Научная статья на тему 'Гражданство как социально-политическая практика: Актуальные модели [1]'

Гражданство как социально-политическая практика: Актуальные модели [1] Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
830
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОДЕЛИ ГРАЖДАНСТВА / CIVISM / CIVIC CONSCIOUSNESS / POLITICAL MODERNIZATION / CIVIL IDENTITY / MODELS OF CIVISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Халилов Тимур Александрович

В статье проанализированы основные подходы к формированию гражданских качеств личности и гражданского сознания, раскрыта роль модернизационных процессов в формировании гражданства современной молодежи; выявлены значимые для новой гражданской идентичности факторы, произведен структурный анализ гражданственности, дано авторское определение гражданственности; предложены модели гражданства как социально-политической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVISM AS A SOCIO-POLITICAL PRACTICE: TIMELY MODELS [1]

The article studies main approaches to formation of the civil personal characteristics and civil awareness. It discusses role of the enhancement processes in development of civil consciousness of the young people and relevant for the new civil identity factors. The author carries out a structural research of the civism characteristics, gives an original definition of the civism, and suggests models of civism as sociopolitical activities.

Текст научной работы на тему «Гражданство как социально-политическая практика: Актуальные модели [1]»

УДК 32.001 : 321

Халилов Тимур Александрович [email protected]

ГРАЖДАНСТВО КАК СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА: АКТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ [1]

Khalilov Timur Alexandrovich [email protected]

CIVISM AS A SOCIOPOLITICAL PRACTICE: TIMELY MODELS [1]

Аннотация:

В статье проанализированы основные подходы к формированию гражданских качеств личности и гражданского сознания, раскрыта роль модерни-зационных процессов в формировании гражданства современной молодежи; выявлены значимые для новой гражданской идентичности факторы, произведен структурный анализ гражданственности, дано авторское определение гражданственности; предложены модели гражданства как социально-политической практики.

Ключевые слова:

гражданство, гражданственность, политическая модернизация, гражданская идентичность, модели гражданства.

Summary:

The article studies main approaches to formation of the civil personal characteristics and civil awareness. It discusses role of the enhancement processes in development of civil consciousness of the young people and relevant for the new civil identity factors. The author carries out a structural research of the civism characteristics, gives an original definition of the civism, and suggests models of civism as sociopolitical activities.

Keywords:

civism, civic consciousness, political modernization, civil identity, models of civism.

Проблема гражданской идентичности в специфике развития современного мира приобретает особый смысл, оставаясь одной из важнейших тем в контексте дискурса о будущем России. В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер жизни российского общества, одной из основных задач политического развития является формирование чувства социальной ответственности граждан, гражданской зрелости. Наука, культура, образование при этом ориентированы на инициативное и продуктивное решение задач психолого-педагогического обеспечения социально-экономических и политических преобразований.

Гражданственность в настоящее время рассматривается как важная характеристика современного человека, предполагающая наличие чувства гражданского долга, ответственности за судьбы государства и гражданского общества, патриотизм. В странах нового и старого света быть гражданином - значит знать символы государства, участвовать в деятельности структур гражданского общества. Поэтому для эффективной реализации модернизационного проекта в современной России необходимо новое осмысление категории «модернизация» в аспекте определения субъектов модернизации, а именно - граждан страны.

Термины «гражданство» и «гражданственность» (в английском языке это один термин -«citizenship») имеют несколько значений. В самом простом значении термин «гражданство» используется для определения статуса гражданина - члена определенного политического образования или государства. Гражданство в этом смысле дает определенные права и обязанности, установленные законом, например, право голосовать, обязанность платить налоги и т.д. Гражданство иногда ассоциируется с национальностью (nationality), гражданство можно получить или лишиться его.

Термин «гражданственность» используется по отношению к участию в жизни и делах общества, к поведению и действиям гражданина. Иногда употребляется термин «активная гражданственность». Гражданственность в этом смысле относится к широкому диапазону деятельности -от голосования на выборах до проявления интереса к политическим и текущим событиям. Это относится не только к правам и обязанностям, установленным законом, но и к общим нормам поведения социального и морального характера, которые общество ожидает от своих граждан.

Наконец, термины «гражданство» и «гражданственность» используются по отношению к воспитательным и образовательным мероприятиям - то есть к процессу осознания, как стать активным, информированным и ответственным гражданином. «Гражданственность» в этом смысле известна как обучение гражданственности. Оно включает в себя любые виды обучения, от неформального дома или в ходе молодежной работы до более формальных форм в школах, университетах, обучающих организациях и на рабочих местах. Большинство людей в мире являются законными гражданами того или иного национального государства, в силу чего они наделены

определенными привилегиями или правами. Факт гражданства налагает также определенные обязанности, то есть то, выполнения чего государство ожидает от лиц, находящихся под его юрисдикцией. Таким образом, граждане исполняют определенные обязательства перед своим государством и в ответ вправе рассчитывать на защиту своих жизненно важных интересов.

