Научная статья на тему 'Влияние стрессовой ситуации на успеваемость учащихся в общеобразовательной школе'

Влияние стрессовой ситуации на успеваемость учащихся в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5022
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОВАЯ СИТУАЦИЯ / ЭМОЦИИ / УЧАЩИЕСЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ / УРОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Избасарова Р.Ш., Крутикова Е.

Влияние стресса на организм человека может быть как положительным, так негативным. К положительным переменам приводят стрессы не слишком сильные и продолжительные. Однако, если воздействие стресса интенсивное, резкое, затянутое по времени, то оно носит разрушительный характер. Стрессовое состояние учащихся снижает уровень их успеваемости, а затяжной стресс не только вредит здоровью ребенка, но и отрицательно влияет на мотивационную сторону обучения. Ученик в стрессовом состоянии не только раздражен и не восприимчив к обучению, но и может негативно влиять на окружающих детей, создавая нездоровую обстановку в классе. Стрессы могут быть: физические и психологические. Были выявлены признаки, причины, а также влияние школьного стресса на организм и психическое состояние ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние стрессовой ситуации на успеваемость учащихся в общеобразовательной школе»

облачные технологии и для себя. В пример можно привести создание расписания учебных занятий, консультаций, указание сроков сдачи проектов, рефератов, информирование студентов о переносе или отмене занятий.

Следовательно, облачные технологии расширяют возможности преподавателя: для использования в учебном процессе не требуется лицензионное программное обеспечение; эффективный инструмент для разработки индивидуальных методов обучения; работать можно не только непосредственно в аудитории, но и в любой точке, где есть выход в интернет; один документ может редактироваться несколькими людьми одновременно (организация групповых проектов, дистанционной работы) [1].

Использование облачных технологий высшими учебными заведениями - перспективное направление в сфере высшего образования [2], которое позволяет существенно оптимизировать процесс высшего образования. При переходе на новые образовательные стандарты 4 поколения облачные технологии формируют профессионально-информационные компетенции преподавателей и обучающихся, к тому же позволяют сделать виртуальное образовательное пространство более открытым.

Список использованной литературы:

1. Ваганова О.И., Дворникова Е.И., КутеповМ.М., Лунева Ю.Б., Трутанова А.В. Возможности облачных технологий в электронном обучении // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - № 6. - С.183-187.

2. Архипова Е.С., Федякова Н.Н. Облачные технологии в высшем образовании // ОГАРЁВ-ONLINE. -Издательство: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. - 2017. - № 2 (91) // http://elibrary.ru/item.asp?id=29109730.

© Вотякова Л.Р., 2018

УДК 372.857

Избасарова Р.Ш.

к.п.н., профессор Казахского национального педагогического университета им.Абая

Казахстан Крутикова Е.

магистрант Казахского национального педагогического университета им.Абая

Казахстан, e-mail: aseri11@mail.ru

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ НА УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Влияние стресса на организм человека может быть как положительным, так негативным. К положительным переменам приводят стрессы не слишком сильные и продолжительные. Однако, если воздействие стресса интенсивное, резкое, затянутое по времени, то оно носит разрушительный характер.

Стрессовое состояние учащихся снижает уровень их успеваемости, а затяжной стресс не только вредит здоровью ребенка, но и отрицательно влияет на мотивационную сторону обучения. Ученик в стрессовом состоянии не только раздражен и не восприимчив к обучению, но и может негативно влиять на окружающих детей, создавая нездоровую обстановку в классе.

Стрессы могут быть: физические и психологические. Были выявлены признаки, причины, а также влияние школьного стресса на организм и психическое состояние ученика.

Ключевые слова:

стресс, стрессовая ситуация, эмоции, учащиеся, общеобразовательная школа, учитель, урок.

~ 138 ~

Проблема стресса актуальна в жизни каждого человека. В школьные годы каждый ученик сталкивается со стрессовыми ситуациями каждый день. Очень важно научиться предвидеть эти ситуации и противостоять стрессу.

Когда мы говорим о борьбе со стрессом, то понимаем возможность ослабления отрицательных последствий стресса или борьба с результатом стресса.

