Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ'

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ УСТРОЙСТВА / ВЛИЯНИЕ / INFORMATION TECHNOLOGY / DEVELOPMENT / GADGETS / THE EFFECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Граф Яна Игоревна, Михалькова Ольга Анатольевна, Вострякова Полина Сергеевна

В статье представлен детальный анализ влияния информационных технологий на развитие личности ребенка. Рассматривается положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий в жизни современного ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Граф Яна Игоревна

студентка 2 курса психолого-педагогического направления подготовки

Сочинского государственного университета

(Россия, г.Сочи) Михалькова Ольга Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования

Сочинского государственного университета

(Россия, г.Сочи) Вострякова Полина Сергеевна студентка 2 курса психолого-педагогического направления подготовки

Сочинского государственного университета

(Россия, г.Сочи)

Аннотация. В статье представлен детальный анализ влияния информационных технологий на развитие личности ребенка. Рассматривается положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий в жизни современного ребенка.

Abstract. The article provides a detailed analysis of the impact of information technology on the development of a child's personality. The positive and negative aspects of the appearance of gadgets in the life of a modern person are considered.

Ключевые слова: информационные технологии, развитие, , электронные устройства, влияние. Keywords: information technology, development, gadgets, the effect._

В современном мире информационные технологии стали занимать значимую роль в нашей жизни. Нам тяжело найти или представить человека, который бы смог обходится без информационных устройств в повседневной жизни. Более того, всё чаще мы видим детей, которые быстро усваивают и приспосабливаются к использованию электронных переносных устройств. Уже сейчас информационные технологии сопровождают нас на каждом шагу, зачастую человек отказывается от живого общения, заменяя его виртуальным.

Ни для кого не секрет, что большинству из нас гораздо удобнее написать сообщение в социальных сетях, мессенджерах, нежели организовать встречу. Данные действия не кажутся какими-то весомыми изменениями, но делая их постоянно, мы начинаем терять потребность в живом общении, что не может не отразиться на нас. Действительно, сегодня мы находимся в мире, в котором господствуют информационные технологии, основной целью которых является создание наиболее комфортных условий для жизнедеятельности человека, упрощая то, что раньше представляло определенные трудности. Так, например, средства общения позволяет нам контактировать с другими людьми, несмотря на расстояние, хотя ещё пол века назад это казалось безумием. На сегодняшний день техника во многом заменила человека, тем самым облегчив на жизнь. Многие вещи мы стали делать гораздо быстрее, так например мы в считанные секунды можем приобрести что-либо не выходя из дома, прочитать книгу не тратя время на поход в библиотеку или магазин, и многое другое.

Бесспорно, с появлением техники наша жизнь стала насыщенной. Многие и не вспомнят, что не так давно люди были вынуждены неделями ждать письма, сейчас же в считанные секунды мы можем отправить любой документ в электронном виде или же просто написать сообщение.

Казалось бы что во всём этом мы можем выделить одни плюсы, но нет!? К сожалению и минусов хватает. Многие люди так привыкли к быстрому темпу жизни, что попросту не могут остановиться. Часто возникает проблема разделения реального и виртуального мира, у многих эти границы начинают стираться.

Особо значимой проблемой является взаимосвязь информационных технологий с детьми, психика которых не сформировалась и особо подвержена деструктивному воздействию.

Безусловно, в XXI веке нам необходимо использование информационных технологий и иных различных электронных устройств. И как бы нам не хотелось, но мы не в силах оградить детей на 100% от их влияния. К сожалению не всегда гаджеты попадают детям в руки для их развития. Некоторые родители пытаются занять своего малыша с помощью телефона, ведь не всегда под рукой оказывается игрушка. В наших гаджетах могут оказаться как бесполезные, но веселые игры, приложения, мультфильмы так и способствующие развитию познавательных процессов детей. С помощью гаджета мы можем сформировать представление ребёнка об окружающем его мире. Развивающие программы, которые

разрабатывались специалистами помогут ребёнку научиться считать, писать, рисовать и многое другое, и будьте уверены - дети не заскучаю во время обучения! В качестве примера можно обозначить обучающую онлайн платформу «Учи.ру» , которая помогает детям изучать школьную программу в игровой форме.Данная платформа учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и даже поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.

