Научная статья на тему 'МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ'

МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
474
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / УЧЕБНАЯ ФРУСТРАЦИЯ / АГРЕССИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубовицкая Татьяна Дмитриевна, Заболотная Елена Валерьевна

Статья содержит результаты эмпирического исследования мотивов выбора профессии и их корреляции с профессиональной направленностью студентов колледжа. Актуальность работы обусловлена влиянием мотивов выбора профессии на отношение студентов к учебе и освоение будущей профессии. Исследование проводилось на базе Университетского экономико-технологического колледжа Сочинского государственный университета. Выборку составили 78 студентов I-II курсов (в возрасте 16-20 лет), обучающихся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет» и «Банковское дело». Авторы используют соответствующие адаптированные психодиагностические методики. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у студентов на первом месте стоят внутренние мотивы, связанные с интересом к профессии, к осваиваемой деятельности. Выявлены различия в мотивах выбора профессии у студентов с высоким и низким уровнем профессиональной направленности. Студентам с низкой профессиональной направленностью свойственны также деструктивные эмоциональные проявления. Установлено: чем ниже показатели профессиональной направленности, тем выше у студентов переживания фрустрации, тревожности и агрессивности. Выявлены психологические проблемы и жизненные ситуации, которые выступают фрустраторами профессиональной направленности студентов. Результаты исследования позволят осуществлять более дифференцированный подход психологов и педагогов к работе по повышению профессиональной направленности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES FOR CHOOSING A PROFESSION AS PREDICTORS OF STUDENTS’ PROFESSIONAL ORIENTATION

The article contains the results of an empirical study of the motives for choosing a profession and their correlation with the professional orientation of college students. The relevance of the work is due to the influence of the motives for choosing a profession on the attitude of students to study and the development of a future profession. The study was conducted at the University College of Economics and Technology of Sochi State University. The sample consisted of 78 1st-2nd year students (aged 16 to 20) majoring in Economics and Accounting and Banking. The authors use appropriate adapted psychodiagnostic techniques. The results obtained indicate that the students’ internal motives related to their interest in the profession are in the first place. Differences in the motives for choosing a profession among students with a high and low level of professional orientation are revealed. Students with a low professional orientation are also characterized by destructive emotional manifestations. It is established that the lower the indicators of professional orientation, the higher the students' feelings of frustration, anxiety and aggressiveness. Psychological problems and life situations that act as frustraters of the professional orientation of students are identified. Educational organizations need to think seriously about possible measures to change the students' profile of study, about timely identification of problems and factors that make it difficult to successfully master the profession. The results of the study will allow a more differentiated approach of psychologists and teachers to work to improve the professional orientation of students.

Текст научной работы на тему «МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ КАК ПРЕДИКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ»

Педагогическая психология

DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-2-114-124 Т.Д. Дубовицкая, Е.В. Заболотная

Сочинский государственный университет, 354000 г. Сочи, Российская Федерация

Мотивы выбора профессии как предикторы

профессиональной направленности студентов

Статья содержит результаты эмпирического исследования мотивов выбора профессии и их корреляции с профессиональной направленностью студентов колледжа. Актуальность работы обусловлена влиянием мотивов выбора профессии на отношение студентов к учебе и освоение будущей профессии. Исследование проводилось на базе Университетского экономико-технологического колледжа Сочинского государственный университета. Выборку составили 78 студентов 1-11 курсов (в возрасте 16-20 лет), обучающихся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет» и «Банковское дело». Авторы используют соответствующие адаптированные психодиагностические методики. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у студентов на первом месте стоят внутренние мотивы, связанные с интересом к профессии, к осваиваемой деятельности. Выявлены различия в мотивах выбора профессии у студентов с высоким и низким уровнем профессиональной направленности. Студентам с низкой профессиональной направленностью свойственны также деструктивные эмоциональные проявления. Установлено: чем ниже показатели профессиональной направленности, тем выше у студентов переживания

© Дубовицкая Т.Д., Заболотная Е.В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

фрустрации, тревожности и агрессивности. Выявлены психологические проблемы и жизненные ситуации, которые выступают фрустраторами профессиональной направленности студентов. Результаты исследования позволят осуществлять более дифференцированный подход психологов и педагогов к работе по повышению профессиональной направленности студентов.

