Научная статья на тему 'К вопросу определения типологических характеристик студентов, занимающихся легкой атлетикой в рамках академических занятий по дисциплине «Физическая культура»'

К вопросу определения типологических характеристик студентов, занимающихся легкой атлетикой в рамках академических занятий по дисциплине «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
520
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / BACHELOR DEGREE / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / НЕРВНАЯ СИСТЕМА / NERVOUS SYSTEM / ТЕМПЕРАМЕНТ / TEMPERAMENT / ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ATHLETICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ковальчук О.Г.

В статье рассматривается проблема физической подготовленности студентов вуза (бакалавриата), учета параметров функционального состояния нервной системы и типологических характеристик студентов для оптимизации учебных академических занятий по направлению легкая атлетика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ковальчук О.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of determining typological characteristics of students doing athletics in the context of academic classes in the discipline «Physical education»

In the article the problem of physical fitness of students at University (bachelor degree) also the problem of accounting parameters of functional condition of nervous system and the question of typological characteristics of students to optimize educational academic classes in the direction of athletics are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу определения типологических характеристик студентов, занимающихся легкой атлетикой в рамках академических занятий по дисциплине «Физическая культура»»

УДК 378:796.42

О. Г. КОВАЛЬЧУК

Омский государственный технический университет

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ В РАМКАХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

В статье рассматривается проблема физической подготовленности студентов вуза (бакалавриата), учета параметров функционального состояния нервной системы и типологических характеристик студентов для оптимизации учебных академических занятий по направлению легкая атлетика.

Ключевые слова: бакалавриат, физическая подготовленность, нервная система, темперамент, легкая атлетика.

В настоящее время образование во всех его формах признается в качестве приоритетного направления в развитии человека, способного к жизненной и профессиональной самореализации [1]. Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Физическое воспитание студентов должно быть направлено на обеспечение всесторонней физической подготовленности, должно содействовать подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов, так как в вузы поступает молодежь, недостаточно подготовленная в физическом отношении [2, с. 243; 3].

Общество предъявляет особые требования к жизнеспособности современного молодого человека, что становится все более очевидной необходимостью для формирования личности нового типа. Если у студенческой молодежи сформирован интерес к физкультурно-спортивной деятельности и вызывает положительные эмоции, то можно говорить о позитивном влиянии физических упражнений на развитие личности. Физическое воспитание студентов должно совершенствовать виды двигательной активности, определяющие значительный интерес и включенность студентов в организованную физкультурно-спортивную деятельность. Для решения этой задачи необходимо осуществлять постоянный поиск наиболее эффективных методик и технологий, способствующих повышению интереса занимающихся [4, с. 218 — 219].

Легкая атлетика в системе физического воспитания студентов не физкультурных вузов занимает одно из ведущих мест по комплексному развитию физических качеств, помогая повысить уровень физической подготовленности студентов, овладеть необходимыми для профессиональной деятельности двигательными умениями и навыками. При этом отдельные виды легкой атлетики направлены на достижение и поддержание оптимального уров-

ня физической и функциональной подготовленности студентов. Также на успешность занятий в видах легкой атлетики оказывают влияние особенности протекания в ЦНС процессов возбуждения (нервный процесс, либо вызывающий деятельность органа, либо усиливающий существующую) и торможения (нервный процесс, либо ослабляющий и прекращающий деятельность или препятствующий ее возникновению), которые лежат в основе физиологических механизмов и закономерностей развития скоростно-силовых качеств (Ильин Е. П., 1983; Поликарпочкин А. Н., 2010), а также психотипологический статус личности занимающегося (Ильин Е. П., 2001; Семенов Л. А., 2005) [5].

По мнению В. А. Кабачкова, О. А. Ерохина, А. Б. Бурова и др. (2009), именно при систематических занятиях циклическими видами спорта, к которым относится и легкая атлетика, улучшается общее состояние нервной системы на всех её уровнях. При этом отмечаются большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, поскольку нормализуются процессы возбуждения и торможения, составляющие основу физиологической деятельности мозга. Физические тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость [6].

Анализ научной литературы свидетельствует также и о положительном влиянии типологических особенностей нервной системы — протекание нервных процессов у отдельных индивидуумов (силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов), или связанных с ними как положительных, так и отрицательных свойств темперамента на разнообразные стороны физкультурно-спортив-ной деятельности (В. В. Васильева, 1953; О. А. Черникова, 1961; Ю. Ю. Палайма, 1961 и др.).

