Научная статья на тему 'САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ: РЕЧЕЖАНРОВЫЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ: РЕЧЕЖАНРОВЫЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
254
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / РЕЧЕВАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / СЦЕНАРИЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ / РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ / РИТОРИЧЕСКИЙ ПРИЁМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Веселкова Т. В.

Анализ речевого жанра самопрезентации - это продолжение актуальных в последнее время исследований с антропоцентричным подходом к изучению языка и речи. Исследование посвящено изучению самопрезентации студентов-нефилологов. Материалом послужили работы студентов географического факультета и факультета компьютерных наук и информационных технологий, а также Института физической культуры и спорта Саратовского национального исследовательского государственного университета. Для сравнения взяты работы бакалавров 1-го курса и магистрантов 1-го курса. Многоаспектный анализ студенческих самопрезентаций выявил основные черты речевого жанра самопрезентации. В ходе анализа нами выделены наиболее типичные когнитивные модели (сценарии) самопрезентации, лежащие в основе соответствующего речевого жанра. В студенческих работах речевой жанр самопрезентации часто взаимодействует с другими речевыми жанрами: призыва, послания, благодарности. Для студентов-первокурсников характерна стратегия - желание понравиться, казаться привлекательным для окружающих. Для магистрантов характерна стратегия - самопродвижение или самореклама, они стремятся доказать компетентность в своей сфере. Студенты продемонстрировали осознание того, что в эффективной самопрезентации в качестве средств воздействия на аудиторию выступают словесно-логические и эмоционально-экспрессивные элементы речи. В работах частотны клишированные, стандартные фразы, содержащие элементы наукообразности, официальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-PRESENTATION OF NON-PHILOLOGICAL STUDENTS: SPEECH GENRE AND LINGUISTIC ASPECTS

The analysis of the speech genre of self-presentation is performed within the anthropocentric approach to the language and speech. The study focuses on the self-presentation of non-philological students. The research is based on the comparative analysis of the papers of first year students and graduate students of the faculties of geography and of computer science and information technology, as well as of the Institute of physical education and sports of Saratov National Research State University. A multi-aspect analysis of student self-presentations revealed the main features of the speech genre of self-presentation. Among them are the most typical cognitive models (scenarios) of self-presentation which form the basis of the corresponding speech genre. In student papers, the speech genre of self-presentation often interacts with other speech genres: appeals, messages, and gratitude. First year students demonstrate a strategy that suggests an effort to please, to appear attractive to others. Graduate students present a strategy of self-promotion, trying to prove their professional competence. The analyzed papers show that the students demonstrate the awareness that effective self-presentation is based on verbal-logical and emotional-expressive elements of speech which act as the means of linguistic persuasion. The papers abound in clichés and set expressions containing elements of formal academic style.

Текст научной работы на тему «САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ: РЕЧЕЖАНРОВЫЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

Жанры речи. 2021. № 3 (31). С. 198-206 Speech Genres, 2021, no. 3 (31), pp. 198-206

https://zhanry-rechi.sgu.ru https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-3-31-198-206

Научная статья УДК 811.161.142

Самопрезентация студентов-нефилологов: речежанровые и лингвистические характеристики

Т. В. Веселкова

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83

Веселкова Татьяна Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики, kyznecova.08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5546-7893

Аннотация. Анализ речевого жанра самопрезентации - это продолжение актуальных в последнее время исследований с антропоцентричным подходом к изучению языка и речи. Исследование посвящено изучению самопрезентации студентов-нефилологов. Материалом послужили работы студентов географического факультета и факультета компьютерных наук и информационных технологий, а также Института физической культуры и спорта Саратовского национального исследовательского государственного университета. Для сравнения взяты работы бакалавров 1-го курса и магистрантов 1-го курса. Многоаспектный анализ студенческих самопрезентаций выявил основные черты речевого жанра самопрезентации. В ходе анализа нами выделены наиболее типичные когнитивные модели (сценарии) самопрезентации, лежащие в основе соответствующего речевого жанра. В студенческих работах речевой жанр самопрезентации часто взаимодействует с другими речевыми жанрами: призыва, послания, благодарности. Для студентов-первокурсников характерна стратегия - желание понравиться, казаться привлекательным для окружающих. Для магистрантов характерна стратегия - самопродвижение или самореклама, они стремятся доказать компетентность в своей сфере. Студенты продемонстрировали осознание того, что в эффективной самопрезентации в качестве средств воздействия на аудиторию выступают словесно-логические и эмоционально-экспрессивные элементы речи. В работах частотны клишированные, стандартные фразы, содержащие элементы наукообразности, официальности.