Если же учитель заранее хочет ослабить нежелательные, плохие последствия стресса, которые еще не наступили, но которые ожидаемы, то прежде всего по возможности необходимо устранить источники вызывающие стресс изменений.

Влияние стресса на организм человека может быть как положительным, так негативным. К положительным переменам приводят стрессы не слишком сильные и продолжительные. Однако, если воздействие стресса интенсивное, резкое, затянутое по времени, то оно носит разрушительный характер.

Стрессовое состояние учащихся снижает уровень их успеваемости, а затяжной стресс не только вредит здоровью ребенка, но и отрицательно влияет на мотивационную сторону обучения. Ученик в стрессовом состоянии не только раздражен и не восприимчив к обучению, но и может негативно влиять на окружающих детей, создавая нездоровую обстановку в классе.

Стрессы могут быть: физические и психологические. Физические - возникают от ощущения голода, жары, жажды, холода, инфекции и пр. Психологические стрессы являются следствием сильного нервного перенапряжения [1].

Стресс и эмоции сопутствуют друг другу. В пользу разделения механизмов стресса и эмоций говорят следующие данные:

1. Эмоции разнонаправлены (положительные и отрицательные), их механизмы различны, а стресс всегда однонаправлен — на мобилизацию жизненных сил организма, независимо от последующей направленности («знака») эмоций.

2. Величина стрессовой реакции прямо зависит от силы стрессора, а иногда и превышает ее. У эмоций эта зависимость более многозначна и значительно менее жестка.

3. При всем внешнем сходстве исполнительных структур мозга (гипоталамус) конкретные зоны их инициации различны.

4. Стресс и эмоции выполняют разные функции.

Итак, можно считать, что стрессор вызывает избыточную реакцию на неосознаваемом уровне, обеспечивая необходимую степень гомеостаза, и только затем возникающие эмоции вводят свои переключающие, и, особенно, компенсаторные механизмы для осознания, упорядочения 1 оценки адекватности реакции организма [2].

Так как каждый возрастной период характеризуется определенным уровнем физического, психического и социального развития, то для учителя не просто необходимо знать эти особенности, а главное уметь их учитывать и целенаправленно использовать, чтобы максимально способствовать раскрытию возможностей и способностей своих учеников. А игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению возможности усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения.

Причины школьного стресса

Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности ребенку необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым. Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать у первоклассника стрессовое состояние.

Признаки школьного стресса

Признаки стрессового состояния могут проявляться в таких симптомах:

- В трудностях во время засыпания и беспокойном сне;

- Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;

- Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

- Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.

- Тревожности и непоседливости.

- Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;

- Упрямства;

- Постоянном жевании ребенком чего-то, очень жадному, без разбора, глотании пищи (иногда, наоборот, наблюдается стойкое нарушение аппетита);

- Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;

- Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;

- Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;

- Повышенной тревожности;

Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

Влияние стресса на рост и развитие

Хронический стресс, что официально доказано, снижает показатели роста и развития у детей младшего и среднего возраста, что связано с угнетением выработки соматотропного гормона (гормона роста) передней долей гипофиза.

Влияние стресса на память

Длительная выработка кортизола и других стероидных гормонов, под воздействием стресса, стимулирует метаболическую активность большинства клеток организма, особенно - нейронов, которые очень чувствительны к долгим нагрузкам. Метаболическая активность также повышена и в гиппокампе -основной области головного мозга, связанной с хранением памяти, что, при длительном воздействии, вызывает разрушение нервных клеток это области. Такое явление носит необратимый характер и проявляется, прежде всего, в нарушениях кратковременной памяти. Длительная память, как правило, не страдает.

Влияние стресса на вес

Для хронического стресса характерно накопление жировых отложения на поверхности внутренних органов и тканей, что связано, с некоторым смещением процессов метаболизма. Такое явление часто приводит к дополнительным патологиям, особенно со стороны сердечно-сосудистой и мочеполовой систем. Что касается подкожных жировых накоплений, то для них характерно снижение объемов.

Учеба может стать у школьников источником стрессовых ситуаций. Школьный стресс — это широкое понятие, его частная форма — экзаменационный стресс. Он является главной причиной, вызывающей психическое напряжение у выпускников. Подготовка и сдача экзаменов вызывают большое напряжение организма школьников: интенсивная умственная деятельность, ограничение двигательной активности, нарушение отдыха и сна, эмоциональные переживания.

