Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ'

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Полезные ископаемые / дорожно-строительные машины / экскаватор-погрузчик / Брянская область / техническое обслуживание / minerals / road construction / backhoe loader / Bryansk region / maintenance

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Южаков П.В., Коншин В.М., Тагиева Н.К.

В этой статье проанализированы особенности Брянской области с точки зрения создания сервисного обслуживания строительных и дорожных машин с учетом особенностей местности, наличия месторождений и видов ископаемых. Рассмотрены предприятия-изготовители, находящиеся в регионе и производимые ими виды дорожно-строительной техники. Сделан обзор систем технического сервиса строительных и дорожных машин, включая суть фирменного обслуживания, рассмотрен перечень работ выполняемых данной техникой, исходя из региональных особенностей предложено наиболее рациональное местоположение центра сервисного обслуживания, что обеспечит развитие региона в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTION OF SERVICE DEVELOPMENT ROAD CONSTRUCTION MACHINES OF BRYANSK REGION

This article analyzes the peculiarities of the Bryansk region from the point of view of creating maintenance services for construction and road vehicles, taking into account the peculiarities of the terrain, the presence of deposits and types of minerals. Manufacturers located in the region and the types of road construction equipment they produce are considered. An overview of the technical service systems of construction and road vehicles, including the essence of corporate service, is made, a list of works performed by this technique is considered, based on regional characteristics, the most rational location of the service center is proposed, which will ensure the development of the region in this direction.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 625.768.5 Южаков П.В., Коншин В.М., Тагиева Н.К.

Южаков П.В.

магистрант кафедры дорожно-строительных машин Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (г. Москва, Россия)

Коншин В.М.

канд. техн. наук, доцент кафедры дорожно-строительных машин Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (г. Москва, Россия)

Тагиева Н.К.

канд. техн. наук, доцент кафедры дорожно-строительных машин Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (г. Москва, Россия)

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНЫХ МАШИН БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: в этой статье проанализированы особенности Брянской области с точки зрения создания сервисного обслуживания строительных и дорожных машин с учетом особенностей местности, наличия месторождений и видов ископаемых. Рассмотрены предприятия-изготовители, находящиеся в регионе и производимые ими виды дорожно-строительной техники. Сделан обзор систем технического сервиса строительных и дорожных машин, включая суть фирменного обслуживания, рассмотрен перечень работ выполняемых данной техникой, исходя из региональных особенностей предложено наиболее

2409

рациональное местоположение центра сервисного обслуживания, что обеспечит развитие региона в этом направлении.

Ключевые слова: Полезные ископаемые, дорожно-строительные машины, экскаватор-погрузчик, Брянская область, техническое обслуживание.

Введение.

В течении последних нескольких лет в России особым приоритетом пользуется карьерная добыча и развитие этой отрасли. Брянская область на своей территории имеет значительные запасы ископаемых и их месторождений. Несмотря на сложность технологических процессов карьерной добычи, темпы их реализации достаточно высокие. Такие показатели достигаются посредством использования высокоэффективного современного оборудования. Каждая машина имеет свой ресурс работоспособности и не может работать вечно, очень важно следить за техническим состоянием машины, так как от этого зависит срок службы техники и сколько прибыли она принесет, именно поэтому существует сервисное сопровождение дорожно-строительной техники.

Анализ месторождений Брянской области.

Геологопоисковые работы по видам полезных ископаемых и комплексные геологические съемки, произведенные за ближайшую пятилетку, внесли значительные коррективы в данные о наличии, распространении и местонахождении разнообразных полезных ресурсов на территории Брянской области. Регион славится такими ископаемыми как: фосфориты, мел, стекольные пески, цементные мергеля, трепел и различные типы глин.

Для разработки карьеров техника должна работать бесперебойно, выполняя такие работы как: подготовка территории, удаление пустой породы, непосредственно добыча породы, ее транспортировка, обработка и складирование. На карте распределенного фонда недр Брянской области (рис. 1) видно, где в основном расположены те или иные виды ископаемых.

2410

/ ■' ) \

-

РогирдеиСк«*

. Ст. 1

ДуСроккмЙ ^ , , ■ ' -/

■ """'''"-и \

КАЩШЖАЯ ОКЛАСТЬ

1

КпетнАнскии

И^и : ^гР тйггРгае ■ ¿7 'сЩьг и - -ш™«1 /ъа^

ЬрЩ^Ж И^ЖШ

, ; I Ф /¿Гч

■да'» . Л

^¿^УиГ'. ОЙИ

~ 1*711 j ьрасонский л-"

МП- ТТ1Ж I Ш*ГТ Г—" I ' . Г

( I чгЬ ^ . \ 1-чя. ¡у'"

-ад

----З

¿Г-">1

41

Рисунок 1. Карта распределенного фонда недр Брянской области.