Ключевые слова: самопрезентация, речевая самопрезентация, сценарий самопрезентации, речевая стратегия, риторический приём

Для цитирования: Веселкова Т. В. Самопрезентация студентов-нефилологов : речежанровые и лингвистические характеристики // Жанры речи. 2021. № 3 (31). С. 198-206. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-3-31-198-206

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Self-presentation of non-philological students: Speech genre and linguistic aspects

T. V. Veselkova

Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia Tatyana V. Veselkova, kyznecova.08@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-5546-7893

Abstract. The analysis of the speech genre of self-presentation is performed within the anthropocentric approach to the language and speech. The study focuses on the self-presentation of non-philological students. The research is based on the comparative analysis of the papers of first year students and graduate students of the faculties of geography and of computer science and information technology, as well as of the Institute of physical education and sports of Saratov National Research State University.

A multi-aspect analysis of student self-presentations revealed the main features of the speech genre of self-presentation. Among them are the most typical cognitive models (scenarios) of self-presentation which

© Веселкова Т. В., 2021

form the basis of the corresponding speech genre. In student papers, the speech genre of self-presentation often interacts with other speech genres: appeals, messages, and gratitude. First year students demonstrate a strategy that suggests an effort to please, to appear attractive to others. Graduate students present a strategy of self-promotion, trying to prove their professional competence. The analyzed papers show that the students demonstrate the awareness that effective self-presentation is based on verbal-logical and emotional-expressive elements of speech which act as the means of linguistic persuasion. The papers abound in clichés and set expressions containing elements of formal academic style.

Keywords: self-presentation, speech self-presentation, self-presentation scenario, speech strategy, rhetorical technique

For citation: Veselkova T. V Self-presentation of non-philological students : Speech genre and linguistic aspects. Speech Genres, 2021, no. 3 (31), pp. 198-206 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-3-31-198-206

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

Вступление

Данное исследование связано с предложением профессора Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского В. В. Прозорова, высказанным в открытом письме от 8 апреля 2020 г.: «У меня родилось предложение. Обращено оно и к лингвистам, и к литературоведам, и к культурологам-антропологам, и к медиаспециалистам. Давайте попробуем в ежедневном формате-режиме наблюдать, собирать, фиксировать невероятно огромное разнообразие материалов-фактов (кому что больше может приглянуться - в соответствии с нашими запрашивающими профессиональными интересами), посвящённых проблемам языковых, речежанровых, литературных, литературно-творческих, литературно-критических, медийных, медиакритических и других коммуникативных стратегий и тактик в уникальных (типовых?) условиях пандемии коронавируса» [1].

В условиях, когда вузы полностью перешли на дистанционное обучение, появилась отличная возможность собрать материал и изучить самопрезентации, записанные на видео. Это было учебное творческое задание, которое направлено на решение важной задачи общения - развивать умение позиционировать себя в общении при помощи вербальных и невербальных средств, оценивать впечатление, которое производишь на аудиторию, создавая определенный имидж. Перед выполнением данного задания студенты изучили теоретический материал. Формулировка задания не ограничивала объём представленной информации, жанр, а также временные рамки. Самопрезентация в данном задании - это речь человека о самом себе, представление человеком самого себя в соответствии с конкретным коммуникативным намерением. Свою работу студенты размещали в беседе сообщества в социальных сетях. Работа оценивалась одногруппниками и преподавателем.

В качестве предмета нашего исследования выступила личностная самопрезентация студентов Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского. Самопрезентации записывали бакалавры географического факультета (22 работы), Института физической культуры и спорта (20 работ), бакалавры и специалисты факультета компьютерных наук и информационных технологий (32 работы), изучающие дисциплину «Русский язык и культура речи», и магистранты Института физической культуры и спорта (64 работы), изучающие дисциплину «Культура речи и методика делового общения». По объективным причинам материал нашего исследования составили самопрезентации студентов-нефилологов. В перспективе планируется изучить самопрезентации студентов-филологов и выявить наличие или отсутствие специфики, связанной с их специальностями. Предлагаемая статья возникла благодаря научному интересу, зародившемуся в ходе интерпретации результатов проведённой работы.

Исследование феномена личностной самопрезентации привлекает специалистов-исследователей разных научных направлений: социологии, психологии, социальной философии, культурологии, психолингвистики. Существует множество теорий самопрезентации и их классификаций. Родоначальник понятия «самопрезентация» американский социолог Ирвин Гофман в каждом акте коммуникации предполагает наличие феномена самопрезентации, так как самопрезентация - это запечатленное в большом количестве структурных обсуждений отражение мотива каждого участника взаимодействия при взаимодействии гладком, без инцидентов. А не желая демонстрировать истинных мотивов, коммуникатор вполне может выстроить самопрезентацию таким образом, чтобы ввести реципиента в заблуждение [2]. Джордж Герберт Мид и Чарлз Хортон Кули самопрезентацию представляют

