Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННАЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ'

СОВРЕМЕННАЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1236
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНАЯ ТЕХНИКА / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / РЕМОНТ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Глаголева С.В., Шорникова Т.П.

В статье рассматривается современная дорожно-строительная техника, а также виды, методы и формы организаций технического обслуживания и ремонта дорожных машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Глаголева С.В., Шорникова Т.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННАЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ»

УДК 621.8

Глаголева С.В.

старший преподаватель кафедры «Экономика автомобильного транспорта»

Московский автомобильно-дорожный государственный технический

университет (МАДИ) (Россия, г. Москва)

Шорникова Т.П.

магистрант кафедры «Дорожно-строительные машины»

Московский автомобильно-дорожный государственный технический

университет (МАДИ) (Россия, г. Москва)

СОВРЕМЕННАЯ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Аннотация: в статье рассматривается современная дорожно-строительная техника, а также виды, методы и формы организаций технического обслуживания и ремонта дорожных машин.

Ключевые слова: строительно-дорожная техника, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт, современные технологии.

Строительная и дорожная техника в плане организации ремонта и технического обслуживания существенно отличается от автомобильной. Главной особенностью является то, что большая часть работы выполняется службой поддержки на выезде. Кроме того, большое значение имеет сезонный фактор: в теплое время года устройства работают более интенсивно и запросов на обслуживание больше, зимой значительно меньше. Особенностью современных дорожно-строительных машин является сложность конструкции и

высокая производительность, которая будет возрастать в связи с ростом технологического развития. У сложных машин увеличивается вероятность неисправностей и простоев, обнаружение и устранение ошибок усложняется, а рабочая нагрузка, ресурсы и время для устранения неполадок увеличиваются. Современное состояние развития строительных технологий (включая дорожно -строительные компании) и компаний, производящих строительные материалы, предъявляет высокие требования к надежности оборудования и его эффективной и экономичной эксплуатации. Чтобы обеспечить требуемый уровень надежности, необходимо использовать новейшие инструменты и методы управления и настройки, а также комплексный подход к решению технических проблем.

Дорожное строительство немыслимо без машин, которые предназначены для частичной или полной автоматизации работ по расчистке территории, благоустройству территории города или деревни и строительству дорог. Современные дорожно-строительные машины нашли свое применение во многих промышленных областях. Их использование очень эффективно при проведении строительных работ, особенно при укладке полотна земли, устройстве разных зданий и дорожных конструкций. При строительстве дорог с участием дорожно-строительных машин устанавливаются автомобильные развязки, тротуары и площадки. Кроме того, такая техника идеально подходит для строительства подземных эстакад и тоннелей. Например, при строительстве дорог следующие задачи выполняются одна за другой: транспортировка, выравнивание песчаного слоя, подача гравия, цемента, воды, битумных и асфальтовых смесей, выравнивание слоев и уплотнение. Конечно, весь процесс выполнения различных видов дорожных работ может отличаться на некоторых этапах. Следует отметить, что в дорожном строительстве часто используется поточный метод, при котором все работы на местах выполняются специальным оборудованием, которое перемещается целым потоком вдоль дороги в четкой

последовательности [5,с.34]. В то же время отдельные участки могут иметь длину до 600 метров.

Спрос на дорожную технику обусловлен увеличением объемов строительства на разных уровнях, что необходимо при укладке дорожных покрытий, строительстве автомобильных дорог, дорожек, спортивных площадок, взлетно-посадочных полос и т.д. Существует много видов дорожной техники, каждая из которых имеет свое назначение, но есть универсальные машины, которые могут выполнять несколько задач. Специалисты помогут разобраться в изобилии предложений, подберут наиболее подходящее оборудование с учетом особенностей деятельности и задач, которые необходимо выполнить, чтобы не было лишних затрат.

К наиболее распространенным видам дорожно-строительной техники относят асфальтоукладчики, автогрейдеры, битумовозы, виброплиты, вибротрамбовки, экскаваторы, бульдозеры, машины для заделки ям, фрезы, а так же снегоуборочную технику и прочее оборудование, которое незаменимо при обычном уходе за дорожным покрытием. Например, при прокладке дороги, вибротрамбовка применяется для уплотнения дорожного покрытия, песка и грунта. При укладке смесей содержащих бетон используют виброплиту. Тем более не обойтись при ремонте дорог без автогрейдера, он применяется с начала работ и вплоть до их окончания. Возрастает и необходимость в дорожной технике при расчистке и вывозке снега или грязи.

