УДК 159.922 ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ТРЕНЕРА НА СТРАТЕГИЮ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНА
Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор,
Жанна Владимировна Шульгина, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Целью данного исследования является определение уровня и степени влияния стратегий самореализаций тренеров на стратегию самореализации спортсменов. Каждая стратегия самореализации тренеров тесно связана с его профессиональной деятельностью, включает в себя определенные функции тренерской деятельности и тип отношения к своим подопечным. Это определенным образом сказывается на активизации определенного личностного и профессионального потенциала спортсмена, формировании у него определенной направленности и системы жизненных и профессиональных ценностей, что, в конечном итоге, складывается в ведущую стратегию самореализации. Это доказывает важность воспитательной функции тренерской деятельности и предъявляет высокие требования к личности тренера. Тренер является для спортсмена не просто компетентным человеком, наставником в спорте, но и в некотором роде «катализатором» определенных механизмов самореализации, личностного роста, человеком, который во многом задает ведущую направленность жизни в целом.
Ключевые слова: стратегии самореализации, спортсмены, тренеры, воспитание.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.07.101.p128-131 INFLUENCE OF STRATEGY OF SELF-REALIZATION OF THE IDENTITY OF THE TRAINER ON THE STRATEGY OF SELF-REALIZATION OF THE ATHLETE
Lydia Konstantinovna Serova, the doctor of psychological sciences, professor,
Jeanne Vladimirovna Shulgina, the competitor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
Objective of this research is definition of level and extent of influence of strategy of selfrealization of trainers on strategy of self-realization of athletes. Each strategy of self-realization of trainers is closely connected with its professional activity, includes certain functions of trainer's activity and type of the relation to the wards. It definitely affects the activation of the certain personal and professional potential of the athlete, formation at him/her the certain orientation and system of vital and professional values that, finally, is developed into the leading strategy of self-realization. It proves the importance of the educational function of trainer's activity and demands much of the identity of the trainer. The trainer is for the athlete not simply the competent person, the instructor in sports, but also in some way "catalyst" of certain mechanisms of self-realization, personal growth, the person who in many respects sets a leading orientation of life as a whole.
Keywords: self-realization strategy, athletes, trainers, education.
ВВЕДЕНИЕ
Самореализации личности представляет собой реализацию в процессе профессиональной деятельности своих профессионально важных качеств, достижение намеченной цели. Стратегия обозначает пути достижения этой цели.
Жизненная стратегия - это постоянное приведение в соответствие своей личности и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. [1].
Для достижения жизненной цели, по А. Маслоу, индивид должен удовлетворить сначала базовые потребности. При этом человек считает абсолютной, наиглавнейшей
ценностью, синонимом самой жизни, ту потребность из иерархии потребностей, желание удовлетворить которую, доминирует в нем в данное время. К тому же эти фундаментальные потребности или фундаментальные ценности рассматриваются и как цели, и как ступени лестницы, ведущей к единой конечной цели [3].
В спорте тренеры и спортсмены придерживаются разнообразных стратегий самореализации. Мы исходим из того, что стратегии тренеров влияют на стратегии спортсменов. В литературе таких данных не обнаружено. Только есть отдельные исследования о совпадении типологических особенностей и некоторых личностных характеристик тренеров и спортсменов [2].Также есть исследование о взаимосвязи предстартовых состояний тренера и спортсмена [ 4].
Мы провели исследование на материале спортивных игр. Спортивные игры относятся по физиологической классификации к ситуационным видам спорта. Это значит, что все их двигательные и умственные действия не стандартны, а вариативны [5], что создает оптимальные предпосылки для самореализации личности как спортсменов, так и тренеров.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие спортсмены и тренеры спортивных обществ Санкт-Петербурга, в возрасте от 23 до 31 года, обоего пола, в количестве 147 человек (62 тренера и 85 спортсменов). Спортсмены игровых видов спорта (баскетбол, волейбол, гандбол, теннис) имеют квалификацию 1-й и 2-ой разряды, стаж тренеров - 5-10 лет.
Для установления факта влияния ведущей стратегии личности тренера на ведущую стратегию личности спортсменов был осуществлен ряд последовательных процедур обработки и анализа данных.
1. Для каждого тренера была определена выраженность каждой из выявленных стратегий самореализации посредством расчета нагрузок испытуемых по четырем выделенным факторам (factor scores) и выделена ведущая стратегия его личности (фактор, имеющий наибольшую нагрузку и данного конкретного испытуемого). Исходя из полученных результатов, были сформированы четыре подвыборки (группы) тренеров с одинаковой ведущей стратегией. Тренеры с отсутствием ведущей стратегии личности были исключены из дальнейшего анализа.
2. Сформированы четыре рандомизированных группы спортсменов, занимающихся у тренеров с одинаковой ведущей стратегией самореализации не менее 2 лет. В каждой группе спортсменов для каждого испытуемого была определена ведущая стратегия самореализации с помощью расчета factor scores (из дальнейшего рассмотрения исключались спортсмены с отсутствием ведущей стратегии).
Таким образом, были сформированы 4 группы тренеров с различными ведущими стратегиями самореализации («Самореализация через наставничество» - 18 человек, «Самореализация через служение людям» - 12 человек, «Самореализация через лидерство» - 16 человек, «Самореализация через познание и развитие» - 14 человек») и 4 группы спортсменов (по 20 человек), занимающихся у тренеров с различной ведущей стратегией самореализации.
