Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СУБИНСТИТУТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ВЛИЯНИЕ СУБИНСТИТУТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
влияние / воспитание / социальный институт культуры / субинститут изобразительного ис-кусства / гражданская идентичность / молодежь / influence / education / social institute of culture / subinstitute of fine arts / civic identity / youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Юлианна Сергеевна

Рассматриваются некоторые аспекты влияния субинститута изобразительного искусства на формирова-ние гражданской идентичности молодого поколения. Рассматривая формирование гражданской идентично-сти молодого человека через призму процессов глубинного эмоционального переживания окружающей дей-ствительности, отношения к собственному этносу или государству, автор рассуждает о роли субинститута изобразительного искусства в данном процессе на основе формирования у молодежи символических пред-ставлений о целостной картине прошлого, настоящего и будущего. Свои рассуждения автор подкрепляет материалами межрегионального социологического опроса молодежи о гражданской идентичности, граждан-ственности и влиянии субинститута изобразительного искусства на формирование их гражданской идентич-ности. В результатах опроса представлено мнение респондентов о собственной идентичности, ведущие цен-ности, характерные для участников опроса, понимание молодыми людьми гражданственности и их оценка некоторых форм влияния субинститута изобразительного искусства на восприятие молодыми людьми себя как граждан России на их гражданскую идентичность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF THE SUBINSTITUTE OF FINE ARTS ON THE FORMATION OF THE CIVIC IDENTITY OF YOUTH

This article discusses some aspects of the influence of the subinstitute of fine arts on the formation of the civic iden-tity of the younger generation. Considering the formation of a young person's civic identity through the prism of the processes of deep emotional experience of the surrounding reality, attitude to one's own ethnic group or state, the author discusses the role of the subinstitute of fine arts in this process based on the formation of symbolic representations of the holistic picture of the past, present and future among young people. The author supports his arguments with the materials of an interregional sociological survey of young people about civic identity, citizenship and the influence of the subinstitute of fine arts on the formation of their civic identity. The survey results present the respondents' opinion about their own identity, the leading values characteristic of the survey participants, young people's understanding of citizenship and their assessment of some forms of influence of the subinstitute of fine arts on young people's perception of themselves as a citizen of Russia, and on their civic identity.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СУБИНСТИТУТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского . Се рия: Социальные науки, 2023, N5! 4 (72), с. 199-203 199

УДК 316

DOI 10.52452/18115942_2023_4_199

ВЛИЯНИЕ СУБИНСТИТУТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ

© 2023 г. Ю. С. Трофимова

Трофимова Юлианна Сергеевна, аспирантка кафедры отраслевой и прикладной социологии Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского trofimova.ys@mail.ru

Статья позтупвла вридаацвю 18.05.2023 Статья принята а публваацвв 26.10.2023

Рассматриваются некоторые аспекты влияния субинститута изобразительного искусства на формирование гражданской идентичности молодого поколения. Рассматривая формирование гражданской идентичности молодого человека через призму процессов глубинного эмоционального переживания окружающей действительности, отношения к собственному этносу или государству, автор рассуждает о роли субинститута изобразительного искусства в данном процессе на основе формирования у молодежи символических представлений о целостной картине прошлого, настоящего и будущего. Свои рассуждения автор подкрепляет материалами межрегионального социологического опроса молодежи о гражданской идентичности, гражданственности и влиянии субинститута изобразительного искусства на формирование их гражданской идентичности. В результатах опроса представлено мнение респондентов о собственной идентичности, ведущие ценности, характерные для участников опроса, понимание молодыми людьми гражданственности и их оценка некоторых форм влияния субинститута изобразительного искусства на восприятие молодыми людьми себя как граждан России на их гражданскую идентичность.

Ключивыи злова: влияние, воспитание, социальный институт культуры, субинститут изобразительного искусства, гражданская идентичность, молодежь.

Введение

Решение приоритетных задач социально-экономического развития российского государства, обеспечения технологической безопасности нашей страны возможно только при осознанной и целенаправленной включенности в эти процессы всех российских граждан, в первую очередь молодого поколения.

Для этого необходимы не только глубокие научные знания и профессиональные компетенции, но осознание ответственности своего поколения за судьбу государства, собственной причастности к содержательному наполнению механизмов выполнения национальных целей развития Российской Федерации с опорой на традиционные российские ценности и придания личной значимости своим действиям.

