Научная статья на тему 'Влияние типа профиля функциональной сенсомоторной асимметрии на эмоциональный тонус младших школьников'

Влияние типа профиля функциональной сенсомоторной асимметрии на эмоциональный тонус младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ / THE TYPE OF PROFILE SENSORIMOTOR FUNCTIONAL ASYMMETRY / ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ / LATERAL PROFILE / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОНУС / EMOTIONAL TONE / НАСТРОЕНИЕ / MOOD / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER STUDENTS / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ELEMENTARY SCHOOL / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / PSYCHOLOGICAL PARAMETERS / ЭМОЦИИ / EMOTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Добрин Александр Викторович

Многочисленные исследования показывают, что высокие нагрузки, в процессе учебной деятельности способствуют возникновению эмоциональной лабильности у детей, что, согласно ряду авторов, влияет на адаптацию к процессу обучения в начальной школе. Высказывается предположение о том, что дети с разными особенностями эмоционального тонуса (настроения) будут различным образом адаптироваться к новым условиям. Кроме того фактором адаптации к обучению в начальной школе является тип профиля функциональной сенсомоторной асимметрии (ФСМА), который связан со многими психологическими и психофизиологическими параметрами. Однако недостаточно данных о связи типа латерального профиля с особенностями эмоционального тонуса у младших школьников, что и легло в основу данного исследования. Было обследовано 150 испытуемых в возрасте 7-8 лет. По итогам исследования установлено, что в экспериментальной группе преобладает правый тип профиля ФСМА, показатели настроения детей 7-8 лет находятся на уровне нормы. Выявлены достоверные различия в средних значениях параметра «настроение» у детей с левым и правым, и у детей с правым и смешанным типом профиля ФСМА. Было выявлено влияние типа профиля ФСМА, а так же таких его параметров как ведущее ухо, ведущий глаз и ведущая рука на особенности эмоционального тонуса младших школьников. Показано, что чем больше правых признаков есть у ребёнка, тем вероятнее у него нормативное эмоциональное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Добрин Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF THE TYPE OF PROFILE SENSORIMOTOR FUNCTIONAL ASYMMETRY ON THE EMOTIONAL TONE OF THE YOUNGER STUDENTS

Numerous studies show that high stress in the course of educational activities contribute to the emergence of emotional lability in children, which, according to some authors, the effect on adaptation to learning in primary school. It is suggested that children with different characteristics of emotional tone (mood) will be different ways to adapt to the new conditions. Also factor in adaptation of learning in an elementary school is a type of profile sensorimotor functional asymmetry (FSMA), which is associated with many psychological and psychophysiological parameters. But the insufficient data of the relationship type of the lateral profile with the peculiarities of the emotional tone of the younger students, which formed the basis of this research The study involved 150 subjects aged 7-8 years. The study found that in the experimental group is dominated by the right type of profile FSMA, the mood indicators of children 7-8 years old are at the level of norms. Significant differences in mean values of the "mood" parameter in children with left and right, and in children with right and mixed type of profile FSMA. The effect of the type of profile FSMA have been identified, as well as its parameters such as the leading's ear, leading the eye and the leading hand on the features of the emotional tone of the younger students. It has been shown that the more the right signs there are of a child, the more likely he normative emotional state.

Текст научной работы на тему «Влияние типа профиля функциональной сенсомоторной асимметрии на эмоциональный тонус младших школьников»

психологические науки

Добрин Александр Викторович ВЛИЯНИЕ ТИПА ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ...

УДК 159.91

ВЛИЯНИЕ ТИПА ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СЕНСОМОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОНУС МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

© 2016

Добрин Александр Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психофизиология и педагогическая психология» Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина, Елец (Россия)

Аннотация. Многочисленные исследования показывают, что высокие нагрузки, в процессе учебной деятельности способствуют возникновению эмоциональной лабильности у детей, что, согласно ряду авторов, влияет на адаптацию к процессу обучения в начальной школе. Высказывается предположение о том, что дети с разными особенностями эмоционального тонуса (настроения) будут различным образом адаптироваться к новым условиям. Кроме того фактором адаптации к обучению в начальной школе является тип профиля функциональной сенсомо-торной асимметрии (ФСМА), который связан со многими психологическими и психофизиологическими параметрами. Однако недостаточно данных о связи типа латерального профиля с особенностями эмоционального тонуса у младших школьников, что и легло в основу данного исследования. Было обследовано 150 испытуемых в возрасте 7-8 лет. По итогам исследования установлено, что в экспериментальной группе преобладает правый тип профиля ФСМА, показатели настроения детей 7-8 лет находятся на уровне нормы. Выявлены достоверные различия в средних значениях параметра «настроение» у детей с левым и правым, и у детей с правым и смешанным типом профиля ФСМА. Было выявлено влияние типа профиля ФСМА, а так же таких его параметров как ведущее ухо, ведущий глаз и ведущая рука на особенности эмоционального тонуса младших школьников. Показано, что чем больше правых признаков есть у ребёнка, тем вероятнее у него нормативное эмоциональное состояние.

