№ 5 (47), 2008 г.
Аграрный вестник Урала
65
Ветеринария
ВЛИЯНИЕ СТРЕССА НА ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
И ПАДЕЖ ПОРОСЯТ
Г.В. КОРНЕВА,
кандидат ветеринарных наук, доцент
Н.Г. МОНОВА,
старший преподаватель
Т.И. БРЕЗГИНОВА,
кандидат ветеринарных наук, доцент
М.В. ВОЛКОВА,
кандидат ветеринарных наук, доцент
Г. С. ТИМОФЕЕВА,
кандидат ветеринарных наук, доцент,
Ивановская ГСХА им. акад. Д.К. Беляева, г. Иваново
Ключевые слова: синдром стресса, причины, заболеваемость, падеж.
Благодаря научным разработкам в области ветеринарии, а также работе ветеринарной службы значительно улучшилось состояние свиноводческих хозяйств, снизилась заболеваемость, уменьшились потери продуктивности и падеж животных. Однако при промышленном ведении животноводства некоторые технологические операции, а также сильное и непродолжительное воздействие неблагоприятных факторов внешней среды вызывают у животных стрессовые явления различной интенсивности и продолжительности, которые сопровождаются увеличенным распадом питательных веществ, снижением прироста живой массы и общей продуктивности, ухудшением сохранности и даже гибелью животных [1]. Особенно много стресс-факторов в свиноводстве.
Сотрудники факультета ветеринарной медицины и биотехнологии в животноводстве ФГОУ ВПО «Ивановская ГСХА имени акад. Д.К. Беляева» в течение ряда лет успешно сотрудничали с ветеринарной службой одного из свинокомплексов Ивановской области. Оценивали эффективность специфической профилактики инфекционных болезней молодняка, в том числе экспериментальных вакцин против сальмонеллеза и колибактериоза. Изучали эффективность применения интерферона и мик-сокина в условиях свинокомплекса [2, 3]. Для определения причин падежа и выбраковки поросят с доращивания проводили вскрытие трупов и осмотра туш и органов вынужденно убитых поросят, а также бактериологическое исследование патматериала и мазков-отпечатков со слизистой кишечника. Несмотря на хороший эффект от профилактических мероприятий, в группе доращивания начал увеличиваться процент поросят, отстававших в росте, и падеж среди них.
Цель и методика исследований Учитывая вышеизложенное, целью работы явилось изучение:
- причин отставания в росте и паде-
жа поросят с доращивания;
- гистологических изменений в надпочечниках и органах иммунной системы у поросят с патологоанатомической картиной стресса;
- технологии содержания животных и их кормления для установления основных стресс-факторов.
Материалом для исследования послужили результаты вскрытия 360 трупов, а также осмотра 60 туш и органов убитых в качестве санитарного брака поросят, принадлежавших одному из свинокомплексов Ивановской области.
Нозологический диагноз ставился на основании обнаруженных патологоанатомических изменений, результатов проведенных бактериологических исследований, с учетом эпизоотической ситуации.
От десяти вынужденно убитых, как санитарный брак, поросят и четырёх контрольных животных взят материал для гистологического исследования (надпочечники, кусочки лимфоузлов, селезенки), который фиксировали в 12% растворе формалина, уплотняли заливкой в парафин. Срезы толщиной 5-7 мкм окрашивали гематоксилином и эозином.
Кроме того проанализированы условия отъёма поросят на племферме и репродукторе, а также результаты использования на комплексе добавок голландской фирмы «ПРОВИМИ». Данные по применению добавок взяты в отделе животноводства Управления сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области.
Результаты исследований
В данной работе представлены результаты шестилетних исследований, проводившихся на свинокомплексе.
В течение всего периода исследований трупы поросят, за редким исключением, имели нижесреднюю или тощую упитанность и длинную щетину, что свидетельствовало об отставании их в росте.
Анализ результатов вскрытия трупов и результатов проведенных бакте-
риологических исследовании свидетельствует о том, что гибли поросята, в основном, от заболевании, вызванных условно патогеннои и патогеннои мик-рофлороИ: S. choleraesuis, S. typhimurium, S. dublin; энтеропатогенными серогруп-_пами E. coli; P. multocida; Haemophilus parasuis; Cl. perfringens A, B, C.
