Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ'

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / РУКОВОДИТЕЛЬ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ ОБСТАНОВКА / КРИЗИС / ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Османов Мухамед Мартинович, Карачаев Аслан Русланович

В статье проводится анализ влияния морально-психологической обстановки в коллективе на эффективность работы сотрудника полиции. Исследуется значение профессионализма руководства структурных подразделений МВД на морально-психологическую обстановку в коллективе. Главными составляющими в установлении оптимальной морально-психологической обстановки авторы считают не только самого руководителя и его стиль руководства, но и поведение каждого члена коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Османов Мухамед Мартинович, Карачаев Аслан Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF LEADERSHIP STYLE ON MORAL AND PSYCHOLOGICAL STABILITY OF POLICE OFFICER

The article analyzes the influence of the moral and psychological situation in the team on the effectiveness of the police officer. The article examines the significance of the professionalism of the leadership of the structural divisions of the Ministry of Internal Affairs on the moral and psychological situation in the team. The authors believe that the main components in establishing an optimal moral and psychological situation are not only the manager himself and his leadership style, but also the behavior of each member of the team.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ»

Собранные результаты могут свидетельствовать, что большинство детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы имеют средний уровень познавательного интереса. 43% детей показали высокий результат, отгадывали предмет на картинке, задав при этом не более трех вопросов.

52% детей показали средний уровень. Ими отгаданы предметы на картинке, они задали при этом более 3 вопросов, дали менее 3 фактов о нем, не выделяя при этом функциональное назначение предмета на рисунке. 5% от всех детей показал низкий уровень один мальчик не смог задать вопрос, но дал 2 факта.

Следует отметить, что при контрольной диагностике только 1 ребенок - получил низкий уровень на 3 методике. Это отличный результат. Учитывая тот факт, что при первом замере в экспериментальной группе итого было 6 детей, набравших низкий уровень по методикам.

Далее контрольная диагностика показала существенные изменения. Мы можем пронаблюдать результативность формирующего этапа. В экспериментальной группе показатель высокого уровня повысился с 33% на 44%. Средний уровень так же повысился с 51% на 54%. А низкий уровень, к счастью, спал с 24% на 2%. Когда в контрольной группе показатель высокого уровня понизился с 31% на 26%, средний уровень повысился с 53% на 67%. И низкий уровень понизился с 14% всего на 7%.

Выводы. Таким образом, умелое использование ИКТ в работе с детьми в ДОО не только способствует созданию положительной мотивации детей к получению новой для них информации, но и заметно способствует повышению качеств образовательного процесса. Применение ИКТ увеличивает в разы возможности педагогов. Совместная образовательная деятельность становится разнообразнее, ярче, увлекательнее, и, что немало важно, информативнее.

Литература:

1. Коваль А.Н., Малыгина А.Н. Использование ИКТ-технологий в детском саду // Молодой ученый. -2016. - № 7 (111). - С. 648-650.

2. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.:Мозаика. Синтез. 2011. - 128 с.

3. Очирова О.Д., Шаманова Молокова А.В. Современные нормативные требования к ИКТ компетентности педагога и возможности их реализации // Научнопедагогическое обозрение. - 2016. -№ 1 (11). - С. 64-68

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, майор полиции Османов Мухамед Мартинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик); преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, старший лейтенант полиции Карачаев Аслан Русланович Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА НА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ

СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

Аннотация. В статье проводится анализ влияния морально-психологической обстановки в коллективе на эффективность работы сотрудника полиции. Исследуется значение профессионализма руководства структурных подразделений МВД на морально-психологическую обстановку в коллективе. Главными составляющими в установлении оптимальной морально-психологической обстановки авторы считают не только самого руководителя и его стиль руководства, но и поведение каждого члена коллектива.

Ключевые слова: конфликт, руководитель, морально-нравственная обстановка, кризис, этика, профессионализм, общественное мнение.