Ключевые слова: профиль функциональной сенсомоторной асимметрии, латеральный профиль, эмоциональный тонус, настроение, младшие школьники, адаптация, начальная школа, психологические параметры, эмоции

EFFECT OF THE TYPE OF PROFILE SENSORIMOTOR FUNCTIONAL ASYMMETRY ON THE EMOTIONAL TONE OF THE YOUNGER STUDENTS.

© 2016

Dobrin Alexander Viktorovich, candidate of psychological science, associate professor of the chair «Psychophysiology and educational psychology» Yelets State University named I.A. Bunin, Elets (Russia)

Abstract. Numerous studies show that high stress in the course of educational activities contribute to the emergence of emotional lability in children, which, according to some authors, the effect on adaptation to learning in primary school. It is suggested that children with different characteristics of emotional tone (mood) will be different ways to adapt to the new conditions. Also factor in adaptation of learning in an elementary school is a type of profile sensorimotor functional asymmetry (FSMA), which is associated with many psychological and psychophysiological parameters. But the insufficient data of the relationship type of the lateral profile with the peculiarities of the emotional tone of the younger students, which formed the basis of this research The study involved 150 subjects aged 7-8 years. The study found that in the experimental group is dominated by the right type of profile FSMA, the mood indicators of children 7-8 years old are at the level of norms. Significant differences in mean values of the „mood" parameter in children with left and right, and in children with right and mixed type of profile FSMA. The effect of the type of profile FSMA have been identified, as well as its parameters such as the leading's ear, leading the eye and the leading hand on the features of the emotional tone of the younger students. It has been shown that the more the right signs there are of a child, the more likely he normative emotional state.

Keywords: the type of profile sensorimotor functional asymmetry, lateral profile, emotional tone, mood, younger students, adaptation, elementary school, psychological parameters, emotions

Одним из основных пунктов стандарта современного школьного образования является требование к обучению, которое состоит в сохранении здоровья обучающихся [1;2;3]. В тоже время разные исследователи по-разному оценивают нагрузки, сопровождающие процесс обучения в начальной школе. Одни утверждают, что нагрузки слишком высоки, другие - что их необходимо увеличивать, но как те, так и другие сходятся во мнении о необходимости объективного анализа сложившейся ситуации.

Установлено, что высокие нагрузки, связанные с учебной деятельностью способствуют появлению утомляемости, эмоциональной лабильности и вегетативных реакций у детей, что как показано во многих исследования влияет на адаптацию к процессу обучения в начальной школе [4;5]. Известно, что важнейшим этапом обучения является поступление ребенка в первый класс, так как успешность или неуспешность прохождения данного этапа предопределяет дальнейшие особенности и возможности школьного обучении [5]. Очевидно, что дети с разными особенностями устойчивых эмоциональных состояний, которые являются эмоциональным компонентом психических процессов и определяются в ряде исследований как эмоциональный тонус (настроение) [6;7] будут различным образом адаптироваться к новым условиям.

Другим немаловажным фактором адаптации к обучению в начальной школе является тип профиля функциональной сенсомоторной асимметрии (ФСМА) [5;8;], ко-

торый согласно многочисленным исследованиям связан со многими психологическими психофизиологическими параметрами [4;9-16]. Однако недостаточно данных о связи типа латерального профиля с особенностями эмоционального тонуса у младших школьников. Именно поэтому возникла необходимость объективного описания особенностей настроения детей 7-8 лет в зависимости от типа профиля ФСМА.

С целью выявления особенностей эмоционального тонуса у детей с различными типами профиля ФСМА было обследовано 150 испытуемых в возрасте 7-8 лет. Оценка профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, который складывался из выявления ведущих руки, ноги, уха и глаза, осуществлялась при помощи, наиболее часто встречающиеся в литературе проб [12]. С целью выявления особенностей эмоционального тонуса детей нами использовался «Цветовой тест» М. Люшера (восьмицветный субтест)» [17].