В современный период жизни российского общества одним из актуальных направлений воспитания молодого поколения российских граждан становится формирование их гражданской идентичности. Именно гражданская идентичность рассматривается исследователями как основа консолидации российского общества, выполняющая интегрирующую функцию [1].

Обращаясь к исследованиям проблемы формирования гражданской идентичности, некоторые авторы отмечают, что феномен идентично-

сти не сводится только к рефлексивным процессам [2], а рассматривают его через призму «процессов глубинного эмоционального, почти сакрального переживания и манифестации единства общности, он формируется из совокупности чувств, которые складываются из эмоциональных форм отношения к собственному этносу или государству (родной природе, языку, культуре, родному народу, его истории, привычному образу жизни, быта и т.д.)» [3, 4].

Теоретико-методологические подходы к формированию гражданской идентичности посредством субинститута изобразительного искусства

Одним из первых рассматривал феномен идентичности Э. Эриксон. Понятие «идентичность» он использовал при научном обосновании психологического феномена, следствием которого являлась интеграция результатов индивидуального развития в единую структуру, определяющую целостность и уникальность индивида на субъективном уровне как с точки зрения социального, так и исторического контекста [5].

По мнению основоположника концепции идентичности У. Джеймса, человек, когда осмысливает свою «само тождественность»,

думает о себе как о личности и как о своем «Я» в социальном окружении.

М.В. Силантьева, рассуждая о гражданской идентичности, считает, что «по существу, это вопрос о возникновении новых социальных и культурных проекций психологических феноменов, обусловленных глобальными «смещениями» под воздействием процессов, происходящих в современных информационных и постинформационных обществах, а «стратегии формирования такой идентичности варьируются от идеи «третьей волны» до модели «символического менеджмента» как более или менее искусного формирования субструктур «региональной» идентификации внутри «национального целого» [6].

Ряд исследователей считают, что «общей для социальных наук является точка зрения, согласно которой идентичность есть активный процесс, отражающий представление субъекта о самом себе» [7].

Гражданскую идентичность можно рассматривать как «интегративное качество, являющееся результатом осознания личностью политико-правовой принадлежности к сообществу граждан какого-либо государства и выражающееся в ценностно-ориентированной общественной деятельности» [8].

Автор разделяет точку зрения, что «гражданская идентичность - это динамическое, имеющее сложную внутреннюю структуру явление, обеспечивающее сохранение и перманентное воспроизводство институциональной преемственности в социально-политических системах путем сличения мировозренческих установок и их групп с некой идеальной моделью» [9].

Исследуя понимание феномена гражданской идентичности, автор разделяет точку зрения, обозначенную Л.Ф. Шаламовой и Н.Ю. Леско-ног, о сложившемся в научной среде представлении о структуре гражданской идентичности из четырех компонентов: когнитивного, ценностно-смыслового, эмоционального, деятель-ностного [10].

Рассматривая различные подходы конструирования гражданской идентичности у молодого поколения, можно выделить два сложившихся базовых подхода.

Первый предполагает формирование у молодых людей целостной картины прошлого и настоящего, насыщенной позитивными смыслами и символами, и на этой основе построение приемлемого, привлекательного понятного образа будущего, в котором траектория благополучного жизненного пути молодого человека тесно связана с государством (идея позитивной ценностно-ориентированной идентичности).

Второй подход - это конструирование идентичности через акцент на борьбе с общим внешним врагом, совместное преодоление трудностей, объединение усилий для противостояния бедам и испытаниям.

Оба эти пути предполагают осуществление воздействия на все внутренние составляющие компоненты гражданской идентичности самых различных социальных институтов в их непосредственном взаимодействии.

Не обращаясь в рамках данной публикации к сущности социального института, автор подчеркивает, что функционально они способствуют накоплению социально значимых ценностей, норм, знаний и опыта у подрастающего поколения, обеспечивают передачу культуры от одного поколения к другому, способствуют формированию мировоззрения, жизненной позиции человека. Одну из подфункций социального института культуры выполняет институциональный феномен - изобразительное искусство, которое можно рассматривать как субинститут культуры.

