Научная статья на тему 'современное состояние и перспективы реформирования жкх ставропольского края'

современное состояние и перспективы реформирования жкх ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «современное состояние и перспективы реформирования жкх ставропольского края»

© 2003 г. Г.П. Петропавлова

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Права и гарантии граждан, провозглашенные Конституцией и другими законодательными актами РФ, государство реализует посредством осуществления системы мер, направленных на выравнивание жизненного уровня населения на территории всей страны. Важнейшим ее элементом выступает организация эффективной работы системы ЖКХ.

Изменившиеся потребности населения наряду с коренными преобразованиями в организации хозяйствования в условиях рыночных отношений обусловили необходимость разработки в 1997 г. Федеральной программы реформирования ЖКХ, учитывающей произошедшие изменения в формах собственности жилья и подходов в организации финансирования деятельности его предприятий. Для ее реализации, а также обеспечения социальной стабильности на период осуществления в Ставропольском крае была разработана соответствующая региональная программа [1,2].

В Ставропольском крае ЖКХ представляет собой важную отрасль территориальной инфраструктуры, о чем свидетельствуют данные динамики доли жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) в общем объеме платных услуг населению (табл. 1) [3 - 5]. В 2001 г. их доля была на 5 % выше сложившегося уровня в начале проводимых реформ. Причинами этих изменений стали такие факторы, как величина доходов и структура расходов населения края, индекс потребительских цен на потребляемые ресурсы, уровень дотационности ЖКУ из бюджета, обеспеченность жильем и всеми видами коммунальных услуг и ДР-

Таблица 1

Доля ЖКУ в объеме оказанных платных услуг населению Ставропольского края (1996 - 2001 гг.)

Показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2001 в % к 1996

Объем платных услуг, оказанных предприятиями ЖКХ, млн р. 509,4 812,8 1056,8 1432,8 1817,0 2110,4 414,3

Доля услуг ЖКХ в общем объеме платных услуг, % 14,3 17,9 23,4 20,1 17,6 19,3 X

Объем платных услуг на душу населения, р. 190,8 303,5 393,5 532,3 676,2 725,4 380,2

Однако динамика физического объема ЖКУ отражает развитие и других процессов (табл. 2) [3-5].

Таблица 2

Объем предоставленных коммунальных услуг ЖКХ Ставропольского края (1996 - 2001 гг.)

Показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2001 в % к 1996

Отпуск воды водопроводами, тыс.м3 240669 223539 248881 232302 226864,1 200315,3 83,2

В том числе населению 145263 142197 160099 146371,1 159863,7 149845,6 103,2

прочим потребителям 95406 81342 82093 85930,6 67000,4 50469,7 52,8

Пропуск сточных вод, тыс. м3 149227 143720 147204 133892,2 138262,0 126486,2 84,7

В том числе от населения 99633 98903 98970 92839,4 99059,1 93942,9 94,3

прочих потребителей 49594 44817 48121 40814,8 33859,8 32543,3 65,6

Реализация электроэнергии, тыс. кВт/ч 2146483 2047284 2046858 2114771,8 2186363 2253199,5 104,9

В том числе населению 862576 895014 880030 937517,4 983726,6 999805,6 115,9

прочим потребителям 1283907 1152270 1166828 1162954,6 1202636,4 1253393,7 97,6

Реализация теплоэнергии, тыс. Гкал 4722,1 5435,0 4534,8 4736,4 4587,9 4289,1 90,8

В том числе населению 3145,9 3902,7 3209,7 3338,8 3140,8 2881,3 91,6

прочим потребителям 1576,2 1532,3 1325,1 1397,7 1447,1 1407,8 89,3

Количество проживающих во всем жилфонде, тыс. чел. 705,4 707,9 709 718,4 719,5 721,3 102,3

Так, за анализируемый период на фоне роста количества проживающего в жилфонде населения на 15,9 тыс. чел. потребление почти всех видов ресурсов сократилось. Отпуск воды снизился на 16,8, пропуск сточных вод - на 15,3; потребление теплоэнергии - на 9,2 %, При этом потребление электроэнергии увеличилось на 104,9 %. Основной причиной общего сокращения потребления по всем видам ресурсов выступают опережающие темпы сокращения объемов промышленного потребления ЖКУ по сравнению с их бытовым потреблением.

