Научная статья на тему 'Влияние тарифной политики на состояние жилищного и коммунального обслуживания в системе городского хозяйства'

Влияние тарифной политики на состояние жилищного и коммунального обслуживания в системе городского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алферов В.Н.

Одной из главных составляющих в сфере деятельности муниципальных образований является жилищно-коммунальное хозяйство, представляющее собой многоплановый комплекс, состоящий из ряда сложных технических систем и при этом имеющий ярко выраженный социальный характер. Действующая в настоящее время система управления ЖКХ характеризуется рядом недостатков, без устранения которых невозможно добиться нормализации функционирования данной отрасли, повысить надёжность и качество жилищно-коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние тарифной политики на состояние жилищного и коммунального обслуживания в системе городского хозяйства»

Тарифы ЖКХ

влияние тарифной Политики на состояние жилищного и коммунального обслуживания в системе городского

хозяйства

в.н. алферов,

советник генерального директора оАо «объединение «вымпел», доцент кафедры антикризисного управления института повышения квалификации государственной службы

Одной из главных составляющих в сфере деятельности муниципальных образований является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), представляющее собой многоплановый комплекс, состоящий из ряда сложных технических систем и при этом имеющий ярко выраженный социальный характер.

Действующая в настоящее время система управления ЖКХ характеризуется рядом недостатков, без устранения которых невозможно добиться нормализации функционирования данной отрасли, повысить надежность и качество жилищно-коммунальных услуг.

Отметим, что жилищный фонд Российской Федерации составляет более 23 % всего воспроизводимого недвижимого имущества страны и насчитывает более 2,7 млрд кв. м общей площади, из них муниципальный фонд — 24,7 %, государственный фонд — 10,1 %, частный — 55 Износ жилых строений составляет:

не более 20 % — 7 239 строений (67,6 млн кв. м); не более 40 % — 17 738 строений (94,7 млн кв. м); до 60 % — 9 967 строений (23,4 млн кв. м); более 60 % — 4 409 строений (2,2 млн кв. м)2. В январе 2003 г. БТИ обнародованы данные по жилищному фонду г. Москвы, при этом количество строений с износом более 40 % составило 28 млн кв. м и имеет постоянную тенденцию к увеличению3.

1 Госкомстат России. Российский статистический ежегодник, 2002.

2 Руководство для мэра по организации городского хозяйства / Под общ. ред. П. Г. Грабового и Л. Н. Чернышова. М.: Реалпроект, 2004.

3 Там же.

Площадь зданий довоенной постройки, нуждающихся в капитальном ремонте, составляет 11,9 млн кв. м. В 5-этажном жилищном фонде находится 10 480 строений (37 млн кв. м). Из них подлежат сносу 1 354 строения в рамках реконструкции жилых домов первого периода индустриального домостроения. Без отселения жителей реконструируется 3 843 дома (14 млн кв. м). Еще 5 303 строения (17,8 млн кв. м) реконструируется с частичным отселением жителей4.

За этими сухими цифрами о жилищном фонде России и г. Москвы скрывается серьезная социальная проблема, известная с давних пор как «жилищный вопрос», которая до сих пор не получила своего разрешения.

В жилищно-коммунальном хозяйстве наблюдаются три узких места: тарифы, не финансируемые из бюджета льготы и жилищные субсидии.

В свое время в ходе массовой приватизации государственной собственности даже не ставилась задача передать обязанности, вытекающие из права собственности на жилые дома, самим жильцам, что привело к исчезновению «хозяйского отношения» к дому и домовладению в целом. А это — и ремонт, и эксплуатация, и амортизация, и страхование, т. е. все то, что является обременением собственности на недвижимость. Выход может быть найден только на основе экономической заинтересованности в объединении собственников жилья.

Также одним из ключевых вопросов является проблема реструктурирования задолженности предприятий ЖКХ. На конец 2005 г. величина дебиторской задолженности достигла 179,2 млрд

4 Строительный мир. Новости. www. stroi. го/news/.

руб. и увеличилась по сравнению с 2004 г. на 6,8 %; кредиторская задолженность составила 269,7 млрд руб. и увеличилась по сравнению с 2004 г. на 7,5 %. Просроченная задолженность за потребленные в 2005 г. услуги всех типов организациями, финансируемыми из федерального бюджета, составляет 5,4 млрд руб. против 7,6 млрд руб. в 2004 г.5

Кредиторская задолженность предприятий и организаций ЖКХ в настоящее время составляет 295,2 млрд руб. (в том числе около 60 % составляет просроченная задолженность). Более 50 % от суммарной кредиторской задолженности составляют долги поставщикам ресурсов.

