Научная статья на тему 'Влияние типа личности подростков на показатели качества их жизни'

Влияние типа личности подростков на показатели качества их жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
313
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE / ТИП ЛИЧНОСТИ / PERSONALITY TYPE / ИНТРОВЕРСИЯ / INTROVERSION / ЭКСТРАВЕРСИЯ / EXTRAVERSION / АМБИВЕРСИЯ / ПОПУЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / POPULATION-BASED STUDY / АMBIVERSION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вихарева Елена Геннадьевна, Баранов Александр Аркадьевич, Винярская Ирина Валериевна, Третьякова Татьяна Валерьевна, Черников Владислав Владимирович

Представлены данные анализа взаимосвязи типа личности подростков и показателей качества жизни (КЖ). Были обследованы 2292 подростка 13-18 лет: 1164 девочки и 1128 мальчиков. Опрос подростков проводился путем интервьюирования в школах г. Ижевска и 24 районных центров Удмуртской Республики. В качестве инструмента оценки КЖ был выбран общий опросник PedsQL. Для определения типа личности подростков была использована адаптивная методика К. Юнга. По данным проведенного тестирования были сформированы 3 группы. 1-ю (n=960) образовали школьники с преобладанием личностных черт интроверта, 2-ю (n=1258) экстраверта, 3-ю (n=74) подростки, имеющие признаки как экстравертов, так и интровертов (группа «амбиверсия»). Анализ выявил, что наиболее высокие показатели КЖ имели подростки 3-й группы, которые существенно отличались по аспектам социального и ролевого функционирования. Уровень физического благополучия не зависел от типа личности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вихарева Елена Геннадьевна, Баранов Александр Аркадьевич, Винярская Ирина Валериевна, Третьякова Татьяна Валерьевна, Черников Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE PERSONALITY TYPE OF ADOLESCENTS ON QUALITY INDICES OF THEIR LIFE

Currently, the assessment of the quality of life is one of the most important criteria, describing integral characteristics of the children’s health. The article presents an analysis of the results of the research of the influence of personality type indices on the quality of life. PedsQL was calculated for each child’s physical, emotional, social spheres, as well as school performance and overall score accordingly to the questionnaire data. The study involved 2292 children aged from 13 to 18 years: 1164 girls and 1128 boys. The survey was executed by interviewing teenagers in the Izhevsk schools and 24 regional centers of the Republic of Udmurtia. To determine the type of the person of teenagers there was used an adaptive technique by K. Ung. As a result, 3 groups were formed. The first group was formed by 960 students with a predominance of personality traits of an introvert, the second group included 1258 extrovert cases. The same group of children (n = 74) was allocated among teenagers having symptoms as well extroverts as introverts (group “intro-extrovert”). As a result of the comparison, the quality of life and the type of the person of teenagers were found to be related to each other. According to the values of the “total score”, “social functioning” and “emotional functioning” the most harmonious quality of life indices were identified in children from the mixed group appeared to be a part of the personality of the best qualities of extroverts and introverts.

Текст научной работы на тему «Влияние типа личности подростков на показатели качества их жизни»

Russian pediatric journal (Russian journal). 2018; 21(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-2-93-96

social pediatrics

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018 УДК 613.956:159.923

Вихарева Е.Г.1, Баранов А.А.2 Винярская И.В.3, Третьякова Т.В.1, Черников В.В.3

ВЛИЯНИЕ ТИПА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА Их ЖИЗНИ

'ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России,426034, r. Ижевск, Россия, ул. Коммунаров, д. 281;

2 ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», 426034, г Ижевск, Россия, Университетская ул., д. 1, корп. 1; 3ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России, 119991, г. Москва, Россия, Ломоносовский просп., д. 2, стр. 1

Представлены данные анализа взаимосвязи типа личности подростков и показателей качества жизни (КЖ). Были обследованы 2292 подростка 13-18 лет: 1164 девочки и 1128 мальчиков. Опрос подростков проводился путем интервьюирования в школах г. Ижевска и 24 районных центров Удмуртской Республики. В качестве инструмента оценки КЖ был выбран общий опросник PedsQL. Для определения типа личности подростков была использована адаптивная методика К. Юнга. По данным проведенного тестирования были сформированы 3 группы. 1-ю (n=960) образовали школьники с преобладанием личностных черт интроверта, 2-ю (n=1258) - экстраверта, 3-ю (n=74) - подростки, имеющие признаки как экстравертов, так и интровертов (группа «амбиверсия»). Анализ выявил, что наиболее высокие показатели КЖ имели подростки 3-й группы, которые существенно отличались по аспектам социального и ролевого функционирования. Уровень физического благополучия не зависел от типа личности подростков.

