ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООЦЕНКУ
РЕБЕНКА
Ю.Д. Веретенникова, студент
Научный руководитель: С.С. Петрова, канд. психол. наук, доцент
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (ф) РГППУ (Россия, г. Нижний Тагил)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-1-35-39
Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния стратегий родительского воспитания на развитие самооценки детей. Проблема рассматривается со стороны полных и неполных семей. Даны характеристики стилей семейного воспитания. Выделены особенности развития детей от 3 лет до периода подросткового возраста, а также виды самооценки. Представлены результаты исследования взаимосвязи самооценки и воспитательной практики родителей студентов-первокурсников, воспитывающихся в полной и неполной семье.
Ключевые слова: стиль семейного воспитания, самооценка, классификация стилей воспитания, виды самооценки, особенности развития детей.
Семья является главным институтом воспитания ребенка. Это обуславливается тем, что в кругу семьи ребенок проводит большее количество времени. И то, что ребенок приобретает в детские годы в семье, сопровождает его в дальнейшей жизни. В связи с такой важной ролью семейного воздействия на воспитание ребенка, встает вопрос о правильности воспитания. Важно узнать, как разные стили воспитания влияют на развитие самооценки ребенка.
Этот вопрос сегодня как никогда актуален. Именно от развития самооценки ребенка зависит его поведение, мысли, эмоции, мироощущение и, конечно, отношения с окружающими людьми. В настоящее время социум требует психически и психологически здоровую личность с развитыми интеллектуальными и коммуникабельными особенностями. Сегодня остро встает проблема и дезадаптации детей, которая также проявляется в нарушении связи с семьей и необходимости восстановления семьи как социального института.
В настоящее время растет тенденция расторжения браков, распада семьи как ячейки общества. Все чаще можно услышать сочетание слов «неполная семья». Неполная семья - это ячейка общества, состоящая из одного родителя (отца, мате-
ри или бабушки) и ребенка (детей). В то время как полная семья состоит из обоих родителей (мать и отец, бабушка и дедушка) и ребенка (детей).
Как известно, чаще семью оставляет мужчина. Этот факт, как доказали психологические исследования, свидетельствует о предпосылках нарушения развития ребенка. Это может проявляться в нарушении развития интеллектуальной сферы, недостаточного осуществления процесса половой идентификации ребенка, трудностях общения с противоположным полом и сильной, нездоровой привязанности к матери [1, с. 215].
Семья - единая деятельность, основанная на взаимоотношениях «родители-дети», однако целостную семейную картину создают все виды взаимоотношений в семье: «родитель-родитель», «родитель-ребенок», «ребенок-ребенок». Нарушение представленных видов взаимоотношений приводит к серьезным проблемам, которые проявляются в нарушении психического развития ребенка с последующим воздействием на самооценку [2, с. 108-109].
А.Л. Венгер определяет стиль семейного воспитания как стиль взаимоотношения с ребенком. В зависимости от характеристики взаимодействия с ребенком он выделяет 4 стиля воспитания: попуститель-
ский стиль (безразличный, равнодушный), либеральный стиль (невмешательский), авторитарный стиль (диктат, доминирование) и авторитетный стиль (демократический, сотруднический) [3, с. 1-2].
Каждый стиль формирует в ребенке следующие поведенческие привычки. Родители, которые воспитывают ребенка в попустительском стиле демонстрируют холодное отношение к ребенку, показывают безразличие к его потребностям и эмоциям, применяют метод «кнута и пряника» (наказание - поощрение) формируют в ребенке самостоятельность и недоверие. Такие дети часто чувствуют себя одинокими, не способными дружить и иметь свое мнение. Они часто вырастают подхалимами, ябедами и двуличными людьми [4, с. 16].
При либеральном стиле воспитания родители предоставляют полную свободу ребенку, основанную на доверительном и теплом отношении. Либеральные родители не оказывают помощь и поддержку ребенку и не хотят нести ответственность за результат воспитания ребенка. Такие дети вырастают либо замкнутыми, одинокими, неуверенными в себе и безответственными, либо импульсивными, активными и творческими людьми [4, с. 16-17].
Авторитарные родители проявляют холод и требовательность к ребенку. Такие родители сами диктую правила жизни ребенка, его окружения, поведения и даже выбора одежды. Такое поведение формирует в ребенке неуверенность в себе, за-цикленность на своих недостатках. Дети пассивны, агрессивны, враждебно настроены к миру [4, с. 17].
