Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования компетенции самопрезентации: на примере будущих музыкантов'

Педагогические условия формирования компетенции самопрезентации: на примере будущих музыкантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самопрезентация / преподаватели вуза / внешние и внутренние составляющие самопрезентации / стратегии / self-presentation / university teachers / external and internal components of self-presentation / strategies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курганский Сергей Иванович, Туравец Наталья Романовна, Уварова Тамара Анатольевна

Статья посвящена актуальной проблеме самопрезентации студентов-музыкантов; целью статьи обоснование специфических особенностей осуществления формирования профессионального самопродвижения студентов-музыкантов; научная новизна заключается в том, что обоснованы основные направления в подготовке студентов-музыкантов к самопрезентации, представляющей интеграцию навыков профессиональных компетенций, способствующих к продвижению творческой деятельности, в том числе и в виртуальной реальности; новизна исследования заключается в совершенствовании формирования компетенции самопрезентация студентов-музыкантов, направленной на демонстрацию достижений личности, способствующих творческому продвижению, демонстрации определенных характеристик своей творческой индивидуальности, связанных с уникальностью и неповторимостью образа; обосновано соотношение самопрезентации и имиджа личности; практическая реализации педагогических условий заключается в практических рекомендациях осуществления самопрезентации, в том числе и в виртуальном пространстве, способствующей самопродвижению своей реальной профессиональной жизни; предложены содержательные аспекты семинара для студентов-музыкантов «Стратегии и тактики самопрезентации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SELF-PRESENTATION COMPETENCE: BY THE EXAMPLE OF FUTURE MUSICIANS

The article is devoted to the actual problem of self-presentation of musical students; the purpose of the article is to substantiate the specific features of the formation of professional self-promotion of musical students; the scientific novelty lies in the fact that the main directions in the preparation of musical students for self-presentation, representing the integration of skills of professional competencies that contribute to the promotion of creative activity, including in virtual reality; the novelty of the research is to improve the formation of the competence of self-presentation of music students, aimed at demonstrating the achievements of the individual, contributing to creative advancement, demonstrating certain characteristics of their creative individuality associated with the uniqueness and uniqueness of the image; the correlation of self-presentation and the image of the individual is substantiated; the practical implementation of pedagogical conditions consists in practical recommendations for self-presentation, including in virtual space, which promotes self-promotion of their real professional life; the substantive aspects of the seminar for music students “Strategies and tactics of self-presentation” are proposed.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования компетенции самопрезентации: на примере будущих музыкантов»

Педагогические условия формирования компетенции самопрезентации: на примере будущих музыкантов

Курганский Сергей Иванович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры E-mail: osnir@bgiik.ru

Туравец Наталья Романовна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры E-mail: nata51.n@bk.ru

Уварова Тамара Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики профессионального образования Белгородского государственного института искусств и культуры E-mail: profkom-55@mail.ru

Статья посвящена актуальной проблеме самопрезентации студентов-музыкантов; целью статьи обоснование специфических особенностей осуществления формирования профессионального самопродвижения студентов-музыкантов; научная новизна заключается в том, что обоснованы основные направления в подготовке студентов-музыкантов к самопрезентации, представляющей интеграцию навыков профессиональных компетенций, способствующих к продвижению творческой деятельности, в том числе и в виртуальной реальности; новизна исследования заключается в совершенствовании формирования компетенции самопрезентация студентов-музыкантов, направленной на демонстрацию достижений личности, способствующих творческому продвижению, демонстрации определенных характеристик своей творческой индивидуальности, связанных с уникальностью и неповторимостью образа; обосновано соотношение самопрезентации и имиджа личности; практическая реализации педагогических условий заключается в практических рекомендациях осуществления самопрезентации, в том числе и в виртуальном пространстве, способствующей самопродвижению своей реальной профессиональной жизни; предложены содержательные аспекты семинара для студентов-музыкантов «Стратегии и тактики самопрезентации».

Ключевые слова: самопрезентация, преподаватели вуза, внешние и внутренние составляющие самопрезентации, стратегии.