Экзаменационный невроз или экзаменационный стресс характеризуется различными нарушениями вегетативных функций: изменением электрического сопротивления кожи, ее температуры, потоотделения, частоты сердечных сокращений, артериального давления, сужением или расширением кровеносных сосудов, частоты дыхания, расстройством пищеварительной системы, выделением слюны, изменением диаметра зрачка, работы сфинктеров, меняется электрическая активность мозга, гомеостаз, основной обмен, у девушек часто наблюдается расстройство менструального цикла. Чаще всего обучающиеся отмечают состояние тревоги и депрессии, быструю утомляемость, нарушение сна.

При сильном стрессе наряду с перечисленными изменениями меняется общее поведение человека, возникает общая реакция возбуждения, проявляющаяся в беспорядочных, некоординированных движениях, жестах, сбивчивой и неясной речи. При чрезмерном стрессовом воздействии наблюдается обратная реакция — общее торможение, скованность, отказ от деятельности.

Повышенная тревожность в период подготовки и сдачи экзаменов может привести к снижению результатов. Тревожность — это эмоциональное состояние, связанное с предчувствием опасности, неудачи. Выражается в беспокойстве, озабоченности, беспомощности и неопределенности, особенно обостряющихся в присутствии более подготовленных товарищей. Тревожность может сопровождаться

~ 140 ~

учащением дыхания, сердцебиения, повышением артериального давления. У каждого человека по-разному проявляются симптомы тревожности, он остро реагирует на неудачи, хуже работает в стрессовых ситуациях [3].

Таким образом, мы рассмотрели теоретическую сторону психоэмоционального стресса на организм школьника. Считаем, что учитывать данные положения необходимо для успешности процесса обучения.

Учитель в своей практике должен объяснять учащимся о необходимости принципиального изменения образа жизни, принятия меры физического воздействия, изменить режим и формулу питания, обеспечить регулярный и продолжительный сон, интенсифицировать интимные отношения, во

Анализ литературных данных и результаты собственных исследований позволяют выдвинуть несколько новых утверждений о механизмах начальных этапов развития стрессовой реакции.

1. По феноменологии, развитию, механизмам и роли в адаптивных реакциях организма стресс отличается от дистресса (который в литературе упорно называется стрессом с тем или иным прилагательным), эмоций, функциональных состояний.

2. Стресс протекает на неосознаваемом уровне, но последующее поведение может модулироваться после оценки мозгом стрессогенности фактора среды, возникновения эмоциональной реакции и принятия решения о необходимой стратегии действия.

3. Включение стрессовых механизмов осуществляется активностью соответствующих анализаторов, воздействующих нейрогенным путем.

Необходимо учителю попытаться сделать это психологической тренировкой холерического темперамента ученика. Напротив, если стресс учащиеся уже испытали, им следует научиться им управлять

- совладать с ним, суметь восстановить прежнее свое состояние. Умеренный стресс может быть постепенно снижен физическими упражнениями или лечением - например, йогой или иными восточными методами. При сильном стрессе часто необходима еще и психотерапия. Существует способ поведенческой терапии, позволяющий ученику научиться контролировать реакции на стресс через познание физиологических процессов, происходящих в теле при стрессе. Иногда простое изменение окружающей обстановки может оказать терапевтический эффект.

Список использованной литературы

1. Селье Г. Стресс без дистресса. пер. с англ. - М., Прогресс, 1982 (Selye H., Stress Without Distress. Philadelphia, J.B.Lippincott Co., 1974) - 350с.

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для вузов.- Москва: Академия, 2005.

- 352 с.

3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

© Избасарова Р.Ш., Крутикова Е., 2018

УДК 378.14

Каримов М.Ф.

канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ

г. Бирск, РФ E-mail: KarimovMF@rambler.ru Валиева Л.А. преподаватель математики НМК г. Нефтекамск, РФ

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СТРУДЕНТАМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

Аннотация

Выделены особенности изучения методологии математического моделирования объектов, процессов

~ 141 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.