Научная статья на тему 'Региональные нормативы качества жизни младших школьников в Удмуртской Республике'

Региональные нормативы качества жизни младших школьников в Удмуртской Республике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
152
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ПОПУЛЯЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / QUALITY OF LIFE / POPULATION-BASED STUDY / YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вихарева Елена Геннадьевна, Винярская Ирина Валериевна, Хан Майя Алексеевна, Третьякова Татьяна Валерьевна, Черников Владислав Владимирович

Представлены результаты исследований качества жизни у детей младшего школьного возраста (8-12 лет) с помощью опросника PedsQL в Ижевске и 24 сельских административных районах Удмуртской Республики. Установлено, что среди всех аспектов качества жизни более высокие значения имели «физическое функционирование» и «социальное функционирование», в то время как шкалы «эмоциональное функционирование» и «школьное функционирование» отличались низким уровнем. Качество жизни девочек младшего школьного возраста оказалось ниже, чем у мальчиков, по всем аспектам, и в большей степени в эмоциональной сфере. Проживание в городской или сельской местности влияло на показатели качества жизни младших школьников в Удмуртии: самый высокий уровень качества жизни регистрировался в центральных промышленных районах республики по сравнению со сверстниками из других районов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вихарева Елена Геннадьевна, Винярская Ирина Валериевна, Хан Майя Алексеевна, Третьякова Татьяна Валерьевна, Черников Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional standards of the quality of life of younger schoolchildren in the Udmurt Republic

There are presented the results of studies of quality of life in younger schoolchildren aged of 8-12 years residing in Izhevsk and 24 rural administrative districts of the Republic of Udmurtia with the use of PedsQL™ (Pediatric Quality of Life Inventory) questionnaire. Among all the aspects of quality of life "physical functioning" and "social functioning" were established to have more higher values while the scales of "emotional functioning" and "school functioning" differed by the low level. Quality of life of girls of younger school age turned out to be lower than in boys in all aspects, and to a greater extent in the emotional sphere. The residing in urban or rural environment affected on the quality of life of younger schoolchildren in Udmurtia: the highest level of quality of life was recorded in the central industrial regions of the republic if compared with their peers from other areas

Текст научной работы на тему «Региональные нормативы качества жизни младших школьников в Удмуртской Республике»

© КОЛЛЕКТИВ АТОРОВ, 2014 уДК 613.955:373.3(470.51)

Вихарева Е.Г.1, Винярская И.В.2, Хан М.А.1, Третьякова Т.В.3, Черников В.В.2

региональные нормативы качества жизни младших школьников в удмуртской республике

'Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии, 121069, Москва, Борисоглебский переулок, 9; 2Научный центр здоровья детей, 119991, Москва, Ломоносовский просп., 2, стр. 1; 'Республиканская детская клиническая больница, Ижевск

Представлены результаты исследований качества жизни у детей младшего школьного возраста (8-12 лет) с помощью опросника PedsQL в Ижевске и 24 сельских административных районах Удмуртской Республики. Установлено, что среди всех аспектов качества жизни более высокие значения имели «физическое функционирование» и «социальное функционирование», в то время как шкалы «эмоциональное функционирование» и «школьное функционирование» отличались низким уровнем. Качество жизни девочек младшего школьного возраста оказалось ниже, чем у мальчиков, по всем аспектам, и в большей степени в эмоциональной сфере. Проживание в городской или сельской местности влияло на показатели качества жизни младших школьников в Удмуртии: самый высокий уровень качества жизни регистрировался в центральных промышленных районах республики по сравнению со сверстниками из других районов.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста; качество жизни; популяционное исследование.