Анализ работ З. И. Бирюковой, 1961; Л. Ф. Егу-пова, 1967; В. П. Мерлинкина, 1968; А. П. Кашина,

о

от

Е

Т

1972; Б. В. Суслова 1972; Б. А. Вяткина, 1978; А. В. Радионова, 1979; О. А. Сиротина, 2000; Е. П. Ильина 2001; С. Э. Муряк, 2008 и других исследователей дает определенное представление о проблеме проявления особенностей нервной системы и темперамента в легкой атлетике. Среди множества разнообразных факторов, являющихся условиями для возможности достижения успеха при занятиях физической культурой (морфологических, конституционных, личностных и т. п.), необходим учет свойств темперамента, который облегчает и улучшает деятельность. Например, спринтерский бег, прыжки требуют способности к взрывной работе, т. е. высокой эмоциональной возбудимости, силы и концентрации, динамичности процесса возбуждения.

Каждому типу темперамента (сангвинику, холерику, флегматику, меланхолику) присущи индивидуальные особенности личности, которые могут влиять на двигательную деятельность. Такие свойства темперамента, как экстраверсия - интроверсия выражаются в преимущественной обращенности либо во внешний мир (экстраверсия), либо во внутренний мир образов, мыслей, чувств (интровер-сия). От этой направленности зависят особенности реагирования и деятельности студентов, их контактность или замкнутость. По мнению Б. А. Вятки-на (1978), нужно знать, в какой мере темперамент благоприятствует и насколько он препятствует достижению успеха на разных уровнях двигательной деятельности.

Люди с сангвиническим типом темперамента отдают предпочтение упражнениям, связанным с большой подвижностью, активностью и требующим смелости. Они легко переходят от выполнения одного вида упражнений к другому, но недостаточно усидчивы и сосредоточены, особенно в однообразной тренировочной деятельности. При изучении новых упражнений быстро схватывают основу изучаемого движения, могут легко выполнить его с первой попытки, но с ошибками. Представители холерического типа темперамента предпочитают высокоэмоциональные виды упражнений, интенсивные и темповые движения. Холерики охотно и с увлечением начинают заниматься избранным видом деятельности, но энтузиазм их быстро исчезает, неохотно выполняют двигательную тренировочную работу на силу и выносливость.

Флегматический тип темперамента проявляется прежде всего в недостаточно быстрой выработке двигательных навыков, в замедленных реакциях, в трудности переключения от одного вида деятельности к другому.

Меланхолический тип темперамента отличается чрезмерно высокой ответственностью, высокоразвитой мышечно-двигательной чувствительностью, тонким тактическим чутьем, но при этом недостаточно работоспособен и малоустойчив к внешним раздражителям, высоко тревожен, неуверен в своих силах.

Достижение хороших результатов в короткие сроки будет наиболее реально для студентов, у которых достаточно высоки свойства темперамента, определяющие уровень развития специальных способностей к занятиям легкой атлетикой. Учет особенностей темперамента при занятиях легкой атлетикой - одно из слагаемых успеха. Первоначальное изучение темперамента необходимо для того, чтобы определить методы обучения [7]. По мнению О. А. Сухостава двигательные способности значи-

тельнее проявляются, если им соответствуют определенные свойства нервной системы [8]. Имеющиеся в литературе данные показывают, что разные стороны проявления физических качеств зависят от разных типологических особенностей. Лучшему результату в беге на короткой дистанции сопутствует подвижность возбуждения и торможения, меньшая сила нервной системы по возбуждению. В структуре силовых способностей выявляются наибольшие связи среди таких свойств нервной системы, как ее сила, подвижность торможения, лабильность. Для лиц с меньшей силой нервной системы более характерно проявление скоростно-си-ловых способностей. Силовое упражнение связано с силой нервной системы, скоростно-силовые качества — с подвижностью торможения. Выносливость как способность до отказа поддерживать заданную интенсивность больше у лиц с подвижными нервными процессами. В то же время у них выше и скоростная выносливость. Связь же выносливости и силы нервной системы имеет интересную закономерность. Хорошему результату в беге на длинные дистанции сопутствуют подвижность торможения и преобладание торможения по «внешнему» балансу. Лица с сильной нервной системой способны дольше поддерживать заданный уровень интенсивности, в то время как лица со слабой нервной системой более эффективно используют короткий промежуток времени. Координационные способности, ловкость, гибкость, точность являются взаимодополняющими качествами.

