Научная статья на тему 'Ценностно-эмоциональный компонент гражданской идентичности современной российской молодежи: социологический анализ'

Ценностно-эмоциональный компонент гражданской идентичности современной российской молодежи: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
134
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / YOUTH / CIVIL SOCIETY / CITIZENSHIP / CIVIC IDENTITY / SOCIAL UNCERTAINTY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черных Елена Александровна

В статье анализируется ценностно-эмоциональный компонент гражданской идентичности современной российской молодежи, выявляются деформации в представлениях молодежи о гражданстве, проявляющиеся в наличии достаточно большого числа молодых людей, считающих, что у них нет обязанностей перед страной. Автор показывает, что гражданская идентичность означает прежде всего тождественность индивида государству, своему статусу гражданина, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать осознанное активное участие в жизни государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value-Emotional Component of Civic Identity of Modern Russian Youth: a Sociological Analysis

The article examines the value and emotional component of civic identity of modern Russian youth, identifies deformations in young people's ideas about citizenship, manifested in a large number of young people who believe that they have no responsibility to the country. The author shows that civic identity means first of all the identity of the individual and the state, status as a citizen, a willingness and ability to perform responsibilities, enjoy the rights, actively participate in public life.

Текст научной работы на тему «Ценностно-эмоциональный компонент гражданской идентичности современной российской молодежи: социологический анализ»

Е.А. Черных соискатель Института управления, бизнеса и права*

Ценностно-эмоциональный компонент гражданской идентичности современной российской молодежи: социологический

анализ

Современный этап развития отечественной социологической науки характеризуется ростом исследовательского интереса к проблеме формирования социальной идентичности, важное место в структуре которой занимает гражданская идентичность, предполагающая не только осознание индивидом своей принадлежности к гражданской общности, но и принятие им поведенческой модели гражданина. Иными словами, гражданскую идентичность целесообразно рассматривать как осознанный процесс соотнесенности или тождественности человека с определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте. В настоящее время гражданская идентичность нередко рассматривается в науке в первую очередь как фактор консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень ее укорененности в сознании и поведении граждан выступает как залог политической и духовной консолидации, а также единства общества.

В случае же ослабевания гражданской идентичности в обществе, как справедливо отмечают российские ученые С.А. Панкратов и Н.А. Тельнова, начинаются так называемые «исторические болезни», включающие смуты, самозванство, экономическое запустение, проигранные войны. Все это происходит по той причине, что утрата гражданской идентичности порождает серьезные проблемы, связанные с глубоким отчуждением общества от государства, ощущением распада, нестабильности человеческого бытия, с формированием гражданского общества, которое не существует без опоры на устои, сложившиеся в рамках политической культуры. В данной ситуации именно идентичность призвана защищать государство как от энтропийных процессов, так и от экспансии и поглощения со стороны других государств, наций и культур1. Применительно к современной России большинством ученых-обществоведов отмечается так называемый кризис идентичности,

* Черных Елена Александровна, e-mail: misbat@mail.ru.

1 Панкратов С.А., Тельнова Н.А. Специфика гражданской идентичности в условиях политической модернизации России // Известия Саратовского ун-та. Сер. Социология. Политология. 2011. Т. 11, вып. 4.

обусловленный, с точки зрения известного социолога Г.С. Денисовой, одновременно изменением географических и политических параметров государства, статуса страны в системе международных отношений, а также изменением базовых социетальных ценностей культуры. Важнейшим же проявлением идентификационного кризиса в России явился мировоззренческий раскол общества, отразившийся в утверждении тезиса: «Мы не знаем общества, в котором живем»2.