VikharevaЕ. G.1, VinyarskayaI. V.2, KhanM. A.1, Tretyakova T. V.3, Chernikov V.V.2

REGIONAL STANDARDS OF THE QUALITY OF LIFE OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE REPUBLIC OF UDMURTIA

1Russian Research Center of Rehabilitation Medicine and Balneology, 9, Borisoglebskiy bystreet, Moscow, Russian Federation, 121069

2Scientific Centre of Child Healthcare, 2, building 1, Lomonosov avenue, Moscow, Russian Federation, 119991 'Republican Children's Clinical Hospital, 10, Nagovitsyna Str., building 4, Izhevsk, Russian Federation, 426008

There are presented the results of studies of quality of life in younger schoolchildren aged of 8-12 years residing in Izhevsk and 24 rural administrative districts of the Republic of Udmurtia with the use of PedsQL™ (Pediatric Quality of Life Inventory) questionnaire. Among all the aspects of quality of life "physical functioning" and "social functioning" were established to have more higher values while the scales of "emotional functioning" and "school functioning" differed by the low level. Quality of life of girls of younger school age turned out to be lower than in boys in all aspects, and to a greater extent in the emotional sphere. The residing in urban or rural environment affected on the quality of life of younger schoolchildren in Udmurtia: the highest level of quality of life was recorded in the central industrial regions of the republic if compared with their peers from other areas

Key words: younger schoolchildren; quality of life; population-based study.

Лети младшего школьного возраста занимают особое место среди детского населения. Состояние здоровья детей в этот период определяет его уровень в последующих возрастных группах, а также успешность обучения в школе. Метод оценки качества жизни (КЖ), разработанный и успешно применяемый в педиатрии, является высокоинформативным, чувствительным и надежным способом определения состояния здоровья и благополучия ребенка. Изучение КЖ позволяет дать количественную оценку многокомпонентных характеристик жизнедеятельности ребенка - его физического, психологического и социального функционирования [1-5]. Для более адекватной оценки КЖ в любых исследованиях предпочтительнее пользоваться региональными нормативами этого показателя, так как его значения могут различаться в разных регионах. Для разработки региональных нормативов

Для корреспонденции (correspondence to): Вихарева Елена Геннадьевна, канд. мед. наук, докторант ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии», e-mail: avihareva@yandex.ru

необходимы данные популяционных исследований КЖ [1, 4, 6]. Популяционные исследования КЖ, так называемые популяционные нормы, представляют большую ценность для различных институтов общества. Данные о нормативных показателях КЖ могут быть использованы в различных сферах жизни общества: разработка реабилитационных программ при сравнении показателей КЖ определенной группы больных с популяционной нормой, комплексная оценка эффективности программ в области здравоохранения [5]. С учетом этого целью данной работы стало проведение популяционного исследования в Удмуртской Республике, которое осуществлялось с 2010 по 2013 г. и проводилось в 5 этапов. Первый этап - библиографический и аналитический, второй - статистический, третий - популяционное исследование КЖ детей 2-18 лет в городе Ижевске и 24 районах Удмуртии, четвертый - определение региональных нормативов КЖ детей в Удмуртии и выявление социально-общественных факторов, влияющих на уровень качества жизни, пятый - разработка комплекса мероприятий по улучшению здоровья детей на основе показателей КЖ.

Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., Третьякова Т.В., Черников В.В.

Таблица 1

Расчет выборки для популяционного исследования

Возрастные группы, годы Предварительные параметры выборки (М ± SD) Предельная ошибка выборки (А) Численность генеральной совокупности (П) Численность выборочной совокупности (п) Соотношение мужского и женского пола Распределение выборки по полу Распределение по месту жительства: город - 65%, сельская местность - 35°/

М Ж М (город) М (село) Ж (город) Ж (село)

3-4 79,8 ± 9,4 А = 0,5% М 32678 2004 М - 51%, Ж - 49% 1031 973 670 360 633 340

А = 1% М 527 271 256 176 95 166 89

5-7 79,8 ± 9,4 А = 0,5% М 46359 2041 М - 51%, Ж - 49% 1043 998 678 365 649 349

А = 1% М 530 271 259 176 95 169 91

8-12 76,7 ± 13,8 А = 0,5% М 77093 4676 М - 51%, Ж - 49% 2391 2285 1555 836 1486 779

А = 1% М 1227 627 600 408 219 390 210

13-17 78,0 ± 12,7 А = 0,5% М 151617 3970 М - 51%, Ж - 49% 2010 1960 1307 703 1275 685

А = 1% М 1015 514 501 334 180 326 175

Итого для всех возрастных групп... А = 0,5% М 12691 М - 51%, Ж - 49% 6461 6230 4202 2259 4052 2178