Ключевые слова: подростки; качество жизни; тип личности; интроверсия; экстраверсия; амбиверсия; популяционное исследование.

Для цитирования: Вихарева Е.Г., Баранов А.А., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Черников В.В. Влияние типа личности подростков на показатели качества их жизни. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(2): 93-96. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-2-93-96.

VikharevaE.G.1, BaranovA.A.2, VinyarskayaI.V.3, Tretyakova T.V.1, Chernikov V.V.3

THE IMPACT OF THE PERSONALITY TYPE OF ADOLESCENTS ON QUALITY INDICES OF THEIR LIFE

1Izhevsk State Medical Academy, 426034, Izhevsk, Russia; 2Udmurt State University, 426034, Izhevsk, Russia;

2National Medical Research Center of Children's Health, 2, bld. 1, Lomonosov avenue, 119991, Moscow, Russia

Currently, the assessment of the quality of life is one of the most important criteria, describing integral characteristics of the children's health. The article presents an analysis of the results of the research of the influence of personality type indices on the quality of life. PedsQL was calculated for each child's physical, emotional, social spheres, as well as school performance and overall score accordingly to the questionnaire data. The study involved 2292 children aged from 13 to 18 years: 1164 girls and 1128 boys. The survey was executed by interviewing teenagers in the Izhevsk schools and 24 regional centers of the Republic of Udmurtia. To determine the type of the person of teenagers there was used an adaptive technique by K. Ung. As a result, 3 groups were formed. The first group was formed by 960 students with a predominance ofpersonality traits of an introvert, the second group included 1258 extrovert cases. The same group of children (n = 74) was allocated among teenagers having symptoms as well extroverts as introverts (group "intro-extrovert"). As a result of the comparison, the quality of life and the type of the person of teenagers were found to be related to each other. According to the values of the "total score", "social functioning" and "emotional functioning" the most harmonious quality of life indices were identified in children from the mixed group appeared to be a part of the personality of the best qualities of extroverts and introverts.

Keywords : teenagers; the quality of life; personality type; introversion; extraversion; аmbiversion; population-based study.

For citation: Vikhareva E.G., Baranov A. A., Vinyarskaya I.V., Tretyakova T.V., Chernikov V.V. The impact of the personality type of adolescents on quality indices of their life. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2018; 21(2): 93-96. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-2-93-96.

For correspondence: Elena G. Vikhareva, MD, Ph.D., assistant of Pediatrics and Neonatology Department, Izhevsk State Medical Academy, Izhevsk. E-mail: [email protected] Information about authors:

Vikhareva E. G., http://orcid.org/0000-0002-7202-0073 Baranov A.A., https://orcid.org/0000-0003-3987-8112

Для корреспонденции: Вихарева Елена Геннадьевна, канд. мед. наук, ассистент каф. педиатрии и неонатологии ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, E-mail: [email protected]

Acknowledgments. The study had no sponsorship. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Received 12.03.2018 Accepted 04.04.2018

s ■ ш 'сихология рассматривает два типа личности, II принципиально отличающихся друг от дру-J L га: экстраверты и интроверты. Данные понятия были введены известным психологом К. Юнгом и адаптивно-ориентированы и проработаны Гансом

Российский педиатрический журнал. 2018; 21(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-2-93-96

социальная педиатрия

и Сибиллой Айзенк [1, 2]. Экстраверт - это тип личности, который ориентирован на внешние условия, на окружающих его людей, на взаимоотношения с ними. Все его поведение направлено на проявление вовне. Интроверт - это полная ему противоположность, этот тип людей ориентирован больше на себя, живет, в основном, внутренними переживаниями, в меньшей степени обращая внимание на внешний мир [1, 2]. Следует отметить, что проблемы психологических классификаций связаны с высокой сложностью и неоднозначностью психической реальности. Здесь открываются новые возможности, но и новые ограничения, связанные, в частности, с субъективностью и её преодолением. Как известно, в психике человека есть осознаваемые и неосознаваемые компоненты познания. Они работают часто самостоятельно, как два разных оценщика ситуации. Поэтому оценки с помощью проективных тестов (которые направлены на исследование бессознательного) часто вступают в противоречие с самооценками с помощью опросников (которые апеллируют к сознанию или осознаваемому поведению).

