ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
© Балкизова Ф.Б.*, Денисова С.В.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В современном мире велика роль общения, развития межличностных отношений, т.к. не одна деятельность не обходиться без коммуникации. От типа темперамента напрямую зависит процесс развития межличностных отношений в обществе. В статье рассматриваются проблемы взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений у студентов, определяется направленность личности на индивидуальный стиль деятельности. Представлены результаты корреляционного анализа.
Ключевые слова темперамент, межличностные отношения, влияние темперамента на межличностные отношения, направленность личности.
В настоящее время, когда идет активная перестройка всех сфер общества, остро ощущается потребность в людях, умеющих создавать психологический климат в коллективе, способных аналитически мыслить, умеющих слушать и говорить с людьми. Многогранность межличностных отношений превращает их в объект комплексного изучения: взаимоотношения между людьми носит избирательный характер, которые определяются потребностями человека. Современные исследования показывают необходимость изучения влияния межличностных отношений на формирование многих важных характеристик психических процессов, состояний и свойств на протяжении всей жизни человека [1, с. 20].
В отечественной психологии выделяется задача, заключающаяся в исследовании различных свойств личности, которые формируются и проявляются в конкретной деятельности человека и оказывают влияние на эффективность этой деятельности. Одним из этих свойств является темперамент - центральное образование психодинамической организации человека [2, с. 90].
Исследования проблемы взаимосвязи межличностных отношений и свойств темперамента в студенческих группах имеет большое значение. Изучение их взаимосвязи способствует повышению качества подготовки специалистов и эффективности системы образования в целом. Здесь можно отметить динамику развития межличностных отношений и свойств темперамента, включающих в себя социометрическую структуру, эмоциональную сплоченность и ценностно-ориентационное единство в их взаимосвязи [3, с. 25].
* Доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.
* Магистрант кафедры Педагогики и психологии (направление 050100.68 Педагогическое образование).
Тема межличностных отношений рассматривается в работах Г.С. Абрамовой, Н.А. Амрекулова, А.А. Бодалева, Л.Д. Столяренко, Е.И. Рогова, Дж. Морено и другие. Якимовская Е.О. занималась изучением сплоченности студенческого коллектива, Столопов М.В. рассматривал влияние темперамента на развитие межличностных отношений в студенческом коллективе.
Цель исследования заключается в изучении влияния темперамента на межличностные отношения у студентов. В исследовании приняли участие студенты 1, 4 курсов, в количестве 40 человек Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Берберова.
Для исследование влияния темперамента на межличностные отношения у студентов были использованы следующие методики:
1. опросник Айзенка по определению темперамента;
2. направленность личности как выявление индивидуального стиля деятельности (Б. Басса).
Для определения экстраверсии - интроверсии, а также типов темперамента личности, была использована методика Айзенка. Опросник предназначен для изучения индивидуально-психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: сангвиник, меланхолик, флегматик, холерик. Форма проведения эксперимента - групповая. Результаты представлены в рис. 1 и 2.
Рис. 1. Диаграмма опросника Айзенка в контрольной группе
В качестве контрольной группы были взяты студенты 1 курса, педагогического факультета, в количестве 20 человек. Исследование показало следующие результаты: сангвиник имеют 7 студентов (40 %), холерик выявлен у 5 человек (25 %), флегматик обнаружился у 5 студентов (25 %), меланхолик показали 3 студентов (10 %).
Рис. 2. Диаграмма опросника Айзенка в экспериментальной группе
В качестве экспериментальной группы были взяты студенты 4 курса, педагогического факультета, в количестве 20 человек. Исследование показало следующие результаты: сангвиник имеют 9 студентов (45 %), холерик выявлен у 3 человек (10 %), флегматик обнаружился у 5 студентов (25 %), меланхолик показали 3 студентов (10 %).
Таким образом, опросник Айзенка позволил выявить тип темперамента у всех исследуемых. Из 40 студентов тип темперамента сангвиник выявлен у 16 человек, холерик обнаружился у 8 студентов, флегматик имеют 10 человек, меланхолик показали 10 студентов.
Так же была использована методика Б. Басса для определения направленности личности на индивидуальный стиль деятельности. С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я);
2. Направленность на общение (О);
3. Направленность на дело (Д).
Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты методики Б. Басса
Типы направленности личности Количество испытуемых Процентное соотношение
Направленность на себя 16 45 %
Направленность на общение 9 15 %
Направленность на дело 15 40 %
Итого 40 100 %
Методика Д. Басса позволила сделать вывод о том, что из 40 испытуемых у 16 (45 %) студентов имеют направленность на себя, 9 (15 %) студентов направлены на общение, а 15 (40 %) студентов направлены на дело.
Для выявления взаимосвязи между темпераментом и межличностными отношениями студентов был использован корреляционный анализ Спирме-на. Корреляционный анализ (от лат. соггеМю - соотношение) - статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту и направление корреляционной связи между следующими рядами переменных:
- двумя признаками, измеренными в одной и той же группе испытуемых;
- двумя групповыми иерархиями или профилями переменных;
- индивидуальной и групповой иерархиями признаков;
- двумя индивидуальными иерархиями.
Выявляли эту взаимосвязь по следующей формуле (формулу коэффициента ранговой корреляции): ге = 1 - (6 х Еф / (Ы(№ - 1)), где значение Ей2.
Для сангвиников уровень ранговой корреляции равен 1 - (6 х 4227) / (35(16 - 1)) = 4,8. Вид корреляции по тесноте связи - тесная; степень взаимосвязи - достаточно выраженная между темпераментом и стилем деятельности; вид корреляции по направленности - положительная; характер взаимосвязи - прямо пропорциональный.
Для холериков: 1 - (6 х 4227) / (35(8 - 1)) = 0,9. Вид корреляции по тесноте связи - частичная; степень взаимосвязи - средне выраженная между темпераментом и стилем деятельности; вид корреляции по направленности -независимый; характер взаимосвязи - обратно пропорциональный.
Для флегматиков: 1 - (6 х 4227) / (35(10 - 1)) = 0,6. Вид корреляции по тесноте связи - частичная; степень взаимосвязи - мало выраженная между темпераментом и стилем деятельности; вид корреляции по направленности -отрицательный; характер взаимосвязи - обратно пропорциональный.
Для меланхоликов: 1 - (6 х 4227) / (35(16 - 1)) = 1,4. вид корреляции по тесноте связи - частичная; степень взаимосвязи - достаточно выраженная или средняя между темпераментом и стилем деятельности; вид корреляции по направленности - положительная; характер взаимосвязи - прямо пропорциональный.
Таким образом, мы можем говорить о том, что полученный коэффициент корреляции статистически значим, то есть обязательно существует какая-либо связь между типом темперамента и межличностным отношением студентов.
У сангвиников эта связь тесная, то есть с уверенностью можно сказать о том, что представители этого типа темперамента стараются сразу же установить тесные взаимосвязи между окружающими людьми, они в после-
дующем делают все для того, что бы укрепить эти связи. У холериков эта связь частичная, об этом говорит их взрывной, эмоциональный характер. Они очень внимательны в выборе людей, с которыми можно наладить контакты. У флегматиков эта связь так же частичная, как и у холериков, но это, скорее всего, зависит не от их взрывоопасности характера, а от сдержанности и замкнутости. Они тяжело сходятся с людьми и мало кого пускают к себе на близкое расстояние. У меланхоликов эта связь так же частичная, они осмотрительны и осторожны во всех делах и серьезно подходят к решению любых вопросов, особенно тех, которые касаются общения с окружающими людьми.
На основании проведенного исследования можно сказать о том, что не только личностные качества играют роль при межличностном отношении, но и тип темперамента, который заложен в каждом из нас.
Список литературы:
1. Ковалев А.Г. Психология межличностного взаимодействия. - М.: Наука, 2010.
2. Шумская Л.И. Психологическое исследование межличностных отношений в группах среднего ПТУ - Минск, 2009.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010.
4. Симонов П.В. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 2011.
РАЗВИТИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
© Бозаева Ж.С.*, Ногерова М.Т.
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
Статья посвящена проблеме исследования развития этнической толерантности в поликультурном пространстве ВУЗа.
Ключевые слова этническая толерантность, толерантность, социальная толерантность, личностная толерантность.
В последние десятилетия этническая толерантность и ее психологические составляющие стали предметом широкого круга научных исследований и приобретают междисциплинарный и межкультурный характер. Приходится признать, что проявления различных форм нетерпимости, ксенофобии, экстремизма и терроризма - яркая черта современной общественной
* Магистрант кафедры Педагогики и психологии.