о

с CJ

со

см

см

О)

Z

122

Введение

Совершенствование системы образования вузов искусств и культуры ориентировано на приобретение компетенций, способствующих формированию конкурентоспособных специалистов. Студентам-музыкантов в процессе обучения в вузе для развития своего творческого потенциала необходимо переосмыслить поведенческие стратегии, приобрести навыки эффективных способов взаимодействия в творческой среде, в том числе и в виртуальном пространстве. Взаимодействие в виртуальном пространстве предполагает освоение технологий коммуникаций, направленных на самопрезентацию. Виртуальное взаимодействие в условиях новых социокультурных вызовов связано с совершенствованием методов общения, усвоением норм, правил и культуры поведения, способствующих обретению необходимых качеств творческой деятельности, основанных на высокой профессиональной культуре. Студенты-музыканты должны уметь представлять результаты своих творческих и научных достижений, свидетельствующих об уровне их самореализации. Ряд автором И.Ф. Исаев [4], Г.Г. Спиридонова [8], И.П. Шкуратова [9] и др., отмечают несоответствие между представлениями о самопрезентации выпускников вузов и их самореализацией, что препятствует достижению результативности в осуществляемой деятельности.

Изложение основного материала статьи

Самопрезентация, как демонстрация достижений личности, представляет осознанный процесс целенаправленного общения студентов-музыкантов с обучающимися в других вузах, с представлением и демонстрацией своих знаний, умений, достигнутых творческих успехов. Теория самопрезентации рассматривается в трудах отечественных и зарубежных ученых с конца Х!Х века, когда определялась суть этого социального явления, предполагающего выбор личности определенного стиля взаимодействия. Уже к середине ХХ века самопрезентация рассматривается как самостоятельное направление на социологическом и психологическом уровнях. Особенно активно феномен самопрезентации исследуется на современном этапе, как один из фундаментальных межличностных процессов в исследованиях Е.В. Михайловой [6], Junjun Chen [10], Fouzia Tabassum, Muhammad Asghar Ali. [11].

Впервые понятие «самопрезентация» появляется в работах американского социолога и психолога И. Гофмана, который создал теорию социальной драматургии, в рамках которой человек в про-

цессе взаимодействия в социокультурной сфере стремится составить о себе положительное впечатление позиционировать себя в обществе. Автор утверждает, что на начальном этапе человек стремится представить о себе максимальную информацию, далее следует этап непроизвольного самовыражение, в рамках которого человек ведет себя как актер в условиях «сцены» (И. Гофман), представляя свой образ, ориентированный на зрителя [1]. И. Гофман считает, что самопрезентация, представляет вариативный творческий процесс, регулируемый в зависимости от изменяющихся условий, характера и обстоятельств, на основе которых и происходит выбор стратегии, при этом автор, опираясь на теорию ролевого поведения, рекомендует осмысливать жизнь «как театр», где необходимо производить нужное впечатление на «зрителей», пытаться проконтролировать оригинальность и неповторимость воздаваемого образа.

В отечественной литературе рассматриваются теории, способствующие обучению самопрезентации [5]: мотивационные теории, основанные на стремлении к превосходству, потребности в уважении; ситуативные теории, рассматривающие внешние условия конкретной социокультурной ситуации, включающей вуз, регион проживания, специальность обучающихся; теории влияния внутренних и внешних условий, при которых учитывается «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих», утверждает И.П. Шкурато-ва [9, с. 16].

Деятельность будущего музыканта-исполнителя связана с самовыражением через участие в концертах, в конкурсах, а также представление своих достижений в публикациях в социальных сетях и так далее. Отсутствие специальных знаний в области самопрезентации лишает их возможностей достижения признания в условиях социальной и конкурентоспособной среды. В процессе обучения в вузе студенты-музыканты должны приобрести навыки продюсирования своих достижений. Преподавателями, как правило, специальных классов подготовки осознана необходимость использования стратегий и тактик, направленных на самопрезентацию, формирования навыков грамотно предоставлять информацию о себе, личных достижениях. Выпускники, имеющие глубокие знания и творческие успехи, там не менее не могут эффектно характеризовать свои достоинства, обосновано и артистично излагать содержание подготовленных рефератов, курсовых и дипломных работ, представлять конкурсные работы.