Ключевые слова: профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, учебная фрустрация, агрессия, тревожность

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Дубовицкая Т.Д., Заболотная Е.В. Мотивы выбора профессии как предикторы профессиональной направленности студентов // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 114-124. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-114-124

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-114-124 T.D. Dubovitskaya, E.S. Zabolotnaya

Sochi State University,

Sochi, 354000, Russian Federation

The article contains the results of an empirical study of the motives for

choosing a profession and their correlation with the professional orientation

of college students. The relevance of the work is due to the influence

of the motives for choosing a profession on the attitude of students to study

and the development of a future profession. The study was conducted

at the University College of Economics and Technology of Sochi State

University. The sample consisted of 78 1st-2nd year students (aged 16 |

to 20) majoring in Economics and Accounting and Banking. The authors & g

use appropriate adapted psychodiagnostic techniques. The results obtained E <5

o ^

indicate that the students' internal motives related to their

in the profession are in the first place. Differences in the motives for choosing ^ g

a profession among students with a high and low level of professional

Motives for choosing a profession as predictors

of students' professional orientation

orientation are revealed. Students with a low professional orientation are also characterized by destructive emotional manifestations. It is established that the lower the indicators of professional orientation, the higher the students' feelings of frustration, anxiety and aggressiveness. Psychological problems and life situations that act as frustraters of the professional orientation of students are identified. Educational organizations need to think seriously about possible measures to change the students' profile of study, about timely identification of problems and factors that make it difficult to successfully master the profession. The results of the study will allow a more differentiated approach of psychologists and teachers to work to improve the professional orientation of students.

Key words: professional orientation, motives for choosing a profession, educational frustration, aggression, anxiety

CITATION: Dubovitskaya T.D., Zabolotnaya E.S. Motives for choosing a profession as predictors of students' professional orientation. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2. Pp. 114-124. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-114-124

На сегодняшний день в стране ощущается явный дефицит квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием при том, что численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях, постоянно возрастает. Это обусловлено рядом обстоятельств. Некоторые выпускники сразу по окончании колледжа поступает в вузы, нередко на другие направления подготовки; другая же часть выпускников не работает по направлению своей первоначальной подготовки, овладевая на практике новой профессией, порой не одной. Тем самым отодвигается период достижения уровня высокого мастерства. В этой связи возникает необходимость выявления факторов, способствующих тому, что выпускники средних профессиональных учебных заведений не хотят работать по освоенной профессии и характеризуются низкой профессиональной направленностью.

Проблема профессиональной направленности студентов широко представлена в ряде исследований. В частности, особое внимание уде-кая ляется факторам, способствующим повышению профессиональной ш к направленности студентов, в качестве которых называются, прежде Е о всего, различные дидактические и учебно-воспитательные технологии, го § а также психологические тренинги [1-3; 8].

^ 5 В нашем исследовании уделено внимание таким факторам, как «моти-

1вы выбора профессии» и их взаимосвязи с профессиональной направ-

ленностью. Данный аспект особенно важен для выпускников школ, которые в силу возраста находятся еще под значительным влиянием окружающих (взрослых, сверстников, средств массовой информации), не в полной мере ориентируются как в своих стремлениях, склонностях, интересах, так и в мире профессий. Исследованию мотивов выбора профессии у старшеклассников и студентов посвящены работы ряда авторов [4-7], но в предложенном нами контексте исследований на примере студентов колледжей не проводилось.

