Научная статья на тему 'Влияние стереотипов на качество жизни пожилых людей'

Влияние стереотипов на качество жизни пожилых людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
809
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние стереотипов на качество жизни пожилых людей»

© 2007 г. Н.А. Ермак

ВЛИЯНИЕ СТЕРЕОТИПОВ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

По данным различных социологов и демографов, старение общества в настоящее время стало общемировой тенденцией. В России более трети граждан составляют люди старшего возраста. В Ростовской области каждый пятый житель старше шестидесяти лет. Заботу о пожилых людях в обществе принято ограничивать сферой социальной защиты. В ней традиционно сложились три основных направления: пенсионное обеспечение, предоставление льгот и социальное обслуживание в стационарных и нестационарных условиях. Однако проблемы пожилых людей не исчерпываются, как многие привыкли считать, состоянием здоровья и недостаточным размером пенсий. К важнейшим критериям качества жизни пожилых исследователи относят способность поддерживать взаимоотношения и способность совершать социальную активность и выполнять различные роли. На качество жизни людей старшего возраста большое влияние оказывают бытующие в обществе стереотипы во взглядах на пожилой возраст. Психологические и социальные исследования показывают, что представления о пожилом возрасте в нашем обществе окутаны множеством стереотипов, причем большинство из них носит деструктивный характер. Их можно обнаружить, как в научных исследованиях, так и в обыденных представлениях.

Мы решили начать наше исследование с анализа одного государственного документа, который задает тон взаимоотношениям между различными поколениями нашего общества, так или иначе, влияя на конкретного человека, его психологическое состояние и качество жизни. Это - «Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации». В нём был обнаружен целый ряд психологических, личностных, медицинских, социальных стереотипных представлений о людях пожилого возраста. Геронтопсихо-логи, все как один, указывают на безусловную психосоциальную важность выхода человека на пенсию. Во многих возрастных классификациях именно он является рубиконом, отделяющим зрелый возраст от пожилого. В «Государственном докладе» этому моменту также придается большое значение, в нем говорится: «Выход на пенсию - ключевой момент в пожилом возрасте, который означает прекращение общественно-полезного труда» [1, с. 22]. «Пожилой человек перестает быть тружеником в общественном смысле» [1, с. 106]. То есть можно понять, что, выйдя на пенсию, человек становится бесполезным для общества. Если вспомнить историю развития нашей цивилизации, то на ранних этапах её становления стариков, часто независимо от их физических и психических индивидуальных особенностей просто-напросто убивали. Зачем кормить того, кто не приносит видимую пользу? Если рассматривать труд как создание материальных благ, то старики с этой точки зрения уже бесполезны. Нелепо бы было спорить, что с возрастом физические

силы человека ослабевают. В этом смысле всякого рода общественная деятельность пожилых людей так же бесполезна, как Истина, Добро и Красота. Материальных дивидендов они приносят мало. Стереотип о бесполезности людей пожилого возраста приводит к тому, что часть из них свой выход на пенсию воспринимает как сигнал конца своей полезности, безвозвратную потерю главного смысла всей жизни. В последние годы научные и социальные взгляды на понятие труда постепенно расширяются. Так, в «Докладе независимой Комиссии по проблемам народонаселения и качества жизни» труд рассматривается не только как занятость, направленная на воспроизводство материальных благ, но и как «неоплачиваемая деятельность, которая служит на пользу обществу в целом, семьям и отдельным людям, а также способствует справедливому распределению созданных благ» [2, с. 158]. В этом толковании общественно-полезный труд не только доступен для пожилых людей, но для многих из них составляет смысл жизни. Социологические исследования, приведенные в этом докладе, показывают, что каждый седьмой пенсионер по возрасту занимается различными видами подобной деятельности регулярно, а 30 % - время от времени. Назвать их деятельность «неоплачиваемой» -будет не верно. Неоплачиваемой с каких позиций - материальных? А как быть с моральной оплатой, которая всегда присутствует в жизнедеятельности человека. В случае с пожилыми людьми - это и социальная значимость, и самооценка, и чувство востребованности другими людьми. И говорить с этих позиций о прекращении «общественно-полезного труда» в пожилом возрасте было бы так же неверно, как лишать пожилого человека его социальной значимости.