Условия современного нестабильно развивающегося общества, ярким примером которого является российское, способны оказывать наиболее сильное воздействие именно на молодежь как становящийся субъект общественных отношений, сознание которой является особенно уязвимым в кризисные периоды общественного развития. Ситуация социальной неопределенности образует тот фон, на котором происходит процесс формирования гражданской идентичности современной российской молодежи. Если в условиях стабильного общества доминирует объективная составляющая гражданской идентичности, то в нестабильном обществе, переживающем процесс радикальной трансформации социокультурных ценностей и норм, преобладает, соответственно, ее субъективная составляющая. В условиях неопределенности в молодежной среде формируется соответствующая модель гражданской идентичности, обозначенная Е.А. Гришиной как «модель риска» с доминирующей тенденцией деформации правового и патриотического сознания3.

Особую актуальность приобретает специальное исследование в указанном ракурсе влияния социальной неопределенности на формирование гражданской идентичности именно молодежи как особой социально-демографической группы в составе российского общества. Несмотря на то, что подлежащие изучению процессы и факторы имеют явный макросоциальный характер и затрагивают своим влиянием все категории населения страны, именно молодежь потенциально является элитой будущего общества, своей деятельностью определяющей его лицо, и потому анализ характера и особенностей становления ее гражданской идентичности объективно имеет особую значимость. Российская молодежь выступает в качестве группы, изучение которой позволяет с определенной корректировкой строить прогнозы состояния общественного сознания в целом и гражданской идентичности в частности в самом ближайшем будущем. Выявление характерных особенностей, трендов в гражданской идентичности молодежи является важным не только по той причине, что по ним можно судить о тенденциях в содержании молодежных

2

Денисова Г.С. Структура региональной идентичности городского и сельского населения Ростовской области // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2010. № 1. Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М., 1999.

идентичностей, но и потому, что сами молодые люди в дальнейшем будут участвовать в формировании гражданского самосознания будущего поколения.

Необходимо отметить, что те или иные элементы поведения личности, в том числе и связанные с гражданской активностью, определяются не самими формальными нормами и содержащимися в них предписаниями, а представлениями об этих нормах и предписаниях, определенном ценностном отношении к ним, сложившимся в индивидуальном гражданско-правовом сознании. Центральное место в структуре гражданско-правового сознания молодежи, а также ценностно-эмоционального компонента гражданской идентичности, на наш взгляд, занимает отношение представителей рассматриваемой социально-демографической группы к праву и закону. В данной ситуации интересно было посмотреть на то, как молодежь относится к различным государственно-правовым институтам, считает ли она необходимым ориентироваться на требования закона в рамках своего поведения, в том числе и в тех аспектах жизнедеятельности, которые связаны с гражданской активностью. Как показывают результаты эмпирических исследований, право в предпочтениях российской молодежи занимает одно из последних мест, значительно уступая совести и интересам семьи, хотя в то же время необходимо отметить, что крайне незначительное число респондентов предпочитает «свободу от любых законов и норм морали»4.

Соблюдение закона, как следует из результатов исследований, находится на одном из последних мест в числе основных жизненных принципов и приоритетов как у юношей, так и у девушек, хотя последние и являются более законопослушными. Отметим, что данное положение не соответствует основным характеристикам гражданского правосознания, характерного для правового и демократического государства, в рамках которого именно закон должен занимать первое место в системе регуляции общественных отношений. Как отмечают М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги, опираясь на результаты многочисленных общероссийских социологических исследований, проведенных под руководством данных авторов с 1997 по 2009 г., мнение российской молодежи о том, как следует относиться к закону, является неоднозначным. Основная масса (47,1 %) считает, что законы надо соблюдать, но только в том случае, если это делают и сами представители органов власти в стране. При этом доля так называемой законопослушной молодежи, т. е. тех молодых людей, которые придерживаются мнения о том, что закон следует соблюдать всегда и во всем, даже если этот закон устарел

4 Самыгин П.С. Социальная неопределенность и правовая социализация учащейся молодежи в России. Ростов н/Д, 2007.

или не вполне соответствует сегодняшним реалиям, является не очень большой (18,1 %)5.