Нас интересует взаимосвязь профессиональной направленности и конкретных мотивов выбора профессии уже обучающихся студентов, а также негативные следствия низкой профессиональной направленности, в качестве которых мы рассматриваем переживаемые студентами деструктивные эмоциональные состояния, такие как фрустрация, агрессия и тревожность.

Проведение данного исследования позволит более эффективно проводить профориентационную работу среди школьников, а также, в случае необходимости и возможности, своевременно осуществлять смену направления и профиля профессиональной подготовки. Все это определило цель и содержание нашего эмпирического исследования.

Цель исследования

Выявление взаимосвязи профессиональной направленности и мотивов выбора профессии у студентов колледжа.

Эмпирическое исследование направлено на выявление: наиболее значимых для обеспечения профессиональной направленности мотивов выбора профессии; особенностей психического состояния у студентов с низкой профессиональной направленностью; внешних и внутренних фрустраторов учебно-профессиональной деятельности.

Материалы и методы

В качестве диагностических методик использовались:

1) тест-опросник для определения уровня профессиональной направленности студентов (автор Т.Д. Дубовицкая);

2) тест-опросник по выявлению мотивов выбора профессии (автор С.С. Гриншпун); |

3) тест-опросник Г. Айзенка для определения психических состояний; ш к

4) методика исследования учебной фрустрированности (автор Е о Т.Д. Дубовицкая). ^ °

Исследование проводилось на базе Университетского экономико-тех- ^ 5 нологического колледжа ФГБОУ ВО «Сочинский государственный

университет». Выборку составили 78 студентов I—II курсов (в возрасте от 16 до 20 лет), обучающихся на социально-экономическом профиле по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет» (41 человек) -1-я группа и «Банковское дело» (37 человек) - 2-я группа.

Математико-статистическая обработка результатов заключалась в вычислении средних арифметических показателей по шкалам опросников, критерия Манна-Уитни - для выявления значимости различий средних, коэффициента корреляции Пирсона - для установления взаимосвязей показателей.

Результаты исследования

Уровень профессиональной направленности в обеих группах студентов не имел значимых различий и составил соответственно 10,6 и 9,3 балла (иэмп = 640,5; p > 0,05). То есть студенты обеих специальностей имеют примерно равные средние арифметические показатели профессиональной направленности. Процентное соотношение студентов с низким, средним и высоким уровнем профессиональной направленности также примерно одинаково (составило соответственно: 19,5%; 41,5%; 39,0% - у студентов специальности «Экономика и бухгалтерский учет»; 18,9%; 54,1%; 27,1% у студентов специальности «Банковское дело»).

Сравнение мотивов выбора профессии показало, что они также в значительной мере схожи. У обеих групп студентов наиболее выражен мотив «Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются особенности специалиста в избираемой профессии» (среднее арифметическое в группах составило соответственно 0,76 и 0,78 балла). То есть на первом месте у студентов стоят внутренние мотивы, связанные с интересом к профессии, к осваиваемой деятельности.

Значимые различия выявлены по трем следующим мотивам. У студентов 1-й группы значимо более высокие показатели мотива «Хорошая успеваемость в школе по предметам, связанным с данной сферой деятельности» (U = 525,5; p < 0,05); у студентов 2-й группы - мотивов «Желание оказать помощь другим лицам» (U = 582,5; p < 0,05), «Желание приобрести материальную независимость от родителей» (U = 591,5; p < 0,05). Выявленные различия можно объяснить тем, кая что банковское дело не изучают в школе, в отличие от основ экономиче-ш к ских знаний; а также тем, что, работая в банке, человек имеет больший Е о доступ к деньгам, а значит и в какой-то мере имеет большую возмож-ii g ность пользования ими.