как средство формирования Образа - Я и поддержания самооценки: человек в процессе социального взаимодействия стремится демонстрировать окружающим различные социальные маски с целью формирования наиболее благоприятного впечатления о себе, на основании знаний других людей о нем, формируется зеркальное Я (Ч. Кули) или идея-Я (Г. Мид) - представление человека о себе. М. Лири и Р. Ковальски говорят о том, что индивид осуществляет действия, направленные на демонстрацию, защиту и поддержание желаемого образа, если в привычных ситуациях это происходит непроизвольно, то в новых условиях взаимодействия происходит сознательная игра «adomzatюn» - красование [3]. Таким образом, целью самопрезентации является не только намерение произвести впечатление, но и демонстрация своего внутреннего содержания, такой подход является актуальным в связи с популярностью идеи об уникальности личности, поэтому феномен самопрезентации часто рассматривается как предъявление себя, своего внутреннего содержания окружающим.

Самопрезентацию как объект изучения отечественные ученые стали выделять относительно недавно - с 90-х гг. XX в. Ю. М. Жуков [4] рассматривает самопрезентацию как аспект делового общения и выделяет свод правил самопрезентации (самоподачи): необходимо учитывать правила составления текста сообщений, риторические приемы, правила пространственно-временной организации общения, приемы использования невербальных средств общения, в том числе мимики, пантомимики и т. д. В качестве коммуникативного умения рассматривает самопрезентацию и Е. В. Михайлова: самопрезентация будет более эффективной, если бессознательный выбор образов перенаправить в область сознательную [5]. Для нашего исследования интересным представляется подход И. А. Стернина [6], специалиста в области лингвистики, психолингвистики и речевого воздействия. Рассматривая понятие имиджа, ученый характеризует его как рассказ человека о себе: сравнивая имидж с «рассказом», можно продолжить аналогию и обозначить самопрезентацию как процесс «рассказывания», формирования у окружающих представлений о перечисленных характеристиках человека.

Анализ работ, посвященных изучению феномена личностной самопрезентации, показал широту и неоднозначность взглядов ученых. Самопрезентацию можно трактовать как способность подавать себя, умение располагать к себе окружающих, привлекать внимание, вызывать интерес окружения к своей личности; акты самовыражения и поведения, направлен-

ные на создание благоприятного впечатления, соответствующего идеалам других.

Речевую самопрезентацию в качестве самостоятельного объекта исследования

выделяет лишь небольшое количество авторов. Т. В. Анисимова и Е. Г. Гимпельсон рассматривают самопрезентацию как «представление» (себя), содержание речи задаётся адресатом, т. е. его потребностью в информации, композиция же текста целиком зависит от конкретной ситуации общения: является ли представление себя инициативой коммуникатора или просьбой реципиента, существовала ли предварительная договоренность о коммуникации, является ли она первичной или вторичной [7]. Речевая самопрезентация рассматривается как разновидность информационной речи, целью которой является представление себя аудитории, то есть самопрезентация имеет осознанный характер и включает в себя устные и письменные жанры. Термин «самопрезентация» в некоторых работах ученые заменяют на русскоязычный вариант «самопредставление» [8]. М. А. Лап-по с понятием самопрезентации сопоставляет понятие самоидентификации: в определенных речевых жанрах на первый план выходит самопрезентация, при этом усиливается стратегия управления впечатлением. Это жанры рекламы и саморекламы, объявления о знакомстве, публичного выступления, где очень важен имидж и влияние на адресата. Самоидентификация как процесс, как речевое действие выражения или описания идентичности используется в этих жанрах, но на первый план выходит направленность на адресата, а не специфическое переживание своей принадлежности. В других речевых жанрах, например, в дневниковой записи, разговоре по душам с близким человеком, в доверительной беседе, усиливается направленность на себя, то есть самопрезентация нейтрализуется [9].

Принимая во внимание положения современного жанроведения (см. работы М. М. Бахтина, А. Г. Баранова, А. Вежбицкой, В. Е. Голь-дина, В. В. Дементьева, К. Ф. Седова, О. Б. Сиротининой, Т. В. Шмелевой и др.), под речевым жанром самопрезентации (далее -РЖС) вслед за А. В. Курьянович мы будем понимать тип текста, появление которого обусловлено авторской целевой установкой самоподачи, самохарактеризации и самораскрытия в условиях определенной ситуации общения [10]. Выделение и терминообозна-чение жанра характерно для современного речеведения, так как коммуникативная ситуация самопрезентации, лежащая в основе анализируемого речевого жанра, является на сегодняшний момент актуальной. В основе

РЖС могут лежать различные коммуникативно-речевые ситуации: этикетного знакомства, представления, описания с целью подчеркивания личностной (внутренней и внешней) индивидуальности, описания с целью негативной и позитивной оценки, имплицитной просьбы и пр.