По литературным данным [4, 5, 6], патогенноИ эта микрофлора становится при ослаблении резистенности организма и особенно под влиянием факторов, вызывающих повреждение слизистой оболочки кишечника, что позволяет микроорганизмам проникать из кишечноИ трубки в ткани. Такими факторами на комплексе могли быть личинки аскарид, эзофагостом и балантидии, которые были обнаружены при вскрытии и микроскопическом исследовании патматериала.
Анализ результатов вскрытия трупов и осмотра туш и органов вынужденно убитых поросят позволил предположить у большинства из них, кроме признаков заболевании, определивших причину смерти или выбраковки, наличие синдрома стресса в фазе истощения защитно-адаптационных резервов. Об этом свидетельствовали отставание в росте и нижесредняя упитанность павших поросят, полная атрофия тимуса и частичная атрофия селезенки, ат-рофическии или серозно-атрофическии гастрит, энтерит, язвы на слизистой желудка, в том числе в кардиальнои части, сопровождавшиеся кровотечением и развитием анемии. С каждым годом увеличивался процент поросят, у которых при вскрытии не выявляли изменения, характерные для какого-либо заболевания, поэтому ставили диагноз «гастроэнтерит», с наличием эрозий или язв на слизистои желудка, что также характерно для синдрома стресса.
Атрофические процессы, развивающиеся при “синдроме стресса “ в иммун-нои системе, не только ослабляют защитные силы организма, но и приводят к развитию гиперэргических реакций, о чем свидетельствовала часто отмечавшаяся при вскрытии картина бактериального шока, который и был непос-редственнои причинои смерти. О сильном гиперэргическом настрое организма поросят свидетельствовала и часто
Stress syndrome, causes, diseases, mortality.
66
Аграрный вестник Урала
№ 5 (47), 2008 г.
встречавшаяся в последнее время смерть от интоксикации вследствие обширного гнилостного расплавления тканей на месте укусов (вокруг хвоста, уха и височной области, щек, подчелюстного пространства, грудной стенки). Случаи ”канибализма” регистрировались на комплексе давно, но такого массового осложнения их гнилостным расплавлением тканей ранее не отмечали.
При гистологическом исследовании надпочечников от таких поросят была установлена атрофия коркового вещества, а также признаки дегенерации и быстрого «старения» клеток, начиная с пучковой зоны, у некоторых обнаруживались очаги некробиоза. Начиная с клубочковой зоны и далее в пучковой, во всех препаратах находили очаги пролиферации клеток, а иногда и прослойки соединительной ткани.
В селезёнке и лимфатических узлах у всех поросят - атрофия лимфоидной ткани, а вместо неё - очаговые или диффузные скопления клеток с крупным пузырьковидным ядром (очевидно, макрофагов). В селезёнке этот процесс выражен сильнее.
Обнаруженные при гистологическом исследовании надпочечников и органов иммунной системы изменения характерны для синдрома стресса в фазе истощения защитно-адаптационных резервов.
В литературе часто встречаются сведения о том, что особенно сильным стрессором для поросят является отъём, который включает в себя отлучение от матери и формирование новых групп, перевод животных в другое помещение, переход от материнского молока на новый рацион, изменение микроклимата, вакцинацию и др. [1, 7, 8]. Поэтому были проанализированы те факторы, которые могут являться особенно сильными стрессорами как для
поросят-отъёмышей, так и для других возрастных групп.
Сравнивая данные о падеже поросят после отъёма на племферме и на репродукторе, взятые из отчётов работы свинокомплекса, установили, что падеж поросят после отъема на репродукторе ежегодно более, чем в два раза превышал таковой на племферме. Очевидно, это связано с тем, что технология отъема поросят в этих подразделениях очень сильно различается.
Отъём поросят на племферме производился в 45 дней, а перегруппировка
- в 60. На комплексе же отъём осуществлялся в возрасте 25-35 дней. В этот же день - взвешивание, перегруппировка, вакцинация против чумы. То есть, поросята при отъёме, кроме стресса, связанного с отлучением от матерей и резким переходом на другой тип кормления, на репродукторе одновременно подвергались воздействию ещё нескольких сильных стресс-факторов, которые отсутствуют на племферме.
Учитывая данные литературы и приведенные выше сведения об отъеме поросят на репродукторе, можно заключить, что суммарное действие стресс-факторов на организм поросят очень велико и отрицательно воздействует на их иммунологическую реактивность. Очевидно, этим можно объяснить высокую смертность поросят после отъёма на репродукторе по сравнению с племфермой, где поросята при отъёме испытывают меньше стрессов.
