа преобразуются в выход (результат деятельности или процесса). Процесс определяется как совокупность взаимосвязанных ресурсов и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы и выходы.
Все процессы, обеспечивающие функционирование МТК, в зависимости от их вклада в это, подразделяются на следующие виды:
1) основные процессы, которые осуществляют оказание транспор-тно-логистических услуг;
2) вспомогательные процессы, которые создают необходимые условия для осуществления основных процессов;
3) процессы управления, которые выполняют организационные функции и направлены на повышение эффективности основных и вспомогательных процессов [7].
Международный транспортный коридор «Север-Юг» (International North-South Transport Corridor - INSTC) - это общее определение для 7200-километрового морского, автомобильного и железнодорожного маршрута, соединяющего Северную Европу и Индию (Юго-Восточную Азию) через Персидский залив. Это кратчайший мультимодальный транспортный маршрут на данном направлении. Расчетная пропускная способность коридора - от 20 до 30 миллионов тонн грузов в год. Время транзита может быть сокращено до 25-30 дней по сравнению с 40-60 днями, которые в настоящее время грузы проходят по маршруту Суэцкого канала.
МТК «Север-Юг» является совместной инициативой Индии, Ирана и России, и создается на основе подписанного 12 сентября 2000 года
в Санкт-Петербурге межправительственного соглашения с целью развития транспортного сотрудничества между государствами-членами [9]. Позже состав МКТ был расширен за счет включения в него одиннадцати новых членов, а именно: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Турецкая Республика, Республика Украина, Республика Беларусь, Оман, Сирия, Болгария (наблюдатель). Более того, многие страны со всего мира, такие как Финляндия, Эстония, Латвия и Пакистан, выразили свою заинтересованность присоединиться к проекту; другие, такие как Туркменистан, могут не быть официальными членами, но могут быть связаны с ним; третьи, такие как Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Лаос и Вьетнам, должны быть связаны с Индией через проект автомагистрали Индия-Мьянма-Таиланд и транспортный коридор Восток-Запад, открывая возможность будущего расширения МТК в Юго-Восточную Азию.
Для многих стран-участниц данный проект приобретает характер стратегически важного и долгосрочного. Основными целями являются повышение эффективности транспортной системы, обеспечение доступа на мировой рынок через все виды транспорта стран-участниц (автомобильный, желез-
и и и UN /«' '
нодорожный, речной, морской и воздушный), обеспечение безопасности грузо- и пассажиро- перевозок, гармонизация транспортной политики, обеспечение равных, недискриминационных условий для всех провайдеров в области транспорта. Среди основных задач в соглашение были перечислены: сокращение времени в пути для перевозок грузов и людей, минимизация стоимости транспортных расходов, упрощение и унификация документации и процедур (включая таможенные правила) [9].
Важным вопросом является экономическая жизнеспособность данного международного транспортного пути в условиях жесткой конкуренции международных проектов в Евразии - это и китайская инициатива «Один пояс -один путь» и американская инициатива Нового Шелкового пути и проект мультимодального транспортно-транзитного коридора Lapis Lazuli /«Лазурит» (Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция).
Ответом на данный вопрос является комплексное наполнение МТК «Север-Юг», сочетание двух основных подходов к МТК: и функционального и процессного. Это должен быть не просто транспортный коридор, но и многофункциональная экономическая зона, создаваемая условия для функционирования транспортного коридора. Один из вариантов повышения конкурентоспособности и рентабельности, максимального использования потенциала - это создание особых экономических зон по пути маршрута МТК. Рассмотрим в качестве примера создаваемую Свободную экономическую зону (далее СЭЗ) «Энзели» в Иране.
Иран, располагаясь на стыке регионов Ближнего Востока, Южного Кавказа и Центральной Азии, на пересечении стратегически важных торговых маршрутов между Европой и Азией, занимает выгодное геополитическое положение. Определяющим фактором воздействия на экономическую
и финансовую политику Ирана долгое время являлись и сейчас вновь являются односторонние санкции США и их союзников в отношении топливно-энергетического и финансового секторов экономики страны, что вынуждает руководство Ирана не только уделять особое внимание валютно-финансовому положению страны, но и искать новые пути адаптации производственных структур, финансовых организаций и экономики в целом к воздействию санкционных ограничений.
Создание свободных и особых экономических зон - одно из важнейших направлений экономической политики руководства ИРИ, в том числе по преодолению санкционного режима. На данный момент в Иране действуют семь свободных («Кешм», «Киш», «Чабахар», «Энзели», «Арас», «Арванд» и «Маку») и 16 особых экономических зон (ОЭЗ).