Из известных студентам основных задач самопрезентации они выбрали следующие: показать профессиональные знания и опыт работы, активность жизненной позиции, степень самостоятельности в принятии решений и ответственность за результаты своей работы, уровень интеллектуальной активности, умение хорошо говорить, честность и порядочность.

В ходе анализа нами выявлены наиболее типичные когнитивные модели (сценарии) самопрезентации, лежащие в основе соответствующего речевого жанра: 1. Модель идентификации «Я = Я/Я = другому»: «Я уже была первокурсником». «Я поставила себе цель стать учителем-профессионалом в своём деле». «Считаю себя творческим человеком, так как принимаю участие во всевозможных модельных, танцевальных конкурсах и пишу стихи». «Считаю себя хорошим другом и умею дружить». «Я целеустремлённый, требовательный и настойчивый человек». «Получила спортивный разряд, я кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам, и этим я очень горжусь». «Тренер достаточно быстро увидел во мне перспективную гимнастку, и уже спустя полтора года я поехала на свои первые крупные соревнования».

2. Модель отстранения «Я ф Я»: «В 90-е годы обстановка поменялась, и я, может даже по глупости, решил, что тренерская деятельность неперспективна, не для меня, тогда модно было заниматься бизнесом, поэтому я бросил тренерскую работу, стал заниматься бизнесом».

3. Модель сопоставления «Я ^ другой»: «От усталости, когда дрожат мышцы на ногах и хочется упасть на землю и ничего не делать, многие бросают спорт, но мне именно эта усталость доставляла большое удовольствие». «Я не хочу повторяться, что-то банальное говорить, где я учился или каким видом спорта занимался».

4. Модель, в основе которой лежит ирония «Я - 'Я,»: «В летнем оздоровительном лагере я на 21 день становилась для детей не только вожатой, но и папой, и мамой, врачом, режиссёром-постановщиком, кем я только не была. Ведь у педагога очень много ролей». «Я, конечно, ещё не волшебник, мне нужно многому научиться». «Я решила ни много ни мало покорить Москву».

Для студентов-первокурсников и магистрантов характерны разные стратегии:

для студентов-бакалавров характерна стратегия - желание понравиться, так как самопрезентация для них была возможностью представиться коллективу. Это попытка казаться привлекательным для окружающих. Для магистрантов характерна стратегия -самопродвижение или самореклама. Реализуя эту стратегию, они стремятся выглядеть компетентными в своей сфере. В целом образ автора самопрезентации характеризуется некоторыми базисными характеристиками, которые автор определяет для себя как существенные, интересно отметить, что у магистрантов это карьера: «Получила награды, стала лучшим по профессии». «У меня отлично получилось заинтересовать детей». «В 19 году под моим руководством было проведено более 20 спортивных мероприятий: чемпионат области, мастер-классы в школах, открытие спортплощадок в отдалённых районах области, шоу-программы в торговых центрах. Не без гордости скажу, что удалось выполнить качественно и в срок». «Начиная с 9 лет я неоднократно становилась чемпионкой Саратовской области». «С уверенностью могу сказать, что сделала правильный выбор, по которому мне интересно развиваться». У студентов-первокурсников к базисным характеристикам, которые автор определяет для себя как существенные, относится семья, в которой они живут: «Моя семья всегда поддерживала меня в моём выборе». «У меня полная семья: мама, папа и старший брат». «На мой выбор специальности повлиял дедушка». «Мы вместе с папой занимались спортом». «Учёба всегда давалась мне легко, в моей семье с самого детства мне прививали то, что оценки удовлетворительно являются слабым результатом, поэтому я всегда учился на хорошо и по возможности на отлично», «Мама и мои друзья - это самое дорогое в моей жизни».

Проанализированный материал даёт возможность оценить роль фактора адресата. Автор раскрывает себя с тех сторон, которые актуально / потенциально востребованы именно собеседником: «равновеликими» од-ногруппниками и преподавателем: «Именно поэтому я по сей день занимаюсь прыжками в воду и показываю отличные результаты». «Надеюсь, что через несколько лет мои ученики будут показывать отличные результаты». «Мне нравится работать с молодыми амбициозными людьми».

РЖС в некоторых работах, которые отличаются творческим подходом, взаимодействует с другими речевыми жанрами,

в частности, с выражением: а) призыва («И в заключение я хочу сказать, что не важно, сколько вам лет, какой трудовой путь вы уже прошли, всегда можно сменить трудовую деятельность, можно получить новое образование, приобрести новую работу и получать от новой работы удовольствие, так как делаю это я». «Повседневные занятия сортом полезны для каждого человека, поэтому необходимо приобщаться к физической культуре». «Я настоятельно рекомендую моим одногруппникам прочитать эту книгу»); б) послания («Эта самопрезентация - послание для себя самой в будущее. Через несколько лет просмотрю её и пойму, что всё, что хотела, я сделала и даже больше»); в) благодарности («У меня есть замечательный тренер, Владимир Леонидович Усов, который открыл для меня дверь в мир больших возможностей. Он укрепил мой характер и дух, всё детство учил меня, как поступать правильно. Я благодарен ему за то, что он всегда наставлял меня на правильный путь. Такие люди, как он, яркий пример того, каким тренером нужно быть». «Я очень благодарен моим родителям и тренеру за то, что они всё-таки настояли на том, чтобы я продолжил свои тренировки»). Таким образом добавляется императивная цель: побуждение к действию себя и адресата.