Согласно определению, данному в Большой российской энциклопедии, «изобразительное искусство - это раздел пластических искусств, вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира» [11].

К составляющим компонентам субинститута изобразительного искусства можно отнести фотоискусство, скульптуру, графику, живопись. Особое место занимают декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн, театрально-декорационное искусство, поскольку им тоже присущи некоторые качества изобразительного искусства.

Через присущую субинституту изобразительного искусства возможность воздействовать на человека через символическую и знаковую системы, средства стали использоваться в сфере социального развития и формирования личности человека еще в далекой древности.

Один из первых в истории педагог-мыслитель Нового времени Ян Коменский создал учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором использовал изображение как оптимальное средство «переработки наук» доступным каждому человеку способом усвоения языка графических образов.

В конце XIX - начале XX в. в отечественной и зарубежной научной теории появляются фундаментальные работы, в которых рассматривается влияние художественного творчества на различные аспекты формирования личности человека, его становление, обосновывается природа этого влияния и его механизмы.

Художественное творчество начинает рассматриваться не только как средство самовыра-

Влиянии зубвнзтвтута виобраивтильного взауззтва на формврованви гражданзаой вдинтвчнозтв 201

жения человека, но и как культурный факт, отражение национальных особенностей, исторических и культурных событий.

Среди «визуальных факторов, влияющих на человека, выделяют прежде всего:

1. Цвет и цветовые сочетания.

2. Форма объекта и частей изображения.

3. Размер объекта.

4. Смысловое содержание.

5. Пространственное размещение» [12].

Однако, с точки зрения влияния на формирование гражданской идентичности подрастающего человека, гораздо большее значение имеют социально-культурные, нравственные, этические и эстетические составляющие, присущие изобразительному искусству. Воспринимая содержание произведения изобразительного искусства, переживая собственную сопричастность к увиденному, формируя собственное отношение к сюжету или символу, молодой человек идентифицирует это с собственным видением ситуации, события, опирается на уже сложившиеся установки и ценности, формирует свое отношение к окружающей его действительности, которое в дальнейшем отражается на его жизненных установках, поведенческих и чувственных реакциях.

Для формирования адекватной гражданской идентичности молодого человека должна происходить передача традиционных для социума базовых ценностей, установок, позволяющих создавать представление об окружающей действительности, народе, городе, стране, должны формироваться жизненные приоритеты и установки, духовно-нравственные идеалы, присущие народу и государству, с которыми он себя идентифицирует, позволяющие ему воспринимать свою эмоциональную и этическую принадлежность государству, российскому народу.

Результаты исследования и обсуждение

С целью выявления влияния изобразительного искусства на формирование гражданской идентичности молодежи автором в 2023 г. был проведен социологический опрос молодежной группы в количестве 258 человек из 10 субъектов Российской Федерации (Москва, Воронежская, Владимирская, Липецкая, Пензенская, Московская, Саратовская, Тверская области, Луганская Народная Республика, Ставропольский край). Возраст респондентов составил: 1213 лет - 13%; 14-15 лет - 11%; 15-16 лет - 31%; 17-18 лет - 14.7%; более 20 лет - 30.3%. Девушки составили большинство - 73.6%; юноши -26.2%. Выборка случайная. Опрос проводился через ссылку на опросник в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».

Прежде чем выявить гражданскую идентичность респондентов, им было предложено ответить на вопрос: «Что Вы понимаете под определением «гражданственность?» Ответы на данный вопрос распределились следующим образом: почти половина респондентов (44.5%) под гражданственностью понимает «сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга, разумное использование своих гражданских прав и свобод». Еще 7% дали близкий по содержанию ответ, но отражающий более активную жизненную позицию: «Активная созидательная деятельность на благо страны, общества».

В целом адекватно понимают понятие «гражданственность» в общей сложности чуть больше половины респондентов - 51.5%, 1.6% молодых людей, участвующих в опросе, связали это понятие с членством в различных общественных организациях, 20% участников опроса понятие «гражданственность» считают тождественным понятию патриотизма. Однако четверть опрошенных с гражданственностью путают понятие «гражданство - принадлежность человека к определённой стране, государству». Результаты опроса показали, что необходима серьезная работа по разъяснению молодежи понятия «гражданственность» для правильного осознания ими своей гражданской идентичности.

