[Текст] - Л., 2013. - 54 с.
6.Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи. [Текст] - М.: Линка-Пресс, 2009. - 176 с.
7.Казакова, Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. [Текст] - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
8.Лурия, А.Р., Юдович, Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М., 2005 - 150с.
© Смирных Г.А., 2019
УДК 378.172
Л.Г. Струкова
Старший преподаватель Омский государственный педагогический университет
г. Омск К.В. Шапран
Студентка 4 курса факультета экономики, менеджмента, сервиса и туризма Омский государственный педагогический университет
г. Омск
ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА ЛИЧНОСТИ НА ОТНОШЕНИЕ К ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ
Аннотация
В данной статье представлено исследование, направленное на выявление влияния темперамента личности на отношение к элективным курсам по физической культуре и спорту в вузе. Рассматривается проблема отношения студентов к активному образу жизни.
Ключевые слова
Темперамент, спорт, элективные курсы по физической культуре, отношение, влияние
На протяжении всей своей жизни человек каждый день сталкивается с необходимостью делать выбор, принимать решения для устранения возникающих проблем, высказывать свое мнение о разных ситуациях. На все действия людей влияют их личностные особенности: интересы, склонности, темперамент, характер, способности и т. д [2]. Не исключением становится и отношение к физической культуре и спорту. Несмотря на то, что физическая культура имеет положительное влияние на здоровье, не каждый человек готов заниматься ею по ряду причин.
Целью нашего исследования будет выявление зависимости между темпераментом студентов и их отношением к элективным курсам по физической культуре и спорту. Прежде чем перейти к практической части данного исследования необходимо определить, как в науке трактуется понятие «темперамент».
Под темпераментом в психологии понимается совокупность врожденных особенностей человека, которые находят свое проявление в динамике психологических процессов, включающих в себя скорость и силу реакции, эмоциональную возбудимость и уравновешенность, особенность приспособления к окружающей среде. [3] Совокупность перечисленных процессов проявляется одинаково во всех ситуациях и действиях человека независимо от его мотивов и целей, а значит имеет влияние на его отношение к элективным курсам по физической культуре. Наиболее распространенной классификацией типов темперамента является классификация, предложенная И.П. Павловым [4], которая включается в себя такие типы как:
1. Сангвинический темперамент - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы.
~ 154 ~
2. Флегматический темперамент - сильный уравновешенный, инертный тип нервной системы.
3.Холерический темперамент - сильный, неуравновешенный тип нервной системы, с преобладанием возбуждения.
4. Меланхолический темперамент - слабый, неуравновешенный тип нервной системы.
Для выяснения связи между темпераментом и отношением к физической культуре необходимо определить характерные личные качества присущие каждому виду, а также вытекающие из них разновидности и особенности спортивной деятельности. Определенные личные качества могут как способствовать интересу к физической культуре и различным ее видам, (например, работоспособность), так и наоборот, усложнять процесс занятий спортом (например, неуверенность в себе) [1].
Таблица 1
Характеристика личных качеств студентов в зависимости от типа темперамента
Тип темперамента Личные качества Предпочитаемые виды спорта Особенности спортивной деятельности
Сангвиник Работоспособность, уверенность в себе, общительность Связанные с большой подвижностью, активностью, требующие смелости 1. Быстрое запоминание изучаемых движений (могут выполнить с первого раза, но допускают ошибки); 2. Негативно относятся к длительному совершенствованию техники выполнения упражнений; 3. Спортивные результаты стабильны. В соревнованиях демонстрируют свои навыки лучше, чем в процессе тренировок.
Флегматик Работоспособность, устойчивость к внешним раздражителям, невысокая общительность, упорство, настойчивость Связанные с небыстрыми, спокойными, однообразными действиями 1. Сформированные навыки прочны и консервативны; 2. Предпочитают длительную и тщательную отработку техники упражнений; 3. Соревновательные результаты стабильны
Холерик Активность, сильная воля уверенность в себе, быстрота реакции, амбициозность, повышенная раздражительность и упрямость Высокоэмоциональные виды спорта (баскетбол, спринт, прыжки) 1. Интерес к выбранному виду спорта нестабилен; 2. Длительная тренировочная работа на силу и выносливость не вызывает интереса; 3. Соревновательные результаты недостаточно стабильны, имеется склонность к «предстартовой лихорадке».
Меланхолик Чрезмерно высокая ответственность, тактическое чутье, низкая работоспособность, слабая устойчивость к внешним раздражителям, высокая тревожность, неуверенность в себе. Индивидуальные виды спорта, не связанные с единоборством и командной борьбой 1. Высоко развита мышечно-двигательная чувствительность; 2.Соревновательные результаты их нестабильны, как правило, возникает состояние «стартовой апатии», которое затрудняет достижение высоких результатов.
