Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова О.В.

статья посвящена актуальной проблеме воздействия визуальной культуры на ребенка, которая не может восприниматься им критично в силу возрастных особенностей. Рассматриваются причины повышенного интереса детей школьного возраста к различного рода телекоммуникациям. Особое внимание уделено возможным нарушениям, которые могут возникнуть при частом использовании различных гаджетов. В статье представлены рекомендации для родителей. Сделан вывод о том, что визуальная культура может оказывать положительное влияние при условии избирательного подхода к потребляемому контенту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Михайлова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF TELECOMMUNICATIONS ON EMOTIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF SCHOOLS

the article is devoted to the actual problem of the impact of visual culture on a child, which cannot be perceived critically by him due to age characteristics. The reasons for the increased interest of schoolchildren in various kinds of telecommunications are considered. Particular attention is paid to possible violations that may arise with the frequent use of various gadgets. This article provides guidelines for parents. It is concluded that visual culture can have a positive impact on the condition of a selective approach to the content consumed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ»

ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ

РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ Михайлова О.В.

Михайлова Олеся Владимировна - студент, кафедра непрерывного психолого-педагогического образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ивановский государственный университет, г. Иваново

Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме воздействия визуальной культуры на ребенка, которая не может восприниматься им критично в силу возрастных особенностей. Рассматриваются причины повышенного интереса детей школьного возраста к различного рода телекоммуникациям. Особое внимание уделено возможным нарушениям, которые могут возникнуть при частом использовании различных гаджетов. В статье представлены рекомендации для родителей. Сделан вывод о том, что визуальная культура может оказывать положительное влияние при условии избирательного подхода к потребляемому контенту.

Ключевые слова: телекоммуникация, педагогическая психология, школьный возраст, детско-родительские отношения.

INFLUENCE OF TELECOMMUNICATIONS ON EMOTIONAL AND PERSONAL

DEVELOPMENT OF SCHOOLS Mikhailova O.V.

Mikhailova Olesya Vladimirovna - Student, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION IVANOVO STATE UNIVERSITY, IVANOVO

Abstract: the article is devoted to the actual problem of the impact of visual culture on a child, which cannot be perceived critically by him due to age characteristics. The reasons for the increased interest of schoolchildren in various kinds of telecommunications are considered. Particular attention is paid to possible violations that may arise with the frequent use of various gadgets. This article provides guidelines for parents. It is concluded that visual culture can have a positive impact on the condition of a selective approach to the content consumed. Keywords: telecommunications, educational psychology, school age, parent-child relationships.

УДК 159.99

Эра появления новых технологий преобразовала жизнь человека. Теперь каждый способен справляться с разными потребностями повседневной жизни лишь щёлкнув по экрану телефона. При постоянном потреблении информационных носителей человек любого возраста может стать «заложником» постоянного потока информации любого рода, ведь помимо удовлетворения базовых потребностей визуальная культура может заменять ряд человеческих функций и ролей. Люди, имеющие сформированную структуру и регуляцию психических процессов, способны контролировать свое времяпровождение, основываясь на своих личностных интересах, ведущих мотивах. Зрелая личность самостоятельно может выстраивать процесс просмотра телекоммуникаций, чего нельзя сказать о детях. Ребёнку только предстоит пройти путь социализации, определить свои интересы. Ребёнок не всегда способен к контролю своих действий, не говоря уже о критическом восприятии получаемой информации. Именно поэтому перед родителями современного века стоит важная задача — защита детей от информационных ресурсов, которые могут негативно отражаться на эмоционально-личностном развитии. Необходимый контроль, который подразумевает избирательный контент для ребёнка, необходим, ведь ребёнок на ранней стадии развития не способен управлять эмоциями, волей и другими психическими процессами. Предоставление ребёнку «полной свободы» в сети Интернет приводит к состоянию дезадаптации, общему нарушению взаимодействия с реальностью в виде ухода, игнорирования её, путем искусственного изменения своего психического состояния, формируя зависимое поведение [2, с. 38].