Рассмотрим более подробно условия функционирования Свободных экономических зон в Иране. Деятельность коммерческих компаний на территории СЭЗ регулируется соответствующими законами и законодательными актами:
• закон «О создании и управлении свободными экономическими-пра-вила инвестирования в СЭЗ Ирана;
• правила импорта и экспорта в СЭЗ Ирана;
• правила обращения валюты на территории СЭЗ;
• закон о регистрации предприятий, имущественных и интеллектуальных прав на территории СЭЗ;
• правила найма рабочей силы, страхования и социального обеспечения на территории СЭЗ;
• правила пользования землей и природными ресурсами на территории СЭЗ.
На территории СЭЗ нет никаких ограничений по валютным операциям, а предприятия, зарегистрированные там, на 15 лет освобождаются от уплаты всех налогов.
Свободные экономические зоны крайне привлекательны для иностранного капитала. На территории СЭЗ возможна регистрация компаний с полностью иностранным капиталом, обладающих правом самостоятельного юридического лица и возможностью создания филиалов на основной территории Ирана [2].
Особое место среди Свободных экономических зон Ирана занимает СЭЗ «Энзели». Это обусловлено тем, что данная СЭЗ должна стать основным центром торговли Ирана со странами прикаспийского региона. В территорию СЭЗ «Энзели» включена территория порта Энзели, через который проходит существенный объем импорта товаров из России. Несколько российских и совместных российско-иранских предприятий являются резидентами данной СЭЗ.
Свободная экономическая зона «Энзели» располагается в южной части Каспийского моря на площади в 9400 гектаров земли и 40 км береговой линии и занимает важное стратегическое транспортное и транзитное
положение, находясь в международном транспортном коридоре Север-Юг, и, являясь наиболее активным портовым центром на севере Ирана. Почему выбор был сделан именно в пользу провинции Гилян?
На протяжении веков провинция Гилян являлась северными воротами в Исламскую Республику Иран. Она вытянулась дугой вдоль юго-западного побережья Каспийского моря и граничит на севере с Азербайджаном (ранее провинция граничила с Российской империей и Советским Союзом). Ее площадь составляет более 14 тысяч кв. км. В провинции проживает два с половиной миллиона человек. Административным центром является город Решт, известный тесными экономическими связями с Россией.
В провинции достаточно развитая промышленность и сельское хозяйство. По объемам производства Гилян находится на седьмом месте из тридцати одной иранской провинции. В районе Решта расположено около двухсот предприятий, производящих самую различную продукцию. Несмо-
и и и «_» 1
тря на бурное развитие текстильной, сталелитейной, электронной, нефтегазовой промышленности, одним из основных источников благосостояния региона остается сельское хозяйство, оно составляет 20% ВВП Гиляна. По уровню его развития, провинция находится на четвертом месте в Иране.
Провинцию Гилян не случайно называют северными воротами Ирана. С древних времен через нее шел путь из российского государства, а в последнее время таковых путей становится все больше. На границе с Азербайджаном через город Астара проходит автомобильная трасса. Там находится таможня, через которую идет основной поток грузов с севера и в обратном направлении. Кроме того, провинция стала составной частью международного транспортного коридора «Север-Юг».
Для увеличения грузопотока и пассажирского сообщения с северными соседями, иранские власти приняли решение о создании развитой железнодорожной структуры Казвин-Решт-Энзели-Астара по коридору «Север-Юг» с целью соединения железных дорог Ирана, Азербайджана и России. Трехстороннее соглашение о строительстве дороги было подписано в 2005 году. Протяженность железной дороги Казвин-Решт-Энзели-Астара на иранском участке должна составить 375 километров. В рамках проекта должно быть построено 82 моста общей протяженностью 17 километров, и 53 тоннеля общей длиной 22 километра. По долгосрочным планам, данный путь гармонично вольется в структуру азербайджанских и российских железных дорог. После реализации проекта Россия и Иран будут связаны железной дорогой с европейскими государствами, что значительно сократит доставку и стоимость грузов, направляемых в азиатский и юго-восточный регионы, в частности в Индию и государства Индокитайского полуострова, а также отпадет необходимость посылать грузы через ныне неспокойный Суэцкий канал или вообще вокруг Африки.
В то же время, не дожидаясь окончательной реализации маршрута «Север-Юг», ЗАО «Азербайджанские железные дороги» включилось в борьбу за транзит грузов, инициировав для грузоперевозчиков временный
маршрут. Разработана схема, по которой грузы из Индии, Ирана и других стран транспортируются до иранского Решта по железной дороге, а оттуда доставляются в Азербайджан автомобильным транспортом. С 2016 года этот временный маршрут доказал не только свою жизнеспособность, но и значительную эффективность. Тысячи тонн грузов были доставлены этим маршрутом из Ирана в Россию.