Для того, чтобы выяснить существует ли зависимость между типом темперамента студентов и их отношением к физической культуре и спорту на практике нами были продиагностированы студенты 2-4 курсов Омского государственного педагогического университета, обучающиеся на факультете экономики, менеджмента, сервиса и туризма по направлению подготовки «Профессиональное обучение».
Для выявления типа темперамента студентов им был предложен личностный опросник Айзенка EPI, состоящий из 57 вопросов. Результаты данной диагностики представлены на рисунке 1.
2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №11 / 2019
Соотношение контингента по типу темперамента
Флегматик Сангвиник Холерик Меланхолик
к
Рисунок 1 - Соотношение контингента обучающихся по типу темперамента.
Исходя из полученных данных можно произвести ранжирование студентов по типам темперамента следующим образом:
1. Флегматический тип;
2. Сангвинический тип;
3. Холерический тип;
4. Меланхолический тип.
Для диагностики отношения студентов к физической культуре использовалась анкета «Отношение к спорту и учебным занятиям по физической культуре» (Приложение 1) (Табл. 2).
Таблица 2
Отношение к элективным курсам по физической культуре и спорту студентов в зависимости от типа темперамента
Вопросы Флегматик Сангвиник Холерик Меланхолик
да нет да нет да нет да нет
Посещаете ли вы уроки 7 3 3 4 4 2 3 2
физической культуры,
которые предусмотрены у вас в расписании?
Получаете ли вы 4 6 3 4 3 3 2 3
удовольствие от занятии
физической культуры?
Занимаетесь ли вы 3 7 2 5 3 3 1 4
самостоятельно спортом
помимо специально
предусмотренных для этого
учебных занятий?
Любите ли вы активный 2 6 5 2 4 2 2 3
отдых?
Как вы считаете, модно ли 8 2 6 1 6 0 3 2
сейчас заниматься спортом и
поддерживать здоровый образ
жизни (ЗОЖ)?
Анализ полученных данных показал следующее:
1. Более высокий показатель посещения занятий по физической культуре отмечается у флегматиков и холериков. Это можно объяснить наличием таких личностных качеств как работоспособность, упорство, настойчивость - для флегматиков и энергичность, которую необходимо выразить в активном виде деятельности - для холериков.
2. Не посещаемость занятий в большинстве случаев не связана с определенным типом темперамента. Студенты отмечают следующие причины пропусков:
- не нравится то, чем мы занимаемся на этих занятиях;
- не хватает времени.
3. С определенным типом темперамента не связано и мнение о том, что пропаганда здорового образа жизни и занятия спортом - это очередное модное веяние, которое в скором времени заменится на нечто новое. Согласно проведенному исследованию, 78% всех респондентов придерживаются этого мнения, что можно объяснить быстрым развитием современного мира и таким же ускоренным процессом смены трендов.
4. Большая часть обучающихся с преобладанием сангвинического типа темперамента предпочитает активный отдых, а занятия спортом необходимы им для получения положительных эмоций и впечатлений. В процессе учебных занятий по физической культуре, таким студентам необходимо предлагать выполнение новых физических упражнений, но их не должно быть много. А исходя из таблицы 1, необходимы упражнения, которые не будут однообразны и являются стимулом для быстрой реакции таких студентов.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что студент с любым типом темперамента обладает как положительными, так и отрицательными качествами, но несмотря на это каждому обучающемуся, независимо от личностных особенностей, можно привить положительное отношение к элективным курсам по физической культуре и к спорту в целом. Изучение особенностей темперамента студентов является важной задачей преподавателя физической культуры. На основании изучения личности студента педагог сможет реализовать индивидуальный подход на учебном занятии и определить методы работы с обучающимися. Список использованной литературы:
1. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.; ФиС, 2012. - 320 с.
2. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. - 2-е изд. доп. И перераб. -СПб., 2007, с. 603-604.
3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. 2016. - 583 с.
4. Столяренко, Л. Д. Общая психология : учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко.- Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 355 с.
© Струкова Л.Г., Шапран К.В., 2019
УДК 376
Е.В.Харютченко
Педагог-психолог
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» п. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ
Н.С.Логвинова Учитель-логопед
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» п. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ
Т.В.Бессонова Учитель-логопед
ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» п. Веселая Лопань, Белгородский район, Белгородская область, РФ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье говорится об особенностях развития и коррекции функций внимания у детей дошкольного
~ 157 ~