Научная статья на тему 'Особенности качества жизни подростков, предпочитающих различные киножанры'

Особенности качества жизни подростков, предпочитающих различные киножанры Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЖАНРЫ КИНО / TEENAGERS / QUALITY OF LIFE / CINEMA GENRES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вихарева Е.Г., Третьякова Т.В.

В городе Ижевске и 24 сельских административных районах Удмуртской Республики проведено популяционное исследование качества жизни детей с 2-18 лет. С помощью опросника PedsQL для каждого ребенка рассчитаны физическая, эмоциональная, социальная сферы, а также школьное функционирование и общий балл. В статье представлен фрагмент исследования о связи жанров кино и аспектов качества жизни у детей старшего школьного возраста. Подростки, предпочитающие ужасы и мелодрамы другим жанрам кино, имеют по всем шкалам самые низкие показатели качества жизни. Самым благоприятным жанром являются комедийные фильмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вихарева Е.Г., Третьякова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY IF THE QUALITY OF LIFE OF TEENAGERS, PREFER DIFFERENT MOVIES STYLE

In Izhevsk and 24 rural administrative districts of the Udmurt Republic it was conducted a population-based study of the quality of life of children from 218 years. With the help of the international questionnaire PedsQL we calculated for each child's physical, emotional, social spheres, as well as school performance and overall score. The article presents a study on the relationship movie genres and aspects of quality of life in older school age. The most unfavorable genre movie for the whole categories of children was melodrama. Teenagers who prefer melodrama, suffering and physical functioning (p <0,001), and the aspect of psychosocial health (emotional functioning, p <0,001), as well as the functioning of the school (p <0,001). The second genre, has an adverse effect on the quality of life of teens was terrors. Teenagers who prefer horror and other genres of melodrama movie, have all the scales the lowest indicators of quality of life. The most favorable is the genre of comedy movies. Comedy films improve mood, stabilize the positive emotional background. And it is necessary for our young people, who show a poor performance in the aspects of psychosocial health. And children who are fond of watching comedy films are more worthy of significantly high levels of quality of life. According to the basics of the film industry, thriller, as a genre movie, it is quite multifaceted. And we know the great domestic films belonging to the genre of action, carrying the dignity of and respect for our country who are looking for several generations of our fellow citizens. And the disclosure of details of the matter, the children called these paintings.

Текст научной работы на тему «Особенности качества жизни подростков, предпочитающих различные киножанры»

2018, том 20 [10]

УДК 616-053.5:316.344.34:37.035

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-10-36-39

ОСОБЕННОСТИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ КИНОЖАНРЫ

Вихарева Е.Г., Третьякова Т.В.

ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия», г. Ижевск, Российская Федерация

Аннотация. В городе Ижевске и 24 сельских административных районах Удмуртской Республики проведено популяционное исследование качества жизни детей с 2-18 лет. С помощью опросника Рей$ОЬ для каждого ребенка рассчитаны физическая, эмоциональная, социальная сферы, а также школьное функционирование и общий балл. В статье представлен фрагмент исследования о связи жанров кино и аспектов качества жизни у детей старшего школьного возраста. Подростки, предпочитающие ужасы и мелодрамы другим жанрам кино, имеют по всем шкалам самые низкие показатели качества жизни. Самым благоприятным жанром являются комедийные фильмы.

Ключевые слова: подростки, жанры кино.

качество жизни,

ESPECIALLY IF THE QUALITY OF LIFE OF TEENAGERS, PREFER DIFFERENT

MOVIES STYLE Vikhareva E.G., Tretyakova ^ V.

