Научная статья на тему 'Влияние технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности на учебно-профессиональную мотивацию студентов'

Влияние технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности на учебно-профессиональную мотивацию студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-профессиональная мотивация / виртуальная самопрезентация / квазиисследовательская деятельность / квазипрофессиональная деятельность / психолого-педагогическое сопровождение обучающихся / информационно-коммуникативные технологии / educational and professional motivation / virtual self-presentation / quasi-research activities / quasi-professional activities / information and communication technologies / psychological and pedagogical support

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волошина Светлана Викторовна

Актуальность статьи обусловлена необходимостью внедрения информационно-коммуникативных и цифровых технологий в образовательный процесс и популярностью в молодежной среде виртуальной самопрезентации в виде «преподнесения» себя окружающим в интернет-пространстве. Целью статьи является выявление влияния виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности на учебно-профессиональную мотивацию студентов. Материалы и методы представлены в виде описания эмпирического исследования, заключающегося в проведении формирующего эксперимента в ходе использования на учебных занятиях технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности. Заявленная технология представляет собой организацию учебного взаимодействия студентов, направленную на моделирование ими фрагментов профессиональной деятельности, их видеосъемку, презентацию и продвижение в интернете, с получением обратной связи (оценки) от пользователей контента и последующей рефлексией. Выкладывая свои видеоролики в интернет, студенты демонстрируют себя как будущие профессионалы, что, предположительно, повышает их учебно-профессиональную мотивацию. Математико-статистическая обработка исследуемых параметров выявила, что у студентов экспериментальной группы значимо выросли показатели мотивов коммуникации, престижа, творческой и профессиональной самореализации, учебно-познавательные и социальные мотивы. Значимо снизились показатели мотива избегания. Повышение аналогичных показателей в контрольной группе не носило значимых различий. В контрольной группе значимо снизились лишь показатели мотива избегания, что можно объяснить естественной адаптацией студентов к учебному процессу, следствием которой явилось снижение тревожности и страха неудачи. Результаты формирующего эксперимента подтвердили позитивное влияние технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности на оптимизацию учебно-профессиональной мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волошина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the technology of virtual self-presentation of quasi-research activities on the educational and professional motivation of students

The relevance of the article is due to the need to introduce information and communication and digital technologies into the educational process and the popularity among young people of virtual self-presentation in the form of "presenting" oneself to others in the Internet space. The purpose of the article is to identify the influence of virtual self-presentation of quasiresearch activities on the educational and professional motivation of students. The materials and methods are presented in the form of a description of an empirical study, which consists in conducting a formative experiment during the use of virtual self–presentation technology of quasi-research activities in the classroom. The claimed technology is the organization of educational interaction of students aimed at modeling fragments of professional activity, their videography, presentation and promotion on the Internet, with receiving feedback (evaluation) from content users and subsequent reflection. By posting their videos on the Internet, students demonstrate themselves as future professionals, which presumably increases their educational and professional motivation. Mathematical and statistical processing of the studied parameters revealed that the students of the experimental group significantly increased the indicators of communication motives, prestige, creative and professional self-realization, educational, cognitive and social motives. The indicators of the avoidance motive have significantly decreased. The increase in similar indicators in the control group did not have significant differences. In the control group, only the indicators of the avoidance motive significantly decreased, which can be explained by the natural adaptation of students to the educational process, which resulted in a decrease in anxiety and fear of failure. The results of the formative experiment confirmed the positive impact of the technology of virtual self-presentation of quasi-research activities on the optimization of educational and professional motivation of students.

Текст научной работы на тему «Влияние технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности на учебно-профессиональную мотивацию студентов»

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-108-120 УДК 159.9.072.432

С.В. Волошина

Сочинский государственный университет, 354000 г. Сочи, Российская Федерация

Влияние технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности на учебно-профессиональную мотивацию студентов

