Научная статья на тему 'Взаимосвязь теорий старения и межпоколенного подхода в социальном воспитании'

Взаимосвязь теорий старения и межпоколенного подхода в социальном воспитании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2154
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИИ СТАРЕНИЯ / ГЕРОНТОЛОГИЯ / МЕЖПОКОЛЕННЫЙ ПОДХОД / ЭЙДЖИЗМ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фокина Е. В.

Рассмотрены различные теории старения и то, как их нужно учитывать в организации межпоколенных проектов в социальном воспитании подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONNECTION OF THEORIES OF AGING AND INTERGENERATIONAL APPROACH IN SOCIAL EDUCATION

In this abstract different theories of aging are observed and the way they are taken into account in organizing intergenerational projects in social education of teenagers.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь теорий старения и межпоколенного подхода в социальном воспитании»

УКД 621. 833

Е.В.Фокина, аспирант,(4872) 569463, [email protected] (Россия, Кострома, КГУ)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕОРИЙ СТАРЕНИЯ И МЕЖПОКОЛЕННОГО ПОДХОДА В СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Рассмотрены различные теории старения и то, как их нужно учитывать в организации межпоколенных проектов в социальном воспитании подростков.

Ключевые слова: теории старения, геронтология, межпоколенный подход, эйджизм, социальное воспитание, социальные проекты.

В начале XX века в геронтологии предпринимаются попытки теоретически систематизировать данные, характеризующие старость, что приводит к появлению теорий, которые интерпретируют и обобщают опыт, информацию и результаты наблюдений. В конечном итоге начинает возводиться методологическая база под социально-геронтологическую работу с пожилыми клиентами, которая позволяет предвидеть ее содержание и методы.

Одной из первых социальных теорией старения, основателем которой был Карп (Carp), появившихся в США в 50-е годы XX века, и которая напрямую связана с межпоколенным подходом, можно считать «Теорию освобождения или разъединения». Согласно этой теории старшее и младшее поколения и общество в целом расходятся ради общего интереса и психологического благополучия пожилых людей. Пожилые люди отчуждаются от тех, кто моложе, отдаляются от них. Эта теория вызвала резкую критику как ученых, так и практических работников, общественности, так как “освобождение”, “разъединение”, “удаление” пожилого человека от общества не является неизбежным результатом старения, а новое равновесие - естественным. Освобождение возможно как один из путей, который может избрать для себя отдельный пожилой человек.

По нашему мнению, эта теория действительно негативна, так как разъединяет поколения в семьях, отцов и детей, дедов и внуков, создает при ее реализации «седые» кварталы в городах и «умирающие» деревни. Если ей следуют в социальном воспитании, в социальной работе, то возникают специальные дома, общежития для престарелых, удаленные от существующего социума, где пожилые люди живут изолированно от остального общества. Такое разделение поколений плохо влияет как на жизнедеятельность пожилых людей, так и на представителей более молодых поколений.

В противовес этой теории освобождения американский исследователь Хэвигхерст (1963) (Havighurst) и его коллеги выдвинули «Теорию активности». Согласно этой теории стареющие люди должны

оставаться активными как можно дольше, заменяя свою традиционную деятельность новыми видами и формами. Например, пожилая медсестра или учитель могут использовать свои знания, умения и навыки работы в самых разнообразных видах взаимодействия с другими людьми, в том числе и в волонтерской работе. Это можно сказать и о пожилых врачах, юристах, всех, кто работает в системе “человек — человек” и кто в пожилом возрасте в облегченных формах и видах активности способен эффективно работать и комфортно взаимодействовать с другими людьми, особенно молодыми.

Вступая в старость, пожилые люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества. Данная теория отвечает настроениям наиболее физически здоровой и социально активной части пожилых граждан, которые с возрастом начинают уделять больше внимания волонтерской работе и скорей являются не объектом социальной работы, а ее субъектом. Однако возраст здоровья и сил не прибавляет, поэтому теория активности не является всеохватывающей. Вместе с тем отметим, что согласно этой теории любой пожилой человек может найти себе активное место в обществе, соответствующее его здоровью, жизненным планам, интересам и способностям. В настоящее время эта теория является одной из самых разработанных и служит основой для многих социальных программ и проектов, в том числе и межпоколенных.

