Научная статья на тему 'Динамика психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста при обучении плаванию'

Динамика психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста при обучении плаванию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
440
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лобанова Ю. О., Дрыгина Л. А.

Представлена типоспецифичная методика начального обучения плаванию с учетом конституциональных особенностей детей дошкольного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лобанова Ю. О., Дрыгина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика психолого-педагогических характеристик детей дошкольного возраста при обучении плаванию»

ДИНАМИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ

Ю.О. Лобанова, Л.А. Дрыгина

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Представлена типоспецифичная методика начального обучения плаванию с учетом конституциональных особенностей детей дошкольного возраста.

Введение

В дошкольном возрасте ребенок еще очень импульсивен, свои решения он принимает под влиянием непосредственных побуждений, а не в результате обдумывания. Его действия характеризуются непроизвольностью, подражательностью, внушаемостью. На протяжении дошкольного возраста в развитии воли происходят существенные изменения; поведение ребенка становится все более произвольным, обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными. Ребенок приобретает способность к преодолению препятствий, освобождается от случайной внешней зависимости. Адекватно ведет себя не только в условиях, когда он ждет награды или наказания. Но и на основе внутренних побуждений - данного слова, данного обещания, какого-то правила.

В деятельности ребенка возникает совпадение мотивов, умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий на протяжении довольно значительного промежутка времени.

Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним взрослых, степень и своевременность их помощи ребенку. Недостаточная степень самостоятельности ребенка или полное ее отсутствие часто являются показателем чрезмерной этой помощи и служит препятствием для осознания ребенком своих возможностей, само регуляции и развития и инициативности. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Для дошкольников характерна завышенность самооценки, что позволяет ему свободно осваивать новые сферы действительности и является с одной стороны, залогом успешности, а с другой стороны служит источником противоречия между желаемым и действительным, обнаруживается необходимость соответствия своей завышенной самооценке, что влечет за собой развитие. Условиями, определяющими развитие, является все то, что определяет развитие вышеперечисленных базисных характеристик личности ребенка.

Средства и методы физического воспитания в этом возрасте связаны с развитием двигательной активности, формированием целей и мотивов, которые побуждают детей этого возраста выполнять физические упражнения.

В дошкольном возрасте дети очень подвижны, непоседливы. Но движения их еще несовершенны. В скелете дошкольника много хрящевой ткани, поэтому он очень гибок, а мышцы его слабы, следовательно, в этот период ребятам доступны упражнения, требующие быстроты, ловкости, но небольших мышечных усилий. Чем подвижнее дошкольник, тем быстрее развивается его мускулатура и совершеннее становиться координация движений. Как показывает практика, дети в 6-7 лет могут начинать заниматься фигурным катанием, плаванием, общеразвивающими гимнастическим упражнениями, могут учиться бегать на коньках, ходить на лыжах. В этот период у детей более уверенными становятся те движения, которыми они овладели в преддошкольном возрасте: ходьба, бег, лазание, бросание, ловля мяча и др. В дошкольном возрасте дети учатся выполнять некоторые новые движения (например, прыжки с места и с разбега и др.). Дошкольники могут специально сосредоточивать свое внимание на выполняемых движениях, у них возрастает возможность к волевому напряжению, они способны прилагать волевые достаточные усилия для достижения даже отдаленной цели.

В успешном овладении физическими упражнениями в возрасте 5-6 лет огромную роль играют конкретно поставленные задачи, их понимание, действенные мотивы, которые побуждают ребенка выполнять данные упражнения.

Для данного исследования были использованы метод тестирования, анкетирования и метод математической статистики.

Характеризуя отношение детей к учебным занятиям плаванием, можно констатировать, что у мальчиков и девочек экспериментальной группы достоверно улучшились показатели активности (соответственно 13,9 и 14,3 %), желания заниматься плаванием (18,4 и 16,2 %), настроения (20,0 и 17,1 %).