Izhevsk state medical academy, Izhevsk, Russian Federation

Annotation. In Izhevsk and 24 rural administrative districts of the Udmurt Republic it was conducted a population-based study of the quality of life of children from 218 years. With the help of the international questionnaire PedsQL we calculated for each child's physical, emotional, social spheres, as well as school performance and overall score. The article presents a study on the relationship movie genres and aspects of quality of life in older school age. The most unfavorable genre movie for the whole categories of children was melodrama. Teenagers who prefer melodrama, suffering and physical functioning (p <0,001), and the aspect of psychosocial health (emotional functioning, p <0,001), as well as the functioning of the school (p <0,001). The second genre, has an adverse effect on the quality of life of teens was terrors. Teenagers who prefer horror and other genres of melodrama movie, have all the scales the lowest indicators of quality of life. The most favorable is the genre of comedy movies. Comedy films improve mood, stabilize the positive emotional background. And it is necessary for our young people, who show a poor performance in the aspects of psychosocial health. And children who are fond of watching comedy films are more worthy of significantly high levels of quality of life. According to the basics of the film industry, thriller, as a genre movie, it is quite multi-faceted. And we know the great domestic films belonging to the genre of action, carrying the dignity of and respect for our country who are looking for several generations of our fellow citizens. And the disclosure of details of the matter, the children called these paintings. Key words: teenagers, quality of life, cinema genres.

~ 36 ~

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 10

—--—

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] Запесоцкий А.С. Старшеклассники сегодня: их ценности и выбор. Социологические исследования. 2006; 12: 1-16.

[2] Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян. Социологические исследования. 2006; 11:1-31.

[3] Егорова Н.Ю., Сизова И.Л. Имеет ли российская семья шанс стать солидарной? Социологические исследования. 2014; 4: 97-102.

[4] Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Связь чтения и качества жизни подростков: результаты когортного одномоментного исследования. Вопросы современной педиатрии. 2016; 3: 263-267.

[5] Лубашова Н.И. Из истории социологии кино. Социологические исследования. 2011; 4: 146-149.

[6] Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. М.: Союз педиатров России; 2010.

[7] Вихарева Е.Г., Винярская И.В, Третьякова Т.В., Черников В.В. Оценка качества жизни детей старшего возраста в Удмуртской Республике. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 2: 74-76.

[8] Байтурина А.Т., Гатиятуллина Л.Р., Малиевский В.А., Валиуллина С.А., Винярская И.В., Черников В.В. Влияние медико-биологических и социально-гигиенических факторов на качество жизни детей. Справочник педиатра. 2008; 11: 6162.

[9] Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Третьякова Т.В., Черников В.В., Наумова Т.А Социально -познавательные факторы и качество жизни младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: http://www.science-education.ru/128-21745 (дата обращения: 23.09.2015).

Введение. Дети - это маленькая копия взрослых. В процессе роста им приходится сталкиваться с многогранным и не всегда добрым миром. Период их взросления в наше время требует выработки новых адаптационных механизмов и жизненной стратегии для приспособления в динамично меняющейся реальности [1]. К подростко-

REFERENCES

[1] Zapesotskiy A.S. High school students today: their values and choices. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2006; 12: 1-16. (in Russian)

[2] Varlamova S.N., Noskova A.V., Sedova N.N. Family and children in attitudes of Russians. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2006; 11:1-31. (in Russian)

[3] Egorova N.Yu., Sizova I.L. Does the Russian family the chance to become a joint? Sotsiologicheskie issledovaniya. 2014; 4: 97-102. (in Russian)

[4] Vikhareva E.G., Vinyarskaya I.V., Khan M.A., Tret'yakova T.V., Chernikov V.V. Contact reading and quality of life of adolescents: a cohort cross-sectional study. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2016; 3: 263-267. (in Russian)

[5] Lubashova N.I. From the history of the sociology of cinema. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2011; 4: 146-149. (in Russian)

[6] Baranov A.A., Al'bitskiy V.Yu., Vinyarskaya I.V. The study of quality of life in Pediatrics. Moscow: Soyuz pediatrov Rossii; 2010. (in Russian)

[7] Vikhareva E.G., Vinyarskaya I.V, Tret'yakova T.V., Chernikov V.V. Assessment of quality of life of older children in the Udmurt Republic. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii med-itsiny. 2016; 2: 74-76. (in Russian)

[8] Bayturina A.T., Gatiyatullina L.R., Malievskiy V.A., Valiullina S.A., Vinyarskaya I.V., Chernikov V.V. Influence of medical, biological and socio-hy-gienic factors on the quality of life of children. Spravochnik pediatra. 2008; 11: 61-62. (in Russian)