Самопрезентация студентов-музыкантов является результатом интеграции многих факторов, среди которых можно назвать умение контролировать свое эмоциональное состояние, владение приемами саморегуляции своего состояния. Эффективной при продвижении своих творческих достижений студентами-музыкантами стала стратегия самопрезентации, учитывающей мотивацию субъекта, тактику, выстроенную на осмыслении

цели поведения. При формировании навыков самопрезентации следует учитывать, что стратегии и тактики самопрезентации студентов-музыкантов определяются теоретической подготовкой и практикой развитой организационной культурой. Студенты-музыканты в процессе освоения навыков самопрезентации должны освоить приемы психоэмоциональной саморегуляции, проявлять волевые качества.

В научной литературе на современном этапе появляются исследования, посвященные формированию навыков студентов-музыкантов к профессиональному самопродвижению. Впервые данная проблема представлена в исследованиях И. Джонса и Т. Питтмана [2], которые разработали стратегии самопрезентации, способствующие самопродвижению в различных межличностных отношениях. Ими предложены следующие стратегии и техники, направленные на достижение определенной цели: старание понравиться (согласие, лесть, благосклонность) с целью казаться привлекательным; самопродвижение, самореклама (self-promotion) -(хвастовство, демонстрация знаний и умений) -цель - казаться компетентным; запугивание (intimidation) - (требования, угрозы) - цель - казаться опасным; пояснение примером (exemplification) (хвастать, демонстрировать свои достоинства) -цель - казаться достойным подражания (власть наставника) и мольба (supplication) - (демонстрация слабости и зависимости) - цель - казаться слабым, вызывать сострадание [7].

Не владея стратегиями самопрезентации, студенты-музыканты создают себе помехи по разным причинам: при завышенной самооценке, они преувеличивают свои достижения, при низкой самооценке - не справляются с задачами профессионального продвижения, что неизбежно приводит к негативным последствиям. Назрела острая необходимость введения для студентов-музыкантов курса по выбору «Стратегии и тактики самопрезентации», с рассмотрение таких тем, как: «Феномен самопрезентации Эрвинга Гоффмана», «Адаптация стратегии и техники самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана к деятельности музыканта исполнителя»; «Техника самопрезентации Г.В. Бороздиной и ее использования в представлении творческих достижений»; «Стратегии и тактики, обусловленные социальным статусом и профессиональной деятельностью» (18 программ тренингов (под редакцией В.А. Чикер) и т.д.

Самопрезентация рассматривается иногда в контексте понятия имиджа, который представляет интегративные черты личности и «включает в себя представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориента-циях и психологических характеристиках преподавателя на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик, таких как внешность, психосоциальная культура, особенности вербального и невербального поведения, социальное поведение и другие параметры его деятельности», как считает Л.Ю. Донская [3, с. 98]. Традиционная

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

трактовка имиджа (латинское «imago» - «образ», «изображение») означает создаваемое впечатление о личности, отражающее личностно-деловые качества человека.

Если сравнивать понятие «имидж» и «самопрезентация», то последняя представляет выстраиваемое поведение, направленное на создание впечатления, основанного на учете понимания целенаправленно организованного взаимодействия, особенно значимое в профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Самопрезентация тесно связана с умением владеть психологической инициативой в процессе общения, имеющего существенное значение для демонстрации исполнительского мастерства, самореализации личности в деятельности. Особенно востребованной самопрезентация становится на современном этапе развития высшего образования, когда требуется активность студентов-музыкантов в представлении своих достижений. Данная проблема мало изучена как в теоретическом обосновании, так и практическом освоении форм и методов самопрезентации в профессиональном продвижении. В связи с подготовкой музыкантов-исполнителей к предоставлению исчерпывающих сведений о себе, проблеме самопрезентации уделяют недостаточное внимание, что приводит к затруднениям осуществления межличностных контактов в творческом сообществе. Самопрезентация, как профессиональное продвижение, предполагает совокупность знаний и умений, понимание ее значимости с учетом специфики профессиональной деятельности, включающей: внешние атрибуты, такие как средства и способы общения в процессе самопрезентации, формы и приемы взаимодействия; внутренние качества, включающие отношение к профессиональной деятельности, ее специфика, разработка содержания самопрезентации, владение технологиями самопрезентации; преодоление публичного волнения; рефлексия, умение оценить результативность самопродвижения и т.д.

Как правило, студенты-музыканты стремятся к овладению стратегиями и тактиками самопрезентации в виртуальном пространстве. На современном этапе профессиональное продвижение в сети Интернет приобретает все большее значение, расширяя границы представления результатов своей творческой деятельности, что дает возможности расширить информацию о себе на основе участия в конференциях, классных и открытых концертах, конкурсах, мастер-классах и т.д. Владение средствами виртуальной самопрезентации становится важнейшей компетенцией студентов-музыкантов, способствуя управлению впечатлением о себе.