Вышеизложенное дает основание считать, что большему проявлению двигательных способностей сопутствует то или иное свойство нервной системы [9].

Цель исследования — определить типологические характеристики и дать оценку физической подготовленности студентов, занимающихся легкой атлетикой в рамках академических занятий по дисциплине «Физическая культура».

Методы и организация исследования. Анализ научно-методической литературы; характеристики темперамента студентов выявлялись с помощью личностного опросника Айзенка (Г. Айзенк, 1947); для определения основных свойств нервной системы использовалась методика теппинг-тест (Е. П. Ильин, 1981); определение уравновешенности возбудительного и тормозного процессов выполнялось с помощью кинематометрической методики (Е. П. Ильин, 1981); тестирование физической подготовленности (Л. Ф. Колокатова, М. М. Чубаров, 2010); методы математической статистики.

Под наблюдением находилось 134 студента (юношей) первого курса Омского государственного технического университета, период проведения исследования — первый семестр 2013/14 учебного года.

Не касаясь в данной статье методики для занятий легкой атлетикой в рамках академических занятий по дисциплине «Физическая культура», позволим остановиться на определении типологических характеристик и показателей физической подготовленности студентов, поскольку среди факторов, определяющих работоспособность человека, ведущая роль принадлежит силе нервной системы относительно возбуждения — она выше у лиц с сильной и ниже у лиц со слабой нервной системой и соответствующих типов темперамента. От темперамента зависит не только общая работоспособность, но и ее динамика.

Таблица 1

Критерии уравновешенности возбудительного и тормозного процессов студентов-юношей первого курса на примере легкой атлетики (п=134)

Исследуемые параметры нервной системы Среднее значение (%)

Баланс внешний Возбуждение 34

Уравновешенность 45

Торможение 21

Подвижность возбуждения Подвижный 45

Уравновешенный 32

Инертный 22

Подвижность торможения Подвижный 44

Уравновешенный 23

Инертный 33

Баланс внутренний по возбуждению Возбуждение 48

Уравновешенность 28

Торможение 24

Таблица 2

Результаты личностного опросника Айзенка студентов-юношей первого курса на примере легкой атлетики (п=134)

Темпераментные характеристики Студенты-легкоатлеты (%)

Тип темперамента

Меланхолик 12

Флегматик 26

Холерик 26

Сангвиник 36

Тип личности

Интроверт 38

Экстраверт 62

Методика, применяемая для студентов, занимающихся легкой атлетикой в рамках академических занятий по дисциплине «Физическая культура», включает блоковый метод, т.е. использование микроциклов с двумя учебными занятиями в неделю с преобладанием в них физических нагрузок специфического характера. Два учебных занятия преимущественно скоростной направленности составляют «микроблок однонаправленной нагрузки» [10, 11], выполняющий конкретную функцию углубленного развития определённого физического качества (скоростной, скоростно-силовой, силовой направленности, включающий упражнения на развитие гибкости и координации, а также игры с элементами соревновательной деятельности).

Результаты и их обсуждение. Деятельность студентов на занятиях по легкой атлетике сопровождается большим психическим напряжением. Эффективность деятельности занимающихся легкой атлетикой в рамках академических занятий зависит от состояния нервной системы, от типа и свойств темперамента. В связи с этим нам необходимо было определить свойства нервной системы занимающихся — силу процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов, уравновешенность нервной системы по кинемато-метрической методике (табл. 1).

Проведенное исследование позволило анализировать свойства нервной системы. Можно отметить,

что у большинства студентов (45 %) по внешнему балансу наблюдается уравновешенность нервных процессов, отражающих соотношение между процессами возбуждения и торможения, зависящих от эмоционального состояния. По внутреннему балансу, который не связан с эмоциональным состоянием, у половины студентов (48 %) преобладает возбуждение нервных процессов. В основной массе (45 %) нервная система у студентов подвижна, характеризуется легкостью переключения нервных процессов от возбуждения к торможению и наоборот, быстрым переходом от одних видов деятельности к другим, быстрой переключаемостью, реши- О тельностью, смелостью в поведенческих реакциях. И В результате исследования определена степень Ь выраженности проявления психических состояний 9 студентов первого курса (юношей) по методике 0 Г. Айзенка (табл. 2). м

Следует отметить, что по типу темперамента Е среди всех опрошенных студентов более всего санг- И виников (36 %), отдающих предпочтение упражне- 9 ниям, связанным с повышенной подвижностью, ак- Б тивностью. т

