Научная статья на тему 'Влияние субъективных и объективных факторов на формирование уверенности у детей старшего дошкольного возраста в процессе выполнения физических упражнений'

Влияние субъективных и объективных факторов на формирование уверенности у детей старшего дошкольного возраста в процессе выполнения физических упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
473
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЕРЕННОСТЬ / САМООЦЕНКА / ТЕМПЕРАМЕНТ / ИНТЕРЕС / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / CONFIDENCE / SELF-APPRAISAL / TEMPERAMENT / INTEREST / PHYSICAL QUALITIES / MOTOR ACTIVITY / PERSONAL-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернобай Татьяна Александровна

В статье представлены результаты исследования по выявлению субъективных и объективных факторов, влияющих на формирование уверенности у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания. В условиях реализации образовательной системы «Школа 2100» рассматривается возможность использования личностно-деятельностного подхода, который обеспечивает развитие у детей не только компетентности и чувства аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства, но в значительной мере и чувства уверенности в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние субъективных и объективных факторов на формирование уверенности у детей старшего дошкольного возраста в процессе выполнения физических упражнений»

зы, ориентироваться в ситуации, всесторонне учитывать все обстоятельства и последствия своих действий и действий других людей. Владение способами защиты от различных угроз предполагает, с одной стороны, освоение принятых в обществе правил поведения в опасных ситуациях, с другой, - готовность к встрече с ситуациями, в которых правила поведения носят неоднозначный характер. Наконец, го-

товность к деятельности по обеспечению безопасности проявляется в умении вовремя обнаружить опасность, организовать себя и окружение на ее нейтрализацию, создать условия для недопустимости повторения в будущем.

Литература

1. Лызь, Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном пространстве вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.А. Лызь. - Ставрополь, 2006.

2. Маралов, В. Г. Педагогика и психология ненасилия в образовании / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. - М., 2012.

3. Междисциплинарный подход к решению проблем обеспечения безопасности живых, неживых систем и процессов / под ред. В.Г. Маралова. - Череповец, 2011.

4. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников / В.Н. Мошкин. - Барнаул, 2002.

5. Шершнев, Л.И. Формирование личности безопасного типа как отражение потребности общества и времени / Л.И. Шершнев // Безопасность: Информационный сборник. - 1994. - № 7 - 12.

УДК 371.7-796/799

ТА. Чернобай

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Г.Д. Бабушкин

ВЛИЯНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ И ОБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ УВЕРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В статье представлены результаты исследования по выявлению субъективных и объективных факторов, влияющих на формирование уверенности у детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

В условиях реализации образовательной системы «Школа 2100» рассматривается возможность использования личностно-деятельностного подхода, который обеспечивает развитие у детей не только компетентности и чувства аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства, но в значительной мере и чувства уверенности в себе.

Уверенность, самооценка, темперамент, интерес, физические качества, двигательная деятельность, личностнодеятельностный подход.

This article presents the results of the research on revealing the objective and subjective factors influencing the formation of confidence of senior pre-school children in the process of physical education.

In the context of realization of the educational system "School 2100” the possibility of using the personal-activity approach, that provides the development of not only competence and the feeling of affiliation (belonging to the group, family or community) as the components of self-respect, but also the feeling of self-confidence is considered.

Confidence, self-appraisal, temperament, interest, physical qualities, motor activity, personal-activity approach.

В соответствии с Федеральными государствен- разовательной программы дошкольного образования

ными требованиями к структуре основной общеоб- (приказ Министерства образования и науки Россий-

века способного противостоять опасностям и угрозам и не быть одновременно источником опасности для других людей, составляет позиция ненасилия. Она проявляется в способности личности строить отношения с другими людьми, природой, миром в целом на ненасильственной основе, что достигается посредством свободного и ответственного выбора, умения совершать ненасильственные действия и оказывать ненасильственное сопротивление. В тоже время только лишь овладение данной позицией не позволяет в полной мере отнести того или иного человека к безопасному типу. Для этого у него должны быть сформированы еще ряд компонентов, в частности: адекватное отношение к опасностям, владение способами защиты от различных угроз, наконец, готовность к деятельности по обеспечению безопасности.

