ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА САМООЦЕНКУ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
И.В. Мешкова, канд. психол. наук, доцент
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (Россия, г. Нижний Тагил)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-6-2-23-25
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития самосознания в юности в контексте влияния родительских стратегий воспитания на самооценку юношей и девушек. Представлены результаты исследования взаимосвязи самооценки и воспитательной практики родителей студентов-первокурсников, воспитывающихся в полной и неполной семье.
Ключевые слова: самосознание; самооценка; юность; стратегии воспитания: позитивный интерес (POZ), директивность (DIR), враждебность (HOS), автономность (AUT), непоследовательность (NED).
Проблема развития самосознания личности на разных этапах онтогенеза сохраняет свою актуальность на протяжении длительного времени в отечественной и зарубежной психологии. Юношеский возраст характеризуется как период личностного и профессионального самоопределения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), как период сформировавшейся эго-идентич-ности (Э. Эриксон). В юности процесс самопознания становится более осмысленным, поиск ответов на смысложизненные вопросы приобретает особую значимость для дальнейшего саморазвития и самореализации.
Одним из структурных компонентов самосознания личности является самооценка, в которой отражается эмоциональное отношение человека к самому себе. По мнению многих современных исследователей (Н.Н. Авдеева, Д.Д. Барабанов, Н.А. Березнякова, О.Н. Кажарская и др.), «самооценка, как свойство личности и регулятор деятельности, поведения, активно продолжает обеспечивать личностные ориентиры в подростковом и юношеском возрасте» [1, с. 157].
В разные возрастные периоды самооценка формируется под влиянием многих факторов, одним из которых является семья. Семья, как первый социальный институт, играет ключевую роль в развитии самосознания и формировании самооцен-
ки человека. Как отмечают Т.А. Смахтина и А.С. Кубекова, «семейные взаимоотношения подростков имеют определенный опыт общения, родительского воспитания, их ошибок, совершаемых родителями на ранних этапах воспитания» [2].
Особенность юношеского возраста проявляется в том, что в этот период взросления человек склонен к рефлексивному анализу своей самооценки, сложившейся под влиянием воспитательного воздействия родителей. В исследовании, проведенном И.А Русяевой и И.В. Волковой, была выявлена корреляционная связь негативных детских воспоминаний у юношей и девушек 16-20 лет с самооценкой. «Заниженная или завышенная самооценка, связанная с обидой на родителей, чувством вины и стыда, может влиять на успехи или на неудачи молодого человека и на их восприятие» [3, с. 365].
Материалы и методы.
В исследовании, проведенном с целью выявления взаимосвязи между самооценкой юношей и девушек и воспитательной практикой родителей, приняли участие студенты 1 курса Нижнетагильского государственного социально-педагогического института в возрасте 17-18 лет. Общее количество опрошенных — 49 человек, из них юношей — 14 (28,6 %), девушек — 35 (71,4%). Из общей выборки 31 человек отметили, что воспитываются в полной се-
мье (63,3%), 18 человек — в неполных семьях (36,7%). У 12 человек из неполных семей — одна мама, у 2-х человек — один отец, у 4-х человек — опекуны женщины (бабушка, бывший опекун - мама).
Диагностика самооценки студентов проводилась с помощью теста-опросника «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалёв), позволяющего выявить три уровня самооценки: высокий — от 0 до 25 баллов, средний — от 26 до 45 баллов, низкий — от 46 до 128 баллов. Для диагностики воспитательной практики родителей использовался опросник «Подростки о родителях» (Вассерман Л.И., Горько-вая И.А., Ромицына Е.Е.). Оценка воспитательной практики каждого из родителей проводилась по пяти шкалам: позитивный интерес (POZ), директивность (DIR), враждебность (HOS), автономность (AUT), непоследовательность (NED). Статистическая обработка проводилась с помощью критериев корреляции Пирсона и Спирме-на.
Результаты исследования.
Корреляционный анализ проводился в двух группах. В первую группу вошли студенты из полных семей (ni = 31), во вторую группу — студенты из неполых семей, в которых воспитательное воздействие оказывали женщины (мама, бабушка, опекун-мама) (n2 = 16). В первой группе учитывались значения воспитательной практики обоих родителей (мать, отец) по пяти шкалам методики «Подростки о родителях». Во второй группе учитывались только значения пяти шкал методики «Подростки о родителях», характеризующие особенности воспитания со стороны матери.