Для определения психологического типа важно, чтобы измерительный инструмент (тест, методика) был «откалиброван» не на настоящее и актуальное, а на типичное, повторяющееся с большей вероятностью на протяжении жизни. Поэтому для типологов так важны методы, которые позволяют видеть настоящее сквозь призму всего жизненного пути личности: биографический, структурированная беседа, лонгитюдное наблюдение в естественной ситуации. Такие методы хорошо разработаны в клиническом исследовании. В работе со здоровыми людьми они составляют, скорее, исключение.

Качество жизни (КЖ) ребёнка - это интегральная характеристика здоровья ребёнка, основанная на его субъективном восприятии [3]. Установлено, что КЖ детей зависит от демографических, социально-гигиенических и медико-биологических факторов [4, 5]. Известно, что психологическое эмоциональное благополучие имеет первостепенное значение для социально-личностного развития детей, эффективности их психической и социально-психологической адаптации [6-8]. Однако проблема оценки КЖ подростков в разрезе социально-личностных особенностей остается недостаточно изученной. В связи с этим целью данной работы стало изучение взаимосвязи типа личности и качества жизни подростков.

Материалы и методы

Настоящее исследование явилось фрагментом популяционного исследования качества жизни детей 2-17 лет, проведенного в Удмуртской Республике [9, 10]. Расчет объема выборки был выполнен в лаборатории социальной педиатрии и качества жизни ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России (Москва) с помощью программы WinPepi V. 2.29. В исследовании приняли участие 2292 подростка 13-18 лет, из них 1164 девочки и 1128 мальчиков,

обучающихся в школах г. Ижевска и 24 районных центров Удмуртской Республики.

Для оценки КЖ была использована русскоязычная версия опросника Pediatric Quality of Life Inventory - PedsQL™4.0 (Vami J. et al., USA, 2001) [11], возрастной блок 13-18 лет для самооценки подростков. Опросник состоит из 23 вопросов, которые объединены в следующие шкалы: физическое функционирование (ФФ) - 8 вопросов; эмоциональное функционирование (ЭФ) - 5 вопросов; социальное функционирование (СФ) - 5 вопросов; ролевое функционирование (РФ) - функционирование в школе - 5 вопросов. Подсчёт средних баллов осуществлялся по каждой шкале, а также рассчитывался общий балл (ОБ) по всем шкалам по 100-бальной системе. Более высокие показатели соответствовали лучшему КЖ. Опрос подростков проводился путём интервьюирования в школах, школьники отвечали на вопросы самостоятельно.

Для определения типа личности подростков была использована адаптивная методика К. Юнга с определением групп: интроверсия, экстраверсия и амбиверсия [12]. По данным тестирования было сформировано 3 группы. Первую (n=961; из них 510 мальчиков и 451 девочка) образовали школьники с преобладанием личностных черт интроверта (интроверсия), вторую (n=1257; из них 573 мальчика и 684 девочки) - экстраверта (экстраверсия). Третью группу составили подростки (n=74, 45 мальчиков и 29 девочек), имеющие признаки как экстравертов, так и интровертов (смешанная группа «амбиверсия»).

Статистический анализ осуществлялся с помощью пакета статистических программ Statistica v. 6 (StatSoft Inc, США). В связи с тем, что показатели КЖ согласно критерию Колмогорова-Смирнова, имели распределение отличное от нормального, количественные показатели описывали с определением медианы, 25 и 75 перцентилей. Статистическую значимость различий количественных признаков определяли с помощью Н - критерия Краскела-Уолиса, в дальнейшем применяли попарное множественное сравнение с определением критерия Данна.