В последние годы наметилась тенденция роста задолженности предприятий и организаций ЖКХ по платежам в бюджеты всех уровней. Основной причиной роста кредиторской задолженности является неудовлетворительное финансово-экономическое положение предприятий и организаций ЖКХ6.

Огромные объемы накопленной задолженности являются существенным препятствием на пути реформирования и модернизации ЖКХ прежде всего в части демонополизации и развития конкуренции на рынке ЖКУ.

Объем предоставленных по тарифным ставкам коммунальных услуг населению, по данным за 2005 г., составил 554 млрд руб. и увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2004 г. Из этой суммы население оплатило только 292 млрд руб., или 52,8 %, по сравнению с 170,6 млрд руб. (47,4 %) в 2004 г. Бюджетные ассигнования на покрытие расходов выделены в размере 202,5 млрд руб., или 36,5 %, при 129,1 млрд руб. (35,9 %) в 2004 г. Таким образом, объем недофинансирования в 2005 г. составил 59 млрд руб. (10,7 %), в то время как в 2004 г аналогичные показатели составляли 60,3 млрд руб. (16,8 %)7.

Функциональные различия и направленность коммунальных услуг определяют и различия в их оплате. Нет необходимости конкретизировать по оплате освещенность улиц или площадей, водо-потребление при мойке улиц и поливке зеленых насаждений или ливневую канализацию. Здесь в полной мере проявляется неделимость и неис-ключаемость общественных благ, в виде которых выступают коммунальные услуги.

Другое дело, когда коммунальные услуги достигают своего конкретного потребителя: обще-

5 Госкомстат России. Российский статистический ежегодник, 2006.

6 Эффективное антикризисное управление. 2006. № 38 — 39.

7 Госкомстат России. Российский статистический ежегодник, 2006.

ственного, производственного здания или домовладения, который, в свою очередь, может состоять из индивидуальных потребителей — обособленных помещений или квартир. На этом этапе услуга перестает быть общественным благом и превращается в делимый и исключаемый товар (услугу), объект купли-продажи.

Именно для второго и третьего видов тарифная политика и расчет норм потребления услуг должны измениться коренным образом, и основой этих изменений должны стать инструментальные методы контроля и измерения объема и качества произведенной и потребленной коммунальной услуги.

С физической точки зрения здание или помещение в нем представляют собой некий объем, изолированный от окружающей среды, но связанный с ней входом и выходом для поддержания необходимых комфортных условий (параметров) проживания, отличных от аналогичных условий (параметров) в окружающей среде. Такая система (ограниченный объем — окружающая среда) предполагает возможность управления параметрами в объеме в зависимости от их изменений в окружающей среде.

Анализ работ, посвященных нормированию, тарифам и ценообразованию в сфере коммунальных услуг8, позволяет сделать вывод, что они во многом носят эмпирический, познавательный характер, отражающий социально-политическую обстановку в стране, что представляется преждевременным, тогда как у производителя основные фонды изношены на 60 % и до 30 % энергии теряется в трубопроводах9. Считается, что фактический провал реформирования жилищно-коммунального хозяйства обусловлен недооценкой значения трубопроводов в системе жизнеобеспечения страны. По данным журнала «Коммунальный комплекс России», в «дырявых» сетях теряется до 30 % перекачиваемой воды, что при себестоимости одного кубометра воды 30 руб. составляет объемы ежегодных потерь на сумму 840 млрд руб., т. е. сумму, сравнимую со стоимостью основных фондов всего коммунального хозяйства (880 млрд руб.)10. Внутренняя поверхность у 70 % трубопроводов настолько «заросла», что на перекачку воды расходуется около половины электроэнергии, потребляемой в целом отраслью.

В то время как нормирование и тарифы должны являться производной функцией от стоимости

8 Коммунальный комплекс России. 2004. № 1.

9 Там же.

10 Коммунальный комплекс России. 2004. № 1.

производства и доставки услуг конкретному потребителю. При этом необходимо учитывать, что любое производство товарной продукции может существовать только в том случае, если оно создает прибавочную стоимость. Стоимость услуг может быть планируемой величиной, часть которой составляет прибыль предприятия, но реально она приобретает материальное выражение только тогда, когда произведенный товар (услуга) находит своего платежеспособного потребителя. Только после этого можно говорить о рентабельности производства товара (услуги).

Производство и продажа коммунальных услуг, помимо общих экономических законов, вынужденно подчиняется и конкретной социально-политической обстановке в обществе, где востребованы конкретный набор и качество коммунальных услуг.

Так, в 20-е гг. прошлого века жилье по оплате и коммунальным услугам было разделено на четыре категории.