Например, потребление отпущенной воды населением возросло на 103,2 %, а в промышленности отмечается его сокращение на 47,2 %. По сточным водам отмечена следующая ситуация: снижение потребления населением на 5,7, а промышленностью - на 34,4 %; количества потребленной теплоэнергии первым - на 8,4, второй - на 10,7 %.

Увеличение объемов потребления ЖКУ со стороны населения было связано, прежде всего, с увеличением жилищного фонда и уровня его благоустройства (табл. 3) [3-5].

Таблица 3

Жилищный фонд Ставропольского края (1996 - 2001 гг.)

Абсолютное

Наименование 1996 1997 1998 1999 2000 2001 отклонение 2001 от 1996

Жилищный фонд - всего, млн м2 47,0 47,2 47,7 49,1 49,2 50,3 3,3

В том числе в местности: городской сельской 25.5 21.5 25,5 21,7 25,6 22,1 28,3 20,8 28,4 20,8 29.6 20.7 4,1 0,8

Средняя обеспеченность

населения жильем, м2 на 17,8 17,8 17,9 18,4 18,6 18,9 1,1

одного жителя

В том числе в местности: городской сельской 18,0 17,5 17,9 17,6. 18,0 17,9 19,2 17,4 19,4 17,8 19,7 17,9 1,7 0,4

Из данных табл. 3 видно, что за последние шесть лет в Ставропольском крае прирост жилого фонда составил 3,3 млн м2, что позволило повысить уровень обеспеченности населения края жильем в расчете на одного жителя в городской местности на 1,7 ив сельской местности - на 0,4 м2 , на долю которого в 2001 г. пришлось в городах 19,7 и в сельской местности - 17,9 м2. Однако достигнутый уровень пока еще ниже среднероссийских показателей.

Вместе с тем на основе данных табл. 4 можно проанализировать другую динамику строительства готового жилья и его характеристик [3 - 5]. Согласно этим данным, общее число сданных в эксплуатацию квартир снизилось на 38,6 %. При этом общая площадь вводимого жилья сократилась на 30,8 % вследствие уменьшения объемов строительства, прежде всего, за счет государственного и муниципального финансирования. Довольно существенным оказалось и сокращение строительства за счет частных сбережений граждан (22,7 %). Доля финансирования из других источников пока остается достаточно низкой.

На фоне снижения объемов деятельности ЖКХ одновременно отмечается рост стоимости используемых в этой сфере основных средств (за анализируемый период он составил 124,2 %, износ увеличился с 38,5 до 48,7 %) и численности занятых в этой сфере работников на 7 222 чел. Уровень среднемесячной оплаты труда работников здесь в 2001 г. составлял величину, примерно равную прожиточному

минимуму в крае. Задолженность же по заработной плате росла меньшими темпами, чем оплата труда.

Таблица 4

Число построенных квартир за счет средств всех источников _________финансирования и их средний размер (1996 - 2001 гг.)______

Показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2001,% к 1996

Число квартир (включая квартиры в общежитиях) 8987 9081 7770 7806 6471 5519 61,4

Средний размер, м2 общей площади 91 90,8 94,8 99,8 103,2 102,5 112,6

Из них по видам квартир (без общежитий): однокомнатные двухкомнатные трехкомнатные четырехкомнатные и более 731 2091 32102 955 799 2097 32112 974 765 18542 35427 97 742 1648 24302 986 823 1208 18762 564 821 931 15892 178 112,3 44.5 49.5 73,7

На основании данных табл. 5 можно сделать выводы о состоянии развития предприятий системы ЖКХ [3 - 5]. Их число увеличилось на 145, возросли и объемы инвестиций в эту систему, хотя их доля в общем объеме инвестиций снизилась на 18,4 %. Приходится констатировать, что из низкорентабельной отрасли ЖКХ перешло в категорию постоянно убыточной, причем объемы убытков имеют тенденцию к нарастанию.