Актуальность статьи обусловлена необходимостью внедрения информационно-коммуникативных и цифровых технологий в образовательный процесс и популярностью в молодежной среде виртуальной самопрезентации в виде «преподнесения» себя окружающим в интернет-пространстве. Целью статьи является выявление влияния виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности на учебно-профессиональную мотивацию студентов. Материалы и методы представлены в виде описания эмпирического исследования, заключающегося в проведении формирующего эксперимента в ходе использования на учебных занятиях технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности. Заявленная технология представляет собой организацию учебного взаимодействия студентов, направленную на моделирование ими фрагментов профессиональной деятельности, их видеосъемку, презентацию и продвижение в интернете, с получением обратной связи (оценки) от пользователей контента и последующей рефлексией. Выкладывая свои видеоролики в интернет, студенты демонстрируют себя как будущие профессионалы, что, предположительно, повышает их учебно-профессиональную мотивацию. Математико-статистическая обработка исследуемых параметров выявила, что у студентов экспериментальной группы значимо выросли показатели мотивов коммуникации, престижа, творческой и профессиональной

© Волошина С.В., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is Licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

го P ^ го

2- x ди ш ¡5 с i=

самореализации, учебно-познавательные и социальные мотивы. Значимо снизились показатели мотива избегания. Повышение аналогичных показателей в контрольной группе не носило значимых различий. В контрольной группе значимо снизились лишь показатели мотива избегания, что можно объяснить естественной адаптацией студентов к учебному процессу, следствием которой явилось снижение тревожности и страха неудачи. Результаты формирующего эксперимента подтвердили позитивное влияние технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности на оптимизацию учебно-профессиональной мотивации студентов.

Ключевые слова: учебно-профессиональная мотивация, виртуальная самопрезентация, квазиисследовательская деятельность, квазипрофессиональная деятельность, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, информационно-коммуникативные технологии

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Волошина С.В. Влияние технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности на учебно-профессиональную мотивацию студентов // Педагогика и психология образования. 2023. № 3. С. 108-120. DOI: 10.31862/2500-297Х-2023-3-108-120

DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-108-120 S.V. Voloshina

Sochi State University,

Sochi, 354000, Russian Federation

The influence of the technology

of virtual self-presentation

of quasi-research activities

on the educational and professional

motivation of students I

<D K 11

The relevance of the article is due to the need to introduce information ^ o and communication and digital technologies into the educational process and S1 x the popularity among young people of virtual self-presentation in the form r

с

of "presenting" oneself to others in the Internet space. The purpose of the article is to identify the influence of virtual self-presentation of quasi-research activities on the educational and professional motivation of students. The materials and methods are presented in the form of a description of an empirical study, which consists in conducting a formative experiment during the use of virtual self-presentation technology of quasi-research activities in the classroom. The claimed technology is the organization of educational interaction of students aimed at modeling fragments of professional activity, their videography, presentation and promotion on the Internet, with receiving feedback (evaluation) from content users and subsequent reflection. By posting their videos on the Internet, students demonstrate themselves as future professionals, which presumably increases their educational and professional motivation. Mathematical and statistical processing of the studied parameters revealed that the students of the experimental group significantly increased the indicators of communication motives, prestige, creative and professional self-realization, educational, cognitive and social motives. The indicators of the avoidance motive have significantly decreased. The increase in similar indicators in the control group did not have significant differences. In the control group, only the indicators of the avoidance motive significantly decreased, which can be explained by the natural adaptation of students to the educational process, which resulted in a decrease in anxiety and fear of failure. The results of the formative experiment confirmed the positive impact of the technology of virtual self-presentation of quasi-research activities on the optimization of educational and professional motivation of students. Key words: educational and professional motivation, virtual self-presentation, quasi-research activities, quasi-professional activities, information and communication technologies, psychological and pedagogical support

CITATION: Voloshina S.V. The influence of the technology of virtual self-

presentation of quasi-research activities on the educational and professional

motivation of students. Pedagogy and Psychology of Education. 2023. No. 3.

Pp. 108-120. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2023-3-108-120

ct

Актуальность исследования

ш g Повышение эффективности и качества обучения несомненно свя-

¡± о зывается с используемыми психолого-педагогическими технологи-g ями. Значительное влияние на образовательный процесс в послед-

^ и ние десятилетия оказывают информационно-коммуникативные ^ и цифровые технологии, необходимость внедрения которых определена

Федеральным законом № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_14017423), программой «Цифровая экономика Российской Федерации» ^Пр^^а^. government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf), Государственной программой «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/ download/1337/) и другими документами.