А = 1% М 3299 1680 1619 1092 587 1053 566

3-18 78,2 ± 13,8 А = 0,5% М 307747 4715 М - 51%, Ж - 49% 2400 2313 1561 839 1505 809

А= 1% М 1195 608 586 396 213 381 205

Материалы и методы

КЖ детей младшего школьного возраста было изучено у 2855 респондентов 8-12 лет, посещающих средние общеобразовательные учреждения Ижевска и сельских районов Удмуртской Республики. Анкетирование проводилось в школах, дети отвечали на вопросы самостоятельно. Инструментом стал общий опросник PedsQLтм4.0 для детей 8-12 лет [7]. Опросник состоит из 23 вопросов, которые объединены в следующие шкалы: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), со-

Таблица 2 Изменения параметров КЖ детей 8-12 лет (М ±

Параметр КЖ Все дети (я=2855) Мальчики (п=1424) Девочки (п=1431)

ФФ 81,41 ± 13,58 83,41 ± 13,00 79,42 ± 13,86**

ЭФ 74,15 ± 17,12 77,62 ± 15,41 70,68 ± 18,01**

СФ 83,65 ± 15,82 84,26 ± 15,10 83,05 ± 16,48*

ШФ 74,31 ± 15,51 73,56 ± 15,10 75,06 ± 15,87*

ОБ 78,83 ± 12,44 80,22 ± 11,67 77,45 ± 13,02**

Примечание. Достоверность различий между девочками и мальчиками 8-12 лет: * -р < 0,05; ** -р < 0,001.

циальное функционирование (СФ), функционирование в школе (ШФ), также рассчитывается средний балл. Расчет объема репрезентативной выборки для популяционного исследования КЖ проводился с использованием дисперсии, коэффициента доверия и предельной ошибки выборки (табл. 1). Статистический анализ осуществлялся с помощью пакета Statis-йса, 6. Анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики. Значимость различий количественных признаков определяли с помощью /-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Для сравнения средних значений выборок использовался однофакторный дисперсионный анализ (АКОУА).

Результаты и обсуждение

Показатель итоговой оценки качества жизни у детей младшего школьного возраста составил 79 баллов (табл. 2), что было несколько выше, чем аналогичный показатель у детей 5-7 лет (70 баллов), что свидетельствует о наличии положительной тенденции в оценке качества жизни у детей Удмуртии с увеличением их возраста.

При сравнении КЖ с данными московских сверстников [1] различий не было выявлено - общий балл составил 78,83 ± 12,44 против 76,7 ± 13,8 соответственно (р > 0,05), значения отдельных компонентов

КЖ также не имело различий. Проведенный анализ показывает, что в общей группе младшие школьники, как столицы, так и провинциального региона чувствуют себя одинаково. Дети Удмуртии низко оценили аспекты ЭФ и ШФ, в то же время уровень ФФ и СФ находился на более высоком уровне (см. табл. 2), что также согласуется с общероссийскими результатами [1, 6, 8].

При изучении гендерных различий установлено, что мальчики младшего школьного возраста имели более высокие баллы практически по всем аспектам КЖ. Девочки чувствовали себя хуже и физически, и, особенно, эмоционально (см. табл. 2). Единственный аспект, по которому благополучие девочек было выше, это ШФ - они оказались более внимательны, ответственны, легче справлялись с уроками.