Повышается и доля предприятий ЖКХ, работающих с убытками (в 2001 г. они составляли 48,4 % от общего числа). Все это происходит на фоне снижения доли расходов консолидированного бюджета края на функционирование ЖКХ (в 2002 г. в связи с постигшим край наводнением ситуация изменилась). Более всего ответственны за наращивание убытков предприятий в этой сфере деятельности государственные и муниципальные предприятия, осуществляющие ЖКУ (табл. 6) [3-5].

Таблица 5

Характеристика уровня развития предприятий ЖКХ (1996 - 2001гг.)

Наименование 1996 1997 1998 1999 2000 2001 Абсолютное отклонение 2001 от 1996

Общее количество предприятий 436 483 492 531 568 581 145

Инвестиции в основной капитал ЖКХ: всего, млн р. % от общего объема инвестиций в крае 1222,2 32,6 1193,3 29,5 1377,9 32,4 1966,4 27,6 2391,0 15,0 2565,4 14,2 1343,2 18,4

Сальдированный финансовый результат деятельности организаций ЖКХ, млн р. 12,4 82,7 -79,0 -133,0 -88,6 -233,7 -246,1

Рентабельность (убыточность) оказания услуг, % -12,7 -7,0 -10,8 -9,7 -И,7 -15,6 -2,9

Удельный вес убыточных предприятий, % 44,9 45,5 48,8 46,5 40,6 48,4 3,5

Расходы из консолидированного бюджета края, направляемые на функционирование ЖКХ, % от общей суммы расходов 18,7 16,3 16,9 14,2 18,1 16,0 -2,7

Таблица 6

Финансовые результаты работы ЖКХ (1996 - 2001 гг.), тыс. р.

Показатель 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2001 к 1996

Доходы 1561406 1769681 1740719 1993130 2617517 4069686 2,61

Расходы 1801314 2060002 2101587,6 2283666 2924001,1 4457096 2,47

Убыток (-) -239908 -290321 -360868,6 -290536 -309484 -387410 1,62

Как следует из данных табл. 7, в крае последовательно проводились мероприятия, предусмотренные программой реформирования ЖКХ [3-5]. Вместе с тем на сегодня возможности ее завершения практически исчерпаны, об этом свидетельствует рост числа и удельного веса семей (3,9 в 2001 г. против 3,3 % в 1997 г.), получающих жилищные субсидии, уровень погашения которых резко снижается.

Таблица 7

Реализация основных нормативов жилищной реформы в Ставропольском крае (1997 - 2001 гг.)

Показатель 1997 1998 1999 2000 2001 Абсолютное отклонение 2001 от 1997

Установленный уровень платежей граждан за ЖКУ, %: план фактически 40 40 50 48 60 55 70 65 80 75 40 35

Уровень платежеспособности населения при оплате коммунальных платежей, % 72,9 72,1 73,8 70,9 72,8 -0,1

Установленная в регионе максимально допустимая доля расходов населения на оплату ЖКУ от совокупного дохода семьи, % 18 18 18 20 22 4

Количество семей, проживающих в регионе, ед. 577606 614076 664790 628669 810527 232921

Количество семей, получающих жилищные субсидии, ед % 190613 3,3 19376 3,2 20937 3,2 28210 4,5 31857 3,9 12796 0,6

Сумма субсидий, тыс. р. начисленных погашенных непогашенных, % 17282,7 14831,0 14,2 16262,7 15383,3 5,4 26855 9343 65,2 47694 18178 61,9 82880,5 33071,2 60,1 65597,8 -11523,8 45,9