■■ Т - торф,

■гт - глины тугоплавкие,

мел строительный,

- пески строительные, формовочные,

^Псг- пески стекольные, ^ - трепел,

- фосфориты,

титан, I1 -разрабатываемое, I'- неразрабатываемое.

Расположение региона в центре Восточно-Европейской равнины определяет характерные для нее ископаемые, такие как:

- железные руды встречаются в Брянском, Карачевском, Навлинском, Трубчевском и других районах, появление месторождений этих руд в прошлом определило развитие металлургической промышленности,

- торфяные болота составляют около 30 % Брянской области, их запасы на территории исчисляются в 1 700 миллионов куб. м., которые позволяют удовлетворить потребности в топливе и сельскохозяйственных удобрениях на долгосрочный период, торфяные ресурсы расположены в Гордеевском, Красногорском, Брасовском, Злынковском, Жуковском, Суражском, Клетнянском, Мглинском, Карачевском, Клинцовском, Погарском, Почепском, Брянском, Севском, Комаричском, Стародубском, Дятьковском районах, на сегодняшний день выявлено более 1440 торфяных месторождений, занимающих общую площадь свыше 125 тысяч гектаров,

- мел представляет собой однородную горную породу в виде смеси из остатков микроскопических животных, широко используется во многих отраслях промышленности, служит сырьем для изготовления цемента, оконного стекла, стекловолокна, силикатного кирпича, извести, оконной замазки, повышает эффективность органических и минеральных удобрений, а следовательно, и урожайность полей, самым крупным является Фокинское месторождение, которое находится в Фокинском районе, встречается данное ископаемое в таких районах как: Бежицкий, Брянский, Сельцовский, Журинический, в Стародубском районе - Марковско-Лукинское, Ваблинское, Левенское, в Клинцовском районе - Смолевичское, Лопатинское, в Унечском районе - Княжское, Старокисловокое, в Новозыбковском районе -Внуковичское, в Севском районе - Новоямокое, в Навлинском районе -Игрицкое, Синезерское,

- мергель - это природная смесь мела с глиной и песком в разных пропорциях, образованная в прибрежной части мелового моря, используется в

2412

качестве сырья для производства цемента, натуральный мергель содержит 75 % мела и 25 % глины, крупное месторождение мергеля Марковско-Лукинское лежит к югу от Погара, в окрестностях деревень Марковок и Лукино,

- трепел не имеет сплошного распространения и встречается в виде разной величины останцов, залежи на территории Брянской области выходят на поверхность и находятся метр-полтора под глинистыми песками, является хорошим вяжущим веществом и применяется вместе с известью, используется как сырье для строительных материалов, а также как адсорбент в нефтехимической и пищевой промышленности,

- фосфориты способствуют повышению урожайности колхозных полей, разрабатываются карьерными экскаваторами открытым способом в Брянской области на Полпинском месторождении, расположенное на северо-восточной окраине Брянска с запасами в 62 млн. тонн.,

- глина является неиссякаемым запасом Брянской области, залежи находятся во всех районах области, применяется для производства кирпича, черепицы, глиняной посуды,

- стекольные пески в Дятьковском районе являются лучшими по качеству для производства высококачественного стекла, и используются Дятьковским хрустальным заводом, Брянская область обладает колосальными запасами, величина которых превышает 6 миллионов тонн, месторождения в Брянском, Трубчевском и Новозыбковоком районах обеспечивают производства оконного стекла и стеклянной тары.

Добыча ископаемых на месторождениях невозможна без использования значительного количества специализированной техники. Вся техника на месторождениях должна работать бесперебойно в 3 смены, что сказывается на ее сервисном обслуживании и должно учитываться на региональном уровне.

Обзор предприятий по производству строительно-дорожной техники.

Для удовлетворения потребительских запросов по оптимальному соотношению цены и качества, для разработки месторождений Брянской

2413

области находятся два крупнейших производителя дорожно-строительной техники, такие как ООО «ОМГ-СДМ» и ООО «Амкодор-Брянск».

Эта компания ЦМО СДМ входит в холдинг «Объединенная машиностроительная группа» и снабжает область такими видами техники как: колесные и гусеничные экскаваторы, индустриальные перегружатели, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-планировщики, автогрейдеры, телескопические погрузчики, фронтальные погрузчики, мульчеры, коммунальные машины, экскаваторы на автомобильном шасси, ратраки.