3. Для каждой из четырех групп спортсменов было получено частотное распределение ведущих стратегий самореализации (в процентах). Для выявления влияния ведущей стратегии самореализации тренеров на стратегию самореализации спортсменов был использован критерий X Пирсона для сопоставления эмпирического и теоретического (равномерного) распределений признака. Если распределение ведущих стратегий в группе спортсменов, занимавшихся у тренеров с одинаковой ведущей стратегией самореализации, значимо отличалось от равномерного, то это служило основанием для подтверждения гипотезы об опосредованности стратегии самореализации спортсменов стратегией самореализации тренеров.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Был проведен сравнительный анализ стратегий самореализации спортсменов в зависимости от личностных стратегий тренеров.
В результате было получено:
Распределение стратегий самореализации спортсменов, занимающихся у тренеров с ведущей стратегией «наставничество»:
Самореализация через борьбу и достижение успеха - 52%;
Самореализация через социальное признание - 22%;
Самореализация через свободу и автономию - 17%;
Самореализация через помощь другим людям - 9%.
Сравнение по критерию х2 показало, что на 99% уровне достоверности среди спортсменов, занимающихся у тренеров, у которых преобладает стратегия «наставничество», значимо больше тех, у которых ведущей является «самореализация через борьбу и достижение успеха»
Распределение стратегий самореализации спортсменов, занимающихся у тренеров с ведущей стратегией «Служение людям»:
Самореализация через борьбу и достижение успеха - 25%;
Самореализация через социальное признание - 15%;
Самореализация через свободу и автономию - 50%;
Самореализация через помощь другим людям - 10%.
Сравнение по критерию х2 показало, что на 95% уровне значимости среди спортсменов, занимающихся с тренерами, у которых преобладает стратегия «служение», значимо больше тех, которые ориентированы в самореализации на достижение внутренней автономии.
Распределение стратегий самореализации спортсменов, занимающихся у тренеров с ведущей стратегией «лидерство»:
Самореализация через борьбу и достижение успеха - 35%;
Самореализация через социальное признание - 45%;
Самореализация через свободу и автономию - 15%;
Самореализация через помощь другим людям - 5%.
Сравнение по критерию х2 показало, что среди спортсменов, занимающихся с тренерами, у которых преобладает стратегия «Лидерство», значимо больше тех, которые ориентированы в самореализации на социальное признание.
Распределение стратегий самореализации спортсменов, занимающихся у тренеров со стратегией «познание и развитие»:
Самореализация через борьбу и достижение успеха - 25%
Самореализация через социальное признание - 15%;
Самореализация через свободу и автономию - 25%,
Самореализация через помощь другим людям - 35%.
Таким образом, в группе тренеров с ведущей стратегией «Самореализация через познание и развитие» больше (35%) спортсменов, у которых ведущей является стратегия самореализации «Самореализация через помощь другим людям».
Однако сравнение по критерию х2 показало, что среди спортсменов, занимающихся с тренерами, у которых преобладает стратегия «самореализация через познание и развитие», различные стратегии самореализации распределены фактически равномерно, нет преобладания какой-либо из стратегий.
Таким образом, можно сделать вывод, что тренеры, ориентированные в самореализации на познание и развитие, способствуют проявлению различных способов и стратегий самореализации спортсменов, поскольку такие тренеры в основном передают спортсменам свой жизненный и профессиональный опыт и знания - информацию, которую каждый использует, исходя из своих личных ценностей и индивидуальных особен-
ностей. Осознанное или неосознанное подражание тренеру, стремление перенимать его опыт, его способ реализации себя в деятельности, который заключается в совершенствовании физических качеств и всех сторон личности, открытости новым знаниям и опыту, приводит к более глубокому пониманию своих целей, ценностей, смыслов занятий спортом. Такие тренеры создают для спортсменов условия, способствующие рефлексии, самопознанию и развитию себя в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями и склонностями. Они выбирают различные пути реализации себя в спорте, учатся анализировать опыт разных людей и выстраивать свои собственные направления в достижении вершин. Поэтому различные стратегии самореализации спортсменов у таких тренеров распределены фактически равномерно, так как нет преобладания какой-либо из стратегий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская -М. : Мысль,1991. - 299 c.
2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009. - 352 с.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; пер. А.М. Татлыбаевой. -
СПб. : Евразия, 1999. - 478 с.
4. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев.- СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. акад. постдиплом. пед. образования., 2005. - 344 с.
5. Серова, Л.К. Профессиональный отбор в спорте : учеб. пособие для высших
учебных заведений физической культуры / Л. К. Серова. - М. : Человек, 2011. - 160 c.
REFERENCES
1. Abulkhanova-Slavskaya, K. (1991), Life Strategy, publishing house “Mysl”, Moscow, Russian Federation.
2. Ilyin, E.P. (2009), Psychology of sports, publishing house “Peter”, St.-Petersburg, Russian Federation
3. Maslow, A. (1999), Motivation and Personality, publishing house “Eurasia”, St.-Petersburg, Russian Federation.
4. Nikolaev, A.N. (2005), Psychology of the trainer in child youthful sports, publishing house SPb GAPPO, St.-Petersburg, Russian Federation.
5. Serova L.K. (2011), Professional selection in sports: studies. grant for higher educational institutions of physical culture, publishing house “Chelovek”, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.07.2013.
УДК 796.011.3
РЕЖИМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ГИПОКОМФОРТНЫХ УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРИОБЬЯ
Марина Евгеньевна Снигур, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Сургутский государственный педагогический университет
Аннотация
Новые представления о содержании и организации дошкольного образования заключаются в организации режима пребывания детей в образовательном учреждении (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года). В настоящее время режим двигательной активности в сложившейся системе дошкольного образования, не способствует достаточно полной мере реализации оздоровительных задач, поскольку он направлен главным