Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПОДДЕРЖАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФРОНТАЛЬНОГО ПОГРУЗЧИКА'

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПОДДЕРЖАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФРОНТАЛЬНОГО ПОГРУЗЧИКА Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
дорожно-строительные машины / строительная техника / техническое обслуживание / спецтехника / фронтальный погрузчик

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Шаванов Иван Дмитриевич

настоящей статье описана процедура проведения регулярного технического обслуживания спецтехники, которая оказывает существенное влияние на работоспособность, эффективность эксплуатации и долговечность использования наземных транспортно-технологических машин. На примере фронтального погрузчика показан фронт работ, проводимых при ежедневном и последующих технических обслуживаниях. Рассмотрены условия, при которых производится увеличение числа осмотров и обслуживания техники, за счет ее повсеместного распространения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технике и технологии , автор научной работы — Шаванов Иван Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПОДДЕРЖАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФРОНТАЛЬНОГО ПОГРУЗЧИКА»

УДК 69.002.5

ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПОДДЕРЖАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ФРОНТАЛЬНОГО ПОГРУЗЧИКА

ШАВАНОВ ИВАН ДМИТРИЕВИЧ

Студент кафедры наземных транспортно-технологические машин, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. В настоящей статье описана процедура проведения регулярного технического обслуживания спецтехники, которая оказывает существенное влияние на работоспособность, эффективность эксплуатации и долговечность использования наземных транспортно-технологических машин. На примере фронтального погрузчика показан фронт работ, проводимых при ежедневном и последующих технических обслуживаниях. Рассмотрены условия, при которых производится увеличение числа осмотров и обслуживания техники, за счет ее повсеместного распространения.

Ключевые слова: дорожно-строительные машины, строительная техника, техническое обслуживание, спецтехника, фронтальный погрузчик

Дорожно-строительная отрасль немыслима без современного комплекта наземных транспортно-технологических машин. Технический прогресс способствовал повышению производительности технологий в дорожном строительстве и технического уровня оснащения дорожно-строительной техники [1]. Совершенствование конструктивных и эксплуатационных свойств, повышение эффективности технического процесса и производительности наземных транспортно-технологических машин и оборудования происходит за счет методов планирования и эксплуатационных режимов как на этапе организации, так и на этапе производства дорожно-строительных работ [2].

Комплекс наземных транспортно-технологических машин включает в себя огромное количество техники разного назначения, наиболее востребованной разновидностью спецтехники является фронтальный погрузчик.

Популярность этих машин обусловлена их универсальностью и эффективностью в пересчете затрат на передвигаемый/перевозимый материал. Такая техника применяется для выполнения самых разных работ, основными из которых являются погрузка и перевозка сыпучих материалов [3].

Фронтальный погрузчик используется при первичной планировке щебеночного балласта для укладки рельсошпальной решетки. Данный погрузчик демонстрирует требуемую эффективность в различных условиях эксплуатации за счет манёвренности, малого времени цикла и мобильности.

Широкий выбор рабочего оборудования погрузчика в сочетании с быстросъёмным устройством позволяет оперативно проводить работы различного назначения. Погрузчик рассчитан для выполнения землеройно-транспортных работ на грунтах разных категорий. Высокие эксплуатационные параметры и повышенный запас прочности рабочего оборудования позволяют с лёгкостью работать с крупными фракциями скального абразивного грунта.

Главным параметром любой транспортно-технологической машины является эффективность использования. Она обеспечивается следующими главными факторами:

- уровнем организации эксплуатации;

- надёжностью машин;

- условиями их применения [4].

Эффективность применения машин определяется и уровнем их работоспособности. Согласно ГОСТ 27.102-2021, работоспособность может быть определена как «состояние объекта, в котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

заданные функции, соответствуют требованиям, установленным в документации на этот объект».

Также одним из параметров является долговечность машины. Она во многом определяется долговечностью работы зубчатых колес редуктора. Зубчатые колеса погрузочных машин являются тяжелонагруженными деталями, работающими в условиях высоких контактных нагрузок, удара и износа. Их качество зависит от технологических процессов механической, предварительной и окончательной термической обработки [5].

В ГОСТ Р 27.001-2009 указано, что работоспособность любого технического объекта обеспечивается средствами эксплуатации, а именно - проведением технических обслуживаний и ремонтов (ТОиР).

Соответствующая нормативная документация предусматривает плановое проведение мероприятий, позволяет рассчитать соответствующее время пребывания и, следовательно, продолжительность нахождения машины в работоспособном состоянии, то есть рассчитать фонд рабочего времени машины для планирования ее использования [6].

Для эффективного обеспечения работоспособности строительно-дорожной машины действует единая система планово-предупредительного технического облуживания и ремонта. Она предусматривает проведение технического обслуживания и ремонта для следующих видов: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), техническое обслуживание №1 (ТО-1), техническое обслуживание №2 (ТО-2), сезонное техническое обслуживание (СТО), а также текущий (Т) и капитальный ремонт (К) [7].