Виртуальная самопрезентация связана с техническими особенностями коммуникации в Ин-5 тернете, обладает большой выразительностью, о диверсификацией. Целью самопрезентации сту-Я дентов-музыкантов в виртуальном пространстве ° является представление своего профессиональ-5в ного уровня, имеющихся достижений в социаль-

ном пространстве. Студенты остро нуждаются в овладении технологиями реальной и виртуальной самопрезентации. Как правило, представители исполнительских специальностей представляют самопрезентацию исходя из самоописания своих творческих возможностей, фиксирующих характеристики, отражающих творческое восприятие имеющихся качеств, личностных ресурсов. Эти ресурсы дают возможность участникам самопродвижения добиваться успеха и намеченных целей. При представлении информации о себе, студенты указывают обобщенную характеристику, например, музыкант-исполнитель, не указывая узкую профессиональную направленность (пианист, исполнители на народных или духовых инструментах, дирижер, вокалист академического (народного, эстрадного, дирижер и т.д.), что сужает профессиональное пространство. Как свидетельствует практика, дифференциация по специализации привлекает специалистов «по интересам»: значимым становится информация о том, какую исполнительскую «школу» представляет студент, какие достижения в публичной исполнительской или творческой жизни имеет и пр. Студенты-музыканты в процессе самопрезентации должны больше сосредотачиваться на собственных личностных ресурсах, которые позволяют им добиваться профессионального роста, развития и самосовершенствования творческого мастерства.

Выводы

Самопрезентация, являясь сложным многоаспектным феноменом, включает осмысление значимости процесса и результата презентации через представление творческих достижений студентов на основе включения нескольких уровней профессионального продвижения:

- познавательный уровень: самопрезентации предполагает учет потенциальной аудитории, что определяет манеру поведения и общения, стиль взаимодействия, внешний вид. Такой уровень самопрезентации направлен на выстраивание стратегии вербального и невербального общения в зависимости от взаимодействия, формы самопрезентации - мастер-класс, конкурс, представление программы на государственных экзаменах и др. Такая самопрезентация направлена на вхождение в систему профессиональных отношений, обеспечение контакта с сообществом, создание необходимого для продуктивного взаимодействия информационного общения, представления результатов своей творческой деятельности;

- оценочный уровень: самопрезентация основывается на психологическом осознании личностных качеств в профессиональном самовыражении, определяющих успешность деятельности, адекватность самооценки. Музыкально-исполнительское самовыражение определяется активностью в профессиональной деятельности с включением таких компонентов,

как преодоление барьеров, организация своего времени, саморегуляция, эмоциональность, убедительность; - поведенческий уровень: самопрезентация связана с достижением результата, то есть эффективности самопрезентации. Обретение внутренней гармонии требует реализации механизмов рационализация, учитывающих значимость переживаний, анализ и преодоление источников стресса, формирование способности реально оценивать ситуацию. Таким образом, проблемы самопрезентации личности, формирование привлекательного образа студентов-музыкантов вызывает интерес в условиях современной социокультурной ситуации, когда практически все вовлечены в процесс межличностных коммуникаций, направленных на личностное и профессиональное продвижение, от которого зависит успех в карьере, выстраивание творческих отношений.

Литература

1. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. Статья А.Д. Ковалева - М.: КАНОН-пресс-Ц, Куч-ково поле. 2000. - 304 с.

2. Джонс Э.Э., Питтман Т.С. и Джонс Э.Э. К общей теории стратегической самопрезентации. В: Сульс Дж., ред., Психологические перспективы самости. Том 1. Эрлбаум, Хиллсдейл. 1982. С.231-262.

3. Донская Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя вуза. Дисс. канд. псих. наук./ Донская, Л.Ю. Ставрополь. 2004. 212 с.

4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов вузов / И.Ф. Исаев. Москва: Академия. 2002. 207 с.

5. Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации: учебное пособие / Е.В. Михайлова. М.: ГУ ВШЭ. 2006. 166 с.

6. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг / Е.В. Михайлова. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 224 с.