В современном мире происходит переосмысление классических и концептуализация новых категорий публичного языка в соответствии с актуальными условиями протекания современного политического процесса. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменен на институт гражданства.

В России дается следующее определение гражданства: «...гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей» [2]. В Европе гражданство означает правовую связь между отдельным лицом и государством без указания этнического происхождения этого лица. Совет Европы рассматривает вопросы, касающиеся гражданства, на протяжении около 50 лет. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы используется термин «citizenship», который имеет то же значение, что и термин «nationality», используемый в Конвенции и в большинстве западноевропейских государств. Концепция гражданства была рассмотрена Международным судом в рамках дела Ноттебом. Суд определил гражданство как правовую связь, имеющую в качестве своей основы новый социальный факт привязанности, подлинную связь существования, интересов и чувств наряду с существованием взаимных прав и обязанностей [3].

На практике гражданство воплощается во множестве взаимодействий между индивидами, их ассоциациями и конкретными агентами, выступающими от имени государства. Эти взаимодействия протекают в определенной социальной и культурной среде, которая накладывает на них отпечаток. Существует две основные перспективы, из которых принято рассматривать феномен гражданства: перспектива солидарности, когда упор делается на принадлежности индивидов некоей (политической) общности; основные понятия рассуждения на тему гражданства становятся «консолидация», «интеграция» (часто - с предикатом «национальная»), «принадлежность», «идентичность», «обязательства»; перспектива конфликта, когда происходит смещение акцента с солидарности на неравенство, на процедуры, в результате которых определенным группам отказывают в доступе к социальным благам (или ограничивают такой доступ). Социально ориентированная модель гражданства акцентируется на праве на безопасность и социальную поддержку. Политически ориентированная модель гражданства акцентируется на праве голоса и участия в принятии политических решений.

Векторы развития института гражданства и связанных с ними практик в современной России достаточно красноречиво свидетельствует о противоречивости и «разнонаправленности» модернизационных процессов. Стратегическая задача современного этапа политического развития - расширить границы пространства граждански ориентированной модели гражданства.

На протяжении тысячелетий люди обсуждают идею гражданства, но и по сей день не существует полного единодушия в том, что же оно в точности означает. Понятие юридического гражданства представляется относительно простым: оно обычно связано с национальным государством и определяется положениями законов данной страны. Возможно, поэтому для многих людей понятие гражданства непосредственно связано с идеей патриотизма: «хороший гражданин» часто сочетается с «хорошим патриотом». Однако понятие гражданства является намного более сложным, чем просто «патриотизм». Если в традиционном смысле гражданство связано с пользованием правами, а также с выполнением обязанностей, то можно сказать, что в определенном смысле граждане не рождаются, а создаются. Например, преданность и ответственность - это качества, которые надо воспитывать и культивировать. Таким образом, если эти качества существенно необходимы для того, чтобы быть гражданином в полном значении этого понятия, то «настоящих» граждан надо воспитывать - в самом широком смысле этого слова. Эта задача актуальна для современного российского общества.

Становление новой российской государственности формирует объективную потребность в стабилизирующих элементах, как на общесоциальном, так и на групповом и индивидуальном уровнях. Не случайно в политической риторике, в прессе участилось употребление (хотя и с различным смыслом) понятий «согласие», «национальные интересы», «устойчивое развитие», «национальная идея». В этих условиях особенно ощутимой становится потребность в гражданственности, как интегрирующей основе, придающей государству и обществу устойчивость и долговечность.

Понятие «россияне» в качестве идентификационного термина в целом получило общественное признание и перешло в разряд актуализированных, работающих понятий. Уверенность

индивида в позитивности и ценности реалий окружающей его жизни, его гражданские убеждения способствуют формированию его позитивной идентичности. Применительно к современному российскому обществу можно говорить о наличии переходного типа гражданской идентичности, с одной стороны, совмещающей черты современного типа и традиционалистские ценности и установки, а с другой - амбивалентную идентичность: «советский человек» и «россиянин».

Гражданская идентичность - это тип идентичности, в основе которой лежит идентификация с обществом и государством. Она выступает как комплексная база для формирования массовых социальных практик, конституирующих и воспроизводящих данное общество как самостоятельную и специфическую систему.

Гражданская идентичность служит социальной интеграции на базе общих ценностей (в том числе через такие ценностные комплексы, как Родина, государство, страна), объективируется через отождествление индивидов с определенными позициями в социокультурном пространстве и фиксируется через социальные практики в конкретных полях идентификации. Базовыми полями для формирования гражданской идентичности выступают культурное, экономическое и политическое поля. В политическом поле гражданская идентичность реализуется через отношение к политической структуре общества, институтам власти, политическим организациям и лидерам, а также через политическое поведение и идеологические ориентации.