ООО «Амкодор-Брянск» - обеспечивающего разработку, производство, поставку и обслуживание широкого ряда специальной техники - дорожно-строительной, коммунальной, сельскохозяйственной и т.д. Для заводов изготовителей, нужны предприятия по сервисному обслуживанию, которые могут вовремя обслужить дорожно-строительную технику.

Региональные особенности Брянской области для создания сервисных центров.

На месторождениях различных ископаемых используется значительное количество дорожно-строительной техники, при этом предприятия по переработке ресурсов и имеющие соответствующую технику заинтересованы в минимизации простоев и повышении эффективности работ, то есть с обеспечением высокой производительности.

На основе количественных данных о расположении карьеров и природных ископаемых в районах Брянской области, можно выявить особенности региона для создания технического центра по обслуживанию техники (рис. 2).

Анализ процентного соотношения ископаемых по районам Брянской области позволяет выявить экономическую целесообразность расположения сервисного центра с учетом формирования выездных мастерских, которые обеспечат обслуживание техники на объектах эксплуатации. Это особенно важно для карьерных разработок, где транспортирование вышедшей из строй техники нецелесообразно.

2414

J

IБрянский вУнечский . :Дятьковский

|Почепский ■ Новозыбковский ■ Стародубский

|Злынковский ИКомаричский ВЖуковский

:Брасовский ■ Выгонический I...,1 Рогнединский

I Климовский ИСуражский ИТрубчевский

|Погарский ЯКлетнянский ■ Жирятинский

Клинцовский I Навлинский IГордеевский Крансогорский Карачевский Суземский

Рисунок 2. Количество ископаемых по районам в процентном соотношении.

На рис. 3 изображены целесообразные расположения сервисных мастерских дорожно-строительной техники с учетом обслуживания выездными мастерскими на объекте эксплуатации, из которого следует, что Брянский сервис должен иметь больший оборот обслуживания и взаимосвязь с Клинцовским сервисным пунктом.

Рисунок 3. Карта расположения сервисов и обслуживания, обеспечиваемого выездными мастерскими.

2415

Развитие систем технического сервиса строительно-дорожной техники.

Основными функциональными элементами сервисных сетей являются предприятия технического сервиса - технические центры, станции технического обслуживания (СТО), создаваемые по региональному принципу. В Брянской области, как и в России в целом, сервисная инфраструктура для строительно-дорожной техники развита слабо. За годы централизованного планирования она практически не создавалась ввиду коренного отличия стратегии эксплуатации техники от наиболее распространенной в мире: обязанность технической эксплуатации машин и оборудования возлагалась на их потребителей. Большинство отечественных изготовителей по-прежнему не руководствуется принципами фирменного обслуживания, основным из которых является полная ответственность изготовителя за работоспособность продукции в течение всего срока эксплуатации, независимо от объекта использования.

Суть фирменного обслуживания заключается в своевременном проведении работ, в состав которые входят: ТО-1, ТО-2, ТО-3, межсезонное обслуживание. Особенности конструкции и сложность техники предполагают уделять особое внимание работам по ежесменному техническому обслуживанию:

- очистке, мойке, осмотру (ревизии), проверке и контролю с применением средств технического диагностирования состояния сборочных единиц, узлов, агрегатов, включая двигатели или другие виды приводов,

- приборы, канатно-блочную, гидравлическую и пневматическую системы, передачи, ходовую часть и машины в целом, крепления, а в случае износа - замена также деталей и сборочных единиц, регулировка механизмов и сборочных единиц (в зависимости от вида технического обслуживания),

- смазывание (согласно заводским таблицам смазки и инструкциям), заправка, замена (в зависимости от проработанного времени или при переводе

2416

машин для работы в весенне-летнем или осенне-зимнем сезоне) топлив, масел, охлаждающей жидкости, рабочей (гидравлической) жидкости для гидросистем и др.,

- опробование действия механизмов, рабочего оборудования, привода, обкатка машины,

- при ремонте, замена или ремонт того или иного агрегата, который вышел из строя, в соответствии гарантийному сроку.

Для поддержания работоспособности техники, нужно отслеживать пробег и состояние агрегатов, для этого созданы специальные телематические системы.

Мониторинг технического состояния техники.

Основные задачи телематической системы - информировать владельца, где находится техника, что она делает, как выполняет работу, насколько исправна и когда предстоит следующее обслуживание. Попутно телематика выполняет функции противоугонной системы.