С представлениями молодежи о праве и законе тесно связано и отношение представителей данной социально-демографической группы к государству; вектор преобразования политико-правовой сферы российского общества в постсоветский период изначально был направлен в сторону формирования основ правового государства, которое невозможно без соответствующего отношения к этому институту со стороны населения, предполагающего безусловное доверие и поддержку проводимых государством реформ. На наш взгляд, отношение к государству необходимо рассматривать в качестве основополагающего ядра гражданско-правового сознания индивида, непосредственно отражающегося на его активности в части, касающейся взаимодействия гражданина с органами государственной власти. Здесь следует рассмотреть как особенности общего восприятия молодыми людьми государства, так и отношение молодежи к государственной власти и ее органам. В ряде исследований, в том числе и в социологических опросах, проведенных П.С. Самыгиным, в целях выявления общих представлений молодежи о государстве был использован метод ассоциаций: респондентам было предложено пояснить, что у них ассоциируется с понятием «государство».

Наиболее часто государство ассоциировалось у российской молодежи с такими понятиями, как «сообщество людей», «нация», «культура», «Отечество», «Родина», «место, где я сейчас живу»; у меньшего числа респондентов оно ассоциировалось с политической организацией общества, его политическими институтами (42,05 %) и у совсем небольшого количества представителей учащейся молодежи -с «машиной подавления». Как показывают эмпирические данные, современная российская молодежь воспринимает государство не столько как политический или социальный институт, сколько как некое социокультурное и территориальное целое (страна). Учитывая результаты этого, а также других социологических исследований, есть основания утверждать, что сформировавшееся в сознании молодых людей достаточно абстрактное представление о государстве, по всей вероятности, подавляет у них представление о том, как и кем конкретно осуществляются функции государственного управления. Как справедливо отмечает по этому поводу крупнейший отечественный исследователь проблем молодежи Ю.А. Зубок, в отношении российской молодежи к государству проявляются инструментализация гражданских идентичностей и рост иждивенческих настроений. Параллельно с этим происходит формирование эгоистической модели гражданства по формуле

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М., 2010.

«государство для человека» с гипертрофированным индивидуализмом и разрушением патриотических ориентаций6.

Наряду с отношением к государству и различным органам государственной власти социальная активность молодежи, по мнению многих экспертов, во многом зависит и от ее представлений о гражданском обществе, от отношения к его идеям и идеалам, от соответствующих ценностных установок и ориентиров на проявление гражданской активности7. Что касается представлений российской молодежи о гражданском обществе, то они, как показывают материалы аналитического обзора по результатам проведенных социологических исследований, проведенного исследовательской группой «ЦИРКОН», почти не отличаются от представлений граждан средних и старших возрастных групп, а также россиян в целом. В то же время среди молодых россиян несколько чаще распространены либеральные трактовки самого понятия «гражданское общество», чем среди представителей среднего и особенно старшего поколения: так, на вопрос о том, что отражает суть понятия «гражданское общество», респонденты младшей возрастной группы несколько чаще выбирали такие характеристики, как соблюдение принципа равенства всех перед законом, личная свобода каждого человека, неприкосновенность частной жизни, реализация прав на частную собственность, признание индивидуальных различий. При этом те установки, которые характеризуют включенность граждан в общественную жизнь, в качестве признаков гражданского общества выбирались в целом реже, чем «либеральные» трактовки данного понятия.

В данной ситуации необходимо обратиться к анализу тенденций, которые прослеживаются в отношении молодежи к таким фундаментальным понятиям, как «гражданственность», «патриотизм», что составляет ядро ценностного компонента ее гражданской идентичности. Как отмечает В.И. Чупров, опираясь на результаты многочисленных эмпирических исследований молодежи, гражданство для современной молодежи идентифицируется, прежде всего, с формальной принадлежностью к государству, со своего рода членством в нем. Чувства гражданской ответственности (долг, обязанность) и гордости, национального достоинства гражданина своей страны также занимают высокие (вторую и третью) позиции в структуре ее идентификаций. Четвертую и пятую позиции занимают отождествление молодыми людьми понятия «гражданство» с конституционными правами, обеспечивающими им безопасность, и чувство защищенности, а завершает ранговый ряд идентификаций позиция гражданина-патриота.