^ и Особый интерес для нас представили результаты корреляционного

1 анализа, проведенного с учетом показателей обеих групп студентов,

в ходе которого установлено, что профессиональная направленность значимо коррелирует со следующими мотивами выбора профессии:

- интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются особенности специалиста в избираемой профессии (г = 0,354; р < 0,01);

- стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности (г = 0,240; р < 0,05);

- убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе (г = 0,253; р < 0,05);

- уверенность, что выбранная сфера трудовой деятельности соответствует способностям (г = 0,302; р < 0,05);

- привлекают условия работы по профессии (г = 0,415; р < 0,01). Именно наличие названных мотивов при выборе профессии обеспечивает более высокую профессиональную направленность студентов в процессе обучения, а значит, стремление работать по осваиваемой профессии в будущем.

Также мы сравнили мотивы выбора профессии у студентов с высоким (п = 15) и низким уровнем профессиональной направленности (п = 14). В результате были выявлены значимые различия по мотивам выбора профессии (табл. 1).

Соответственно, студенты с высоким уровнем профессиональной направленности характеризуются более выраженной убежденностью, что осваиваемая профессия престижна, соответствует имеющимся у них способностям, обеспечивает им возможность работы на престижных предприятиях, привлекательна условиями работы. У студентов с низким уровнем профессиональной направленности показатели по данным видам мотивов значимо ниже.

Так как часть студентов первого курса на момент исследования ушла из колледжа, некоторые перешли на другие направления подготовки, то, возможно, данный набор мотивов мог быть более широким.

В связи с проводимым исследованием возник вопрос: как взаимосвязаны профессиональная направленность и психическое состояние студентов? Получение профессии, с которой не планируешь связать дальнейшую жизни, осознание траты на это своего жизненного времени и когнитивных ресурсов не могут ни сказаться на психическом состоянии обучающегося. Исследование данного аспекта важно для понимания того, насколько актуально заботиться о том, чтобы молодой человек | обучался и приобретал именно ту профессию, которая соответствует его ш к склонностям, вызывает у него интерес и желание развивать себя в рам- Е о ках данной профессии. го ^

В связи с этим были вычислены показатели корреляции психического ^ 5 состояния и профессиональной направленности студентов. *

2 Педагогическая О психология

Г

о о

Таблица 1

Мотивы выбора профессии Средние арифметические и-критерий Манна-Уитни Уровень значимости различий

Студенты с низкой профессиональной направленностью Студенты с высокой профессиональной направленностью

Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж 2,6 4,0 46 р < 0,05

Уверенность, что выбранная сфера трудовой деятельности соответствует моим способностям 0,29 0,8 51 р < 0,01

Желание приобрести опыт работы на престижном предприятии 0,14 0,6 57 р < 0,01

Привлекают условия работы по профессии 0,21 0,73 50,5 р < 0,01

о' О 2

О

О

N О

Проведенный корреляционный анализ выявил наличие отрицательной взаимосвязи профессиональной направленности со следующими психическими состояниями (по методике Г. Айзенка): тревожность (г = -0,363; р < 0,01); фрустрация (г = -0,355; р < 0,01); агрессия (г = -0,310; р < 0,01). Показатель корреляции профессиональной направленности и ригидности оказался незначимым (г = -0,196; р > 0,05).

Чем выше уровень профессиональной направленности, тем в меньшей степени студентам свойственно переживание тревожности (как состояния, вызываемого ожиданиями негативных для субъекта событий), тем менее студенты фрустрированы (их надежды на будущее вполне реальны и оправданы, у них нет ощущения препятствия в достижении желаемых целей), тем ниже уровень переживания агрессии (как желания кого-то обидеть, кому-то отомстить, вербально и невербально выразить свое возмущение).

Возникает вопрос, какие внешние и внутренние факторы могут являться препятствием для обеспечения профессиональной направленности. В этой связи были вычислены показатели корреляции профессиональной направленности с конкретными ситуациями, проблемами и трудностями, которые препятствуют успешному освоению профессии (по методике Т.Д. Дубовицкой).