Наименьшее количество — меланхолики (12 %), Ц

н

отличающиеся высокоразвитой мышечно-двига- 9 тельной чувствительностью, но при этом недоста- | точно работоспособны. И

Остальные исследуемые в равном количестве холерики (26 %) и флегматики (26 %). Студенты,

Таблица 3

Показатели физической подготовленности студентов-юношей первого курса на примере легкой атлетики (п=134)

№ п\п Тесты, единицы измерения М ± т Границы оценок Средняя оценка тестов в очках Оценка тестов физической подготовленности

1 Бег 100 м (сек) 14,6 ± 0,6 1

2 Бег 3000 м 14,1 ± 0,7 1

(мин, сек)

3 Подтягивание 12,2 ± 0,8 4 2,3 Удовлетворительно

(количество раз)

4 Прыжок в длину с места (см) 234 ± 1,9 3

относящиеся к холерикам, предпочитают высокоэмоциональные виды упражнений, интенсивные и темповые движения, но неохотно выполняют работу на силу и выносливость. Студенты-флегматики тяжело переключаются от одного вида деятельности к другому, работоспособны, склонны к кропотливой работе по развитию какого-либо качества.

По типу личности преобладают экстраверты (62 %), предпочитающие высокую подвижность и коллективное взаимодействие. Интроверты, которых меньшее количество (38 %), обладают пессимистичностью, склонностью тщательно планировать и обдумывать свои действия.

Результаты исследования психологических особенностей темперамента у студентов свидетельствуют, что в основном у исследуемых респондентов преобладает сильный тип высшей нервной деятельности. Таким образом, темперамент является одним из значимых свойств человека и способствует формированию физической подготовленности на академических занятиях легкой атлетикой.

Занятия легкой атлетикой у студентов предполагают и наличие высокой работоспособности. В связи с этим был проведен теппинг-тест, определяющий силу нервных процессов, который отражает общую работоспособность: занимающийся с сильной нервной системой способен выдерживать более интенсивную и длительную нагрузку, чем занимающийся со слабой нервной системой. При слабой нервной системе утомление вследствие психического или физического напряжения возникает быстрее, чем при сильной. По результатам теппинг-теста необходимо отметить, что движения кистью в течение 30-секундной работы у испытуемых имели примерно одинаковую частоту (6,9 кт/сек) с небольшим изменением в меньшую сторону («выпуклый тип»), что свидетельствует о наличии у данной группы сильной нервной системы.

Технология проведения оценки уровня физической подготовленности заключалась в педагогическом тестировании.

Для определения уровня физической подготовленности студентов было проведено тестирование по трем обязательным тестам и одному дополнительному. Данные представлены в табл. 3.

Анализ состояния физической подготовленности студентов-юношей первого курса показал, что в целом студенты имеют удовлетворительный уровень, выявлены низкие результаты в беге на 100 метров (14,6±0,6 сек) и в беге на 3000 метров (14,1±0,7 мин, сек), границы оценок этих тестов составили по 1 баллу соответственно.

Мы предполагаем, что студенты, занимающиеся легкой атлетикой в рамках академических занятий по дисциплине «Физическая культура» блоковым методом, повысят уровень отстающих физических качеств, а включение в занятия упражнений на координацию, гибкость, различных игр с соревновательными элементами повысят интерес занимающихся.

Таким образом, результаты проведенного исследования у студентов первого курса, занимающихся легкой атлетикой в рамках академических занятий по дисциплине «Физическая культура», показывают:

— у студентов доминирующими являются черты сангвинического, холерического и флегматического темперамента, относящиеся к сильному типу высшей нервной деятельности;

— среди обследуемых студентов преобладают экстраверты;

— у студентов выявлены отстающие физические качества: быстрота и выносливость.

Результаты исследования параметров функционального состояния нервной системы, типологических характеристик студентов указывают на готовность к освоению интенсивных и объемных нагрузок на занятиях по направлению легкая атлетика. Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением темперамента для повышения общей работоспособности и улучшения физических качеств.

Библиографический список

1. Ревенко, Е. М. Соотношение двигательных способностей со свойствами личности у студентов, различающихся уровнем интеллекта / Е. М. Ревенко, Т. Ф. Зелова // Инновационные подходы в системе физического образования и воспитания : сб. науч. тр. — Омск : СибАДИ. — 2012. — С. 35 — 42.