Одной из ключевых позиций опроса являлось выявление того, как себя идентифицируют респонденты. Ответы распределились следующим образом: относительное большинство участников опроса идентифицируют себя как гражданина России - 41.6%; как россиянина себя воспринимают еще 5% респондентов. Как представителя определенной национальности (русский или иной национальности) воспринимают себя - 17.1%; «я просто человек» - ответили 14.3%. Незначительное количество отвечавших идентифицируют себя как жители какой-либо территории (я москвич или житель другой территории) - 3.7%. «Я гражданин мира» - 4.9%. Не задумывались об этом 11%. Оставшиеся отвечавшие дают разнообразные ответы. Например, «я гражданин России, русский и москвич».

Из ответов респондентов следует, что у молодежи сформировалась разнородная идентичность.

Перед субъектами воспитательной деятельности стоят задачи формирования у молодого поколения россиян единой гражданской идентичности, используя для этого возможности различных социальных институтов, в том числе и субинститута изобразительного искусства.

Таблица

Распределение ответов на вопрос: «Что для Вас представляет наибольшую ценность в жизни?

№ п/п Наименование ценности % Количество

1 Семья 85.1 217

2 Здоровье 76.1 194

3 Взаимоуважение 66.3 169

4 Любовь 65.9 168

5 Права и свободы 65.1 166

6 Образование 64.3 164

7 Дружба 62 158

8 Материальная обеспеченность 57.6 147

9 Милосердие 42.4 108

10 Достоинство 41.6 106

11 Единство народов 38.4 98

12 Богатство 25.9 66

13 Служение Отечеству 22.4 57

14 Преемственность поколений 19.6 50

15 Другое 2.0 5

16 Ничего из перечисленного 1.2 3

Поскольку в структуре гражданской идентичности одним из основных компонентов является ценностный, автору исследования представлялось важным выявить основные ценностные ориентации молодых людей. С этой целью им были предложены ряд традиционных для российского общества ценностей, обозначенных в п. 91 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400, и возможность выбрать необходимое количество ответов (таблица). На данный вопрос ответ дали 255 человек.

Ведущей ценностью для абсолютного большинства молодых людей является семья: так ответили 85.1% участников опроса. Для двух третьих респондентов (76.1%) ведущей ценностью является здоровье. Более половины опрошенных в качестве наиболее важных жизненных ценностей определили для себя семь: семья, здоровье, взаимоуважение, любовь, права и свободы, образование, дружба и материальная обеспеченность. Более чем для трети участников опроса значимыми ценностями являются милосердие, достоинство и единство народов. Однако такая ценность, как «служение Отечеству», значимой оказалась только для 22.4% респондентов. К сожалению, среди участников опроса нашлось три человека, для которых ни одна из приведенных в таблице ценностей не является жизненно важной.

Для выявления роли субинститута изобразительного искусства и его продуктов на формирование их гражданской идентичности молодым людям был задан ряд специальных вопросов. К сожалению, формат статьи не позволяет раскрыть все полученные результаты, но обо-

значим ответы, данные респондентами на вопрос: «Как влияют на Ваше восприятие себя гражданином России средства изобразительного искусства (изображения на плакатах, медиа-изображения, медиапродукция, сценическое оформление, дизайн оформления пространства) на современных социально ориентированных плакатах?» Только 17.6% отвечавших молодых людей отметили, что они всегда усиливают их гражданскую идентичность и чувство патриотизма. Еще 25.5% респондентов говорят о том, что они «усиливают гражданскую идентичность и чувство патриотизма в зависимости от содержания и организации». В то же время 54.9% участников опроса ответили, что «никак не влияют». Аналогично распределились ответы на вопрос: «Как влияют на Ваше восприятие себя гражданином России средства изобразительного искусства (изображения на плакатах, медиа-изображения, медиапродукция, сценическое оформление, дизайн оформления пространства) на школьных и иных тематических мероприятиях?» Только количество ответов «никак не влияет» оказалось на 1.2% больше.