В этой группе (при пятипроцентном уровне значимости) позитивно изменились показатели способности к преодолению трудностей (мальчики -8,3 %, девочки - 15,2 %) и дисциплинированности (мальчики - 7,5 %, девочки - 10,0 %). Средний показатель, характеризующий отношение данного контингента к занятиям плаванием, изменился так же существенно (пятипроцентный уровень значимости) (мальчики - 13,5 %, девочки - 14,4%).

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2

Таблица 1

Отношение детей различных групп к занятиям плаванием (по данным экспертов), баллы

сл

«о

№ п/п Показатели Пол Контрольная Экспериментальная Конечная межгруп-повая достоверность различий

Этапы обследования

начальный конечный прирост, % достоверность различий начальный конечный прирост, % достоверность различий

1 Настроение м 3,6 3,9 8,3 <0,05 3,5 4,2 20,0 <0,01 <0,05

д 3,5 3,8 8,6 <0,05 3,5 4,1 17,1 <0,01 <0,05

2 Активность м 3,7 3,8 2,7 >0,05 3,6 4,1 13,9 <0,01 <0,05

д 3,6 3,7 2,8 >0,05 3,5 4,0 14,3 <0,01 <0,05

3 Дисциплинированность м 4,0 4Д 2,5 >0,05 4,0 4,3 7,5 <-0,05 <0,05

д 4,1 4,2 2,4 >0,05 4,0 4,4 10,0 <0,05 <0,05

4 Желание заниматься м 3,9 4,1 5,1 >0,05 3,8 4,5 18,4 '•0.01 <0,0*

плаванием д 3,7 4,0 8,1 <0,05 3,7 4,3 16,2 '0,01 <0,05

5 Способность м 3,6 3,7 2,8 >0,05 3,6 3,9 8,3 <0,05 >0,05

к преодолению д 3,3 3,4 3,0 >0,05 3,3 3,8 15,2 <0,05 <0,05

трудностей

6 Средний показатель м 3,76 3,92 4,3 >0,05 3,70 4,20 13,5 <0,01 <0,05

д 3,64 3,82 4,9 <0,05 3,60 4,12 14,4 -0,01 <0,05

I

О)

і

■8

с

І

с

35

а

1

ф

с<

Лобанова Ю.О., Дрыгина Л.А. Динамика психолого-пвдагогичесних

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

В контрольной группе только отдельные анализируемые показатели (настроения, желания заниматься физической культурой) изменились достоверно. Несколько улучшились, но остались на недостаточном уровне показатели способности к преодолению трудностей, активности и дисциплинированности. Количественные данные по изучаемым показателям представлены в табл. 1.

По большинству анализируемых показателей отношения детей к занятиям плаванием отмечается достоверное преимущество испытуемых экспериментальной группы в конечном обследовании.

Таким образом, специфичная методика обучения плаванию способствует позитивному отношению дошкольников к данным занятиям, а традиционная методика обучения плаванию оказывает меньшее влияние на данные характеристики. В начальном обследовании показатели взаимоотношения детей в группах были приблизительно одинаковы.

В основном все анализируемые характеристики (средние показатели) варьировали в диапазоне 4-5 баллов.

В конечном обследовании у мальчиков экспериментальной группы достоверно улучшились показатели дружелюбия, удовлетворенности, продуктивности, сотрудничества и успешности. Средний показатель анализируемых характеристик составил 2,45 баллов.

У девочек данной группы наиболее существенно изменились показатели теплоты, взаимной поддержки, дружелюбия. Средний результат так же существенно улучшился и составил 2,53 баллов. У испытуемых контрольной группы анализируемые показатели взаимоотношения изменялись несущественно.

Таким образом, экспериментальная методика обучения технике плавания с учетом конститу-

циональных особенностей позволяет улучшить атмосферу в группах, повысить продуктивность и сотрудничество, увлеченность, удовлетворенность и успешность.