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить, что уровень профессиональной направленности студентов колледжа отрицательно коррелирует со следующими фрустраторами:

- взаимоотношения с родителями (недостаток материальной и моральной поддержки) (- 0,294; р < 0,01);

- отсутствие возможности получать профессию, которая нравится (-0,431; р < 0,01);

- разноплановость требований преподавателей (-0,242; р < 0,01);

- собственная лень и неорганизованность (-0,300; р < 0,01);

- трудности понимания изучаемого материала, учебных предметов (-0,248; р < 0,01);

- недостаток необходимых способностей (-0,241; р < 0,01);

- нежелание учиться и заниматься учебой (-0,394; р < 0,01);

- неуверенность в себе (-0,239; р < 0,01);

- разноплановость собственных интересов и трудности их совмещения (- 370; р < 0,01).

Чем выше выраженность перечисленных проблем и препятствий, тем ниже уровень профессиональной направленности у студентов.

и

Ф с^

Обсуждение | Е

Результаты проведенного исследования в целом совпадают с резуль- ^ |

3 х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

татами известных исследований, отражающих взаимосвязь профес- ^ сиональной направленности студентов и мотивов выбора профессии.

с

В отличие от обобщенных показателей выявленных связей, в нашем исследовании мотивы выбора профессии и фрустраторы (препятствия для успешного овладения профессией) представлены в конкретном виде. В качестве фрустраторов выступают как внутренние, так и внешние проблемы и обстоятельства. Это позволит осуществлять более дифференцированный подход к работе по повышению профессиональной направленности студентов колледжа.

Выбор профессии и учебного заведения для ее получения является важным шагом в жизни молодых людей и подростков. Несомненно, он обусловливается определенными мотивами, характер которых отражается на отношении к учебе и к осваиваемой профессии. Проведенное исследование позволило выявить данные мотивы, а также убедиться в деструктивных проявлениях низкой профессиональной направленности, выражающихся в негативных переживаниях и поведенческих проявлениях обучающихся. Можно не только догадываться, но и реально наблюдать, к чему это приводит в жизни студентов: пропуски занятий, халатное отношение к освоению учебного материала, игнорирование производственной практики, стремление подрабатывать в сферах, не связанных с профессией, и пр. Образовательным организациям необходимо серьезно задуматься о возможных мероприятиях по смене студентом профиля обучения, о своевременном выявлении проблем и факторов, затрудняющих успешное овладение студентом профессии.

Выводы

Представленные в статье результаты исследования позволяют сделать следующие выводы.

Наиболее прогностичными в плане ожидания от студентов высокого уровня профессиональной направленности выступают следующие мотивы выбора профессии: интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются особенности специалиста в избираемой профессии; стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности; убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе; уверенность, что выбранная сфера трудовой деятельности соответствует способностям; привлекают условия работы по профессии.

Чем ниже уровень профессиональной направленности студентов, тем 2 в большей степени им свойственны переживания фрустрации, тревож-

§ ности, агрессии. | о Наиболее деструктивными для профессиональной направленности <5 ° студентов являются следующие внутренние и внешние проблемы ^ 5 и ситуации: взаимоотношения с родителями (недостаток материальной и моральной поддержки); отсутствие возможности получать профессию,

которая нравится; разноплановость требований преподавателей; собственная лень и неорганизованность; трудности понимания изучаемого материала, учебных предметов; недостаток необходимых способностей; нежелание учиться и заниматься учебой; неуверенность в себе; разноплановость собственных интересов и трудности их совмещения.

Библиографический список / References

1. Бирюлина Е.В. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников: Аксиологический контекст. Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 2005. [Biryulina E.V. Formirovanie professionalno-pedagogicheskoy napravlennosti studentov-pervokursnikov: Aksiologicheskiy kontekst [Formation of professional and pedagogical orientation of first-year students: Axiological context]. PhD thesis. Bryansk, 2005.]

