Научная статья на тему 'Актуальные проблемы в реформировании сферы ЖКУ России на современном этапе'

Актуальные проблемы в реформировании сферы ЖКУ России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА / УСЛУГИ / ТАРИФЫ / КОММУНАЛЬНОЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДОХОДЫ / REFORM / SERVICES / RATES / UTILITIES / LAW / REVENUE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шулик К. А.

В статье отражены направления реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, основные проблемы, связанные с формированием тарифов на соответствующие услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues in reform sphere HUS Russia today

The article reflects the direction of reforming the housing and communal services, the main problems associated with the formation of tariffs for these services.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы в реформировании сферы ЖКУ России на современном этапе»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕФОРМИРОВАНИИ СФЕРЫ ЖКУ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ШУЛИК К.А.,

аспирант,

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса,

Шахты Ростовской обл., ул. Шевченко, 147

В статье отражены направления реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, основные проблемы, связанные с формированием тарифов на соответствующие услуги.

Ключевые слова: реформа; услуги; тарифы; коммунальное; законодательство; доходы.

The article reflects the direction of reforming the housing and communal services, the main problems associated with the formation of tariffs for these services. Key words: reform; services; rates; utilities; law; revenue

Коды классификатора JEL: L97.

Преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, начатые еще в 1993 г., носят перманентный характер и до настоящего времени не назначен период завершения и не определен критерий их завершения. Реформа — это преобразования, обеспечивающие адаптацию сферы жилищно-коммунальных услуг к условиям рыночной экономики. Совершенно ясно, что оценивать весьма многоплановый процесс необходимо по социальным результатам.

Создание технических, организационных, правовых предпосылок повышения качества обслуживания должно найти свое завершение в ощутимых потребителями результатах.

Только в этом случае большая часть населения поддержит и обеспечит ускорение перехода к полной оплате услуг, а завершение такого перехода в ближайшее время — объективная необходимость. В противном случае не миновать серии нарастающих коммунальных аварий и катастроф, вызванных постоянным недофинансированием и, как следствие, «недоремонтом» сетей, сооружений и оборудования.

Институциональные преобразования в сфере жилищно-коммунальных услуг являются главным аспектом реформ, проводимых на настоящем этапе. Структура органов управления, организационноправовая форма хозяйствующих субъектов, их взаимоотношения между собой и с потребителями — все то, что характеризует действующие в сфере ЖКХ институты, не получило достаточного развития.

Если в начале и середине 90-х гг. значительное число организаций водо- и энергоснабжения (наиболее технически оснащенных) активно акционировалось, то сейчас их подавляющее большинство имеет статус муниципальных унитарных. Как для развития системы коммунального обслуживания, так и для построения эффективной системы управления и взаимодействия с потребителями крайне необходимо более широкое использование корпоративных форм организации.

Другой аспект институциональных преобразований — развитие системы управления ЖКХ на основе отношений заказчика и подрядчика. Служба заказчика стала предметом ожесточенных споров о том, является ли она инструментом рыночного регулирования. В ряде регионов службы заказчика нашли свое место в системе управления. Именно выражение интересов жителей всего населенного пункта независимо от вида собственности жилищного фонда и предприятий, предоставляющих им коммунальные услуги, — задача специфической для ЖКХ формы муниципального заказа.

Участие бюджета в финансировании развития ЖКХ и выплате жилищных субсидий (которое останется и после перехода к полной оплате услуг населением) позволяет городу диктовать условия коммунальным предприятиям — естественным монополистам.

Такая схема более соответствует рациональным методам регулирования предприятий, доминирующих на локальных товарных рынках, чем директивное вмешательство в оперативную деятельность муниципальных унитарных предприятий.

© К.А. Шулик, 2010

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

74

К.А. ШУЛИК

До сих пор не принят закон о жилищно-коммунальном хозяйстве, затягивается утверждение новых Правил предоставления жилищно-коммунальных услуг, регламентирующих права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования, органов управления и потребителей услуг.

Перечень коммунальных услуг четко не очерчен, что вызывает не только теоретические, но и чисто прикладные проблемы, например, при определении жилищных субсидий, стандартов предельных платежей за жилищно-коммунальные услуги.

В связи с этим на муниципальном уровне при формировании муниципального заказа и определении экономически обоснованных тарифов необходимо четко определять, какой объем и каких именно функций должен выполнять при установленном уровне финансирования. В противном случае полностью теряет смысл термин «экономически обоснованный тариф».

Отсутствие ясного методического понимания технологии формирования коммунальных тарифов привело к тому, что на аналогичных коммунальных предприятиях существует более чем 10-кратный разброс тарифов. Для устранения этого недостатка необходимо разработать и утвердить в каждом субъекте Федерации Правила предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Переход к рынку жилья принципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономических отношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведением радикальных преобразований не только в области обмена, производства и потребления, но и в жилищной сфере.

Большая советская энциклопедия дает следующее определение коммунальному хозяйству. Коммунальное хозяйство — совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселков и сел; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.

Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию и другие сооружения коммунального назначения. Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

В настоящее время коммунальное хозяйство России включает следующие элементы.