В результате экспериментального исследования было выявлено, что в группе детей младшего школьного возраста преобладает правый тип профиля функционально сенсомоторной асимметрии (47,33% испытуемых). Смешанный и левый тип латерального профиля встречаются примерно в равных пропорциях (30,67% и 22% испытуемых), что подтверждается результатами других исследований, указывающих на преобладание правого типа латерального профиля в данном возрасте [11;18;19;20].

По параметру «настроение» были получены следу-

Добрин Александр Викторович! I психологические

ВЛИЯНИЕ ТИПА ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ... науки

ющие результаты: у 30% детей выявлено преобладание отрицательных эмоций, у 22,7% - положительных, а у 47,3% эмоциональное состояние было в норме. Как в группе мальчиков (39,5%), так и в группе девочек (57,9%) выявлено преобладание эмоционального состояния характеризующегося как норма. Полученные нами данные говорят о том, что младшие школьники характеризуются нормативными показателями настроения (показатель «СО» от 10 до 18 по тесту М. Люшера).

Распределение параметра «настроение» по типам профиля показало, что среди испытуемых с правым типом профиля преобладает эмоциональное состояние, характеризующееся как нормальное - 45,1%, у 32,4% выявлено преобладание положительных эмоций, а у 22,5% - преобладание отрицательных эмоций. В группе детей со смешанным типом профиля ФСМА так же выявлено преобладание эмоционального состояние, характеризующегося как нормальное - 56,5%, у 13,1% установлено преобладание положительных, а у 30,4% - отрицательных эмоций. В группе детей с левым профилем ФСМА эмоциональное состояние, характеризующееся, как нормальное выявлено у 39,4%, у 15,2% преобладают положительные эмоции, а у 45,4% детей выявлено преобладание отрицательных эмоций.

Далее были оценены средние значения показателя «настроение» у детей с разной выраженностью латеральных предпочтений (таблица 1).

Таблица 1 - Уровень параметра «настроение» у детей 7-8 лет с различным типом профиля ФСМА. (Среднее значение и стандартное отклонение)

Параметр Тип профиля ФСМА

Левый Смешанный Правый

«настроение» 20 39*9,54** 16,78±7,00А 13,92±б,95

Примечание: ** - различия между испытуемыми с левым и правым типом ФСМА с уровнем значимости р<0,01 (^критерий Стьюдента); ▲ - различия между испытуемыми со смешанным и правым типом ФСМА с уровнем значимости р<0,05.

Согласно таблице 1 есть значимые различия в средних значениях параметра «настроение» у детей с левым и правым, и у детей с правым и смешанным типом профиля ФСМА. Обнаружено, что настроение детей с левым типом профиля ФСМА (20,39±9,54, преобладание отрицательного настроение) статистически значимо отличается от настроения детей с правым (13,92±6,95, преобладание оптимистического настроения) типом профиля ФСМА. В свою очередь, настроение детей со смешанным (16,78±7,00) типом профиля статистически достоверно отличается от настроения детей с правым (13,92±6,95) типом профиля ФСМА, хотя и то и другое относится к норме, но первое ближе к негативному фону, тогда как второе - к позитивному.

Анализ эмоционального тонуса детей 7-8 лет с различными проявлениями сенсорной и моторной сфере раздельно показал точно такую же закономерность по всем параметрам, включенным в профиль ФСМА (таблица 2).

Таблица 2 - Уровень СО у детей 7-8 лет с различным типом профиля ФСМА. (Среднее значение и стандартное отклонение)

Тип профиля ФСМА

Параметр Параметр «Ведущая рука 5>

Левый Смешанный Правый

19,29±8,61 15,18±8,02" 15,47±б,92*

Параметр «Ведущееухо»

«настроение» 19,86*9,45 15,95*6,56" 14,64±7,35*

Параметр «Ведущий глаз»

18,40±9,08 18,00±8,28 1434±6,56*

Примечание: * - различия между испытуемыми с левым и правым типом ФСМА с уровнем значимости р<0.05 по (^критерий Стьюдента); ■ - различия между испытуемыми со смешанным и левым типом ФСМА с уровнем значимости р<0.05 по (^критерий Стьюдента).