За последнее десятилетие все ведущие машиностроительные компании разработали собственные телематические системы. Главное различие между продукцией разных производителей состоит в интерфейсах передачи данных. Интеграция систем в смешанных парках возможна через API системы, принятой за основную.

Телематическая система машины связывается с облачным сервисом с помощью беспроводной связи. Основной вид связи - сотовый, вытесняющий дорогой спутниковый вариант, который находит применение на удаленных территориях, где сотовая связь пока недоступна.

Установка систем мониторинга возможна на:

- экскаваторы, бульдозеры, погрузчики и др.,

- дорожная и строительная техника,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- карьерная техника,

- эвакуаторы,

- автокраны,

2417

- дизельные электростанции.

Каждый владелец имеющий парк машин, переживает за их состояние и работоспособность, для этого созданы решения, которые пользуются спросом:

- контроль местоположения транспортного средства в режиме реального времени с отображением скорости, маршрутами, пробегами и пр.,

- учет моточасов,

- контроль расхода топлива (заправки, сливы, всего потрачено, средний расход, расход по нормам),

- контроль посещения контрольных точек,

- контроль механизмов различными датчиками,

- удаленная блокировка двигателя,

- контроль технического обслуживания,

- защита техники от кражи,

- ретрансляция данных в ЦОДД, АСУ ОДС, ДЖКХиБ и другие службы.

Вывод.

На фоне анализа месторождений Брянской области формируется значительный перечень объектов применения дорожно-строительных машин, которые обеспечивают развитие региона во многих отраслях. Для разработки карьеров необходима специальная техника и такие предприятия как, ЦМО СДМ и ООО "Амкодор-Брянск" производят ее в достаточном количестве и могут обеспечить регион не только техникой, но и полный объем работ по фирменному обслуживанию. Для обеспечения эффективной структуры фирменного обслуживания техники проанализирован спрос на нее в той или иной территории региона и выявлено, что Брянский и Клинцовские районы являются приоритетными для расположения центра сервисных услуг строительно-дорожной техники. Для формирования перечня услуг фирменного обслуживания рассмотрены виды работ по техническому обслуживанию и ремонту и даны рекомендации по созданию выездных мастерских, обеспечивающих логистику обслуживания техники по всей области с обеспечением минимизации расходов на создание центра. Развитие центра

2418

должно соответствовать современным тенденциям технического сервиса строительно-дорожной техники для продуктивной реализации в данном регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://exkavator.ru/articles/user/~id=1480 (дата обращения: 01.12.2022). - Россия;

2. Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://umg-sdm.com/catalog/ekskavatory-pogruzchiki/ (дата обращения: 01.12.2022). -Россия;

3. Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://амкодор-брянск.рф/o-kompanii/amkodor-bryansk.php (дата обращения: 01.12.2022). - Россия;

4. Официальный сайт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://school-science.ru/4/2/1628 (дата обращения: 01.12.2022). - Россия;

5. Локшин, Е.С. Эксплуатация подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин: учебник для высш. учеб. Заведений / Е.С. Локшин, Ф.Ю. Керимов, В.Я. Дворковой, А.В. Рубайлов, В.М. Коншин, Б.Н. Безрук, С.Ф. Головин, А.И. Грузинов. -М: Академия, 2007. -512 с;

6. Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин 12-8.2007, Москва: Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП), 2007.-64 с;

7. Керимов, Ф.Ю. Техническая эксплуатация строительных, коммунальных и дорожных машин, учебное пособие/ Ф.Ю. Керимов, Б.Н. Безрук.-Москва: МАДИ, 2003.- 168 с

2419

Yuzhakov P. V., Konshin V.A., Tagieva N.K.

Yuzhakov P.V.

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University

(Moscow, Russia)

Konshin V.A.

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University

(Moscow, Russia)

Tagieva N.K.

Moscow Automobile and Road Construction State Technical University

(Moscow, Russia)

DIRECTION OF SERVICE DEVELOPMENT

ROAD CONSTRUCTION MACHINES OF BRYANSK REGION

Abstract: this article analyzes the peculiarities of the Bryansk region from the point of view of creating maintenance services for construction and road vehicles, taking into account the peculiarities of the terrain, the presence of deposits and types of minerals. Manufacturers located in the region and the types of road construction equipment they produce are considered. An overview of the technical service systems of construction and road vehicles, including the essence of corporate service, is made, a list of works performed by this technique is considered, based on regional characteristics, the most rational location of the service center is proposed, which will ensure the development of the region in this direction..

Keywords: minerals, road construction, backhoe loader, Bryansk region, maintenance.

2420

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.