[9] Vikhareva E.G., Vinyarskaya I.V., Tret'yakova T.V., Chernikov V.V., Naumova T.A Socio-cogni-tive factors and quality of life of younger schoolboys // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 5. URL: http://www.science-educa-tion.ru/128-21745 (data obrashcheniya: 23.09.2015). (in Russian)

вому возрасту заостряются все проблемы, которые ребенок накопил за свою маленькую жизнь. И очень важно, чтобы к переходному возрасту появились верные друзья. И замечательно, если в этой роли, кроме друзей-школьников, выступят родители [2, 3]. Прекрасным советчиком может послужить книга [4]. Но есть еще не менее важ-

~ 37 ~

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 10

—--

ный друг - это кино. Значимость кино для детского возраста очень велика. Киноискусство выполняет несколько важных функций: информационная, развлекательная, познавательная, коммуникативная, образовательная и воспитательная

[5].

Материал и методы. В последние годы понятие качества жизни (КЖ) стало неотъемлемой частью общественных наук, прочно вошло в медико-социальные исследования [6]. В Удмуртии проведено популяционное исследование качества жизни детей с 2 до 18 лет. В данной статье приводится фрагмент исследования, посвященный детям старшего школьного возраста, касающийся влияния жаров кино на показатели качества жизни. Качество жизни детей старшего школьного возраста изучено у 2947 респондентов 13 -18 лет, посещающих средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртской Республики. Анкетирование проводилось в школах, дети отвечали на вопросы самостоятельно. Инструментом стал общий опросник PedsQLтм4.0 для детей 13 - 18 лет. Опросник состоит из 23 вопросов, которые объединены в следующие шкалы: физическое функционирование (ФФ), эмоциональное функционирование (ЭФ), социальное функционирование (СФ), функционирование в школе (ШФ), также рассчитывается средний балл. Общее количество баллов рассчитывается по 100-балльной шкале: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка. Расчет объема репрезентативной выборки для когортного исследования был выполнен в лаборатории медико-социальных проблем охраны здоровья детей ФГБУ «Научный центр здоровья детей» (Москва) с помощью программы WinPepi V. 2.29. Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета 81а^йса, версия 6. В связи с тем, что значения оценки качества жизни, согласно критерию Шапиро-Уилка, имели нормальное распределение, анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики Статистическую значимость различий количественных признаков определяли с помощью 1>критерия Стьюдента для независимых выборок. В работе был использован дисперсионный анализ.

Подросткам был задан вопрос: «Какие жанры кино Вы предпочитаете?». Все ответы аккумулированы в несколько жанров и образованы группы: комедии, боевики, ужасы, смесь жанров с наличием комедийного (ком+), смесь жанров с отсутствием комедийного (ком-), мелодрамы. Поле проведения начального этапа статистической обработки при проведении апостерионых сравнений подростки, предпочитающих комедийные фильмы и боевики, была объединены в общую группу (комедии-боевики).

Результаты. Самыми благоприятными жанрами кино для данного возраста стали комедии и боевики (табл. 1). Анализируя аспекты качества жизни, установлены отсутствие достоверной разницы между данными группами подростков (р>0,05), а также общие статистические закономерности с другими группами детей. Самым неблагоприятным жанром кино, как для всей когорты детей стали мелодрамы. У подростков, предпочитающих мелодрамы, страдает и физическое функционирование (р <0,001), и аспект психосоциального здоровья (эмоциональное функционирование, р <0,001), а также функционирование в школе (р <0,001). Вторым неблагоприятным жанром являются ужасы. Изменения установлены в тех же аспектах: физическое функционирование (р <0,01), эмоциональное функционирование (р <0,001) и функционирование в школе (р <0,001). Неблагоприятные показатели качества жизни получены и у подростков, предпочитающих многожанровое кино без комедийного компонента.