Говоря о «Теории активности» и ее связи с межпоколенным подходом, следует остановиться на «Теории продуктивного старения». Понятие продуктивность почти всегда ассоциируется с оплачиваемым трудом и принижает не только неоплачиваемую работу старых людей, но и неоплачиваемую работу любого человека. Ярким примером тому является так называемый “женский труд”: приготовление еды, уборка дома, стирка, уход за детьми и т.д. Поскольку он практически не оплачивается, то его не считают работой. Неработающие вне дома женщины, домохозяйки “не работают”, хотя занимаются приготовлением пищи, заботятся о муже, детях, других членах семьи. А ведь это почетная и продуктивная работа. Согласно теории продуктивного старения, любая работа, как оплачиваемая, так и неоплачиваемая, выполняемая пожилыми людьми и связанная с производством товаров и оказанием услуг, считается продуктивной. Волонтерская, добровольческая деятельность пожилых как дома, так и вне его вполне подходит под эти критерии. Продуктивные действующие пожилые люди, регулируя свои устремления и поведение, сохраняют чувство компетентности в постоянно меняющейся социальной среде и являются социально активными. К формам продуктивной активности кроме волонтёрской можно отнести и заботу о младших, других членах семьи, знакомых, шефская помощь молодым людям (наставничество), занятие любимым делом, хобби и др.

Многие пожилые люди, имеющие большой жизненный и профессиональный опыт, активно включаются в военно-патриотическую, краеведческую, поисковую, культурно-просветительскую, шефскую, иную волонтерскую работу, которая непосредственно связана с социальным воспитанием подростков. Такие пожилые люди живут продуктивной жизнью, сочетая добровольческую работу и посильную деятельность, что в условиях старения обеспечивает достаточный баланс активности и интереса к жизни. Рассмотренная теория является ведущей при разработке многих межпоколенных проектов.

«Ролевая теория старения». Это теория возникла из идеи фокусированной на приспособление человека к ролям, превалирующим в обществе. Говоря о старении, акцент в этой теории сделан на приспособлении человека к смене роли на последнем этапе жизни. Возрастные ограничения бывают как формальными, выраженными законами и правилами (выход на пенсию), так и неформальными, выраженными общественным мнением, субкультурой (пожилой человек практически заканчивает учиться, пожилые люди редко вступают в брак и др.). Пожилые люди, так же как и молодежь, должны быть подготовлены к ролям, свойственным возрасту, а также к их потере или прекращению. Например, потери роли мужа или жены, отца или матери, кормильца, опекуна, начальника, независимого человека. Пожилому человеку и связанным с ним молодым людям следует помочь освоить новые социальные роли: пенсионера, дедушки или бабушки, зависимого человека, вдовца/вдовы или заботливого и внимательного внука/внучки, кормильца, помощника.

Рассмотрим это на примере роли дедушки или бабушки, во взаимодействии с которыми у подростков больше всего возникает конфликтных ситуаций. Пожилой человек, не освоивший роль бабушки или дедушки, продолжает вести себя авторитарно, как мать или отец, финансово содержащий семью. Вместе с тем все члены семьи понимают, что его финансовые возможности на пенсии ограничены (хотя и не у всех), потенциалы здоровья не те и он уже физически зависим от других членов семьи, поэтому и его роль во многих семье уже не так значима. Некоторые подростки это чувствуют и во многих случаях, пользуясь зависимым положением пожилого человека, унижают его. Поэтому в межпоколенных проектах следует учить пожилых людей как быть бабушками и дедушками, а молодых людей учить быть внимательными внуками и внучками.

Следует отметить, что в некоторых случаях потеря прежних ролей может сделать пожилого человека свободным в последние годы его жизни. Например, незамужние женщины, бездетные вдовы, занимающие с молодого возраста активные общественные роли, ограничивающие их поведение, при их потере в пожилом возрасте становятся более свободными. Пли пожилые мужчины, которые с

возрастом, наконец, освобождаются от бремени финансовой поддержки семьи, начинают вести более свободный образ жизни. В таких случаях потеря прежней роли не носит негативный характер, но вместе с тем необходимо, чтобы появились новые позитивные социальные роли, которые бы заполнили образовавшийся вакуум. Принципиально важным для реализации межпоколенного подхода в социальном воспитании является то, чтобы пожилой человек в своей новой роли не должен быть только её объектом (зависимым), а превращался бы в её субъект, играл посильную, значимую роль.