2. Васькевич, В. П. Правовые основы организации и деятельности спортивных клубов высших учебных заведений / В. П. Васькевич // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов : сб. материалов Все-рос. науч.-практ. конф. — Казань, 2011. — С. 342.

3. Мониторинг здоровья субъектов образовательного процесса в вузах «Паспорт здоровья» : моногр. / В. Ю. Лебединский [и др.]. - Иркутск : ИрГТУ, 2008. - 268 с.

4. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в вузе как фактор образования и социализации студентов / Л. И. Лубышева // О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Казань, 2011. - С. 218-219.

5. Абдуллаев, И. М. Особенности интеграции функциональных ресурсов легкоатлетов-спринтеров 11-17 лет с различным уровнем спортивной квалификации : автореф. дис. ...

канд. пед. наук : 03.03.01 / Абдуллаев И. М. — Краснодар, 2015. - 25 с.

6. Кабачков, В. А. Структура и организация коррекцион-ных занятий профессиональной физической культурой студентов с учетом направленности видов спорта на снижение воздействия факторов риска / В. А. Кабачков, О. А. Ерохина, А. Б. Буров // Вестник спортивной науки. — 2009. — № 6. — С. 52.

7. Гаврилович, А. А. Особенности темперамента и специфика проявления психических состояний у спортсменов различных специализаций / А. А. Гаврилович // Общество: социология, психология, педагогика. — 2013. — № 3. — С. 50.

8. Сухостав, О. А. Индивидуальные особенности в развитии двигательных способностей студенток 17 — 19 лет / О. А. Сухостав // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей : сб. науч. тр. — Омск : СибАДИ, 2010. — 57 с.

9. Сальников, В. А. Возраст в системе физического развития детей и подростков / В. А. Сальников, О. А. Сухостав // Фи-

зическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. — № 1. — С. 39 — 45.

10. Верхошанский, Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки : блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 4. — С. 24 — 26.

11. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки : моногр. / В. Б. Иссурин. — М. : Советский спорт, 2010. — 288 с.

КОВАЛЬЧУК Оксана Геннадьевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для переписки: oksanakovalcnuk@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2015 г. © О. Г. Ковальчук

УДК 7963326 А. Г. ПОЛИВАЕВ

Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОСТИ ИГРОКА В МИНИ-ФУТБОЛЕ

В статье автор рассматривает проблему организации контроля за соревновательной деятельностью в мини-футболе. Исследователь отмечает, что система оценки показателей соревновательной деятельности игроков может быть создана на основе изучения структуры соревновательной деятельности в мини-футболе, математико-статистического обоснования интегральной оценки с весовыми коэффициентами каждого значимого фактора, влияющего на результативность соревновательной деятельности, а также за счет автоматизации контроля соревновательной деятельности в мини-футболе на основе использования программы Microsoft Excel. Впервые для практики мини-футбола автором разработана и экспериментально обоснована автоматизированная система оценки показателей соревновательной деятельности игроков — коэффициента полезности игрока (КПИ).

Ключевые слова: соревновательная деятельность, контроль соревновательной деятельности, автоматизированная система оценки, коэффициент полезности игрока (КПИ), мини-футбол.

Введение. Одной из главных целей современ- в организации контроля с использованием инфор-

ного спорта является повышение результативно- мационно-коммуникационных технологий [4 — 7]. сти соревновательной деятельности и достижение Такие автоматизированные системы учета

максимальных спортивных результатов в условиях и контроля используются в баскетболе, волейболе,

соревнований. Многими авторами отмечается факт, классическом футболе, в большинстве игровых ви-

что данные задачи могут быть решены с помощью дов спорта и т.д.

эффективной организации комплексного контроля Данные электронные системы обеспечивают

за тренировочной и соревновательной деятельно- оперативную и объективную оценку соревнователь-

стью спортсменов [ 1 — 3]. Принимая во внимание ной деятельности, помогают организовать наблюде-

тот факт, что современный спорт всё больше ис- ние за процессом соревнований, способствуют на

пользует компьютерные технологии для модели- основе полученной информации совершенствова-

рования, организации, сопровождения и контроля нию тренировочного процесса. Отмечается их эф-

тренировочной и соревновательной деятельности, фективность в организации процесса педагогиче-

можно предположить, что резервы для повыше- ского контроля и оценки спортивной деятельности

ния эффективности спортивной подготовки лежат спортсменов.

о

m

Е

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.