Тем не менее в «Государственном докладе» речь идет о потере пожилым человеком его социальной роли: «Роль пожилого человека - очень неясная, и в обществе отсутствуют соответствующие ролевые ожидания» [1, с. 1, 156]. Что оставляет это положение пожилому человеку? Лишь биологическое доживание? Все-таки мы не варвары, и физического насилия не приемлем. Наши ученые на научных основах создали «теорию неучастия или освобождения». Её сторонники придерживаются мнения, что пожилой человек любит изоляцию, и сам добровольно уменьшает число контактов, обрекая себя на одиночество, которое таким образом является не только его сознательным выбором, но и благом. Согласно этой теории, пожилой человек чувствует себя защищенным, лишь когда избегает общественной активности. Следовательно, наступил пенсионный возраст, пришел человек домой, закрыл двери на замок, отключил телефон. И вот она - счастливая старость, освобожденная от социальных ролей и какой бы то ни было активности. Только почему-то эта «счастливая старость» напоминает психическое расстройство. Хотя, с другой стороны, как удобно представителям более мо-

лодых поколений, ведь такой пожилой человек будет требовать ото всех минимум участия. Мы не станем отрицать существование у некоторых пожилых людей форм поведения, вызванных у них разрывом общественных контактов, однако они являются скорее результатом действия общественных стереотипов, а не выражением внутренних закономерностей пожилого возраста. Многие известные геронтологи, например Н.Ф. Шахматов, часто обращаются к следующему факту: пожилая женщина, огородив своё жилище забором и заведя злую собаку, горько жаловалась на своё одиночество. С чего бы это?

Психологами доказано, что чувство ненужности, кото -рое возникает в связи с вышеизложенными стереотипами, как ничто другое способствует как психологическому, так и физическому увяданию человека. Крупный специалист в области геронтопсихологии Г. Томе провел интересные исследования, в результате которых была выявлена взаимосвязь между психическим состоянием, здоровьем и социальной активностью человека. Что касается здоровья пожилых людей, то в «Государственном докладе» приводятся данные, согласно которым практически каждый пожилой человек является носителем нескольких хронических заболеваний, а следовательно, и потребность в госпитализации у пожилых людей по отдельным видам специальной медицины в 1,5 - 3 раза выше, чем у молодого трудоспособного населения. И что самое интересное, в докладе сказано, что в связи с «дороговизной» терапии лечение пожилых людей неэффективно [1, с. 6, 105]. Действительно такие основные болезни человека, как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца и мозга, рак, диабет, паркинсонизм, неразрывно связаны со старением. Но так ли всё безнадёжно на самом деле? Сейчас в области медико-биологических наук происходят революционные события, которые могут привести к открытию новых важных механизмов и средств, увеличивающих продолжительность жизни. Ученые-медики всё чаще говорят о том, что уже не за горами ликвидация основных заболеваний пожилого человека. Академиком и вице-президентом Академии медицинских наук Украины, руководителем отдела биологии старения Института геронтологии АМН Украины В.В. Фроль-кис были проведены исследования, позволяющие говорить об открытии механизма связи старения и болезней. Учёный считает, что в зависимости от изменения работы того или иного гена при старении, развивается та или иная патология. На этой основе был разработан принципиально новый подход к лечению основных болезней человека, который был назван генорегуляторная терапия. Это комплекс воздействий, препятствующих нарушению регуляции генов, которые ведут к возникновению болезней. Экспериментальная проверка показала, что генорегуляторная терапия очень эффективна при лечении атеросклероза и других болезней, характерных для старости. Исследования В.В. Фролькиса позволили выявить то, что в пожилом возрасте наряду с инволюционными процессами существуют процессы, получившие название витаукт (vita - жизнь, auctum -увеличивать). Они стабилизируют жизнедеятельность организма, поддерживают его полноценное существо-

вание и высокую жизнеспособность, а также способны восстанавливать многие изменения, обусловленные биологическими процессами, что способствует возникновению новых адаптационных механизмов [3].

Стереотипное акцентирование общества на неизбежности болезней пожилого возраста нередко приводит к тому, что борьба с болезнями и посещение врачей становится главным занятием человека. Быстрые инволюционные процессы, происходящие с некоторыми пожилыми людьми вскоре после их выхода на пенсию, являются следствием их неспособности противостоять мощному натиску социальных стереотипов. Психофизиологические изменения характерны для переходных моментов всех возрастных категорий, но почему-то принято считать, что именно в пожилом возрасте люди испытывают от этого наибольшие затруднения.

