Научная статья на тему 'Влияние телевизионных проектов на становление личности'

Влияние телевизионных проектов на становление личности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
417
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МАССОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ / FORMATION OF PERSONALITY / SOCIALIZATION / TELEVISION PROJECTS / VALUE ORIENTATION / MASS PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Матвиенко В.Д., Зинченко Г.П.

В данной статье рассматриваются проблемы влияния телевизионных проектов на становление личности. Представлен анализ воздействия ценностей телевидения на общество, на примере учащихся 11 классов МАОУ гимназии №52 и участников телевизионных проектов. Определены мотивы регулярного и массового просмотра телевизионных проектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TELEVISION PROJECTS ON THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY

This article discusses the problems of Influence of television projects on the development of the personality. Presents an analysis of the impact of the values of television on society, on the example of 11 grade students of MAOU school №52 and the participants of TV projects. Determined the motives of regular and mass viewing of television projects.

Текст научной работы на тему «Влияние телевизионных проектов на становление личности»

УДК 070 М 338

Матвиенко В.Д. студентка ЮРИУ РАНХиГС

Зинченко Г.П. д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой социологии, ЮРИУ РАНХиГС

V.D. Matvienko, student of The South Russian Institute of Management of RANEPA Zinchenko G.P. Doctor of Philosophy, Professor, Head of Department of Sociology, SRIoM RANEPA

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА СТАНОВЛЕНИЕ

ЛИЧНОСТИ

INFLUENCE OF TELEVISION PROJECTS ON THE DEVELOPMENT OF

THE PERSONALITY

В данной статье рассматриваются проблемы влияния телевизионных проектов на становление личности. Представлен анализ воздействия ценностей телевидения на общество, на примере учащихся 11 классов МАОУ гимназии №52 и участников телевизионных проектов. Определены мотивы регулярного и массового просмотра телевизионных проектов.

Ключевые слова: становление личности, социализация, телевизионные проекты, ценностные ориентации, массовая психология.

This article discusses the problems of Influence of television projects on the development of the personality. Presents an analysis of the impact of the values of television on society, on the example of 11 grade students of MAOUschool №52 and the participants of TV projects. Determined the motives of regular and mass viewing of television projects.

Key words: the formation of personality, socialization, television projects, value orientation, mass psychology.

Проблема становления личности, формирования представлений о существующем мире, отношению к себе и окружающим исследовалась с тех пор как существует человечество.

Данная проблема не перестала быть актуальной и в наш век технического и информационного прогресса а, пожалуй, напротив стала еще острее. При том условии, что до XIX века в становлении личности и формировании ценностей принимали участие лишь ограниченный круг людей и, преимущественно, книги, то с появлением современных технологий многое изменилось. Сегодня радио, телевиденье, а теперь еще и Интернет оказывают значительное влияние на формирование ценностных ориентаций личности. В наше время можно с уверенностью сказать, что современный человек находится под ежедневным влиянием огромной массы информации, которая буквально обрушивается со всех сторон. А именно на становление личности сегодня, по моему мнению, наибольшее влияние оказывают телевизионные проекты.

Проблема человека, его сущности, его личностных качеств, перспектив его развития является, бесспорно, одной из самых актуальных в нашей современности. Данные вопросы становятся особенно значимыми в период революционного обновления нашего общества.

Рассматривая личность, необходимо уточнить, что же представляет собой сам термин. Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски (ср. русское "личина"), надеваемые актерами во время театрального представления в древнегреческой драме. В свою очередь, раб не рассматривался как персона, необходимо было сначала стать свободным человеком. Выражение "потерять лицо", которое представлено во многих языках мира, подразумевает, утратить свое место и статус в определенной иерархии [1].

Стоит всегда помнить, что человек является продуктом и субъектом общественных отношений. А становление личности происходит, непосредственно, в процессе, когда людьми перенимается опыт и ценностные ориентации нашего современного общества, что называют социализацией. Таким образом, в процессе социализации человеку следует научиться выполнять особые социальные роли, то есть вести себя в соответствии с определенными социальными ролями: ребенка, студента, родителя. Всё вышеперечисленное имеет выраженный культурный контекст и, в особенности, преимущественно зависит от стереотипа мышления. Более того, русский психолог Леонтьев А. Н. отмечает, что социальная роль не является личностью, а, скорее, служит изображением, за которым она, в свою очередь, скрывается.

Но на сегодняшний день я считаю, что социальные сети, воображаемый круг общения все в большей мере влияют на становление личности, нежели те люди, с которыми мы напрямую контактируем при повседневном общении. В наше время живое общение, к сожалению, заменило себя не только социальными сетями, но так же телевидением.