Городские дети имели достоверно более высокие

баллы КЖ, чем их сверстники из села, особенно это оказалось значимо по тем аспектам, которые всеми детьми были оценены выше - т. е. ФФ и СФ (табл. 3). В то же время у девочек уровень различий оказался меньше: в основном это касалось физического здоровья (82,37 ± 12,78 в городе против 76,48 ± 14,27 на селе, р < 0,001), при этом у сельских мальчиков страдало и физическое, и эмоциональное и социальное благополучие (р < 0,001).

Изучение особенностей КЖ детей в Удмуртской Республике в зависимости от географического положения территории показало, что наиболее высокий уровень КЖ регистрировался в центральных промышленных районах республики (табл. 4). Промежуточное положение занимал «северный куст» Удмуртии, в который также входят промышленные районы республики. А младшие школьники, проживающие в южных сельскохозяйственных районах республики, имели в подавляющем большинстве случаев самые низкие баллы КЖ. Географическое место проживания практически не оказало влияние на ШФ в северных и центральных районах (р>0,05) по сравнению с Ижевском.

Таким образом, проведенное популяционное исследование КЖ детей в Удмуртской Республике в группе 8-12 лет показало следующие результаты:

Таблица 3

Изменения параметров качества жизни детей 8-12 лет в зависимости от места жительства (М ± 8)

Параметр КЖ Город (n=1418) Село (n=1437)

ФФ 84,20 ± 12,54 78,67 ± 14,00*

ЭФ 75,97 ± 17,04 72,35 ± 17,01*

СФ 86,05 ± 14,80 81,29 ± 16,43*

ШФ 75,47 ± 14,75 73,17 ± 16,14*

ОБ 80,97 ± 11,81 76,71 ± 12,69*

Примечание. Значимость различий между группами детей 8-12 лет в зависимости от места проживания: * - р < 0,001.

- КЖ детей Удмуртии в общей группе не отличается от КЖ московских детей;

- среди всех аспектов КЖ наиболее высокие значения имели ФФ и СФ, в то время как шкалы ЭФ и ШФ отличались более низким уровнем, что также соответствует общероссийской тенденции;

- девочки 8-12 лет оценивают свое КЖ ниже, чем мальчики, по всем параметрам, кроме школьного;

- проживание в городской или сельской местности влияет на показатели КЖ дошкольников в Удмуртии: городские дети имеют более высокие показатели КЖ по всем параметрам;

- изучение особенностей КЖ детей в Удмуртской Республике в зависимости от географического положения территории показало, что наиболее высокий уровень качества жизни регистрируется в центральных промышленных районах республики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность. Российский педиатрический журнал. 2013; 6: 5-7.

2. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. М.: Союз педиатров России, 2010.

3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в

Таблица 4

Изменения параметров качества жизни детей 8-12 лет в зависимости от географического места проживания (М ± 8)

Параметр КЖ Ижевск (n = 1418) Север (n = 422) Юг (n = 445) Центр (n = 570)

ФФ 84,20 ± 12,54 77,59 ± 14,98*! 78,27 ± 14,30* 79,77 ± 12,92*

ЭФ 75,97 ± 17,04 72,46 ± 17,53* 71,27 ± 17,61* 73,11 ± 16,10*

СФ 86,05 ± 14,80 81,16 ± 16,83* 80,18 ± 16,32*! 82,25 ± 16,19*

ШФ 75,47 ± 14,75 74,12 ± 17,10 71,17 ± 16,05#*!! 74,02 ± 15,35

ОБ 80,97 ± 11,81 76,50 ± 13,47* 75,67 ± 12,53*! 77,69 ± 12,17*

Примечание. * - р < 0,001 - значимость различий между группами детей, проживающих в Ижевске и других регионах республики; # - р < 0,01 - значимость различий между группами детей, проживающих в северном и южном кустах республики; ! - р < 0,05, !! -р < 0,01 - значимость различий между группами детей, проживающих в центральном и других кустах республики.

Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., Третьякова Т.В., Черников В.В.

педиатрии: направления, достижения, перспективы. Российский педиатрический журнал. 2013; 5: 4-14.

4. Винярская И.В. Современное состояние проблемы изучения качества жизни в педиатрии. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006; 3: 28-31.