Самые сложные дорожные работы в любых климатических условиях выполняет дорожно-строительная техника. Она используется на территории со сложным рельефом, в труднодоступных местах, на любой по сложности местности. Так, например, гидравлические экскаваторы и погрузчики необходимы для проведения земляных работ при рытье котлованов под фундамент, для дорожного строительства. Экскаваторы-погрузчики современных моделей имеют высокопроизводительную гидросистему, поэтому усилие на ковше достигает 67,8 кН [6]. Причем по параметрам обратной лопаты

соответствует колесному экскаватору, а по характеристикам погрузочного ковша - фронтальному погрузчику. Гидроцилиндр и внутренние поверхности защищены от повреждений.

Многофункциональность техники достигается использованием навесного оборудования. Так, например, тракторы кроме погрузочных и землеройных ковшей без зубьев, могут использовать дренажные ковши, профильные для рытья канав, планировочные с бульдозерным отвалом, фронтальные щетки, самосвальные кузова. Навесное оборудование широко применяется в сельском хозяйстве, лесозаготовках, на строительстве. В зимнее время работа с мерзлым грунтом возможна, если в наличии имеется гидромолот - сменный вид рабочего оборудования гидравлических экскаваторов и погрузчиков [6]. Он подключается к гидравлической системе экскаватора для работы с твердыми породами земли и при выламывании дорожных покрытий во время дорожно-транспортных работ.

Современная дорожная техника оснащена сложными механизмами и деталями, которые периодически могут выходить из строя, поэтому при какой-либо неисправности необходимо производить замену той или иной запчасти (фильтры, воздушные, масляные и гидравлические, зубья и коронки, всевозможные сборные двигатели, гидронасосы и ходовые части).

Если разбирать свойства крупной техники, то ее основной характеристикой можно назвать универсализацию, которая дает возможность осуществлять разного рода строительные работы. Дорожная техника малых размеров отличается более узкой специализацией, однако при конкретных условиях она становится незаменимой. Сегодня все виды дорожной техники постоянно усовершенствуются. При этом идет улучшение не только главных технических качеств и эксплуатационных показателей, но и модернизируется дизайн и эргономичность. Дорожная техника различного назначения в обязательном порядке должна соответствовать и предъявляемым к ней требованиям, т. к. условия, в которых приходится выполнять поставленные задачи, могут быть абсолютно разными. Соответственно, техника должна

отличаться высокой надежностью, выдерживать достаточно высокие нагрузки при, порой, весьма суровых условиях эксплуатации, в частности, в нашей стране, где климат меняется достаточно активно. Компании, у которых имеется большой опыт продаж специализированной техники, осуществляют и необходимое сервисное обслуживание, предоставляя гарантии на запчасти.

Для обеспечения надежности и работоспособности машин введена система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин (ГОСТ 18322-2016 применяется совместно с ГОСТ 27.002-2015) [1,2]. Согласно ГОСТ 18322-2016 под системой технического обслуживания и ремонта машин понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, т.е. машин[1]. Система технического обслуживания и ремонта включает пять основных подсистем: планирование, организацию, технологию, материально-техническое обеспечение и исполнителей. Мероприятия по поддержанию и восстановлению работоспособности машин, предусматриваемые системой технического обслуживания и ремонта, выполняют в плановом порядке. Поэтому эта система называется планово-предупредительной. Для поддержания работоспособности машин разрабатывается комплекс организационных, технических и технологических мероприятий, заключающийся в общем понятии - техническая эксплуатация машин. В техническую эксплуатацию машин включаются: обкатка машин после получения их от заводов-изготовителей или из капитального ремонта, техническое обслуживание, включая все виды технического обслуживания, диагностирование, ремонт, хранение.

Во время технического обслуживания подразумевается, что машины находятся в исправном состоянии, при этом обеспечивается низкая степень износа и предотвращается поломка. Основными видами обслуживания являются чистка и мойка машины, проверка, ремонт, регулировка и смазка топлива, включая диагностику. Благодаря своевременному и качественному выполнению

работ по техническому обслуживанию машин, они могут эксплуатироваться в течение длительного времени. Однако в результате постепенного износа отдельных элементов машины или всей машины наступает момент, когда их функциональность не может поддерживаться техническим обслуживанием, и требуется другая техническая мера - ремонт. Ремонт машины - это серия задач, направленных на восстановление работоспособности машин, которые сломались во время работы [3,с. 22].