Annotation. The article analyzes the influence of the moral and psychological situation in the team on the effectiveness of the police officer. The article examines the significance of the professionalism of the leadership of the structural divisions of the Ministry of Internal Affairs on the moral and psychological situation in the team. The authors believe that the main components in establishing an optimal moral and psychological situation are not only the manager himself and his leadership style, but also the behavior of each member of the team.

Keywords: conflict, manager, moral situation, crisis, ethics, professionalism, public opinion.

Введение. Руководитель коллектива имеет большие возможности для оздоровления морально-психологической обстановки. Особенно важно морально-психологическое состояние сотрудников полиции

так как в силу сложности их профессиональных обязанностей, они должны проявлять высокую степень эмоциональной устойчивости. Если в коллективе идут постоянные конфликты, то напрямую отразится на работе каждого сотрудника.

В случае если руководитель структурного подразделения будет вести себя непрофессионально, превышать свои полномочия, оскорблять подчиненных, неоправданно поощрять одних в ущерб другим, это создаст конфликтные ситуации и лишит сотрудников стимулов к работе.

Изложение основного материала статьи. Законность и правопорядок в России поддерживается усилиями правоохранительных органов. Без высокопрофессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в стране никогда не будут соблюдаться законы. Каким бы ни было отношение современного общества к деятельности сотрудников полиции, никто не может отрицать того факта, что благодаря их усилиям функционирует легитимная государственная власть и гражданин может в случае необходимости обратиться к ним за помощью в восстановлении нарушенных прав. Вопрос состоит лишь в качественном отборе сотрудников, которые будут представлять государственную власть в обществе.

Профессиональное выполнение своих обязанностей предполагает наличие четко установленных приоритетов поведения и высоких морально-нравственных качеств личности [1]. Подобные качества личности вырабатываются не только путем самовоспитания и саморазвития, но и нахождения в коллективе, где существует здоровый психологический климат, взаимоотношения с коллегами осуществляется на основе взаимопомощи и руководство коллектива с пониманием относится к нуждам и особенностям каждого члена коллектива.

Осознавая всю значимость влияния морально-психологического климата коллектива на работу сотрудников полиции, руководство МВД проводит регулярные занятия и работу с каждым сотрудником полиции по выявлению проблемных моментов, препятствующих его работе в коллективе.

Проблемой установления здорового морально-психологического климата в коллективе занимаются много видных ученых-психологов и педагогов. Главное внимание уделяется установлению в коллективе правильного понимания базовых ценностей и приоритетов [2].

Внимания заслуживает не только работа в коллективе, но и способы организации свободного времени, занятия спортом и совместный отдых и взаимопомощь в бытовых вопросах.

На морально-психологическое состояние сотрудника в коллективе могут оказывать негативное влияние следующие особенности:

1. большие психоэмоциональные нагрузки в работе;

2. нездоровые, враждебные отношения в коллективе;

3. жесткое руководство;

4. часты переработки и увеличение рабочего времени;

5. строгие правила в поведении, в форме одежды и в субординации.

На состояние морально-психологического климата коллектива отрицательнее всего отражаются конфликты внутри между сотрудниками [3]. Хотя данный фактор может наблюдаться в любом коллективе, при работе в полиции конфликтные ситуации отражаются весьма негативно на рабочем процессе. Усиление негативного влияния конфликтов на работу сотрудников зависит от умения руководства выявлять и разрешать межличностные конфликты. Если руководство не будет обращать на них внимания, это приведет лишь к усилению напряжения. При умелом руководстве, конфликтную ситуацию можно превратить в позитивный момент путем перемещения акцентов противостояния в здоровую рабочую плоскость. Но, к сожалению, подобных руководителей, обладающих умением строить позитивные связи в коллективе очень мало.

Не каждый руководитель может видеть малейшие морально -психологические изменения в коллективе и пытаться сделать все возможное для создания положительных взаимоотношений между сотрудниками [4].