Говоря о социальных ролях, следует отметить, что они тесно связаны с рождением, полом, этнической принадлежностью, классом человека. Есть группы ролей, изначально ставящие человека в выигрышное или проигрышное положение. Например, рождение человека в богатой или бедной семье. Проигрышные роли тяжелым образом сказываются на судьбе человека, часто делая его незащищенным от бедности. Вместе с тем, пожилой возраст может дать человеку поразительные роли, сделать любого счастливым в это время жизни. Это, прежде всего, касается половых ролей. Пожилые женщины более жизнестойки, чем мужчины, эмоционально более спокойные и способные позаботиться о себе. И это несмотря на то, что они чаще живут в одиночестве, а многие имеют финансовые трудности. Возможно, дискриминация в течение всей жизни сделала их более жизнеспособными, позволила сохранить больше сил в пожилом возрасте. Поэтому пожилые женщины начинают больше ценить себя, учатся это делать, становятся независимыми. Это также надо учитывать в межпоколенных проектах.

«Теория непрерывности» также включает в себя теорию ролей. Согласно этой теории старение представляет собой процесс последовательной смены ролей. Пожилые люди берут на себе новые роли вместо тех, от которых они должны отказаться, приспосабливаясь, таким образом, к окружающему миру. Удовлетворение от жизни оценивается постоянством стиля жизни. Это как новое вино в старых бутылках. В межпоколенных проектах можно создавать различные роли для пожилых и молодых людей, которые позволят им гармонично жить рядом друг с другом.

Для связи теорий старения и межпоколенного подхода интересна «Теориия стратификации возраста», которая, как и ряд других, о которых будет сказано ниже, является интерпретацией теории активности. В этой теории вводится понятие “возрастная когорта (страта)”. Данная теория предполагает, что пожилые люди делятся на разные страты, различаясь по своему жизненному опыту и меняющимся ролям в зависимости от их возрастного уровня. Речь идет об особенностях различных поколений внутри пожилого возраста. Образ жизни и общие

особенности, присущие определенной возрастной группе (страте), предполагают, что каждая когорта людей пожилого возраста уникальна. Выделяют следующие возрастные когорты: молодые старые (от 65 до 75 лет), старые старые (от 75 до 84 лет) и самые старые старые (от 85 и старше). Выделяя возрастные когорты, отметим, что этот факт необходимо учитывать при разработке межпоколенных проектов для разных возрастных страт пожилых людей. В изменяющемся и стареющем мире необходимо ориентироваться на перспективную количественную составляющую возрастных когорт, а не на существующую. В противном случае возникает состояние, которое можно назвать “структурным отставанием”, т.е. когда педагоги работают в целом с группой пожилых и молодых людей, не выделяя и учитывая особенности их определенных возрастных страт.

«Теория социального обмена». Эта Теория была создана в 60-е годы XX века учеными Тибаутом и Келлей (Tuibaut and Kelly), которые утверждали, что власть, определяемая ими как контроль над другими, происходит от зависимости одного человека от другого. Зависимость рассматривается как состояние беспомощности, вызванное несправедливостями социальной среды. Они называют это “контроль за судьбой”, обращая внимание на то, что одним из распространенных недостатков зависимости является забота, которую необходимо проявлять при взаимодействии с тем, от кого человек зависит. В межпоколенных проектах подростки могут быть инициатором заботы (тимуровская работа). Применяя теорию социального обмена при разработке межпоколенных проектов, отметим, что зависимость пожилых больше связаны с дисбалансом социального обмена, чем с потребностями общества или выбором пожилых людей. Поскольку у пожилых меньше ресурсов и возможностей, ими управляют те, кто имеет инициативу, в данном случае подростки. Альтернативой зависимости является атмосфера уважения и согласия, которая достигается в межпоколенных проектах во взаимоотношениях пожилых и молодых.

«Теория событий жизни». Эта теория фокусируется на различных моделях событий жизни, стрессах, депрессиях, которые они вызывают. Можно выделить, по крайней мере, две модели событий жизни: переходная эпоха и стабильные социальные условия. История развития человечества подтверждает, что в мире периодически наблюдаются переходные эпохи, времена политических, интеллектуальных и эмоциональных брожений. Конец XX века в России яркий тому пример. Политическая система, экономический порядок, обычаи и нравственные нормы, долгое время считавшиеся абсолютными и непогрешимыми, отвергнуты как неадекватные, устаревшие, даже нереалистические. Пожилые люди тяжелее всех переживают такие эпохи и периоды нестабильности, с горечью обнаруживая, что идеи, принципы которыми

они дорожили, уже не в почете или объявлены фальшивыми. Молодые же люди, которые осваивают новые ценности (или не осваивают), критичны, а порой агрессивны в отношении ценностей, идеалов, образа жизни пожилых людей, что ведет к конфликту представителей разных поколений, глубокой депрессии и стрессам пожилых людей и требует особых межпоколенных проектов ддя их преодоления, влияющих как на представителей старшего, так и молодого поколения.