Важнейшим требованием при осуществлении любой экономической реформы выступает оценка достижения поставленной при этом цели и социально-экономических последствий ее осуществления. Можно утверждать. ЧТО результаты работы ЖКХ сегодня - одна из основных причин снижения качества жизни населения региона. Так, согласно данным табл. 8, за шесть лет стоимость продаваемого жилья увеличилась на 242,8 %, а динамика средних цен по видам жилья была неодинаковой. Эго объясняется как развитием ситуации по доходам и расходам населения, так и динамикой цен на ЖКУ (табл. 9) [3 - 5].

Таблица 8

Средние цены на первичном рынке жилья (1996 - 2001 гг.), р./м2

Наименование 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2001 в %к 1996

Жилые помещения Всего Из них: типовые улучшенной планировки элитные 2574 2248 2900 3000 2860 2500 2731 3350 3434 3289 3511 3500 4935 3289 3511 3500 5247 4671 5253 7088 6250 5600 6100 7000 242,8 249,12 10.3 233.3

Как видно из табл. 9, стоимость всех видов ЖКУ за анализируемый период существенно выросла, имея при этом различную динамику по видам услуг.

Таблица 9

Средние цены (тарифы) на ЖКУ населению (1996 - 2001 гг., на конец года), р. на один вид услуг

Плата 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2001 к 1996

Квартирная в домах муниципального жилого фонда (м2 общей площади) 0,3 0,5 0,6 0,8 1,1 1,65 5,50

Электричество (100 кВт/ч) 10,8 15,0 15,0 28,0 42,6 64,5 5,97

Водоснабжение и канализацию (за месяц с человека) 13,0 14,2 13,9 15,9 24,41 41,88 3,22

Отопление (м2 общей площади) 0,7 0,9 0,9 1,2 1,8 2,83 4,04

Горячее водоснабжение (за месяц с человека) 7,5 9,5 9,9 13,1 19,0 37,7 5,03

Г аз сетевой (за месяц с человека) 0,6 1,4 2,5 3,5 4,0 5,68 9,47

Можно смело утверждать, что динамика тарифов за услуги ЖКХ в крае существенно влияет на общий индекс цен в регионе, о чем свидетельствуют данные табл. 10 [3 - 5]. При этом отмечается значительный разрыв между максимальным и минимальным уровнем цен по районам, что усиливает социальную напряженность в крае.

В связи с вышесказанным возникает необходимость определения основных причин «провала» проводимой реформы.

Таблица 10

Индексы потребительских цен (тарифов) ЖКУ на человека (1996 - 2001 гг.), %

Наименование 1996 1997 1998 1999 2000 2001 Общий индекс цен за 1997-2001 гг.

ЖКХ, всего 147,2 157,1 122,3 134,5 138,81 222,5 7,981

В том числе: жилищного 152,7 175,7 109,2 123,5 140,04 148,2 4,916

коммунального 145,2 154,7 121,2 142,5 198,77 174,31 9,257

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс потребительских цен в целом по Ставропольскому краю 120,5 117,6 171,4 140,8 118,8 119,8 4,039

В том числе товары: продовольственные 113,6 113,6 180,2 139,7 114,3 X X

непродовольственные 122,4 111,8 186,6 144,4 118,8 X X

Согласно Концепции реформы ЖКХ РФ, предполагался переход от бюджетного дотирования к оплате услуг потребителями в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания [6]. Важнейшим же условием ее реализации называлось установление тарифов на услуги ЖКХ в соответствии с оценкой реальных доходов граждан и затрат, необходимых для поддержания работоспособности систем инженерного жизнеобеспечения населенного пункта.