3. Конкретизация выявленного психологического конструкта дала возможность определить некоторые основополагающие показатели его составляющих. Так позиция ненасилия характеризуется с внутренней стороны - самопринятием личности, уверенностью в себе, эмоциональной устойчивостью, с внешней поведенческой стороны - умением позитивно с принятием относиться к другим людям, совершать ненасильственные действия и оказывать ненасильственное сопротивление. Интегрирующим параметром позиции ненасилия является миролюбие. Адекватное отношение к угрозам выражается в способности человека не преувеличивать и не преуменьшать угро-

ской Федерации № 655 от 23.11.2009г.) содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В рамках решения задачи по формированию у детей потребности в физическом совершенствовании актуальным направлением считается формирование готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, включающей уверенность в своей физической подготовленности [2], [7], [9] и др. Решение этой задачи должно быть своевременным, вследствие бурного развития личности ребенка в дошкольном возрасте.

Неуверенность дошкольников в своей готовности к выполнению физических упражнений связана с отрицательными эмоциональными переживаниями, сдерживающими весь ход психофизического развития детей. У детей растет чувство тревоги, ощущение вины и собственной неумелости. Появляется чувство отрицательного отношения к самому себе, неуверенность при выполнении физических упражнений [3], [14] и др.

В условиях реализации Федеральных государственных требований личностно- деятельностный подход, лежащий в основе образовательной системы «Школа 2100», позволит обеспечить безопасность личностного проявления ребенка во всех образовательных ситуациях. Этот подход формирует активность ребенка, его готовность к деятельности, к решению проблемных задач за счет равнопартнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений с педагогом. Личностно-деятельностный подход с позиции ребенка предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним - познавательный мотив.

Этот подход означает принятие учебной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими детьми. Это является основой развития не только компетентности и чувства аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства, но в значительной мере и чувства уверенности в себе [1], [5], [11] и др.

На сегодня достаточно научных фактов, свидетельствующих об эффективности средств и методов формирования социальной уверенности и самооценки у дошкольников. Вместе с тем результаты проведенных исследований не раскрывают механизмы формирования уверенности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста с использованием доступных для детей средств физического воспитания. Наше исследование показало, что будет правомерным воздействие на эмоциональную сферу через

специально организованную двигательную активность [12].

Предполагается, что исследование проявления уверенности у детей старшего дошкольного возраста при выполнении физических упражнений даст возможность выявить влияние субъективных и объективных факторов на формирование уверенности. Это позволит создать необходимые организационные и педагогические условия, разработать методику формирования уверенности у детей с использованием формул самовнушения, внедрение которой в процесс физического воспитания будет способствовать более качественному выполнению физических упражнений.

Для определения факторов, влияющих на формирование самооценки и уверенности, нами было проведено изучение у детей темперамента, интереса к физическим упражнениям, качества и темпа выполнения физических упражнений. Обнаружилось их влияние на формирование уверенности и самооценки.

Таким образом, в процессе организации образовательного процесса мы можем учитывать консервативный фактор (темперамент), а другими (интерес, темп и качество выполнения упражнений) управлять при обучении детей физическим упражнениям.

Понимая темперамент как индивидуальное проявление личности, определяющий динамику психической деятельности, общую подвижность ребенка, эмоциональную возбудимость, следует подчеркнуть, что предметом особой заботы педагогов ДОУ должны быть дети с повышенной тревожностью, обладающие повышенной чувствительностью и слабостью нервной системы - меланхолики [8].

В настоящем исследовании показано, что заниженная самооценка свойственна детям с холерическим и меланхолическим темпераментом. По-видимому, это объясняется тем, что такие дети получают наибольшее количество эмоционально негативных оценок от окружающих детей: холерик - из-за своей чрезмерной и неуемной активности, а меланхолик, напротив, - из-за скованности и нерасторопности. Такие данные были зафиксированы нами в процессе наблюдения за детьми при выполнении физических упражнений. Аналогичные данные были получены и другими авторами [3], [4], [13] и др. при изучении взаимосвязи темперамента и личностных особенностей.