Телевиденье оказывает существенное влияние при усвоении людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и формировании

ценностных ориентации личности. Любопытным образом это находит проявление в формировании материальных и социальных потребностей у значительных по размерам групп людей и конкретных индивидов. Ранее данный процесс определяли, как правило, условия жизни, и обычно потребности либо полностью соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации, либо все же немного их превышали, но в разумных пределах. Но на данный момент кино, видео и, конечно, телевидение обращают внимание на самые разнообразные нормы и стандарты жизни, на такие возможности и потребности, которые, на первый взгляд, кажутся недосягаемыми. Новая воображаемая картина мира, которая складывается у подрастающих поколений, привела к существенным изменениям в массовой психологии. В наши дни уже принято употреблять термин «компьютерная психология» [2]. Для ранее представленной новой психологии нашего общества характерными являются различные, по сравнению с нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности. Сегодня, как говорилось, данная зависимость людей от телевидения становится все более масштабной. У определенных категорий, преимущественно, у детей и подростков данная зависимость развивается так, что наносит неумолимый ущерб даже физическому здоровью. Сначала врачи и педагоги, но сейчас уже и политики советуют родителям за дверями собственных домов забывать о демократии и действовать авторитарно, проявляя заботу, прежде всего, о детях. В последнее время телевиденье возможно сравнить с иностранной пищей, насыщенной вкусовыми добавками: ее хочется употреблять снова и снова, но ты осознаешь, что это ядовитая дрянь. "Скучное" ТВ (каким и было оно в советское время) тем и оптимально, что человек потреблял его не более того, чем ему действительно надо для получения информации, знаний или развлечения[3].

Так, телевиденье и ценностные ориентации телевизионных проектов в значительной мере влияют на общество в целом. Здесь стоит отметить, классификацию телевизионных проектов по их воздействию. Многообразие существующих телешоу во многом связано с жанровостью современнного телевидения. Так, различают музыкальные, социальные, танцевальные, реабилитационные телевизионные проекты и реалити-шоу. Современные проекты, отличающиеся по следующим показателям, таким как состав и структура, размер бюджета, объем технического и творческого участия, количеством участников, длительность и масштабность планирования. Также по основным сферам деятельности, в которой осуществляется проект, и типу проектирования необходимо обозначить следующие виды:

*Креативный проект заключается в том, что основой проекта служит творческая составляющая, а различные затраты на технические и организационные нужды не столь значительны. К проектам подобного вида относится ряд игровых и театральных серий, а также подавляющая часть студийной тележурналистики. Непосредственный успех такого рода программ определяется, как правило, литературной основой, профессионализмом экранных исполнителей и подбором узнаваемых лиц;

* Креативно-технический проект, в свою очередь, состоит из технических и технологических новаций, характерных для виртуальных изображений подобных " Motion Capture", используемых в циклах "Тушите свет" ТВ-б, для сложных игровых проектов, связанных с интерактивным ТВ. Разнообразие современных мультимедийных средств позволяют кардинально менять форматы передачи, создавать телемосты, проводить масштабные опросы зрителей в прямом эфире. К подобной инновации следует отнести и оперативный компьютерный анализ зрительских предпочтений, проводимых внутри студийно в программе Савика Шустера "Глас народа".

*Организационно-технический проект связан с проведением

событийных трансляций различных спортивных состязаний, значительную часть бюджета которого составляют затраты на приобретение права на трансляцию события, а также условия технической реализации. Развитие технических средств, миниатюризация датчиков телесигнала в последнее время приводят к заметному изменению форматов спортивных трансляций, особенно при трансляции состязаний "Формулы-1 ".

Так, определение роли телепередач в формировании личности было осуществлено с помощью определенного метода исследования. Им стало анкетирование как наиболее доступное. Мною была определена исследуемая телепередача и опрошены выпускники 11 классов. Так как, по моему мнению, именно в этом возрасте формируется и определяется наше будущее.

Итак, на вопрос смотрите ли вы реалити-шоу «Дом 2», ответили «да» большинство опрошенных. В общем, из 50 опрошенных передачу смотрят 37, что составляет 73%. Также очень важным вопросом анкетирования было, что Вас привлекает в этой передаче? Ответы

по популярности распределились следующим образом:

- 4 человека (8%) - юмор;

- 6 человека (12%) - красивые люди;

- 6 человека (12%) - события;

- 7 человека (17%) - просто интересно;

- 7 человек (21%) - драки;

- 18 человек (29%) - все.

Ответы на этот вопрос свидетельствуют о том, что многих подростков привлекает в передачи сцены насилия и драки.