Реализация поставленных в названных документах задач осуществляется на всех уровнях образования и характеризуется специфическими особенностями. Использованию электронного учебного курса в формировании информационно-компьютерной готовности обучающихся посвящено исследование Ю.А. Гороховой [6]. Значительное число работ отражают результаты формирования готовности к применению информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в будущей профессии у студентов классического университета [5], у будущих учителей экономики [18], у студентов педагогического факультета [9], у будущих учителей начальных классов [15], у студентов педагогического колледжа [10].

В свою очередь Н.И. Кулебакина рассматривает условия, возможности и результаты применения ИКТ в учебной работе со студентами заочной формы обучения [13]. Предложенные ею педагогические условия использования ИКТ заключались в создании соответствующей информационно-коммуникативной среды, в регулярном педагогическом взаимодействии с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, в обеспечении системного контроля результативности обучения. В том числе отмечается, что использование ИКТ обуславливает формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов, но при этом в статье отсутствуют указания на использованные диагностические методики и их результаты.

В целом, в представленных исследованиях применение преподавателями ИКТ осуществлялось преимущественно в целях формирования у студентов умений использовать их в своей профессиональной деятельности или как альтернативный способ преподнесения учебного материала и работы с ним. В контексте нашего исследования представляет научно-практический интерес использование в целях образовательного процесса такого феномена, как «виртуальная самопрезентация», получившего в последние годы значительное распространение.

и

Обзор литературы | е

1- о о ^

Виртуальная самопрезентация, выступающая в виде «преподнесе- ^ ^ ния» себя окружающим в интернет-пространстве, рассматривается, ^ 5 в частности, как условие и проявление «информационной социализации»

личности [16], как возможность создания нового «образа Я» [21]. В качестве мотивов самопрезентации называются: «направленность на самоутверждение» [19], предполагающая, соответственно, привлечение внимания к себе со стороны окружающих (пользователей интернета), использование их в своих интересах [1]; возможность поддержания позитивной самооценки [14], обеспечение социального признания [22], причем виртуальная самопрезентация в большей степени обеспечивает повышение самооценки, чем реальное взаимодействие [23].

В качестве каналов (форм) самопрезенции личности в виртуальной среде О.А. Гримов называет «никнейм», «аватар», «статус», «продукты собственного творчества», «фото- и видеоматериалы, имеющие отношение к пользователю» [7, с. 34]. Также это могут быть социально-демографические и другие характеристики пользователя [7].

Виртуальная самопрезентация рассматривается как отражение и проявление личностной идентичности пользователя сети. В исследовании М.С. Мышкиной представлены различия в тактиках самопрезентации в сети интернет у испытуемых с диффузным и автономным типом идентичности. Состояние диффузной идентичности характеризуется отсутствием «определенности своего образа», негативной оценкой других, чувством вины. Для проявлений автономной идентичности свойственны такие тактики самопрезентации, как непротиворечивость, последовательность, логичность и согласованность [16].

Исследуя особенности взаимосвязи реальной идентичности и самопрезентации личности в виртуальной среде, С.А. Трифонова делает вывод о том, что самопрезентация в сети отражает «желаемое», которое не удовлетворено в реальной жизни, включая стремления испытать новый опыт, определить направления своего развития [20]. Согласно исследованиям Дж. Пэлфи и У. Гассер, благодаря компьютерным технологиям идентичность личности может быть представлена в нескольких разных пространствах [17].

Исходя из того, что социальные сети сегодня фактически представляют собой реальное пространство для общения и организации жизнедеятельности людей, актуальным, на наш взгляд, является их содержательно-деятельное наполнение, которое отличается у разных пользователей. Так, исследование, проведенное Е.П. Белинской, О.В. Гаври-кая ченко, показало, что информация на своей страничке преимущественно ш к о личной жизни, семье, отдыхе свойственна низкостатусным пользова-

Е о телям, которые чаще выставляют фотографии, относящиеся к категори-ол

° ям: «Личное», «Пейзаж», «Натюрморт». Высокостатусные пользовате-

^ 5 ли чаще выставляют фотографии, относящиеся к категориям «Работа»,

«Друзья» [3].

В контексте темы нашего исследования представляют интерес исследования применения цифровых технологий в обучении и связанной с ним самопрезентации студентов. В частности, в исследовании, проведенном Е.А. Сорокоумовой и др., отмечается, что большинство преподавателей поддерживают применение цифровых технологий, т.к. оно, в частности, повышает интерес студентов к обучению [11].