Для выявления типа темперамента нами была использована методика, предложенная Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко [10]. Наблюдения за детьми проходило в контрольных ситуациях, предложенных воспитателями ДОУ: «Как ведет себя дошкольник, если возникает необходимость действовать быстро, неотлагательно», «Как разговаривает дошкольник с другими детьми в значимых для него ситуациях», «Как реагирует дошкольник на замечания воспитателя», «Как ведет себя ребенок в привычной для него обстановке».

Результаты нашего исследования показывают, что в дошкольном возрасте многие свойства темпе-

рамента маскируются возрастной импульсивностью, слабостью нервной системы, неумением реагировать на те или иные ситуации, недостаточной физической подготовленностью. В своей экспериментальной работе мы ориентировались на преобладающий тип темперамента (табл. 1).

Таблица 1

Преобладающий тип темперамента у детей 5,5 - 6,5 лет (%)

Тип темперамента Возраст детей, лет

5,5 6,5

Холерический 12 13

Флегматический 23 21

Сангвинический 56 50

Меланхолический 9 16

Дальнейшему анализу были подвергнуты результаты выявления типа темперамента и проявления уверенности и самооценки у детей при выполнении физических упражнений.

Из всей выборки наблюдаемых детей (120 человек) двух возрастных групп были сформированы три группы с учетом уверенности и самооценки. Первую группу составили уверенные дети; вторую группу -самоуверенные, третью - неуверенные. С учетом сформированности самооценки были также выделены три группы. Первую группу составили дети с завышенной самооценкой; вторую группу - с адекватной самооценкой; третью группу составили дети с заниженной самооценкой. Результаты проявления темперамента с учетом уверенности и самооценки представлены в табл. 2.

Таблица 2

Проявление уверенности и самооценки у детей с различным типом темперамента (%)

Личностные качества Тип темперамента

Холе рик Сангви- ник Флег- матик Мелан- холик

1. Уверенность:

- самоуверенность 30 45 25 15

- уверенность 40 45 30 25

- неуверенность 30 10 45 60

2. Самооценка:

- завышенная 55 25 20 5

- адекватная 45 45 40 40

- заниженная 5 30 40 55

Анализируя проявление уверенности и самооценки у лиц с различным типом темперамента, следует отметить, что темперамент оказывает существенное влияние на проявление уверенности детей при выполнении физических упражнений. У представителей сангвинического и холерического типов темперамента преобладают лица с уверенностью и самоуверенностью. У лиц флегматического и меланхоли-

ческого типов темперамента преобладают лица с неуверенностью.

Показано также, что тип темперамента оказывает влияние на проявление самооценки детей при выполнении физических упражнений. У представителей холерического типа темперамента преобладают лица с завышенной и адекватной самооценкой. Сангвиникам свойственна адекватная самооценка. Флегматикам и меланхоликам характерна адекватная и заниженная самооценка.

Установленные факты нацеливают нас на организацию индивидуального подхода (с учетом типа темперамента) к формированию уверенности и адекватной самооценки у детей при выполнении физических упражнений. Организация индивидуального подхода должна предусматривать характер применяемых упражнений, их дозировку, характер педагогических воздействий при обучении средствам психорегуляции и физическим упражнениям.

Таким образом, исследование типа темперамента и проявления уверенности и самооценки при выполнении физических упражнений позволяет констатировать, что темперамент - это фактор, обусловливающий формирование уверенности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

В своем исследовании мы предполагали, что значимым фактором формирования уверенности и самооценки может быть интерес детей 5,5 - 6,5 лет к выполнению физических упражнений. Для выявления влияния этого фактора у детей была выявлена сформированность интереса с помощью метода наблюдения. При наблюдении за детьми при выполнении физических упражнений были использованы критерии интереса, разработанные Н.А. Бойченко [6].

Выявление степени устойчивости интереса к физическим упражнениям показало следующее: в первой возрастной группе (5,5 лет) среднее значение интереса составило х = 2,1 ± 0,21 (балла); во второй возрастной группе (6,5 лет) среднее значение интереса составило х = 2,2 ± 0,25 (балла). Различий в сформированности интереса к физическим упражнениям между возрастными группами не обнаружено.