Остановимся на характеристике способов и средств выражения РЖС.

1. Основной формой самопрезентации является традиционное повествование от 1-го лица. Местоимение Я - ядерный элемент речевой структуры РЖС. Функцию указания на субъекта речи выполняют и другие дейкти-ческие формы (возвратное себя, притяжательные мой, свой), а также вводные и модальные элементы: «Эта самопрезентация - послание для себя самой в будущее». «Свою самопрезентацию я хочу представить в необычном ключе, так как я получаю педагогическое образование, я хочу раскрыть значимость педагога в жизни ребёнка». «В детстве я всегда мечтала стать педагогом». «Моим любимым временем в студенческие годы была педагогическая практика». «Моя трудовая деятельность началась в 20 лет». «Моё знакомство со спортом началось в раннем детстве». «Спорт, на мой взгляд, обладает удивительными способностями: он может объединять людей, укрепляет характер, закаляет».

2. В числе лексических средств, оформляющих РЖС, выделяется глагол люблю и однокоренные с ним лексемы любовь, любимый, поскольку данные единицы передают авторскую оценку самым непосредственным

образом (за счет особенностей семантики). Как правило, эти слова употребляются авторами в сочетании со смысловыми конкре-тизаторами (чаще всего это - местоимение мой в разных формах и группа производных от существительного страсть), а также -с частицей не: «Очень и очень люблю свою работу». «Я люблю учиться». «Стремлюсь передать любовь к спорту своим ученикам». «Моим любимым занятием в свободное время является чтение книг». «Это моя любимая книга, пока карантин вот решил перечитать».

3. На синтаксическом уровне средством выражения РЖС выделяются риторические: парцеллированные, вопросно-ответные конструкции, имитирующие автодиалог: «Почему в дальнейшем я выбрала физическую культуру? С 6 лет родители отдали меня в спорт. Я имею разряд кандидата в мастера спорта по художественной гимнастике». «Теперь, наверное, необходимо пояснить, зачем я поступила в институт физической культуры и спорта и какое отношение к спорту имею? Будучи школьницей я не пропускала ни одних соревнований». «Чем могу быть полезен? Прежде всего спорт. Достижение результата. Определённой фигуры. Питания. А также знакомство с интересными людьми. Путешествия». «Что я хотел сказать? К чему всё это я веду? То, что с возрастом, наверное, понимаешь, что семья - это самое дорогое». «Что же связывает меня с русским языком и культурой речи? Моя мама - логопед, и всё детство я страдал от того, что она учила меня правильно выговаривать звуки».

4. Продуктивным и частотным является также риторический приём, участвующий в создании РЖС: использование имён собственных, а также абстрактных существительных, глаголов и прилагательных с семой авторитетности и надёжности. Студенты используют цитаты и ссылки на мнение известных людей: «Ведь, как сказал римский философ Сенека: "Уча других, мы учимся сами"». «Как сказал Дмитрий Иванович Менделеев: "Нет без явного усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев"». «Как говорил российский историк Ключевский: "Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаёшь, и тех, кому преподаёшь"». «Моё жизненное кредо можно выразить словами американского политика: "Кто пассивно ждёт, тот в конце концов получит ожидаемое, но только то, что останется после того, кто действовал более энергично"». «Как говорил Сунь Цзы: "Учиться нужно всю жизнь, до последнего вздоха"». «Моим девизом были слова нашего великого земляка Антона

Павловича Табакова: "Чтобы покорить Москву, надо либо иметь много денег, либо быть из Саратова"» (в данном примере фактическая ошибка допущена информантом).

Нечастотными являются некоторые стилистические приемы, участвующие в создании РЖС, например, образное сравнение, метафорическое переосмысление слов: «В дипломе о высшем образовании написано инженер-строитель, как будто написано на моей судьбе». «Пока это высшая точка в моей профессиональной деятельности». «Моё увлечение помогло мне даже, так скажем, оставить след в истории». «"Сборник задач по математическому анализу" - отличная книга. Настоящая Библия для начинающего математика». «Мне бы хотелось рассказать о правиле трёх С, на которых держится моя жизнь». «Ведь каждый раз, когда я не делаю шаг вперёд, я делаю шаг назад, потому что мир идёт».