Гражданская идентичность современного российского общества несет в себе вероятность социальной дисфункции и деструкции, поскольку во многом строится на негативных проекциях во всех базовых полях идентификации. Продолжается процесс внутренней эмиграции человека в пространство частной жизни, субкультурные анклавы. Иерархия идентификаций в определенной мере переворачивается, и доминирующими выступают не глобальные (Родина, страна, государство), а локальные уровни идентичности (малая группа, субкультура, религия, национальность). Современная российская идентичность (в цивилизационных координатах) расщепляется на несколько: общегосударственная, локально-региональная и этнонациональная [4].

В настоящее время можно уже считать, что понятие «россияне» в качестве идентификационного термина в целом получило общественное признание, причем не только на экспертном, но и на массовом уровне. Но означает ли это победу принципа гражданства над принципом принадлежности к тому или иному этносу? Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, так как российская идентичность все еще глубоко погружена в национальный дискурс.

Становление российской идентичности происходит в поликультурной и мультиэтнической среде, с интенсификацией потоков миграции, тотальным этническим самоопределением. Эти факторы остро ставят вопрос о выработке оптимальной модели гражданской идентичности человека в современной России. В связи с этим возникает проблема возрастания значимости макросоциальной идентичности. Кризисный характер макроидентичности предполагает, что, наряду с негативными социальными процессами, характеризующими современное состояние российского идентификационного пространства, в обществе складываются тенденции, свидетельствующие об определенном развитии этого пространства, обогащении его новыми содержательными основаниями, то есть происходит не только трансформация общества, но и реконструкция гражданской идентичности. Как социологические опросы, так и электоральное поведение свидетельствуют об изживании раскола общества. По мере закрепления складывающегося консенсуса будет оформляться и концепция гражданской идентичности.

Советская модель идентичности была структурирована вокруг религиозного переживания идеологии. Новая идентичность не может быть идеологически или этнически центрированной в силу полицивилизационного и поликонфессионального характера российского общества, включения страны в глобальный контекст. Она может структурироваться вокруг ценностей секуляр-ного государства. Эти ценности выражаются в понятии гражданской нации.

Сохранение гражданской идентичности является важнейшей целью государства при решении задач обеспечения безопасности Российской Федерации в условиях глобализации, характеризующейся резким ускорением темпов интернационализации всех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Утрата суверенитета в этих сферах неизбежно приведет к утрате государственного суверенитета в целом.

Гражданская идентичность как осознание причастности к сообществу граждан того или иного государства представляет собой основу гражданского общества и выполняет интегрирующую роль в государстве. Гражданское самосознание - важнейшая часть общественного сознания, в которой сконцентрировано представление общества, отдельных его членов о самих себе, о своих социальных идеалах, о смысле, целях, ориентирах на будущее и т.п. Содержательно гражданская идентичность представляет собой общую лояльность населения государству, которая достигается через оформление отношений прав и обязательств между властью и

гражданином, эмоциональную привязанность к стране, и включает в себя идентификацию с гражданами страны, подкрепленную соответствующими моделями поведения.

Задачу обеспечения гуманитарной безопасности и формирования установок на формирование гражданских качеств невозможно эффективно решить без восстановления единого информационного и культурно-образовательного пространства.

Таким образом, наблюдается противоречивый характер развития института гражданства и связанных с ними практик в современной России. Стратегическая задача современного этапа политического развития - расширить границы пространства граждански ориентированной модели гражданства. Не вызывает сомнения, что в «настоящих» граждан надо воспитывать - в самом широком смысле этого слова, образовывать.

Ссылки и примечания:

1. Публикация подготовлена в рамках проекта «Формирование гражданского сознания и правовой культуры молодежи в полиэтничном регионе» ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», № 2012-1.412-000-3003-9531.

2. Федеральный закон РФ № 62-ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации», 2002 г. Статья 3. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc. (дата обращения: 21.11.2012).

3. Европейская конвенция о гражданстве, Совет Европы, 1997. URL: http://conventions.coe.int/treaty/rus/. (дата обращения: 21.11.2012).

4. См.: Иванова С.Ю. Современный российский патриотизм. Ростов н/Д, 2009.

References (transliterated) and notes:

1. The article is performed as a part of the project “Formation of the civic consciousness and legal culture of the young people in the multicultural region”, federal special-purpose program “Scientific, academic and teaching personnel of innovative Russia”, № 2012-1.4-12-000-3003-9531.

2. Federal'niy zakon RF № 62-FZ RF «O grazhdanstve Rossiyskoy Federatsii», 2002 g. Stat'ya 3. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc. (date of access: 21.11.2012).

3. Evropeyskaya konventsiya o grazhdanstve, Sovet Evropy, 1997. URL: http://conventions.coe.int/treaty/rus/. (date of access: 21.11.2012).

4. See: Ivanova S.Y. Sovremenniy rossiyskiy patriotizm. Rostov n/D, 2009.

- 4G1 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.