5. Новик А.А., Ионова Т.И., Никитина Т.П. Концепция исследования качества жизни в педиатрии. Педиатрия. Журнал им Г.н. спеанского. 2002; 66 (4): 83-8.

6. Verrips E.G., Vogels T., Koopman H.M. et al. Measuring health-related quality of life in a child population. Eur. J. Publ. Health. 1999; 9: 188-93.

7. Collier J., MacKinlay D., Phillips D. Norm values for the Generic Children's Quality of Life Measure (GCQ) from a large school-based sample. Qual. Life Res. 2000; 9 (6): 617-23.

8. Винярская И.В. Показатели качества жизни здоровых подростков, проживающих в разных регионах России. Общественное здоровье и здравоохранение. 2007; 3: 37-40.

9. Varni J.W., Seid M., Kurtin P.S. PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations. Med. care. 2001; 39 (8) : 800-12.

10. Строзенко Л.А., Гордеев В.В., Лобанов Ю.Ф., Винярская И.В. Гендерные особенности качества жизни и состояния здоровья подростков. Российский педиатрический журнал. 2013; 2: 51-4.

REFERENCES

1. Baranov А.А., Al'bitskiy V.Yu., Ustininova N.V. Pediatricians' social initiatives for the protection of the interests and rights of children: the history and contemporaneity. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 6: 5-7. (in Russian)

2. Baranov А.А., Albitskiy V.Yu, Vinyarskaya I.V. The study of life quality in pediatrics. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii, 2010. (in Russian)

3. Baranov A.A., Namazova-Baranova L.S., Il'in A.G., Bulgakova V.A., Antonova E.V., Smirnov I.E. Scietific research in pediatrics: directions, achivements, prospects. Rossiyskiy pediatricheskiy zhur-nal. 2013; 5: 4-14. (in Russian)

4. Vinyarskaya I.V. Modern state of the problem of the quality of life research in Pediatrics. Problemy socialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2006; 3: 28-31. (in Russian)

5. Novik A.A., Ionova T.I., Nikitina T.P. The concept of quality of life studies in pediatric patients. Pediatriya. Zhurnal imeni G.N. speran-skogo. 2002; 66 (4): 83-8. (in Russian)

6. Verrips E.G., Vogels T., Koopman H.M., et al. Measuring health-related quality of life in a child population. Eur. J. Publ. health. 1999; 9: 188-93.

7. Collier J., MacKinlay D., Phillips D. Norm values for the Generic Children's Quality of Life Measure (GCQ) from a large school-based sample. Qual. life Res. 2000; 9 (6): 617-23.

8. Vinyarskaya I.V. Indicators of quality of life in healthy adolescents living in different regions of Russia. Obschestvennoe dorov'e i zdra-vookhranenie. 2007; 3: 37-40.

9. Varni J.W., Seid M., Kurtin P.S. PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations. Med. care. 2001; 39 (8): 800-12.

10. Strozenko L.A., Gordeev V.V., Lobanov Yu.F., Vinyarskaya I.V. Gender aspects of quality of life and health of adolescents. Rossiys-kiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 2: 51-4.

Поступила 14.08.14 Received 14.08.14

Сведения об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Винярская Ирина Валериевна, доктор мед. наук, зав. лаб. медико-социальных проблем охраны здоровья детей, ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», e-mail: vinjarskaya@nczd.ru; Хан Майя Алексеевна, доктор мед. наук, проф., зав. научно-исследовательским отд-нием педиатрии, ФГБУ «Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии», 121069, Москва, Борисоглебский переулок, 9, e-mail: 6057016@mail.ru; Третьякова Татьяна Валерьевна, аспирант каф. педиатрии, ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия», 426034, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281, e-mail: avihareva@yandex.ru; Черников Владислав Владимирович, канд. мед. наук, ст. науч. сотр. лаб. медико-социальных проблем охраны здоровья детей, ФГБНУ «Научный центр здоровья детей», e-mail: vladfirst 1@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.