Касаясь взаимоотношений пожилых людей в социуме, авторы доклада отмечают межпоколенческую агрессивность, которая, по-нашему мнению, является то ли следствием, то ли подтверждением ещё одной теории понимания процесса старения - «теории разъединения». Согласно ей, старение понимается как «неизбежное взаимное отдаление, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями. Этот процесс может быть инициирован обеими сторонами, и характеризуется взаимным дистанцированием и видоизмененным характером отношений...» [4, с. 51]. Возможно, «межпоколенческая агрессивность» как раз и являет собой эти «видоизменённые отношения»? Многие молодые люди, с кото -рыми мы беседовали об их отношении к представителям старшего поколения, часто жаловались на несносный характер пожилых людей, отмечая с их стороны агрессивные проявления по отношению к молодежи, их склонность поучать и делать замечания. Но, как оказалось, не только молодежь страдает от «агрессивных нападок» стариков. Психотерапевт В. Сатир, занимающийся внутрисемейными проблемами, отмечает, что многие пожилые люди обращаются с просьбой помочь им избежать диктата выросших детей. И когда психотерапевт беседует об этой проблеме с их детьми, то для них эта ситуация часто становится настоящим открытием, и они выражают искреннее удивление от того, что чувствуют их родители [5]. Особенно удручающим, на наш взгляд, в «теории разъединения» является постулат о «неизбежности взаимного отдаления» поколений. Он заранее делает бессмысленными и обреченными на провал любые попытки налаживания взаимоотношений между людьми, потому что нет смысла бороться с тем, что неизбежно. Остается только замкнуться в себе и жить согласно «теории неучастия». Только вот откуда берется тогда ещё одна поднимаемая в «Государственном докладе» психологическая проблема пожилых людей - одиночество? Если исходить из «теории неучастия», такой проблемы в принципе быть не может. Ну, живут себе 42 % пенсионеров одни, наслаждаясь собственной изоляцией и защищенностью от социальной активности. Многими исследователями особенно подчеркивается женское одиночество в по-

жилом возрасте. В этом смысле мы можем говорить о тотальном женском одиночестве. Но что есть одиночество - семейный статус или чувство? Превышение численности женского населения стало общесоциальной закономерностью наших дней. Природа изначально заложила в женщину гораздо большую способность к адаптации к катаклизмам окружающей жизненной среды, поэтому живут они дольше мужчин. Кроме того, дисбаланс женщин в старшей возрастной группе обусловлен потерями в Великой Отечественной войне. Так, среди пожилых людей в 9 раз больше одиноких женщин, чем мужчин [1, с. 154]. Это является общемировой тенденцией. Исследователи отмечают, что во всех развитых странах женщины живут дольше мужчин в среднем на 2-5 лет. В нашей стране этот разрыв в настоящее время составляет - 12,5 года [4, с. 88]. Но разве это повод для одиночества? Та же способность к адаптации позволяет женщинам не испытывать чувства одиночества, а дает возможность воспользоваться положительными возможностями нового состояния. Работая с пожилыми людьми, среди которых большинство пожилых женщин, оставшихся без мужа, нам не раз приходилось слышать об этих новых возможностях одинокого состояния, не имеющего никакого отношения к чувству одиночества. К главному достоинству обретенного одиночества они отнесли освободившееся время, которое раньше тратили на ведение домашнего хозяйства, уход за мужем, а теперь могут посвятить своим интересам - чтению книг, прогулкам с ровесницами, рукоделию, заботам о своем физическом состоянии. Большинство женщин отрицало возможность нового союза с мужчиной. В то время как мужчины, ставшие одинокими, с трудом приспосабливаются к новому состоянию и стремятся поскорей обрести заботившуюся о них женщину. Поэтому уместнее было бы говорить о проблеме мужского одиночества, которое выражается не в количественном, как у женщин, а в качественном показателе. Известный философ А. Шопенгауэр, достигнув пожилого возраста, говорил, что чувство одиночества так же, как и чувство непонимания со стороны окружающих, с которыми сталкивается человек, типично для всех возрастов. С годами люди привыкают и легче мирятся с одиночеством, а в старости впервые начинают осознавать его преимущества [6]. Поэтому если рассматривать одиночество как чувство, то оно не имеет большого отношения к возрастной и половой принадлежности, к семейному положению человека, наличию или отсутствию у него близких родственников. (Виртуальное наличие родственников, разделяющих «теорию неучастия» от чувства одиночества не спасает.) И, по нашему мнению, одиночество проблемой пожилого возраста не является, хотя и занимает в ней своё, обусловленное человеческой психологией место.