Существует две группы мероприятий, направленных на поддержание работоспособности машин: профилактические мероприятия и восстановительные мероприятия.

Профилактические выполняются для понижения интенсивности разрушения агрегатов и узлов машин, а восстановительные направлены на устранение отказов и неисправностей.

К профилактическим мероприятиям относятся моечные, смазочные, регулировочные и крепежные:

- моечные - для удаления налета, грязи, пыли и других осаждений, образующихся на поверхности машин во время их эксплуатации;

- смазочные - для замены масел и очищения примесей;

- регулировочные - для устранения зазоров и люфтов;

- крепежные - для проведения работ по проверке и восстановлению надежности основных соединяющих узлов машин, например, затяжки гаек крепления ступиц колес, фланцев [8].

На примере наиболее востребованной и универсальной техники - фронтальном погрузчике, возможно рассмотреть важность всех видов технического обслуживания.

Ежедневное обслуживание (ЕО) фронтального погрузчика включает в себя:

- очистку от загрязнений стекол кабины, светотехнических приборов и пультов;

- проверку уровня масла в двигателе, коробке передач, баке гидросистемы;

- проверку уровня охлаждающей жидкости в радиаторе двигателя, уровня тормозной жидкости, жидкости в бачке стеклоомывателя, спирта в размораживателе в зимний период;

- визуальную проверку состояния и натяжения приводных ремней вентилятора и компрессора кондиционера и состояния вентилятора;

- проверку состояния шин, в случае необходимости подкачку до требуемого давления;

- проверку исправности работы контрольно-измерительных приборов и сигнальных лампочек пульта, чистоты фильтра предварительной очистки воздуха;

- слив воды и отстоя из отстойника топливного фильтра;

- заполнение топливного бака топливом (по окончанию работ).

При наличии включения специальных сигнальных лампочек производится:

- замена фильтрующих элементов масляных фильтров рабочей гидросистемы и поворота;

- замена фильтрующих элементов напорного масляного фильтра в гидросистеме поворота;

- замена фильтрующий элемент напорного масляного фильтра в гидросистеме трансмиссии.

Техническое обслуживание (ТО-1) производится после прохождения 50 моточасов и включает в себя:

- выполнение операций, предусмотренных в ЕО;

- продувку радиатора двигателя;

- замену спирта в размораживателе в зимний период;

- смазку подшипников цапф балансирной подвести заднего моста, шарниров рамы, шаровых подшипников гидроцилиндров стрелы и ковша, шкворневых соединений рабочей системы, шкворневых соединений захвата (если захват установлен), стояночного тормоза.

Техническое обслуживание (ТО-2) производится после каждых 250 моточасов или каждые 3 месяца. ТО-2 состоит из:

- выполнения операций, предусмотренных в ТО-1;

- проверки момента затяжки гаек крепления ходовых колес погрузчика;

- проверки степени износа фрикционных накладок стояночного тормоза и эффективности его действия;

- проверки уровня масла в главных и планетарных передачах мостов;

- слива осадка с топливного бака;

- проверки состояния соединений (шлангов, патрубков, трубок, стяжных хомутов) в системе впуска и очистки воздуха двигателя.

Техническое обслуживание (ТО-3) или сезонное техническое обслуживание (СТО) производится после каждых 500 моточасов или каждые 6 месяцев и состоит из:

- выполнения операций, предусмотренные в ТО-2;

- проверки содержания DCA-4 в жидкости и замены фильтра охлаждающей жидкости;

- замены топливных фильтров;

- замены масла и масляных фильтров в системе смазки двигателя.

После каждых 1000 моточасов или каждых 12 месяцев также производится обслуживание фронтального погрузчика. Обслуживание включается в себя:

- выполнение операций, предусмотренных в сезонном тех. обслуживании;

- проверку степени износа фрикционных накладок в суппортах и тормозных дисков;

- проверку давления масла в гидросистеме трансмиссии, фрикционах коробки передач, состояния и натяжения приводного ремня, состояния вентилятора, подшипников натяжного ролика приводного ремня;

- очистку магнитного элемента и сетчатого фильтра коробки передач;

- замену масла в трансмиссии, в баке рабочей гидросистемы и очистку сапунов от загрязнений;

- замену фильтрующих элементов возвратных фильтров рабочей гидросистемы, напорных масляных фильтров в гидросистеме поворота, трансмиссии в ведущих мостах и очистку сапуны мостов;

- проверку уровня электролита аккумуляторов;

- смазку шарниров и шлицевых соединений карданных валов (кроме промежуточного вала), подшипников промежуточной опоры карданного вала привода переднего моста.

Так как спецтехника имеет широкое распространение, особое внимание следует уделить эксплуатации и проведению технического обслуживания в сложных климатических условиях.