2. Доронина Н.Н. Психологические особенности профессиональной направленности студентов педагогических специальностей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2006. [Doronina N.N. Psihologicheskie osobennosti professionalnoy napravlennosti studentov pedagogicheskih spetsialnostey [Psychological features of the professional orientation of students of pedagogical specialties]. PhD thesis. Kursk, 2006.]

3. Дубовицкая Т.Д., Эрбегеева А.Р. Психологическая поддержка студентов в преодолении фрустрации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 5 (2). С. 414-417. [Dubovitskaya T.D., Erbegeeva A.R. Psychological support of students in overcoming frustration. Izvestia of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2010. Vol. 12. No. 5 (2). Pp. 414-417. (In Russ.)]

4. Мисиров Д.И. Трансформация мотивов выбора профессии в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов-н/Д., 2000. [Misirov D.I. Transformatsiya motivov vyibora professii v yunosheskom vozraste [Transformation of motives for choosing a profession in adolescence]. PhD thesis. Rostov-na-Donu, 2000.]

5. Микаэлян Д.А. Психологические сопровождение готовности старшеклассников к осознанному выбору будущей профессии: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2014. [Mikaelyan D.A. Psihologicheskie soprovojdenie gotovnosti starsheklassnikov k osoznannomu vyiboru buduschey professii [Psychological support of high school students readiness for a conscious choice of a future profession]. PhD thesis. Stavropol, 2014.]

6. Некрасова О.А. Мотивы выбора профессии // Вестник Прикамского социального института. 2016. № 3 (75). С. 121-124. [Nekrasova O.A. Motives for choosing a profession. Vestnik Prikamskogo Sotsialnogo Instituta. 2016.

№ 3 (75). Pp. 121-124. (In Russ.)] |

7. Панкратова И.А. Взаимосвязь профессионального самоопределения ^ к и мотивов выбора профессии у студентов педагогов-психологов // Мир ^ Е науки. Педагогика и психология. 2018. T. 6. № 4. С. 1-7. [Pankratova I.A. о ^ The relationship of professional self-determination and motives for choosing g a profession among students of pedagogical psychologists. World of Science. ¡^ Pedagogy and Psychology. 2018. Vol. 6. No. 4. Pp. 1-7. (In Russ.)]

8. Савина Е.А. Профессиональная направленность личности студента педагогического колледжа в условиях проектного обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2010. [Savina E.A. Professionalnaya napravlennost lichnosti studenta pedagogicheskogo kolledzha v usloviyah proektnogo obucheniya [Professional orientation of the personality of a student of a pedagogical college in the conditions of project-based training]. PhD thesis. Moscow, 2010.]

Статья поступила в редакцию 10.11.2020, принята к публикации 31.01.2021 The article was received on 10.11.2020, accepted for publication 31.01.2021

Сведения об авторах / About the authors

Дубовицкая Татьяна Дмитриевна - доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры психологии и дефектологии, Сочинский государственный университет

Tatyana D. Dubovitskaya - Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of Psychology and Defectology, Sochi State University E-mail: tatdm@mail.ru

Заболотная Елена Валерьевна - аспирант кафедры психологии и дефектологии, Сочинский государственный университет

Elena V. Zabolotnaya - Postgraduate student at the Department of Psychology and Defectology, Sochi State University E-mail: evzab@mail.ru

Заявленный вклад авторов

Дубовицкая Т.Д. - общее руководство направлением исследования, планирование исследования, подбор и предоставление диагностических методик, математико-статистическая обработка результатов, участие в подготовке статьи Заболотная Е.В. - проведение эмпирического исследования, первичная обработка результатов, участие в подготовке статьи

и

О!

Contribution of the authors

Dubovitskaya T.D. - general direction of research, research planning, selection of diagnostic techniques, mathematical and statistical processing of results, participation in the preparation of the article § Zabolotnaya E.V. - conducting empirical research, primary processing

g x of the results, participation in the preparation of the article a tz

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.