Времена стабильных социальных условий также не исключают глубокого стресса и депрессии. Жизнь любого человека является цепью различных событий, в том числе и негативных. Само событие, в том числе и негативное, не всегда ведёт к разрушительным последствиям, но по мере того, как они накапливаются, возникает серьёзная необходимость в специальных межпоколенных проектах. Пожилой человек может пережить смерть друзей, членов семьи, но накапливаются и такие, может быть не катастрофические потери, как, например, потеря волос, зубов, слуха, возможность получить половое удовлетворение, ловкости и др. Взглянув, как-то на себя в зеркало, пожилой человек может не увидеть того «молодца и красавца», каким он раньше был и, естественно, болезненно реагирует на такие потери, что может стать причиной глубокого стресса и депрессии. Это особенно важно знать и учитывать при разработке и реализации ряда межпоколенных проектов, особенно его молодым разработчикам, молодым людям вообще, кто взаимодействует с пожилыми.

Существует и ряд других геронтологических теорий, которые нужно учитывать в межпоколенных проектах, организуя социальное воспитание подростков.

Например, “Теория меньшинства” рассматривает пожилых людей как особую группу меньшинства в населении. Меньшинства, как известно, имеют более низкий социально-экономический статус, подвергаются дискриминации, являются объектом предубеждения других слоев, поколений населения, в нашем случае молодых людей, подростков. Отсюда возникает так называемый “эйджизм”, основанный на использовании негативных стереотипов и обобщений во взглядах на людей в зависимости от их возраста. Эта форма дискриминации людей пожилого возраста созвучно понятию “геронтофобия”, характеризующему негативные чувства людей, вызывающие отвращение к пожилым. Достаточно известно бытующее у определенной части молодых людей, подростков мнение о ненужности пожилых людей, которые свое отжили и должны освободить «место под солнцем» молодым. «Когда же ты помрешь!» - это далеко не единичное и самое циничное высказывание молодых людей, сказанное в сердцах.

Существует ряд терминов, например, “возрастная сегрегация”,

которая объясняет изолированность людей друг от друга, основанную на

возрасте. Данная изолированность случается в “серых” (седых) кварталах городов, возникает при выходе пожилых людей на пенсию и основана на различных потребностях, интересах людей разного возраста в образе жизни, социальных и иных службах. «Возрастная дискриминация»

раскрывает несправедливое отношение к человеку по возрастному признаку. Особым проявлением геронтофобии может служить теоретическое обоснование идеи эвтаназии пожилых в последний период их жизни, перед смертью. Согласно эвтаназии врач имеет право с согласия неизлечимо больного клиента прервать его жизнь. Эта теоретическая идея, противоречащая идеям христианства, справедливо критикуется во всём мире. Ее следование может логически привести к геноциду пожилых людей, когда врачи уже будут играть не главную роль. Отметим, что в ряде стран (например, в Голландии в 2001 году) эвтаназия получила парламентскую поддержку.

В любом обществе постоянно идут споры об эстетической ценности культур разных поколений. Поэтому закономерно появление “Теории субкультуры”. Эта теория относит представителей старшего поколения к определенной субкультуре и основывается на том, что существует особая культурная близость между людьми, принадлежащими к одной возрастной группе, а также исключение этой группы из культурного пространства других возрастных групп населения. Дискриминация, осмеяние культурных ценностей старшего поколения дает основание для выделения особой субкультуры старости. Поколение войны, послевоенное поколение с их особой оптимистической культурой, поколение пионерской и комсомольской молодости - все это становится субкультурой той или иной “пожилой” группы населения. Знания этих субкультур помогает педагогам организовать и реализовать в межпоколенных проектах то содержание и те методы, что позволяют найти и пожилым и молодым людям точки соприкосновения, расширить их интересы. Недаром в последние годы популярны так проекты, основанные на «ретро» культурных ценностях (например, проект «Достояние республики» на телевидении).

Отдельно рассмотрим психологические теории старения и их взаимосвязь с межпоколенным подходом на примере модели (человек -среда), разработанной американским исследователем Дж. Ветцель (Wetzel). Она изучает депрессии пожилых людей как результат их взаимодействия с другими людьми с учетом среды, в которой они находятся. Дж. Ветцель рассматривает несколько межпоколенных социальных программ и проектов, призванных изменить существующую реальность, ведущую к депрессии.