Несмотря на то что представление часто носит общий и даже формальный характер, оно требует тщательной подготовки и наличия определенных умений у коммуникатора. Краткость в данном случае является проявлением речевого этикета, как правило, самопрезентации были 3-5 минут. Так как самопрезентация записывалась, её автор тщательно продумывал свою речь, заучив несколько подходящих речевых клише, но в процессе самопредставления не было возможности считывать обратную связь аудитории и корректировать свое выступление в соответствии с ней. Все студенты учитывали, что важным элементом коммуникативной фазы является композиция выступления, поскольку несистематизированное выступление будет представлять собой набор несвязанных фактов, сложный для восприятия. Продуманная композиция выступления позволила ораторам систематизировать свое выступление, сделать каждый последующий тезис логически вытекающим из предыдущего, что значительно упростило процедуру выступления; дало возможность грамотно поместить в текст выступления факты и аргументы.

Вступление, как правило, содержит в себе приветствие, тему предстоящего доклада, а также мотивацию аудитории к слушанию -привлекающий внимание элемент, который одновременно отвечает на вопрос «Почему аудитории это может быть важно и интересно?» и позволяет логически перейти к основной части выступления: «Добрый день! Меня зовут Александр, я учусь на КНИиТе, немного расскажу о себе». «Здравствуйте, меня зовут Юняева Дания, я являюсь студенткой 1 курса магистратуры Института физической культуры и спорта СГУ

им. Н. Г. Чернышевского». «Добрый день, дорогие друзья, это первый мой опыт самопрезентации в данном формате». «Всем добрый день, давайте знакомиться, меня зовут Аля Ручкина. В своей небольшой презентации я хотела бы рассказать, как в возрасте 33 лет я приняла решение о получении высшего образования и как я стала детским тренером».

Главная часть включает в себя основной материал, который подготовил студент, как правило, все стремились избежать излишне затянутой главной части выступления, исключая несущественные подробности. Так как была возможность визуального сопровождения выступления, некоторые студенты показывали книги, которые любят читать, фотографии, домашних животных.

Эффективным было вербальное иллюстрирование примерами, словесная наглядность [11: 218]: «Я решила ни много ни мало покорить Москву. В моих руках был красный диплом о высшем образовании и удостоверение мастера спорта. Взяв билет в плацкартный вагон поезда Саратов -Москва, я отправилась в столицу». «Если обратите внимание на молодых ребят, которые во дворе крутят солнышки, лесенки на турнике, различные прыжки, они все мои потенциальные подопечные». «Понимание этого пришло ко мне благодаря моему пятилетнему сыну и его друзьям, которым я часто устраиваю какие-либо весёлые старты или организовываю другие подвижные игры. Я понимаю, что у меня это получается. А самое главное, я получаю от этого огромное удовольствие». «За это время я успела побывать в декрете и стать мамой замечательного сынишки Егорки. Мальчишка мне попался озорной, со своим характером, и я стала думать и учиться, как правильно его воспитывать, как находить к нему подходы, и увлеклась книгами по детской психологии. Вся эта тема меня очень сильно увлекла». «И сквозь слёзы в течение года меня заставляли ходить на эти ужасные, как я считал тогда, бесконечные тренировки, на которых я очень сильно уставал».

Заключение предлагает слушателям определенные выводы по итогам сказанного, при этом заключение может быть наиболее эмоционально насыщенной частью выступления, поскольку именно оно запоминается слушателям, и именно оно по закону ассоциативной памяти может стать той нитью, которая позволит сохранить полученную информацию и пользоваться ей в последующем: «Закончить свою самопрезентацию я хотела бы словами великого педагога В. С. Сухом-линского: "Учителю необходимо обладать

огромным талантом человеколюбия и безграничной любви к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума и восприимчивость чувств. Ведь без этих качеств путь педагога превратится в муку"», «Как итог, хочу привести цитату Генри Форда: "Любой, кто перестает учиться, стареет, и неважно, сколько ему лет: двадцать или восемьдесят. Любой, кто продолжает учиться, остается молодым. Самая великая вещь в жизни - это сохранять свой разум молодым"». Большая часть работ заканчивалась фразами: «Спасибо за внимание». «На этом у меня всё, спасибо за внимание». «Всем удачи, до свидания».

В представленных самопрезентациях можно увидеть только небольшую часть шаблонизированных под стандарты резюме (3 работы). Приведём начальный типичный фрагмент самопрезентации: «Здравствуйте, я Шпанов Артём Сергеевич. Родился 29 мая 1996 года в Российской Федерации, в городе Саратове. С 2003 по 2014 годы я обучался в лицее № 3 им. Александра Сергеевича Пушкина. В 4 года родители отдали меня в секцию по прыжкам в воду».