В процессе развития, ребенок проходит социализацию - «усвоение индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе» [1].Но мы должны понимать, что далеко не всегда информационные технологии оставляют положительный вклад в развитии детей, точно также они могут пагубно сказаться на личностном развитии вашего ребёнка. Многие родители замечают, что в настоящее время их дети больше времени уделяют компьютерным играм и социальным сетям, нежели общению с друзьями; дети всё чаще стали отказываться от прогулок и походов в гости, и оставаться дома в своём виртуальном мире.

Первоначально последствия сказываются на физическом развитии ребёнка. Дело в том, что когда ребёнок увлечён в смартфоне, скорее всего он длительное время находится в одном положении с искривленной спиной, опущенной головой, и это конечно не может ни оставить свой след. Не стоит забывать и про зрение, ведь когда ребёнок долго и пристально наблюдает за экраном телефона, он начинает чувствовать сухость, перенапряжение зрительного анализатора. Впоследствии ребёнок может столкнуться с такой проблемой как покраснение оболочки глаза, близорукость, нарушение сна. Помимо того, гаджеты испускают электромагнитное излучение, которое в свою очень несёт вред здоровью человека. Сотрудник института проблем химической физики Светлана Афанасьева утверждает, что: «Любой прибор при работе излучает электромагнитное излучение, в том числе и ваш смартфон. При больших дозах его воздействие приводит к тому, что молекулы организма начинают быстрее колебаться и нагреваться». К сожалению, проблемами со здоровьем отрицательные качества не ограничиваются. В детском возрасте у детей только формируется образное мышление. Поэтому родителям важно задействовать все каналы восприятия, что повлечёт за собой правильное развитие ребёнка. Взрослые должны понимать, что от компьютерных игры ребёнок не получит тактильных, обонятельных и осязательных ощущений. Их заменят яркие эмоции, зрительные образы и слуховые ощущения. Следовательно мы начинаем понимать, что дети упускают большое количество сенсорной информации, что безусловно скажется на дальнейшем развитии ребёнка. Одной из главных проблем для ребёнка выделяется лишение его фантазировать, дети ограничиваются правилами компьютерных игр, программами и т.д. У ребёнка появляется ограниченность, он лишается навыка креативно мыслить и развивать свою фантазию. Не стоит забывать о вероятности появления зависимости, когда «все интересы ребенка могут быть вытеснены виртуальным миром, что в дальнейшем может привести к психическому расстройству личности» [2]. Отпуская ребёнка на широкие просторы интернета , родители должны давать себе отчёт о том , что далеко не все информационные ресурсы, которые там представлены, полезны для познания ребёнком. Многие из них несут пагубное влияние на психическое состояние, такие как частая реклама игр в казино, которая в буквальном смысле заманивает даже взрослых людей, а также сайты новостей ЧП, катастроф и многое другое.

Подведём итоги, неправильное использование современных технологий может привести к ухудшению здоровья и физического состояния вашего ребенка, нарушить формирование образного мышления из-за неспособности задействовать все каналы восприятия информации, вытеснить «реальные» интересы и понизить творческую активность: «Интернет вытесняет иные сферы деятельности. Неспособность сократить время пребывания в сети оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека: снижается его эффективность в работе, учебе; повышается утомляемость; ухудшаются отношения с окружающими» [3]. Ребенок может потерять интерес к реальному миру, заменить живое общение на виртуальное. Чаще всего родители замечают это и стараются ограничить детей от гаджетов, но в большинстве случаев это ведёт к недопониманию и истерикам. Как избежать всего этого?

Первостепенно нужно определить оптимальное времяпровождение за смартфоном или гаджетом, и ограничиться им. Важно понимать, что использование современных технологий в меру действительно будет способствовать развитию детей. Отличной альтернативой компьютерным играм может стать рисование, лепка, танцы и иные хобби, которые помогут вашему ребёнку правильно развивать психику. Главным фактором в развитии психического состояния ребёнка служит человеческое общение, именно поэтому не стоит ограничиваться одними компьютерными играми! Каждому из родителей следует уделять детям как можно больше внимания, постоянно проявлять любовь и интерес, ведь именно от нас зависит будущее наших детей.

Список используемых источников информации

1. Шпицберг А. И. Влияние информационных технологий на деятельность современного общества // Молодой ученый. - 2014. - №6.2. - С. 81-83.