По данным научных публикаций и сопутствующей литературы, число отказов строительно-дорожных машин возрастают при пониженных температурах, в частности от - 30 градусах и более. Такие условия эксплуатации проявляются в Сибире, а также на Крайнем Севере и в Арктике. Низкие и высокие температуры воздуха и его влажность оказывают существенное влияние на работоспособность спецтехники.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Эксплуатация дорожно-строительных машин в таких условиях затруднена сложностью запуска двигателя внутреннего сгорания, гидропривода, трансмиссии, обеспечения микроклимата в салоне. [9]

В данных условиях возникают повышенные износы всех агрегатов и узлов машин. А также попадание абразивных частиц влаги приводит к сокращению работоспособности и увеличению отказов узлов или техники в целом. Происходит старение резинотехнических узлов и изделий машин - покрышек, уплотнителей, манжет. [8]

Ежедневное обслуживание (ЕО) и техническое обслуживание (ТО-1) и (ТО-2) в сложных климатических условиях имеет огромную роль в эффективности и долговечности использования фронтального погрузчика.

Так, например, при больших морозах высокий износ имеют резиновые уплотнители, шланги, патрубки, состояние которых напрямую влияет на состояние техники. В сложных климатических условиях периодичность проведения технического обслуживания может быть увеличена. Ежедневное обслуживание может включать в себя элементы технического обслуживания №1 (ТО-1) и технического обслуживания №2 (ТО-2), изменение вязкости масла, а также замены смазывающих материалов узлов.

На основании анализа статистических данных парка техники, проходящих техническое обслуживание можно сделать выводы, что:

- количество машин зарубежного производства составляет около 51% из общего количества типов машин. Среднее количество специальной техники с истекшим сроком службы или полностью изношенных составляет 50%. Основная причина старения парка машин - низкий процент его обновления;

- производство машин в России с 1991 года снижалось, но только с недавнего времени появился рост выпуска экскаваторов, автокранов, бульдозеров, автогрейдеров и машин для содержания дорог;

- доля продаж российской спецтехники составляет около трети общего объема продаж, но ввиду увеличения утилизационного сбора происходит повышение стоимости импортных машин и невозможность их содержания, из-за чего происходит рост доли продаж машин отечественного производства;

- высокая цена на импортную технику приводит или приравнивает покупку бывшей в употреблении техники к покупке новой, из-за чего, многие предприятия все чаще принимают решение в пользу покупки новой техники. [10]

Делая вывод, стоит отметить об основополагающей роли технического обслуживания различных видов наземных транспортно-технологических машин и оборудования при их регулярном использовании. Стоит обратить внимание на регулярность обслуживания для увеличения срока работоспособности машин и дальнейшего развития эффективности работы спецтехники.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пеклина, П. Л. Совершенствование конструкции автогрейдера при строительстве и реконструкции автомобильных дорог / П. Л. Пеклина, Е. В. Куракина // Вестник гражданских инженеров. - 2019. - № 3(74). - С. 170-176. - DOI 10.23968/1999-5571-201816-3-170-176.

2. Куракина, Е. В. Повышение эффективности наземных транспортно-технологических машин в зимних условиях / Е. В. Куракина // Вестник гражданских инженеров. - 2017. - № 2(61). - С. 205-212. - DOI 10.23968/1999-5571-2017-14-2-205-212.

3. Фронтальный погрузчик Hyundai HL760-9S // Горная промышленность. - 2021. - № 2. - С. 44-45.

4. Формирование показателей надежностно-ориентированной эксплуатации транспортно-технологических машин строительства / С. В. Репин, В. Е. Чечуев, А. В. Зазыкин [и др.] // Транспортное, горное и строительное машиностроение: наука и производство. - 2023. - № 20. - С. 58-65. - DOI 10.26160/2658-3305-2023-20-58-65.

5. Герольд, И. В. Повышение долговечности фронтального погрузчика ЗТМ - 216А / И. В. Герольд, Н. Б. Шубина // Научный вестник Московского государственного горного университета. - 2012. - № 5. - С. 23-27.

6. Репин, С. В. Метод оценки уровня работоспособности строительных транспортно-технологических машин на основании анализа времени простоев в ремонтах / С. В. Репин, А. В. Зазыкин, Н. А. Масленников // Труды НГТУ им. Р.Е. Алексеева. - 2023. - № 4(143). - С. 111-120. - DOI 10.46960/1816-210X_2023_4_111.

7. Абзаев Г.А. Система обеспечения работоспособности автомобилей // Наука без границ. 2019. №10(38). 23 с.

8. Алексеенко, Е. В. Исследования в области обеспечения работоспособности машин на строительных объектах в условиях Арктики / Е. В. Алексеенко, А. В. Зазыкин // Высокие технологии в строительном комплексе. - 2023. - № 1. - С. 134-137.

9. Максименко А.Н. Эксплуатация строительных и дорожных машин, Учеб. Пособие, 1997. 95 с.

10. Состояние и тенденции развития рынка дорожно-строительной техники в России / С. В. Репин, С. А. Евтюков, В. Е. Чечуев [и др.] // Путевой навигатор. - 2021. - № 49(75). - С. 26-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.