Были установлены достоверные различия паромера «настроение» между детьми с левым и правым и левым и смешанным типами асимметрии ведущей руки, причём у детей с левым типом асимметрии (19,29±8,61) значения данного показателя достоверно выше, чем у детей с правым (15,47±6,92) и смешанным типом (15,18±8,02). Выявлены достоверные различия показателя «настроение» между детьми с левым (19,86±9,45) и смешанным (15,95±6,56) и левым (19,86±9,45) и правым (14,64±7,35) типами асимметрии ведущего уха. Установлено, что уровень эмоционального тонуса достоверно ниже у детей с правым типом, по сравнению с детьми с левым типом асимметрии ведущего глаза.

С целью определения влияния типа профиля ФСМА, а так же отдельных его параметров на показатели настроения младших школьников проводился линейный регрессионный анализ (таблица 3).

Таблица 3 - Влияние типа профиля ФСМА и его параметров на зависимую переменную «настроение» у детей 7-8 лет

независимая переменная К к.2 Б Р

ФСМА 0,318 0,101 20,219 и-3,185 0,000

Ведущее ухо 0,256 0,066 19^65 и-2,478 0,002

Ведущий глаз 0,243 0,059 18,584 и-2,056 0,003

Ведущая рука 0,163 0,027 18,129 и 1,761 0,046

Из таблицы 3 видно, что все параметры профиля ФСМА оказывают влияние на настроение детей. Установлено влияние типа профиля ФСМА на зависимую переменную «настроение» (Я=0,318, №=0,101, при Р=0,000), установлено влияние независимой переменной «ведущее ухо» на зависимую переменную «настроение» (Я=0,256, Я2=0,066 при Р=0,002), обнаружено влияние независимой переменной «ведущий глаз» на зависимую переменную «настроение» (Я=0,243, Я2=0,059 при Р=0,003), показано влияние независимой переменной «ведущая рука» на зависимую переменную «настроение» (Я=0,163, Я2= 0,027 при Р=0,046). Анализ результатов регрессионного анализа позволяет сделать вывод о том, что чем больше правых признаков есть у ребёнка, тем вероятнее у него нормативное эмоциональное состояние (СО от 10 до 18 по тесту М. Люшера) и тем сильнее активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы [17]. Влияние параметра «ведущая нога» ни на один из параметров выявлено не было.

Далее нами проводился анализ взаимосвязи типа латерального профиля и настроения отдельно в группе мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Таблица 4 - Влияние типа профиля ФСМА и отдельных его параметров на настроение мальчиков и девочек 7-8 лет.

неза висим аяпеременная - в

мальчики

ФСМА 0,273 0,075 21,513 и-2,835 0,011

Ведуще е ухо 0,273 0,074 21,231 н-2,720 0,011

Ведущий гл аз 0,237 0,056 20,373н-2,112 0,028

девочки

ФСМА 0,485 0,235 19,241и-4,403 0,000

Ведуще е ухо 0,268 0,072 17,094 и-2329 0,032

Ведущий глаз 0^51 0,123 16,857и-2,638 0,004

В группе мальчиков было выявлено влияние типа латерального профиля на эмоциональный тонус детей (Я=0,273, Я2=0,075 при Р=0,011). Показано влияние отдельных параметров латерального профиля на настроение мальчиков: выявлено влияние ведущего уха (Я=0,273, Я2=0,074 при Р=0,011) и влияние ведущего глаза (Я=0,237, Я2=0,056 при Р=0,028) на параметр «настроение». Анализ полученных данных показывает, что на эмоциональный тонус мальчиков 7-8 лет оказывают влияние лишь сенсорные параметры профиля функциональной сенсомоторной асимметрии.

В группе девочек было выявлено влияние профиля ФСМА на настроение (Я=0,485, Я2=0,235 при Р=0,000), так же обнаружено влияние ведущего уха (Я=0,268. Я2=0,072 при Р=0,032), и ведущего глаза (Я=0,351.

психологические науки

Добрин Александр Викторович ВЛИЯНИЕ ТИПА ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ...

R2=0,123 при Р=0,004) на настроение.

Отрицательный коэффициент регрессии данных показателей, как в группе мальчиков, так и в группе девочек свидетельствует о том, что чем больше правых признаков есть у ребенка, тем выше вероятность наличия у ребёнка нормативного эмоционального состояния.

Таким образом, наши данные свидетельствуют о том, что все обследованные дети находились в состоянии оптимальной работоспособности согласно тесту М. Люшера и преимущественно имели эмоциональное настроение, соответствующее норме.