Учитывая тот факт, что многих ребят привлекают в передаче драки, мне было очень интересно получить ответ на вопрос, решаете ли вы проблемы так, как герои реалитишоу. Оказалось, что 11 человек (25%) при решении жизненных вопросов поступают также как их любимые герои,

остальные 39 человек (75%) ответили, что поступают по-своему. Таким образом, можно утверждать, что большинство учеников, которые смотрят передачу, сами же считают, что она отрицательно сказывается на формировании их личности.

Так, выяснилось, что одним из главных побудительных мотивов для просмотра данного телепроекта, является наличие в нем сцен насилия, которые, безусловно, не могут благотворно влиять на формирование духовно-нравственных ценностей личности. Здесь стоит помнить о том, что подростки зачастую стараются подражать героям передачи, которые высказываются и поступают в эфире в большинстве случаев не в соответствии с моральными и этическими нормами и принципами, а в угоду своих лично-корыстных интересов. В чем они же себя все время и уличают на глазах всей страны. В наше время мы регулярно смотрим различные телешоу, социальные эксперименты такие, как проект «Взвешенные люди», «Дом-2», «Голос». И, непосредственно, начинаем равняться на те установки, ценности, которые нам навязывает определенный проект.

Кроме метода исследования опроса, я воспользовалась еще одним, методом - интервью. Студентка нашей Академии, Екатерина Гужвинская, учась уже на 3 курсе, приняла решение принять участие в данном реалитишоу Дом-2.Прооводя исследование, мне стали интересны ее мотивы для участия там. В результате нашего общения в социальной сети Вконтакте мне стало многое понятно. Екатерина рассказала о том, что обучаясь в нашей Академии она ежедневно смотрела Дом-2 и потом подумала о том, что при хорошем раскладе, даже став государственным служащем, о ней никто не узнает, она так же будет «серой мышью» цитата. А с помощью Дома-2 она сможет показать себя, показать то, на что она способна. Но в сюжетах с Екатериной зачастую показывают либо ее личные отношения с разными молодыми людьми, либо выяснения отношений с другими участницами

Дома-2. Но всем известно, что участие в данных шоу имеет свой срок, по истечению которого участники исключаются. И на мой завершающий вопрос Екатерине о том, как она представляет свою дальнейшую жизнь за пределами Дома-2, я получила ответ, далее цитирую, «она никак ее не представляет и не собирается оттуда уходить». По моему мнению, телевизионные проекты очень пагубно влияют на наше общество, ведь возвращаясь с телешоу участникам очень сложно найти себя и отвыкнуть от тех условий и рамок, в которых они находились, а продюсеры данных телевизионных проектов, в свою очередь, не несут никакой ответственности за судьбы участников вне проекта.

Здесь прослеживается негативная тенденция. Андрей Чуев, участник реалитишоу «Дом-2», оказался в очень непростой ситуации. У него было заболевание позвоночника, грыжа, и была необходима дорогостоящая операция. Средств на ее осуществление не хватало, продюсеры "Дома-2" отказались ему помогать. Знакомые в итоге нашли нужную сумму на операцию, ее сделали заграницей, он пошел на поправку. Сейчас Андрей возит обувь из Москвы и продает в своем городе на рынке. Другим примером может послужить еще один участник «Дома-2», этот человек, Роман Третьяков, стал популярен благодаря громкому роману с Ольгой Бузовой: в течение всего проекта их пара завоевывала самые высокие рейтинги. Однако отношения, в конце концов, себя исчерпали, и Роман покинул проект. Сегодня он занимается проведением корпоративов и других праздничных мероприятий. Судьба Натальи Тумшевиц сложилась еще тяжелее. Девушка после окончания уже другого телепроекта «Фабрика Звезд» даже успела побывать в стенах психиатрической клиники.

В заключении стоит сделать следующий вывод, что телевизионные проекты, действительно, пагубно влияют на дальнейшую жизнь их участников и зрителей. Рассматривая телевиденье как фактор социализации,

надо всегда помнить, что непосредственным объектом воздействия потока информации является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших групп людей, которые составляют аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации. Сегодня телевизионные проекты диктуют свои условия жизни. Но большинство социальных групп и, в том числе, конкретных людей далеко не всегда в состоянии трезво оценить собственные возможности, возможности реализации вымышленных потребностей, имеющихся в обществе, у конкретных людей. В результате это приводит к тому, что в массовом порядке формируются потребности, слабо или совсем не соотносящиеся с возможностями их удовлетворения. Это, безусловно, приводит как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может, приобретать антисоциальный характер).

Список литературы

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2011.

4. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социо-культурных изменений). М.: Сонис, 2010

5. Терборн Г. Принадлежность к культуре.//Теория общества. Спб.: Питер, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.