Известно, что неполноценное кормление является сильнейшим стресс-фактором, к которому наиболее чувствительны свиньи, особенно молодняк, у которого недостаточно развиты механизмы адаптации [9]. На комплексе был поставлен производственный эксперимент по применению добавок голландской фирмы «ПРОВИМИ», балансирую-
Ветеринария
щих рацион по протеину, клетчатке и незаменимым аминокислотам. Добавки были применены в кормлении поросят только в течение второго квартала календарного года. При этом на предприятии в целом за календарный год были получены более высокие привесы, и сократился падеж по сравнению с предыдущим годом. Эти данные убедительно свидетельствовали о том, что после отъёма основным стресс-фактором для поросят на доращивании было неполноценное кормление.
Выводы. Анализ
I. Наиболее частой причиной падежа поросят после отъема на свинокомплексе «Ворожино» были болезни, вызванные кишечной микрофлорой: S.
choleraesuis, S. typhimurium, S. dublin; эн-теропатогенными серогруппами E. coli; Cl. perfringens A, B, C.
2. Отставание в росте, нижесредняя и тощая упитанность, атрофические и некробиотические процессы в надпочечниках и иммунной системе у павших и выбракованных поросят свидетельствовали о наличии у них синдрома стресса в фазе истощения защитноадаптационных резервов.
3. Синдром стресса лежит в основе возникновения болезней, приводящих к смерти поросят, а иногда является непосредственной причиной смерти.
4. Высокая заболеваемость и отход поросят после отъёма на репродукторе, по сравнению с племфермой, связаны с более ранним отъёмом и одновременным воздействием ещё нескольких стресс-факторов (перегруппировка, взвешивание, иммунизация и др.).
5. Результаты применения добавок фирмы «ПР0ВИМИ» показали, что основным стресс-фактором для поросят на доращивании, ведущим к снижению экономических показателей свинокомплекса, было неполноценное кормление.
Литература
1. Иванюк В.П. Нарушение адаптационных механизмов гомеостаза и патоморфологические изменения в органах при отъемном стрессе поросят и коррекция их мебикаром.: Дисс... канд. вет. иаук. - Иваново, 1997. - 154 с.
2. Бурдейный В.В. Эффективность применения лейкоцитарного интерферона с неинактивированным индуктором при вирусных болезнях свиней // Онтогенез, профилактика и лечение болезней сельскохозяйственных животных: Сб.науч.тр. Ив.СХИ, 1993. - С.87-90.
3. Бурдейный В.В. Применение миксокина при пневмоэнтеритах телят и поросят // Актуальные проблемы науки в сельскохозяйственном производстве: Тез. докл. науч.-практич. конф. - Иваново,1995. - С.218.
4. Гулин В.М., Сучков В.А. Ветеринарные проблемы промышленного свиноводства. - В кн.: Профилактика и меры борьбы с болезнями животных в условиях промышленного животноводства // Тез. докл. к конфер. молодых ученых и ветер, специалистов Нечерноземной зоны РСФСР. - Горький, 1979. - С.72-74.
5. Карелин А.И. Некоторые проблемы желудочно-кишечных болезней свиней. - В кн.: Профилактика и меры борьбы с болезнями животных в условиях промышленного животноводства.// Тез. докл. к конфер. молодых ученых и ветер, специалистов Нечерноземной зоны РСФСР - Горький, 1979, - С.77-78.
6. Бочкарев В.Н. Стресс и криптоспоридиозная инвазия. - В кн.: Актуальные проблемы науки в АПК. /Матер, межвузовской научно-практической конференции.- Кострома: Изд. КСХА, 1998. - T.I, - С.48.
7. Бузлама B.C. Стресс в промышленном свиноводстве. - С/х за рубежом, 1976.
8. Мистюкова О.Н., Агеев В.А., Бузлама B.C. Динамика морфологических показателей ультраструктур гепатоцитов поросят при отъемном стрессе. -В кн. Диагностика, патоморфология, патогенез и профилактика болезней в промышленном животноводстве // Межвуз.науч. сборник. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. 4.2. - С.71-73.
9. Бобровский В.И., Грожевская С.Б. Качество комбикормов и заболеваемость свиней в промышленных комплексах. - В кн.: Профилактика и меры борьбы с болезнями животных в условиях промышленного животноводства / Дез. докл. к конфер. молодых ученых и ветер, специалистов Нечерноземной зоны РСФСР - Горький, 1979. - С.68-69.