Реализация проекта происходит не просто, в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, а также ужесточения санкционного режима США в отношении Ирана. И, тем не менее, постепенно приближается к полному завершению.
Большое значение для развития МТК «Север-Юг» имеют сроки ввода в эксплуатацию новой железнодорожной линии Решт - Астара (Иран) -Астара (Азербайджан). 27 марта 2018 г. в присутствии высокопоставленных представителей Ирана и Азербайджана состоялась церемония открытия терминала для перевалки зерновых грузов и первой фазы железнодорожного участка Астара-Астара.
Для полного запуска коридора «Север-Юг» иранской стороне остается только достроить участок пути Решт - Казвин (164 км). Иранская сторона объясняет задержку реализации проекта отсутствием финансовых ресурсов1. Аналогичным образом, еще одно недостающее звено - железнодорожная линия стандартной колеи протяженностью 167 км, соединяющая Астару и Решт, иранский прикаспийский город на границе с Азербайджаном. Но, учитывая стратегическую важность для азербайджанской стороны проекта «Север-Юг», Азербайджан взял на себя часть расходов - порядка 500 млн долл. США.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время своего официального визита в Иран в марте текущего года заявил, что «строящаяся совместно с Ираном железная дорога Астара - Решт, которая является частью проекта «Север-Юг», откроет для всего Евразийского региона новые возможности». В ходе визита подписан ряд документов, в том числе о совместной работе Азербайджана и Ирана в Каспийском море и строительстве железной дороги Астара - Решт [1].
Помимо сухопутных и воздушных трасс для торговли с северными соседями, в провинции Гилян создано несколько морских портов. Основным из них является грузовой порт Энзели. Он обладает современной инфраструктурой, способной обеспечить потребности зарубежных бизнесменов. Порт Энзели имеет 10 специализированных причалов для разгрузки и погрузки грузов объемом до 6 млн т. в год. Его площадь составляет 95 га и он способен обслуживать суда водоизмещением до 6000 тонн. В порту имеется крупный зерновой элеватор. Паромы и корабли ходят из него в Астрахань, Махачкалу, Оля, Баку, Туркменбаши и другие приморские города Каспия.
1 По последним данным, железная дорога Решт - Казвин будет готова к эксплуатации к апрелю 2019 г.
Основными иранскими перевозчиками грузов по Каспию являются компании ИРСОТР и «Хазар Си Шиппинг Лайнс», базирующиеся в Энзели. Компания ИРСОТР была создана в 1970 г. совместно с Советским Союзом, в настоящее время она осуществляет перевозки не только по Каспию, но и по Волге и Средиземному морю. Она является владельцем единственного судна-рефрижератора на Каспии. Транспортная компания «Хазар Си Шиппинг Лайнс» была основана в 1992 г., в ее владении находится двенадцать новых сухогрузов, оборудованных для транспортировки контейнеров, техники, навалочных и сыпучих грузов. Она также работает на Черном и Средиземном морях.
Свободная зона Энзели состоит из трех основных блоков: Блок 1. Гольшанский район и торговая площадь в 2091 га земли, включающие сельскохозяйственные земли с низкой плотностью населения и жилыми районами, доступ к прекрасным пляжам и рекреационным и туристическим объектам.
Блок 2. Индустриальный парк Хасанроуд и сопутствующая территория площадью около 946 га, которая включает индустриальный парк, и национальны парковые территории.
Блок 3. Гавань Энзели площадью 106 гектаров, которая была предоставлена для погрузки и разгрузки судовых грузов.
Преимущества СЭЗ «Энзели»:
• Легкий доступ к северным и южным портам Европы через Волгу и Волго-Донской канал;
• Связь с портами России, Туркменистана, Казахстана и Азербайджана по Каспию;
• Наличие подъездных дорог к потребительским рынкам стран СНГ;
• Примыкание к международному аэропорту Решт;
• Международная автомагистраль Энзели - Решт - Казвин;
• Наличие специализированной рабочей силы;
• Примыкание к огромному месторождению газа и сырой нефти Каспийского моря;
• Железная дорога Казвин - Энзели - Астара;
• Близость к столице Ирана (Тегеран около 360 км);
• Близость к 5 энергетическим узлам;
• Развитая инфраструктура.