В. В. Дементьев, объясняя множество жанров русской речевой культуры и языковых единиц разных уровней, размышляет о существовании в русской культуре ценностно-организованных концептуальных полей, среди которых важное место принадлежит оппозиции начала персонального, личностного, с одной стороны, и межличностного, социального - с другой: в левом члене оппозиции «присутствует идея огромности мира, не поддающегося рациональному упорядочению, воспринимаемого через призму сильных, неконтролируемых и иррациональных эмоций, мечты и бесконечно разнообразных человеческих отношений, где единственным безусловным ориентиром является нравственный», в правом члене «на первый план выходит идея социального института, ограничений, нечто рационально-логическое, нацеленное на статусное взаимодействие с людьми» [12: 14]. В самопрезентациях присутствуют «правильные» слова, которые демонстрируют наличие у студентов понятия о нравственности, порядочности, чести, уважении к старшим и образованным людям: «Поэтому я поступила в Институт физической культуры и спорта, выпускником которого является мой отец, который остаётся для меня главным примером профессионализма и безусловной любви к детям». «Несмотря на плохие воспоминания о школьном времени, я с удовольствием рассказываю о некоторых своих учителях, которые дали мне знания.

Один из них учитель истории и общест-вознания Сергей Александрович, он вложил в меня свои знания и передал опыт. Его жизненные ситуации и истории произвели на меня неизгладимое впечатление. Я считаю, что этот человек установил для меня принципиально важный путь развития. На данный момент я поддерживаю с моим учителем дружеские отношения». Очевидно, что стремящиеся к образованию молодые люди с определённой целью употребляют в публичных выступлениях слова морально-нравственной сферы. Частотными оказались клишированные, стандартные фразы с элементами наукообразности, официальности: «С чистым сердцем и спокойной совестью я оставила службу». «Я осуществила свою мечту и пошла учиться на педагога». «В университет пришёл за знаниями, компетенциями, социальными связями, чтобы с помощью вышеперечисленного уже основательно двигать свои идеи в массы». «Меня радует, что все знания и навыки я смогу применить в профессиональной деятельности, которые помогут стать хорошим учителем и наставником, также я смогу найти общий язык с учениками, дать совет и ответить на вопросы». «Обучение в СГУ способствует моему профессиональному росту и личностному развитию». «Мои принципы - это честность и саморазвитие, ведь самолёт либо летит, либо падает». «Я уверена, что это моя жизненная миссия - передать им свои знания и умения не только в спорте, но и воспитать в них лучшие качества, которые пригодятся им в дальнейшей жизни». «Из глобальных целей на жизнь вижу построение крепкой счастливой семьи и реализацию себя как личности». «Моей целью является воспитание отличных боксёров и достойных граждан нашего общества». «Я хочу быть полезным обществу и миру, оставить след, достичь определённых высот».

Выводы

В работах студентов-первокурсников будущих географов, 1Т-специалистов и тренеров не выявлена специфика, связанная со специальностями студентов. Они представляют себя как личность, перечисляют лучшие черты своего характера, вспоминают школьные годы. Рассказывая об увлечениях, многие студенты с удовольствием говорят о профессиональном занятии спортом, которое помогает им преодолевать трудности, поэтому в нашем материале много примеров, в которых так или иначе упоминается спорт. Специфика выявлена при сравнении работ студентов-первокурсников и магистрантов, у них по-разному

проявляются личностная и социальная самоидентификации: первокурсники рассказывают преимущественно о своих личных качествах, магистранты - о профессиональных.

Студенты стремились произвести благоприятное впечатление на адресата, поэтому в нашем материале только положительные самопрезентации. В них речь идёт о выбранном направлении, специальности, студент видит в себе состоявшегося или будущего успешного специалиста, поэтому они не сомневаются в высокой оценке своей значимости со стороны других людей. Самохарактериза-ция, в которой доминирующей составляющей выступает тема востребованности будущего специалиста, является основополагающей ситуацией в самопрезентации и бакалавра, и магистра, поэтому в самопрезентациях не употреблялись слова, которые создают впечатление неуверенности: «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему» и понижающие впечатление самоуничижительные высказывания вроде «я не оратор», «я еще малоопытный специалист».

Наше исследование показало, что эффективные самопрезентации отличались творческим характером. В таких работах равнозначные роли играют и словесно-логические, и эмоционально-экспрессивные элементы речи, воздействующие на аудиторию. Они подчинены цели выделить свой рассказ среди других, акцентировать внимание на привлекательных для адресата свойствах.

Анализ нашего материала показывает, что РЖС - синкретичный информативно-оценочный речевой жанр, так как в его рамках сочетается сообщение автором информации о себе и самооценка. РЖС имеет высокий уровень информативности высказывания.

Анализ самопрезентаций позволяет очертить специфические, жанрообразующие признаки РЖС: осмысленность самопредставления, положительный характер представления себя, совпадение субъекта и объекта высказывания, формы самопрезентации, характер общения, коммуникативные цели самопрезентанта и используемые им стратегии и тактики коммуникативного воздействия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прозоров В. В. Приглашение В. В. Прозорова к научной работе. URL: https://www.sgu.ru/structure/ philological/news/2020- 04- 08/priglashenie- v- v- prozorova-k-nauchnoy-rabote (дата обращения: 08.04.2020).