первая (коэффициент оплаты 0,75) — жилье без уборных в квартире, с высотой потолков до 3,1 м, без особых удобств (т. е. без ванны, общего телефона, лифта и т. п.) и без водопровода.

вторая (коэффициент оплаты 0,85) — при тех же условия, но с водопроводом.

третья (коэффициент оплаты 1,0) — с водопроводом, канализацией, но без особых удобств, указанных для первой категории.

Четвертая (коэффициент оплаты 1,1) — с водопроводом и канализацией, с высотой потолков больше 3,1 м и с особыми условиями, т. е. с уборной в квартире, ванной, телефоном и т. п.

После Великой Отечественной войны оплата по категорийности помещений остается, но в них уже присутствуют такие новые признаки, как жилой дом со всеми удобствами, с наличием лифта и мусоропровода, а также с показателем износа здания (больше или меньше 60 %). Появившиеся в 1960-е гг. совмещенные ванна и туалет, а также высота потолков 2,4 м влияния на оплату помещений не оказали, хотя существенно снизили уровень комфортности квартиры.

В настоящее время в обществе обсуждаются предложения по введению градации жилищ на три категории по признаку комфортности и социально-имущественному положению потребителя11.

Первый. Стандартный набор квартир в типовых домах с предоставлением платных услуг, предусмотренных нормативами, т. е. обязательный. Это

11 Вестник. 2004. № 1. (Академия строительства и ЖКХ России).

жилищно-коммунальные услуги, общей чертой которых является недостаточный уровень комфортности социального жилья, доступного для оплаты малообеспеченной категорией граждан.

Второй. Услуги по созданию комфорта в домах, построенных по проектам улучшенных, но типовых серий. Эта категория рассчитана на обеспечение потребностей достаточно обеспеченной группы граждан, имеющих возможность создать в квартире дополнительный комфорт — установку нового сантехнического оборудования, двойных дверей, замену окон и т. д.

Третий. Элитарные услуги. Эта категория соответствует удовлетворению потребностей самой обеспеченной группы населения, имеющей возможность создать для семьи наилучшие жилищные условия и поддерживать их на высоком европейском уровне.

Такие требования включают потребность в индивидуальной планировке квартиры, благоустройство по европейскому стандарту, сигнализацию, охрану квартиры и территории и другие «излишества».

Соответственно изменятся и варианты тарифных схем оплаты:

Тбаз — тариф на минимально необходимый набор стандартных услуг;

Т1 — тариф на дополнительный комплекс услуг, обеспечивающий оптимальную комфортность проживания как собственников, так и нанимателей жилья в домах с улучшенной планировкой;

Т2 — оплата услуг, обеспечивающая максимальную удовлетворенность разнообразных (индивидуальных) потребностей собственников жилья на основе договорных отношений с управляющей компанией.

Развитие информационных технологий в постиндустриальном обществе, несомненно, окажет свое влияние и на сферу производства коммунальных услуг.

Алгоритм ценообразования можно выразить в виде следующих составляющих:

— стоимость исходных материалов и оборудования (основных средств),

— стоимость труда,

— издержки производства,

— налоговые и иные фискальные отчисления,

— затраты на воспроизводство и амортизацию оборудования,

— затраты на охрану труда и социальное обслуживание работников,

— чистая прибыль.

Отдельные составляющие в этой схеме могут иметь различный удельный вес. Особо подчеркнем, что экономически обоснованные фактические затраты производителя не должны подвергаться никакому давлению со стороны государственных органов власти.

Это подтверждается отечественными научными публикациями, которые не ставят под сомнение затратность производства коммунальных услуг, приводя цифровые данные, многие указывают на крайне расточительный расход и потребление воды, тепловой и электрической энергии, на критическую изношенность основных фондов производителей, определяют пути выхода из сложившейся ситуации, но не находят законодательной поддержки своих инициатив.

Представляется, что в действующих в настоящее время нормах и правилах определения нормативов по оплате коммунальных услуг проектные показатели по домовладению должны быть заменены на их реальные натурные измерения, которые должны производиться на стадии приемки здания в эксплуатацию, а затем периодически проверяться организацией, ответственной за содержание и эксплуатацию объекта. Вместо норматива потребления услуги (так называемый взаиморасчет, одинаковый для всех потребителей региона) должны быть введены усредненные по региону величины оплаты за одну физическую единицу коммунальной услуги (кВт/ч, Гкал, куб. м., кв. м.) с учетом ее доставки потребителю. И все это вместе должно оплачиваться как фактическое эксплуатационное потребление. Но здесь возникает проблема пара-метрирования заданного объема, которым может быть и домовладение в целом, и отдельные обособленные помещения (квартира, офис, подвал и т. п.), имеющие ответственного платежеспособного потребителя.