Стоит подчеркнуть, что поскольку у детей с левым профилем отмечается лишь небольшое превышение нормы и большой разброс данных, то, тем не менее, большая часть детей имеет эмоциональное настроение в пределах нормы.

Дети, у которых выявлен левосторонний тип профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, характеризуются преобладанием отрицательных эмоций по отношению к детям с другими профилями. Эмоциональное состояние детей с правым и смешанным профилем ФСМА соответствует норме (13,92±6,95 и 1б,78±7,00 соответственно).

Дети 7-8 лет с левым типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии статистически достоверно характеризуются пониженным настроением (согласно тесту М. Люшера: преобладание отрицательных эмоций при значении суммарного отклонения «СО» более 20 (параметр «настроение»)) по сравнению с детьми с правым и смешанным типами профилями ФСМА.

На эмоциональный тонус младших школьников оказывают влияние, как тип профиля функциональной сенсомоторной асимметрии, так и его сенсорные компоненты. Анализ результатов регрессионного анализа позволяет сделать вывод о том, что чем больше правых признаков есть у ребёнка, тем вероятнее у него нормативное эмоциональное состояние.

Нами установлено, что дети с левым типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии характеризуются значительным преобладанием отрицательных эмоций по сравнению с детьми мающими правым тип латерального профиля. Это может говорить о нарушении процесса адаптации к обучению в начальной школе [5;8;21;22] или о наличии проблем у ребенка, которые он самостоятельно не может преодолеть. Для детей со смешанным и правым типами профиля ФСМА характерно эмоциональное состояние, характеризующееся как норма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды - в 2-х т. - М.: изд-во МПСИ, 2005. - 568 с

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. М., 2008. N 1. С.65-86

3. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. М.: Мариос, 2011. 456 с

4. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. М.: Эксмо, 2009. 464 с

5. Николаева Е.И. Морозова А.Н. Особенности адаптации к школьному обучению детей с разными профилями сенсомоторной асимметрии // Ученые записки СПГМУ им. акад И.П. Павлова. 2007. Т.14, №»4. С.44-47

6. Смирнов В.М., Трохачёв А.И. О психологии, психопатологии и физиологии эмоций // Чувства, влечения, эмоции / под ред. B.C. Дерябина. Л.: 1974. 345 с

7. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. - 752 с

8. Леутин В.П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функци-

ональная асимметрия мозга. Новосибирск: Наука, 1988. 192 с

9. Хомская Е.Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М.: Российское психологическое общество, 1998. 368 с

10. Лурия А.Р., Симерницкая Э.Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций // Физиология человека. 1975. Т.1, № 3. С.411-417

11. Безруких М.М. К вопросу о функциональной межполушарной асимметрии и латерализации моторных функций // Актуальные вопросы функциональной меж-полушарной асимметрии. М.: НИИ мозга РАМН, 2003. С. 27-28

12. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб.: Речь, 2008. 368 с

13. Oppenheimer, S.M., Kedem, G., Martin, W.M. Left-insular cortex lesions perturb cardiac autonomic tone in humans // Clinical Autonomic Research. 1996. V6. P. 131-140

14. Annett, M. . Tests of the right shift genetic model for two new samples of family handedness and for the data of McKeever (2008). Laterality, 13, 2, 105-123

15. Jiang Y., Ding J., Gold B. T., Powell D. K. Hemispheric Asymmetries in Tracking Occluded Moving Targets with the Mind's Eye: Simultaneous Event-Related fMRI and Eye-Movement Recording // Brain Imaging and Behavior. 2008. V. 2. P. 300-308

16. Foster P.S., Drago V., Harrison D.W., Skidmore F., Crucian G.P., Heilman K.M. Influence of left versus right hemibody onset Parkinson's disease on cardiovascular control // Laterality. 2011. V16, N2. P. 164-173

17. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И.. Краткое руководство по использованию теста М. Люшера. -СПб.: ИМАТОН, 1995

18. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1988. 240 с

19. Гудкова Т.В., Николаева Е.И. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем. Психология образования в поликультурном пространстве. 2007. Т.1. №3-4. С.12-28. С.37-48

20. Николаева Е.И., Борисенкова Е.Ю. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сен-сомоторной асимметрии у дошкольников. Асимметрия. 2008. Т.2, №1. С.32-39

21. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. СПб.: Тускарора, 2003. 184 с.

Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ « Основной конкурс » (14-06-00195а).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.