Родители, которые склонны к авторитетному стилю воспитания, выстраивают теплые отношения с ребенком, но при этом осуществляют высокий контроль над ним. Они интересуются эмоциональным состоянием ребенка, устанавливая правила поведения с учетом интересов и потребностей ребенка. В таких условиях вырастают самостоятельные, инициативные и уверенные в себе люди. Данный тип воспитания является самым эффективным и подходящим под современные требования обще-
ства, потому что он формирует гармоничный тип личности [4, с. 17].
При изучении самооценки детей важно учитывать психическое развитие ребенка в разные возрастные периоды: с года до трех лет ребенок осваивает логику человеческий отношений. Уже к году у ребенка развивается самосознание и самооценка. К трем же годам формируется самоидентификация, ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я.
В период с 3 лет до 4 лет дети наблюдается повышение стремление к общению с другими детьми. Физическая активность детей также стремительно развивается. На первый план выходит удовлетворение потребностей ребенка в физической активности, общении и знаниях об окружающем мире.
В период с 4 до 5 лет дети учатся специфике общения с разными людьми, преобладает потребность в сюжетно-ролевой игре для усвоения норм и правил общения. Физическая активность детей становится более четкой (дети развивают ловкость и координацию), любознательность растет.
В период с 5 до 7 лет дети стремятся познать себя и окружающих, формируют свое поведение. Этот период уделяет внимание развитию осанки, личность гигиены и физической активности [5, с. 15-16].
В 7 лет дети идут в школу и начинается период младшешкольного возраста. У детей продолжается рост и созревание костей скелета, продолжает развиваться ловкость и сила мышц. Происходит постепенное включение в трудовую деятельность, игра отходит на второй план. Психически подготовленные к школе дети быстро усваивают новые правила: требования учителя, правила поведения в классе, отношения с одноклассниками [6, с. 9].
В период подросткового возраста школьники проходят период реализации жизненных целей и выработку собственного мировоззрения. Социализация личности проходит через общение со сверстниками и совместную деятельность: осознание себя как личности, самосознание и осознание своей социальной позиции. Подростковый возраст достаточно сложен
в преодолении, так как школьники нуждаются в общении, признании себя как личности и потребности в защите, но в то же время в процессе обособления от взрослых. Поэтому важно обеспечивать ребенку не только положительную динамику развития личности, но и способствовать адекватному выборы жизненных целей и ориентиров, формировать творческий подход к разным видам деятельности и способствовать формированию материальных и духовных ценностей [7, с. 233-237].
Самооценка - это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей нравственных качеств и поступков, которые выступают важным регулятором поведения [1, с. 109]. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка ребенка до определенного периода является отражением отношения к нему взрослых, прежде всего родителей.
Самооценка бывает глобальной и частной, устойчивой и неустойчивой. Глобальная самооценка - это переживания человека о самом себе, своих чувствах и возможностях, частная самооценка показывает переживания каких-то деталей своей внешности, их одобрение или неодобрение. Об устойчивой самооценке свидетельствуют 2 фактора: адекватность (реальные представления о себе) и неадекватность (занижение или завышение своих качеств, возможностей и достижений). Неустойчивая самооценка чаще всего проявляется в подростковом возрасте, в период познания себя и изменений внешнего и внутреннего характера. Неустойчивая самооценка сопровождается резкими спадами и подъемами представлений о себе.
Несмотря на множество классификаций, в современной психологии принято различать три уровня самооценки: заниженная, адекватная и завышенная. Люди с заниженной самооценкой не могут адекватно оценить свои способности, принижая свои достоинства перед другими. Адекватная самооценка дает личности реальное пред-
ставление о самом себе, своих возможностях и поступках. Личность с завышенной самооценкой дает завышенные представления о самом себе [8, с. 204].
Проведя исследование оценки стилей воспитания родителей и уровня самооценки студентов 1 курса в возрасте 17-18 лет на базе Нижнетагильского государственного социального-педагогического института (ф) Российского государственного профессионально-педагогического университета, мы пришли к следующим выводам. Из общего количество опрошенных -49 человек, из них юношей - 14 (28,6%), девушек - 35 (71,4%), 31 человек отметили, что воспитываются в полной семье (63,3%), 18 человек - в неполных семьях (36,7%). У 12 человек из неполных семей — одна мама, у 2-х человек — один отец, у 4-х человек — опекуны женщины (бабушка, бывший опекун - мама). Диагностика самооценки студентов проводилась с помощью теста-опросника «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалёв), позволяющего выявить три уровня самооценки: высокий - от 0 до 25 баллов, средний -от 26 до 45 баллов, низкий - от 46 до 128 баллов. Для диагностики воспитательной практики родителей использовался опросник «Подростки о родителях» (Вассер-ман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е.). Оценка воспитательной практики каждого из родителей проводилась по пяти шкалам: позитивный интерес (POZ), директивность (DIR), враждебность (HOS), автономность (AUT), непоследовательность (NED). Статистическая обработка проводилась с помощью критериев корреляции Пирсона и Спирмена.