7. Психология общения [Текст]: энциклопедический словарь / Учреждение Российской акад. образования Психологический ин-т; под общ. ред. А.А. Бодалева. Москва: Когито-Центр. 2011. 598 с.

8. Спиридонова Г.Г. Формирование культуры самопрезентации студентов педагогических профилей (на примере деятельности психологического центра вуза). - дисс...кандидата пед. наук. Челябинск. 2022. 246 с.

9. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография / И.П. Шкуратова. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ. 2009. 192 с.

10. Chen J. Efficacious and positive teachers achieve more: examining the relationship between teacher efficacy, emotions, and their practicum perfor-

mance / Junjun Chen // The Asia-Pacific Education Researcher. 2019. Vol. 28, No 4. P. 327-337. 11. Tabassum F. Professional self-esteem of secondary school teachers / Fouzia Tabassum, Muhammad Asghar Ali // Asian Social Science. 2012. Vol.8, No.2. P. 206-211. D0I:10.5539/ass. v8n2p206

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SELF-PRESENTATION COMPETENCE: BY THE EXAMPLE OF FUTURE MUSICIANS

Kurgansky S.I., Turavets N.R., Uvarova T.A.

Belgorod State Institute of Arts and Culture

The article is devoted to the actual problem of self-presentation of musical students; the purpose of the article is to substantiate the specific features of the formation of professional self-promotion of musical students; the scientific novelty lies in the fact that the main directions in the preparation of musical students for self-presentation, representing the integration of skills of professional competencies that contribute to the promotion of creative activity, including in virtual reality; the novelty of the research is to improve the formation of the competence of self-presentation of music students, aimed at demonstrating the achievements of the individual, contributing to creative advancement, demonstrating certain characteristics of their creative individuality associated with the uniqueness and uniqueness of the image; the correlation of self-presentation and the image of the individual is substantiated; the practical implementation of pedagogical conditions consists in practical recommendations for self-presentation, including in virtual space, which promotes self-promotion of their real professional life; the substantive aspects of the seminar for music students "Strategies and tactics of self-presentation" are proposed.

Keywords: self-presentation, university teachers, external and internal components of self-presentation, strategies.

References

1. Goffman, I. Presenting oneself to others in everyday life / Trans. from English and entry Article by A.D. Kovalev - M.: KANON-press-C, Kuchkovo Pole. 2000. - 304 p.

2. Jones E.E., Pittman T.S. and Jones, E.E. Toward a general theory of strategic self-presentation. In: Suls J, ed., Psychological Perspectives on the Self. Volume 1. Erlbaum, Hillsdale. 1982. pp.231-262.

3. Donskaya L. Yu. Psychological conditions for the formation of the image of a university teacher. Candidate of dissertation psycho. Sciences./ Donskaya, L. Yu. Stavropol. 2004. 212 p.

4. Isaev I.F. Professional and pedagogical culture of a teacher: a textbook for university students / I.F. Isaev. Moscow: Academy. 2002. 207 p.

5. Mikhailova E.V. Self-presentation training: textbook / E.V. Mikhailova. M.: State University Higher School of Economics. 2006. 166 p.

6. Mikhailova E.V. Self-presentation: theories, research, training / E.V. Mikhailova. St. Petersburg: Rech, 2007. 224 p.

7. Psychology of communication [Text]: encyclopedic dictionary / Institution of the Russian Academician. Education Psychological Institute; under general ed. A.A. Bodaleva. Moscow: Kogito-Center. 2011. 598 p.

8. Spiridonova G.G. Formation of a culture of self-presentation for students of pedagogical profiles (using the example of the activities of the psychological center of the university). - diss... candidate ped. Sci. Chelyabinsk. 2022. 246 p.

9. Shkuratova I.P. Self-presentation of personality in communication: monograph / I.P. Shkuratova. Rostov-on-Don: Southern Federal University Publishing House. 2009. 192 p.

10. Chen J. Efficacious and positive teachers achieve more: examining the relationship between teacher efficacy, emotions, and their practical performance / Junjun Chen // The Asia-Pacific Education Researcher. 2019. Vol. 28, No. 4. P. 327-337.

11. Tabassum F. Professional self-esteem of secondary school teachers / Fouzia Tabassum, Muhammad Asghar Ali // Asian Social Science. 2012. Vol.8, No.2. P. 206-211. D0I:10.5539/ ass.v8n2p206

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.