2. Табурца В. А. Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий // Научно-методический электронный 1427 журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1826-1830. - URL: http://ekoncept.ru/2016/96284.htm (дата обращения 09.02.2017)

3. Багаева Е., Мылтасова О.В. Интернет в жизни современной молодежи: проблемы и перспективы // Материалы XIX Международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования / редакционная коллегия: Грунт Е.В, Меренков А.В., Рыбцова Л.Л., Старшинова А.В. - Екатеринбург, УрФУ, 2016. - С.994-1003.

САМОСОЗНАНИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Владимирова С.В.

канд.психол.н.

Доцент кафедры психологии ОмГПУ,

г. Омск

Аннотация. В статье рассматривается формирование самосознания ребенка с рождения до 7 лет, говорится о связи самосознания с генетической программой, постепенном процессе социализации.

Annotation. In this article I describe the formation of the identity of the child from birth to 7 years and I report about the association of identity with genetic programme and gradual process of socialization.

Ключевые слова : саморегуляция, самооценка, самоконтроль, новообразование, кризис, комплекс.

Keywords : self-regulation, self-esteem, self-control, crisis, complex, new formation._

Самосознание личности не является данностью и формируется в процессе развития психики и когнитивных способностей человека. Уже в младенческом возрасте наблюдается способность к дифференциации положительных оттенков эмоций взрослого. Так же младенец способен отличить «материнский язык» от иностранного.

Интересен тот факт, что человек, вступающий в контакт с младенцем или ребенком, скорее всего, начнет использовать специальный язык общения - «материнский». Особенность такого языка заключается в высоких тонах, певучей, медленной интонации с удлиненными гласными звуками. Дети предпочитают слышать речь, построенную именно таким образом - помогающим быстрейшему усвоению навыков устной речи. Причем дети старшего возраста инстинктивно перенимают подобную манеру общения с младшими.

В возрасте одного года мозг ребенка составляет 70% размера мозга взрослого человека, а к двум годам - 80%. Рост особенно выражен в мозжечке, отвечающем за сбор сенсорной информации для управления движением. Впервые эта стадия развития была названа «сенсомоторной» Жаном Пиаже.

В раннем детстве самосознание связанно с отделением результатов своей деятельности от деятельности других, осознанием себя как активного субъекта. Предметная деятельность выступает в качестве ведущей и изучение функций предметов помогает отделить от них действия, которые раньше были закреплены за этими предметами.

Между двумя и тремя годами возникают новообразования, свидетельствующие о начале нового этапа в психическом развитии ребенка: узнавание себя в зеркале, переход от фрагментарного представления к целостному образу. В результате формируется обобщенное представление об облике человека, в котором ребенок узнает себя и других. Рост самосознания первоначально приводит к конфликту ребенка со взрослым. Негативизмом, упрямством, настаиванием на своих требованиях наполнен кризис 3 лет. В этот период также обнаруживается и способность скрывать свои чувства. Это свидетельствует о том, что ребенок начинает понимать, каким он должен казаться окружающим. В речи возникают личные местоимения.

Языковой опыт напрямую влияет на формирование когнитивных концепций. К примеру, корейский язык включает непростую систему окончаний глаголов, помогающих передавать информацию, а в английском языке особую смысловую нагрузку несут существительные. Таким образом, речь ребенка, проживающего в Корее изобилует глаголами и часто полностью лишена существительных, в то время как речь ребенка-англичанина содержит подавляющее большинство существительных. Дети, которые владеют английским языком начинают классифицировать предметы раньше, чем корейские дети того же возраста. С другой стороны, корейские дети учатся добираться до нужного предмета, находящегося за пределами досягаемости, раньше, чем начинают разделять предметы по категориям; таким образом, им легче даются мыслительные операции, относящиеся к действиям, а не к предметам.

Согласно концепции Фрейда, ранний возраст является почвой для формирования комплекса Эдипа, благодаря которому должно возникнуть новое образование, называемое «Сверх-Я». Это образование должно помочь в благополучном разрешении комплекса. Если же этого не происходит, значительно возрастает риск появления неврозов уже в раннем возрасте. Данная теория неоднократно подвергалась критике со стороны Эриха Фромма и Отто Ранка, чьи позиции можно назвать гораздо более приближенными к реально существующей действительности. Например, Эрих Фромм подчеркивал, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.