• Юридические и торговые преференции:
• 20 лет освобождения от налогов на доходы и активы;
• Возможность иностранного владения 100%;
• Возможность неограниченных инвестиций, как для иранских, так и для иностранных граждан;
• Полная защита и гарантия иностранных инвестиций;
• Бесплатный перевод и репатриация капитала и прибыли;
• Гибкая банковская и валютная система и валютное законодательство;
• Либеральная регулировка импорта и экспорта возможность экспатриации до 10% общей рабочей силы;
• Гибкие и упрощенные правила трудоустройства, положения и условия;
• Никаких налогов и сборов на сырье и оборудование, импортируемые для производства продукции в зоне;
• Простые процедуры для реэкспортированных товаров;
• Отсутствие ограничения времени на выгрузку товаров в свободной зоне Энзели;
• Простая регистрация компании, промышленной фирмы, института и интеллектуальной собственности в зоне;
• Возможность создания иранских и зарубежных филиалов банков и кредитных организаций, а также страховых институтов;
• Транспортировка грузов и реэкспорт без каких-либо ограничений;
• Перевозка грузов иностранными или иранскими гражданами;
• Предоставление земельных участков для инвесторов в отраслях промышленности, торговли, туризма и обслуживания;
• Близость к промышленным, нефтехимическим и производственным центрам;
• Сеть банковских и кредитных, страховых, таможенных и других сопутствующих услуг;
• Современное оборудование для погрузки, разгрузки и обработки грузов;
• Поддержка активного управления.
Важным экономическим индикатором эффективности является привлечение новых операторов. С первого апреля до конца сентября 2018 г. на территории СЭЗ «Энзели» было выдано 1169 лицензий для экономических операторов, по сравнению с 1058 лицензиями, выпущенными за аналогичный период прошлого года, то есть произошло их увеличение на 10,5%. Выданные лицензии, касались услуг в автомобильной и технической сфере, сельскохозяйственной деятельности, строительства гостиниц, строительства жилых комплексов, сервисных центров и строительства рекреационных комплексов.
Стоимость внутренних инвестиционных проектов, в первой половине текущего года, составила 3447 млрд риалов - по сравнению с 2963 млрд риалов в первом полугодии прошлого года - показатель роста составил 16%. Размер иностранных инвестиционных проектов в СЭЗ «Энзели» в этот период составил 6,5 млн долларов по сравнению с 2,5 млн долл. США в то же время в прошлом году, увеличившись на 172% [10].
Президент ИРИ Хасан Роухани на недавнем заседании кабинета министров (ноябрь 2018 г.) заявил, что пограничные провинции имеют особую и высокую ответственность за расширение торговых связей с соседями в рамках режима санкций со стороны США. Он отметил, что правительство
несколько дней назад приняло политику, направленную на облегчение торговли в Зонах свободной торговли, разрешив импорт без необходимости обмена на экспорт. Роухани также призвал пограничные провинции приложить больше усилий для развития пограничных рынков и расширения торговых отношений с соседними странами для преодоления последствий санкций. «При санкциях есть экономические и внешние нагрузки, но с рассчитанными мерами и прочной экономической структурой, ни одно сильное землетрясение и тряска не могут повлиять на жизнь людей», - заявил Президент ИРИ [5].
Таким образом, эффективность деятельности СЭЗ «Энзели» важно как для внутренней социально-экономической ситуации в ИРИ, но также способно создать дополнительные возможности для формирования особой экономической зоны в рамках МТК «Север-Юг». Иранский опыт уже анализируется и используется российской стороной.
Опыт иранской свободной экономической зоны «Энзели» используется при создании особой экономической зоны «Лотос». ОЭЗ «Лотос» создана в 2014 году в Астраханской области (Наримановский район), на берегу реки Волги и является пока единственной российской ОЭЗ на Каспии, предоставляя резидентам существенные налоговые льготы и режим свободной таможенной зоны. Соглашение о сотрудничестве было подписано руководством «Энзели» и «Лотоса» 26 октября 2017 г. в рамках четвертого заседания рабочей группы по сотрудничеству в области промышленности Постоянной российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Россия и Иран в целом заинтересованы в активизации экономического сотрудничества, в том числе за счет дополнительных возможностей МТК «Север-Юг». По данным отчёта Федеральной таможенной службы России, в первой половине 2018 года товарооборот России с Ираном составил 945181 000 долл. США, он увеличился на 28,3% (208 503 000 долл. США) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года [6].
В рамках Транспортной недели, прошедшей в Москве в конце ноября т. г. состоялась встреча министра транспорта РФ Евгения Дитриха и министра дорог и градостроительства Исламской Республики Иран Мохаммада Эслами. Речь шла о текущем состоянии двустороннего сотрудничества во всех сферах транспорта и перспективах его развития. Также обсуждались возможные совместные проекты. Отмечен рост перевозок пассажиров и грузов между странами. Оба министра призвали к расширению сотрудничества в области транспорта [3].