Прежде всего, руководство всех подразделений органов внутренних дел должно понять основные особенности своего коллектива в морально-психологическом плане. Данные особенности можно выявить с помощью изучения следующих особенностей:

1. выявление главного лидера в коллективе;

2. анализирование всех конфликтных ситуаций в коллективе и изучение их истоков;

3. выявление системы ценностных и морально-нравственных установок коллектива;

4. способность коллектива к преодолению поставленных проблем.

С помощью применения данного метода изучения особенностей коллективов сотрудников ОВД, руководство может установить с ними дружеские отношения и понимать проблемы, существующие внутри коллектива. Руководство коллектива может для выявления его особенностей применять и второстепенные методы анализа морально-психологической обстановки [5]. Можно проводить беседы с каждым сотрудником, узнать его семейные и личностные особенности, проблемы в коллективе и в быту. Проведя индивидуальный опрос всего коллектива, можно проанализировать всю ситуацию в целом, выявить общие проблемные моменты и установить оптимальный для коллектива стиль руководства.

Если в коллективе возникла конфликтная ситуация, но никто из сотрудников не может открыто рассказать о ней, руководитель может предложить анонимные опросы.

Очень важно помнить и о том, что каждый сотрудник стремиться получить общественное признание, добиться карьерных высот, получить прибавление к заработной плате. Не стоит игнорировать данные вполне адекватные стремления сотрудников. Наоборот, руководитель подразделения или отдела ОВД должен сам предлагать сотрудникам повышать свою квалификацию, поощрять их в карьерных стремлениях.

К сожалению, у сотрудников полиции в связи с большой нагрузкой и интенсивностью деятельности часто появляется профессиональное выгорание [6]. Это происходит особенно в тех коллективах, где руководство не заботиться о самореализации сотрудников, не распределяет равномерно должностные обязанности, проводит тиранический стиль руководства. Если регулярно заботиться о психологической разгрузке сотрудников, ввести систему поощрения за объективно хорошо проведенную работу, сотрудники будут стремиться хорошо выполнять свои обязанности, а не расстраиваться, видя несправедливость в распределении поощрений от начальства.

Сама личность руководителя играет большую роль в эффективности работы его сотрудников. Руководителя в коллективе сотрудников полиции необходимо выбирать не только по его способности наладить общение с ним, но и по его профессиональным качествам.

Профессионал своего дела не будет выделять в коллективе любимчиков, и заниматься кумовством, так как будет понимать всю разрушительную силу подобного поведения. Не стоит ради получения поддержки коллектива идти на поводу у сотрудников и поощрять непрофессиональное поведение. Каждый имеет четко прописанные должностные обязанности, которые он должен выполнять [7] и здоровая критика сотрудника, который не выполняет качественно свою работу, будет только способствовать уважительному отношению коллектива к руководителю.

В органах внутренних дел очень часто наблюдается унижение сотрудников со стороны руководства и превышение своих полномочий [8]. Субординация, безусловно, имеет свои положительные сторон, но являясь руководителем подразделения МВД, не стоит забывать о том, что сотрудники полиции выполняют очень сложную с моральной и физической стороны работу и унижение людей, которые отвечают за судьбы подопечных по работе лиц, еще больше будет усугублять их профессиональное выгорание и создавать стрессовые ситуации.

От сотрудников полиции требуется обладание высоким эмоциональным интеллектом, самообладанием и психологической устойчивостью [9]. Если в момент кризисной ситуации, которые часто возникают в работе полицейского он не проявит должного самообладания, это негативно отразиться не только на его работе, но и на судьбах людей, которых коснется взаимодействие с полицией по каким-либо вопросам.

Общество всегда оценивает работу государства с аспекта работы полицейских представляющих ту саму власть. Если сотрудник полиции не будет обладать установленными в обществе морально-нравственными и личностными качествами, это отрицательно скажется на самом государстве, так как общество не будет выполнять его законодательные установки, считая государственную власть неэффективной. Аморальное и непрофессиональное поведение сотрудника кажется на работе всей полиции и облике каждого сотрудника [10].