6 ЗубокЮ.А. Феномен риска в социологии: опыт исследования молодежи. М., 2007.

7 Социальная активность молодежи: аналитический обзор результатов проведенных социологических исследований / АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа «ЦИРКОН»). 2008.

С точки зрения В.И. Чупрова, данные распределения означают, что идентичности молодежи, соответствующие современным представлениям, как бы чередуются с традиционными, домодернизационными. Данная тенденция отразилась и на отношении молодежи к своей стране. Так, на вопрос «Гордитесь ли Вы своей страной?» были получены следующие ответы: «скорее да» - 39,3 %; «скорее нет» - 22,3; «нет, не горжусь» - 9,6 %. В свою очередь, в распределении ответов на вопрос: «Что означает для Вас быть гражданином России?» первые два места заняли типично современные идентификации (страна, где живет респондент, и малая родина), с любовью же к Родине, с готовностью ее защищать и с причастностью к ее истории, занявшими соответственно третью, четвертую и пятую позиции, оказались связанными традиционные идентификации. Как отмечает В.И. Чупров, «духовное воспроизводство нынешнего поколения молодых россиян отражает противоречия, связанные с сосуществованием двух параллельных процессов - пробивающими себе дорогу либеральными ценностями, характерными для современного общества, и еще достаточно прочно укоренившимися в историческом сознании молодых людей традиционными, домодернизационными ценностями». К последним относятся в первую очередь этатистские ориентации, доставшиеся молодежи от советского прошлого и достаточно прочно укоренившиеся в сознании представителей различных социально-демографических групп в российском обществе.

В сознании значительной части российской молодежи сочетаются, с одной стороны, низкий уровень доверия государственным органам и одновременное ожидание помощи от государства - с другой. Рассматриваемые особенности гражданско-правового сознания молодежи в современной России дают основания некоторым исследователям утверждать, что у молодежи не формируется должный уровень идентификации себя и своих интересов с обществом. Это, в свою очередь, имеет следствием возникновение потребительского отношения к обществу, без развитого чувства социальной ответственности и гражданственности. Как достаточно эмоционально пишет по этому поводу В.И. Чупров, «незыблемые в недавнем прошлом высшие духовные ценности поколеблены; сыновье отношение любви к отечеству, гордости за него, готовность защищать его и, если надо, отдать за него свою жизнь постепенно вытесняется более рациональным: Родина там, где

о

мне хорошо»8.

Как показывают результаты некоторых эмпирических исследований, представления молодежи о самой сути гражданства

8 Чупров В.И. Проблемы социологии молодежи. URL: www.rptb.ru/test2/10LET/STATI10/stati9.html (дата обращения: 22.03.2012).

зачастую действительно являются деформированными. Это проявляется, в частности, у достаточно большого числа молодых людей, считающих, что у них нет обязанностей перед страной (27,2 %). Наряду с этим гражданство не означает для каждого десятого учащегося любви к большой или малой родине, а для каждого пятого не связано с необходимостью ее защиты. Как справедливо утверждает Г.М. Заболотная, гражданское общество может сформироваться только при условии возникновения особого типа гражданственности, присущего в первую очередь молодежи и предполагающего в том числе и такие качества, как представление о себе как субъекте правовой системы, чувство ответственности и гражданского долга9. В то же время исследование, включившее социологический опрос молодежи, проведенное при участии Заболотной, показало, что эти качества не представляют системного единства: значительная часть молодых людей идентифицирует свое «гражданство» с формальной принадлежностью к государству: «жить в России» - 51 %; «обладать правами гражданина России» - 47 %. Помимо этого, 40,5 % отождествляют гражданство с обязанностями и чувством долга перед страной, и лишь десятая часть респондентов включила в свое представление о гражданстве проявление собственной активности в развитии гражданского общества и демократии. При этом молодежь, подобно старшему поколению, ориентирована на зависимость от государства, прежде всего, в плане социальной защиты, и данное предпочтение преобладает над собственной активной позицией молодежи, о чем мы уже писали выше.