В исследовании Е.Ю. Крылова выявлено, что одним из факторов успешности самопрезентации в виртуальном пространстве у студентов является ее деловая направленность; данным автором также разработана программа обучения студентов тактикам самопрезентации в виртуальной среде, но она не касалась учебного процесса [12].

Исходя из популярности и востребованности виртуальной самопрезентации личности, нам представилось интересным использование ее как фактора оптимизации учебно-профессиональной мотивации студентов. Для реализации заявленной идеи мы опирались на теорию и технологию контекстного обучения, предложенную А.А. Вербицким, согласно которой успешное овладение студентом осваиваемой профессиональной деятельностью осуществляется в ходе последовательного его вовлечения в «учебную, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность», каждая из которых характеризуется своим предметным и социальным содержанием [4].

В.В. Давыдовым предложено понятие «квазиисследовательская деятельность» как аналог поисково-исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся осуществляют и впоследствии совместно обсуждают результаты проведенных ими исследований [8].

Виртуальная самопрезентация квазиисследовательской деятельности определяется нами как совместная деятельность студентов по моделированию ими фрагментов профессиональной деятельности, их видеосъемке, презентации и продвижению в интернете, с получением обратной связи от пользователей контента и последующей рефлексией.

При этом моделируемые студентами фрагменты профессиональной деятельности соответствуют этапу квазипрофессиональной деятельности в соответствии с технологией контекстного обучения.

Цель исследования - выявление влияния виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности на учебно-профессиональную мотивацию студентов. |

В нашей работе студенты медицинского колледжа в своей квази- ш к

исследовательской деятельности демонстрируют элементы профес- Е о

о ^

сиональной деятельности, характеризующейся проведением исследо- fe g вательской работы. В частности, студенты на практических заняти- ^ 5 ях по химии проводят исследование химического состава лекарств,

изготовленных разными производителями. Технологически это полностью соответствует деятельности профессионального фармацевта-провизора при осуществлении им контроля качества лекарственных препаратов в аптеке и/или на фармацевтическом производстве, но проводится студентами в рамках учебного процесса и направлено на ознакомление, овладение и закрепление навыков соответствующего элемента профессиональной (трудовой) деятельности с усвоением его теоретических и процессуальных основ.

Видеосъемка данного вида работы с последующим размещением отснятого материала в сети Интернет повышает ответственность и уровень вовлеченности студентов при проведении исследования. Многократная проработка смысловой и визуальной частей «сценария», насыщение среды съемки маркерами профессии (одежда, внешний вид в целом, использование специфических атрибутов профессии), использование профессиональной лексики и демонстрация принятого в соответствующем профессиональном сообществе поведения позволяют студентам глубже осознать не только внешнюю, но и сущностную сторону осваиваемой профессии, а открытое позиционирование себя интернет-сообществу в качестве квази-профессионала способствует освоению профессиональных компетенций, поддержанию позитивного отношения к выбранной профессии, формирует чувство успеха, что обеспечивает, на наш взгляд, более высокую мотивацию к освоению профессии.

Методика исследования

Проводимое нами исследование осуществлялось в виде формирующего эксперимента, в котором приняли участие 78 студентов (экспериментальная и контрольная группы составили соответственно 56 и 22 студента), обучающихся в Сочинском медицинском колледже. В качестве диагностической методики использовался опросник учебной мотивации студентов (авторы А.А. Реан, В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмае-вой) [2, с. 151-154]. Математико-статистическая обработка заключалась в вычислении и сравнении средних арифметических показателей на различных этапах эксперимента. В качестве математических критериев использовались: T-критерий Вилкоксона и U-критерий Манна-Уитни. Экспериментальная и контрольная группы были подобраны таким обра-го зом, чтобы на констатирующем этапе показатели шкал учебной мотива-^ к ции не имели значимых различий.

го ол

го

§ *

^ 5 Значимые отличия учебной мотивации при сравнении всех пока-

С 1=

Результаты исследования

Значимые отличия учебно зателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента были

выявлены только в экспериментальной группе, а также при сравнении показателей экспериментальной и контрольной групп. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у студентов экспериментальной группы значимо выросли мотивы:

- коммуникации, выражающиеся в желании и готовности общаться на профессиональные темы (с 16,9 до 17,6 баллов; Тэмп = 132; р < 0,01);

- престижа - желания достигать успеха в учебе и профессии и получать за это одобрение и поддержку окружающих (с 19,6 до 20,9 балла; Т = 132, р < 0,01);

эмп

- творческой самореализации - желания открыть что-то новое в профессии и решать значимые проблемы (с 7,7 до 8,2 балла; Т = 204, р < 0,01);

- профессиональной самореализации - быть успешным профессионалом (с 25,7 до 27,8; Тэмп = 91, р < 0,01);

- учебно-познавательные - успешно учиться и овладевать своей профессией (с 29,4 до 30,4; Тэмп = 305,5; р < 0,01);

- социальные - приносить пользу обществу (с 20,9 до 22,2; Т = 124, р < 0,01).