В Концепции были определены следующие способы достижения указанных целей:

- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в ЖКХ;

- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг;

- улучшение системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от его качества и местоположения;

- упорядочение существующей системы льгот для населения, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Таким образом, доходы населения и их распределение рассматривались в Концепции в качестве решающих факторов в обеспеченности жильем и техническим обслуживанием.

В действительности переход к рынку для основной массы населения страны означал резкое снижение покупательной способности. Наиболее существенные - пороговые - изменения в потреблении произошли в первой половине 1992 г. и второй 1998 г. В итоге реальная заработная плата за этот же период уменьшилась на 66,6, составив 33,4 % уровня 1991 г.

Оживление экономики и рост реальной заработной платы, наблюдавшиеся в последние три года, были вызваны в значительной мере ценовым фактором, а также государственной политикой по сдерживанию роста цен на энергоносители и услуги монополий, политики ЦБ по росту денежного предложения.

Большую тревогу вызывает дифференциация доходов населения, что затрудняет проведение единой политики реформирования в отношении различных слоев граждан страны. К этому перечню в Ставропольском крае добавляется действие исторических факторов сложившегося в СССР разделения труда. Существуют сегодня здесь и субъективные факторы. Уровень бедности населения края за последние годы продолжает расти (сейчас он официально составляет 38 %, а фактически по отдельным районам края достигает 51 %, что снижает возможности полной реализации принятой программы реформирования ЖКХ в Ставропольском крае.

Исходя из этого, итоги реформирования ЖКХ можно признать неудовлетворительными. К причинам невыполнения основных параметров реформы ЖКХ относятся:

1) низкие реальные доходы населения Ставропольского края;

2) значительное число граждан, обладающих правами на получение жилищных льгот при одновременном дефиците средств бюджета на обеспечение этих льгот;

3) задержки платежей по запланированным суммам в бюджете;

4) неприменение дифференцированной оплаты жилья и коммунальных услуг в зависимости от среднедушевого дохода населения;

5) недостаточно активно развивающийся процесс формирования ТСЖ;

6) слабо развиваемая практика применения к неплательщикам юридических норм принуждения к расчету [7].

Для устранения причин торможения проводимых реформ в ЖКХ Ставропольского края целесообразно:

1) ввести уже в настоящее время полную оплату ЖКУ наиболее обеспеченной группой населения;

2) скорректировать этапы и финансовые механизмы программы реформирования ЖКХ с учетом фактически складывающегося социально-экономического развития края, динамики развития реальных доходов граждан; больше внимания уделять относительному снижению стоимости строительства жилья на основе применения новых технологий строительства и строительных материалов; обеспечить полную увязку данной программы с другими программами, реализуемыми на территории края.

3) развивать государственное целевое кредитование жилищного строительства и покупки жилья, в том числе за счет накопительной части пенсионных сборов.

Успешность же завершения реформирования ЖКХ РФ тесно связана с предварительным решением макроэкономических проблем и необходимостью оказания федеральной помощи с учетом специфических особенностей каждого субъекта РФ.

Литература

1. Постановление Губернатора Ставропольского края «О реформировании жилшц-но-коммунального хозяйства Ставропольского края» от 31.07.97 г. № 493.

2. Постановление Правительства Ставропольского края «О реализации Программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края», от 15.12.99 г. №283-п.

3. Ставропольский край в цифрах: Стат. сб. Ставрополь, 1998.

4. Ставропольский край в цифрах: Стат. сб. Ставрополь, 2001.

5. Ставропольский край и его регионы: Стат. сб. Ставрополь, 2002.

6. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 425 от 28.04.97 г. (в ред. Указа Президента РФ от 27.05.97 г. № 528).

7. Бинатова В.М., Петропавлова Г.П. Методологические основы формирования системы регионального управления социальными процессами // Социально-экономические проблемы современного системного кризиса России: Материалы ХПУ научно-методической конференции. Ставрополь, 1999. С. 79 - 82.

Белгородский институт потреб, кооп. 14 января 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.