Данная зависимость проявляется, в частности, в том, что доля молодых людей, полагающих, что они сами способны решить свои проблемы без помощи государства, является очень незначительной -6,5 %. В то же время в числе наиболее привлекательных для себя идей большей частью молодежи были выбраны идея безопасности (57,3 %) и идея стабильности (53,2 %), тогда как свобода и права человека, его личное достоинство являются приоритетными для меньшей половины респондентов - 40,7 %. Приведенные эмпирические данные не означают, с точки зрения Г.М. Заболотной, того, что демократические ценности вытеснены у молодежи на «периферию сознания», но они находятся в «эклектичном сочетании» с противоположными ценностями и установками, что проявляется, в частности, в том, что представление о гражданском долге сочетается у представителей российской молодежи с высоким уровнем электорального абсентеизма и общественной пассивностью.

9 Заболотная Г.М. Социальный и политический капитал гражданского общества в условиях посткоммунистического перехода: региональный аспект // Электронная библиотека «Гражданское общество». URL: http://www.civisbook.ru/ (дата обращения: 10.02.2012).

Определенным показателем гражданских и патриотических качеств населения российского общества, в том числе молодежи, может служить желание или нежелание этих людей жить в России или эмигрировать в другую страну. Результаты социологических опросов, проведенных, в частности, Г.М. Заболотной, свидетельствуют о том, что большая часть российских граждан (70 %) в настоящее время ориентирована на то, чтобы оставаться в Российской Федерации и не уезжать за пределы этого государства. В то же время точки зрения представителей различных социально-демографических групп здесь выглядят неодинаково; исследователями, в частности, была выявлена следующая закономерность: чем моложе возрастная группа опрошенных, тем чаще ее представители проявляют стремление временно или даже навсегда перебраться в другую страну. К примеру, среди представителей возрастной группы 5059 лет доля респондентов, выразивших желание временно или навсегда уехать из России, составила 18 %, в группе 30-39 лет таких оказалось уже 20 %, а в группе 18-24 года - 30 %10.

Как отмечает крупнейший отечественный исследователь проблем идентичности Л.М. Дробижева, российская идентичность сегодня уже стала реальностью, и даже более того, она, невзирая на сохраняющийся высокий уровень и интенсивность этнической идентичности, со временем и по мере укрепления доверия к стратегии президента, к действиям центральных властей будет усиливаться. Данный исследователь также прогнозирует тенденцию усиления и общероссийской государственной идентичности, однако пишет, это еще - не гражданская идентичность11. На гибкую и прочную общероссийскую консолидацию можно будет надеяться только тогда, когда интересы и права граждан, независимо от социального положения и национальности, будут надежно защищены государством, а институты гражданского общества станут вести плодотворный диалог с государством от имени конкретных групп и сообществ.

Черных Е.А. Ценностно-эмоциональный компонент гражданской идентичности современной российской молодежи: социологический анализ. В статье анализируется ценностно-эмоциональный компонент гражданской идентичности современной российской молодежи, выявляются деформации в представлениях молодежи о гражданстве, проявляющиеся в наличии достаточно большого числа молодых людей, считающих, что у них нет обязанностей перед страной. Автор показывает, что гражданская идентичность означает прежде всего тождественность индивида

10

Заболотная Г.М. Социальный и политический капитал...

11 Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003.

государству, своему статусу гражданина, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать осознанное активное участие в жизни государства.

Ключевые слова: молодежь, гражданское общество, гражданственность, гражданская идентичность, социальная неопределенность.

Chernykh E.A. Value-Emotional Component of Civic Identity of Modern Russian Youth: a Sociological Analysis. The article examines the value and emotional component of civic identity of modern Russian youth, identifies deformations in young people's ideas about citizenship, manifested in a large number of young people who believe that they have no responsibility to the country. The author shows that civic identity means first of all the identity of the individual and the state, status as a citizen, a willingness and ability to perform responsibilities, enjoy the rights, actively participate in public life.

Key words: youth, civil society, citizenship, civic identity, social uncertainty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.