Также было выявлено значимое снижение показателей мотива избегания, который характеризуется стремлением избегать возможные неприятности и опасения в учебе и работе (с 13,1 до 11,4 балла; Т = 232, р < 0,01).

В контрольной группе значимые различия на контрольном этапе эксперимента были обнаружены только по одному критерию - «Мотив избегания», показатель которого умеренно снизился с 13,2 до 12,4 баллов (Т = 53; р < 0,05), что можно объяснить естественной адаптацией студентов к учебному процессу и как следствие - снижением тревожности и страха неудачи. Остальные показатели учебной мотивации хотя фактически выросли, но их различия не были значимыми.

Обсуждение и заключение

Современное образование не может игнорировать интерес молодежи к социальным сетям и виртуальному общению. Особенно популярными является различного рода визуальный контент, по содержанию которого можно судить о социальном статусе авторов. Поиск тем для виртуальных самопрезентаций представляет для молодежи реальную проблему. ^ Исходя из того, что высокостатусные пользователи чаще выставляют ш к фотографии, относящиеся к категориям «Работа», «Друзья», несом- Е о ненную значимость, на наш взгляд, представляют видеофрагменты, ^ ^

в которых студенты презентуют себя как будущие профессионалы в осваиваемой деятельности. Этически выдержанными и удобными

с

для съемок являются, в частности, фрагменты квазиисследовательской деятельности, которую могут осуществлять студенты на учебных занятиях по химии, биологии, генетике, а также при изучении других предметов общеобразовательного цикла. Выкладывая данные ролики в интернет, студенты демонстрируют себя как будущие профессионалы, что, на наш взгляд, повышает их учебно-профессиональную мотивацию.

Проведенное нами эмпирическое исследование заключалось в использовании на учебных занятиях технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности, которая представляет собой организацию педагогом совместной деятельности студентов, направленной на моделирование ими фрагментов профессиональной деятельности, их видеосъемку, презентацию и продвижению в интернете, с получением обратной связи (оценки) от пользователей контента и последующей рефлексией.

Реализация данной технологии требует психологического сопровождения, выражающегося в следующем:

- консультирование и просвещение педагогов относительно содержания и значимости теории и технологий контекстного обучения;

- проведение диагностического исследования при комплектовании «творческих» микрогрупп;

- медиативное урегулирование конфликтов, связанных с разными точками зрения на сценарий видеоролика;

- обеспечение этики исследования и создаваемого творческого продукта;

- выявление динамики развития личностных компонентов для определения психологического эффекта от использования предложенной технологии;

- обеспечение понимания основ безопасности внутрисетевого общения педагогами и студентами.

Выводы

В соответствии с поставленной целью проведенное исследование с использованием формирующего психолого-педагогического эксперимента позволило эмпирически выявить влияние использования технологии виртуальной самопрезентации квазиисследовательской деятельности на учебно-профессиональную мотивацию студентов, которое выразилось в следующем:

- у студентов экспериментальной группы значимо выросли показатели мотивов коммуникации, престижа, творческой и профессиональной самореализации, учебно-познавательные и социальные мотивы, значимо снизились показатели мотива избегания;

1- о р ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ О

2- х

х

ш ¡5

С 1=

- повышение аналогичных показателей в контрольной группе не носило значимых различий, в то же время в контрольной группе также значимо снизились показатели мотива избегания, что можно объяснить естественной адаптацией студентов к учебному процессу, следствием которой явилось снижение тревожности и страха неудачи. Таким образом, предложенная технология получила объективное подтверждение своей эффективности.