Министерством внутренних дел регулярно проводятся занятия по морально-нравственной подготовке сотрудников, так как игнорирование психологического состояния коллектива напрямую отразится на его работе. Морально-психологическая подготовка является обязательной частью в подготовке полицейского, так как это один из главных элементов его профессиональной деятельности.

Выработка основ профессиональной этики сотрудников является предметом многочисленных споров, и оптимальная модель поведения сотрудника полиции в морально-психологическом плане еще не разработана [11].

Бесконфликтное морально-психологическое взаимодействие сотрудников и их взаимодействие с руководством будет залогом высокого уровня выполнения сотрудниками своих профессиональных обязанностей.

Руководитель структурного подразделения, ОВД, или любого коллектива МВД может с помощью выработанных за годы развития педагогической и психологической наук способствовать тому, что каждый член коллектива будет комфортно чувствовать себя на работе и будет стремиться к постоянному профессиональному росту.

Умение руководителя позитивно разрешать конфликтные ситуации всегда будет положительно оцениваться сотрудниками. Соблюдение нравственно-этических основ начинается именно в коллективе и в последующем, сотрудник полиции выступающий образцом в вопросе этических норм неизбежно заслужит уважение как коллег, так и всех членов общества, с которыми он будет сталкиваться в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей.

Выводы. Каждый сотрудник полиции вне зависимости от занимаемого им служебного положения обязан поступать в своей работе в соответствии с нормами этики и морали. Работая в коллективе необходимо стараться учитывать мнение всех членов коллектива, поддерживать с ними профессиональное общение и осуждать коррупционное и негативное поведение своих коллег.

Руководитель любого подразделения МВД должен постоянно анализировать морально-психологическое состояние в коллективе, разрешать конфликтные ситуации и помогать сотрудникам по любым проблемным вопросам. Только совместная работа руководства и рядовых сотрудников над состоянием морально-нравственного состояния коллектива позволит работать в коллективе без создания конфликтных ситуаций в условиях взаимоуважения и взаимопомощи.

Литература:

1. Чанышева Г.Г., Хайруллова Э.Т. Морально психологическая устойчивость сотрудников ОВД и организационно-педагогические условия ее развития. // Гуманизация образования. 2017. № 3. - С. 49-53.

2. Векленко С.В. О некоторых особенностях подготовки сотрудников полиции к охране общественного порядка в период проведения крупномасштабных спортивных мероприятий. // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 1. - С. 7-9.

3. Бордачев А.Ю. Влияние «стресса» на психологическую подготовку сотрудников полиции. // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 7 (41). - С. 264-266.

4. Щеглов А.В. Морально-психологическая подготовка сотрудников МВД России как особая педагогическая система. // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2016. № 2. - С. 128-133.

5. Башков А.В. Основы морально-психологической подготовки сотрудников ОВД. // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2002. № 4. - С. 165-170.

6. Машекуашева М.Х. Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников полиции: морально-психологический аспект. // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 4. - С. 254-255.

7. Шевелева Е.П. Психологические особенности подготовки сводных отрядов полиции, направляемых для осуществления служебного задания в экстремальных условиях. // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2. - С. 96-99.

8. Бордачев А.Ю. Совершенствование психологической подготовки сотрудников полиции. // Modern Science. 2020. № 6. - С. 458-461.

9. Гончарова Н.А., Савинова М.С. Влияние учебной и профессиональной деятельности на формирование морально-психологической готовности сотрудников полиции // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-9. - С. 291-298.

10. Красилов О.В., Мананников С.В. Психологическая и физическая подготовка сотрудников полиции в современных условиях. // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2021. № 21. - С. 231-232.

11. Уразаева Г.И. Стратегия психологической подготовки сотрудников полиции в процессе профессионального обучения. // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 2. -С. 98-102.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности, майор полиции Османов Мухамед Мартинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нальчик)

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙС МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные современные классификации кейс методов. Автор анализирует преимущества кейс методов перед традиционными методами обучения. Главное внимание в статье уделяется вопросам выработки профессиональных практических навыков и умений у студентов путем проведения интерактивных занятий. В исследовании обращается внимание на положительные стороны кейс технологии и их значимость в современной системе образования. Автор подчеркивает значение наличия практического опыта в становлении будущего профессионала.