Например, Дж. Ветцель предлагает межпоколенную социальную программу “Молодежь и обзор жизни”. Эта программа очень активно влияет на развитие независимости пожилых и молодых людей. Любая программа с пожилыми людьми, в которой участвует молодежь,

автоматически обречена на успех. Молодые люди так же ценят независимость, как и пожилые. Молодежь, которая учится уважать пожилых, создает систему естественной поддержки, которой так часто не хватает у этого поколения. У них также формируется более положительный взгляд на их собственное старение по мере того, как негативные стереотипы исчезают, и у молодых людей возникает уважение к старшему поколению, и при этом, они отбрасывают свои страхи перед старением. В частности, в программе “Молодежь и образ жизни” пожилые люди, рассказывая молодым о своей жизни, лучше осознают свой жизненный опыт и у них развивается чувство собственного достоинства. Молодые люди, в свою очередь, получают информацию о прошлом и могут соотнести знания о жизни старшего поколения с современными условиями. Если в паре молодой - пожилой обе женщины, у них есть дополнительное преимущество сохранения своей женской истории. Поскольку учебники по истории (history) чаще рассказывают о свершениях мужчин, то некоторые даже называют такую информацию “ее историей” (herstory).

Другая программа “Творческие способности и образ жизни” направлена на то, чтобы использовать творческие способности пожилых людей для улучшения их депрессивного состояния. Г еронтологические исследования показывают, что творческие способности не обязательно должны ухудшаться в старости. У большинства здоровых пожилых людей понимание проблемных ситуаций, творческое понимание и образное мышление с возрастом часто становятся лучше. В межпоколенных проектах ее участники (подростки) записывают воспоминания пожилых людей о жизни на аудио- или видеокассету, оформляют их в виде журналов, коротких рассказов, романов, пьес, стихов, а также выражают с помощью различных средств изобразительных искусств и музыки. Подобное творчество оказывает сильное воздействие как на пожилых людей, так и на подростков. Известно даже, что творчество замедляло ухудшение состояния пожилых людей, страдающих болезнью Альцгеймера.

Рассмотренные нами выше разнообразные социальные теории старения и их взаимосвязь с межпоколенным подходом дают возможность сформировать ряд положений, которые определяют необходимость из учета при разработке и реализации межпоколенных проектов, являющихся средством социального воспитания:

1. Существует достаточная фундаментальная теоретическая база для разработки межпоколенных проектов в социальном воспитании подростков.

2. Разработаны теории старения, базирующиеся на разных

основаниях: собственно социальные, психологические, социально-

психологические и др..

3. Наличие разнообразных теорий старения даёт возможность разработать различные межпоколенные проекты, учитывающие особенности как пожилых, так и молодых людей и позволяющие охватить ими их различные группы и категории.

4. Содержание теорий старения определяет методы и формы социального воспитания в различных межпоколенных проектах.

5. Теории старения дают возможность понять суть тех социальных, экономических, психологических и иных изменений, которые ожидают пожилого человека, как самому пожилому, так и тем, кто с ним взаимодействует: членам семьи, педагогам, молодым людям.

6. Сложность, а порой разноречивость социальных теорий старения, требует специальной подготовки педагогов, разработчиков межпоколенных проектов.

Список литературы

1. Carp F.M. (1966). A Future for the Aged: Victoria Plaza and its Residents. Austin, TX: University of Texas Press.

2. Glaser B. & Straus, A. (1968), Time for Dying. Chicago, Illinois:

Aldine.

3. Havighurst R. J. (1963). Successful Aging. In Williams, R.H.; Tibbitts, C., & Donahue, W. (Eds.) Processes of Aging. New York: Atherton Press.

4. Thibaut J.W. & Kelley, H. H. (1986). Power & Dependence. The Social Psychology of Groups, Vol. 7. New York: John Wiley and Sons, pp. 100125.

5. Wetzel J.W. (2001). Mental Health Lessons from Abroad. In Midgely, J. & Hockenstad, M.C., Jr. (Eds.) Lessons from Abroad: Adapting International Social Welfare Innovations. Washington, DC: NASW Press pp. 97-102.

E. V. Fokina

CONNECTION OF THEORIES OF AGING AND INTERGENERATIONAL APPROACH IN SOCIAL EDUCATION

In this abstract different theories of aging are observed and the way they are taken into account in organizing intergenerational projects in social education of teenagers.

Key words: theories of aging, gerontology, intergenerational approach, ageism, social education, social projects.

Получено 20.03.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.