Библиографический список / References

1. Антонова Н.В., Одинцова М.С. Интеграционная модель исследования идентичности в контексте интернет-коммуникации // Педагогика и психология образования. 2010. № 2. С. 5-16. [Antonova N.V., Odintsovа M.S. Integration model of identity research in the context of Internet communication. Pedagogy and Psychology of Education. 2010. No. 2. Pp. 5-16. (In Rus.)]

2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. [Badmaeva N.C. Vliyanie motivatsionnogo faktora na razvitie umstvennykh sposobnostey [Influence of motivational factor on the development of mental abilities]. Ulan-Ude, 2004.]

3. Белинская Е.П., Гавриченко О.В. Самопрезентация в виртуальном пространстве: феноменология и закономерности // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 60. С. 12-15. DOI: 10.54359/ps.v11i60.269 [Belinskaya E.P., Gavrichenko O.V. Self-presentation in virtual space: phenomenology and regularities. Psychological Studies. 2018. Vol. 11. No. 60. Pp. 12-15. DOI: 10.54359/ps.v11i60.269 (In Rus.)]

4. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37. [Verbitsky A.A. Contextual competence approach to the modernization of education. Higher Education in Russia. 2010. No. 5. Pp. 32-37. (In Rus.)]

5. Гавришина О.Н. Формирование готовности студентов классического университета к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2004. [Gavrishina O.N. Formirovanie gotovnosti studentov klassicheskogo universiteta k ispolzovaniyu informatsionno-kompyuternykh tekhnologiy v budushchey professionalnoy deyatelnosti [Formation of readiness of classical university students to use information and computer technologies in their future professional activities]. PhD thesis. Kemerovo, 2004.]

6. Горохова Ю.А. Методика формирования информационно-компьютерной готовности студентов при обучении информатике

ем электронного учебного курса: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Яро- " к славль, 2012. [Gorokhova Yu.A. Metodika formirovaniya informatsionno- g E kompyuternoy gotovnosti studentov pri obuchenii informatike s ispolzovaniem о ° elektronnogo uchebnogo kursa [Methodology for the formation of information ¡J g and computer readiness of students when teaching computer science using ^ ¡^ an electronic training course]. PhD thesis. Yaroslavl, 2012.]

7. Гримов О.А. Самопрезентация и самоидентификация личности в социальных сетях // Strategiczne Pytania Swiatowej Nauki - 2013: Сборник трудов конференции. Пшемысль, 2013. Т. 22. С. 34-39. [Grimov O.A. Self-presentation and self-identification of a person in social networks. Strategiczne Pytania Swiatowej Nauki. Przemysl, 2013. Vol. 22. Pp. 34-39. (In Rus.)]

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 2004. [Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimentalnogo psikhologicheskogo issledovaniya [Problems of developmental education: The experience of theoretical and experimental psychological research]. Moscow, 2004.]

9. Диканская Н.Н. Формирование готовности студентов педагогического факультета к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. [Dikanskaya N.N. Formirovanie gotovnosti studentov pedagogicheskogo fakulteta k ispolzovaniyu novykh informatsionnykh tekhnologiy v professionalnoy deyatelnosti [Formation of readiness of students of the pedagogical faculty to use new information technologies in professional activity]. PhD thesis. Stavropol, 2000.]

10. Исакова С.Н. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2005. [Isakova S.N. Formirovanie gotovnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha k ispolzovaniyu informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy v professionalnoy deyatelnosti [Formation of readiness of pedagogical college students to use information and communication technologies in professional activity]. PhD thesis. Nizhny Novgorod, 2005.]

11. К вопросу обучения студентов цифрового поколения / Сорокоумова Е.А., Пучкова Е.Б., Чердымова Е.И., Фадеев Д.С. // Педагогика и психология образования. 2022. № 4. С. 109-125. DOI: 10.31862/ 2500-297X-2022-4-109-125 [Sorokoumova E.A., Puchkova E.B., Cherdymova E.I., Fadeev D.S. On the issue of teaching students of the digital generation. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 4. Pp. 109-125. DOI: 10.31862/ 2500-297X-2022-4-109-125 (In Rus.)]

12. Крылов Е.Ю. Формирование тактик целенаправленной самопрезентации у студентов в виртуальной среде: Автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. СПб., 2012. [Krylov E.Y. Formirovanie taktik tselenapravlennoy samoprezentatsii u studentov v virtualnoy srede [Formation of tactics of purposeful self-presentation among students in a virtual environment]. PhD thesis. St. Petersburg, 2012.]