Ключевые слова: метод обучения, преподаватель, практический навык, умение, образование, интерактивное обучение.

Annotation. The article discusses the main modern classifications of case methods. The author analyzes the advantages of case methods over traditional teaching methods. The main attention in the article is paid to the development of professional practical skills and abilities of students through interactive classes. The study draws attention to the positive aspects of case technologies and their importance in the modern education system. The author emphasizes the importance of having practical experience in becoming a future professional.

Keywords: teaching method, teacher, practical skill, skill, education, interactive learning.

Введение. Сейчас стало очень актуальным внедрять в процесс обучения новые технологии, активизирующие познавательные способности обучаемого. Различные государственные стандарты образования половину времени, отведенного на учебный процесс, рекомендуют проводить с использованием интерактивных и активных методов обучения, так как традиционные методы обучения уже не отвечают запросам времени [1].

Изложение основного материала статьи. В преподавании права особенно актуально применение в ходе обучения специальных кейс технологий. С помощью кейс технологий создаются определенные учебные ситуации, где в свободной форме преподаватель преподносит студентам учебный материал [2]. Происходит не только усвоение материала, но и в продолжении обучения студенты учатся самостоятельно выбирать пути решения проблем, управлять ситуацией.

Кейс методы имеют свои отличительные особенности проведения занятий. Они не подходят для изучения тех дисциплин, где нет многозначных способов решения задачи, поставленной преподавателем, и ответ на вопрос может быть только математически точным [3]. Кейс методы обучения применимы в тех дисциплинах, где есть возможность выбора различных ситуаций, обсуждения проблемных моментов.

В ходе совместного обсуждения студенты в атмосфере демократичности и равноправия вместе ищут наиболее подходящий ответ, на проблемный вопрос, поставленный преподавателем [4]. Здесь важен не только ответ на вопрос, но и выработка самих навыков решения проблемных ситуаций, практические способности студента в будущей профессиональной деятельности.

Занятия, проводимые по кейс методам, проходят не стихийно, а в соответствии с правилами и технологиями, установленными преподавателем. Преподаватель выбирает определенную проблемную тему или ситуацию, максимально приближенную к реальной действительности [5]. Он озвучивает проблемные моменты, организационные правила, а сам выступает в роли ведущего, не вмешиваясь в сам процесс. Преподаватель направляет обсуждение, фиксирует работу каждого и подводит итоги.

Если традиционные методы обучения направлены лишь на автоматическое усвоение знаний, то кейс методы способствуют созданию жизненных установок, мировоззрения и профессионализма. У студентов происходит развитие самостоятельного мышления [6].

Кейс технологии помогает не только студенту. Они оказывают большое влияние и на преподавателя. Отходя от традиционных методов обучения, по которому обучался в свое время преподаватель, он формирует у себя совершенно новые методы обработки и подачи материала, развивается творчески, ищет оптимальные пути преподнесения материала, учитывает способности и потребности своих студентов [7].

Кейс методы получили начало в сфере изучения бизнеса, как методика создания максимально приближенной к реальному бизнесу ситуации. Данные методы оказались настолько эффективными, что их взяли на вооружение во всем мире.

В силу многообразия кейс-методов обучения, существует очень много их классификаций [8]. Самой распространенной из них является классификация кейс методов в соответствии с уровнем их сложности и доступности для применения [9]. В соответствии с ней, выделяют следующие элементы:

1. Учебные кейсы - кейсы, направленные на обучение путем решения поставленной проблемы в ходе обучения.

2. Прикладные кейсы - изучение определенной практической ситуации и решение проблемы, содержащейся в ней.

3. Иллюстративные кейсы - обучение с применением практических методов и материалов.

Существует и сюжетная классификация кейсов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.