Техническое обслуживание и ремонт составляют основу технической эксплуатации машин. Запланированные комплексы мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту машин объединяют в единую планово-предупредительную систему (ППС). Все меры, предусмотренные системой профилактического обслуживания и ремонта, должны выполняться по заранее установленному графику, с определенной периодичностью и в определенных количествах. Объем ремонтных работ на машинах зависит от их сложности, эксплуатационных характеристик, технического состояния и качества выполняемого ранее технического обслуживания. Перечень работ, выполняемых во время технического обслуживания, включая сезонное обслуживание, приведен в заводских инструкциях по эксплуатации машин. Периодичность технических обслуживаний и ремонтов машин и их элементов установлена в часах наработки, т.е. в количестве отработанных часов или объеме выполненных работ.

Сменное техническое обслуживание, которое проводится после завершения или перед началом работ, должно обеспечивать снижение скорости износа, обнаружение и предотвращение сбоев и неисправностей посредством своевременного выполнения процессов контроля и диагностики, ремонта, регулировки, смазки и заправки [4,с.5]. В состав ежесменного технического обслуживания входит контрольный осмотр и проверка работоспособности двигателя или двигателей, привода, шасси, рабочего органа, тормозов, органов управления, устройств подачи топлива и смазки, осветительных приборов,

сигнализаций, автоматики и др., а также операции по смазке механизмов машин. Время, требуемое водителями для этого типа обслуживания машины, учитывается в единых стандартах и ценах на основные строительные и дорожные работы.

В состав работ по периодическим техническим обслуживаниям в зависимости от сложности машин включаются все работы по ежесменному техническому обслуживанию, а также очистка, мойка, осмотр (ревизия), проверка и контроль с применением средств технического диагностирования состояния сборочных единиц, узлов, агрегатов, включая двигатели или другие виды приводов, приборы, канатно-блочную, гидравлическую и пневматическую системы, передачи, ходовую часть и машины в целом, крепления, а в случае износа - замена также деталей и сборочных единиц; регулировка механизмов и сборочных единиц (в зависимости от вида технического обслуживания); смазывание (согласно заводским таблицам смазки и инструкциям); заправка, замена (в зависимости от проработанного времени или при переводе машин для работы в весенне-летнем или осенне-зимнем сезоне) топлив, масел, охлаждающей жидкости, рабочей (гидравлической) жидкости для гидросистем и др.; опробование действия механизмов, рабочего оборудования, привода; обкатка машины.

Своевременное и качественное выполнение всех мероприятий, предусмотренных системой планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин, создает условия для обеспечения высокой степени технической готовности машин и создания при минимальных затратах надежных основ для высокопроизводительного их использования.

Применение инноваций в дорожном хозяйстве является одной из важнейших предпосылок развития дорожной отрасли. Это ключевой инструмент для снижения затрат и улучшения качества автодорог. Новые технологии становятся сегодня главной темой отраслевых форумов и семинаров. Эксперты из федеральных учреждений, исследовательских, подрядных и

производственных организаций обсуждают новейшие разработки и решения в области планирования, строительства, ремонта и обслуживания дорог. Полное использование инновационных материалов в дорожном строительстве возможно только при использовании современного дорожного оборудования, обладающего эксплуатационными характеристиками, благодаря которым возможно выполнять работы с максимальным качеством.

Дорожная техника позволяет значительно сократить трудовые и временные затраты и повысить производительность труда. С ее помощью успешно решаются различные сложные задачи по строительству многих объектов. В настоящее время объем строительства неуклонно растет, соответственно и повышается спрос на данную технику. Надлежащее выполнение технического обслуживания дорожно-строительной техники обеспечит ее долговременный срок эксплуатации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

ГОСТ 18322-2016 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения (с изм. от 12.09.2018г.). / - [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://docs.cntd.ru/(дата обращения 31.01.2020). ГОСТ 27.002-2015 Надежность в технике. Термины и определения. / -[Электронный ресурс] / Режим доступа:http://docs.cntd.ru/(дата обращения 31.01.2020).

Старостина Ж.А. «Проблемы развития российской строительно-дорожной техники»/ Международный научный обзор, №6(7). -2018, СС.20-23. / -[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (дата обращения 31.01.2020).

Научно-технический журнал «Строительные и дорожные машины» / Выпускающий редактор Будаева Е.Г. ООО «СДМ-Пресс», «Строительные и дорожные машины», №11. - 2019, СС.3-8.

Журнал «Основные Средства». / Изд. ООО «РИА «Россбизнес», №10.-2019, СС.34-42. / - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// os1.ru/ (дата обращения 31.01.2020).

Ведущий портал о строительной технике и оборудовании. / - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// exkavator.ru/ (дата обращения 31.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.