Санитарно-технические предприятия — водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населенных мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения. Транспортные предприятия — городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулеры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения. Энергетические предприятия — электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции; газовые заводы, обслуживающие населенные пункты.

Кроме того, к сооружениям внешнего благоустройства населенных мест, которые входят в состав коммунального хозяйства, относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления; зеленые насаждения общего пользования, уличное освещение.

Анализ многолетнего опыта строительства и эксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностью показал, что государство не способно осуществлять эти задачи. Главная причина, которая действовала постоянно, — недостаток материальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья.

Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным, поскольку получаемая с нанимателей квартирная плата была «самой низкой в мире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактически содержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромных дотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжелым бременем на бюджеты муниципальных образований.

Результатом нерешенности проблем, препятствующих устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований, является кризис жилищно-коммунального хозяйства. Изношенность основных фондов, устаревшие технологии и оборудование, задолженности и банкротство муниципальных предприятий, замораживание жилищного строительства — и это только часть проблем.

На наш взгляд, сегодня существует противоречивая ситуация в работе коммунальных служб: в настоящее время ими осуществляется практика перекрестного субсидирования — часть издержек по оказанию услуг одной группы потребителей (населения) перекладывается на другую группу (предприятия, организации). Повышение тарифов для населения должно предполагать их снижение для других групп потребителей коммунальных услуг.

В настоящее время такая постановка дела в целом свидетельствует о непонимании различия между квартирной платой (рентой) и эксплуатационными расходами на здание, в котором находится квартира.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РЕФОРМИРОВАНИИ СФЕРЫ ЖКУ РОССИИ.

75

В частности, эксплуатационные расходы на содержание ветхого жилого фонда и общежитий (с относительно более высокой плотностью проживающих на один квадратный метр общей площади здания) значительно выше, чем издержки на содержание нового жилого фонда повышенной комфортности.

Соответственно, размер платы за проживание на «квадратном метре» общежития оказывается в несколько раз выше, чем за аналогичную площадь обычных благоустроенных квартир, а в последних, соответственно, выше, чем в квартирах «элитного» жилого фонда. Тем не менее, квартирная, арендная плата представляют собой ренту (или, точнее, квазиренту) домовладельца. Размер последней регулируется другими причинами; она напрямую не связана ни с эксплуатационными расходами здания, ни со стоимостью его строительства.

Отсутствие домовладельцев в данной схеме регулирования услуг жилого фонда не означает, естественно, ликвидации рентных доходов, обусловленных местоположением, различным уровнем комфортности жилья. Однако теперь эти доходы присваиваются жильцами, причем в неявной форме. Это вызывает ряд важных и не совсем очевидных последствий, которые выявляются лишь в долгосрочной перспективе.

Во-первых, отсутствие явных, учитываемых непосредственно в денежном выражении рентных доходов сужает налоговую базу города. Более того, доходная статья городского бюджета (доходы от сдачи муниципального имущества в аренду) превращается в расходную: даже после успешной реализации жилищно-коммунальной реформы капитальный ремонт зданий жилого фонда придется так или иначе осуществлять за счет бюджетных средств.

Во-вторых, кроме проблемы капитального ремонта возникает и проблема нового жилищного строительства и (или) реконструкции старого жилого фонда. Остановить процесс ветшания жилья и одновременно продолжать новое строительство становится невозможным: высокие объемы жилищного строительства рано или поздно приводят к таким же высоким объемам выбытия жилья в ветхий жилой фонд.

Прогрессирующее образование городских трущоб становится неизбежным. Даже если рента была установлена хотя бы на уровне амортизационных отчислений на реновацию централизуемые средства позволяли бы осуществлять новое строительство и не расселять жильцов в ветшающие дома.

В данной же ситуации жилье превращается из воспроизводящегося капитала в исключительно потребительское благо с длительным сроком пользования. Само по себе это не вызывает возражений, особенно в случае индивидуального дома (коттеджа), однако дело в том, что при таком механизме включения жилого фонда в рыночный обмен этот фонд не может стать капиталом, то есть фактически не может приносить прибыль своему владельцу. Отсюда вывод: становятся невозможными и инвестиции в жилищное строительство, поскольку речь идет о приобретении лишь потребительских благ; соответственно, невозможно и кредитование этого процесса (если не брать в расчет относительно узкую сферу потребительского кредита). В результате снижается общий объем инвестиций, что сказывается и на темпах экономического роста в стране в целом.

Сложившаяся ситуация значительно снижает мобильность рынка рабочей силы, поскольку в целом квартирная плата по-прежнему не входит в цену труда. Высокая арендная плата, сопутствующая небольшому по объему рынку жилых квартир, предлагаемых, в основном, индивидуальными собственниками приватизированного жилья и посредниками, существенно затрудняет миграцию. Усугубляются территориальные диспропорции, что также отрицательно сказывается на экономическом росте. Города, особенно малые, превращаются в своеобразную «ловушку для безработных». Таким образом, основные меры предлагаемой жилищно-коммунальной реформы свидетельствуют лишь о желании освободить государственный и местные бюджеты от части расходов, но отнюдь не решают основных проблем в данной сфере.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.