Личность ребенка состоит из комплекса устойчивых признаков, куда входит и темперамент. Понятие темперамент обозначает одну из важных подструктур индивидуальности, которая оказывает влияние на особенности деятельности и поведения детей. Темперамент имеет разнообразные жизненные проявления, которые необходимо учитывать при индивидуальном подходе к общению и воспитанию. Различия темперамента детей проявляются в особенностях эмоциональной сферы, общении.

В табл. 2 представлено процентное соотношение девочек дошкольного возраста с учетом типа конституции и темперамента. После проведения теста были получены следующие данные в А-Т типе преобладает меланхолический тип темперамента (12,5 %), а холериков наименьшее количество - 3,75 %. Сангвиники и флегматики находятся в равных процентных соотношениях по 6,25 %. В Д типе преобладание было выявлено в холеричном и флегматичном типе 12,5 % и 10 % соответственно, меланхоликов - 7,5 %, сангвиников 6,25 %. В М типе конституции большое преобладание холериков 16,25 %, а наименьшее количество меланхоликов 5 %, сангвиников и флегматиков 7,5 % и 6,25 % соответственно.

В табл. 3 представлено процентное соотношение мальчиков 5-6 лет с учетом типа конституции и темперамента.

У мальчиков А-Т типа преобладает количество меланхоликов 15 %, у М типа - холерики 18,75 %, у Д 10 % холерики. В меньшей мере у А-Т выражены холерики и сангвиники 5 % и 6,25 % соответственно, у М - меланхолики 2,5 % и флегматики 5 %, у Д - сангвиники 5 %. У мальчиков Д

Таблица 2

Определение темперамента у девочек 5-6 лет с учетом типа конституции

№ Типы темперамента Возраст (лет) Типы конституции

А-Т Д М

1 Меланхолик 5-6 12,5 % 7,5 % 5%

2 Холерик 5-6 3,75 % 12,5 % 16,25 %

3 Сангвиник 5-6 6,25 % 6,25 % 7,5 %

4 Флегматик 5-6 6,25 % 10% 6,25 %

Таблица 3

Определение темперамента у мальчиков 5-6 лет с учетом конституции

№ Типы темперамента Возраст (лет) Типы конституции

А-Д Т М

1 Меланхолик 5-6 15% 7,5 % 2,5 %

2 Холерик 5-6 5% 10% 18,75%

3 Сангвиник 5-6 6,25 % 5% 7,5 %

4 Флегматик 5-6 10% 7,5 % 5%

Лобанова Ю.О., Дрыгина Л.А.

Динамика психолого-педагогических _____________характеристик детей...

типа равное процентное соотношение меланхоликов и флегматиков 7,5 %. Так же, как ведущий тип темперамента у А-Т выделяется флегматик 10 %, а у М - сангвиник - 7,5 %.

Преобладание типа темперамента в значительной мере влияет на сроки освоения упражнений на воде в различных типах конституции.

Идентификация типов конституции открывает широкие возможности для внедрения дифференцированного подхода в практику начального обучения плаванию. Проблема индивидуализации в условиях массового обучения плаванию наиболее важная и трудная задача организации физкультурно-оздоровительного процесса. Открывается возможность учета индивидуально-типологических особенностей ребенка, что, безусловно, повышает эффективность начального обучения плаванию.

Учебный процесс по начальному обучению плаванию становится управляемым и гарантирует успешное усвоение программы обучения всеми дошкольниками.

Наибольший эффект в начальном обучении плаванию был достигнут при применении типоспецифичной методики формирования двигательных действий. Одним из важных достижений, позволяющим говорить о позитивном влиянии новой организационной формы занятий, явилось повышение социального комфорта, а также социальной активности испытуемых.

Вывод

Типоспецифичная методика начального обучения плаванию с учетом конституциональных особенностей детей дошкольного возраста улучшает атмосферу в группах, повышает продуктивность, увлеченность и удовлетворенность занятиями, ускоряет процесс формирования навыков элементов плавания, обеспечивает эффективность начального обучения плаванию, повышает экономичность учебного процесса, создает предпосылки для повышения качества подготовки юных пловцов на начальных этапах тренировки.

Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура», выпуск 7, том 2

61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.