Вывод

Проведенный опрос позволяет сделать вывод, что субинститут изобразительного искусства оказывает несомненное влияние на формирование гражданской идентичности молодых людей, на их восприятие себя гражданином России. Но возможности знакового, символического влияния контекста произведений изобразительного искусства на формирование самосознания и самовосприятие молодого человека себя как гражданина Российской Федерации

Влияние субинститута изобразительного искусства на формирование гражданской идентичности 203

используются зачастую импульсивно, бессистемно, без учета гражданского значения или особенностей восприятия молодыми людьми социально актуальных тем современной жизни российского общества, что заметно снижает роль этого субинститута культуры.

Одной из основных задач субинститута изобразительного искусства становится извлечение смысла среди шаблонов или банальностей, которые не затрагивают ценностный мир молодого человека, и придание ему гражданского значения. Когда у значительной части молодых людей еще не сформирована гражданская российская идентичность и собственный социальный интерес реализации активной жизненной позиции, субинститут изобразительного искусства может воздействовать посредством создания определенного культурного поведенческого кода через знако-во-символическую реальность культуры, через эмоциональное привлечение к восприятию социально значимых образов и символических представлений о целостной картине прошлого, настоящего на внутренний духовный мир молодого человека и тем самым способствовать выработке необходимого для гражданского развития социального интереса у молодого поколения и его идентификации с собственным народом, страной и государством.

Првмичанви

1. Далее при описании полученных результатов опроса под молодыми людьми понимаются участники опроса.

Спвзоа лвтиратуры

1. Кириленко Н.П. Формирование гражданской идентичности у подрастающего поколения: значение, структура, возрастные особенности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16.

Вып. 4. С. 471.

2. Лавринов Д.Г. Динамика этнокультурной идентичности в условиях глобализации: Автореф. дис. ... кандидата философских наук. М., 2008. 24 с.

3. Уразаев Ф.Я. Механизмы сохранения этнокультурной идентичности татарского народа: Авто-реф. дис. ... кандидата исторических наук. Казань, 2011.

4. Гелагаева А. М. Типологическая общность традиционных культур Северного Кавказа в условиях модернизирующейся российской цивилизации: Дис. . канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007.

5. Гальченко А.С. Психологические детерминанты формирования гражданской идентичности у старшеклассников: Автореф. дис. ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2021. 23 с.

6. Силантьева М.В. Диффузная идентичность: современная версия гражданской идентичности // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 2 (23). С. 173-179.

7. Николаева А.А. Гражданская идентичность в структуре социальных идентичностей личности. // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4 (29). С. 67-70.

8. Асеева Т.А. Идентификация жителей Республики Алтай: от этнической к гражданской идентичности // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 1. С. 207-213.

9. Беспалова Т.В., Свиридкина Е.В., Филатов Г.А. Национальная идентичность и идентификация // Философия права. 2006. № 1 (17). С. 82-87.

10. Шаламова Л.Ф., Лесконог Н.Ю. О гражданской идентичности студентов как факторе граждан-ско-патриотического воспитания современной молодежи // Известия Тульского государственного университета. 2020. № 3. С. 17-27.

11. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/937238 (дата обращения: 18.04.2023).

12. Калайдов И. В. Использование психокоррек-ционного потенциала произведений изобразительного искусства в социально-культурной сфере // Наука. Культура. Интеграция. 2011. № 2 (14). С. 68-73.

13. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (дата обращения: 18.04.2023).

ON THE QUESTION OF THE INFLUENCE OF THE SUBINSTITUTE OF FINE ARTS ON THE FORMATION OF THE CIVIC IDENTITY OF YOUTH

Yu.S. Trofimova

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

This article discusses some aspects of the influence of the subinstitute of fine arts on the formation of the civic identity of the younger generation. Considering the formation of a young person's civic identity through the prism of the processes of deep emotional experience of the surrounding reality, attitude to one's own ethnic group or state, the author discusses the role of the subinstitute of fine arts in this process based on the formation of symbolic representations of the holistic picture of the past, present and future among young people. The author supports his arguments with the materials of an interregional sociological survey of young people about civic identity, citizenship and the influence of the subinstitute of fine arts on the formation of their civic identity. The survey results present the respondents' opinion about their own identity, the leading values characteristic of the survey participants, young people's understanding of citizenship and their assessment of some forms of influence of the subinstitute of fine arts on young people's perception of themselves as a citizen of Russia, and on their civic identity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: influence, education, social institute of culture, subinstitute of fine arts, civic identity, youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.