В группе студентов из полных семей (9 юношей, 22 девушки) были выявлены взаимосвязи между самооценкой и переменными, которые характеризуют воспитание матери как «позитивный интерес» и «непоследовательность». Данные свидетельствуют о повышенной самооценке юношей благодаря помощи и поддержки матери, но сыновья стремятся к сверхопеке со стороны взрослого человека (в лице матери) [9, с. 56]. Для девушек повышению самооценки способствует «позитивный интерес ма-
тери» и желание чувствовать отношение к себе как «к маленькому ребенку» [9, с. 65]. Фактором снижения самооценки опрошенных свидетельствует использование матерью непоследовательного стиля воспитания, который характеризуется как резкий перед от «господства силы и амбиций» до «сверхальтруизма» [9, с. 67].
Статистически значимых взаимосвязей самооценки студентов из полных семей с линиями воспитания отца не выявлено.
В группе студентов, воспитывающихся в неполных семьях с одной мамой или бабушкой (4 юноши, 12 девушек), выявлены значимые взаимосвязи между переменной «самооценка» и двумя переменными «враждебность», «позитивный интерес» со стороны матери. Позитивный интерес матери к дочери или сыну, способствующий повышению самооценки, проявляется так же, как и в полных семьях. Отсутствие по-
зитивного интереса снижает самооценку. По отношению к сыновьям оно проявляется как властность, подозрительность, тенденция к лидерству. По отношению к дочери —отсутствие ее психологического принятия матерью [9, с. 66].
Таким образом, влияние стиля семейного воспитания на самооценку подростка из полных и неполных семей позволило выделить две стороны, способствующие повышению самооценки со стороны матери (или бабушки-опекуна):
1) проявление позитивного интереса к своему ребенку, психологическое принятие взрослеющих сына и дочери;
2) уменьшение использования матерью непоследовательного стиля в воспитании детей. Статистически значимых взаимосвязей самооценки студентов из полных семей с линиями воспитания отца не выявлено.
Библиографический список
1. Сухопарова А.А. Психологические особенности воспитания детей в полной и неполной семье // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №3 (40). - С. 215-217.
2. Поляков Д.В., Дорофеева С.Г., Конопля Е.Н. Семья и ее роль в формировании самооценки у ребенка // Семья в современном мире. - 2017. - С. 108-112.
3. Орлова А.В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей дошкольного возраста//Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. -№8 (62), часть 2. - С. 111-114.
4. Лапшина Е.А., Дуда И.В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: психология и образование. - 2017. - №9 (39). - С. 15-18.
5. Кавынева О.Г., Введенский В.Н. Психологические детей дошкольного возраста // Universum: психология и образование. - 2017. - №11 (41). - С. 13-16.
6. Волков, Б. С. Психология младшего школьника: Учебное пособие. - М.: «Академический Проект», 2005. - 208 с.
7. Джиоева О.Ф. Особенности формирования личности в социальной среде // Приоритетные направления развития науки и образования. - 2015. - №2 (5). - С. 232-234.
8. Мухина Ю.И. Самооценка как форма проявления самосознания//Вопросы науки и образования. - 2018. - №3 (15). - С. 203-206
9. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. - СПб.: «Речь», 2004. - 256 с.
THE INFLUENCE OF FAMILY PARENTING STYLES ON A CHILD'S SELF-ESTEEM Ju.D. Veretennikova, Student
Supervisor: S.S. Petrova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) RSVPU (Russia, Nizhny Tagil)
Abstract. The article illustrates the problem of the influence of parenting strategies on the development of children's self-esteem. The problem is considered from the side of nuclear and single-parent families. The characteristics of the family parenting styles are given. The features of the development of children from 3 years of age to adolescence, as well as the types of self-esteem, are highlighted. There are the results of the research of the relationships between self-esteem and educational practice of the parents of freshmen who are brought up in nuclear and single-parent families in the article.
Keywords: family parenting style, self-esteem, classification of parenting styles, types of self-esteem, features of children's development.