Главная цель телекоммуникаций любого рода — привлечь информационного потребителя любого возраста. В силу того, что дети не имеют сформированные процессы воли, восприятия, мышления и др., они чаще подвергаются к образованию зависимости от визуальной культуры. Яркие цвета, шумные звуки, быстрые движение персонажей мультфильмов и компьютерных игр могут оказывать разрушительное воздействие на психологическое и физическое здоровье детей. Одно из часто наблюдающихся тенденций нарушения является синдром дефицита внимания. Дети, имеющие открытый

доступ к телекоммуникациям, требуют повышенного внимания. Можно заметить, что родительские сказки на ночь, книги, игрушки в полной мере не удовлетворяют детские потребности, так как ребенок привык к восприятию ярких образов нереальных персонажей. Телекоммуникации вырабатывают привыкание к более быстрому темпу жизни, к поглощению ускоренного потока информации, отличной от обыденной жизни. Помимо, синдрома дефицита внимания, который проявляется в виде постоянных негативных эмоциональных всплесков при неудовлетворении потребности, можно наблюдать повышенную тревожность, а также трудность в дальнейшем обучении. Ряд ограничений в школе, которые подразумевают руководство психическими процессами, эмоциональной сферой, теперь могут являться непосильной задачей для детей. Нарушение важных познавательных психических процессов является одной из главных причин неуспеваемости в обучении.

Важно отметить, что существует прямая зависимость времяпрепровождения ребёнка за просмотром телепередач и занятиями спортом, танцами, прогулками и играми с родителями. Иными словами, родители зачастую перекладывают свою родительскую функцию на телекоммуникации. Данное «удобство» родителей игнорируют все факторы, формирующие эмоционально-личностную сферу ребёнка. Для повышения регуляции эмоциональной сферы, улучшения коммуникативных навыков, развития творческих способностей, раскрывающихся в различных секциях, родителям необходимо планировать правильное времяпровождение ребёнка. Через призму реального общения ребёнок вырабатывает определенные мировоззрение, культуру, ценности, переданные через сказки или игры родителей. В отличие от виртуального общения, реальное является источником развития эмпатии у ребенка. Прямая коммуникация даёт возможность ребёнку с раннего возраста найти друзей и положительные эмоции. Благодаря разнообразию секций, у ребёнка есть возможность определить для себя увлечения и личностные интересы. Иначе ситуация складывается при постоянном провождении ребенка в визуальной культуре, где зона творческой активности не наблюдается или не подкрепляется физической активностью. Помимо ограничений в интересах человека, телекоммуникации могут способствовать нарушению эмоционального фона. Постоянные неудачи при проигрыше в компьютерных играх могут стать причиной роста эмоциональных проявлений в виде обидчивости, недовольства, капризности и истерик.

Таким образом, нарушение детско-родительского взаимодействия может стать причиной формирования зависимости ребёнка от телекоммуникаций, нарушающих формирование главных функций адаптации социализации и обучения. Помощь в прогнозировании дальнейшего времяпровождения ребёнка, избирательный подход в просмотре той или иной передачи, определения новых целей посещения телекоммуникаций — необходимая задача для родителей, имеющие уже сформированные психические процессы. Интернет — современная реальность, без которой любой современный человек не видит свою жизнь, но любая визуальная культура должна быть ограничена и выстроена в рамках подкрепления личностных интересов. Сеть Интернет не должна являться эпицентром занятости ребёнка, она должна дополнять реальную деятельность ребёнка.

Список литературы /References

1. Гафурова Н.В. Информатизация образования как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования,2012. № 3.

2. Петренко А.О. Гигиеническая оценка эффективности использования школьниками ридеров // ЗНиСО, 2015. № 8 (269). С. 38-42.

3. Усольцева Д.Д. Влияние современных гаджетов на здоровье школьников // Международный школьный научный вестник, 2016. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.