В процессе наблюдения выявлена значительная часть детей с недостаточно устойчивым интересом к выполнению физических упражнений и малое число лиц с устойчивым интересом. Это можно считать естественным, как в силу возрастного развития детей, так и в силу отсутствия целенаправленного формирования у детей интереса к выполнению физических упражнений. Достоверных различий в проявлении интереса к выполнению физических упражнений у детей 5,5 и 6,5 лет не обнаружено.

В качестве следующего фактора, влияющего на формирование уверенности и самооценки, было взято качество выполнения физических упражнений детей.

Качество выполнения физических упражнений детьми обеих возрастных групп характеризуется как среднее. Особенно низкие оценки получены при выполнении упражнений, связанных с проявлением координации, равновесия, ловкости. Более высокие оценки получены при выполнении упражнений ско-

ростно-силового характера (прыжки в высоту и длину, бег на скорость). Дети второй возрастной группы (6,5 лет) выполняют физические упражнения несколько лучше: из девяти упражнений в четырех из них получены оценки значительно выше, чем в первой возрастной группе (5,5 лет). Это можно считать правомерным и естественным.

Проведение корреляционного анализа показало также наличие связи уверенности и самооценки с качеством выполнения физических упражнений.

Мы полагаем, что об уверенности и характере самооценки можно судить по темпу выполнения физических упражнений. Методом наблюдения, ориентируясь на критерии, разработанные В. Н. Шебеко, В. А. Шишкиной, Н.Н. Ермак [15], мы выявляли темп выполнения физических упражнений детьми. Сравнительный анализ результатов исследования темпа движений при выполнении физических упражнений показал, что различий в проявлении темпа движений между возрастными группами 5,5 и 6,5 лет не обнаружено.

Изучение проявления уверенности и самооценки у детей старшего дошкольного возраста и факторов, их обусловливающих, позволяет представить схематично этот процесс (рис. 1).

Рис. 1. Проявление уверенности при выполнении физических упражнений

Таким образом, исследование позволило определить объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование адекватной самооценки и уверенности у дошкольников при выполнении физических упражнений и определиться с основным направлением дальнейшего исследования.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. - М., 1980. - Т. 2. - С. 129 - 267.

2. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. - М., 1988.

3. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина // Вопросы психологии. - 2001. - № 4. - С. 31 - 39.

4. Бондаревская, Е.В. Теория и методика личностноориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - М., 2000.

5. Брайент, Дж. Кретти Психология в современном спорте / Дж. Кретти Брайент. - М., 1978.

6. Гаврилова, Е.Н. Формирование интереса к физическим упражнениям у малоподвижных детей старшего дошкольного возраста / Е.Н. Г аврилова. - Омск, 2002.

7. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики /Л.П. Гримак. - М., 1989.

8. Кожухова, Н.Н. Тория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Н. Н. Кожухова, А. А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М., 2003.

9. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. - М., 1991.

10. Лаврентьева, Г.П. Практическая психология для воспитателя / Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко. - Киев, 1992.

11. Леонтьев, А.Н. О формировании способностей / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1960. - № 1. - С. 7 - 17.

12. Морозова, И.С. Формирование интеллектуального потенциала детей дошкольного возраста в процессе физкультурной деятельности / И.С. Морозова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 2. - С. 19 -21.

13. Семейкин, А.И. Актуальные проблемы физического и трудового воспитания дошкольников / А.И. Семейкин, В.Ф. Красавина, В.А. Дударь и др. - Омск, 2000.

14. Швец, Л.Д. Проблемы психодиагностики и тревожности дошкольника / Л.Д. Швец, С.А. Присяжных // Материалы научной и методической конференции по итогам работы в 1991-92 г. - Хабаровск, 1993. - С. 47.

15. Шебеко, В. Н. Формирование самооценки дошкольника в двигательной деятельности/ В. Н. Шебеко // Спортивный психолог. - 2008. - № 2. - С. 22 - 25.

УДК 372.881.111.1:81 ’246.3

В.В. Чистякова

ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ АРГУМЕНТИРОВАННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА ВТОРОМ ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются возможные подходы к отбору и организации комплекса упражнений, позволяющего оптимизировать обучение аргументирующему высказыванию на втором иностранном языке (английский после немецкого). Основное внимание уделяется возможностям развития у студентов дискурсивной компетенции за счет использования культурно ориентированных проблемных задач в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.