2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. M. : Канон-пресс, 2000. 304 с.

3. Leary M. R. Self-presentation : Impression Management And Interpersonal Behavior (Social Psychology Series). Brown & Benchmark Publishers, 1995. 246 p.

4. Жуков Ю. М.Эффективность делового общения. M. : Знание, 1988. 64 с.

5. Михайлова Е. В. Самопрезентация : теории, исследования, тренинг. СПб. : Речь, 2007. 224 с.

6. Стернин И. А. Русское коммуникативное поведение. M. : Наука, 2002. 277 с.

7. Анисимова Т. В., Гимпельсон Е.Г. Речевая компетенция менеджера : учебное пособие. M. : Mосковский психолого-социальный институт, 2004. 480 с.

8. Липатова В. Ю. Рефлексивная риторика : учебное пособие. СПб. : Алетейя, 2013. 292 с.

9. Лаппо М. А. Самоидентификационный дискурс русской элитарной языковой личности : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Новосибирск, 2018. 35 c.

10. Курьянович А. В. Когнитивная сущность речевого жанра самопрезентация в эпистолярном дискурсе M. И. Цветаевой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 5 (56). С. 144-146.

11. Веселкова Т. В., Выходцева И. С., Любезно-ва Н. В. Культура устной и письменной коммуникации : учебное пособие. Саратов : Вузовское образование, ИЦ «Наука», 2020. 264 c.

12. Дементьев В. В. Аспекты проблемы «жанр и культура» // Жанры речи : сб. науч. ст. Саратов : ИЦ «Наука», 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 5-20.

REFERENCES

1. Prozorov V. V. Invitation of V. V. Prozorov to scientific work. Available at: https://www.sgu.ru/structure/ philological/news/2020- 04-08/priglashenie- v- v- prozorova-k-nauchnoy-rabote (accessed 6 April 2020) (in Russian).

2. Hoffman I. Predstavlenie sebya drugim v povsed-nevnoi zhizni [Presenting yourself to others in everyday life]. Moscow, Kanon-press Publ., 2000. 304 p. (in Russian).

3. Leary M. R. Self-presentation: Impression Management And Interpersonal Behavior (Social Psychology Series). Brown & Benchmark Publishers, 1995. 246 p.

4. Zhukov Yu. M. Effektivnost' delovogo obshcheniya [Efficiency of business communication]. Moscow, Znanie Publ., 1988. 64 p. (in Russian).

5. Mikhailova E. V. Samoprezentatsiya : teorii, issle-dovaniya, trening [Self-Presentation: Theory, research, training]. Saint Petersburg, Rech' Publ., 2007. 224 p. (in Russian).

6. Sternin I. A. Russkoe kommunikativnoe povedenie [Russian communicative behavior]. Moscow, Nauka Publ., 2002. 277 p. (in Russian).

7. Anisimova T. V., Gimpelson E. G. Rechevaya kompetentsiya menedzhera : uchebnoe posobie [Speech competence of the Manager. Textbook]. Moscow, Moscow psychological and social Institute, 2004. 480 p. (in Russian).

8. Lipatova V. Yu. Refleksivnaya ritorika : uchebnoe posobie [Reflexive rhetoric. Textbook]. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 2013. 292 p. (in Russian).

9. Lappo M. A. Samoidentifikatsionnyi diskurs russkoi elitarnoi yazykovoi lichnosti [Self-Identification discourse of the Russian elite language personality: author's abstract]. Thesis Diss. Dr. Sci. (Philol.). Novosibirsk, 2018. 35 p. (in Russian).

10. Kuryanovich A. V. Cognitive essence of the speech genre self-presentation in the epistolary discourse of M. I. Tsvetaeva. Bulletin of Tomsk state pedagogical University, 2006, no. 5 (56), pp. 144-146 (in Russian).

11. Veselkova T. V., Vykhodtseva I. S., Lyubezno-va N. V. Kul'tura ustnoi i pis'mennoi kommunikatsii :

uchebnoe posobie [Culture of oral and written communication. Textbook]. Saratov, Vuzovskoe obrazovanie, ITs "Nauka" Publ., 2020. 264 p. (in Russian).

12. Dementyev V. V. Aspects of the problem "genre and culture". Speech Genres : coll. sci. art. Saratov: ITs "Nauka" Publ., 2007, iss. 5. Genre and Culture, pp. 5-20 (in Russian).

Поступила в редакцию 17.09.2020 / После рецензирования 02.12.2020 / Принята 23.12.2020 Received 17.09.2020 / Revised 02.12.2020 / Accepted 23.12.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.