К общественным стереотипам так же относится взгляд на старость как на возраст потерь. Так, немецкие исследователи в области гуманистической психиатрии К.П. Кискер, Г. Фрайбергер, Г.К. Розе, Э. Вульф, все явления, к которым адаптируются люди в пожилом возрасте, объединили одним словом - утрата [7]. К

одной из таких утрат относят потерю сексуальной идентичности. Широкое распространение в наше время получает мнение о десексуализации пожилых людей, о том, что они перестают следовать половым ролям, следить за своим внешнем видом, стремиться выглядеть привлекательно. Позвольте не согласиться, в своей практике мы сталкивались с совсем другими примерами. Так, Любовь Ивановну в её 77 лет очень беспокоит её фигура. Она рассказывает, что по утрам она делает зарядку, чтобы не поправиться. Она сравнивает себя с другими «более молодыми» дамами близких лет, и ей доставляет удовольствие, когда это сравнение оказывается не в их пользу. Кроме того, у неё есть поклонник, некий «телефонный террорист», которому она не отвечает взаимностью, а он продолжает настойчиво донимать её звонками. Еще один пример из жизни. В 1985 г. автор исследования начала учиться в Ростовском художественном училище и поселилась на квартире у одной пожилой дамы Антонины Ивановны, которой тогда было уже за 70 лет, невольно став свидетелем того, как разворачивался её «роман» с одним пожилым джентльменом. Взявшись за ручки, они ходили в кино, а по вечерам Дмитрий Иосифович звонил ей и долго читал стихи. И лишь через некоторое время она разрешила ему бывать у себя. Теперь по вечерам они играли в лото. А потом они стали неразлучны. Как-то, надев боевые ордена, Антонина Ивановна и Дмитрий Иосифович отправились в фотоателье, где их очень смутил молодой фотограф, тем, что принял за супругов. Вот вам и десексуализация, и «возраст потерь».

Социальные стереотипы оказывают влияние как на отношение в обществе к пожилым людям, так и на их самовосприятие. Это своего рода «прокрустово ложе», в которое общество «вгоняет» пожилых людей, которые не в силах им противостоять и поэтому вынуждены «соответствовать». В фундаментальной работе «Психология человека от рождения до смерти» говорится о том, что, с одной стороны, эти люди не находят в себе сил противостоять негативным шаблонам, предписанным обществом, а с другой - испытывают страх подтвердить их своим поведением и натолкнуться на обидные замечания в свой адрес [8]. Поэтому, стремясь избежать негативных ситуаций, они «надевают» на себя «маску» беспомощности, которая потом «прирастает» и регулирует поведение. Так, вполне активный и деятельный для своих семидесяти лет Федор Григорьевич, всякий раз в оцепенении замирает перед дорогой, которую необходимо перейти, и может долго стоять в ожидании помощи. Таким образом, стремясь «убежать» от негативных стереотипов, пожилые люди «попадаются» в собственные же «ловушки». Как подтверждают исследования, многие люди старшего возраста вынуждены отказываться от прежних интересов и действий не из-за недостатка сил на их выполнение, а из-за боязни показаться смешными. Стереотипы блокируют реальные возможности пожилых людей быть счастливыми, и программируют негативную динамику их психики. Мы видим, что социальные стереотипы имеют место как в обыденных, так и научных представ-

лениях на пожилой возраст. Они оказывают существенное влияние на пожилого человека, но и сам человек влияет на них, когда вольно или не вольно принимает их в свою жизнь, и таким образом подтверждает их правоту, или же наоборот, не принимая, своей жизнью опровергает их. Таким образом, мы можем утвердительно сказать, что качество жизни людей старшего возраста, их способность выполнять различные роли в социуме, вести активную и наполненную смыслом жизнь напрямую связано со стереотипами в представлениях на пожилой возраст.

Литература

1. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации / Под общ. ред. Г.Н. Кареловой. М., 2001.

2. Заботясь о будущем: Доклад независимой Комис -сии по проблемам народонаселения и качества жизни: Пер. с англ. М., 1998.

3. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. Л., 1988.

4. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие: 2-е изд. М., 2003.

5. Сатир В. Как строить себя и семью. М., 1992.

6. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. М., 1996.

7. Киснер К.П., Фрайбергер Г., Розе Г.К., Вульф Э. Психиатрия, психосоматика, психотерапия: Пер. с нем. (Гуманистическая психиатрия). М., 1999.

8. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.Н. Реана. СПб., 2001.

Южно-Российский государственный технический университет 20 ноября 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.