Председатель Комитета Государственной Думы РФ по транспорту и строительству Евгений Москвичев заявил на встрече, что Россия стремится к росту более 30 процентов торговли с Ираном в ближайшие три года. Он также отметил, что «в целях укрепления сотрудничества мы поставили железную дорогу на повестку дня» [4].
В то же время на этом направлении активно работает и Китайская народная республика. Так 11 ноября 2018 г. во время поездки Председателя совета директоров управляющего директора СЭЗ «Энзели» доктора Резы Масрура в Китай был подписан меморандум о взаимопонимании между СЭЗ «Энзели» и Ассоциацией экономического сотрудничества и инвестиций Китая. Документ подписан обеими сторонами в целях укрепления двусторонних отношений и торговых отношений, двусторонней торговли и двустороннего экономического сотрудничества между Ираном и Китаем, расширения прямых инвестиций и финансирования иранских проектов китайскими компаниями, а также - расширения связей, содействия инвестициям и развития нового коридора Китай - Казахстан - Иран (Свободная зона «Энзели»). Реза Масрур и иранская делегация посетили Зону свободной в Урумчи, провели специальные встречи с представителями Китайской международной торговой палатой, Ассоциации экономического и инвестиционного сотрудничества, директорами зоны свободной торговли в Пекине и экономическими директорами частного сектора Китая [8]
Таким образом, конкуренция международных транспортных коридоров и их экономического наполнения особыми экономическими зонами усиливается, поэтому России, Азербайджану и Индии, как главным локомотивам ТМК «Север-Юг» необходимо принимать во внимание острую конкуренцию со стороны Китая и не упустить время и возможности.
Литература / References
1. Алиев рассказал о значимости железной дороги Астара - Решт. [Aliyev spoke about the importance of the railway Astara - Rasht]. URL: https://ria. ru/20180329/1517496632.html (дата обращения 03.12.2018).
2. Внешнеторговый путеводитель для российских участников внешнеэкономической деятельности. ИРАН. Москва 2016. С. 12-13. [Foreign trade guide for Russian participants of foreign economic activity. IRAN. Moscow 2016. P. 12-13].
3. Иран и Россия призвали к расширению сотрудничества в области транспорта. [Iran and Russia have called for increased cooperation in the field of transport.] URL: https://www.trend.az/iran/business/2983245.html (дата обращения 03.12.2018).
4. Москва стремится к 30-процентному увеличению торговли с Ираном [Moscow seeks 30% increase in trade with Iran]. URL: https://www.trend.az/iran/ business/2985755.html (дата обращения 03.12.2018).
5. Пограничные провинции Ирана имеют особую ответственность за расширение торговых связей с соседями [Border provinces of Iran have a special responsibility for expanding trade relations with neighbors]. URL: https://www.trend.az/iran/ business/2986379.html (дата обращения 03.12.2018).
6. Торговый оборот между Ираном и РФ вырос на 28,3%. [The trade turnover between Iran and the Russian Federation grew by 28.3%.]. URL: http://iran. negusexpo.ru/news/trade-turnover-between-iran-and-russia-increased-by-28-3/ (дата обращения 03.12.2018).
7. Транспортные коридоры в инновационном развитии экономики регионов / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы международной научно-практической конференции 16 апреля 2009 года. М., 2009. С. 62-64. [Transport corridors in the innovative development of the regional economy / Council of Federation of the Federal Assembly of the Russian Federation. Materials of the international scientific-practical conference on April 16, 2009. M., 2009. P. 62-64.].
8. Expansion of economic relations, signing a memorandum of cooperation and the growth of trade exchanges from the China-Kazakhstan- Anzali Free Zone Corridor URL: http: //anzalifz.ir/index.aspx?page_=news&lang=2&tempname = enan-zali&sub = 0&PageID = 2969&PageIDF = 5&BlockName=tool_news_sample_enan-zali_block62 (дата обращения 03.12.2018).
9. Intergovernmental agreement on International «North-South» Transport Corridor URL: http://instcorridor.com/wp-content/uploads/2018/01/Agreement.pdf (дата обращения 03.12.2018).
10. Issuance of 1169 economic activity permit and absorption of 3447 billion riyals of domestic investment in Anzali Free Zone URL: http://anzalifz.ir/index.aspx-?page_=news&lang=2&tempname=enblockshow&sub = 0&PageID = 2944&Page-IDF=5&BlockName=tool_news_sample_enanzali_block323 (дата обращения 03.12.2018).