го 13. Кулебакина Н.Н. Совершенствование профессиональной подготовки

и к студентов вуза на основе информационно-компьютерной технологии:

g Е Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2005. [Kulebakina N.N.

о ° Sovershenstvovanie professionalnoy podgotovki studentov vuza na osnove

[J g informatsionno-kompyuternoy tekhnologii [Improving the professional training

of university students based on information and computer technology]. PhD thesis. Kemerovo, 2005.]

14. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. 7-е изд. М., 2011. [Myers D. Sotsialnaya psikhologiya [Social Psychology]. Transl. from English. 7th ed. Moscow, 2011.]

15. Мищенко С.Л. Формирование профессиональной готовности будущего учителя начальных классов к использованию информационных технологий в обучении младших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2003. [Mishchenko S.L. Formirovanie professionalnoy gotovnosti budushchego uchitelya nachalnykh klassov k ispolzovaniyu informatsionnykh tekhnologiy v obuchenii mladshikh shkolnikov [Formation of professional readiness of a future primary school teacher to use information technologies in teaching younger schoolchildren]. PhD thesis. Kursk, 2003.]

16. Мышкина М.С. Виртуальная самопрезентация как пространство личностной идентичности и мотивационно-смысловой интенции личности // Вестник Самарского гуманитарного университета. 2015. № 7 (129). С. 212-221. [Myshkina M.S. Virtual self-presentation as a space of personal identity and motivational and semantic intention of a person. Bulletin of Samara Humanitarian University. 2015. No. 7 (129). Pp. 212-221. (In Rus.)]

17. Пэлфи Дж., Гассер У. Дети цифровой эры / Пер. с англ. М., 2011. [Palfrey J., Gasser U. Deti tsifrovoy ery [Children of the digital age]. Transl. from English. Moscow, 2011. ]

18. Смирнова И.Н. Формирование профессиональной готовности будущего учителя экономики к использованию информационных технологий: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Елец, 2007. [Smirnova I.N. Formirovanie professionalnoy gotovnosti budushchego uchitelya ekonomiki k ispolzovaniyu informatsionnykh tekhnologiy [Formation of professional readiness of a future economics teacher to use information technologies]. PhD thesis. Yelets, 2007.]

19. Сураева Г.В. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. . канд. пси-хол. наук. М., 2002. [Suraeva G.V. Psikhologicheskie osobennosti motivatsi-onno-smyslovoy intentsii lichnosti (sotsiokulturnyy aspekt) [Psychological features of the motivational and semantic intention of the individual (socio-cultural aspect)]. PhD thesis. Moscow, 2002.]

20. Трифонова С.А. Социально-психологический анализ связи реальной идентичности пользователей и их самопрезентации в виртуальной среде // Мировые цивилизации. 2020. № 1-2. Т. 5. URL: https://wcj.world/ PDF/07PSMZ120.pdf (дата обращения: 18.12.2022). [Trifonova S.A. Socio-psychological analysis of the relationship between the real identity of users and their self-presentation in the virtual environment. World Civilizations. 2020. No. 1-2. Vol. 5. URL: https://wcj.world/PDF/07PSMZ120.pdf (In Rus.)]

21. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: Монография. Ростов-н/Д., 2009. [Shkuratova I.P. Samopredyavlenie lichnosti v obshchenii го [Self-expression of personality in communication]. Rostov-on-Don, 2009.] ¡^ K

22. Tenney E.R., Spellman B.A. Complex social consequences of self-knowledge. ^ E Social Psychological and Personality Science. 2011. No. 2 (4). Pp. 343-350. о ^

23. Turkle Sh. Constructions and reconstructions of self in virtual reality: Playing g in the MUDs. Culture of the Internet. S. Kiesler (ed.). Mahwah, NJ, 1997. Pp. 143-155.

Статья поступила в редакцию 13.03.2023, принята к публикации 06.05.2023 The article was received on 13.03.2023, accepted for publication 06.05.2023

Сведения об авторе / About the author

Волошина Светлана Викторовна - аспирант кафедры психологии и дефектологии социально-педагогического факультета, Сочинский государственный университет

Svetlana V. Voloshina - postgraduate student at the Department of Psychology and Defectology of the Socio-Pedagogical Faculty, Sochi State University

E-mail: swivanova@inbox.ru

i_ о

P ^

^ о

2- x

x

ш ¡5

С 1=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.