При проведении апостерионых сравнений значимые сравнения обнаружено во всех аспектах, кроме «социального функционирования». Так при проведении межгрупповых сравнений, худшие показатели в аспекте «физическое функционирование» демонстрируют подростки, предпочитающие мелодрамы и ужасы [при сравнении со значениями показателей в группе «комедии-боевики» во всех случаях р <0,05 (диапазон от 0,004 до <0,001)]. В аспекте «эмоциональное функционирование» благоприятные показатели демонстрируют подростки, предпочитающие комедии и боевики [при сравнении со значениями показате-

~ 38 ~

Since 1999

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 10

—--

лей в всех группах во всех случаях р <0,05 (диапазон от 0,001 до <0,000000)]. Подобная статистическая картина получена и в аспекте «школьное функционирование» [при сравнении со значениями показателей в группе «комедии-боевики» во всех случаях р <0,05 (диапазон от 0,00001 до

<0,000000)]. Лучшие показатели в заключительном аспекте качества жизни «общий балл» при проведении апостериорных сравнений зафиксированы также у подростков общей группы (комедии-боевики) р <0,05 (диапазон от 0,038 до <0,001) и подростков группы «ком+» (диапазон от 0,02 до <0,001)

Таблица 1

Параметры КЖ детей 13-18 лет в зависимости от предпочтений жанров кино, М±5

Жанр кино n ФФ ЭФ СФ ШФ ОБ

Комедии 750 81,1±13,0 69,5±15,6 85,1±14,6 69,9±13,9 77,1±10,8

Боевики 181 81,7±12,8 71,8±15,2 86,1±12,8 69,1±15,4 77,9±11,1

Ужасы 253 78,7±11,6** 65,6±17,8*** 86,1±11,1 64,2±14,6*** 74,4±10,0***

Мелодрамы 211 77,1±13,8*** 61,7±14,3*** 83,9±13,4 64,9±14,2*** 72,6±10,9***

Ком + 1078 82,0±12,0 67,7±16,4* 84,8±13,1 66,9±15,3*** 76,3±10,5

Ком - 147 80,9±11,5 63,3±16,8*** 83,9±13,9 64,4±12,8*** 74,1±10,4**

Примечания: * - р <0,05; ** - р <0,01; *** - р <0,001: достоверность различий между группой детей, предпочитающих комедийные фильмы, и группами детей, предпочитающие другие жанры кино.

Обсуждение. Мелодрамы являются отрицательным жанром кино для подростков. Следовательно, старшим школьникам, имеющим и так низкий уровень эмоциональной стабильности [7], нежелательно увлекаться просмотром мелодраматических фильмов. А вот благотворно на показатели качества жизни влияют комедийные фильмы. И дети, увлекающиеся просмотром комедийных фильмом, имеют более достойные достоверно высокие показатели качества жизни. Комедийные фильмы повышают настроение, положительно стабилизируют психологический фон. И это необходимо нашим подросткам, которые демонстрируют низкие показатели в аспектах психосоциального здоровья. Спорным моментом в нашем исследовании оказался жанр кино - боевики. А.Т. Байтурина и соавт. в своей работе отметили низкие показатели качества жизни у детей, увлекающихся просмотрами боевиков и фильмов ужасов [8]. Наши данные согласуются с А.Т. Байтуриной полностью в отношении жанра ужасы, как у подростков, так и у младших школьников. Мы уже наблюдали подобную картину у детей младшего школьного возраста [9]. А вот

жанр боевик, по нашим данным, удивительно, оказал благоприятное влияние на показатели качества жизни. Согласно основам киноиндустрии, боевик, как жанр кино, является достаточно многоплановым и чаще всего имеет приключенческую основу, так любимую нашими детьми. Некоторые зарубежные фильмы, отмеченные престижными международными кинонаградами, представляющие смесь жанров (в том числе и боевик), являются высокодуховными произведениями. И нам известны потрясающие отечественные фильмы, относящихся к жанру боевик, несущие достоинство и уважение к нашей стране, которые смотрят уже несколько поколений наших сограждан. И при раскрытии подробно данного вопроса, дети назвали именно эти картины. Учитывая полученные результаты, мы не считаем, что боевики являются самым отрицательным жанром.

Заключение. Старшие школьники, предпочитающие ужасы и мелодрамы другим жанрам кино, имеют по всем шкалам самые низкие показатели качества жизни. Самым благоприятным жанром для подростков являются комедийно-приключенские фильмы.

~ 39 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.