Результаты

Уровень физического функционирования был одинаков у подростков с разным типом личности (Н=2,016; р=0,36) (табл. 1). Эмоциональное функционирование также не различалось в группах (Н=4,58; р=0,1), хотя наблюдалась тенденция к более низким значениям у интровертов. Были выявлены значимые различия по шкале «социальное функционирование». При этом подростки-экстраверты и дети смешанной группы показали более высокие результаты. Что касается ролевого функционирования, то лучше всего в школе чувствовали себя дети смешанной группы, в отличие от интровертов и экстравертов, худшие результаты были выявлены у экстравертов. По значениям общего балла самые высокие показатели КЖ были определены у детей группы «амбиверсия».

Russian pediatric journal (Russian journal). 2018; 21(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-2-93-96

social pediatrics

Параметры качества жизни детей 13-17 лет в зависимости от типа личности

Аспекты КЖ р Н Интроверсия (n = 961) Экстраверсия (n = 1257) Амбиверсия (n = 74)

25% Ме 75 % 25% Ме 75% 25% Ме 75%

ФФ 0,36 2,01 75 81 90 71 81 90 78 84 90

ЭФ 0,1 4,58 55 65 75 55 70 80,0 60 70 75

СФ 0,000 25,78 75 85 95 80 90 95 80 90 95

РФ 0,000 22,2 55 70 80 55 65 75 65 75 85

ОБ 0,002 12,31 67 75 83 69 77 83 73 79 85

О бсужде ние

При определении крайних характеристик в типологии личности (экстраверт и интроверт) в психологии предусмотрено наличие еще одного типа личности, имеющего общие черты крайних типов. Дети смешанной группы имеют активную жизненную позицию, достаточно общительны и значительно легче адаптируются к микросоциальному окружению, чем интроверты. Но у них присутствуют и качества интровертов: они вполне самодостаточны и могут работать вне команды. Дети смешанной группы могут быть в меру скрытными и наблюдательными, производить детальный анализ любой ситуации, делать более или менее объективные выводы и стараются решать свои проблемы не только сами, но и в случае необходимости привлечь к их решению других людей [13, 14].

Подростки-интроверты имеют более низкие баллы по аспектам эмоционального и социального благополучия, что вполне естественно, так как они замкнуты и не испытывают потребности в общении. Они больше предпочитает одиночество, склонны к внутренним переживаниям, размышлениям и мечтаниям. Чем меньше вокруг людей, тем комфортнее дети данной группы себя чувствуют. Они не испытывают высокой потребности в принятии со стороны других людей и, естественно, менее социализированы в обществе.

Более высокий уровень шкалы «ролевое функционирование» показали подростки-интроверты и школьники смешанной группы по сравнению с подростками-экстравертами. Известно, что экстраверты общительны, неусидчивы, им интересно все и сразу, в отличие от обстоятельных интровертов. Эти особенности, по нашему мнению, и приводят к некоторому снижению уровня школьного благополучия.

Общее КЖ оказалось максимальным в группе «амбиверсия». Внутренний мир человека, который так важен интровертам, не должен конфликтовать с внешним, так значимым для экстравертов, или противопоставляться ему. Все стремится быть в гармонии со всем [15]. И, возможно, поэтому дети из смешанной группы чувствуют себя лучше всех.

Наши данные свидетельствуют, что тип личности подростка взаимосвязан с аспектами КЖ. Подрост-

ки, имеющие в составе личностных качеств черты интроверта и экстраверта, относящиеся к амбиверси-онному типу, имеют более высокие значения КЖ.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Юнг К.Г. Психологические типы. М.; Университетская книга: АСТ, 1998.

2. Айзенк Г.Ю. структура личности. СПб.; Ювента, 1999.

3. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине. М.; Медицина XXI века, 2007.

4. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. М.; Союз педиатров России, 2010.

5. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность. Российский педиатрический журнал. 2013; 6: 5-7.

6. Смирнова Е.О. Детская психология. СПб.; Питер, 2009.

7. Баранов А.А., Мерзлякова Д.Р. Профессиональное «выгорание» педагога и развитие личности школьника. Саарбрюккен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015.

8. Баранов А.А. Социальный иммунитет как ресурс безопасности личности. В кн.: Материалы V всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек и мир: психология конфликта, неопределенности и риска инноваций». Ижевск; 2014; 273-4.

9. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Черников В.В. Оценка качества жизни детей старшего школьного возраста в Удмуртской Республике. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и историимедицины.2016; 2: 74-6.

10. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Региональные нормативы качества жизни младших школьников в Удмуртской Республике. Российский педиатрический журнал. 2014; 6: 36-9.

11.Varni J.W., Seid M., Kurtin P.S. The PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations. Med care. 2001; 39: 800-12.

12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Самара; Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001.

13. Волков Б.С. Психология детского возраста. М.; КНОРУС, 2016.

14. Поройков С.Ю. Психологические типы. М.; Инфа-М, 2015.

15. Немов Р.С. Общая психология. Психология личности. М.; Юрайт, 2015.

Российский педиатрический журнал. 2018; 21(2) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-2-93-96

социальная педиатрия

REFERENCES

1. Yung K.G. Psychological types. [Psikhologicheskie tipy]. Moscow; Universitetskaya kniga: AST, 1998. (in Russian)

2. Ayzenk G.Yu. Personality .structure. [Struktura lichnosti]. Saint-Petersburg; Yuventa, 1999. (in Russian)

3. Novik A.A., Ionova T.I. Guide to the study of quality of life in medicine. [Rukovodstvo po issledovaniyu kachestva zhizni v meditsine]. Moscow; Meditsina XXI veka, 2007. (in Russian)

4. Baranov A.A., Albitskiy V.Yu, Vinyarskaya I.V. The study of life quality in Pediatrics. [Izuchenie kachestva zhizni v pediatrii]. Moscow; Soyuz pediatrov Rossii, 2010. (in Russian)

5. Smirnova E.O. Child psychology. [Detskaya psikhologiya]. Saint-Petersburg; Piter, 2009. (in Russian)

6. Merzlyakova D.R., Baranov A.A. Professional "burnout" of a teacher and personality development of the student. [Professional'noe «vy-goranie» pedagoga i razvitie lichnosti shkol'nika]. Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. (in Russian)

7. Baranov A.A. Social immunity as a resource of human security. V all-Russian scientific-practical conference with international participation "Man and the world: psychology of conflict, risk and uncertainty of innovation". [V Vserossiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem «chelovek i mir: psi-hologiya konflikta, neopredelennosti i riska innovatsiy»]. Izhevsk; 2014; 273-4.

8. Baranov A.A., Albitskiy V.Yu, Ustininova N.V. Pediatricians' social initiatives for the protection of the interests and rights of children: the history and contemporaneity. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 6: 5-7. (in Russian)

9. Vikhareva E.G., Vinyarskaya I.V., Tret'yakova T.V., Chernikov V.V. Assessment of quality of life of children under school age in the Ud-

murt Republic. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2016; 2: 74-6. (in Russian) 10. Vikhareva E.G., Vinyarskaya I.V., Khan M.A., Tret'yakova T.V., Chernikov V.V. Regional standards of quality of life of younger schoolboys in the Udmurt Republic. Rossiyskiy pediatricheskiy zhur-nal. 2014; 6: 36-9. (in Russian) 11 .Varni J.W., Seid M., Kurtin P.S. The PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations. Med Care. 2001; 39: 800-12.

12. Raygorodskiy D.Ya. Practical psychodiagnostics. [Prakticheskaya psikhodiagnostika]. Samara: Izdatel'skiy Dom «BAKhRAKh-M», 2001. (in Russian)

13. Volkov B.S. Psychology of Childhood. [Psikhologiya detskogo vozrasta]. Moscow; KNORUS, 2016. (in Russian)

14. Poroykov S.Yu. Psychological Types. [Psikhologicheskie tipy]. Moscow Infa-M, 2015. (in Russian)

15. Nemov R.S. General Psychology. Psychology of Personality. [Obshchayapsikhologiya. Psikhologiya lichnosti]. Moscow; Yurayt, 2015. (in Russian)

Поступила 12.03.2018 Принята в печать 04.04.2018

Сведения об авторах:

Баранов Александр Аркадьевич, доктор психологических наук, проф., директор института педагогики, психологии и социальных технологий, зав. каф. психологии развития и дифференциальной психологии Удмуртского государственного университета; Виняр-ская Ирина Валериевна, доктор мед. наук, гл. науч. сотр. лаб. социальной педиатрии «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России; Третьякова Татьяна Валерьевна, аспирант каф. педиатрии и нео-натологии Ижевской государственной медицинской академии Минздрава России; Черников Владислав Владимирович, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. социальной педиатрии «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.