В группе студентов из полных семей (9 юношей, 22 девушки) были выявлены две статистически значимые взаимосвязи (р = 0,05) между переменной «самооценка» и двумя переменными, характеризующими линии воспитания матери: «позитивный интерес» (r = - 0,372), «непоследовательность» (r = 0,443). Этот эмпирический факт свидетельствует о том, что повышению самооценки юношей способствует, с одной стороны, помощь и поддержка матери, сыновья «стремятся к сверхопеке
сильного, взрослого, самостоятельного человека» в лице матери [4, с. 56], с другой стороны, уменьшение использования матерью непоследовательного стиля в воспитании сыновей, характеризующегося чередованием «господства силы и амбиций» и «сверхальтруизма». Повышению самооценки девушек способствует «позитивный интерес матери», желаемое отношение матери к дочери как «к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи» [4, с. 65]. Снижению самооценки девушек способствует использование матерью непоследовательного стиля воспитания, под которым понимается резкий переход от очень строгого к либеральному стилю, и, наоборот, от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению [4, с. 67]. Статистически значимых взаимосвязей самооценки студентов из полных семей с линиями воспитания отца не выявлено.
В группе студентов, воспитывающихся в неполных семьях с одной мамой или бабушкой (4 юноши, 12 девушек), выявлены две статистически значимые взаимосвязи (р = 0,05) между переменной «самооценка» и двумя переменными, характеризующими линии воспитания матери: «враждебность» (Я = 0,509), «позитивный интерес» (Я = - 0,573). Позитивный интерес матери к дочери или сыну, способствующий повышению самооценки, проявляется так же, как и в полных семьях. Отсутствие позитивного интереса снижает самооценку. По отношению к сыновьям оно проявляется как властность, подозрительность, тенденция к лидерству. По отношению к дочери — как отсутствие ее психологического принятия матерью. Повышению самооценки, по мнению юношей и девушек, воспитывающихся в неполных семьях, способствует отсутствие враждебности со стороны матери. Напротив, снижает самооценку проявление враждебности со стороны матери. По отношению к сыну враждебность выражается в самолюбии, излишнем самоутверждении, агрессивности и чрезмерной строгости матери, ориентации матери исключительно на себя. Враждебность к дочери описывается как «подозрительное отношение к семейной среде»,
«дистанция по отношению к детям», «отгороженность и возвышение себя над другими» [4, с. 66].
Заключение.
Результаты проведенного исследования позволили выявить наличие эмпирического факта и особенности влияния воспитательной практики родителей на самооценку юношей и девушек, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Статистически было выявлено, что повышению самооценки юношей и девушек из полных семей способствуют две линии воспитательного воздействия матери:
1) проявление позитивного интереса к своему ребенку, психологическое принятие взрослеющих сына и дочери;
Библиографический список
1. Кажарская О.Н., Березнякова Н.А. Проблема авторитарного стиля семейного воспитания и самооценки в юношеском возрасте // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2021. № 04 (57). С. 157-164.
2. Смахтина Т.А., Кубекова А.С. Взаимосвязь стилей семейного воспитания и самооценки в подростковом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2019.
3. Русяева И.А., Волкова И.В. Связь детских воспоминаний и самооценки у юношей и девушек 16-20 лет // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58 (2). С. 365-369.
4. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. Учеб. пособие. СПб.: «Речь», 2004. 256 с.
THE INFLUENCE OF PARENTAL UPBRINGING STYLES ON THE SELF-ASSESSMENT OF YOUNG MEN AND WOMEN FROM COMPLETE
AND INCOMPLETE FAMILIES
I.V. Meshkova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch) of the Russian State Vocational Pedagogical University (Russia, Nizhny Tagil)
Abstract. The article deals with the problem of the development of self-awareness in youth in the context of the influence ofparenting strategies of upbringing on the self-esteem of young men and women. The paper presents the results of a study of the relationship between self-esteem and upbringing practice of the parents offirst-year students brought up in a complete and incomplete family.
Keywords: self-awareness; self-esteem; youth; parenting strategies: positive interest (POZ), directive (DIR), hostility (HOS), autonomy (A UT), inconsistency (NED).
2) уменьшение использования матерью непоследовательного стиля в воспитании детей. Статистически значимых взаимосвязей самооценки студентов из полных семей с линиями воспитания отца не выявлено.
В неполных семьях, где одна мама (или бабушка-опекун), способствуют повышению самооценки юношей и девушек две линии воспитания:
1) проявление позитивного интереса;
2) отсутствие враждебности со стороны матери.