В качестве примера можно привести данные по одному из домов ДЕЗа «Нижегородский» в г. Москве, полученные в результате выполнения мероприятий в рамках проекта ТАСИС, который предусматривал установку приборов учета расхода горячей и холодной воды на входе в квартиру. Результат эксперимента свидетельствует, что экономия по оплате холодной и горячей воды по фактическому потреблению наступает спустя 2 — 3 года после окупаемости за счет экономии средств, затраченных на приобретение и установку приборов контроля.

Мэр г. Москвы Ю. М. Лужков в феврале 2003 г. предлагал изменить систему оплаты обслуживания

жилья для повышения его качества и выступает за создание конкурентной среды в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. «В настоящее время город оплачивает 54-55 % стоимости обслуживания жилья, и эти деньги перечисляются напрямую ДЕЗам, которые считают их своей «хлебной надбавкой» и забирают себе». В связи с этим Ю. М. Лужков предложил ввести адресные дотации и переводить деньги на обслуживание жилья непосредственно жителям, объединившимся в ТСЖ, которые сами будут решать, кому платить за обслуживание12.

В коммунальном обслуживании домовладения большую роль играет эффективное использование энергоносителей. Так, в Финляндии жилые здания имеют высококачественную теплоизоляцию, что позволяет значительно снизить энергопотребление. В комбинированном энерго- и теплоснабжения КПД энергопотребления достигает 80 — 90 %, что является весьма высоким показателем.

Спорным вопросом остается ответственность за внедрение ресурсосберегающих технологий транспортировки продукта (услуги) к потребителю. По правилам расчета затрат на производство и реализацию продукции расходы по транспортировке товара входят в стоимость товара и уже в процессе ценообразования оказывают влияние на его конкурентоспособность.

Практика показала, что монополизм не приемлет никаких действий, снижающих доходность производства и сбыта продукции. Одной из «уступок монополизму» в рыночных условиях является бюджетное дотирование сферы коммунального обслуживания, которое, по сути, стало ширмой для оправдания бесхозяйственности.

Коммунальное хозяйство и услуги, им производимые, хотя и носят характер общественных благ, должны иметь в условиях рынка экономическую основу, опирающуюся на современную производственную базу.

Собственники и наниматели жилищного фонда как потребители производимых коммунальных услуг и материальных ценностей в виде жилищ не должны пользоваться ими как общественным благом, они должны их оплачивать, как любые другие жизненно необходимые товары и услуги. Оплата услуг в муниципальном и социальном жилищном фонде с их минимальным набором должна быть минимальной. В то время как оплата жилищных и коммунальных услуг, обеспечивающих повышен-

12 Вестник. 2004. № 1. (Академия строительства и ЖКХ России).

ную комфортность жилища, должна носить строго договорной характер с управляющей компанией или непосредственно с поставщиком.

Из этого следует вывод, что жилищно-коммунальные услуги являются экономической категорией в гражданском обороте товаров (услуг) и должны оплачиваться потребителем в полном объеме. Конституционное право на жилище еще не означает его бесплатности, даже в случае предоставления по договору социального найма. Число нанимателей такого жилья должно быть ограничено определенными требованиями, после удовлетворения которых они приобретают право на социальные льготы и дотацию по оплате услуг. Для всех других категорий граждан, проживающих в жилищном фонде, коммунальные услуги как товар должны оплачиваться по утвержденным тарифам для соответствующей категории жилья повышенной комфортности.

В результате анализа установлено, что жилищное и коммунальное обслуживание в системе городского хозяйства выполняет общественно-со-

циальные функции, которые по видам услуг могут быть разделены на три категории:

• услуги, предназначенные не только для потребителей, проживающих в городе, но и для деловых партнеров города, что предопределяет их общественный характер, и обеспечение которыми является прямой обязанностью городской (муниципальной) администрации, заинтересованной в развитии территории;

• услуги, направленные на жизнеобеспечение конкретного домовладения, общественного или производственного здания и характеризующие комфортность и привлекательность конкретного объекта;

• услуги, предназначенные для жизнеобеспечения конкретной квартиры или обособленного помещения, имеющие характер индивидуального потребления.

На этой основе должны осуществляться нормирование и тарифно-ценовое регулирование, а также управление и эксплуатация объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»

Мы гарантируем Вам:

^ Оперативное размещение ^ Гибкую систему скидок ^ Индивидуальный подход ^ Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: ^ Самые низкие цены

^ Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ ^ Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки ^ Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@financepress.ru

(495)621-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.